Jump to content

Recommended Posts

А вот половецкая (кыпшакская) вежа (юрта) все с тем же регулируемым дымником при движении телеги. Миниатюра о дочингизхановском половецком периоде):

 

629f9bf7d302.jpg
 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Вообще-то опорные столбы называются по-тюркски бакан/пахан.

В Турции министр "бакан", а премьер - "башбакан" :)

 

Baqan он везде бақан, он используется только при установке юрты, а именно, для поднятия светодымового обруча (шангырак), ровно до тех пор, пока в него со всех сторон не воткнут жерди (уык) и не свяжут их с решетчатыми стенами (кереге), затем он убирается за не надобностью.

 

Если у турков это министры, то у казахов это походные переносные качели "алты бақан":  :)

 

38362.jpg

  • Одобряю 3
Link to comment
Share on other sites

А вот половецкая (кыпшакская) вежа (юрта) все с тем же регулируемым дымником при движении телеги. Миниатюра о дочингизхановском половецком периоде):

 

629f9bf7d302.jpg

 

Ха, ха... расмешил меня юрточный мастер со своим объяснением "юрта с регулируемым дымоходом".

На картинке показана просто кибиточка типа "шалаш" на телеге.

 

Может половцы и их потомки казахи происходят из индийских "цыган" - короче арийцы.

  • Не согласен! 2
Link to comment
Share on other sites

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

 

Ув. Vbyubzy, у меня не бред. Я думаю причина в другом. Вы, наверно как городской житель, например Элисты балгасун, трудно представляете себе монгольскую юрту, а тем более изнутри.

 

Речь шла не о палках, а о шестах - подпорках. И в них нет ничего зазорного, чтобы Вам оправдываться и оскорбляться. Они вынужденная деталь в монгольской юрте, как метко заметил ув. Aiba, причина в конструкции купольных шестов (изогнутость). А от себя добавлю, что другая причина в их длине. Все это мы уже неоднократно здесь обсуждали. 

У тюркской юрты они изогнутые в нижней части, что дает большую высоту потолка по краям юрты, просторность, и не надобность в каких-то постоянных подпорках в центре юрты, а также дает устойчивость купола без специальных подпорок (жесткость конструкции). А их большая длина относительно диаметра юрты дает эффект высококупольности и лучший дымоотвод (тягу). В монгольской юрте эти жерди прямые и короткие относительно диаметра юрты, в результате чего юрта низкая как по краям помещения, так и в куполе (в центре) и обязательно нуждается в постоянных подпорках по центру. 

 

У нас тоже конечно были подпорки, но их ставили только при сильных ураганных ветрах и буранах, даже существовала специальная техникак в какое место юрты и с каким уклоном ставить эти шесты.

Не хочу быть голословным и по примеру нашего Хукера, не забывающего всегда иметь при себе фотоаппарат, залью наглядную информацию:  :qazaq1:

 

22589_4.jpg

 

22589_3.jpg

 

Отсюда у меня возникает вопрос, как раньше монголоязычные народы избегали пожаров в юрте? Ведь деревянные подпорки устанавливались рядом с очагом. Это сейчас сплошь буржуйки (см: фото). Обрабатывали нижнюю часть шестов каким-то средством? Или жестью? 

 

Хе, хе... юрист-маньчжуровед тепер стал ученым юртоведом. :lol:

 

Эта современная юрта халха-монголов сделается из лиственницы и поэтому шесть-уык, верхний круглый остов-шанырак - цагираг тооно тежелые получаются. Поэтому поддерживается с двумя подпорами.

Традиция смастерирования приходит с ранних больших, красочных т.е. монументальных типов юртов богатых и знатных людей.

 

Традиционно типичные юрты делались из ивы которая легкая и не требуется подпорки.

 

Казахи как харачу - простой народ имели обычную простую, походную юрту.

  • Не согласен! 2
Link to comment
Share on other sites

Если любой удлененный и тонкий предмет, в точке опоры имеет изгиб жесткости, то конструкция выдерживает нагрузку (вес) в разы превышающие похожий предмет но без изгиба жесткости.

