Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
В 07.06.2012 в 03:46, АксКерБорж сказал:

Выдвигаю гипотезу о прямой связи племенного названия казахских кереев ветви ашамайлы "тарышы" со средневековым тюркским названием людей исповедующих несторианское учение в христианстве "тарса".

Для примера генеалогия кереев/кереитов:

Керей > Ашамайлы и Абак; Ашамайлы в свою очередь подразделяются на Танаш > Тарышы (АКБ: по М.Муканову, это не племенное название, а прозвание поколения, далее > Смаил, Аксары и Курсары.

Как результат мы имеем:

1) Тамга кереев ветви ашамайлы (а также уаков): + (крест), тогда как у абак-кереев параллепипед, как у уйсунов Старшего жуза...

2) Название ветви ашамайлы: аша (крестовые) (помните у Мурада Аджи объяснение своей фамилии Аджи/Аши?) http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/аша/

3) Название поколения внутри ашамайлы "тарышы": тарса (несториане)

Отсюда мое предположение, что знаменитый кереитский Ванхан (хан Тугрул - поп Иоанн), отчим Чингизхана, как и его отец (Хурджакус Буюрук хан - Григориус), дед (Маргуз Буюрук хан - Маркос), прадеды и внуки (Ябалак и Саума, ездившие в Сирию - Шам учиться тарсе - несторианству) был не абак кереем, а ашамайлы кереем поколения тарышы (возможно либо рода аксары, либо курсары)!, т.е. сибирским кереем!

Отсюда полагаю, что сибирские летописи, переданые Миллером об изначальном основании Сибирского юрта Тайбугой - потомком Ванхана, небезосновательны!...

Да, скорее всего керейское "тарышы" действительно связано с термином "тарса", потому что хакасское "Тарчы" связывают с несторианством.

http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-confess/2_1.html

"...Монголы в XIII-XIV вв. называли уйгуров словом "тарса" - христиане (Никитин А.Б., 1984, с. 131). Интересно, что в современной Хакасии одна из рек (левый приток р. Белый Июс) носит название "Тарчы Чул" - Несторианский ручей; по легенде, здесь обитала девушка-несторианка, погибшая в битве с монгольскими захватчиками (Бутанаев В.Я., 1995, с. 124). Ниже по течению Белого Июса на горе Хызыл хас находится сооружение, известное под названием Тарча хыс сiвеезi - крепость несторианской девушки (Бутанаев В.Я., 1995, с. 124). В данном случае название "Тарчы" и термин "тарса", видимо, имеют общее происхождение от слова, заимствованного из персидского языка.."

Опубликовано

Хочу внести еще раз ремарку:

На мой взгляд, все крестообразные тамги "Х" и т.д. - это геральдические символы, изображающие летящего сокола (!). 

Сокол был  тотемом, онгоном и даже  последним общим наименованием и собирательным названием  племен Уйгурского каганата (сокол=jakɨl=хуйху).

Манихейский крест, манихейство, христианство имеют здесь вторичное значение.

  • Одобряю 1
Опубликовано

Родоплеменной состав

По данным Э. Р. Тенишева, родовые деления жёлтых уйгуров объединяются в семь территориальных единиц — отаков. Отаки, как и родоплеменные подразделения юйгу, в настоящее время не имеют какого-либо хозяйственного или административного значения[2].

Несмотря на разные языки и различия в быту, сарыг-югуры и шера-югуры этнически родственны друг другу. Об этом свидетельствуют родоплеменные названия, встречающиеся в большинстве случаев как у одних, так и у других.

Анджан (анджән, анджәң, анджян).

Арлат. Потомки арулатов.

Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».

Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.

Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак йаглахкыр «белый яклакыр» и кара йаглахкыр «черный яглакыр». Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.

Йагток.

Йун (патан).

Каджан.

Калка. Отождествляются с халха-монголами.

Камер.

Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.

Колен. См. кулин.

Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].

Коң. Род коңы есть у шорцев.

Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.

Кулин. Произносится еще колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.

Кыргыс. Потомки древних кыргызов.

Ланчак.

Лахшо.

Мнэг. Потомки тангутов.

Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.

Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. ӧргӧӧ — «палата, чертог, стойбище хана».

Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.

Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.

Пайат. Потомки баятов.

Патан. См. йун.

Пашу.

Пегеши. Часть рода йаглахкыр.

Пейат.

Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.

Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово сока в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».

Солтус. Потомки сулдусов.

Сына.

Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + т «железный».

Темурчин. В монгольском языке темерч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.

Тогшы (тогша, тогши).

Тунса.

Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.

Уйрат. См. ойрот.

Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.

Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].

Чанбан.

Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.

Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».

Шартың. Часть рода йаглахкыр.

Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».

Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского γǎlán, γlan (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёлтые_уйгуры

Опубликовано
В 13.06.2022 в 14:17, Steppe Man сказал:

Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. ӧргӧӧ — «палата, чертог, стойбище хана».

 

Посмотрите в ДТС, там есть это тюркское слово со значением "трон".

Какое еще "ср. монг."? )

ДТС:

TSUJz.jpg

BEZYMYNNYIc9f8dc9f42fc70df.jpg

Опубликовано
1 час назад, Steppe Man сказал:

Хэрэйдийн Ван ханы ордон буюу Туулын “Хар Түнэ Орд” дурсгалт газрыг гүнзгийрүүлэн судалж байна

 

Это же чистой воды фольк-хистори.

 

Опубликовано
5 часов назад, Steppe Man сказал:

Хэрэйдийн Ван ханы ордон буюу Туулын “Хар Түнэ Орд” дурсгалт газрыг гүнзгийрүүлэн судалж байна

 

Ладно фольк писали бы вы, Аза-Амбань, мы к этому уже давно привыкли. :)

Но ведь фольком занялись монгольские археологи, если судить по вашим последним ссылкам, а это недопустимо.

Патамушта керейты даже ногой не ступали на земли Центральной и Восточной Монголии, не то чтобы иметь там свой улус, кочевья, дворец и захоронения.

А виною всему научный миф о тождестве "Татары ("монголы") 12-13 в.в. = Халхасцы 15 - 21 в.в." и о тождестве "Родина татарских племен 12-13 в.в. = современная Монголия и Бурятия".

 

  • Не согласен! 1
  • Admin
Опубликовано
2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Ладно фольк писали бы вы, Аза-Амбань, мы к этому уже давно привыкли. :)

Но ведь фольком занялись монгольские археологи, если судить по вашим последним ссылкам, а это недопустимо.

Патамушта керейты даже ногой не ступали на земли Центральной и Восточной Монголии, не то чтобы иметь там свой улус, кочевья, дворец и захоронения.

А виною всему научный миф о тождестве "Татары ("монголы") 12-13 в.в. = Халхасцы 15 - 21 в.в." и о тождестве "Родина татарских племен 12-13 в.в. = современная Монголия и Бурятия".

Обычный фольковый апломб вызванный простым незнанием источников.

Цитата

...в области киргизов и кэм-кэмджиутов, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, — А.С.] и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению. РАД

Предполагаю утверждение, что все эти названия - Онон, Келурен, Буркан-Халдун, Буир-Наур, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух - искажены, и что есть аналоги рядом с Эмилем (! - где там столько рек то взять?), останется только притянуть туда Великую китайскую стену. Но с этим пожалуй будут проблемы.

  • Admin
Опубликовано
Цитата

Они [представляют] собою род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов. Те округа близки к границам хитайской страны. [Кераиты] много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов. РАД

Осталось предположить, что Урунгу это Онон, а Эмиль это Керулен. И откопать там китайскую стену.

Опубликовано
14 часов назад, Rust сказал:

Обычный фольковый апломб вызванный простым незнанием источников. 

 

Аплобма не будет если перестать использовать навязанное нам отождествление топонимов - Сэлэнгэ мөрөн вместо Слнкай, Орхон-гол вместо Он-Ургуна, Хэрлэн-гол вместо Клрн, Хангай вместо Ханьхай и т.д.

В этом и вся проблема.

 

Исказили порядка 5 гидронимов, но для "комплекта" не догадались или не успели притянуть к ним еще несколько важнейших - тот же Байкал, те же Саяны, Хангай, Хэнтэй, Хубсугул и прочие. Поэтому при появлении вопросов по ним приходится впускаться в фантазии и домыслы.

Нестыковок в существующих отождествлениях средневековых татарских топонимов с топонимикой современной Монголии и Бурятии много, одна из них, свежая ))) это домашние яки, "горные быки", которые в источниках отмечены только в стране лесных урянхаев, а в стране кочевых татарских племен, в том числе в стране рода Чингизхана, о них не упоминают.

 

  • Не согласен! 1
Опубликовано
5 hours ago, АксКерБорж said:

 

Аплобма не будет если перестать использовать навязанное нам отождествление топонимов - Сэлэнгэ мөрөн вместо Слнкай, Орхон-гол вместо Он-Ургуна, Хэрлэн-гол вместо Клрн, Хангай вместо Ханьхай и т.д.

В этом и вся проблема.

 

Исказили порядка 5 гидронимов, но для "комплекта" не догадались или не успели притянуть к ним еще несколько важнейших - тот же Байкал, те же Саяны, Хангай, Хэнтэй, Хубсугул и прочие. Поэтому при появлении вопросов по ним приходится впускаться в фантазии и домыслы.

Нестыковок в существующих отождествлениях средневековых татарских топонимов с топонимикой современной Монголии и Бурятии много, одна из них, свежая ))) это домашние яки, "горные быки", которые в источниках отмечены только в стране лесных урянхаев, а в стране кочевых татарских племен, в том числе в стране рода Чингизхана, о них не упоминают.

 

Лесными урянхайцами я считаю  нынышных дархатов Хувсугульского аймака и часть тувинцев.

https://asiarussia.ru/blogs/15294/

Опубликовано
2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Лесными урянхайцами я считаю  нынышных дархатов Хувсугульского аймака и часть тувинцев.

 

Урянхайцы никуда не делись, они здравствуют до наших дней и населяют Алтай по обе его стороны (Алтайн урианхай).

Часть из которых на восточной стороне омонголилась (наш маньчжуровед например).

Возможно вы правы, Аза-Амбань, возможно современные этнические группы Западной Монголии - дархады, баяты, мянгяды - это части лесных урянхаев. А возможно что и нет.

 

Опубликовано
11 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Урянхайцы никуда не делись, они здравствуют до наших дней и населяют Алтай по обе его стороны (Алтайн урианхай).

Часть из которых на восточной стороне омонголилась (наш маньчжуровед например).

Возможно вы правы, Аза-Амбань, возможно современные этнические группы Западной Монголии - дархады, баяты, мянгяды - это части лесных урянхаев. А возможно что и нет.

 

Алтайские урянхайцы -поздние переселенцы. ибн гамбу ал АКБ.

:D

Опубликовано
14 минут назад, Steppe Man сказал:

Алтайские урянхайцы -поздние переселенцы. ибн гамбу ал АКБ. :D

 

Нет, дорогой Аза-Амбань, лесные урянхаты фиксируются на Алтае еще во времена Чингизхана.

Помните же могилу Чингизхана в верховьях Иртыша?

Кто ее охранял по вашему, буряты что ли? :D

 

  • Не согласен! 1
  • Admin
Опубликовано
17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Нет, дорогой Аза-Амбань, лесные урянхаты фиксируются на Алтае еще во времена Чингизхана.

Помните же могилу Чингизхана в верховьях Иртыша?

Кто ее охранял по вашему, буряты что ли? :D

 

Мне нравится фольковый метод когда очередной бред подается как истина в последней инстанции. Лично копали могилу ЧХ на Иртыше?

  • Не согласен! 1
Опубликовано
21 час назад, Rust сказал:

Мне нравится фольковый метод когда очередной бред подается как истина в последней инстанции. Лично копали могилу ЧХ на Иртыше?

 

Никто пока не копал в верховьях Иртыша.

Хотя надо, раз на это нам прямо указывают Рашид ад-Дин, Марко Поло, автор "Юань ши" и раз китайские археологи обнаружили там древнее захоронение.

Чем тщетно искать ее десятилетиями там, где ее никогда не было, в Восточной Монголии, на Хэнтэе, о котором ни словом не обмолвился ни один очевидец или современник.

 

  • Не согласен! 1
  • Admin
Опубликовано
6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Хотя надо, раз на это нам прямо указывают Рашид ад-Дин, Марко Поло, автор "Юань ши" и раз китайские археологи обнаружили там древнее захоронение.

Рашид ад-Дина покажите? "Юань ши" с Харапачевским уже разбирали. Я даже сканд давал той страницы про Циняньгу, но бесполезно.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...