Модераторы Стас Опубликовано 1 мая, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 мая, 2014 Все равно не понял. Я просто уточнил значение топонимических терминов дарья и нуур. А гол и куль могут быть связаны общим происхождением от гипотетического алтайского праязыка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 1 мая, 2014 Все равно не понял. Я просто уточнил значение топонимических терминов дарья и нуур. А гол и куль могут быть связаны общим происхождением от гипотетического алтайского праязыка. Давайте так: Монгольское "нуур" и тюркское "көл" (озеро); Монгольское "кол/гол" и тюркское "дәрья" (река). Теперь мое недоумение в том - как все это можно объяснить происхождением от монгольского языка, заимствованным тюрками, если все нам известно только на гипотетическом уровне?! Одни лишь предположения, не доказанные фактами. Поэтому я и говорю, что мне без разницы - кто от кого что унаследовал, но указанные выше два объекта на монгольском и тюркском языках имеют разные значения, то есть термины. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 1 мая, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 мая, 2014 Все же дарья тут выпадает, слово не тюркское, воспринято недавно частью народов. Монгольское " кол /гол" тут должно быт ь сопоставлено с общетюркским окуз, су / суг , а гол /кол как "ре ка" встречается в Центральной Азии. Например, у кыргызов, но в основном только в топонимах. Т.е. достались в "готовом" виде от монголов, моголов, калмаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 1 мая, 2014 Все же дарья тут выпадает, слово не тюркское, воспринято недавно частью народов. Монгольское " кол /гол" тут должно быт ь сопоставлено с общетюркским окуз, су / суг , а гол /кол как "ре ка" встречается в Центральной Азии. Например, у кыргызов, но в основном только в топонимах. Т.е. достались в "готовом" виде от монголов, моголов, калмаков. Много вопросов прибавилось, но всеравно спасибо, приятно пообщаться с адекватным человеком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 http://cs425731.vk.me/v425731271/867f/TCojAFufvxs.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Примечание: Не очень точная и скрупулезная карта расселения родов. Барлан следует читать - Бараан, мады следует читать - маады. Все 38 родовых наименований в карту не вошли, даже такие крупные, как донгак или тюлюш, чооду и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 2 мая, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Пол-Тувы ничейная земля? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Пол-Тувы ничейная земля? На то и наш уважаемый Абаев - на 50% тадар, на 50% Тоджинский Кол, но воспитанный западным бурятом, и носящий эту фамилию. пренебрежительно относится к тувинским этническим реалиям Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Примечание: Не очень точная и скрупулезная карта расселения родов. Барлан следует читать - Бараан, мады следует читать - маады. Все 38 родовых наименований в карту не вошли, даже такие крупные, как донгак или тюлюш, чооду и т.д. Где цифры 8 и 9: территории Тоджинского кожууна и Тере-Хольского кожууна (Кунгуртуг) земля восточных тувинцев - проживали роды Чооду (тофалары по сути те же тувинцы-тоджинцы сейчас всех тувинцев называют Тьоды, Туву- Тьоды дьурту), Соян, Кыргыс, Иргит. по этнографическим источникам Каазыыт (Хасут), Чаг-Тыва. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Примечание: Не очень точная и скрупулезная карта расселения родов. Барлан следует читать - Бараан, мады следует читать - маады. Все 38 родовых наименований в карту не вошли, даже такие крупные, как донгак или тюлюш, чооду и т.д. Спасибо за карту. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 2 мая, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 На то и наш уважаемый Абаев - на 50% тадар, на 50% Тоджинский Кол, но воспитанный западным бурятом, и носящий эту фамилию. пренебрежительно относится к тувинским этническим реалиям А чего ж тувинцы, типа Вас, как голодные щенки сосут сопревшее молоко у матери-суки? Вроде раньше никто не жаловался. Благодарность поперла что ли? Отрывайтесь от хакасской тити. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Все равно не понял. Я просто уточнил значение топонимических терминов дарья и нуур. А гол и куль могут быть связаны общим происхождением от гипотетического алтайского праязыка. Давайте так: Монгольское "нуур" и тюркское "көл" (озеро); Монгольское "кол/гол" и тюркское "дәрья" (река). Теперь мое недоумение в том - как все это можно объяснить происхождением от монгольского языка, заимствованным тюрками, если все нам известно только на гипотетическом уровне?! Одни лишь предположения, не доказанные фактами. Поэтому я и говорю, что мне без разницы - кто от кого что унаследовал, но указанные выше два объекта на монгольском и тюркском языках имеют разные значения, то есть термины. тюркское "көл" (озеро) и монгольское гол (река) из одного корня тут неважно что у тюрков это озеро, а у монголов река. Главное и там и тут она связано с водой Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 2 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2014 Одного корня? А аргументация какая? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 3 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2014 Одного корня? А аргументация какая? у тюрков и монголов даже слово означающее воду - одного корня (ус-су). Что уж говорить о словах связанных так или иначе с водой: гол (река) - көл (озеро), усан (вода) - өзен (река), тэнгис (море) - тенгиз (море), мөс (лед) - муз (лед), утан (дым) - тутун (дым) хура (сухой) - кургак (сухой) и т.д. А монгольский мурен (река) связывается тунгусо-маньчжурским му (вода) и тюркским йаг-мур (дождь). Тунгусо-маньчжурский му (вода) возможно связано также с тюркским бу (испарение, пар) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 3 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2014 Ну тогда надо смотреть связь тюркских и тунгусо-маньчжурских... И потом наличие общих слов может говорить: 1. об общем корне 2. о взаимствовании. И чтобы различить 1 или 2 вариант нужны какие-то механизмы. Филологи должны знать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 4 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2014 Слова, которые я приводил (вода, река, озеро, море, лед и т.д.) входят в 200-словный список Сводеша. В этот список входят те слова, которые трудно подвержены заимствованиям. Неспроста же тюркские и монгольские языки считаются родственными Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Durik Опубликовано 7 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2014 Второе - Вам мусульмане в каком месте дорогу перешли? Откуда такой негатив? Это батенька не негатив. Это называется этнополитика. Ислам несовместим с традиционными верованиями тувинцев. Мусульманин даже говорящий на языке тюркской группы является чужаком для тувинца. Марийцы язычники и тувинцы шаманисты духовно близки. Марийцы и тувинцы почитают духов и природу. У марийцев и тувинцев нету единого бога. Не спорю, для киргиза ислам это природная религия его предков. Но для тувинца ислам - это чужеродное мировозрение. Ислам и шаманизм несовместимы. Для того, чтобы традиционная культура коренных народов Сибири не деградировала и не исчезла им надо держатся подальше от мусульманских стран. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shamil Опубликовано 7 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2014 Второе - Вам мусульмане в каком месте дорогу перешли? Откуда такой негатив? Это батенька не негатив. Это называется этнополитика. Ислам несовместим с традиционными верованиями тувинцев. Мусульманин даже говорящий на языке тюркской группы является чужаком для тувинца. Марийцы язычники и тувинцы шаманисты духовно близки. Марийцы и тувинцы почитают духов и природу. У марийцев и тувинцев нету единого бога. Не спорю, для киргиза ислам это природная религия его предков. Но для тувинца ислам - это чужеродное мировозрение. Ислам и шаманизм несовместимы. Для того, чтобы традиционная культура коренных народов Сибири не деградировала и не исчезла им надо держатся подальше от мусульманских стран. Природу любят и татары и казахи и узбеки И ислам и природа занимают свое место в культуре тюрков Мы самая полирелигиозная группа народов Никто не навязывает народам ислам - по прогнозам через 20 лет мусульман будет треть европы и около половины России- всего около 2 млд на планете Тюрки мусульмане живут и мирно общаются со всеми народами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кочмон Опубликовано 7 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2014 Не понял, о чем Вы. Тюрки заимствовали много слов у иранцев, арабов, монголов, русских и др. соседей. Как и они соответственно. Монголы как называли Сырдарью? Начало Сырдарьи - Нарын (монгольское) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Durik Опубликовано 7 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2014 Природу любят и татары и казахи и узбеки И ислам и природа занимают свое место в культуре тюрков Мы самая полирелигиозная группа народов Никто не навязывает народам ислам - по прогнозам через 20 лет мусульман будет треть европы и около половины России- всего около 2 млд на планете Тюрки мусульмане живут и мирно общаются со всеми народами Гринпис тоже любит природу... ах да, я не том. Шаманизм - это сокровищница мировой культуры. Шаманизм - это целый мировоззренческий комплекс. Коренные народы Сибири являются носителями того древнего миросозерцания, которое было присуще охотникам верхнего палеолита и бронзового века. Казахи, киргизы и турки являются носителями мусульманской культуры. Любовь мусульманина к природе нельзя сравнивать с отношением тувинца к своей природе. Как говорят англичане, это: " совсем другая сторона ботинок". по прогнозам через 20 лет мусульман будет треть европы и около половины России- всего около 2 млд на планете Это как воспринимать? "Мусульман много и они будут бить малочисленых "шаманистов""? Когда два несовместимых мировоззрений контактируют то могут возникнуть конфликты. Коренным народам Сибири надо держаться подальше от мусульман. Надеюсь мирное общение тувинцев с мусульманами будет только на расстоянии, и с учётом национальных интересов тувинцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 8 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2014 Все равно не понял. Я просто уточнил значение топонимических терминов дарья и нуур. А гол и куль могут быть связаны общим происхождением от гипотетического алтайского праязыка. Давайте так: Монгольское "нуур" и тюркское "көл" (озеро); Монгольское "кол/гол" и тюркское "дәрья" (река). Теперь мое недоумение в том - как все это можно объяснить происхождением от монгольского языка, заимствованным тюрками, если все нам известно только на гипотетическом уровне?! Одни лишь предположения, не доказанные фактами. Поэтому я и говорю, что мне без разницы - кто от кого что унаследовал, но указанные выше два объекта на монгольском и тюркском языках имеют разные значения, то есть термины. тюркское "көл" (озеро) и монгольское гол (река) из одного корня тут неважно что у тюрков это озеро, а у монголов река. Главное и там и тут она связано с водой "көл" и "гол" не могут быть из одного корня. Совсем разные там гласные "ө" и "о". Думаю что лингвисты тоже согласны со мною. А, насчет "көл" - озеро --- у меня имеется другая гипотеза что ли. Тюркское "көл" - озеро происходит от монгольского слова "хөл" - нога. Почему? Здесь я на рисунке показал монгольские название реки и озера. Слово/название написано в порядке "монгольское-русское-тюркское". Итак монгольское название очень логично: исток реки - эх (точнее голын эх - исток реки), потом многие ответвления - салаа с добавлением образуют аорту - гол и потом оканчивается она ногой - хөл, көл. Вот это слово "хөл, көл" сохранился в тюркских языках в своем собственном виде как "көл" а в монгольских языках стал "нуур". "Нуур" - может заимствование из другого языка в монгольском. А в остальном в тюркских и монгольских языках название параллельно соответствует друг другу по смысле! Исток или начало реки эх - бас, баш река собственно: гол - өзен (обе означают середина, аорта, стержень, центр) ответвление или ветка реки: салаа - адыр, айыр (ответвление, ветвь, ветка) конец туловища реки "нога": хөл - бут, адак, аяак (нога) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 8 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2014 все же думаю, монгольский река - гол и тюркский озеро - кол - это то же что: монгольский хол - нога и тюркский кол - рука. У родственных народов слово чуть чуть изменил свое значение Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2014 все же думаю, монгольский река - гол и тюркский озеро - кол - это то же что: монгольский хол - нога и тюркский кол - рука. У родственных народов слово чуть чуть изменил свое значение Уважаемый Алп-Бамси, знаете ли Вы здесь обычно возникают "великие путаницы" из-за того что на русской кириллице невозможно писать буквы "Ө, Ү" которые являются очень существенными в тюркских и монгольских языках, и в обобщенном в алтайских языках. Поэтому ваше сравнение "монгольский хол - нога и тюркский кол - рука" является совершенно неправильным и несмысленным. На монгольском: хол - далеко, далекий, дальный хөл - нога, И ещё раз твердо замечаю что на тюркском озеро это - көл, а не кол. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 10 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2014 ө это тот же о. Только в мягкой форме Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2014 на монгольском ө это мягкий о? на монгольском Ө это на казахском Ө, как например в словах "көл, көз, өз" и пр. Не понимаю что такое мягкий о?? насчет буквы Ө что и как формилируют лингвисты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться