Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

 

Министр транспорта Монголии Мөнхчулууны Зоригт в гостях у охотников и скотоводов казахов племени Керей[т], Ховд аймак, 2017 год:

 

be5f567c69b8.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Н.Я. Бичурин "История первых четырех ханов из дома Чингисова":

 

ч.IV «Сянь-Цзун Мункэ»:

  

"… Сян-цзун Хуань-су-хуан-ди по имени Мункэ был старший сын государя Жуй-цзун (Тулуя). Мать его была вдовствующая государыня Чжуань-сян, урожденная Хирэй, или Кирэй, по имени Чолка-тана".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племя Керей. История племени

Одним из многочисленных племен казахского этноса являются кереи. По словам Абулгази, кереи были самым сильным из всех племен. Правители племени отличались особой мудростью. Наиболее выдающимся был родоначальник кереев Тугрул с титулом «онсан-хан», в китайских источниках — Ван-хан. Предания о Ван-хане были записаны со слов потомка старшего сына Ван-хана Тайбуга проф. Г.Ф.Миллером во время его пребывания в Северном Казахстане и Барабинской степи в 1733 г.

Родословная племени кереев, записанная Г.Н.Потаниным: в XIX в. Керей, Ашамайлы (керей), Абак (керей), Балта (керей), Таракты, Уак (керей), от него 12 поколений: Шимойын, Шерун, Молкы, Консадак, Меркит, Жадик, Жантекей, Жастабан, Ители, Шубыр-айгыр, Кырык-Мылтык, Каракас, Жанат. Старший сын Онсан-хана (Ван-хана) Тайбуга был убит в битве с монголами, место его погребения находится на Алтае, на перевале по речке Балгын, против Нарымского хребта. Керей и их сородичи уаки бежали от Чингиз-хана на нижний Иртыш и в Барабинскую степь, где находились их жайляу. Здесь потомки Ван-хана нашли себе новую родину. Слово керей (кереит) Рашид-ад-Дин связывает с тюрко-монгольским словом «хара» (перевод черный). Казахи, как и другие тюркоязычные народы, темногнедую масть лошадей называют кер ат.

 

Тюркские племена шато и чуйе генетически связаны с кереями, в эпоху Западно-Тюркского каганата обитавших в джунгарской степи. Легенда гласит: предки чуйе — шато Туйгун и Жолакай (IV в.н.э.) поспорили между собой, где им обосноваться — ближе к границе с Китаем или западнее. Старший брат Туйгун предложил: «пусть этот спор решит за нас конь». Отведенный на несколько сот шагов и отпущенный конь жалобно заржал и внезапно устремился на запад. За конем последовали предки абака Гэлэ (абак керей) и их поколений шимын (шимойын) и ачайлу (ашамайлы). Обосновались они на на юго-западе Алтая и Верхнем Иртыше. Их потомки встречаются также в племенах Старшего и Младшего жузов. Предки кереев Туйгун, Туян и Шимын (Шимойын) жили в V в.

После распада Западно-Тюркского каганата кереи, огузы, кар луки, найманы, кипчаки достигли уровня ранне-феодальной государственной организации, были образованы отдельные улусы. Часть кереев отошла к усуням.

Родоначальник кереев Абак жил во времена Тюркского каганата. Из преданий известно, что после смерти Абака родоначальником стала его жена. В это время племя кереев вошло в состав Среднего жуза, а небольшая часть в Младший жуз (кереиты). Эти предания были записаны Ч.Ч.Валихановым и Г.Н.Потаниным, который отмечал, что происхождение кереев (кереитов) Среднего жуза идет от древних усуней. (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Казахские старцы -знатоки родословных преданий рассказывали, что у Усуня было два сына: Абак — предок кереев и Тарак — предок жалаиров. Из других поколений к кереям Старшего жуза относятся албаты (албаны), тобеуты (тобе), тункаиты, жарыкчаки. Из источников следует, что к кереям относятся племена абак, тарак, тоян, суан (суйан), шимуюн, ашамайлы, уак. Рашид-ад-Дин пишет, что кереи являются ветвями огузов и кар луков.

