Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 

У нас тоже конечно были подпорки, но их ставили только при сильных ураганных ветрах и буранах, даже существовала специальная техникак в какое место юрты и с каким уклоном ставить эти шесты.

 

Красовский М.И. "Образ жизни казахов степных округов":

 

"... Бакан длиною должен, по крайней мере, на ½ аршина, превышать самую высокую юрту; один его конец туп, другой вилообразен; этим последним он подпирает обруч чагарака, а тупым концом упирается в землю со стороны противоположной той, откуда дует ветер. В сильный буран в каждой юрте ставится таких внутренних подпорок по нескольку, иначе кибитку снесет ветром. В тихое время, в бакане нет надобности." 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

fa6299b9e9b7.jpg

90564ba8aa2e.jpg

 

Калмыки

 

2770f18beb27.jpg

641195344510.jpg

 

Халха

 

fb351199df59.jpg

 

Буряты

 

Так что уважаемый enhd все таки прав. Багана-опора это новодел, которого не было в традиционных юртах, так как те делались из легкого материала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками?

У каракалпаков как и у казахов для "түнлик" существует спец.лента или простое "арқан".  :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха

 

fb351199df59.jpg

 

Буряты

 

Так что уважаемый enhd все таки прав. Багана-опора это новодел, которого не было в традиционных юртах, так как те делались из легкого материала.

 

приведенная юрта в принципе небольшая. для харачу наверное...

если увеличить диаметр этой юрты допустим в два раза, то купольные жерди должны прогнуться внутрь, под весом снеговой нагрузки (к примеру). чтобы избежать этого надо либо увеличить диаметр собственно купольных жердей (что сделает кровлю массивной и создаст неудобства при перекочевке), либо под шаныраком предусмотреть опоры, чтоб компенсировать нагрузку, что и делается на других фото в этой теме.

выгнутые наружу купольные жерди в любом случае позволяют обойтись без дополнительных опор и существенно увеличивают пространство под сводом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками?

У каракалпаков как и у казахов для "түнлик" существует спец.лента или простое "арқан".  :turkmen1:

 

Вы что имеете в виду? У нас түндік это кусок кошмы, к которой привязаны веревки и которым закрывают на ночь или открывают днем купольное отверстие - дымник.  

А сам деревянный светодымовой обруч с крестовиной в центре это шаңырақ, на который и накидывается түндік.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из реферата "Каркас юрты - сборно-разборного жилища":


 


... Известны технические передвижные сооружения для временного проживания кочевых народов - тюркская и монгольская юрты (). Главным отличием этих двух типов юрт друг от друга является купольная жердь, которая образует купол юрты.


 


... В тюркской юрте она имеет изгиб, в монгольской такого изгиба нет. В тюркской юрте вес купола благодаря изгибу купольной жерди переносится на стенку юрты, которая тоже имеет изгиб, что усиливает ребро жесткости. Благодаря изогнутости жердей кровли в тюркской юрте получается купольный свод, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство.


Тюркская юрта легкая, прочная, высокая. Особенность данного типа юрт заключается в том, что все деревянные детали (стены, шесты, центральный круг - светодымовой обруч) - гнутые по определенной технологии. Гнутье позволяет существенно увеличить объем внутреннего пространства, придает большую обтекаемость - защиту от снега и изящество (см. urta.info/yurta/tipy-yurty-0). Однако недостатком данного типа юрт являются высокие требования к качеству материала, квалификации строителя и сложная технология, что повышает их стоимость (см. ). Большая парусность и изогнутые жерди уменьшают ее устойчивость к сильным ветрам, которые характерны для степных территорий.


