Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

До киданей нет сообщений о юртах у тюркоязычных народов

 

Хватит делать из тюрков лесных народов вроде хакасов. 

 

Туркмены и башкиры - изначально тюрки, хоронили людей и жили в юртах. 

 

Не то что хакасы самодийцы.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

стихотворение о юрте китайского поэта Бо-Цзюи (772-846 гг.):

 

Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве,
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на юг пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя её твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне во двор.
Тень её прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея - стена,
Не страшна и снега пелена.
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд.
Там певец садится в стороне,
Там плясунья пляшет при огне.


 

Нет в ней ни застенков, ни углов, - если бы в тот период была традиция подпорок багана то это было бы зафиксировано

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ссылочек то не дождемся

Стихотворение Гумилева тут уже цитировалось, как раз у автора, который про киданей, как об изобретателях юрты и пишет :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До киданей нет сообщений о юртах у тюркоязычных народов

Геродод. История. Книга четвертая. Мельпомена.46.

"Ведь у скифов нет городов и укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством, их жилище - в кибитках."

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Кибитка это такая утлая повозка, насколько я помню.

А юрта это такая штука без колес.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто Геродот не знал такого слова - юрта. Но мысль понятна. Скифы - народ высокой культуры, не могли жить в шалашах.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Именно в шалашиках. И чего такого высокого в их культуре?

Обычные аутсайдеры, изгнанные из Сибири

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В советское время в МГУ на истфаке формировали группу по восточным отделениям. Специально для борьбы с национальными историками. Дескать распоясались, корни свои ищут. Вы чьих будете?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не припомню таких групп "историков-спецназовцев". :)

Это Вы откуда берете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гоктюрки традиционно жили в войлочных юртах. 

 

Туркмены, башкиры, узбеки, каракалпаки, киргизы и казахи тому пример.

 

А лесные оленеводы были отюречены ими. Не говоря уже о сартах. 

 

Стас в проигрыше. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Это что такое - "Гоктюрки"?

Что за творение природы или человеческого гения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что такое - "Гоктюрки"?

Что за творение природы или человеческого гения?

 

Правительские племена и династии Ашина, Дулу и Нушиби. 

 

Дулу жили на территории современной Киргизии и следовтельно не могли быть лесными оленеводами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не слышал никогда про гоков этих, а вот "лыжные тюкуе" (лыжные тюрки) точно жили в тайге и в чумах.

У кыргызов были еще и рубленные избы.

Читайте источники

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ вы ка то интересовались каким образом разжигили очаг в юртах с подпорками и приэтом не подполив сами подпорки

http://vk.com/wall66850482

Очаг распологался возможно не по центру юрты, а как на картинке ближе к входу

 

Все равно существует опаснось заживо сгореть во сне, ведь очаг далеко от центра не установишь, дымоотвода не будет. Может подпорки "бахн" смазывали или обматывали чем-то несгораемым?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

is_1-6DYXBQ.jpg

:)

 

Вот-вот, а колониальная фольк-хистория еще пыталась нам внушить миф о монгольских маленьких и мохнатых "лошадках". Судя по фото это обычная жабы не младше кунана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До киданей нет сообщений о юртах у тюркоязычных народов

 

Вы же дипломированный историк, в отличие от меня любителя, а значит должны безоговорочно доверять только свдениям из письменных источников!

По вашей просьбе и забывчивости повторно привожу данные о войлочных юртах задолго до монголов-киданей.

 

И самое важное, что даже юрты хуннов ивовые, то есть тюркские, а не из лиственницы как у современных монголоязычных народов! А также даются такие характеристики, которые присущи тюркской юрте и отсутствуют у монголоязычных народов, это перевозимые на повозках юрты, отбеливание войлока костным порошком или известью и прочее. Судя по которым татары Чингизхана не были теми монголами, которыми мы представляем их сейчас (халхи, буриаты, калмыки и др.)! 

 

Итак, хронолгически свидетельства можно расположить в следующем порядке:

 

 

1)  Сыма Цянь "Ши цзи" (Исторические записки). Гл.110 "Сюнну ле чжуань" (повествование о хунну, 3-1 вв. до н.э.):

"... Цюнлу - куполообразная юрта, стойки которой делались из ивовых стволов и покрывались войлоком."

 

2)  В "Хань шу" этот термин в примечании дополнительно поясняется словосочетанием чжань-чжан («... с войлочным покрытием») [ХШ, кн. 11, гл. 94, с. 3761].

 

3) Усуньский гуньмо (2-1 вв. до н.э.) имел "... круглую кибитку, обтянутую войлоком. Помимо войлочной юрты отмечается существование "войлочных повозок", яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха (6 век)".

 

4)  Вторая пол. 9 века - у Аль-Якуби. Китаб-ал-Булдан ШИТ, т.1, М.-Л., 1939, стр.50.

 

5)  Первая пол. 10 века (922 год) - у Ибн-Фадлана. Извлечение из "Записи". Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939, стр.65: "Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока".

 

6)  Махмуд Кашгари "Диван Лугат ат-Турк" (Словарь тюркских наречий) (12 век):

"ýѓ" - в русском переводе пояснено как "один из шество в верхней части шатра" (АКБ: в казахской юрте это "уық" - та самая изогнутая в нижней части купольная жердь)

7)  В.Рубруквис пишет, что кыпчаки и канглы (начало 13 в.) покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком из костей" (АКБ: казахи вплот до недавнего времени в качестве белил для войлока юрт использовали костяной порошок).

 

8)  Китайский посол Сюй Тин, побывавший у татар Чингизхана в 1235 году [Пэн-дая, Сюй-Тин "Краткие сведения о черных татарах"]:

"... [Войлок на каркасе из ивы] затягивается более чем тысячью веревок. [У шатра только]"

"... Однако [у татар ] куполообразные хижины бывают двух видов. В тех, которые изготовляются в Янъцзине, каркас, сделанный из ивовых прутьев, совершенно похож на [дно ] бамбукового сита, [которое делается из плетеного бамбука] на юге [Китая] и сворачивается и разворачивается. Дверь выходит вперед (т. е. в южную сторону. — Пер.). Верх [изнутри] похож на каркас зонта. На самой верхушке каркаса [посредине] проделывается отверстие, которое называется верхним окном. Весь [каркас] снаружи покрывается войлоком. [Такой шатер] можно перевозить на лошадях вьюком"

"... В тех [шатрах], которые изготовляются в степях, круглые стены сплетаются из ивовых прутьев и закрепляются волосяными веревками. [Они] не сворачиваются и не разворачиваются, а перевозятся на повозках".

 

 

Думаю таких свидетельств намного больше, я ограничен в своих возможноятх поиска ибо я просто любитель.    ;) 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ вы ка то интересовались каким образом разжигили очаг в юртах с подпорками и приэтом не подполив сами подпорки

4Q2Qm724Ydw.jpghttp://vk.com/wall66850482

Очаг распологался возможно не по центру юрты, а как на картинке ближе к входу

 

 

Все равно существует опаснось заживо сгореть во сне, ведь очаг далеко от центра не установишь, дымоотвода не будет. Может подпорки "бахн" смазывали или обматывали чем-то несгораемым?

 

Рисунок ясно показывает о не ценровом расположении очага.

 

Благо в нынешнее время печка компактная и халхи как и положено ставят ее по центру, между двумя подпорками багана :lol:  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да что там говорить, если даже само название монгольского войлочного жилища, имхо, тюркское по происхождению - "Гэр". Тюркские по происхождению и названия ряда деталей монгольской юрты.

 

Попытаюсь обосновать свои притязания. Буду строить свои предположения на основе казахского языка, которым владею по рождению лучше других языков:

 

юрта ГЕР:

 

Гл. в неопр. форме "керу" - растягивать, раздвигать, в повелит. форме "кер" - растяни, раздвинь. В теме "Казахский язык" я показал много примеров, когда имена существительные могут образовываться из глаголов повелит. формы (той, жут, ас, бас, батыр, кан, кал, жар, кос, курт, сор, кыс и др.).

 

От этого корня в значении растягивай происходит и тюркское "кергеге" и монгольское "гер". Так как самое главное отличие юрты от других видов жилища это деревянные "раздвигаемо-растягиваемые - сжимаемо-складываемые" как гормошка решетчатые стены.

 

Детали ГЕРа:

 

У монголов один из видов юрты называется "Жолом", у казахов эта юрта "Жолым [үй]". Основа сущ. "жол" - дорога, т.е. дорожная, походная  юрта.

