bek_nur Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 Там, где все горбаты, стройность становиться уродством. Бальзак Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 халхаская почта Link to comment Share on other sites More sharing options...
Оскар Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 До киданей нет сообщений о юртах у тюркоязычных народов Хватит делать из тюрков лесных народов вроде хакасов. Туркмены и башкиры - изначально тюрки, хоронили людей и жили в юртах. Не то что хакасы самодийцы. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 стихотворение о юрте китайского поэта Бо-Цзюи (772-846 гг.): Шерсть собрали с тысячи овец,Сотни две сковали мне колец,Круглый остов из прибрежных ивПрочен, свеж, удобен и красив.В северной прозрачной синеве,Воин юрту ставил на траве,А теперь, как голубая мгла,Вместе с ним она на юг пришла.Юрту вихрь не может покачнуть,От дождя её твердеет грудь.Нет в ней ни застенков, ни углов,Но внутри уютно и тепло.Удалившись от степей и гор,Юрта прибрела ко мне во двор.Тень её прекрасна под луной,А зимой она всегда со мной.Войлок против инея - стена,Не страшна и снега пелена.Там меха атласные лежат,Прикрывая струн певучих ряд.Там певец садится в стороне,Там плясунья пляшет при огне. Нет в ней ни застенков, ни углов, - если бы в тот период была традиция подпорок багана то это было бы зафиксировано Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 15, 2013 Модераторы Share Posted November 15, 2013 Ссылочек то не дождемся Стихотворение Гумилева тут уже цитировалось, как раз у автора, который про киданей, как об изобретателях юрты и пишет Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 Милион казахских найманов (предки кидане ) только от этого будут в восторге. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шелдон Купер Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 До киданей нет сообщений о юртах у тюркоязычных народов Геродод. История. Книга четвертая. Мельпомена.46. "Ведь у скифов нет городов и укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством, их жилище - в кибитках." 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 15, 2013 Модераторы Share Posted November 15, 2013 Кибитка это такая утлая повозка, насколько я помню. А юрта это такая штука без колес. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Оскар Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 Хватит г-н Стас нести ерунду. Скифы и андроновцы жили в юртах. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 15, 2013 Модераторы Share Posted November 15, 2013 Нет, разумеется, судя по их жилищам. Что Вы ерундите? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шелдон Купер Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 Просто Геродот не знал такого слова - юрта. Но мысль понятна. Скифы - народ высокой культуры, не могли жить в шалашах. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 15, 2013 Модераторы Share Posted November 15, 2013 Именно в шалашиках. И чего такого высокого в их культуре? Обычные аутсайдеры, изгнанные из Сибири Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шелдон Купер Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 В советское время в МГУ на истфаке формировали группу по восточным отделениям. Специально для борьбы с национальными историками. Дескать распоясались, корни свои ищут. Вы чьих будете? 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 15, 2013 Модераторы Share Posted November 15, 2013 Не припомню таких групп "историков-спецназовцев". Это Вы откуда берете? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Оскар Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 Гоктюрки традиционно жили в войлочных юртах. Туркмены, башкиры, узбеки, каракалпаки, киргизы и казахи тому пример. А лесные оленеводы были отюречены ими. Не говоря уже о сартах. Стас в проигрыше. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 15, 2013 Модераторы Share Posted November 15, 2013 Это что такое - "Гоктюрки"? Что за творение природы или человеческого гения? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Оскар Posted November 15, 2013 Share Posted November 15, 2013 Это что такое - "Гоктюрки"? Что за творение природы или человеческого гения? Правительские племена и династии Ашина, Дулу и Нушиби. Дулу жили на территории современной Киргизии и следовтельно не могли быть лесными оленеводами. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 16, 2013 Модераторы Share Posted November 16, 2013 Не слышал никогда про гоков этих, а вот "лыжные тюкуе" (лыжные тюрки) точно жили в тайге и в чумах. У кыргызов были еще и рубленные избы. Читайте источники Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 16, 2013 Share Posted November 16, 2013 АКБ вы ка то интересовались каким образом разжигили очаг в юртах с подпорками и приэтом не подполив сами подпорки http://vk.com/wall66850482 Очаг распологался возможно не по центру юрты, а как на картинке ближе к входу Все равно существует опаснось заживо сгореть во сне, ведь очаг далеко от центра не установишь, дымоотвода не будет. Может подпорки "бахн" смазывали или обматывали чем-то несгораемым? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 16, 2013 Share Posted November 16, 2013 Вот-вот, а колониальная фольк-хистория еще пыталась нам внушить миф о монгольских маленьких и мохнатых "лошадках". Судя по фото это обычная жабы не младше кунана. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 16, 2013 Share Posted November 16, 2013 До киданей нет сообщений о юртах у тюркоязычных народов Вы же дипломированный историк, в отличие от меня любителя, а значит должны безоговорочно доверять только свдениям из письменных источников! По вашей просьбе и забывчивости повторно привожу данные о войлочных юртах задолго до монголов-киданей. И самое важное, что даже юрты хуннов ивовые, то есть тюркские, а не из лиственницы как у современных монголоязычных народов! А также даются такие характеристики, которые присущи тюркской юрте и отсутствуют у монголоязычных народов, это перевозимые на повозках юрты, отбеливание войлока костным порошком или известью и прочее. Судя по которым татары Чингизхана не были теми монголами, которыми мы представляем их сейчас (халхи, буриаты, калмыки и др.)! Итак, хронолгически свидетельства можно расположить в следующем порядке: 1) Сыма Цянь "Ши цзи" (Исторические записки). Гл.110 "Сюнну ле чжуань" (повествование о хунну, 3-1 вв. до н.э.): "... Цюнлу - куполообразная юрта, стойки которой делались из ивовых стволов и покрывались войлоком." 2) В "Хань шу" этот термин в примечании дополнительно поясняется словосочетанием чжань-чжан («... с войлочным покрытием») [ХШ, кн. 11, гл. 94, с. 3761]. 3) Усуньский гуньмо (2-1 вв. до н.э.) имел "... круглую кибитку, обтянутую войлоком. Помимо войлочной юрты отмечается существование "войлочных повозок", яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха (6 век)". 4) Вторая пол. 9 века - у Аль-Якуби. Китаб-ал-Булдан ШИТ, т.1, М.-Л., 1939, стр.50. 5) Первая пол. 10 века (922 год) - у Ибн-Фадлана. Извлечение из "Записи". Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939, стр.65: "Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока". 6) Махмуд Кашгари "Диван Лугат ат-Турк" (Словарь тюркских наречий) (12 век): "ýѓ" - в русском переводе пояснено как "один из шество в верхней части шатра" (АКБ: в казахской юрте это "уық" - та самая изогнутая в нижней части купольная жердь) 7) В.Рубруквис пишет, что кыпчаки и канглы (начало 13 в.) покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком из костей" (АКБ: казахи вплот до недавнего времени в качестве белил для войлока юрт использовали костяной порошок). 8) Китайский посол Сюй Тин, побывавший у татар Чингизхана в 1235 году [Пэн-дая, Сюй-Тин "Краткие сведения о черных татарах"]: "... [Войлок на каркасе из ивы] затягивается более чем тысячью веревок. [У шатра только]" "... Однако [у татар ] куполообразные хижины бывают двух видов. В тех, которые изготовляются в Янъцзине, каркас, сделанный из ивовых прутьев, совершенно похож на [дно ] бамбукового сита, [которое делается из плетеного бамбука] на юге [Китая] и сворачивается и разворачивается. Дверь выходит вперед (т. е. в южную сторону. — Пер.). Верх [изнутри] похож на каркас зонта. На самой верхушке каркаса [посредине] проделывается отверстие, которое называется верхним окном. Весь [каркас] снаружи покрывается войлоком. [Такой шатер] можно перевозить на лошадях вьюком" "... В тех [шатрах], которые изготовляются в степях, круглые стены сплетаются из ивовых прутьев и закрепляются волосяными веревками. [Они] не сворачиваются и не разворачиваются, а перевозятся на повозках". Думаю таких свидетельств намного больше, я ограничен в своих возможноятх поиска ибо я просто любитель. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted November 16, 2013 Share Posted November 16, 2013 АКБ вы ка то интересовались каким образом разжигили очаг в юртах с подпорками и приэтом не подполив сами подпорки http://vk.com/wall66850482 Очаг распологался возможно не по центру юрты, а как на картинке ближе к входу Все равно существует опаснось заживо сгореть во сне, ведь очаг далеко от центра не установишь, дымоотвода не будет. Может подпорки "бахн" смазывали или обматывали чем-то несгораемым? Рисунок ясно показывает о не ценровом расположении очага. Благо в нынешнее время печка компактная и халхи как и положено ставят ее по центру, между двумя подпорками багана Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 16, 2013 Share Posted November 16, 2013 Да что там говорить, если даже само название монгольского войлочного жилища, имхо, тюркское по происхождению - "Гэр". Тюркские по происхождению и названия ряда деталей монгольской юрты. Попытаюсь обосновать свои притязания. Буду строить свои предположения на основе