Перейти к содержанию
Bas1

Адайцы

Рекомендуемые сообщения

Тан-гут - это хорошие Тана, а Тан-зергут - это великолепные Тана. :lol:

Алп-бамси сам предположил ,что Кете это Кытай. :) По вашему Шумекей - джадараны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алп-бамси сам предположил ,что Кете это Кытай. :) По вашему Шумекей - джадараны?

Можно так "доискаться созвучий", что и Hooker станет двойняшкой венгра Хунгара. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно так "доискаться созвучий", что и Hooker станет двойняшкой венгра Хунгара. :)

Продолжим дальше. Таз- это лесное племя из Сибири.

Туматы(Тума,тама,тамьяан) и Мингаты(минг) в это время были в составе кыргызов.Все они лесные племена.

§ 239. Taulai ĵil ĵoči-i, baraun ğar-un čeriudiyer, Hoi-in irķen-tur morilaulba. Buqa ğaĵarčilaĵu otba. Oiradun Quduqa-beki tumen Oiradun urida elsen oroĵu irebe. Ireĵu, ĵoči-i uduridutču tumen Oirat-duriyan ğaĵarčilaĵu Šiqšit-tur oroulba. ĵoči Oirat, Buriyat, Barqun, Ursut, Qabqanas, Qaŋqas, Tubas-i orouluat, tumen Kirķisut-tur ķuruesu, Kirķisudun Noyat Edi, Inal, Aldier, Ole-bek-diķin Kirķisudun Noyat elsen oroĵu, čağaa-nout šiŋqot, čağaa-nout aqtas, qaranout buluqat abuat ireĵu, ĵoči-da aulčaba. Šibir, Kesdiin, Bait, Tuqas, Teŋlek, Toeles, Tas, Baĵiqidača inaqši Hoai-in irķen-i ĵoči oroulĵu, Kirķisud-un Tumedun, Miŋğad-un Noyad-i Hoai-in irķeno Noyad-i abuat ireĵu, Čiŋķis-qağan-tur čağaanout šiŋqodiyar, čağaanout aqtasiyar qara-nout buluqadiyar aulĵaulba.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меркитов в составе абак кереев известны 6 родов:

Әлмәмбет

Құлсары (Күрсары?)

Лепсі

Шағыр

Мыңлы

Сақай

Созвучное вашему Мудалу название есть только в составе другого рода в составе абак кереев6 среди молкы - это мошан.

Меркиты делились на три ветви: увас (хоас), хаат и удуит. Удуит-меркиты были наиболее многочисленны и делились на следующие подразделения: уйкур, мудан, тудаклин и джиюн.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Меркиты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я думаю моя позиция весомее :D

"Адай" - кажется "остров" на огузском. Аральское море так называли если не ошибаюсь.ИМХО ;)

Уда - считают, что название Уда (приток Селенги) происходит от наименования меркисткого племени уду (удуит), жившего в XII в. по Орхону и Селенге. Некоторые производят о мон.слова удэ - полдень, связывая это с легендой о том, что какие-то монгольские войска или кочевники прибыли к этой реке в "удэ", т.е. во "время обеда", в полдень, и назвали безымянную реку Удой. Предполагают также, что Уда есть селькупское (самодийское) уд - вода. Правильная этимология от этнонима уду. Удуиты или удуит-меркиты упоминаются в "Сокровенном сказании" монголов (1240 г.) как племя, разбитое Чингис-ханом. Об удуитах писал Рашид-ад-дин, что племя удуит-меркиты имеет четыре ветви в таком разделении: "уйкур, мудан, тудаклин и джиюн... В эпоху Чингис-хана государем и вождем удуит-меркитов был Токтабеке; он имел брата по имени Куду" (1952. Т. 11, кн 1. С.114-115). Реку Уду древние монголы называли Зэрлэгын-гол - "река дикарей". Топоним Уда имеет большой ареал: от Камчатки до Алтая, например, pp. Уда, притоки Охотского моря; Уда (Чуна) - левый приток Ангары; Уда - правый приток Ангары: Уда - названия мелких рек в Присаянье, в Алтайском крае. Река Уда есть в Псковской области, на Украине, в Румынии, но эти названия, очевидно, другого корня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и причем тут шомекей?

Наверное поэтому?

Замечательный исторический факт:

Яков Гавердовский, посетивший Младший казахский жуз в 1803 г. («Первые историко-этнографические описания казахских земель…», ИКВРИ, т.5, стр.200…) передает слова старшины рода чомекей (шөмекей):

99af6099ec62.jpg

Из чего следует, что легендарный прародитель казахского рода Чумекей и ныне благодаря науке всем известный якобы монгол Джамуха, одна и та же историческая личность, причем происходивший из племени тюркских ханов, у которого были несогласия с Чингизханом, вероятно со слов старшины также тюрка... Вполне очевидно и ясно, что в 1803 году престарелый к тому времени казахский старшина рода никак не мог знать о Джамухе и Чингизхане из книг или от историков и что информация досталась ему в устном виде от предков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После небольшого историко-календарного экскурса попробуем ответить на вопрос, почему казахи Мангистау начинают отмечать Наурыз с 14 марта?

Ответ, вероятно, кроется в системах счета времени, бытовавшего у кочевого населения Казахстана в древности. По преданиям, счет месяцев у казахов определяется луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши (народные астрономы и предсказатели) постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Однако у казахского народа сохранились отголоски счета времени и по солнечному календарю, где каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы.

Ведя счет времени по луне, кочевники вносили в него поправки по солнечному календарю. В тюркской символике Луна связывалась с мужским началом, а Солнце – с женским. Древние тюрки делили год на четыре цикла: весна, лето, осень и зима. Кроме того, год делился на 24 сезона по 15 дней в каждом. Каждый сезон состоял из трех малых сезонов, в каждом из которых было по 5 дней. Отправной точкой счета наступления Нового года являлся день весеннего равноденствия.

Выходит, что в тюркском календаре нет стыковки с датой 14 марта, почитаемой на Мангистау! Однако эта дата не является случайной. Известно, что у тувинцев и монголов счет времени велся девятками дней с девяти числовой кратностью, которые группировались в четыре температурных цикла, совпадающих в основном с четырьмя сезонами солнечного года. Отсчет времени начала Нового года велся с зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок – это время «рождения» и «умирания» мороза отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступала весна – время «взросления» листьев и пение кукушки. Следом за началом весны на девятый день праздновалась дата весеннего равноденствия.

Этот факт календарного счета, скорее всего, имеет самое прямое отношение к срокам празднования Наурыза на Мангистау. Традиция празднования начала весны 14 марта могла»перекочевать» на Мангистау вместе с казахами-адаями в первой половине 18 века. Легенды адайцев сохранили упоминание о длительном движении этого рода с Востока. Рихард Карутц, написавший книгу «Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке» и издавший ее в России в 1911 году писал: «Сто пятьдесят лет тому назад, как рассказывают, в страну (Мангышлак) явились с севера киргизы, победили после долгих войн туркменов и погнали их перед собою на запад и юг...»

По одной из гипотез, рассмотренной казахстанским этнографом А. Нурмагамбетовым, обособленное положения адайского рода в казахских шежире (родословной) и легендах позволяет историкам поставить его вразряд самостоятельного этноса – народа-племени. В казахской генеалогии род адай существует параллельно родственной линии байулы, как «неродной» сын. Именно о таких случаях писал в свое время российский этнограф Н. А. Аристов: «Женское или незаконное происхождение в генеалогических сказаниях народов с родовым бытом есть верный признак того, что речь идет о частицах совершенно чуждых родов и племен, вошедших в родовые союзы вследствие различных случайностей исторической жизни».

По мнению многих известных историков, первоначальной родиной тюркских племен являлась территория Алтая и Монголии. Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена. В этой связи представляется очень удивительным совпадение имен легендарного основателя адайского рода и Адай-хагана – монгольского правителя улуса Толуидов, правившего в 1425-1438 гг. Адай-хаган был свергнут своим сыном.

Р. Карутц приводит интересные свидетельства об антропологическом типе адайцев. Он пишет: «Что в крови киргиза слились восток и запад, написано на его лице, хотя буквы этого письма не всюду одинаковы и распределены неравномерно. В общем, мне кажется, что женщина сохранила монгольский характер в более чистом виде...»

Эти исторические свидетельства и целый ряд эпонимных совпадений с территории Центральной Азии, приведенных А. Нурмагамбетовым, указывают, что восточное направление исследования может дать много ценного для изучения вопроса происхождения рода адай. Ниже будет приведено еще несколько удивительных совпадений, позволяющих проводить интересные параллели между культурой монголов и адайцев.

Адайцы в ходе долгих скитаний тщательно оберегали и хранили обычаи и традиции своих далеких предков. Их культура не была размыта ни контактами с азиатским мусульманизированным населением, ни процессами русификации во времена Российской империи и Советского Союза. И это тоже одна из важных причин, почему на территории Мангистау сохранились реликтовые обычаи и обрядовость.

В наши дни трудно понять, чем руководствовались азиатские кочевники, деля солнечный год девятками. Девятка и сорок (9 х 40 = 360 + 5 = 365 суток солнечного года) числа не простые, а часто встречающиеся в древних эпосах, верованиях и мировых религиях. Очень интересным видится значение числа 40, часто соотносимого с рождением и смертью человека. По широко распространенным народным преданиям сорок дней новорожденный еще не человек и сорок дней душа умершего находится среди людей. Самое удивительное, что и9 тоже соотносится с мифическими сюжетами о жизни и смерти: вспомните европейскую поговорку о девяти жизнях кошки, или девяти месяцах, которые женщина вынашивает ребенка, или поминальных церемониях на девятый день после кончины. И, наконец, календарные сезоны тюрок и монголов часто сопоставлялись с жизненными циклами человека.

http://www.pro-mangystau.com/culture/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название Мангыстау, Мангышлак не происходит ли от названия племени мангытов?

Название племени мангыт напоминает монгол?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имя мангытов от названия реки Амур - Манги.

Монгол тоже считается отражает название реки Мангу

Но монгол другой этноним, чем мангыт

Мангыты лишь одно из монгольских племен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название Мангыстау, Мангышлак не происходит ли от названия племени мангытов?

Название племени мангыт напоминает монгол?

Мангышлак-мын кишлак(туркмен)

Мангыстау-мын кыстау(казах)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мангышлак-мын кишлак(туркмен)

Мангыстау-мын кыстау(казах)

А может мангыс - тау, горы мангытов ))).

Но там действительно очень хорошее место именно для зимовки. Тепло, снега немного. А вот летом неблагоприятно. Поэтому адаи уходили в сторону Оринбурга, Астрахани на летовку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мангышлак-мын кишлак(туркмен)

Мангыстау-мын кыстау(казах)

Касательно туркмен, для которых полуостров Мангыстау является северной границей их ареала обитания, эти земли скорее летовки, чем зимовки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А. А. Кауфман. В среднеазиатских степях. (Из летних впечатлений) // Мир Божий, 1904, № 9. Предыдущий отрывок.✂··· ... От одной из зимовок отделяется фигура верхом и несется вскачь, наперерез нам. Оказывается — взъерошенный, до крайности оборванный киргиз, с двумя длинными, только что начавшими подживать, ранами или царапинами на лице и шее. Быстро и взволнованно он что–то рассказывает по–киргизски, все время показывая то в сторону зимовок, то на пасущиеся табуны.

— Что такое? — спрашиваем ямщика.