К X в. кереи имели три поколения: абак-керей с тамгой в виде креста +, ашамайлы-керей с тамгой в форме X (древнейшая тамга кереев), уак-керей с тамгой в виде креста +, сргели и торткара — поколения Старшего жуза с тамгой в виде +. Тамга в виде креста является свидетельством того, что кереи были приверженцами несторианства, распространявшегося миссионерами из Византии, Армении и Сирии. В местах обитания кереев, найманов и уйгуров найдены памятники с надписями на тюркском и сирийском языках (Ховорс, Коковцев, Марр, Пигулевская и др.). В своем сочинении Джанибек пишет, что предки абак-кереев происходят из племени уак Старшего жуза. В состав абак-кереев входило 12 племен: жастабан, жадик, жан-текей, ители, меркит, шерушы-каракас, молкы, консадак, кырык-мылтык (баркын), ашамайлы (ашам), шимойын (шимуюн) (по китайски чумугун) и уак-керей (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Кереев китайцы называли хэлей, хэйлей, гэлэ (абака гэлэ). В Пекинском историческом музее выставлены предметы кереев ХVII-ХVIII вв

Г.Н.Потанин в Алашане и Цинхае встречался с людьми из племен, которые называли себя ихи хиреита (эке кереит) родом от усуней, в том числе бога хиреит (абака кереит), хархотан, хажирут, бугас (Потанин. Тангутско-тиб. окр. Т.1, 113). С ними был знаком и Н.М.Пржевальский, немало удивленный тем, что они говорили на тюркском языке.

Из источников следует, что племена абак, ашамайлы (агамай), консадак, шимугун (шимойын) самые древние из тюркоязычных. Рашид-ад-Дин не смешивает кереев с коренными монголами и также, как найманов, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских), киргизов обособляет от них. К кереям он относит поколения Старшего жуза: жаркынчак, тобсун, тункаит, абака, албат (албан). Сведения о древнейших племенах кереев — абак, ачмай, шимойын (чумугун) обнаружены в орхонской надписи Томсоном.

Тюркские племена чуйе и шато генетически связаны с племенем кереев, происхождение их корнями уходит к древним усуням. Из китайской хроники известно, что шато — особое поколение западных тюрков, отпочковавшееся от тюркского племени чуюе (чуйе, красный волк). Чуйе входили в конфедерацию чуйских племен «он ок» в составе Западно-Тюркского каганата. Шато и чуйе жили в пустыне Шато (джунгарская степь), отсюда происходит название племени шато. В IX в. племя шато подверглось нападению тибетцев.

Преследуемое тибетцами племя шато, имевшие до 30 000 кибиток, откочевало на Алтай к своим соплеменникам шимын. Шато и чуйе вместе с племенами муюн и агайлу (в казахской транскрипции шимойын и ашамайлы) жили во владении тюркского кагана Шигая. Из источников следует присутствие в этом владении двух племен Муюн и Агайлу (Кюнер. Кит. Известия, 152), которые сохранились в составе кереев под названием шимуюн и ашамайлы. Физический тип представителей этих племен и быт, описанные в китайских источниках, близки к кереям Верхнего Иртыша. Кереи из этих племен отличались высоким ростом, необыкновенной силой превосходили представителей всех северо-западных племен (Кюнер. Кит. известия, 152)

В составе кереев сохранилось древнее племя меркит, вместе с кереями и найманами, выступившего против войска Чингиз-хана. Многие крупные востоковеды, отталкиваясь от точки зрения Рашид-ад-Дина, исследовали тюркоязычность найманов и кереев. Тюркизм найманов и кереев был обоснован Дегином, Клапротом, Ховорсом, Аристовым, Ивановским, японским ученым Мураямой, советскими учеными С.Аманжоловым и Г.Кузеевым. Они пришли к выводу, что кереи и найманы не были монголами. В пользу тюркских корней их происхождения самый надежный источник «сокровенное сказание», где в перечне монгольских племен нет ни кереев, ни найманов. Рашид-ад-Дин относит найманов, кереев, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских) и киргизов к особой монголоподобной группе племен.

Согласно народным преданиям кереи были искусными резчиками по дереву . В народной памяти сохранилась древняя поговорка: «Керейден ул туса, агашка кун туады».

Уйгуры, найманы и кереи относились к народам с письменностью. Бартольд и Пельо писали, что древнеуйгурская письменность перешла к монголам через найманов и кереев. По убеждению ученых, наскальные надписи, встречающиеся в горах Западного Алтая, Саура и Тарбагатая и относящиеся к X-XII вв., сделаны карлуками, найманами и кереями. Эти памятники письменности — свидетельство существования ранней письменной культуры в Центральной Азии.

Из героического эпоса кереев и родственных им уаков, самыми замечательными являются «Каракаска-атты Камбар», «Ер Кокше» и «Ер Косай». В древности основная масса кереев жила на юго-западе Алтая и в долинах Иртыша, распространяясь на запад до Саура, Тарбагатая и Джунгарской степи. В наше время кереи обитают на юго-западе Алтая, в верховьях Иртыша, в Баянаульском районе Павлодарской области. Кереи встречаются у ряда тюркоязычных народов, а также в Монголии. Среди тувинцев их называют убур-кереи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.03.2018 в 17:36 АксКерБорж написал:

На казахском языке равносторонний "крест" это "кере",  а не "аша"!

1. крест разве не кереге? от него и купол юрты в виде креста

2. многие родовые этнонимы это производные от тамги: таракты, сыргели, шанышкылы и т.д. какие есть версии происхождения названия рода керей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.03.2018 в 18:09 АксКерБорж написал:

Ну никак не могли средневековые татарские племена - предки одноименных казахских племен, имевшие согласно письменным источникам боевые знамена с изображением равностороннего креста, не иметь его названия! 

у кереитов были тамга или знаменав виде креста?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.03.2018 в 16:27 АксКерБорж написал:

Н.Я. Бичурин "История первых четырех ханов из дома Чингисова":

ч.IV «Сянь-Цзун Мункэ»:

"… Сян-цзун Хуань-су-хуан-ди по имени Мункэ был старший сын государя Жуй-цзун (Тулуя). Мать его была вдовствующая государыня Чжуань-сян, урожденная Хирэй, или Кирэй, по имени Чолка-тана". 

не Хирэй или Кирэй (это вы сближаете по звучанию к нашему Керей?:D) а Кэрэ. и заметьте, не в Моглаистане, а в Монголии:

1.JPG

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
10 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

Племя кереитов по населению - шивэйско-тюркское. Название я бы сказал скорее тунгусо-маньчжурское. А Кэрэ - это изначально маньчжурское племя.

Есть источники?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Только что Baurchuk Art Tekin написал:

Нет. Литературой не владею. Может подсобит кто-нибудь?

Титулатура как и имена тюркская. По Ш. Кадырбаеву кереиты были родичами канглов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
43 минуты назад Baurchuk Art Tekin написал:

Не знаю насчёт Ш. Кадырбаева и его места в науке, но титулатура, имена собственные и религия считаются уйгурскими, а не тюркскими. Однако то касается правящего дома, а не населения вообще и этнонима. Интересен момент (литература, источники?) интеграции шивэй к оставшимся "пастухам" Монголии. Опять же, какие у нас исходные данные? Уход уйгуров из Монголии ===>>> нехватка людских ресурсов, мор, засуха в регионе ===>>> миграция групп шивэй из Прибайкалья и ===>>> интеграция. Однако как мы знаем шивэй - разношёрстные племена. Вообще, самые оригинальные шивэй в источниках - это вроде как кидани. Как нам разграничить в источниках о шивэй монголов, тунгусов и маньчжуров? Ибо если по днк и лингвистике, то тут вообще никак. "Кэрэ" и в тунгусском "ворон", а гапплогруппы т.н. stаr-cluster нашли у правящей семьи джурченей и у групп тунгусов. 