 


... Наиболее близкой по технической сущности к заявленной полезной модели является выбранная в качестве прототипа традиционная монгольская войлочная юрта (см. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ, 1960. - Т.3.). Каркас юрты состоит из основных частей: купол, решетчатые стены, изготовленные из деревянных реек, установленные по кругу; крыша, собранная из радиально расположенных деревянных шестов, которые вставляются в центральный круг - светодымовой обруч; дверь. Монгольская юрта проще в изготовлении и сборке, не требует качественного материала и высокой квалификации строителя, и поэтому стоимость юрты ниже. Монгольская юрта более проста в эксплуатации, за счет столбов конструкция устанавливается легче, хотя в древности это усложняло перевозку юрты на лошадях. Однако недостатком традиционной монгольской юрты является то, что она тяжелее, низкая у стен, хуже выдерживает снеговую нагрузку. В больших юртах светодымовой обруч имеет большую массу, это ведет к увеличению веса и требует установки двух несущих колонн, что причиняет неудобства (см. ).


  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... В Киргизии и Казахстане зимы снежные. Юрты делают с высоким куполом, чтобы снег скатывался. Нет внутренних подпорок, вместо этого — изогнутые стропильные жерди.


... Монгольская юрта с прямыми стенками, приземистая. В Монголии сильные ветра, это учтено в конструкции юрты. Под светодымовой обруч сделаны подпорки.


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О подпорках в калмыцкой юрте:


 


... Одним из  дерева, имеющего защитную функ­цию, является бахн (столб, опорная балка) в центре юрты, при переходе к оседлому образу жизни подпорка (опорная балка) не исчезла из жилища калмыков. На подпорке дома делали отметки роста детей в калмыцкой семье.


Подпорка юрты (бахн) присутствует в детской обрядности кал­мыков. Перед тем как надеть на ребенка новую рубашкуею уда­ря­ли об эту подпорку и произносили: «Пусть у ребенка будет всегда  двойная прибыль, вместо одной убыли». Считалось, что посредством заговора и удара одеждой о подпорку юрты устанавливается незримая связь между новорожденным и почи­таемым деревом. Согласно обычаю, калмычки рожали, держась за подпорку юрты, что еще раз подтверждает ее защитную функцию.


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской:

 

-  В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток.

-  В тюркской юрте мужскую половину юрты считают правой (более сакральной - "оң жақ"), а женскую левой определяя исходя из точки «төр», почетного места напротив входа, в монгольской юрте мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из точки «вход - дверь» лицом к «хоймору», почетному месту напротив входа.

-  В тюркской юрте бывает 2 вида дверей – деревянная и войлочная, в монгольской юрте только деревянная дверь.

 

-  В тюркской юрте стены юрты часто обставляются по всему внешнему периметру, а также внутри юрты в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. "ширма" - перегородка? smile.gif ), такими ширмами юрта может быть с несколькими комнатами, что позволяет переодеваться  :) , в монгольской юрте традиция "ши" отсутствует.

 

-  В тюркской юрте пол отсутствует принципиально, в монгольской  зачастую имеется деревянный пол.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

... В Киргизии и Казахстане зимы снежные. Юрты делают с высоким куполом, чтобы снег скатывался. Нет внутренних подпорок, вместо этого — изогнутые стропильные жерди.

... Монгольская юрта с прямыми стенками, приземистая. В Монголии сильные ветра, это учтено в конструкции юрты. Под светодымовой обруч сделаны подпорки.

 

 

Для сравнения:

 

Монгольская юрта

(даже относительно маленькая по размеру юрта (4 ханная - канатная?) имеет подпорки)

 

ger_02b.jpg

 

Казахская юрта:

 

yurta.jpg

 

Кстати на первом фото хорошо виден "тундук", он закрыт.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской:

 

-  В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток.

 

такое же направление сторон света дано на орхонских надписях кок-тюрков, а именно на стелле Куль-тегина, где описываются направления военных походов

 

Вперед  – до тех земель, где солнечный рассвет,

Направо – до земель полдневных, а затем

Назад - до тех земель, где солнечный закат,

Налево – до земель полночных, - вот тот мир,

Вперед водя войска до местности Шантунг

Тогда едва-едва до моря не дошел,

Направо к «девяти эрсенам»  я ходил –

Тогда едва-едва в Тибет я не вошел.

Назад, преодолев Йенчу, я подводил

К Темир-Калыгу вплоть воителей своих,

Налево до страны Йир-Байырку ходил….

Вот сколько дальних стран я с войском достигал!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками?

У каракалпаков как и у казахов для "түнлик" существует спец.лента или простое "арқан".  :turkmen1:

 

Вы что имеете в виду? У нас түндік это кусок кошмы, к которой привязаны веревки и которым закрывают на ночь или открывают днем купольное отверстие - дымник.  

А сам деревянный светодымовой обруч с крестовиной в центре это шаңырақ, на который и накидывается түндік.

 

:turkmen1: у казахов "түндик" оно у каракалпаков "түнлик", разница в одном букве  :rolleyes:  .

 

Вот что я имел:

475ff9470aad.jpg

 

9d44616fa19e.jpg

 

и

 

39adf119d650.jpg

 

05f367d8884f.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

mongolia_218.jpg

 

И в чумах жили монголы

 

ПО МОНГОЛИИ НА ДЖИПЕ http://kireev.kz/mongolia4_20_8/

 

 

Они тюркоязычные цаатаны!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

 

Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!

 

И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов!

 

Вы согласны с этим?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о великие тюрки учители наши, мы должны поклониться вам денно и нощно. спасибо что научили ставить юрты и кочевать.

Вы клоун или модератор? Занимайтесь своим делом. Для начала вот этого 

vbyubzy забаньте.  Его высер: А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума
  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

 

Это исторический форум, а не грамматический. Разве не понятно где нужно акцентироваться? Если не понятно, то еще раз повторяю для не всасывающего информацию - нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

 

Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!

 

И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов!

 

Вы согласны с этим?

 

С Вашей логикой, то есть народы с теми же гаплогруппами, что и у монголов, которые живут в Сибири в чумах, лесу, а также оседло в домах, великий народ китайцы. Приезжайте в КР, в частности на горные пастбища жайлоо, посмотрите быт, наши юрты (боз үй или кыргыз үй), попейте кымыз, испробуйте наши кисломолочные продукты, попейте мясного бульона из баранины (шорпо), поешьте беш бармак, пообщайтесь с людьми и скажите им, что они лесные охотники, рыболовы :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

 

Это исторический форум, а не грамматический. Разве не понятно где нужно акцентироваться? Если не понятно, то еще раз повторяю для не всасывающего информацию - нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Всасывайте сами, Newbie. Не вам меня учить, где я должен "акцентироваться". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

 

Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!

 

И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов!

 

Вы согласны с этим?

 

С Вашей логикой, то есть народы с теми же гаплогруппами, что и у монголов, которые живут в Сибири в чумах, лесу, а также оседло в домах, великий народ китайцы. Приезжайте в КР, в частности на горные пастбища жайлоо, посмотрите быт, наши юрты (боз үй или кыргыз үй), попейте кымыз, испробуйте наши кисломолочные продукты, попейте мясного бульона из баранины (шорпо), поешьте беш бармак, пообщайтесь с людьми и скажите им, что они лесные охотники, рыболовы :kg2:

 

С вашей логикой, Мен, тюркоязычные жители Сибири и Якутии, являющиеся лесными охотниками и рыболовами, и не тюрки вовсе. Тюркский мир демонстрирует огромное многообразие антропологических типов и способов хозяйствования, так что это вовсе не недостаток, а достоинство тюрок. Я только порадовался бы за монголоязычных, если бы они демонстрировали такое многообразие. А то, что вы родились в Степи, не делает вас более тюрком, чем тоджинца или цаатана, рожденного в тайге. Это просто разный способ хозяйствования родственных народов. И, конечно, глупо говорить, что кому-то изначально присуще ловить рыбу, а кому-то пасти скот. В силу того самого многообразия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

 

Это исторический форум, а не грамматический. Разве не понятно где нужно акцентироваться? Если не понятно, то еще раз повторяю для не всасывающего информацию - нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Всасывайте сами, Newbie. Не вам меня учить, где я должен "акцентироваться". 

 

Смотрю вы ничего так и не поняли. Сосредоточьтесь на теме, а ваш высер и абстрактные сообщения я оставлю на совесть модератора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...