Модераторы Стас Опубликовано 11 декабря, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2009 Что-то я не понял Стас, какой ещё флуд? Моё сообщение за № 2021 или другое? У меня № 2021 не Ваш. Я имел в виду пост про күшік күйеу. Если есть желание обсудить - пройдите в "жалобы". Там я разместил и соответствующее предостережение, т.к. считаю, что Вы и БiрАтан заслуживаете большего штрафа. Обсудим и выясним мотивы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2009 (изменено) У меня № 2021 не Ваш. Я имел в виду пост про күшік күйеу. Если есть желание обсудить - пройдите в "жалобы". Там я разместил и соответствующее предостережение, т.к. считаю, что Вы и БiрАтан заслуживаете большего штрафа. Обсудим и выясним мотивы. А-а-а-а..., ну теперь понял о чём речь и что вы посчитали оскорбительным. Ничего в данном выражении оскорбительного нет. Спросите у любого казаха и он ответит, что словосочетание "күшік күйеу" это действительно в буквальном переводе означает "женишок-щенок". Такое обращение свободно бытует среди казахов многие сотни лет и никто не обижается, причем это литературное выражение, а не нецензурщина. Думаю оно существует и у близкородственных народов. Я лишь привел правильное казахское выражение факту проживания мужчин в доме у жены, в т.ч. у шивэйцев. И это флуд?! Очень странно... Обсуждать такие пустяки или жаловаться по ним, или более того выискивать не хватало ещё (как вы собираетесь) мотивы по поводу казахского народного выражения (и даже рассизма или как вы выразились антисемитизма ), я не собираюсь и вам не советовал бы, модератор. В связи с чем вам Стас все таки следует уменьшить на 10% уровень предупреждений, выдвинутых ошибочно. Покажите свою объективность и справедливость. Изменено 12 декабря, 2009 пользователем АксКерБорж Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 18 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2009 И тут модераторы властью злоупотребляют? ...Практически не удается найти никаких материальных следов процветания Величайшей "Монгольской" империи, и ее создателя Чингисхана на ее родине в Монголии, ни следов награбленных им богатств, ни созданных при его правлении произведений искусства. Это очень удивительно, если сравнить степень распространения сведений о Чингисхане и Шамбале, все должно было бы выглядеть наоборот. Отсутствие археологических находок может объясняться тем, что ученым еще предстоит найти важные доказательства в будущем или может свидетельствовать о том, что история могла выглядеть иначе. Не случайно поиск могилы Чингисхана для монголов стал важным приоритетом. Положить конец притязаниям иностранцев, когда на могилу одновременно претендуют в Китае и Казахстане для монголов, наверное, даже важнее, чем найти ее. Попробуем, рассмотреть существующие известные науке свидетельства о XIII в., относящиеся к эпохе Чингисхана. Средневековые миниатюры, с изображенными на них татаро-монголами, имеются в персидских и в китайских источниках. Наиболее часто встречаются в публикациях о Чингисхане репродукции средневековых миниатюр из «Сборника летописей» Рашид ад-Дина. Особенность большинства этих изображений – значительно более позднее, чем эпоха Чингисхана, время создания рисунков, но по сложившейся традиции, все средневековые войны приписывать Чингисхану, все изображения сражающихся всадников на конях часто именуются монгольскими воинами. При внимательном рассмотрении миниатюр эта ошибка становится очевидной. Трудно согласиться с утверждением, что всадники в характерной арабской чалме, с ружьями за плечами и стреляющие из пороховых пушек, являются монгольскими воинами. Напомним, что появление огнестрельных пушек относится к середине XIV в. и их никак не могла использовать армия Чингисхана, следовательно, и ряд миниатюр не имеет никакого отношения к монголам. Парадоксально, но все эти сомнительные, одни и те же рисунки из персидских летописей, по-прежнему фигурируют под названием – «Монгольское вторжение». Комментарий к этой картинке в серьезном издании о Чингисхане гласит: "Воины под командованием Чингисхана осаждают хорошо укрепленную китайскую крепость". На самом деле это изображение не имеет к Чингисхану никакого отношения, нападающие воины вооружены ружьями и пушкой, которые были изобретены примерно через 150 лет после смерти Чингисхана В «Сборнике летописей» (1311 г.) Рашид ад-Дина есть миниатюры «Чингисхан на троне, справа его изображены сыновья Угэдэй и Джучи», «После падения Бухары, взошедший на трон Чингисхан принимает сановников», «Сражение воинов Чингисхана с воинами Джелаль ад-Дина», «Помост с гробом Чингисхана» и др. Миниатюры о монголах встречаются также в рукописи «Варка и Гульсах» (XIII в.), хранящейся в музее Топкапу в Стамбуле. На японских рисунках «Свиток о вторжении с моря» (1293 г.) можно рассмотреть военные доспехи монгольских воинов. В Монголии никаких средневековых изображений об эпохе Чингисхана не обнаружено. Встает закономерный вопрос, если это событие, в самом деле, имело такой размах и свои корни в Монголии, то почему о столь заметном явлении не осталось никаких следов в самой Монголии? Почему нет никаких следов богатой дани и сокровищ, свозимых в центр Монголии с завоеванных земель? Приводимый историками довод, что культура монгольских кочевников носит исключительный характер, т.е. монголы не стремились возводить города и создавать произведения искусства, поэтому и не сохранилось никаких следов, не кажется убедительным. Из истории известно, что другие культуры кочевников оставили потомкам богатейшие материальные следы и даже создали свой стиль в искусстве, например, скифы, хазары, енисейские кыргызы. Кочевая культура скифов богато представлена уникальными находками и подробно отражена в объемных фотоальбомах. Количество найденных скифских золотых и бронзовых предметов поражает воображение. Из описаний путешественников мы знаем, что Каракорум был сказочным, процветающим городом, в котором проживало и трудилось множество европейских ремесленников, непрерывно создающих материальные ценности. В городе интенсивно велась торговля, в денежном обращении находилось огромное количество дирхемов и динар, но эти монеты странным образом до сих пор не находят в Монголии. Из-за малого количества найденного археологического материала, по мнению ведущих монголоведов, история средневековья Монголии остается до сих пор мало изученной. Для историков необъяснимым представляется стремительный упадок монгольского общества после распада Великой Монгольской империи. Отсутствие соответствующего XIII в. археологического материала на монгольской земле побудило ученых назвать этот период времени «темным веком» или «веком молчания», этот факт стал благодатной темой для выдвижения фантастических версий «другой истории». Возможно, археологам все же удастся найти свидетельства, которые смогут пролить свет на «темные века» в монгольской истории. http://baikal.irkutsk.ru/index.php?rubr=15&doc=67 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 18 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2009 Тут много интересной информации о Чингиз хане и его т.н. "монголах": http://baikal.irkutsk.ru/index.php?rubr=15 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
huarang Опубликовано 18 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2009 И тут модераторы властью злоупотребляют? ...Практически не удается найти никаких материальных следов процветания Величайшей "Монгольской" империи, и ее создателя Чингисхана на ее родине в Монголии, ни следов награбленных им богатств, ни созданных при его правлении произведений искусства. Это очень удивительно, если сравнить степень распространения сведений о Чингисхане и Шамбале, все должно было бы выглядеть наоборот. Отсутствие археологических находок может объясняться тем, что ученым еще предстоит найти важные доказательства в будущем или может свидетельствовать о том, что история могла выглядеть иначе. Не случайно поиск могилы Чингисхана для монголов стал важным приоритетом. Положить конец притязаниям иностранцев, когда на могилу одновременно претендуют в Китае и Казахстане для монголов, наверное, даже важнее, чем найти ее. Попробуем, рассмотреть существующие известные науке свидетельства о XIII в., относящиеся к эпохе Чингисхана. Средневековые миниатюры, с изображенными на них татаро-монголами, имеются в персидских и в китайских источниках. Наиболее часто встречаются в публикациях о Чингисхане репродукции средневековых миниатюр из «Сборника летописей» Рашид ад-Дина. Особенность большинства этих изображений – значительно более позднее, чем эпоха Чингисхана, время создания рисунков, но по сложившейся традиции, все средневековые войны приписывать Чингисхану, все изображения сражающихся всадников на конях часто именуются монгольскими воинами. При внимательном рассмотрении миниатюр эта ошибка становится очевидной. Трудно согласиться с утверждением, что всадники в характерной арабской чалме, с ружьями за плечами и стреляющие из пороховых пушек, являются монгольскими воинами. Напомним, что появление огнестрельных пушек относится к середине XIV в. и их никак не могла использовать армия Чингисхана, следовательно, и ряд миниатюр не имеет никакого отношения к монголам. Парадоксально, но все эти сомнительные, одни и те же рисунки из персидских летописей, по-прежнему фигурируют под названием – «Монгольское вторжение». Комментарий к этой картинке в серьезном издании о Чингисхане гласит: "Воины под командованием Чингисхана осаждают хорошо укрепленную китайскую крепость". На самом деле это изображение не имеет к Чингисхану никакого отношения, нападающие воины вооружены ружьями и пушкой, которые были изобретены примерно через 150 лет после смерти Чингисхана В «Сборнике летописей» (1311 г.) Рашид ад-Дина есть миниатюры «Чингисхан на троне, справа его изображены сыновья Угэдэй и Джучи», «После падения Бухары, взошедший на трон Чингисхан принимает сановников», «Сражение воинов Чингисхана с воинами Джелаль ад-Дина», «Помост с гробом Чингисхана» и др. Миниатюры о монголах встречаются также в рукописи «Варка и Гульсах» (XIII в.), хранящейся в музее Топкапу в Стамбуле. На японских рисунках «Свиток о вторжении с моря» (1293 г.) можно рассмотреть военные доспехи монгольских воинов. В Монголии никаких средневековых изображений об эпохе Чингисхана не обнаружено. Встает закономерный вопрос, если это событие, в самом деле, имело такой размах и свои корни в Монголии, то почему о столь заметном явлении не осталось никаких следов в самой Монголии? Почему нет никаких следов богатой дани и сокровищ, свозимых в центр Монголии с завоеванных земель? Приводимый историками довод, что культура монгольских кочевников носит исключительный характер, т.е. монголы не стремились возводить города и создавать произведения искусства, поэтому и не сохранилось никаких следов, не кажется убедительным. Из истории известно, что другие культуры кочевников оставили потомкам богатейшие материальные следы и даже создали свой стиль в искусстве, например, скифы, хазары, енисейские кыргызы. Кочевая культура скифов богато представлена уникальными находками и подробно отражена в объемных фотоальбомах. Количество найденных скифских золотых и бронзовых предметов поражает воображение. Из описаний путешественников мы знаем, что Каракорум был сказочным, процветающим городом, в котором проживало и трудилось множество европейских ремесленников, непрерывно создающих материальные ценности. В городе интенсивно велась торговля, в денежном обращении находилось огромное количество дирхемов и динар, но эти монеты странным образом до сих пор не находят в Монголии. Из-за малого количества найденного археологического материала, по мнению ведущих монголоведов, история средневековья Монголии остается до сих пор мало изученной. Для историков необъяснимым представляется стремительный упадок монгольского общества после распада Великой Монгольской империи. Отсутствие соответствующего XIII в. археологического материала на монгольской земле побудило ученых назвать этот период времени «темным веком» или «веком молчания», этот факт стал благодатной темой для выдвижения фантастических версий «другой истории». Возможно, археологам все же удастся найти свидетельства, которые смогут пролить свет на «темные века» в монгольской истории. http://baikal.irkutsk.ru/index.php?rubr=15&doc=67 Тупизм. Нашли в Монголии захороноение монгольского воеводы с кучей золота, а также Каракорум откопали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ас-Алан Опубликовано 18 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2009 Нашли в Монголии захороноение монгольского воеводы с кучей золота, а также Каракорум откопали. Одного? А Каракорум пока ещё не нашли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
huarang Опубликовано 19 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2009 Одного? А Каракорум пока ещё не нашли. По крайней мере про одного я знаю, вот посмотрите http://www.youtube.com/watch?v=uGxM9S1EcFg А вот по поводу Хар-Хорина (Каракорума) В конце XIX века русский учёный Н. М. Ядринцев обследовал развалины Каракорума. А. М. Позднеев анализом исторических источников подтвердил местонахождение Каракорума в окрестностях буддийского монастыря Эрдэни-Дзу (построенного в 1585 в южной части Каракорума).В 1948 и 1949 годах здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция. В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца XII — начала XIII вв. со стенной росписью. За эту работу руководитель экспедиции С. В. Киселёв (1905—1962) был удостоен Государственной премии СССР и избран членом-корреспондентом АН СССР. Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1081 В 2004 году Каракорум вместе с обширной территорией, получившей название Культурный ландшафт долины реки Орхон, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия № 1081rev. Современное состояние Развалины города находятся в верхнем течении реки Орхон в 380 километрах юго-западнее современного Улан-Батора. На аэрофотоснимках отчетливо видны развалины городских стен, планировка улиц и остатки каменной кладки, по которым можно определить расположение построек. Возле руин располагается монастырь Эрдэни-Дзу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ас-Алан Опубликовано 19 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2009 А вот по поводу Хар-Хорина (Каракорума) На это форуме, в теме про Каракорум достаточно наглядно продемонстрирована абсолютная несостоятельность соотнесения монгольского Хар-Хорина с столицей империии Чингис-хана - Каракорумом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 20 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2009 http://www.tatmir.ru/article.shtml?article=647§ion=0&heading=189 А я вот какую статью нашел. Чего-то сильно она противоречит вышеприведенной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 1 января, 2010 Поделиться Опубликовано 1 января, 2010 http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm ГЛАВА LXV Как Чингис стал первым ханом татар Случилось, что в 1187 г. 157 татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингисхан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем. Страною этот Чингисхан правил хорошо. Что же вам еще сказать? Удивительно даже, какое тут множество татар набралось. Увидел Чингисхан, что много у него народу, вооружил его луками и иным ихним оружием и пошел воевать чужие страны. Покорили они восемь областей; народу зла не делали, ничего у него не отнимали, а только уводили его с собою покорять других людей. [233] так-то, как вы слышали, завоевали они множество народу. А Народ видит, что правление хорошее, царь милостив, и шел за ним охотно. Набрал Чингисхан такое множество народу, что по всему свету бродят, да решил завоевать побольше земли. Вот послал он своих послов к попу Ивану, и было то в 1200 г. по Р. X. 158, наказывал он ему, что хочет взять себе в жены его дочь. Услышал поп Иван, что Чингисхан сватает его дочь, и разгневался. «Каково бесстыдство Чингисхана! — стал он говорить. — Дочь мою сватает! Иль не знает, что он мой челядинец и раб?! Идите к нему назад и скажите, сожгу дочь, да не выдам за него; скажите ему от меня, что следовало бы его как предателя и изменника своему государю смертью казнить!» Говорил он потом послам, чтобы они уходили и никогда не возвращались. Выслушали это послы и тотчас же ушли. Пришли к своему государю и рассказывают ему по порядку все, что наказывал поп Иван. ГЛАВА LXVI Как Чингисхан снаряжает свой народ к походу на попа Ивана Услышал Чингисхан срамную брань, что поп Иван ему наказывал, надулось у него сердце и чуть не лопнуло в животе; был он, скажу вам, человек властный. Напоследок заговорил, да так громко, что все кругом услышали; говорил он, что и царствовать не захочет, коли поп Иван за свою брань, что ему наказывал, не заплатит дорого, дороже, нежели когда-либо кто платил за брань, говорил, что нужно вскорости показать, раб ли он попа Ивана. Созвал он свой народ и зачал делать приготовления, каких и не было видано, и не слышано было. Дал он знать попу Ивану, чтобькгот защищался как мог, идет-де Чингисхан на него со всею своею силою; а поп Иван услышал, что идет на него Чингисхан, посмеивается и внимания не обращает. Не военные они люди, говорил он, а про себя решил все сделать, чтобы, когда Чингисхан придет, захватить его и казнить. Созвал он своих отовсюду и из чужих стран и вооружил их; да так он постарался, что о такой большой рати никогда не рассказывали. Вот