Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

Народ с названием ойрат был в 12-13 в. а народ с названием казах появился только в 15, и то по недоразумению, так он должен называться узбек.

 

То был не "народ", а только племя. А "казах" это не племя, а народ, вобравший все эти племена. Не путайте разные категории.

 

Да, все эти кыпчакские и могул-татарские племена образовали единое Казахское ханство в 15 веке, потому что всего составляющие, а это найманы, керейты, конгираты, дулаты, джалаиры, кыпчаки и другие предшествующих веков (12 -14 вв.) были родственными, близки культурно и говорили на одном языке, поэтому у нас уже начиная с 14-15 веков практически нет ни этнических различий, ни диалектов, ни различий в культуре, а есть только незначительные различия в словах и обычаях, вызванные различной региональностью и соседством с другими народами.

 

Напротив, отдельные племена и народности Монголии, АРВМ и Синьцзяня КНР еще не сложились в единые народы, у каждого из них своя самобытная культура и свой язык. Конечно, пройдет еще какая-то сотня лет и многие из них будут ассимилированы большинство - в Монголии халхасцами, в АРВМ и СУАР КНР - ханьцами.

Можно говорить как об образовавшихся народах только по российских бурятов и калмыков, которые в прошлые века консолидировались в единые нации. 

 

 

Судить понятиями 20 века о народе 13 нельзя. В любом случае ойраты 13 в. это не племя. Это союз нескольких групп, причем скорее не племенных, а феодальных. Узбеки дошли до этой стадии в 15 в. и только их осколки стали называться казахами.

 

Что касается терминов племя, народность, и т.п., то это пережитки сталинской этнографии, которой сейчас никто уже не пользуется.

 

 

Если ойраты 12-13 вв. по вашему не племя, то что? Какой еще союз? Может быть ОНР - ойратская народная республика? :lol:

 

А если серьезно, то не надо ничего выдумывать, про них все досконально описал Рашид-ад-дин хотя бы. У него это племя как и все причастные к тому времени и к его летописям татарские племена. Глава о них так и называется - Племя ойрат или "...племя ойрат, предводителем которого [был] Кутука-беки."

 

Кстати в главе об ойратах великий летописец упоминает и об их языке: "... их язык мугулский (в русском переводе естественно перешло в "монгольский"), но имеет небольшую разницу от языка других мугулских племен. Например, другие мугулы нож называют "кесуге" (от тюрк. кесу - резать), а они "худга" (используется ныне халхоязычными). Таких своих слов у них множество." А правителя ойратов, его сыновей и дочь называет тюркскими именами: Кутука-бек, Иналчи, Торэлчи, Огул-Каймыш.

 

Я вам черными буквами на белом фоне написал союз чего...

 

читайте ад-Дина внимательно, он достаточно об ойратах написал. А вот о казахах молчал.... потому что их не было ни как народа, ни как племени.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Специально залил виды казахских юрт 19 века из всех регионов страны чтобы раз и навсегда развеять миф о "халха-найманских, торгутских, калмакских, ойратских" юртах у казахов.

 

Уважаемый АКБ, все говорит как раз таки в пользу того, что тюркская юрта полностью приспособлена к кочевому быту. В тюркской юрте все бытовые вещи и утварь имеют определенные свои места. Думаю в монгольской юрте такого нет.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь идёт о первоначальном создателе  войлочной юрты.

Первоначальные создатели войлочных юрт это монголы.

 

Доказательство по этому поводу

 

 

 

§ 21. Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло), входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, той выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!

 

 

А теперь приведите хоть один пример источника где написано что тюрки или казахи изобрели войлочную юрт с решётчатыми стенами !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 «…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами,

… но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»

Мурад Аджи

 

Мурад Аджи Европа, тюрки, Великая Степь Мы — кипчаки!

Цитата

Неужели мы настолько оглупели, что все забыли?! Неужели наше духовное падение столь велико?.. А память столь коротка?