хе хе

халхи не знают простейшию физику (ребра жесткости)  двоишники

а про величину юрты Вы насмешили

Link to comment
Share on other sites

"Казахи как харачу - простой народ имели обычную простую, походную юрту."

 

То что казахские юрты не имели подпорок, Вы объясняете тем, что все казахи были "карачу" и поэтому юрты были попроще. А халки все сплошь "аксуеки" имели богатые и громоздкие юрты, и поэтому вынуждены использовать подпорки. Такие аргументы в Вашем стиле по всем вопросам.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Енхд, у казахов 16-канат юрта поболее будет монгольских, и никаких подпорок не требует...

 

 

 

Конечно если конструкция юрты из ивы то без подпорок обойдется.

 

Представь тежелые деревянные конструкции из лиственницы то без подпорок не обойдется. Ещё раз подчеркиваю современный тип конструкции из лиственницы является именно современной модификацией или технологией.

Link to comment
Share on other sites

не просто из ивы, а с изгибом

 

"представьте тяжелые, деревянные конструкции" - никто представить этого не может, для чего?

:qazaq1:

Link to comment
Share on other sites

Ха, ха... расмешил меня юрточный мастер со своим объяснением "юрта с регулируемым дымоходом".

 

На картинке показана просто кибиточка типа "шалаш" на телеге.

 

Может половцы и их потомки казахи происходят из индийских "цыган" - короче арийцы.

 

 

Наверно все давно заметили, что когда у Енхда нет аргументов, а это как я давно заметил случается у него в 99-ти случаях из 100, то он начинает флудить, троллить и енхидничать. Ему наверно как природному тувинцу везде мерещатся деревянные шалаши? Разве шалаш из прутьев удержится на телеге и откуда у него дымник? На приведенной мной древнерусской миниатюре четко видны лоскуты войлока, которым покрыта вежа и края которого отогнуты, приоткрыты. Почитайте приведенные мной в этой теме цитаты прямо свидетельствующие, что половецкие вежи это ни что иное как войлочные юрты. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Хе, хе... юрист-маньчжуровед тепер стал ученым юртоведом.  :lol:

 

Эта современная юрта халха-монголов сделается из лиственницы и поэтому шесть-уык, верхний круглый остов-шанырак - цагираг тооно тежелые получаются. Поэтому поддерживается с двумя подпорами.

Традиция смастерирования приходит с ранних больших, красочных т.е. монументальных типов юртов богатых и знатных людей.

 

Традиционно типичные юрты делались из ивы которая легкая и не требуется подпорки.

 

Казахи как харачу - простой народ имели обычную простую, походную юрту.

 

 

В предыдущем постинге я был прав, Енхд продолжает строить из себя шута и даже пытается оскорбить недавних природных кочевников казахов будучи сам выходцем из лесных тюрков и потому не знакомым с войлочной юртой.

 

Истинный степняк кочевник никогда не станет изготовлять детали юрты из лиственницы, это нонсенс! Во-первых, в степи или на пастбищах лиственница не произрастает, а имеются в основном ива и береза, первая используется во всех деталях юрты, а вторая для шангырака и дверей. Во-вторых, кочевать и перевозить тяжелые детали из лиственницы тоже нонсенс для кочевника, когда имеется легкая и пластичная ива.

О чьих монументальных юртах ведете речь? О тюркских? Или о халхаских? Уточните. Только просьба не ссылаться на средневековые, так как они были тюркского типа.

Если у монголоязычных народов была юрта с жердями из ивы, без подпорок, то представьте ее нам на обозрение. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Конечно если конструкция юрты из ивы то без подпорок обойдется.

Представь тежелые деревянные конструкции из лиственницы то без подпорок не обойдется. Ещё раз подчеркиваю современный тип конструкции из лиственницы является именно современной модификацией или технологией.

 

Нет, никак не обойдется без подпорок!

 

Пока не будут изогнуты купольные юрты в нижних  частях. И тысячу раз в этом прав Бек-Нур. 

Не надо вводить всех в заблуждение, что мол вся причина наличия подпорок это тяжелые жерди и шангырак из листвиницы. У казахов шангырак из березы, которая даже тяжелее лиственницы, но ситуация иная. Будь даже жерди в монгольской юрте из ивы (шангырак из ивы даже если захочешь не сделаешь), все равно при их прямолинейности купол западает. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

У тюркской юрты они изогнутые в нижней части, что дает большую высоту потолка

 

А их большая длина относительно диаметра юрты дает эффект высококупольности

 

В монгольской юрте        в результате чего юрта низкая как по краям помещения, так и в куполе (в центре)

 

У казахов одним из особых и самых распространенных пожеланий или благословений является выражение:

"Шаңырағың биік, керегелерің кең, босағаң берік болсын!"

 

Попробую перевести на русский язык:

 

"Желаю, чтобы юрта твоя была просторной, купол в ней высоким, а порог прочным!"

 

Есть ли подобное пожелание у монголов? Наличие или отсутствие его будет о многом говорить.  B)

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

 

Уважаемый Енхд, у казахов 16-канат юрта поболее будет монгольских, и никаких подпорок не требует...

 

 

 

Конечно если конструкция юрты из ивы то без подпорок обойдется.

 

Представь тежелые деревянные конструкции из лиственницы то без подпорок не обойдется. Ещё раз подчеркиваю современный тип конструкции из лиственницы является именно современной модификацией или технологией.

 

 

Уважаемый Енхд! Почему монголы используют именно лиственницу, а не березу? С чем это связано?

Link to comment
Share on other sites

калмыки уже давно не живут в юртах, поэтому могу привести только старинные рисунки и гравюры: http://library.pgups.ru/jirbis2/index.php?option=com_phocagallery&view=detail&catid=9:narody-rossii-ot-granitsy-s-prussiej-do-kurilskikh-ostrovov-khudozhnik-emelyan-korneev-1812-13-gg&id=63:kalmytskaya-yurta&tmpl=component&Itemid=178

http://www.altair.co.uk/0147.jpg

http://harada.ru/news-view-114.html

все остальное - новодел.

Нигде нет шестов, поддерживающих харач (крестовина называется цаhрг).

Вообще, смешно спорить о том, чего не знаешь. Ни мы, хальмгуд, ни вы, казактар, ни фига ничего не знаем о том, как ставить войлочные юрты и как жить в них. Пастухи у нас давно уже называются фермерами, у каждого своя стационарная точка выпаса скота, где такой же стационарный дом и кошара. Между тем, монголы продолжают жить в юртах и знают, что там к чему. Потому что до сих пор кочевники. В отличие от нас, давно уже оседлых жителей. Так что именно они, монголы, и являются продолжателями кочевой традиции, как бы мы тут ни пыжились и чего бы мы тут ни придумывали, уважаемые сетевые бойцы холивара)))

Link to comment
Share on other sites

Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой.

Аккуратней с такими мыслями. Вы сильно ошибаетесь. Если тюрки ассимилировали такие народности, которые жили в чумах, это не означает, что они все изначально селились так. Конструкция монгольских юрт доказывает обратное, не тюрки, а предки монголов. Так же и звучание вашего языка отлично от написания на бумаге, произношение звуков похоже на язык коренных сибирских народностей. Так что нечего пенять на зеркало...

Link to comment
Share on other sites

 

Вообще-то опорные столбы называются по-тюркски бакан/пахан.

В Турции министр "бакан", а премьер - "башбакан" :)

 

Baqan он везде бақан, он используется только при установке юрты, а именно, для поднятия светодымового обруча (шангырак), ровно до тех пор, пока в него со всех сторон не воткнут жерди (уык) и не свяжут их с решетчатыми стенами (кереге), затем он убирается за не надобностью.

 

Если у турков это министры, то у казахов это походные переносные качели "алты бақан":  :)

 

38362.jpg

 

Каракалпаки для установки юрту баханов не использует, так как наши поднимает шанарака с помощью уыков! 

yurterect03.jpg

 

источник:  http://www.qaraqalpaq.com/yurterection.html

Link to comment
Share on other sites

калмыки уже давно не живут в юртах, поэтому могу привести только старинные рисунки и гравюры: 

Нигде нет шестов, поддерживающих харач (крестовина называется цаhрг).