 

У монголов деталь юрты в местах соединения кошм называется "Заваг", у казахов это "Жабық". Основа гл. "жабу" - прикрывать, покрывать, накидывать, закрывать, т.е. другими словами накидка.

 

У монголов каждый отдельный пролет стен юрты называется "Хана", у казахов это "Қанат". Основа - "қанат" – крылья, т.е. пролеты, звенья. Поэтому монголы измеряют размеры юрт (если выразиться по-русски), например, как: "8-ханная", а казахи "6-канатная".

 

У монголов деревянные "раздвигаемо-растягиваемые - сжимаемо-складываемые" как гормошка решетчатые стены называются "Тэрмэ", у казахов Терме это одна из разновидностей юрты, у других тюркских народов "Терме" - это название самой юрты. Основа  гл. "теру" или "тер" - собирать, т.е. сборно-разборное [жилище].

 

У монголов деревянные шесты - подпорки купола называются "Багана", у казахов это "Бақан" - это деревянный шест с развилкой с одного конца, который используется для поднятия светодымового обруча при установке юрты и при сильных буранах и ураганных ветрах. А "Бағана" означает вообще понятие столб или колонна.

 

У монголов войлочное покрытие юрты называется "Туурга", у казахов это "Туырлық" - с тем же значением.

 

У монголов дверной порог называется "Босго", у казахов это "Босаға" - с тем же значением.

 

И т.д.

 

 

Прим:

 

1)  В монгольских языках приведенные значения передаются совершенно иными, несозвучными словами.

2)  Про другие соответствия, например, цагариг - шангырак (деревянный светодымовой обруч в сборе), тооно - тогын (сам обод),  хорол/хөлтрөг - күлдіреуіш (крест в ободе) и др. уже писали не раз.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, так даже по приведенным данным и видно, что юрты появляются как раз в киданьскую эпоху, а до нее всякие шалаши, крытые войлоком, да повозки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской:

 

 

-  В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток.

-  В тюркской юрте мужскую половину юрты считают правой (более сакральной - "оң жақ"), а женскую левой определяя исходя из точки «төр», почетного места напротив входа, в монгольской юрте мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из точки «вход - дверь» лицом к «хоймору», почетному месту напротив входа.

-  Двери: в тюркской юрте бывает 2 вида дверей – деревянная и войлочная, в монгольской юрте только деревянная дверь.

 

-  В тюркской юрте стены юрты часто обставляются по всему внешнему периметру, а также внутри юрты в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. "ширма" - перегородка? smile.gif ), такими ширмами юрта может быть с несколькими комнатами, что позволяет переодеваться  :) , в монгольской юрте традиция "ши" отсутствует.

 

-  В тюркской юрте пол отсутствует принципиально, в монгольской  зачастую имеется деревянный пол.

 

Забыл упоямнуть еще одно кардинальное отличие типов.

 

В тюркской (казахской в частности) деревянная дверь 2-створчатая, в монгольской - одностворчатая.

 

Не думаю, что одностворчатая дверь признак роскоши монгольской юрты, как это писал РайхеОнкель о подпорках, или хуже того, что "халха-монголы избалованные детища великих монголов жили безбедно и роскошно", как писал Енхд.    :)

 

В мороз открыл дверь и выпустил все тепло, это как зимой в машинах "хэтчбек" и "седан", то ли на морозе открыть одну дверь, то ли весь зад открыть.   :wacko:

Хотя избалованные детища могли себе это позволить, дров то много в лесу. :)   

 

А вот еще одно отличие в юртах:

 

Это принципиально различная конструкция светодымового обруча:

 

В тюркской юрте это символизированный крест внутри обруча (по-казахски этот крест именуется "күлдіреуіш", который скрепляется "кепілдіком" и "беріктіком", а обруч, обод "тоғын") в виде шести сильно изогнутых жердей, иногда их может быть до шестнадцати, т.е. от 3 х 3 до 8 х 8 штук в каждой из двух связок.

 

В монгольской юрте это сходящиеся к центру восемь не сильно изогнутых жердочек по центру которых небольшой плоский крестик (кстати имеет ли он свое название как у нас?).

 

Тюркская конструкция:

 

69131a0db107.jpg3c56d9cf2451.jpg

 

Монгольская конструкция:

 

tn_IMG_6941.jpg?1377671797ab33dfe2e62511e2943422000a9f3095_5.jpga6ddf384ef1111e2b44322000a1f92df_5.jpg

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...