А в чем различие на тот момент уйгурского и тюркских языков? Титулатура была унифицированная - те же буюруки, тегины и т.д.

Термин "кэрэ" на монгольских "ворон", на маньчжурских звучит по другому. Так что притягивание к маньчжурским это натяжка.

Цитата
Proto-Tungus-Manchu: *kori
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: a mythical bird (mediator)
Russian meaning: мифическая птица (медиатор)
Orok: qorị
Nanai: qorị
Oroch: kōri
Comments: ТМС 1,415.

А вот монгольские:

Цитата
Proto-Mongolian: *kerije
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: crow, raven
Russian meaning: ворон(а)
Written Mongolian: kerije(n) (L 458)
Middle Mongolian: kiriä (MA), kere'e (SH)
Khalkha: xerē(n)
Buriat: xirē, xeŕē
Kalmuck: kerɛ̄
Ordos: kerē
Dagur: xerē (Тод. Даг. 175)
Shary-Yoghur: kǝrī
Monguor: kǝrē (SM 198)
Comments: KW 226, MGCD 343. Mong. > Evk. kerê etc., see TMN 1, 464, Doerfer MT 96, Rozycki 138.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
40 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

А канглы были родичами не только "кереитов", но и уйгуров, и кыргызов, и кыпчаков. Тут такой тонкий момент, если Вы понимаете о чём я.

Канглы были частью кыпчакской конфедерации, изначально кангары, позже были кыпчакизированы. Канглы так затерорризировали караханидов, что те призвали на помощь и как оказалось на свою голову кара-кытаев.

О родстве канглов и кереитов пишут вполне очевидные источники:

Цитата

Известна тесная, а возможно и генетическая, связь канглов с кераитским улусом Тогрул-хана (Ван-хана кераитского – А.Р.), занимавшего земли в районе реки Тола, в среднем течении Орхона и бассейне реки Онгин в Северной Монголии. Представители канглийской знати, например упоминаемый «Юань-ши» некий Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение «Менуэр-шицзы» прямо пишет об их родстве: «Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами».


Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы… - С. 35-36

О канглыйском компоненте в составе современных уйгуров слышу впервые. У кыргызов кангды/канглы одно из крепных племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Только что Baurchuk Art Tekin написал:

Не по теме.

Вот Вы дали алтайскую этимологию, теперь у меня возникли намерения считать уч куриканов тунгусами. Воздушное погребение, забайкалье, другой язык с кыргызами итд ))))

 

Воздушные погребения насколько я понял - присутствовали у многих тюркских народов. В том числе у тяньшанских кыргызов. Курыканский язык, или язык фули действительно отличался от енисейско-кыргызского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 минуты назад Baurchuk Art Tekin написал:

Не по теме.

Вот Вы дали алтайскую этимологию, теперь у меня возникли намерения считать уч куриканов тунгусами. Воздушное погребение, забайкалье, другой язык с кыргызами итд ))))

 

Здесь похоже очень прямая связь с хоринцами. Их этноним ближе к тунгусо-маньчжурскому варианту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 минуты назад Baurchuk Art Tekin написал:

А что скажете по поводу этого: 

Прошу прощения, я не этнолог. Хоринцы - это буряты? Где грань между тунгусами и монголами в источниках?

Хоринцы омонголенные тюрки - племена хори, тулас. Тунгусы это чжурчжени, рядом монголы и родственные им кидани.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Rust написал:

Титулатура как и имена тюркская. По Ш. Кадырбаеву кереиты были родичами канглов.

Титулатура это конечно  здорово ,а как быть с этнонимами кереитских племён? Типа конкаит, донкаит ,албат и собственно кереит? Родня канглы ? вообще весело , тогда многие калмыки родня канглы :D, у нас они и среди хошудов и среди бузавов много, про торгудов вообще молчу, на Волге у ойрат , кереиты это правящая династия вобще- то, чоросы тут такой роли не играли ,как в Джунгарии ,думаю у настоящих  кереитов должен быть ойратский кластер м-48 .И как быть с утверждением РАД - кереиты род монголов ,их язык и обычаи подобны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

А что скажете по поводу этого: 

Прошу прощения, я не этнолог. Хоринцы - это буряты? Где грань между тунгусами и монголами в источниках?

Думаю грань между монголами и тунгусами гораздо тоньше чем между монголами и тюрками, доказанные татары - тюрки только Шато- онгуты, остальные татары типа дутаут , чаган, алухай - монголы ( в смысле монголоязычные) ,тут уже выкладывались материалы что они- татары отрасль шивэй как и монголы и кидани. И все они потомки дунху и сянби.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад mechenosec написал:

Думаю грань между монголами и тунгусами гораздо тоньше чем между монголами и тюрками, доказанные татары - тюрки только Шато- онгуты, остальные татары типа дутаут , чаган, алухай - монголы ( в смысле монголоязычные) ,тут уже выкладывались материалы что они- татары отрасль шивэй как и монголы и кидани. И все они потомки дунху и сянби.

Покажите источники, где они (татары) - шивей.

Цены  вам не было бы!

Сколько можно лозунги кидать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад Zake написал:

Покажите источники, где они (татары) - шивей.

Цены  вам не было бы!

Сколько можно лозунги кидать?

Уже говорил что вы невнимательно  читаете форум , тут уже выкладывались и ссылки, и мнения большинства учёных ,причём не один раз ,ищите, почему я должен это делать за вас? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

Это монгольские или тунгусские этнонимы? Алухай, Абахай... что-то похоже на маньчжурское) Может Zake из татаров Алухай?

Согласен.

Не  , Зэйк из народов неизвестного происхождения ,они с Шимкентом оба оттуда  , причём буквально неизвестного :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад mechenosec написал:

Титулатура это конечно  здорово ,а как быть с этнонимами кереитских племён? Типа конкаит, донкаит ,албат и собственно кереит? Родня канглы ? вообще весело , тогда многие калмыки родня канглы :D, у нас они и среди хошудов и среди бузавов много, про торгудов вообще молчу, на Волге у ойрат , кереиты это правящая династия вобще- то, чоросы тут такой роли не играли ,как в Джунгарии ,думаю у настоящих  кереитов должен быть ойратский кластер м-48 .И как быть с утверждением РАД - кереиты род монголов ,их язык и обычаи подобны?

можно пожалуйста источник где именно про язык так написано?

Открыл книгу на английском, такого не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

Это монгольские или тунгусские этнонимы? Алухай, Абахай... что-то похоже на маньчжурское) Может Zake из татаров Алухай?

Согласен.

Честно, не знаю ,думаю среди составивших будущих монголов ЧХ наверняка были джурджэни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад mechenosec написал:

Не  , Зэйк из народов неизвестного происхождения ,они с Шимкентом оба оттуда  , причём буквально неизвестного :D

кто бы говорил :D 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад RedTriangle написал:

можно пожалуйста источник где именно про язык так написано?

Открыл книгу на английском, такого нет.

Прочитал именно здесь , не помню ,кто из ув юзеров выкладывал ,кажется не один раз ,и не один. А вы серьёзно верите что они были тюркоязычны ? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Шала́-каза́хи, шалаказахи (каз. Шалақазақтар, шала қазақтар) — уничижительное прозвище той части казахского этноса, которая не владеет казахским языком, не чтит казахскую культуру и традиции.

Это словосочетание также обозначает того, чей отец или мать не являются казахами[1]. Противоположностью «шала-казаха» является «нагыз-казах» (каз. нағыз қазақ) — «настоящий казах». Тех казахов, которые полностью ушли от своих корней, в казахском обществе именуют «ада-казахами» (каз. ада қазақ — конченый, лишённый казах)[2].

ада казак-адаг,адгийн хасаг.

ада-адаг/конченый, лишённый в монг./  .еше один монголизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...