 

 

Вообще, смешно спорить о том, чего не знаешь. Ни мы, хальмгуд, ни вы, казактар, ни фига ничего не знаем о том, как ставить войлочные юрты и как жить в них. Пастухи у нас давно уже называются фермерами, у каждого своя стационарная точка выпаса скота, где такой же стационарный дом и кошара. Между тем, монголы продолжают жить в юртах и знают, что там к чему. Потому что до сих пор кочевники. В отличие от нас, давно уже оседлых жителей. Так что именно они, монголы, и являются продолжателями кочевой традиции, как бы мы тут ни пыжились и чего бы мы тут ни придумывали, уважаемые сетевые бойцы холивара)))

 

Ув. Vbyubzy, речь идет ведь не о калмыцкой юрте, а о халхаской. Трудно вообще что-либо доказывать о монгольскости того или иного на примере калмыков, общеизвестный факт, что на всё калмыцкое сильно воздействовало тюркское окружение, с одной стороны ногаи, с другой казахи, с третьей башкиры - на язык, имена, традиции и прочее. Даже домбра тюркская.

 

И в этом отсутствие подпорок в калмыцкой юрте объясняется высококупольностью как в тюркской юрте, то есть длиными купольными жердями относительно диаметра юрты, как это видно из Ваших миниатюр. Как я писал выше, юрта не нуждается с подпорками светодымового обруча, если:

1. Или жерди изогнуты в нижней части;

2. Или жерди должны быть не менее 3/4 диаметра юрты или даже равны диаметру;

3. А если присутствуют оба признака, то и жесткость с прочностью также увеличиваются в 2 раза. 

 

Второй абзац вообще глупость.  :osman6ue:

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Каракалпаки для установки юрту баханов не использует, так как наши поднимает шанарака с помощью уыков! 

 

 

А что в таком случае в руках у джигита?

Link to comment
Share on other sites

 

Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой.

Аккуратней с такими мыслями. Вы сильно ошибаетесь. Если тюрки ассимилировали такие народности, которые жили в чумах, это не означает, что они все изначально селились так. Конструкция монгольских юрт доказывает обратное, не тюрки, а предки монголов. Так же и звучание вашего языка отлично от написания на бумаге, произношение звуков похоже на язык коренных сибирских народностей. Так что нечего пенять на зеркало...

 

kazanovka.jpg

 

10.jpg

 

1376729500_altaitci.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

Каракалпаки для установки юрту баханов не использует, так как наши поднимает шанарака с помощью уыков! 

 

 

А что в таком случае в руках у джигита?

 

У джигита в руках 4 шт. уыков обмотанный, для того чтобы поднят и держат Шаңарақа.

40f51c46c000.jpg

 

Форма каракалпакского шаңарақа стандартный:

 

068a43d5e429.jpg Хивинские каракалпаки XIX в. Заднем плане видно Шаңарақ с двумя кольцами, т.е. каракалпакский Шаңарақ.

 

2d9782ce5256.jpg каракалпаки 20 годов ХХ в. 

 

yurt15.jpg каракалпакский Шаңарақ. ХХI в.

 

А здесь каракалпакский "Шаңарақ" и казахский "Шаңырақ". 

 

yurtmaking08.jpg

 

процесс установки казахского шанырака:

 

04e7c1403571.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

 

в чумах

 

Не надо так зарекаться Хукер.

 

Если раньше я приводил аргументы по языку (Г.Дёрфер, Владимирцов, Шавкунов), традиционному жилищу предков современных монголоязычных народов (каны) и традиции одежды (правый запАх) и оружия (сабли носят с правой стороны), прямо свидетельствующие о приходе их из лесов Приамурья, Приморья Дальнего Востока и изменения быта с лесного на степное скотоводство, то в будущем я планирую открыть еще одну тему, еще раз подтверждающую эту теорию, но на этот раз о традициях захоронения умерших.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...