казахского языка, которым владею по рождению лучше других языков: юрта ГЕР: Гл. в неопр. форме "керу" - растягивать, раздвигать, в повелит. форме "кер" - растяни, раздвинь. В теме "Казахский язык" я показал много примеров, когда имена существительные могут образовываться из глаголов повелит. формы (той, жут, ас, бас, батыр, кан, кал, жар, кос, курт, сор, кыс и др.). От этого корня в значении растягивай происходит и тюркское "кергеге" и монгольское "гер". Так как самое главное отличие юрты от других видов жилища это деревянные "раздвигаемо-растягиваемые - сжимаемо-складываемые" как гормошка решетчатые стены. Детали ГЕРа: У монголов один из видов юрты называется "Жолом", у казахов эта юрта "Жолым [үй]". Основа сущ. "жол" - дорога, т.е. дорожная, походная юрта. У монголов деталь юрты в местах соединения кошм называется "Заваг", у казахов это "Жабық". Основа гл. "жабу" - прикрывать, покрывать, накидывать, закрывать, т.е. другими словами накидка. У монголов каждый отдельный пролет стен юрты называется "Хана", у казахов это "Қанат". Основа - "қанат" – крылья, т.е. пролеты, звенья. Поэтому монголы измеряют размеры юрт (если выразиться по-русски), например, как: "8-ханная", а казахи "6-канатная". У монголов деревянные "раздвигаемо-растягиваемые - сжимаемо-складываемые" как гормошка решетчатые стены называются "Тэрмэ", у казахов Терме это одна из разновидностей юрты, у других тюркских народов "Терме" - это название самой юрты. Основа гл. "теру" или "тер" - собирать, т.е. сборно-разборное [жилище]. У монголов деревянные шесты - подпорки купола называются "Багана", у казахов это "Бақан" - это деревянный шест с развилкой с одного конца, который используется для поднятия светодымового обруча при установке юрты и при сильных буранах и ураганных ветрах. А "Бағана" означает вообще понятие столб или колонна. У монголов войлочное покрытие юрты называется "Туурга", у казахов это "Туырлық" - с тем же значением. У монголов дверной порог называется "Босго", у казахов это "Босаға" - с тем же значением. И т.д. Прим: 1) В монгольских языках приведенные значения передаются совершенно иными, несозвучными словами. 2) Про другие соответствия, например, цагариг - шангырак (деревянный светодымовой обруч в сборе), тооно - тогын (сам обод), хорол/хөлтрөг - күлдіреуіш (крест в ободе) и др. уже писали не раз. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 16, 2013 Модераторы Share Posted November 16, 2013 Ну, так даже по приведенным данным и видно, что юрты появляются как раз в киданьскую эпоху, а до нее всякие шалаши, крытые войлоком, да повозки. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 16, 2013 Share Posted November 16, 2013 Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской: - В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток. - В тюркской юрте мужскую половину юрты считают правой (более сакральной - "оң жақ"), а женскую левой определяя исходя из точки «төр», почетного места напротив входа, в монгольской юрте мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из точки «вход - дверь» лицом к «хоймору», почетному месту напротив входа. - Двери: в тюркской юрте бывает 2 вида дверей – деревянная и войлочная, в монгольской юрте только деревянная дверь. - В тюркской юрте стены юрты часто обставляются по всему внешнему периметру, а также внутри юрты в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. "ширма" - перегородка? ), такими ширмами юрта может быть с несколькими комнатами, что позволяет переодеваться , в монгольской юрте традиция "ши" отсутствует. - В тюркской юрте пол отсутствует принципиально, в монгольской зачастую имеется деревянный пол. Забыл упоямнуть еще одно кардинальное отличие типов. В тюркской (казахской в частности) деревянная дверь 2-створчатая, в монгольской - одностворчатая. Не думаю, что одностворчатая дверь признак роскоши монгольской юрты, как это писал РайхеОнкель о подпорках, или хуже того, что "халха-монголы избалованные детища великих монголов жили безбедно и роскошно", как писал Енхд. В мороз открыл дверь и выпустил все тепло, это как зимой в машинах "хэтчбек" и "седан", то ли на морозе открыть одну дверь, то ли весь зад открыть. Хотя избалованные детища могли себе это позволить, дров то много в лесу. А вот еще одно отличие в юртах: Это принципиально различная конструкция светодымового обруча: В тюркской юрте это символизированный крест внутри обруча (по-казахски этот крест именуется "күлдіреуіш", который скрепляется "кепілдіком" и "беріктіком", а обруч, обод "тоғын") в виде шести сильно изогнутых жердей, иногда их может быть до шестнадцати, т.е. от 3 х 3 до 8 х 8 штук в каждой из двух связок. В монгольской юрте это сходящиеся к центру восемь не сильно изогнутых жердочек по центру которых небольшой плоский крестик (кстати имеет ли он свое название как у нас?). Тюркская конструкция: Монгольская конструкция: 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...