Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

В 07.06.2012 в 03:46, АксКерБорж сказал:

Выдвигаю гипотезу о прямой связи племенного названия казахских кереев ветви ашамайлы "тарышы" со средневековым тюркским названием людей исповедующих несторианское учение в христианстве "тарса".

Для примера генеалогия кереев/кереитов:

Керей > Ашамайлы и Абак; Ашамайлы в свою очередь подразделяются на Танаш > Тарышы (АКБ: по М.Муканову, это не племенное название, а прозвание поколения, далее > Смаил, Аксары и Курсары.

Как результат мы имеем:

1) Тамга кереев ветви ашамайлы (а также уаков): + (крест), тогда как у абак-кереев параллепипед, как у уйсунов Старшего жуза...

2) Название ветви ашамайлы: аша (крестовые) (помните у Мурада Аджи объяснение своей фамилии Аджи/Аши?) http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/аша/

3) Название поколения внутри ашамайлы "тарышы": тарса (несториане)

Отсюда мое предположение, что знаменитый кереитский Ванхан (хан Тугрул - поп Иоанн), отчим Чингизхана, как и его отец (Хурджакус Буюрук хан - Григориус), дед (Маргуз Буюрук хан - Маркос), прадеды и внуки (Ябалак и Саума, ездившие в Сирию - Шам учиться тарсе - несторианству) был не абак кереем, а ашамайлы кереем поколения тарышы (возможно либо рода аксары, либо курсары)!, т.е. сибирским кереем!

Отсюда полагаю, что сибирские летописи, переданые Миллером об изначальном основании Сибирского юрта Тайбугой - потомком Ванхана, небезосновательны!...

Да, скорее всего керейское "тарышы" действительно связано с термином "тарса", потому что хакасское "Тарчы" связывают с несторианством.

http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-confess/2_1.html

"...Монголы в XIII-XIV вв. называли уйгуров словом "тарса" - христиане (Никитин А.Б., 1984, с. 131). Интересно, что в современной Хакасии одна из рек (левый приток р. Белый Июс) носит название "Тарчы Чул" - Несторианский ручей; по легенде, здесь обитала девушка-несторианка, погибшая в битве с монгольскими захватчиками (Бутанаев В.Я., 1995, с. 124). Ниже по течению Белого Июса на горе Хызыл хас находится сооружение, известное под названием Тарча хыс сiвеезi - крепость несторианской девушки (Бутанаев В.Я., 1995, с. 124). В данном случае название "Тарчы" и термин "тарса", видимо, имеют общее происхождение от слова, заимствованного из персидского языка.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу внести еще раз ремарку:

На мой взгляд, все крестообразные тамги "Х" и т.д. - это геральдические символы, изображающие летящего сокола (!). 

Сокол был  тотемом, онгоном и даже  последним общим наименованием и собирательным названием  племен Уйгурского каганата (сокол=jakɨl=хуйху).

Манихейский крест, манихейство, христианство имеют здесь вторичное значение.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Родоплеменной состав

По данным Э. Р. Тенишева, родовые деления жёлтых уйгуров объединяются в семь территориальных единиц — отаков. Отаки, как и родоплеменные подразделения юйгу, в настоящее время не имеют какого-либо хозяйственного или административного значения[2].

Несмотря на разные языки и различия в быту, сарыг-югуры и шера-югуры этнически родственны друг другу. Об этом свидетельствуют родоплеменные названия, встречающиеся в большинстве случаев как у одних, так и у других.

Анджан (анджән, анджәң, анджян).

Арлат. Потомки арулатов.

Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».

Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.

Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак йаглахкыр «белый яклакыр» и кара йаглахкыр «черный яглакыр». Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.

Йагток.

Йун (патан).

Каджан.

Калка. Отождествляются с халха-монголами.

Камер.

Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.

Колен. См. кулин.

Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].

Коң. Род коңы есть у шорцев.

Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.

Кулин. Произносится еще колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.

Кыргыс. Потомки древних кыргызов.

Ланчак.

Лахшо.

Мнэг. Потомки тангутов.

Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.

Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. ӧргӧӧ — «палата, чертог, стойбище хана».

Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.

Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.

Пайат. Потомки баятов.

Патан. См. йун.

Пашу.

Пегеши. Часть рода йаглахкыр.

Пейат.

Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.

Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово сока в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».

Солтус. Потомки сулдусов.

Сына.

Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + т «железный».

Темурчин. В монгольском языке темерч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.

Тогшы (тогша, тогши).

Тунса.

Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.

Уйрат. См. ойрот.

Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.

Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].

Чанбан.

Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.

Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».

Шартың. Часть рода йаглахкыр.

Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».

Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского γǎlán, γlan (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёлтые_уйгуры

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Steppe Man said:

Родоплеменной состав

Тогшы (тогша, тогши).

Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёлтые_уйгуры

Тугчины и чоносы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.06.2022 в 20:28, Steppe Man сказал:

халха-керейты.

 

:D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.06.2022 в 14:17, Steppe Man сказал:

Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. ӧргӧӧ — «палата, чертог, стойбище хана».

 

Посмотрите в ДТС, там есть это тюркское слово со значением "трон".

Какое еще "ср. монг."? )

ДТС:

TSUJz.jpg

BEZYMYNNYIc9f8dc9f42fc70df.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хэрэйдийн Ван ханы ордон буюу Туулын “Хар Түнэ Орд” дурсгалт газрыг гүнзгийрүүлэн судалж байна

https://sonin.mn/news/culture/132176

712-1660886666nuur-zurag.jpg

3(486).jpg2(575).jpg

 

Тангутское историко-культурное влияние на керейтов  Ван-Хана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

Хэрэйдийн Ван ханы ордон буюу Туулын “Хар Түнэ Орд” дурсгалт газрыг гүнзгийрүүлэн судалж байна

 

Это же чистой воды фольк-хистори.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Steppe Man сказал:

Хэрэйдийн Ван ханы ордон буюу Туулын “Хар Түнэ Орд” дурсгалт газрыг гүнзгийрүүлэн судалж байна

 

Ладно фольк писали бы вы, Аза-Амбань, мы к этому уже давно привыкли. :)

Но ведь фольком занялись монгольские археологи, если судить по вашим последним ссылкам, а это недопустимо.

Патамушта керейты даже ногой не ступали на земли Центральной и Восточной Монголии, не то чтобы иметь там свой улус, кочевья, дворец и захоронения.

А виною всему научный миф о тождестве "Татары ("монголы") 12-13 в.в. = Халхасцы 15 - 21 в.в." и о тождестве "Родина татарских племен 12-13 в.в. = современная Монголия и Бурятия".

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Ладно фольк писали бы вы, Аза-Амбань, мы к этому уже давно привыкли. :)

Но ведь фольком занялись монгольские археологи, если судить по вашим последним ссылкам, а это недопустимо.

Патамушта керейты даже ногой не ступали на земли Центральной и Восточной Монголии, не то чтобы иметь там свой улус, кочевья, дворец и захоронения.

А виною всему научный миф о тождестве "Татары ("монголы") 12-13 в.в. = Халхасцы 15 - 21 в.в." и о тождестве "Родина татарских племен 12-13 в.в. = современная Монголия и Бурятия".

Обычный фольковый апломб вызванный простым незнанием источников.

Цитата

...в области киргизов и кэм-кэмджиутов, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, — А.С.] и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению. РАД

Предполагаю утверждение, что все эти названия - Онон, Келурен, Буркан-Халдун, Буир-Наур, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух - искажены, и что есть аналоги рядом с Эмилем (! - где там столько рек то взять?), останется только притянуть туда Великую китайскую стену. Но с этим пожалуй будут проблемы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Они [представляют] собою род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов. Те округа близки к границам хитайской страны. [Кераиты] много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов. РАД

Осталось предположить, что Урунгу это Онон, а Эмиль это Керулен. И откопать там китайскую стену.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Rust сказал:

Обычный фольковый апломб вызванный простым незнанием источников. 

 

Аплобма не будет если перестать использовать навязанное нам отождествление топонимов - Сэлэнгэ мөрөн вместо Слнкай, Орхон-гол вместо Он-Ургуна, Хэрлэн-гол вместо Клрн, Хангай вместо Ханьхай и т.д.

В этом и вся проблема.

 

Исказили порядка 5 гидронимов, но для "комплекта" не догадались или не успели притянуть к ним еще несколько важнейших - тот же Байкал, те же Саяны, Хангай, Хэнтэй, Хубсугул и прочие. Поэтому при появлении вопросов по ним приходится впускаться в фантазии и домыслы.

Нестыковок в существующих отождествлениях средневековых татарских топонимов с топонимикой современной Монголии и Бурятии много, одна из них, свежая ))) это домашние яки, "горные быки", которые в источниках отмечены только в стране лесных урянхаев, а в стране кочевых татарских племен, в том числе в стране рода Чингизхана, о них не упоминают.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, АксКерБорж said:

 

Аплобма не будет если перестать использовать навязанное нам отождествление топонимов - Сэлэнгэ мөрөн вместо Слнкай, Орхон-гол вместо Он-Ургуна, Хэрлэн-гол вместо Клрн, Хангай вместо Ханьхай и т.д.

В этом и вся проблема.

 

Исказили порядка 5 гидронимов, но для "комплекта" не догадались или не успели притянуть к ним еще несколько важнейших - тот же Байкал, те же Саяны, Хангай, Хэнтэй, Хубсугул и прочие. Поэтому при появлении вопросов по ним приходится впускаться в фантазии и домыслы.

Нестыковок в существующих отождествлениях средневековых татарских топонимов с топонимикой современной Монголии и Бурятии много, одна из них, свежая ))) это домашние яки, "горные быки", которые в источниках отмечены только в стране лесных урянхаев, а в стране кочевых татарских племен, в том числе в стране рода Чингизхана, о них не упоминают.

 

Лесными урянхайцами я считаю  нынышных дархатов Хувсугульского аймака и часть тувинцев.

https://asiarussia.ru/blogs/15294/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Лесными урянхайцами я считаю  нынышных дархатов Хувсугульского аймака и часть тувинцев.

 

Урянхайцы никуда не делись, они здравствуют до наших дней и населяют Алтай по обе его стороны (Алтайн урианхай).

Часть из которых на восточной стороне омонголилась (наш маньчжуровед например).

Возможно вы правы, Аза-Амбань, возможно современные этнические группы Западной Монголии - дархады, баяты, мянгяды - это части лесных урянхаев. А возможно что и нет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Урянхайцы никуда не делись, они здравствуют до наших дней и населяют Алтай по обе его стороны (Алтайн урианхай).

Часть из которых на восточной стороне омонголилась (наш маньчжуровед например).

Возможно вы правы, Аза-Амбань, возможно современные этнические группы Западной Монголии - дархады, баяты, мянгяды - это части лесных урянхаев. А возможно что и нет.

 

Алтайские урянхайцы -поздние переселенцы. ибн гамбу ал АКБ.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Steppe Man сказал:

Алтайские урянхайцы -поздние переселенцы. ибн гамбу ал АКБ. :D

 

Нет, дорогой Аза-Амбань, лесные урянхаты фиксируются на Алтае еще во времена Чингизхана.

Помните же могилу Чингизхана в верховьях Иртыша?

Кто ее охранял по вашему, буряты что ли? :D

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Нет, дорогой Аза-Амбань, лесные урянхаты фиксируются на Алтае еще во времена Чингизхана.

Помните же могилу Чингизхана в верховьях Иртыша?

Кто ее охранял по вашему, буряты что ли? :D

 

Мне нравится фольковый метод когда очередной бред подается как истина в последней инстанции. Лично копали могилу ЧХ на Иртыше?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Rust сказал:

Мне нравится фольковый метод когда очередной бред подается как истина в последней инстанции. Лично копали могилу ЧХ на Иртыше?

 

Никто пока не копал в верховьях Иртыша.

Хотя надо, раз на это нам прямо указывают Рашид ад-Дин, Марко Поло, автор "Юань ши" и раз китайские археологи обнаружили там древнее захоронение.

Чем тщетно искать ее десятилетиями там, где ее никогда не было, в Восточной Монголии, на Хэнтэе, о котором ни словом не обмолвился ни один очевидец или современник.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Хотя надо, раз на это нам прямо указывают Рашид ад-Дин, Марко Поло, автор "Юань ши" и раз китайские археологи обнаружили там древнее захоронение.

Рашид ад-Дина покажите? "Юань ши" с Харапачевским уже разбирали. Я даже сканд давал той страницы про Циняньгу, но бесполезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...