так-то, как вы слышали, снаряжались тот и другой. И не говоря лишних слов, знайте по правде, Чингисхан со всем своим народом пришел на большую, славную равнину попа Ивана, Тандук, тут он стал станом; и было их там много, никто, скажу вам, и счету им не знал. Пришла весть, что идет сюда поп Иван; обрадовался [234] Чингисхан; равнина была большая, было где сразиться, поджидал он его сюда, хотелось ему сразиться с ним. Но довольно о Чингисхане и о его народе, вернемся к попу Ивану и его людям. ГЛАВА LXVII Как поп Иван со своим народом пошел навстречу Чингисхану Говорится в сказаниях, как узнал поп Иван, что Чингисхан со всем своим народом идет на него, выступил и он со своими против него; и все шел, пока не дошел до той самой равнины Тандук, и тут, в двадцати милях от Чингисхана, стал станом; отдыхали здесь обе стороны, чтобы ко дню схватки быть посвежее да пободрее. Так-то, как вы слышали, сошлись на той равнине Тандук 159 две величайшие рати. Вот раз призвал Чингисхан своих звездочетов, христиан и сарацин, и приказывает им угадать, кто победит в сражении — он или поп Иван. Колдовством своим знали то звездочеты. Сарацины не сумели рассказать ему правды, а христиане объяснили все толком; взяли они палку и разломали ее пополам; одну половинку положили в одну сторону, а другую — в другую, и никто их не трогал; навязали они потом на одну половинку палки Чингисханово имя, а на другую — попа Ивана. «Царь, — сказали они потом Чингисхану, — посмотри на эти палки; на одной твое имя, а на другой попа Ивана; вот кончили мы волхвование, и, чья палка пойдет на другую, тот и победит». Захотелось Чингисхану посмотреть на то, и приказывал он звездочетам показать ему это поскорее. Взяли звездочеты-христиане Псалтырь, прочли какие-то псалмы и стали колдовать, и вот та самая палка, что с именем была Чингисхана, никем не тронутая, пошла к палке попа Ивана и влезла на нее; и случилось это на виду у всех, кто там был. Увидел то Чингисхан и очень обрадовался; а так как христиане ему правду сказали, то и уважал он их завсегда, и почитал за людей нелживых, правдивых. ГЛАВА LXVIII Здесь описывается большая битва между попом Иваном и Чингисханом Вооружились через два дня обе стороны и жестоко бились; злее той схватки и не видано было; много было бед для той и другой стороны, а напоследок победил-таки Чингисхан. И был тут поп Иван убит. [235] С того дня пошел Чингисхан покорять свет. Процарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет пошел на крепость Канги 160, и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер. Жалко это, был он человек удалой и умный. Описал вам, как у татар был первым государем Чингисхан, рассказал вам еще, как вначале они победили попа Ивана, теперь расскажу об их нравах и обычаях. ГЛАВА LXIX Здесь говорится о ханах, что царствовали после Чингисхана После Чингисхана государем был Куи-хан, третьим ханом — Бакуи-хан, четвертым — Алтон-хан, пятым — Монгу-хан, шестым — Кублай-хан, самый большой и самый сильный из всех; у всех пяти вместе не было столько сил, сколько у этого Кублая; да скажу вам еще, что у всех императоров вместе и у всех христианских и сарацинских царей нет той силы и не могут они сделать того, что этот Кублай, великий хан, может сделать 161. Все это доподлинно расскажу в нашей книге. Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай; и, где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути от той горы, его привозят туда хоронить. И вот еще какая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, всякого, кого повстречают, дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!» Они воистину верят, что убитый пойдет на тот свет служить их государю. С конями они делают то же самое. Когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают на тот конец, чтобы были они у него на том свете. Когда умер Монгу-хан, так знайте, более двадцати тысяч человек, встреченных по дороге, где несли его тело хоронить, было побито. Начал о татарах, так порасскажу вам и еще кое-что. Зимою татары живут в равнинах, в теплых местах, где есть трава, пастбища для скота, а летом — в местах прохладных, в горах да равнинах, где вода, рощи и есть пастбища. Дома у них деревянные, и покрывают они их веревками; они круглы; всюду с собою их переносят; переносить их легко, перевязаны они прутьями хорошо и крепко, а когда дома расставляют и устанавливают, вход завсегда приходится на юг. Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что, хоть бы целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге; [236] впрягают в них волов и верблюдов и перевозят жен и детей. Жены, скажу вам, и продают, и покупают все, что мужу нужно, и по домашнему хозяйству исполняют. Мужья ни о чем не заботятся; воюют да с соколами охотятся на зверя и птицу. Едят они мясо, молоко и дичь; едят они фараоновых крыс 162: много их по равнине и повсюду. Едят они лошадиное мясо и собачье и пьют кобылье молоко. Всякое мясо они едят. С чужою женою ни за что не лягут и считают это за дело нехорошее и подлое. Жены у них славные, мужьям верны, домашним хозяйством занимаются хорошо. А женятся они вот как: всякий берет столько жен, сколько пожелает, хотя бы сотню, коли сможет их содержать. Приданое отдается матери жены, а жена мужу ничего не приносит. Первую жену они, знайте, почитают за старшую и самую милую; а жен у них, как я говорил, много. Женятся они на двоюродных сестрах; умрет отец, старший сын женится на отцовой жене, коли она ему не мать; по смерти брата — на его жене. На свадьбах пир бывает большой. ГЛАВА LXX Здесь описываются татарский бог и татарская вера А вера у них вот какая: есть у них бог, зовут они его Начигай 163 и говорят, что то бог земной; бережет он их сынов и их скот да хлеб. Почитают его и молятся ему много; у каждого он в доме. Выделывают его из войлока и сукна и держат по своим домам; делают они еще жену того бога и сынов. Жену ставят по его левую сторону, а сынов — перед ним; и им также молятся. Во время еды возьмут да помажут жирным куском рот богу, жене и сынам, а сок выливают потом за домовою дверью и говорят, проделав это, что бог со своими поел, и начинают сами есть и пить. Пьют они, знайте, кобылье молоко; пьют его, скажу вам, таким, словно как бы белое вино, и очень оно вкусно, зовется «шемиус». Одежда у них вот какая: богатые одеваются в золотые да в шелковые ткани, обшивают их перьями, мехами — собольими, горностаем, черно-бурой лисицей, лисьими. Упряжь у них красивая, дорогая. Вооружение у них — лук, меч и палица; всего больше они пускают в дело лук, потому что ловкие стрелки; а на спине у них панцирь из буйволовой или другой какой кожи, вареной и очень крепкой. Бьются отлично и очень храбро. Странствуют более других, и вот почему: коль случится надобность, татарин зачастую уйдет на целый месяц без всякой еды; [237] питается кобыльим молоком да тою дичью, что сам наловит, а конь пасется на траве, какая найдется, и не нужно ему брать с собою ни ячменя, ни соломы. Государю своему очень послушны, случится надобность, всю ночь простоит на коне вооруженным; а конь пасется завсегда на траве. В труде и лишениях они выносливы более нежели кто-либо, трат у них мало, покорять землю и царства самый способный народ. Вот какие у них порядки: когда татарский царь идет на войну, берет он с собою сто тысяч верховых и устраивает такой порядок: ставит он старшину над десятью человеками, другого — над сотнею, иного — над тысячью, а иного — над десятью тысячами; сносится он только с десятью человеками, а старшина над десятью тысячами сносится также с десятью человеками, кто над тысячью поставлен, также с десятью, кто над сотнею, также с десятью. Так-то, как вы слышали, всякий отвечает своему старшине. Когда государь ста тысяч пожелает послать куда-нибудь кого-либо, приказывает он старшине над десятью тысячами, чтобы тот дал ему тысячу, а тот наказывает тысячнику поставить свою часть, тысячник — сотнику, сотник приказывает десятнику, чтобы всякий поставил свою часть тому, кто над десятью тысячами; всякий, сколько ему следует дать, столько и дает. Приказу повинуются лучше, нежели где-либо в свете. Сто тысяч, знайте, называются тут, десять тысяч — томан, тысяча... сотня... десяток... Когда рать идет за каким-либо делом по равнинам или по горам, за два дня перед тем отряжаются вперед двести человек разведчиков, столько же назад и по стольку же на обе стороны, то есть на все четыре стороны, и делается это с тем, чтобы невзначай кто не напал. Когда отправляются в долгий путь, на войну, сбруи с собой не берут, а возьмут два кожаных меха с молоком для питья да глиняный горшок варить мясо. Везут также маленькую палатку укрываться на случай дождя. Случится надобность, так скачут, скажу вам, дней десять без пищи, не разводя огня, и