— Адаевцы, — отвечает тот. — Стали на лугах, все вытравили — вон скота какая сила!.. Стали их сживать, а они драться; ишь как его ножами исполосовали… ✂··· Дальше

✂··· ... Много хлопот тут с этими адаевцами, — продолжал наш собеседник, — то у них с торговцами–татарами джанджал [скандал, драка по–киргизски] выйдет — ноньче вот из–за возжи такое вышло... еле татар отбили! — то с здешними киргизами, то с крестьянами из–за потравы. Ну, а хохлы, те тоже спуску не дают: изловят у адаевцев скот на потраве — вдесятеро сдерут: и за себя мол, и за других. Много начальству возни с адаевцами — ни одна ярмарка не пройдет, чтобы казаков не вывели. ✂··· ...

Адаевцы — это больной вопрос и для киргиз средней полосы Уральской области, и для русских поселенцев, где такие есть, и для местного начальства. И корень этого больного вопроса — в столкновении двух культур: первобытной кочевой, в лице ее типичных представителей — адаевцев, и оседло–земледельческой, сделавшей большие успехи на севере и в средней части Уральской области.

001kxydk

Киргизская корова

✂··· Читать дальше. +3 фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мангышлак-мын кишлак(туркмен)

Мангыстау-мын кыстау(казах)

Классный вариант!

Касательно туркмен, для которых полуостров Мангыстау является северной границей их ареала обитания, эти земли скорее летовки, чем зимовки.

Ареал обитания туркмен раньше был шире. Адайцы победили туркмен, выстеснили их их Мынкыстау на юг - туркмены и на северо-запад - кавказские трухмены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А. А. Кауфман. В среднеазиатских степях. (Из летних впечатлений) // Мир Божий, 1904, № 9. Предыдущий отрывок.✂··· ... От одной из зимовок отделяется фигура верхом и несется вскачь, наперерез нам. Оказывается — взъерошенный, до крайности оборванный киргиз, с двумя длинными, только что начавшими подживать, ранами или царапинами на лице и шее. Быстро и взволнованно он что–то рассказывает по–киргизски, все время показывая то в сторону зимовок, то на пасущиеся табуны.

— Что такое? — спрашиваем ямщика.

— Адаевцы, — отвечает тот. — Стали на лугах, все вытравили — вон скота какая сила!.. Стали их сживать, а они драться; ишь как его ножами исполосовали… ✂··· Дальше

✂··· ... Много хлопот тут с этими адаевцами, — продолжал наш собеседник, — то у них с торговцами–татарами джанджал [скандал, драка по–киргизски] выйдет — ноньче вот из–за возжи такое вышло... еле татар отбили! — то с здешними киргизами, то с крестьянами из–за потравы. Ну, а хохлы, те тоже спуску не дают: изловят у адаевцев скот на потраве — вдесятеро сдерут: и за себя мол, и за других. Много начальству возни с адаевцами — ни одна ярмарка не пройдет, чтобы казаков не вывели. ✂··· ...

Адаевцы — это больной вопрос и для киргиз средней полосы Уральской области, и для русских поселенцев, где такие есть, и для местного начальства. И корень этого больного вопроса — в столкновении двух культур: первобытной кочевой, в лице ее типичных представителей — адаевцев, и оседло–земледельческой, сделавшей большие успехи на севере и в средней части Уральской области.

001kxydk

Киргизская корова

✂··· Читать дальше. +3 фото

Интересные наблюдения. А ведь действительно у некоторых казахских родов на Урале были натянутые отношения с адаями. Теперь понятно почему. А всему виной колониальная политика России, не позволявшая адаям пересекать Урал, а затем Эмбу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классный вариант!

Ареал обитания туркмен раньше был шире. Адайцы победили туркмен, выстеснили их их Мынкыстау на юг - туркмены и на северо-запад - кавказские трухмены.

Кстати во многих казахских родах присутствуют туркменские вкрапления. Я знаю что у Жалаиров и Шапрашты есть подроды Туркпен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...