Похоже, что так — иные сочинители из Казахстана доказывают унылую «концепцию» кочевых цивилизаций… Нелепее трудно придумать. Никаких «кочевых цивилизаций» в Великой Степи у тюрков не было и быть не могло — это взаимоисключающие слова! Монголы были кочевниками, а кипчаки никогда кочевниками не были… и не хотят ими быть даже в сочинениях казахов!

Наши предки вели оседлый образ жизни, занимались земледелием

 

http://lib.rus.ec/b/171396/read

 

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Рубрук де В. Путешествие в Восточные страны Об их постелях, идолах и обрядах перед питьем

 

Когда они поставят дома, обратив ворота к югу, то помещают постель господина на северную сторону. Место женщин всегда с восточной стороны, то есть налево от хозяина дома, {94} когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, то есть направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. И над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемая братом хозяина; другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи; эти изображения прибиты к стене; а выше, среди них, находится еще одно изображение, маленькое и тонкое, являющееся, так сказать, сторожем всего дома. Госпожа дома помещает у своего правого бока, у ножек постели, на высоком месте козлиную шкурку, наполненную шерстью или другой материей, а возле нее маленькую статуэтку, смотрящую в направлении к служанкам и женщинам. Возле входа, со стороны женщин, есть опять другое изображение, с коровьим выменем, для женщин, которые доят коров; ибо доить коров принадлежит к обязанности женщин. С другой стороны входа, по направлению к мужчинам, есть другая статуя, с выменем кобылы, для мужчин, которые доят кобыл. И всякий раз, как они соберутся для питья, они сперва обрызгивают напитком то изображение, которое находится над головой господина, а затем другие изображения по порядку. После этого слуга выходит из дома с чашей и питьем и кропит трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того он повторяет то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того он обращается на запад, для выражения почтения к воде; на север они кропят (prohiciunt) в память умерших. Когда господин держит чашу в руке и должен пить, то, прежде чем пить, он выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву. Итак, когда слуга покропит таким образом на четыре стороны мира, он возвращается в дом; и два служителя с двумя чашами и столькими же блюдами стоят наготове, чтобы отнести питье господину и жене, сидящей на постели возле него, но повыше. И если у господина очень много жен, то та, с которой он спит ночью, сидит рядом с ним днем, а всем другим в тот день надлежит приходить к тому дому, и там в тот день происходит собрание, приносимые же подарки складываются в сокровищницы этой госпожи. При входе стоит скамья с бурдюком молока или другого какого питья и с чашами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь идёт о первоначальном создателе  войлочной юрты.

Первоначальные создатели войлочных юрт это монголы.

А теперь приведите хоть один пример источника где написано что тюрки или казахи изобрели войлочную юрт с решётчатыми стенами !

 

Тебе уж, Aza-Hooker-*MONGOL*-Peacemaker, не простительно так флудить, ведь ты на форуме уже ветеран, имеющий несколько ходок.  :osman6ue:

 

Отлистай несколько страниц по теме и поймешь, что кочевые тюрки широко использовали разные виды войлочной юрты (стационарные на телегах, разборные обыкновенные, грандиозные ханские, малые воинские и т.д.)  задолго до того, как в 15-16 веках стали образовываться современные монголоязычные племена, народы и их языки.

 

Особо обрати свой взгляд на казахские юрты на старинных фотографиях, боковые решетчатые стены которых (от которых происходит название ваших юрт "гер") достигают высоты современных квартирных потолков, около 2,2 - 2,5 м., а высота купола в центре юрты достигают 3-4 метров! И сравни теперь это великолепие с халхаской юртой, стены которой ниже роста человека.

 

Оспаривать очевидное дело упрямцев и глупцов. 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Рубрук де В. Путешествие в Восточные страны Об их постелях, идолах и обрядах перед питьем

 

Когда они поставят дома, обратив ворота к югу, то помещают постель господина на северную сторону. Место женщин всегда с восточной стороны, то есть налево от хозяина дома, {94} когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, то есть направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. И над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемая братом хозяина; другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи; эти изображения прибиты к стене; а выше, среди них, находится еще одно изображение, маленькое и тонкое, являющееся, так сказать, сторожем всего дома. Госпожа дома помещает у своего правого бока, у ножек постели, на высоком месте козлиную шкурку, наполненную шерстью или другой материей, а возле нее маленькую статуэтку, смотрящую в направлении к служанкам и женщинам. Возле входа, со стороны женщин, есть опять другое изображение, с коровьим выменем, для женщин, которые доят коров; ибо доить коров принадлежит к обязанности женщин. С другой стороны входа, по направлению к мужчинам, есть другая статуя, с выменем кобылы, для мужчин, которые доят кобыл. И всякий раз, как они соберутся для питья, они сперва обрызгивают напитком то изображение, которое находится над головой господина, а затем другие изображения по порядку. После этого слуга выходит из дома с чашей и питьем и кропит трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того он повторяет то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того он обращается на запад, для выражения почтения к воде; на север они кропят (prohiciunt) в память умерших. Когда господин держит чашу в руке и должен пить, то, прежде чем пить, он выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву. Итак, когда слуга покропит таким образом на четыре стороны мира, он возвращается в дом; и два служителя с двумя чашами и столькими же блюдами стоят наготове, чтобы отнести питье господину и жене, сидящей на постели возле него, но повыше. И если у господина очень много жен, то та, с которой он спит ночью, сидит рядом с ним днем, а всем другим в тот день надлежит приходить к тому дому, и там в тот день происходит собрание, приносимые же подарки складываются в сокровищницы этой госпожи. При входе стоит скамья с бурдюком молока или другого какого питья и с чашами.

 

 

Дружище Hooker, вы привели описание тюрков, халхасцы здесь не причем. Вот что он пишет дальше: "Они делают также для нужд важных господ каракомос, то есть черный кумыс." А если более тщательно проанализировать его описания, то вопросы о том, кого он описывал, вообще отпадут.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь идёт о первоначальном создателе  войлочной юрты.

Первоначальные создатели войлочных юрт это монголы.

 

Доказательство[/size] по [/size]этому [/size]поводу[/size]

 

 

 

§ 21. Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло),[/size] входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, той выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди![/size]

 

 

А теперь[/size] п[/size]риведите[/size] хоть один пример источника где написано что тюрки или казахи изобрели войлочную юрт с [/size]решётчатыми[/size] стенами [/size]![/size]

Зачем? Вы все равно не поверите...

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Речь идёт о первоначальном создателе  войлочной юрты.

Первоначальные создатели войлочных юрт это монголы.

А теперь приведите хоть один пример источника где написано что тюрки или казахи изобрели войлочную юрт с решётчатыми стенами !

 

Тебе уж, Aza-Hooker-*MONGOL*

Оспаривать очевидное дело упрямцев и глупцов. 

 

Вы глубоко ошибаетесь. Я не тот человек.

 

Вы приведите доказательство или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Рубрук де В. Путешествие в Восточные страны Об их постелях, идолах и обрядах перед питьем

 

Когда они поставят дома, обратив ворота к югу, то помещают постель господина на северную сторону. Место женщин всегда с восточной стороны, то есть налево от хозяина дома, {94} когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, то есть направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. И над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемая братом хозяина; другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи; эти изображения прибиты к стене; а выше, среди них, находится еще одно изображение, маленькое и тонкое, являющееся, так сказать, сторожем всего дома. Госпожа дома помещает у своего правого бока, у ножек постели, на высоком месте козлиную шкурку, наполненную шерстью или другой материей, а возле нее маленькую статуэтку, смотрящую в направлении к служанкам и женщинам. Возле входа, со стороны женщин, есть опять другое изображение, с коровьим выменем, для женщин, которые доят коров; ибо доить коров принадлежит к обязанности женщин. С другой стороны входа, по направлению к мужчинам, есть другая статуя, с выменем кобылы, для мужчин, которые доят кобыл. И всякий раз, как они соберутся для питья, они сперва обрызгивают напитком то изображение, которое находится над головой господина, а затем другие изображения по порядку. После этого слуга выходит из дома с чашей и питьем и кропит трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того он повторяет то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того он обращается на запад, для выражения почтения к воде; на север они кропят (prohiciunt) в память умерших. Когда господин держит чашу в руке и должен пить, то, прежде чем пить, он выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву. Итак, когда слуга покропит таким образом на четыре стороны мира, он возвращается в дом; и два служителя с двумя чашами и столькими же блюдами стоят наготове, чтобы отнести питье господину и жене, сидящей на постели возле него, но повыше. И если у господина очень много жен, то та, с которой он спит ночью, сидит рядом с ним днем, а всем другим в тот день надлежит приходить к тому дому, и там в тот день происходит собрание, приносимые же подарки складываются в сокровищницы этой госпожи. При входе стоит скамья с бурдюком молока или другого какого питья и с чашами.

 

 

Дружище Hooker, вы привели описание тюрков, халхасцы здесь не причем. Вот что он пишет дальше: "Они делают также для нужд важных господ каракомос, то есть черный кумыс." А если более тщательно проанализировать его описания, то вопросы о том, кого он описывал, вообще отпадут.  

 

Какие тюрки.В это время в Монголии небыло тюрков .

Не искажайте название.Написано космос.

У казахов дверь юрты ставится на восток.Так что это описание халха-монголов.

 К вашему сведению ,дверь многоугольных юрт или чум (срубные наземные жилища) у хакасов, алтайцев, якутов, тувинцев, шорцев всегда ставится на восток.

Не валяйте дурака!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие тюрки.В это время в Монголии небыло тюрков.

 

Не искажайте название.Написано космос.

У казахов дверь юрты ставится на восток.Так что это описание халха-монголов. К вашему сведению ,дверь многоугольных юрт или чум (срубные наземные жилища) у хакасов, алтайцев, якутов, тувинцев, шорцев всегда ставится на восток.

Не валяйте дурака!

 

Отважусь предположить, что вплоть до 14-15 вв. н.э. там издревле и непрерывно присутствовал тюркский пласт, который начиная с этого времени подвергся резкой и обширной халхизации. И вообще, неожиданное появление в 15-16 вв. на исторической арене и в письменных источниках монголоязычного пласта - это неразгаданная великая загадка науки, которая давно была бы разгадана, если бы не искусственное удревнение академической наукой истории монголоязычных путем отождествления их с тюрками "сяньбийцами", с тюрками "татарами" (мугальцами Могулистана) и другими.

 

А если копнуть глубже, то современные монголоязычные народы конечно же не могли в 14-15 вв. неожиданно свалиться с луны. Сама по себе напрашивается версия о тюркской основе современных монголоязычных народов, что подтверждается массой аргументов, но эта основа претерпела сильное постороннее влияние. Чье влияние? Ответ на этот вопрос и даст разгадку великой загадке истории!

 

А в остальных словах, про кумыс, двери юрты и прочее, вы, Aza-Hooker-*MONGOL*-Peacemaker, как всегда троллите. Монголоязычные не знают слова "кумыс", а тюркская юрта имела вход лицом как к восходу солнца, так и к солнцу в полудне, т.е. к югу. Нет времени, а то бы я повторно привел бы вам мой анализ описания татар Рубруком и слепому станет ясно, что описывал он вовсе не халхов, бурятов или калмыков, а кочевые тюркские племена! Будет время, запощу.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Увас юрты ещё крутятся как летающая тарелка ?

Утром к восходу солнца, а полудне к югу. Ни когда не слыхал такого . Но такого рода сочинения возможно имеют еще истинно литературного значения

Вы действительно больной человек.

 

icon_lol_4.gif  icon_finger_red.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Какие тюрки.В это время в Монголии небыло тюрков.

 

Не искажайте название.Написано космос.

У казахов дверь юрты ставится на восток.Так что это описание халха-монголов. К вашему сведению ,дверь многоугольных юрт или чум (срубные наземные жилища) у хакасов, алтайцев, якутов, тувинцев, шорцев всегда ставится на восток.

Не валяйте дурака!

 

«Народы мира – это перстень, Тюрки – алмаз в перстне мира» (перефразированная мною старая персидская пословица «Мир – это перстень, а Ормуз - алмаз в перстне мира»)

 

Y-DNA haplogroup:  Star-cluster С3       13 25 16 10 12-14 11 14 10 14 11 30 18 8-8      SNPs M217+

 

 

Интересный случай наблюдал сегодня на китайском сайте ranhaer.com. Объявился новый участник, как я понял, принадлежит к маньчжурскому клану Айсинь Гиоро. Был выложен его Y-STR гаплотип. Упоминалась ветвь F1144 гаплогруппы С-М217.

Приехав с работы домой, приготовился его посмотреть более тщательно. Увы, все посты исчезли!

 

http://forum.molgen....pic,726.15.html

qianlong.jpg

 

252px-Nurhaci_ekk.jpg

 

На поясе маньчжурских ханов-керейская тамга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У вас юрты ещё крутятся как летающая тарелка?

 

Рубрук де В. Путешествие в Восточные страны Об их постелях, идолах и обрядах перед питьем

Когда они [татары] поставят дома, обратив ворота к югу

 

Если не можете понять элементарных вещей, то скорее всего вы только что слезли с летающей тарелки.   :wacko: 

 

 

"Вход в [казахскую] юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема."

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fdecan.kz%2Fkazaxskie-zhilishha-2.html&ei=Dd-3U9jRIcLoywPkvYGICA&usg=AFQjCNGjBYP8WzP0vXG5OuLhAtmuL4S7iw&bvm=bv.70138588,d.bGQ&cad=rjt

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CDYQFjAE&url=http%3A%2F%2Fwww.cool4student.ru%2Fnode%2F1179&ei=Q-K3U_DULueNywPQooDYCQ&usg=AFQjCNFSuTOkkFxgyHltY5rp9zo9vuxIhg&bvm=bv.70138588,d.bGQ&cad=rjt

 

"Шаньюй [хуннов] в своей юрте «сидит на левой стороне, лицом к северу». Отсюда следует, что вход в юрту был с востока, как это было в кибитках современных нам тюркских народов - киргизов, казахов, башкир и других."

"Шицзи":

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CEUQFjAE&url=http%3A%2F%2Fkronk.spb.ru%2Flibrary%2Frudenko-si-1962-03.htm&ei=h-C3U_2pNsn-ygOjoYKQAg&usg=AFQjCNEmnHXIpMubJ0ooH94IXxzH-gRw-g&bvm=bv.70138588,d.bGQ&cad=rjt

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На поясе маньчжурских ханов-керейская тамга.

 

Может быть у маньчжуров и халхасцев порядок нанесения тамги и не был упорядочен и она ставилась куда заблагорассудится, но у тюркских племен с древнейших времен четко регламентированы области применения и предназначения тамг.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Рубрук де В. Путешествие в Восточные страны Об их постелях, идолах и обрядах перед питьем

Когда они поставят дома, обратив ворота к югу

 

 

У казахов дверь юрты ставится на восток. Так что это описание халха-монголов.

 

 

 

Вы вырвали из контекста то, что вам показалось похожим на халхаское, но сильно промахнулись.

 

Вот она гл.2 целиком "О татарах и их жилищах" (свои сравнения даю в скобках) :

 

"Они не имеют нигде постоянного местожительства и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца (СМ: во времена путешествия автора в 1253 - 1255 гг. от Дуная до восхода солнца кочевали тюркские племена, монголоязычные в этом регионе не кочевали); и всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные. В местах, удобных для пастбища, но лишенных воды, они пасут стада зимою, когда там бывает снег, так как снег служит им вместо воды. Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев (СМ: речь идет о тюркских стационарных грандиозных юртах на телегах, у монголоязычных таких нет); бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка наподобие печной трубы (СМ: такие регулируемые войлочные шейки юрт известны у тюрков - у половцев, казахов и других, но монголоязычные их не знают) ); ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также, войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче (СМ: казахи до последнего времени отбеливали войлок юрт костяным порошком, мелом, известью, монголоязычные так не делают); а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей (СМ: это явное описание войлочной двери тюркской юрты, юрты монголоязычных народов войлочной двери не знают). Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колес одной повозки в 20 футов, а когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, 11 в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков. Кроме того, они делают четырехугольные ящики из расколотых маленьких прутьев величиной с большой сундук, а после того с одного краю до другого устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик, или домик, черным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом украшают они пестроткаными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок. Когда они снимают свои дома для остановки, они всегда поворачивают ворота к югу и последовательно размещают повозки с сундуками с той и другой стороны вблизи дома, на расстоянии половины полета камня, так что дом стоит между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами. Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью; мало того, я все нарисовал бы вам, если бы умел рисовать. Один богатый моал, или татарин, имеет таких повозок с сундуками непременно 100 или 200; у Бату 26 жен (СМ: по ходу речь о тюрках, т.к. монголоязычные не знают многоженства), у каждой из которых имеется по большому дому, не считая других, маленьких, которые они ставят сзади большого; они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкают по 200 повозок. И когда они останавливаются где-нибудь, то первая жена ставит свой двор на западной стороне, а затем размещаются другие по порядку, так что последняя жена будет на восточной стороне и расстояние между двором одной госпожи и другой будет равняться полету камня. Таким образом, один двор богатого моала будет иметь вид как бы большого города, только в нем будет очень немного мужчин. Самая слабая из женщин может править 20 или 30 повозками, ибо земля их очень ровна (СМ: а ровна ли земля Халхи, как ровна казахская степь? B) ). Они привязывают повозки с быками или верблюдами одну за другой, и бабенка будет сидеть на передней, понукая быка, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом. Если им случится дойти до какого-нибудь плохого перехода, то они развязывают повозки и перевозят их по одной. Ибо они едут так медленно, как ходит ягненок или бык."

 

 

Так что это описание казахов, возразил бы я вам. Создается четкое представление, что Рубрук описывает просторный и высокий тип юрты, а не приземистую и крохотную.  ;) 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казахская юрта

 

При установке дверь юрты всегда смотрела на восток, к восходу солнца.  Возникает вопрос: почему? Связано это с культом Солнца как главного небесного светила, восход которого символизировал обновление мира и оживление всего Сущего. К тому же солнце- это источник жизни, тепла, света. Большое значение придавалось тому, как рано утром невестка первой открывала тундик –войлочное покрытие шанырака. Попаданию солнечных лучей в лицо при выходе из юрты, тоже придавалось значение, считалось что это способствует благополучию и удаче. Необходимо напомнить, что в случае когда роза ветров меняется,  дверь слегка смещается вправо или влево, ибо ветер в двери дуть не должен.  Итак, двери смотрели на восток, соответственно тор показывал запад, правая часть – юг (оңүстік), левая часть - север (солтүстік). Получается, что юрта ориентрована на местности.

http://www.vkoem.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1330%3Aelikpaj-bm-yurta-osnova-mirozdaniya&catid=98%3A2010-05-05-03-22-46&Itemid=93〈=ru&107bd9f3adf30a656732e5f946a8dcab=b36fa0ea0e7b185e2e4adfeae6bcb6c2

 

 

 

Монгольская юрта
Юрту строят таким образом, чтобы двери смотрели на юг. Нельзя, чтобы она смотрела на север и уж тем более на восток. Если юрту поставили правильно – можно также правильно определить и все стороны света. Юрта смотрящая на юг и имеющая четыре стены равняется углу в шесть градусов, что равняется современному разделению на часах. Монгол определяет часы по тому как светит солнце через тооно. Это говорит о том, что мастера занимавшиеся юртой очень хорошо определили ее конструкцию.    http://ru.vom.mn/i/3801
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что карта звездного неба?

12-летний лунный календарь впервые разработали монголоязычные хунну. Это только у потомков-монголов сохранился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это что карта звездного неба?

 

12-летний лунный календарь впервые разработали монголоязычные хунну. Это только у потомков-монголов сохранился.

 

 

Вы наверняка хотели сказать "12-летний тюркский животный календарь", который берет начало еще с дохунских времен?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...