Перейти к содержанию
Гость Altaica Militarica

Родо-племенной состав казахов (Казактын рулары). Тамги казахских родов

Рекомендуемые сообщения

А те Аргоны Марко Поло, это просто притянутое за уши.

Уважаемый Ержан!

Кроме Морко Поло, есть там Рубрук, ибн Халдун и другие, как то неловко перед людьми мне в 5 раз повторять одно и то же: прочитай те ветку "аргын".

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уаки со времени первого их упоминания в письменных документах всегда кочевали вместе с кереями. По одним казахским шежiре они входят в племя как одно из составных его частей: 1. Ашамайлы керей 2. Абак керей 3. Уак керей (уак - самые малочисленные).

Сейчас в основном считают себя отдельным племенем, т.е. получили суверенитет. :)

Письменные источники? вы имеете ввиду русские, это только 18 век. В эпосе Ер-Кокше, батыре действующем в 15 говорится только об уаке. В эпосе фотографируется самоопределение племени, они воспринимали себя как отдельное племя уак. Образование союза уак-керей было позже и для определенных военных целей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ержан!

Кроме Морко Поло, есть там Рубрук, ибн Халдун и другие, как то неловко перед людьми мне в 5 раз повторять одно и то же: прочитай те ветку "аргын".

С уважением,

А что именно такого существенного они сказали? Никто и не спорит что в пост Чингисовское время Аргыны уже были. Но вот именно откуда они появились, вот о чём я говорю. А всякие догадки, (не Рубруков и Марко) а нынешних историков, мне не нравится. Я же придерживаюсь того что, Аргын это союз племён, (союз десяти племён) образовавшееся в пост Чингизовское время.

А те Аргу и Аргыны это как Казаки и Казахи, Русские и Этруски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А те Аргу и Аргыны это как Казаки и Казахи, Русские и Этруски.

Как "Хазары и хазарейцы"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анекдот в тему: "Лежит Джамбул Джабаев, наигрывает тихонько на домбре, а тут влетатет в аул на полном скаку джигит и кричит "Война! Война!". Джамбул вскакивает, откидывает домбру: "Война, с кем война?!". "Фашисты, фашисты напали!", отвечает джигит. Джамбул успокаивается, ложится и берет домбру: "А, пашисты, я распереживался. думал аргыны напали". :)

Юмористы все на юге живут, а на юге Аргынов нет. :D Ну ничего, если долго мучатся, что ни будь получится. Аргынский (понятный только им юмор?) :D А насчёт сути:

С какой стати Шапрашты Джамбулу, бояться Аргын? Не Карасай ли защищал их?

Не Кобланды ли (лёгким взмахом руки) показал, кто в степи чего стоит? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если считать Джамбульскую область югом, то аргынов там достаточно. Тем более во времена Дажмбула.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А те Аргу и Аргыны это как Казаки и Казахи, Русские и Этруски.

Я начинаю уподобляться Вам: как дуло и дулаты, как уйсунь и усунь.

Усилиями таких, как Вы "защтитников своего рода" и держатся все теории о неисторичности казахов.

Тяжелый Вы человек! Еще раз повторяю прочитайте, пожалуйста, ветку "аргын", неужели тяжело? Где есть прямые доказательства, где написано племы аргын, аргун там я прямо и утверждал. Где есть догадки, вроде аргу я то же предупреждал, что нет доказательств, а это предположение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я начинаю уподобляться Вам: как дуло и дулаты, как уйсунь и усунь.

Усилиями таких, как Вы "защтитников своего рода" и держатся все теории о неисторичности казахов.

Тяжелый Вы человек! Еще раз повторяю прочитайте, пожалуйста, ветку "аргын", неужели тяжело? Где есть прямые доказательства, где написано племы аргын, аргун там я прямо и утверждал. Где есть догадки, вроде аргу я то же предупреждал, что нет доказательств, а это предположение.

Географически, как жили Уйсуни в 3 веке до РХ, в Семиречье, так живут и до сих пор. В чём отличие от Аргын:

1. Не известны истории до времён Чингисхана.

2. Во времена Чингисхана, моментально на всём пространстве огромной Евразии вдруг начинают в огромном количестве, попадать в хроники. О чём это говорит:

а) Жили где то в далеке от цивилизации (скажем в Якутии, что вполне возможно).

б) Появились как Казахи, путём объединения множества племён.

А ту ветку я читал, мнений много (как и должно быть).

Я не защищаю свой род, я не Казах, не Уйсунь, не Дулат, я Алматинец! Но любящий и Казаха и Уйсуня и Дулата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Географически, как жили Уйсуни в 3 веке до РХ, в Семиречье, так живут и до сих пор. В чём отличие от Аргын:

1. Не известны истории до времён Чингисхана.

2. Во времена Чингисхана, моментально на всём пространстве огромной Евразии вдруг начинают в огромном количестве, попадать в хроники. О чём это говорит:

а) Жили где то в далеке от цивилизации (скажем в Якутии, что вполне возможно).

б) Появились как Казахи, путём объединения множества племён.

А ту ветку я читал, мнений много (как и должно быть).

Я не защищаю свой род, я не Казах, не Уйсунь, не Дулат, я Алматинец! Но любящий и Казаха и Уйсуня и Дулата.

Имя-то вроде казахское? Вы начинаете переходить на нормальный тон, что будет способствовать разговору! Большое спасибо!

Аргыны не распросранялись вместе с Чингизханом, потому, что нет упоминаний (лично я не видел), что аргыны были в составе монголов при первых походах Чингизхана.

Почти все крупные передвижения кочевых племен были зафиксированы летописцами, так количество пастбищь было ограничено, часть племен была вынуждена переселяться в земледельческие районы, что было катастрофой для оседлых народов,и, разумеется, входило в сообщения.

Версия о вхождении в народ якут родов аргын имеется, так как сопадения очевидны. Но якуты двигались к северу по течению рек, обратный процесс кочевания на юг очень затруднительный (если есть якуты на сайте они выскажутся более определенно или опровергнут). В любом случае переход части людей из Якутии до Крыма должен был остаться в летописях или на крайний случай в устных преданиях. Устные предания в Крыму (ссылку не приводил, но если надо найду) говорят, что когда главы родов Аргын, Барын и Мансур добровольно прняли власть Чингизхана и он оставил их во главе народов.

Версия об объединении племен, вроде Жетыру, Тортогул вполне жизнеспособная. По-крайней мере я пробовал это доказать на примере рода Атыгай. У башкиров есть род Ай, река где они живут называется Айлы, гора то же Ай. Атыгай читается Аты Ай. У казахов есть есть предания о военных стычках с естеками (башкирами) в Северном Казахстане.

Но даже если было объединение основных племен аргын, то оно произошло до эпохи Чингизхана, иначе бы это обязательно попало бы в летописи или в устные предания. Так аргыны должны были объединится и сразу же распасться, но сохранив общее название, что, на мой взгляд, не реально.

В ветке "аргын" я приводил ссылки, что аргыны (аргуны) воевали на стороне Бабура с 92 узбекскими племенами шейбанида Абдуллы, в который то же входили аргыны (аргуны). В свою очередь Абдулла вел войну с Казахским ханством хана Таукеля за присырдарьинские города, что являлось для казахов приоритетным, аргыны так же были в составе казахов. Союзником Абдуллы было Сибирское ханство, правда в это время уже подорванное казаками и смутой. В состав Сибирского ханства так же входили аргыны По крайней мере после разгрома Сибирского ханства в 16 веке среди хакасов появлются аргыны.

В этом же 16 веке аргыны были в составе Крымского, Казанского и Касимовских ханств. Были ли в это время аргыны в составе ногайцев не знаю, но при Едиге были.

Я повторю свою версию, на мой взгляд, аргыны потеряли этническое и племенную общность еще до карлукского каганата и входили частями в разные племенные объединения не предствляя единства и, соответственно, серьезной военной или политической силы ни в одном племенном объединении.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ержан!

Если Вы так любите дулатов (лучше, на мой взгляд, дулаток :D ) и историю, то выше я привел ссылку об упоминании "дулатов", как отдельного народа, наравне с турками, в 1808 году в Египте. Что это за дулаты?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Письменные источники? вы имеете ввиду русские, это только 18 век. В эпосе Ер-Кокше, батыре действующем в 15 говорится только об уаке. В эпосе фотографируется самоопределение племени, они воспринимали себя как отдельное племя уак. Образование союза уак-керей было позже и для определенных военных целей.

Уважаемый Kite (можно спутать с юзером Kеte :) ), источники русские, но в других (китайских, персидских, арабских и пр. уаки вообще до этого времени не упоминаются. Есть лишь неподтвержденная гипотеза, к примеру академика Алькея Маргулана, о равенстве онгыт=уак, и всё...

Действительно Шокан Уалиханов утверждал, что батыры Ер-Кокше и Ер-Косай уаки.

Но если Вы приведете подтверждение (хотя бы запостите касающиеся отрывки из эпоса) о том, что "фотографируется самоопределение племени и они воспринимали себя как отдельное племя уак" и что "образование союза уак-керей было позже и для определенных военных целей", то только на пользу истине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ержан!

Если Вы так любите дулатов (лучше, на мой взгляд, дулаток :D ) и историю, то выше я привел ссылку об упоминании "дулатов", как отдельного народа, наравне с турками, в 1808 году в Египте. Что это за дулаты?

С уважением,

Со времён мамлюков наверное там обитали. Уверен что они и по казахски даже не говорили и никогда здесь не были. Хотя может это те Дулаты, которые оставили в топонимике Кавказа много своих имён. Балдёжно то что они носили остроконечные шапки, значит не забыли своё семиреченско - тигрохаудское начало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Со времён мамлюков наверное там обитали. Уверен что они и по казахски даже не говорили и никогда здесь не были. Хотя может это те Дулаты, которые оставили в топонимике Кавказа много своих имён. Балдёжно то что они носили остроконечные шапки, значит не забыли своё семиреченско - тигрохаудское начало.

Уважаемый Ержан!

В сообщении говорится, что одного из дулатов отправили на родину. На мой взгляд, дулаты не были мамлюками, так как мамлюки - рабы, по определению были государственными людьми без родины. "Родиной" упомянутых дулатов была территория Турции или Северного Ирана. Если была "родина" дулаты должны там жить до сих пор.

А какие топонимы названы на Кавказе в честь дулатов?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ержан!

В сообщении говорится, что одного из дулатов отправили на родину. На мой взгляд, дулаты не были мамлюками, так как мамлюки - рабы, по определению были государственными людьми без родины. "Родиной" упомянутых дулатов была территория Турции или Северного Ирана. Если была "родина" дулаты должны там жить до сих пор.

А какие топонимы названы на Кавказе в честь дулатов?

С уважением,

Кумыкский историк Мухаммед Аваби Акташи (рубеж XVI-XVII вв.) сообщает о том, что после разрушения Тамерланом городов Шехр и-Татар (Татартуп) и Джулат (на месте станицы Майской в Кабардино-Балкарии), оставшаяся в живых часть их населения переселилась в Крым и составила ядро крымских татар[54]. В связи с этим следует обратить внимание на упоминание Джулата в сочинении И. Шильтербергера: «страна Бештамак, весьма гористая с главным городом Джулат»[55]. В Кумыкии имя Джулат носит гора в Карабудахкентском районе, у подножия которой ещё в начале XX в. существовало и селение с этим названием.

По мнению историка И. Мизиева, в известном северокавказском топониме названии средневековых областей и городов - Джулат, отложилось "имя племенного объединения Дулат, которое было еще среди гунно-булгар, владевших в раннем средневековье районами Северного Дагестана, Терско-Кумскими степями и Прикубаньем"17)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Kite (можно спутать с юзером Kеte :) ), источники русские, но в других (китайских, персидских, арабских и пр. уаки вообще до этого времени не упоминаются. Есть лишь неподтвержденная гипотеза, к примеру академика Алькея Маргулана, о равенстве онгыт=уак, и всё...

Действительно Шокан Уалиханов утверждал, что батыры Ер-Кокше и Ер-Косай уаки.

Но если Вы приведете подтверждение (хотя бы запостите касающиеся отрывки из эпоса) о том, что "фотографируется самоопределение племени и они воспринимали себя как отдельное племя уак" и что "образование союза уак-керей было позже и для определенных военных целей", то только на пользу истине.

Уважаемый АксКерБорж (можно спутать с АксКерБорщем, квиты :) )

1) раз не упоминали, значит не существовали? Задумайтесь Вы перечислили арабов и персов (месторасположение южнее Сырдарьи), китайцев (за Гоби) народы равносильно далеко удаленные от основных кочевий уаков, к тому же оседлым летописцам по боку были подразделения конфедерации крупных союзов, называли всех по самому крупному.

2) онгуты? не согласен, снова игра в переставь буквы получишь слово. Онгу, вроде так называли монголы китайскую стену, кажится у К.де Оссона была такая информация, кочевников ведущих погранслужбу называли онгутами, связи не видно никакой.

3) Ер-Кокше и Ер-Косай в эпосах указаны как уаки, почитайте оригинал достаточно первых четырех строк, и один взгляд на шежире уаков, там найдете обоих.

4) насчет самоопределения. Допустим эпос будет каталонский (к примеру), там главный действующий герой каталонец. Никому из каталонцев или испанцев в голову не придет утверждать что эпос этот про испанца. Значит если в эпосе главный герой является каталонцем, значит он и воспирнимается его современниками как каталонец и никто другой, это и называется самоопределение, которое выражается в данном случае через эпос. А теперь замените каталонца на уака и получите ответ.

5) нетрудно догадаться для каких военных целей объединялись племена в союзы в 17 в. Но тут нужно рассматривать не узко через только родовые, родственные отношения, а в целом картину. В 17 в. правил хан Тауке наиболее стабильный хан, после смутных времен. Тауке шел по пути объединения племен в единое хаснтво через централизацию власти, подтверждением служит то что именно в его время принято официально Жеты Жаргы. Просто так в союзы не объединяются разные племена (керей, уак и таракты), это была целевая организация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gandzakeci/frametext3.htm

КИРАКОС ГАНДЗАКЕЦИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

ПЕРИОДА, ПРОШЕДШЕГО СО ВРЕМЕНИ СВЯТОГО ГРИГОРА ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ, ИЗЛОЖЕННАЯ ВАРДАПЕТОМ КИРАКОСОМ В ПРОСЛАВЛЕННОЙ ОБИТЕЛИ ГЕТИК

ГЛАВА 12

О поражении войск в окрестностях Гандзака

Когда минуло некоторое время, поднялись другие войска из гуннов, которых называют кипчаками 43, и явились в Грузию к царю Лаша и азарапету Иванэ, чтобы [последние] выделили им место для поселения, а они (кипчаки) служили бы им верою. Но они (царь и Иванэ) не согласились дать им пристанище.

13 век

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Tamar/frametext.htm

ЖИЗНЬ ЦАРИЦЫ ЦАРИЦ ТАМАР

Но так как они самими же собою оставались, потому она подвергла их изгнанию в греческую Македонию, где они впоследствии были истреблены кипчаками, как мы слышали, в бою, как славные витязи.

12 век

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж (можно спутать с АксКерБорщем, квиты :) )

1) раз не упоминали, значит не существовали? Задумайтесь Вы перечислили арабов и персов (месторасположение южнее Сырдарьи), китайцев (за Гоби) народы равносильно далеко удаленные от основных кочевий уаков, к тому же оседлым летописцам по боку были подразделения конфедерации крупных союзов, называли всех по самому крупному.

2) онгуты? не согласен, снова игра в переставь буквы получишь слово. Онгу, вроде так называли монголы китайскую стену, кажится у К.де Оссона была такая информация, кочевников ведущих погранслужбу называли онгутами, связи не видно никакой.

3) Ер-Кокше и Ер-Косай в эпосах указаны как уаки, почитайте оригинал достаточно первых четырех строк, и один взгляд на шежире уаков, там найдете обоих.

4) насчет самоопределения. Допустим эпос будет каталонский (к примеру), там главный действующий герой каталонец. Никому из каталонцев или испанцев в голову не придет утверждать что эпос этот про испанца. Значит если в эпосе главный герой является каталонцем, значит он и воспирнимается его современниками как каталонец и никто другой, это и называется самоопределение, которое выражается в данном случае через эпос. А теперь замените каталонца на уака и получите ответ.

5) нетрудно догадаться для каких военных целей объединялись племена в союзы в 17 в. Но тут нужно рассматривать не узко через только родовые, родственные отношения, а в целом картину. В 17 в. правил хан Тауке наиболее стабильный хан, после смутных времен. Тауке шел по пути объединения племен в единое хаснтво через централизацию власти, подтверждением служит то что именно в его время принято официально Жеты Жаргы. Просто так в союзы не объединяются разные племена (керей, уак и таракты), это была целевая организация.

УАК - Усеченный Альянс Кереев (шутка :D ).

А если серьезно, то пару дней назад гостевал в местах массового расселения уаков в нашей области, это приблизительно район Теренколь. На мой вопрос за бесбармаком о связи уаков с кереями старики-уаки ответили так: "Керей мен уақ үріптес ел". Вот это и есть короткое, но емкое объяснение самих уаков.

Я разделяю его.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УАК - Усеченный Альянс Кереев (шутка :D ).

А если серьезно, то пару дней назад гостевал в местах массового расселения уаков в нашей области, это приблизительно район Теренколь. На мой вопрос за бесбармаком о связи уаков с кереями старики-уаки ответили так: "Керей мен уақ үріптес ел". Вот это и есть короткое, но емкое объяснение самих уаков. Я разделяю его.

Да, забыл привести объяснение выражения "Үріптес ел" данное стариками.

По ихнему оно связано со словом "үру" - лаять, т.е. близость между уаками и кереями образно можно объяснить также как родство между различными породами собак (образно - лающими) в отличие от родства с волком, который и входит в семейство псовых (АКБ: для ясности привожу свои термины), но не лает, т.е. уже более дальняя связь.

Мне же кажется более подходит значение "үрім" - ветвь, ответвление, отделение. Но тогда в их устах должно было звучать как "Үрімтес ел" - одноколенные, однородные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, забыл привести объяснение выражения "Үріптес ел" данное стариками.

По ихнему оно связано со словом "үру" - лаять, т.е. близость между уаками и кереями образно можно объяснить также как родство между различными породами собак (образно - лающими) в отличие от родства с волком, который и входит в семейство псовых (АКБ: для ясности привожу свои термины), но не лает, т.е. уже более дальняя связь.

Мне же кажется более подходит значение "үрім" - ветвь, ответвление, отделение. Но тогда в их устах должно было звучать как "Үрімтес ел" - одноколенные, однородные.

Уважаемый АксКерБорж!

Просмотрел доступные в интетнете источники и не смог обнаружить этнонима "УАК".

На соседней ветке про Кучум хана комментатор обратил внимание, что народы, населяющие Казахстан имели окончание "ак": сак, кимак, кыпчак, казак. В этот же ряд можно поставить уак и абак (-керей).

Обратите внимание на интересное соотношение окончаний: каз-ар и каз-ак, аб-ар и аб-ак (керей), булг-ар и булг-ак (имя), туда же можно отнести уар (вархониты?)и уак, может быть еще ар-гуны и ак-гуны.

Цитата (http://ru.wikipedia.org/wiki/Авары#.D0.AD.D1.82.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BF.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.B4.D0.BB.D0.B5.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C):

Фиофилакта Симокатты и Менандора:

Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен уар и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. Почему они решили изменить свое наименование, мы расскажем, ничуть не отступая от истины. Барселт, уннугуры, сабиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидав только часть людей уар и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность. Когда уар и хунни увидали, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали к ним посольства, и сами стали называть себя аварами; говорят, среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным. Естественно, что и до нашего времени эти псевдоавары (так было бы правильно их называть), присвоив себе первенствующее положение в племени, сохранили различные названия: одни из них по старинной привычке называются уар, а другие именуются хунни."

Интересно, что уары действуют вместе с абарами, так, что их путают и смешивают так же как уаков и абаков (кереев).

Как Вы думаете какова роль окончаний "ар" и "ак" в образовании этнонимов?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Атығай, полагаю, что это неизведанная пока целина (тың), ждущая своих исследователей.

К этнонимам с окончанием "-ақ" добавил бы баджанақ (печенег), қарақалпақ, уақ, қалмақ, по последнему легче объяснить другие этнонимы с таким же окончанием.

Окончания "-ар" предполагаю более древней формой в тюркских языках (бұлғар, сувар, авар, татар, жалайыр?...)

Есть еще другие:

"-ғыз": қырғыз, оғыз, ...

"-лы/-ты": жағалбайлы, бағаналы, терістамбалы, қаңлы, шаңышқылы, шапырашты, тарақты, ысты, ...

"-ғұн": ғұн (хүн, күн), арғын, бұрғын, жырқын, ...

"-ай/-ей": атығай, адай, ноғай, матай, апай, керей, жантекей, ...

"-ық": құмық, қарлық-қырлық,

-ан/-ын/ін: құман, албан-суан, найман, сарман, алшын, барын, үйсін, ...

-ат/-іт: қоңырат, дулат, маңғыт, керейіт, меркіт, төленгіт, ...

-а: сақа (саха), тама, тана, тұба/тума, шоға, ...

-ас/-ыс/-іс: жаппас, барлас, қарақас (каргас, тофалар), жаныс, тілес, шеркес, беріш, ...

и др.

В "неизведанную целину" я бы от себя подкинул названия рек, неспроста начинающиеся на одни звуки (можно списки продолжить):

Дунай, Днестр, Днепр, Дон, .....

Еділ (Волга), Есет (Исеть), Есіл (Ишим), Ертіс (Иртыш), Енесай (? Енисей), ....- даны йокающими тюрками?

Жаик (Урал), Жем (Эмба), ....

Тобыл (Тобол), Тура, .....

Судя по тому, что Жаик, значение которого объясняется казахским языком (да и другие тоже) и упоминается еще Птолемеем в форме Даикс можно предположить, что все эти пространства (кроме рек с начальным "д"?) населял один древний народ с пратюркским языком.

Так, по официальной версии, пратюркский язык сформировался в 3-2 тыс. до н.э. в степном регионе от излучины Хуанхе до Волги.

Эту картину думаю можно наложить и на этнонимы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Атығай, полагаю, что это неизведанная пока целина (тың), ждущая своих исследователей.

К этнонимам с окончанием "-ақ" добавил бы баджанақ (печенег), қарақалпақ, уақ, қалмақ, по последнему легче объяснить другие этнонимы с таким же окончанием.

Окончания "-ар" предполагаю более древней формой в тюркских языках (бұлғар, сувар, авар, татар, жалайыр?...)

Есть еще другие:

"-ғыз": қырғыз, оғыз, ...

"-лы/-ты": жағалбайлы, бағаналы, терістамбалы, қаңлы, шаңышқылы, шапырашты, тарақты, ысты, ...

"-ғұн": ғұн (хүн, күн), арғын, бұрғын, жырқын, ...

"-ай/-ей": атығай, адай, ноғай, матай, апай, керей, жантекей, ...

"-ық": құмық, қарлық-қырлық,

-ан/-ын/ін: құман, албан-суан, найман, сарман, алшын, барын, үйсін, ...

-ат/-іт: қоңырат, дулат, маңғыт, керейіт, меркіт, төленгіт, ...

-а: сақа (саха), тама, тана, тұба/тума, шоға, ...

-ас/-ыс/-іс: жаппас, барлас, қарақас (каргас, тофалар), жаныс, тілес, шеркес, беріш, ...

и др.

В "неизведанную целину" я бы от себя подкинул названия рек, неспроста начинающиеся на одни звуки (можно списки продолжить):

Дунай, Днестр, Днепр, Дон, .....

Еділ (Волга), Есет (Исеть), Есіл (Ишим), Ертіс (Иртыш), Енесай (? Енисей), ....- даны йокающими тюрками?

Жаик (Урал), Жем (Эмба), ....

Тобыл (Тобол), Тура, .....

Судя по тому, что Жаик, значение которого объясняется казахским языком (да и другие тоже) и упоминается еще Птолемеем в форме Даикс можно предположить, что все эти пространства (кроме рек с начальным "д"?) населял один древний народ с пратюркским языком.

Так, по официальной версии, пратюркский язык сформировался в 3-2 тыс. до н.э. в степном регионе от излучины Хуанхе до Волги.

Эту картину думаю можно наложить и на этнонимы...

По окончанию АР-ЕР, на мой взгляд, это слово обозначает мужчина или человек. Сравните: Ер (тюрк.), Хер (рус.), Герр (немецк.), в этом ряду Ерос. Образование слов существительное + ер: революция + ер = революционер, милиция-ер= милиционер и т.д., по этому же пути пошли поо неудушевленным предметам: компьют-ер, принт-ер и т.д.

По окончанию АК-ЕК, то же самое, в казахском глагол + АК = существительное: жат и жатак, кал и калмак. В русском существительное женского рода+ АК= существительное мужского рода: рыба и рыбак, дура - дурак (рус.). Скорее всего в этом же ряду и ЛЫК- ЛIК (примеров в казахском много). ЛЫ тот же корень, только сокращенный.

Выделил бы окончание не АН, а Ман -Мен-Бан-Бен (я, человек): турк-мен, ар-мен, ала-ман, бизнес-мен, бар-мен, полис-мен и т.д.

Гыз-гуз-огуз это, наверное, как и писали средневековые историки - род: кыргыз - сорок родов, тогыз огуз и т.д.

Конырат, считаю, однозначно, коричневая лощадь.

Дон, как писал О.Сулейменов на иранско-сарматском, река, на Кавказе река в средневековье (может и сейчас) называлась Аргу-дон.

Вы совершенно правы, эту "целину" чуть-чуть начал распаховать О. Сулейменов, "Тюрки в доистории", "1001 слово", интересные у него выводы: основной словарный запас, словобразование общее для всех языков, как и основа письменности.

Извиняюсь, кругозор не позволяет делать какие-то выводы.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576

ИОРДАН

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ

Хунугуры 121 же известны тем, что от них идет торговля шкурками грызунов 122 их устрашила отвага столь многочисленных мужей 123

........................................................................................

Примечание:

121 Хунугуры (Hunuguri) - гуннское племя, близкое или сливающееся с савирами, обитателями Северного Кавказа. У Иордана, у Прокопия, у Агафия упоминаются разные племена, названия которых сходны своими окончаниями: «гуры», «дзуры», «гиры», «дзиры», «иры», «оры», «ары», (ср. Gy. Moravcsik. Byzantinoturcica II, 1958, p. 359-360). Таковы у Иордана хунугуры, биттугуры, алпидзуры, алцилдзуры, ултзиндзуры, в некоторых рукописях измененные в ултзингуры; затем — савиры, альциагиры, ангискиры, бардоры, итимары (Get., § 27, 126, 272). Особую форму у Иордана имеют названия еще двух гуннских племен — тункарсы и боиски (Tuncarsi, Boisci). У Прокопия - утигуры и кутригуры. У Агафия - котригуры, утигуры, ултидзуры. Все названные племена составляли, по Прокопию, «множество гуннских племен» (Ounnika eqnh polla) или «огромную толпу гуннов» (Ounnwn... poluV to omiloV) и жили вокруг Мэотиды. Иордан особо выделяет часть гуннских племен близ Херсона, о чем также сообщает и Прокопий (Bell. Goth., IV, 5, 28). Ср. прим. 119.

Уважаемый АксКерБорж!

Еще одно предположение об окончании АР - ГАР - ГУР- ОГУР - УЙГУР? - УГРЫ?.

Огор - племя (финно-угорский?).

Хуногуры без сомнений поздний Хунгар (Венгрия), то есть переход ГУР - АР отображен у источнике.

Интересно, что южнее Актюбинска, за Кандыагачем есть поселок Бершогур (в тех местах, как раз обитают Берши).

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...