Abdulla Опубликовано 20 декабря, 2014 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2014 Неизменными принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения – таыш, шаыра-бау, аран, уыбау, желбау, аябау и др. Двери юрты – саырлауы – украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, крпеше – ватными одеялами, расчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержасты– подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости – еще и сжасты, кпшік – подушки мягкие, набитые перьями. На стене вешали разноцветные ковры. В центре юрты ставили обычно очаг – треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом (дастархан) – скатертью. Сегодня юрты не утратили былой популярности среди пастухов, которые проводят лето на высокогорных пастбищах.В городах во время народных гуляний в центре города устанавливаются юрты,где горожан угощают вкусным казахским чаем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Abdulla Опубликовано 20 декабря, 2014 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2014 Историческое событие для казахстанской культуры. Искусство исполнения домбрового кюя и знания и навыки изготовления юрты признаны частью нематериального культурного наследия человечества. Наша страна впервые подавала свои заявки в ЮНЕСКО, и сразу - успех. Объявление результатов казахстанской заявки в штаб-квартире ЮНЕСКО ждали с самого утра. А состоялось оно буквально перед самым закрытием. До голосования страны не имеют права проводить презентации, делается лишь краткое описание и несколько фотографий. Так достигаются максимально равные условия. Зато сразу после объявления положительного результата в зале был развернут казахстанский флаг, а музыканты продемонстрировали собравшимся искусство исполнения кюя на домбре. Никаких дискуссий и ни единого мнения против. Аналогично легко проходит и голосование по второй номинации - на этот раз совместной с Кыргызстаном - «знания и навыки изготовления юрты». Помимо участия в самой заявке наша страна провела презентацию жилища кочевников. Вариант выставочный. Тем не менее, он позволяет увидеть, как все устроено. Сэмюэль Ли, директор Международного центра ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию в Азиатском и Тихоокеанском регионе: - Международное сообщество позитивно оценило номинации Казахстана. Центральная Азия пока не достаточно широко представлена в репрезентативном списке человечества, и для меня - большая радость, что кочевая цивилизация, ярким представителем которой является ваша страна, теперь в этом списке. На достигнутом Казахстан останавливаться не намерен. Право подавать заявки мы получили только год назад и уже внесли свои ценности в список богатств человечества, которые не оценить в денежном выражении. В планах на будущее - добиться признания айтыса, наурыза и соколиной охоты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 декабря, 2014 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2014 По сей день по степи КЗ кочевников нету, только пастухи редко-редко. Юрт нету, а аулы есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 декабря, 2014 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2014 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 17 января, 2015 Поделиться Опубликовано 17 января, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 19 января, 2015 Поделиться Опубликовано 19 января, 2015 По сей день по степи КЗ кочевников нету, только пастухи редко-редко. Юрт нету, а аулы есть. Вы так любите писать ни о чем, почему? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 января, 2015 Поделиться Опубликовано 20 января, 2015 Подумайте! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 30 января, 2015 Поделиться Опубликовано 30 января, 2015 Монгольская юрта.Южно-гобийский аймак.1949 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2015 Поделиться Опубликовано 30 января, 2015 А это не две казашки в гостях у монголки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 4 февраля, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2015 Инфографика кыргызской юрты: http://sputnik.kg/infographics/20150202/1014220571.html Русский вариант - http://ru.sputnik.kg/infographics/20150202/1014210540.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2015 Peachemaker, ваша ссылка на анонимную антиказахскую статью с политическим окрасом скрыта, здесь не место политике и национализму. Я вижу вы на протяжении последнего времени вместо обсуждения разнообразных исторических тем упорно решили продолжить свой троллинг в адрес казахского народа, предупреждения на вас не действуют, поэтому наверно буду обращаться к админу, чтобы он отправил вас отдохнуть и поразмыслить и на пару месяцев. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2015 Мебель казахской юрты, изготовляемая из дерева: Кебеже - сундук для посуды и некоторых сухих продуктов: Асадал - шкаф для посуды и некоторых сухих продуктов: Төсекағаш - кровать: Жастықағаш - подставка для подушек, которые ложились друг на друга, меньшая на большую по размеру, пирамидой Жүкаяқ - подставка для сложенных войлочных ковров: Адалбақан - вешалка для одежды в виде шеста с сучьями: Сандық или Әбдіра (юж. диал. - әбдіре) - сундуки разных размеров, как правило, обивались жестью и ставились друг на друга, меньший на больший по размеру, пирамидой: Қобда - небольшие сундучки, ларцы, шкатулки 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2015 Это только мебель, не затрагивая деревянных деталей самой юрты, а также предметов и внутреннего убранства юрты, изготовляемых из других материалов - войлока, чия, кожи, металла и прочего. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 31 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 1 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 1 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2015 В Красноярске выпал снег. К вечеру на улице бушевала настоящая пурга. В такую погоду хочется проводить досуг в каком-нибудь теплом уютном месте. Таким местом, вне всяких сомнений, является настоящая тувинская юрта. Она находится в центре города, на набережной Енисея. В юрте можно отведать разнообразный сибирский чай, послушать этническую музыку, посмотреть кино. На днях мы побывали там, и насладились звуком славянских духовых инструментов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2015 У нас до сих пор сугробы, только начинает таять, это в городе, а в аулах еще зима. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 17 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2015 Фото 1865-1872 годов: Юрта кыргызов в Сырдарьинской области. http://www.limon.kg/news:64266 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2015 В общем, что такое юрта нам известно, внутренние убранства, деление на правую и левую половины все как у всех лишь с некоторыми различиями в узорах, резьбе и т.д. Спросить не у кого и у меня остается еще один вопрос: почему у всех шаныраки (купол) с одним кольцом, а у каракалпаков с двойным кольцом, кстати, у некоторых групп туркмен шанырак также с двойным кольцом и больше ни у кого такую модель не видел. Наружное кольцо понятное дело для уыков (жерди), а для чего внутреннее - просто для красоты? Может есть знатоки? Может кто-то из каракалпаков или туркмен прояснит?! Каракалпакский шанырак всегда по такой форме, но юрта более высокую форму имеет из-за того, что жерди делаются более длинными. Об этой особенности каракалпакской юрты отметил А.Вамбери еще в 19 веке. Туркменский шанырак: у некоторых групп купол почти одинаков с каракалпакским, но юрта более низкая (жерди короткие). http://turkmen.ru/node/66 У разных этнических групп туркмен юрта различалась по форме купола, украшению декора и другими деталями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Баймурза Опубликовано 17 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2015 Окружность в окружности ни кого нету.Я думаю это энергия, движения или время. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2015 В общем, что такое юрта нам известно, внутренние убранства, деление на правую и левую половины все как у всех лишь с некоторыми различиями в узорах, резьбе и т.д. Спросить не у кого и у меня остается еще один вопрос: почему у всех шаныраки (купол) с одним кольцом, а у каракалпаков с двойным кольцом, кстати, у некоторых групп туркмен шанырак также с двойным кольцом и больше ни у кого такую модель не видел. Наружное кольцо понятное дело для уыков (жерди), а для чего внутреннее - просто для красоты? Может есть знатоки? Может кто-то из каракалпаков или туркмен прояснит?! Kamal, судя по фото в каракалпакском светодымовом обруче (каз: шаңырақ) и крестовин (каз: күлдіреуіш) больше, 8 и более. Отсюда у меня версия, может и то и другое результат материала, используемого каракалпаками для их изготовления, то есть для усиления и жесткости конструкции? Например, у нас 1 обод и по 3 перекрестных крестовин, потому что используется достаточно крепкий, легко сгибаемый и легкий тальник (каз: тал). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Баймурза Опубликовано 18 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2015 Если в целях укрепления,тогда все ууыки должны пройти через внутренней обруч.А здесь симметрично из каждый части три ууыка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 18 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2015 В общем, что такое юрта нам известно, внутренние убранства, деление на правую и левую половины все как у всех лишь с некоторыми различиями в узорах, резьбе и т.д. Спросить не у кого и у меня остается еще один вопрос: почему у всех шаныраки (купол) с одним кольцом, а у каракалпаков с двойным кольцом, кстати, у некоторых групп туркмен шанырак также с двойным кольцом и больше ни у кого такую модель не видел. Наружное кольцо понятное дело для уыков (жерди), а для чего внутреннее - просто для красоты? Может есть знатоки? Может кто-то из каракалпаков или туркмен прояснит?! Kamal, судя по фото в каракалпакском светодымовом обруче (каз: шаңырақ) и крестовин (каз: күлдіреуіш) больше, 8 и более. Отсюда у меня версия, может и то и другое результат материала, используемого каракалпаками для их изготовления, то есть для усиления и жесткости конструкции? Например, у нас 1 обод и по 3 перекрестных крестовин, потому что используется достаточно крепкий, легко сгибаемый и легкий тальник (каз: тал). Каракалпаки также используют тальник (ивняк), а потом к внутреннему ободу жерди не прикрепляются, а два обода соединяются между собой отдельными спицами, то есть, внутренний обод как бы лишняя деталь. Вот, думаю, зачем мастерам такие сложности, лишняя трата времени и материала? http://turkology.tk/library/287 По сообщениям информаторов, покровителем мастеров по изготовлению юрты был Ибрахим Халил (Али). Юрта сооружалась из тонкого, гибкого, крепкого ивняка (жаневит). Каракалпаки не использовали березу (кайын), мотивируя это тем, что береза принесет несчастье2. По традиционным представлениям каракалпаков мастер и его мастерская (киели)священны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Баймурза Опубликовано 18 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2015 Вот что меня интересует.Юрта это русские так называли и так пошло.А тюркское называние каруй,я думаю это сокращенно от карауй.Буквальный перевод чёрный дом.Почему тюрки своё жилище называли чёрным домом? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шелдон Купер Опубликовано 19 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2015 Вот что меня интересует.Юрта это русские так называли и так пошло.А тюркское называние каруй,я думаю это сокращенно от карауй.Буквальный перевод чёрный дом.Почему тюрки своё жилище называли чёрным домом? Кара, в смысле - обычный, заурядный. Карамал, красу, каратау, карасуек. Я, так думаю. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться