Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Я понял. "Вы бы еще юкагиров и самоедов привели" - Ваша риторика. Надо будет - приведу. Обсуждаемые названия в казахском монголизмы, что подтверждается данными др. тюркских языков.

Каких именно кроме долганского и якутского языков? Ногайский - шанырак. Башкирский - где-то шанырак, где-то саграк. Теперь в одиночестве трое. Есть еще каракалпаки, цаатаны, сойоты. По последним двум даже не догадываюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

И якутского и долганского, и хакасского и кыргызского. Такой разброс объясняется давностью. Таким образом, шанырак в казахском и связанных - недавнее заимствование из монгольских, при исконном тун(д)ук.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как называется войлок, накрываемый на тундук на хакасском, якутском и долганском? Этот войлок имеет продолжение опускаться на дверь как занавес.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Б.Х. Кармышева в примечании 23 статьи Основные виды переносного жилища узбеков (сб. Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 200) на С. 77 пишет:

Чангарак от тадж. чанбарак - обод, обруч. Как известна, лексика казахского языка изобилует фарсизмами. Объясняется это существовавшими издавна интенсивными экономическими и этнокультурными контактами населения Казахстана и Средней Азии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каких именно кроме долганского и якутского языков? Ногайский - шанырак. Башкирский - где-то шанырак, где-то саграк. Теперь в одиночестве трое. Есть еще каракалпаки, цаатаны, сойоты. По последним двум даже не догадываюсь.

При создании юрты человек употреблял его не только "большому дому"- макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенін басы ( букв. "голова кереге"); для обозначения частей юрты или ее элементов: (букв. "голова кереге"); керегенін козі (глаза кереге); керегенін кулагы (уши и ноги кереге); уыккоз (глаза для уыка); балашык (детеныш-самые короткие стержни в решетках); мандайша ( лоб-верхняя часть косяка двери); уйдін суйегі (кость-остов юрты); кіндік (пуповина-центр помещения юрты) и т.д. В названиях различных узорных лент ; баскур, аякбау, иыкбау, белдеу-понятия голова, нога, туловище, плечи в каждом случае сочетаются с понятием бау-узорная лента. Во всем этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира.

Шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передвался из поколения в поколение. Старшие дети отделялись от родителей получали енши (свою долю), в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иеси. Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ шанырака - крест в круге -знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.

Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой - между внешим и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: Солнцем, Луной и звездами. Наверное, в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундик) над шаныраком. В этом смысле для молодой усматривался глубокий символический смысл.

В представлениях казахов существовала какая-то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, плодовитости и т.д. По окружности купольного круга шанырак подвешиваются разноцветные шерстяные шнуры аякбау с кистями на концах, с преобладением красного цвета, или треугольные подвесы тумарша с пуговицами, которые выполняли функции оберега.

Обычно после окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался улкен уй ( большой дом), нередко назывался кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносился исследователями с небосводом. По мнению Н.Алимбая смысл понятия шанырак семантически восходит к Тенгри - верховному древних тюрков, космическим воплощением которого является бесконечное и огромное небесное пространство. По правой стороне улкен уй, соотносимой у тюркских народов с югом, в зависимости от генеалогической близости к "кара шанырак" и социального статуса в общине располагались юрты других членов рода. Восточная ориентация у тюрков, вероятно, была семантически связана с культом Солнца как главного Небесного Светила, восход которого символизировал обновление Мира и оживление Всего Сущего в гармоничном "освоенном" пространстве. "улкен уй - хранитель", "кара шанырак" символизировал собой величие и благополучие рода. Поэтому, ориентированность улкен уй на восточную сторону света имела всеобщую силу всех членов общины.

Несложная по технологии изготовления, очень удобная и практичная в пользовании, юрта являет собой социально-культурно и технологически организованную модель вселенной кочевника не только в ее этноэкологическом понимании, но и социо-культурном отношении. Пространство жилища предельно семантизировано: архитектоника юрты моделирует вертикальную трехярусную структуру Вселенной (так назывые верхнии, среднии и нижний миры), а в ее семантически значимых "точках" несегментированной жилой площади - тор - самое почетное место; ошак - центр; сол жак - левая сторона от входа; есик жак - буквально, около двери и т.п. как бы интериозируются основопологающие принципы социальных отношении у кочевников.

На уровне внутрижилищного пространства принцип "объединения дуального вечного мира выражался у казахов о подразделении жилого пространства на мужскую (он жак, правую) и женскую (сол жак, левую) части. Разделение на мужскую и женскую половины строго соблюдалось в традиционном быту кочевников.

Считалось, что мастер умрет если сделает и юрту и дверь к ней. По видимому, изготовление остова юрты и двери разными мастерами было обусловлено представлением об обязательном соединении в юрте двух начал "мужского и женского", реализовавшегося в соединении жениха и невесты.

Символом мужского начала являлся бакан - деревянный шест с раздвоенным (вильчатым) верхним концом. Сфера практического применения бакана чрезвычайна обширна. При этом явно прослеживается определенная сакрализация действий, связанных с баканом. Бакан использовался в родильной обрядности: он маркирует место родов и опорную конструкцию для роженицы. У казахов бакан устанавливался во время родов в правой части юрты, на некотором удалении от входа. От него к решеткам юрты кереге протягивали конскую уздечку так, чтобы она проходила у роженицы под мышкой. Бакан использовался и в свадебной обрядности. У казахов во время сватовства, ритуальных игр со сватами баканом толкают, "пихают" сватов; им перегораживают невесте вход в юрту жениха. Бакан фигурирует во многих свадебных выкупах казахов, символизировавших плату за переступание, перешагивание чего-либо. На связь бакана с идеей плодородия, размножения, роста, а возможно и жизненной силы, указывает обряд использования казахами конструкции в виде пирамиды из семи баканов для подвешивания шапки, в которую укладывают недоношенного ребенка.

Направленность символики на обеспечение плодородия, плодовитости и т .д. выражалась и в своем оформлении интерьера жилища. В казахской юрте, как и в жилище большинства тюркских народов, в орнаментике тканых полос, ковров, занавесей и т.п. преобладал красный цвет, ассоциировавшийся с идеей оплодотворения, роста, размножения. Но самое главное декор казахской юрты не только символ-демонстрация этнического духа и традиции, он прежде всего призван подчеркнуть соотнесенность "освоенного", предельно семантизированного пространства жилища с природным космосом как его первоосновой.

В центре юрты находится очаг. Это не только топографический центр ее, но и функционально важное, сакральное, священное место. Почитание очага выражалась в умилостивлении духа огня - хранителя очага. При первом заходе в юрту свекра или свекрови в свадебную юрту (отау) невеста лила растопленное сало в огонь очага. При этом отправитель обряда и присутствующие женщины проговаривали: "От-ана, Май-ана, жарылка" - "Мать-огонь, мать-Умай, блогослови". С почитанием очага, уважительным отношением к нему связаны запреты специально тушить огонь. Для далеких предков казахов угасание огня в очаге означало прекращение жизни семьи. Поэтому одним из самых тяжелых проклятии было: "Ошакта отын сонсін - "Пусть погаснет огонь в твоем очаге". В представлении казахов казан-ошак (очаг) является сиволом продолжения рода, функционирования семьи, поэтому казахская пословица гласит: "катыныннан айырылсан да казан-ошагыннан айырылма" киіз уй - "Хоть с женой разведешся, но некому не давай свой казан-ошак". Место складывания семейных принадлежностей - дук маркирует самую почетную часть юрты - тор - место, обладающее "наивысшей культурной ценностью". Устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места тор постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связана с представлением о связи ее с понятиями полодородие (плодовитость) - богатство - счастье. На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жук: нельзя взбираться на него, иначе благополучие, счастье уйдет (бак кеин кетед); станешь бедным (кедей боласын); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на неё и т.п.

Следующий аспект символики юрты - символизация социального (брачного) положения. Существует казахские выражения для обозначения брачного возраста - "Он бесте отау иеси", дословно "в пятнадцать лет -хозяин отец". Слово отау обозначает свадебную юрту. В честь установки свадебной юрты приносили в жертву барана. Женщины, принимавшие участие установке юрты, получали от матери жениха подарки за помощь при поднятии купольного круга (шанырак котерер), за покрытие юрты войлоками (отау жабар) и "выкупа" за осмотр новой юрты (отау коримдик).

Чрезвычайно сложна символика смерти, отраженная в юрте. Юрту в которой кто-либо умер, легко было отличить по внешнему виду: ее выделял среди других юрт, прежде всего траурный флаг. Практически вся символика юрты, связанная со смертью, выражала идею принадлежности к миру мертвых, все действия совершались с противоположным знаком. При оплакивании покойного женщины вставали спиной к очагу, лицом к решеткам юрты (в обычной ситуации это нежелательно, поскольку очаг - семантический центр, наиболее ритуальное место в юрте). В случае смерти человека, отмеченного какими-либо особенно отрицательными качествами, его тело выносили из юрты не через дверь, а протаскивали под отверстием приподнимаемого остова юрты. У казахов этот способ использовали в случае похорон двух или более человек. Одного из них выносили через дверь, а второго приподняв решетчатое основание юрты - жабыктан шыгарады.

Этикетные нормы традиционного казахского общества запрещали подъезжать к аулу и юрте на скаку или бегом (ауылга карап шаппа, жугирме) - это также считалось знаком известия о чьей-либо смерти. Входить в юрту следовало друг за другом; одновременное перешагивание порога с кем-либо осуждается, поскольку это разрешается только во время похоронно-поминальных обрядов.

Другим проявлением ситуации "смерть" являлось разрушение деревянного остова юрты, особенно дверных косяков. С этим связан запрет в обыденнной ситуации вставать на порог и опираться, прислоняться к дверному косяку, держаться за притолоку и т.п. - "босагага турма жетим боласын",-"не вставай на порог, осиротеешь".

В целом выражения, характеризующие целостность, сохранность, устойчивость деревянного остова юрты и ее войлочных покрытий, символизировали у казахов благополучие. Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, плодородия, роста, благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись категории и морали традиционного общества.

Таким образом, древнее жилище предков, место их постоянного обитания сакрализовано, защищено от зла. Форма жилища, его части, обращенные во все стороны света; материал, из которого строилось жилище, фактура, цвет, качество компонентов, составляющих юрту, все это связано с понятием - идеологическим зодчим и хранителем семейного благополучия древних казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут подумал, как можно определить была ли складная юрта. На материальном базисе, который по Марксу самый важный.

1. Если при хунну делали юрты из ив - то значит они были уже со стенами (кереге, терме - у нас вроде два этих слова) и уук'ами. Зачем нужна (горная) ива - для изгибов - зачем нужны изгибы - чтобы уменьшить нагрузку крыши на стены

2. Предположение уважаемого Hooker'а о том, что у некоторых народов вообще не было юрты или уважаемого enhd'а о том, что у некоторых народов не было юрты со стенами

Возможно гипотетически можно проверить следующим образом? Ива использовалась не только для жилища живых - она также использовалась для жилища мертвых. Если у народа жилища мертвых (гробы, стены и перекрытия могил, и т.п.) сделаны не из ивы, а из сосны, (березы?) или лиственницы - то значит их жилища были непереносимые чумообразные сосновые, восьмистенные?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, что Терме - это монголизм.

теру

1. Теру

1) гл. собирать; подбирать

гүл теру → собирать цветы

жидек теру → собирать ягоды

тезек теру → собирать кизяк

2) ткать пряжу (на домашнем станке)

3) набирать

әріп теру → полигр. набирать шрифты

мақаланы петитпен теру → полигр. набрать статью петитом

2.

1) сбор

мақта теру → сбор хлопка

мақта теруетін машина → хлопкоуборочная машина

2) полигр. набор

терме

I. лит. речитатив (музыкально-поэтический жанр народного творчества); стихотворно-напевная речь в вокально-музыкальном произведении

терме айту → петь речитативом

II. орнамент

терме ою → вышивать орнамент

терме басу → цветная широкая тесьма с орнаментом (применяется для украшения юрты)

терме алаша → палас с орнаментом; попона с орнаментом

терме жабу → попона с орнаментом (покрывало для лошади и верблюдов)

III. полигр. наборный

терме тақтасы → наборная доска

Обычный тюркизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно, в каких домах, жилищах жили гоктюрки? в деревянных домах как саянские народы или в юртах как казахи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там однозначно в юртах, как и у саянских народов :qyrgyz_new: , есть же вроде стихи у самого Ли Бо о юрте (если я не путаю). Если у Модэ были объеденены народы натягивающие луки, то у тюрков (Бумын) кажется писали, что были объеденены народы живущие за войлочными стенами (если я не путаю)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У кыргызов верхний круглый обод именуется словом түндүк. Этим же словом называется и кусок войлока, который закрывает собственно отверстие этого обода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У туркмен бытуют следующие наименования:

1. юрта - ой, гара ой

2. решетчатые стены - терим; отдельные части - канат, ганат.

3. жерди крыши - ук

4. верхний круг - туйнук. Туйнук состоит из нескольких кругов вставленных друг в друга, которые соединяются двумя или тремя пучками перекрещивающихся в центре тонких дугообразных перекладин - чагарак, чармык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Решетчатая стенка у большинства тюркских народов именуется словом "кереге", у туркмен, калмыков и западных монголов - терим, ногайцы именуют стенку словами - терим, терме, у башкир так именуется вся юрта.

Пучки тонких перекладин внутри купольного круга именуются - у казахов - кулдиреуиш, у туркмен - чагарак, чармык, у узбеков-карлуков и киргизов - чамбарак, чамгарак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У кочевых узбеков верхний купольный круг именуется словом - чангарак (чангарок), перекладины внутри круга - чаммак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вся эта информация из книги, которую уже привел ув. Стас - Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из чего следует, что казахи далеко не в одиночестве в использовании этого слова. Мало того, очень под сомнением, что слово шанырак-сангарак-сагарак монголизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ССМ жилище тангутов кажется названо как "терме кер".

У вас, калмыков и у омонголенных алтайцев и тыва этим словом сейчас называют решетчатые стены юрты "гер", а у нас, казахов, они "кер-еге".

По С.И.Ванштейну («Мир кочевников центра Азии", с.40–77), русское "терем, теремок" происходит от тюркского «терем» (см: "Словарь тюркизмов в русском языке»).

К примеру, тюрки Сев. Кавказа и башкиры юрту называют «терім», «терме» (терем, терме).

2. Предположение уважаемого Hooker'а о том, что у некоторых народов вообще не было юрты или уважаемого enhd'а о том, что у некоторых народов не было юрты со стенами

Тэрмэ,Тэрэм на монгольском значает жилье такого типа.Есть слова также "Майхан,Асар".

http://www.asar-maikhan.mn/

184. Халиудар Чахурхан хоёр, Ванханд хїрч, Хасарын їг гэж дээрх їгийг хэлэв. Тэр цагт Ван хан, алтан тэрэм (асар) босгож хуримлан байжээ. § 184. Qariudar Čaqurqan qoyar Vaŋ-qan-tur ķurču, Qasarun uķe keen, endeče uķuleĵu ileksen uķes uķuleĵuui.

Vaŋ-qan altan terme bosqaĵu, ķenet qurinlan aĵuui.

tibetsy-house.jpg

Традиционные жилища тангутов(тибетцев)Кочевническая палатка..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Из чего следует, что казахи далеко не в одиночестве в использовании этого слова. Мало того, очень под сомнением, что слово шанырак-сангарак-сагарак монголизм.

Смотря какого. Судя по данным Кармышевой, чангарак у казахов и близких к ним этнических групп фарсизм. Но попасть в лексику он мог и через монгольское посредство. Во всяком случае понятно, что слово носит узкоареальный характер и заимствовано относительно недавно. Ср. с распространенностью того же исконного тун(д)ука.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

түндік

I.

1) войлочное покрывало юрты (квадратная кошма, покрывающая верхний круг дымохода юрты, который открывают для выхода дыма или для проникновения света)

түндікті ашу → открывать тундик

түндікті жабу → закрывать тундик

◊ түндіктен құйылып тұрғандай → сыпется как из рога изобилия (букв. льется, как из тундика)

түндігі түрілді → поднялся небосвод, забрезжил рассвет

2) уст. посемейный налог

түндік төлеу → платить посемейный налог

3) очаг; дом; юрта

бұл ауыл неше түндік? → в этом ауле сколько домов?

түндік иесі → хозяин очага; глава семьи

түндік көтеру → ставить юрту для молодых

түндік бөлек болу → жить отдельно; жить отдельной семьей; жить отдельным домом

II. ночной; на одну ночь

бір түндік жол → дорога на одну ночь

екі түндік ұйқы → сон, длящийся две ночи

◊ түндік ас → ужин (для гостя)

түндік жақ → ночная сторона; север

С чего взяли, что это слово монголизм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

түндік

С чего взяли, что это слово монголизм?

Түнэр -(потемки, тьма, мрак)

Өрх-войлочное покрывало юрты.Вероятно,на языке көктуркютов это было Өргөө,Өрик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Түнэр -(потемки, тьма, мрак)

Өрх-войлочное покрывало юрты.Вероятно,на языке көктуркютов это было Өргөө,Өрик.

На тюркском войлок будет - кигиз, кииз

Ночь - Тун

День - Кун

Как будет ночь на монгольском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Смотря какого. Судя по данным Кармышевой, чангарак у казахов и близких к ним этнических групп фарсизм. Но попасть в лексику он мог и через монгольское посредство. Во всяком случае понятно, что слово носит узкоареальный характер и заимствовано относительно недавно. Ср. с распространенностью того же исконного тун(д)ука.

Туркменские чагарак, чармык, узбекское чангарак (чангарок), узбек-карлукское и кыргызское - чамбарак, чамгарак как наименования элементов купольного круга вполне соотносится с казахским шанырак. Т.е. купольный круг мог называться по наименованию одной из его частей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Здесь следует выяснить названия купольного круга и отдельных элементов юрты у монгольских народов - просьба к монголам и ойратам привести их, а также сибирских народов - хакасов, алтайцев и т.д. Тогда можно будет сделать выводы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В целом понятие окна (дымового, светового) у алтайцев, долган, кыргызов, хакасов, уйгуров, якутов передается словом тундук/туннук и пр. Т.е. возможно, что оно бытовало у пратюрков еще до изобретения юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...