питаются кровью своих коней; проткнет жилу коня, да и пьет кровь. Есть у них еще сухое молоко, густое, как тесто; возят его с собою; положат в воду и мешают до тех пор, пока не распустится, тогда и пьют. В битвах с врагом берут верх вот как: убегать от врага не стыдятся, убегая, поворачиваются и стреляют. Коней своих приучили, как собак, ворочать во все стороны. Когда их гонят, на бегу дерутся славно, да сильно так же точно, как бы стояли лицом к лицу с врагом; бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьет и вражьих коней, и людей; а враг думает, что они расстроены и побеждены, и сам проигрывает, оттого что кони у него перестреляны, да и людей изрядно перебито. Татары, как увидят, что перебили и вражьих коней, и людей много, поворачивают назад и бьются славно, храбро, [238] разоряют и побеждают врага. Вот так-то побеждали они во многих битвах и покоряли многие народы. Такая вот жизнь и такие обычаи, как вам рассказывал, у настоящих татар; ныне, скажу вам, сильно они испортились; в Катае живут как идолопоклонники, по их обычаям, а свой закон оставили, а левантские татары придерживаются сарацинских обычаев. Суд творят вот как: кто украдет, хоть бы и немного, тому за это семь палочных ударов, или семнадцать, или двадцать семь, или тридцать семь, или сорок семь, и так доходят до трехсот семи, увеличивая по десяти, смотря по тому, что украдено. От этих ударов многие помирают. Кто украдет коня или что-либо другое, тому за это смерть; мечом разрубают его; а кто может дать выкуп, заплатить против украденного в десять раз, того не убивают. Всякий старшина или у кого много скота метит своим знаком жеребцов и кобыл, верблюдов, быков и коров и всякий крупный скот; с меткой пускает их пастись без всякой стражи в равнины и в горы; если скотина смешается, отдают ее тому, чья метка; овец, баранов, козлов пасут люди. Скот у них крупный, жирный, славный. Есть у них чудной обычай, забыл о нем записать. Если у двух людей помрут, у одного сын лет четырех или около того, а у другого дочь, они их женят; мертвую девку дают в жены мертвому парню, потом пишут уговор и сжигают его, а когда дым поднимется на воздух, говорят, что уговор понесло на тот свет, к их детям, чтобы те почитали друг друга за мужа и жену. Играют свадьбу, разбросают еду там и сям и говорят, что это детям на тот свет. Делают вот еще что: нарисуют на бумаге на себя похожих людей, коней, ткани, бизанты, сбрую, а потом все это сжигают и говорят: все, что рисовали и сожгли, будет у их детей на том свете. А как кончат все это, почитают себя за родных и родство блюдут так же, как бы их дети были живы. Рассказал вам, описал ясно татарские обычаи и права, а о великих делах великого хана, великого государя всех татар, и о его великом императорском дворе ничего не говорил. Об этом будет говорено в этой книге в свое время и в своем месте. Много диковинного позаписать. А теперь вернемся к нашему рассказу, в большую равнину, туда, где были, когда стали говорить о татарских делах. ГЛАВА LXXI Здесь описывается равнина Бангу 164 и разные обычаи народа На север от Каракорона и от Алтая, от того места, где, как я рассказывал, хоронят татарских царей, есть равнина Бангу, тянется она на сорок дней. Народ тамошний дикий и зовется мекри 165, занимаются [239] скотоводством, много у них оленей; на оленях, скажу вам, они ездят. Нравы их и обычаи те же, что и у татар; они великого хана. Ни хлеба, ни вина у них нет. Летом у них есть дичь и они охотятся и на зверей, и на птиц; а зимою от великого холода там не живут ни зверь, ни птица. Через сорок дней — море-океан, там же горы, где соколы-пилигримы вьют гнезда. Нет там, знайте, ни мужчины, ни женщины, ни зверя, ни птицы, а только одна птица, зовут ее баргкенлак 166, соколы ею кормятся; она с куропатку, а ножки как у попугая, хвост как у ласточки, летает быстро. Когда великому хану понадобятся такие соколы, он посылает за ними туда. В том море есть острова, где водятся кречеты. Место то, скажу вам по правде, так далеко на север, что северная звезда остается позади, к югу. Птиц этих, что водятся на том острове, скажу вам еще, великое множество; у великого хана их столько, сколько он пожелает, и не думайте, чтобы те, которых приносят из христианских стран к татарам, доставались ему; тех несут в Левант, к Аргуну и к другим левантским князьям. Рассказал вам все ясно об этой северной стране, что к морю-океану, а теперь поговорим о других областях и вернемся к великому хану. Вернемся к той области, которую уже описывали в нашей книге, и называется она Канпитуи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 1 января, 2010 Поделиться Опубликовано 1 января, 2010 Как познавательно и интересно! Какие могут быть тут споры Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 5 января, 2010 Поделиться Опубликовано 5 января, 2010 http://neonomad.kz/history/h_kaz/index.php?ELEMENT_ID=4696&MID=9261#message9261 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 5 января, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 5 января, 2010 По ссылке Акскла: Зная все о последних десяти годах деятельности доктора педагогических наук, профессора Кайрата Закирьянова...Я математик, и в этой науке состоялся... И я не скрываю, что не являюсь историком, что мои предположения – не более чем гипотезы, за которыми, правда, стоят годы работы и горы перелопаченной литературы. Когда-то я был совершенно далек от родной истории. Был русским в душе. Учился в русской школе, окончил аспирантуру в Новосибирске, был членом российского общества «Память», членом ЦК «Союза духовного возрождения Отечества». Там, понятно, на первом месте стоял русский дух... Ведь фольк-хисторизм чистой воды (и педагог, и математик, и не историк, и маргинал). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 5 января, 2010 Поделиться Опубликовано 5 января, 2010 По ссылке Акскла: Ведь фольк-хисторизм чистой воды (и педагог, и математик, и не историк, и маргинал). Стас, "ВЫПЕЙ ЙАДУ" - т.е. "убей свои баллы" "за ПЕРЕХОД на ЛИЧНОСТИ" (за маргинала) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 5 января, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 5 января, 2010 Это ведь не официальная жалоба? Это называется критика источника. Кроме того, действительно, автор ведь раскрывает причины того "почему он стал таким", это говорит о его методах. Ну, и он сам себя определил как человека, вышедшего из родной среды - маргинала. Подбор вот таких "специалистов" и дезавуирует фольк-хисторизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 6 января, 2010 Поделиться Опубликовано 6 января, 2010 А меня Закирьянов улыбнул. Люблю фантастику! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jalairtay Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 А на мой вкус тоже фантастиш - написать, что Чингисхан был найманом - куда еще фантастичнее? Еще один такой на зонекз.нет был - Галым Оспан историк кажись, писал про Шынкусхана, почитаешь статьи и комменты самого же автора к своим статьям страшно за автора становится - человек явно не в адеквате. Фольк-хисторик фольк-хисторику рознь, хоть и ругают фольк-хисторизм здесь некоторые профессиональные историки, но кажись немало подчерпнули для своих диссертаций из сообщений "фольк-хисториков". Лавры небось себе припишут-то "историки-профессионалы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Лавры небось себе припишут-то "историки-профессионалы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 11 января, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Даже и не спим - ждем когда когда какой-нибудь фольк-историк напишет очередную сенсацию - чтобы быстро приписать себе очередную пургу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Ну, как бэ и фольк-хисторик может иногда родить здравую мысль. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Ну, как бэ и фольк-хисторик может иногда родить здравую мысль. Наука по определению консервативна и люди от официальной истории всегда будут отстаивать утверждения на которых они учились. Они будут критиковать все новые идеи. Это надо воспринимать нормально. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Ну, как бэ и фольк-хисторик может иногда родить здравую мысль. one in a million. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Как говорится, Г-н Случай лотерея Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 января, 2010 Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Спор коммунистов с "Капиталом" в руках и демократов, анархистов и прочих с иным мнением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 11 января, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 11 января, 2010 Скорее уж фашистов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться