АксКерБорж Опубликовано 2 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2013 Вот аналогичная юрта казахских кереев: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2013 А вот половецкая (кыпшакская) вежа (юрта) все с тем же регулируемым дымником при движении телеги. Миниатюра о дочингизхановском половецком периоде): 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2013 Вообще-то опорные столбы называются по-тюркски бакан/пахан. В Турции министр "бакан", а премьер - "башбакан" Baqan он везде бақан, он используется только при установке юрты, а именно, для поднятия светодымового обруча (шангырак), ровно до тех пор, пока в него со всех сторон не воткнут жерди (уык) и не свяжут их с решетчатыми стенами (кереге), затем он убирается за не надобностью. Если у турков это министры, то у казахов это походные переносные качели "алты бақан": 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 А вот половецкая (кыпшакская) вежа (юрта) все с тем же регулируемым дымником при движении телеги. Миниатюра о дочингизхановском половецком периоде): Ха, ха... расмешил меня юрточный мастер со своим объяснением "юрта с регулируемым дымоходом". На картинке показана просто кибиточка типа "шалаш" на телеге. Может половцы и их потомки казахи происходят из индийских "цыган" - короче арийцы. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке))) В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка. Ув. Vbyubzy, у меня не бред. Я думаю причина в другом. Вы, наверно как городской житель, например Элисты балгасун, трудно представляете себе монгольскую юрту, а тем более изнутри. Речь шла не о палках, а о шестах - подпорках. И в них нет ничего зазорного, чтобы Вам оправдываться и оскорбляться. Они вынужденная деталь в монгольской юрте, как метко заметил ув. Aiba, причина в конструкции купольных шестов (изогнутость). А от себя добавлю, что другая причина в их длине. Все это мы уже неоднократно здесь обсуждали. У тюркской юрты они изогнутые в нижней части, что дает большую высоту потолка по краям юрты, просторность, и не надобность в каких-то постоянных подпорках в центре юрты, а также дает устойчивость купола без специальных подпорок (жесткость конструкции). А их большая длина относительно диаметра юрты дает эффект высококупольности и лучший дымоотвод (тягу). В монгольской юрте эти жерди прямые и короткие относительно диаметра юрты, в результате чего юрта низкая как по краям помещения, так и в куполе (в центре) и обязательно нуждается в постоянных подпорках по центру. У нас тоже конечно были подпорки, но их ставили только при сильных ураганных ветрах и буранах, даже существовала специальная техникак в какое место юрты и с каким уклоном ставить эти шесты. Не хочу быть голословным и по примеру нашего Хукера, не забывающего всегда иметь при себе фотоаппарат, залью наглядную информацию: Отсюда у меня возникает вопрос, как раньше монголоязычные народы избегали пожаров в юрте? Ведь деревянные подпорки устанавливались рядом с очагом. Это сейчас сплошь буржуйки (см: фото). Обрабатывали нижнюю часть шестов каким-то средством? Или жестью? Хе, хе... юрист-маньчжуровед тепер стал ученым юртоведом. Эта современная юрта халха-монголов сделается из лиственницы и поэтому шесть-уык, верхний круглый остов-шанырак - цагираг тооно тежелые получаются. Поэтому поддерживается с двумя подпорами. Традиция смастерирования приходит с ранних больших, красочных т.е. монументальных типов юртов богатых и знатных людей. Традиционно типичные юрты делались из ивы которая легкая и не требуется подпорки. Казахи как харачу - простой народ имели обычную простую, походную юрту. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Если любой удлененный и тонкий предмет, в точке опоры имеет изгиб жесткости, то конструкция выдерживает нагрузку (вес) в разы превышающие похожий предмет но без изгиба жесткости. хе хе халхи не знают простейшию физику (ребра жесткости) двоишники а про величину юрты Вы насмешили Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шелдон Купер Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 "Казахи как харачу - простой народ имели обычную простую, походную юрту." То что казахские юрты не имели подпорок, Вы объясняете тем, что все казахи были "карачу" и поэтому юрты были попроще. А халки все сплошь "аксуеки" имели богатые и громоздкие юрты, и поэтому вынуждены использовать подпорки. Такие аргументы в Вашем стиле по всем вопросам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Уважаемый Енхд, у казахов 16-канат юрта поболее будет монгольских, и никаких подпорок не требует... Конечно если конструкция юрты из ивы то без подпорок обойдется. Представь тежелые деревянные конструкции из лиственницы то без подпорок не обойдется. Ещё раз подчеркиваю современный тип конструкции из лиственницы является именно современной модификацией или технологией. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 не просто из ивы, а с изгибом "представьте тяжелые, деревянные конструкции" - никто представить этого не может, для чего? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Ха, ха... расмешил меня юрточный мастер со своим объяснением "юрта с регулируемым дымоходом". На картинке показана просто кибиточка типа "шалаш" на телеге. Может половцы и их потомки казахи происходят из индийских "цыган" - короче арийцы. Наверно все давно заметили, что когда у Енхда нет аргументов, а это как я давно заметил случается у него в 99-ти случаях из 100, то он начинает флудить, троллить и енхидничать. Ему наверно как природному тувинцу везде мерещатся деревянные шалаши? Разве шалаш из прутьев удержится на телеге и откуда у него дымник? На приведенной мной древнерусской миниатюре четко видны лоскуты войлока, которым покрыта вежа и края которого отогнуты, приоткрыты. Почитайте приведенные мной в этой теме цитаты прямо свидетельствующие, что половецкие вежи это ни что иное как войлочные юрты. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Хе, хе... юрист-маньчжуровед тепер стал ученым юртоведом. Эта современная юрта халха-монголов сделается из лиственницы и поэтому шесть-уык, верхний круглый остов-шанырак - цагираг тооно тежелые получаются. Поэтому поддерживается с двумя подпорами. Традиция смастерирования приходит с ранних больших, красочных т.е. монументальных типов юртов богатых и знатных людей. Традиционно типичные юрты делались из ивы которая легкая и не требуется подпорки. Казахи как харачу - простой народ имели обычную простую, походную юрту. В предыдущем постинге я был прав, Енхд продолжает строить из себя шута и даже пытается оскорбить недавних природных кочевников казахов будучи сам выходцем из лесных тюрков и потому не знакомым с войлочной юртой. Истинный степняк кочевник никогда не станет изготовлять детали юрты из лиственницы, это нонсенс! Во-первых, в степи или на пастбищах лиственница не произрастает, а имеются в основном ива и береза, первая используется во всех деталях юрты, а вторая для шангырака и дверей. Во-вторых, кочевать и перевозить тяжелые детали из лиственницы тоже нонсенс для кочевника, когда имеется легкая и пластичная ива. О чьих монументальных юртах ведете речь? О тюркских? Или о халхаских? Уточните. Только просьба не ссылаться на средневековые, так как они были тюркского типа. Если у монголоязычных народов была юрта с жердями из ивы, без подпорок, то представьте ее нам на обозрение. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Конечно если конструкция юрты из ивы то без подпорок обойдется. Представь тежелые деревянные конструкции из лиственницы то без подпорок не обойдется. Ещё раз подчеркиваю современный тип конструкции из лиственницы является именно современной модификацией или технологией. Нет, никак не обойдется без подпорок! Пока не будут изогнуты купольные юрты в нижних частях. И тысячу раз в этом прав Бек-Нур. Не надо вводить всех в заблуждение, что мол вся причина наличия подпорок это тяжелые жерди и шангырак из листвиницы. У казахов шангырак из березы, которая даже тяжелее лиственницы, но ситуация иная. Будь даже жерди в монгольской юрте из ивы (шангырак из ивы даже если захочешь не сделаешь), все равно при их прямолинейности купол западает. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 У тюркской юрты они изогнутые в нижней части, что дает большую высоту потолка А их большая длина относительно диаметра юрты дает эффект высококупольности В монгольской юрте в результате чего юрта низкая как по краям помещения, так и в куполе (в центре) У казахов одним из особых и самых распространенных пожеланий или благословений является выражение: "Шаңырағың биік, керегелерің кең, босағаң берік болсын!" Попробую перевести на русский язык: "Желаю, чтобы юрта твоя была просторной, купол в ней высоким, а порог прочным!" Есть ли подобное пожелание у монголов? Наличие или отсутствие его будет о многом говорить. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Уважаемый Енхд, у казахов 16-канат юрта поболее будет монгольских, и никаких подпорок не требует... Конечно если конструкция юрты из ивы то без подпорок обойдется. Представь тежелые деревянные конструкции из лиственницы то без подпорок не обойдется. Ещё раз подчеркиваю современный тип конструкции из лиственницы является именно современной модификацией или технологией. Уважаемый Енхд! Почему монголы используют именно лиственницу, а не березу? С чем это связано? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 калмыки уже давно не живут в юртах, поэтому могу привести только старинные рисунки и гравюры: http://library.pgups.ru/jirbis2/index.php?option=com_phocagallery&view=detail&catid=9:narody-rossii-ot-granitsy-s-prussiej-do-kurilskikh-ostrovov-khudozhnik-emelyan-korneev-1812-13-gg&id=63:kalmytskaya-yurta&tmpl=component&Itemid=178 http://www.altair.co.uk/0147.jpg http://harada.ru/news-view-114.html все остальное - новодел. Нигде нет шестов, поддерживающих харач (крестовина называется цаhрг). Вообще, смешно спорить о том, чего не знаешь. Ни мы, хальмгуд, ни вы, казактар, ни фига ничего не знаем о том, как ставить войлочные юрты и как жить в них. Пастухи у нас давно уже называются фермерами, у каждого своя стационарная точка выпаса скота, где такой же стационарный дом и кошара. Между тем, монголы продолжают жить в юртах и знают, что там к чему. Потому что до сих пор кочевники. В отличие от нас, давно уже оседлых жителей. Так что именно они, монголы, и являются продолжателями кочевой традиции, как бы мы тут ни пыжились и чего бы мы тут ни придумывали, уважаемые сетевые бойцы холивара))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой. Аккуратней с такими мыслями. Вы сильно ошибаетесь. Если тюрки ассимилировали такие народности, которые жили в чумах, это не означает, что они все изначально селились так. Конструкция монгольских юрт доказывает обратное, не тюрки, а предки монголов. Так же и звучание вашего языка отлично от написания на бумаге, произношение звуков похоже на язык коренных сибирских народностей. Так что нечего пенять на зеркало... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Polat Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Вообще-то опорные столбы называются по-тюркски бакан/пахан. В Турции министр "бакан", а премьер - "башбакан" Baqan он везде бақан, он используется только при установке юрты, а именно, для поднятия светодымового обруча (шангырак), ровно до тех пор, пока в него со всех сторон не воткнут жерди (уык) и не свяжут их с решетчатыми стенами (кереге), затем он убирается за не надобностью. Если у турков это министры, то у казахов это походные переносные качели "алты бақан": Каракалпаки для установки юрту баханов не использует, так как наши поднимает шанарака с помощью уыков! источник: http://www.qaraqalpaq.com/yurterection.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 калмыки уже давно не живут в юртах, поэтому могу привести только старинные рисунки и гравюры: Нигде нет шестов, поддерживающих харач (крестовина называется цаhрг). Вообще, смешно спорить о том, чего не знаешь. Ни мы, хальмгуд, ни вы, казактар, ни фига ничего не знаем о том, как ставить войлочные юрты и как жить в них. Пастухи у нас давно уже называются фермерами, у каждого своя стационарная точка выпаса скота, где такой же стационарный дом и кошара. Между тем, монголы продолжают жить в юртах и знают, что там к чему. Потому что до сих пор кочевники. В отличие от нас, давно уже оседлых жителей. Так что именно они, монголы, и являются продолжателями кочевой традиции, как бы мы тут ни пыжились и чего бы мы тут ни придумывали, уважаемые сетевые бойцы холивара))) Ув. Vbyubzy, речь идет ведь не о калмыцкой юрте, а о халхаской. Трудно вообще что-либо доказывать о монгольскости того или иного на примере калмыков, общеизвестный факт, что на всё калмыцкое сильно воздействовало тюркское окружение, с одной стороны ногаи, с другой казахи, с третьей башкиры - на язык, имена, традиции и прочее. Даже домбра тюркская. И в этом отсутствие подпорок в калмыцкой юрте объясняется высококупольностью как в тюркской юрте, то есть длиными купольными жердями относительно диаметра юрты, как это видно из Ваших миниатюр. Как я писал выше, юрта не нуждается с подпорками светодымового обруча, если: 1. Или жерди изогнуты в нижней части; 2. Или жерди должны быть не менее 3/4 диаметра юрты или даже равны диаметру; 3. А если присутствуют оба признака, то и жесткость с прочностью также увеличиваются в 2 раза. Второй абзац вообще глупость. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Каракалпаки для установки юрту баханов не использует, так как наши поднимает шанарака с помощью уыков! А что в таком случае в руках у джигита? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой. Аккуратней с такими мыслями. Вы сильно ошибаетесь. Если тюрки ассимилировали такие народности, которые жили в чумах, это не означает, что они все изначально селились так. Конструкция монгольских юрт доказывает обратное, не тюрки, а предки монголов. Так же и звучание вашего языка отлично от написания на бумаге, произношение звуков похоже на язык коренных сибирских народностей. Так что нечего пенять на зеркало... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 И в чумах жили монголы ПО МОНГОЛИИ НА ДЖИПЕ http://kireev.kz/mongolia4_20_8/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Polat Опубликовано 3 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2013 Каракалпаки для установки юрту баханов не использует, так как наши поднимает шанарака с помощью уыков! А что в таком случае в руках у джигита? У джигита в руках 4 шт. уыков обмотанный, для того чтобы поднят и держат Шаңарақа. Форма каракалпакского шаңарақа стандартный: Хивинские каракалпаки XIX в. Заднем плане видно Шаңарақ с двумя кольцами, т.е. каракалпакский Шаңарақ. каракалпаки 20 годов ХХ в. каракалпакский Шаңарақ. ХХI в. А здесь каракалпакский "Шаңарақ" и казахский "Шаңырақ". процесс установки казахского шанырака: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 4 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2013 Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2013 в чумах Не надо так зарекаться Хукер. Если раньше я приводил аргументы по языку (Г.Дёрфер, Владимирцов, Шавкунов), традиционному жилищу предков современных монголоязычных народов (каны) и традиции одежды (правый запАх) и оружия (сабли носят с правой стороны), прямо свидетельствующие о приходе их из лесов Приамурья, Приморья Дальнего Востока и изменения быта с лесного на степное скотоводство, то в будущем я планирую открыть еще одну тему, еще раз подтверждающую эту теорию, но на этот раз о традициях захоронения умерших. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться