Перейти к содержанию
Buryadai

Буряты

Рекомендуемые сообщения

Наконец то вышла статья о ДНК-исследованиях бурят.

Хотелось бы узнать мнение участников форума о статье.

Какие возникли замечания?

http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/32

Этногенез бурятского народа с точки зрения ДНК-генеалогии

Жаксылык Сабитов

Abstract

В данной статье автор попытается продолжить исследования ученных Возняка М., Деренко М., Малярчука Б. и др. Ими были исследованы гаплотипы 215 бурят, что было отражено в статье Wozniak et al 2006 «Allelic and haplotypic frequencies at 11 Y-STR loci in Buryats from south-east Siberia» [1]. Но, к сожалению ученные только нашли «кости», а реконструировать «скелет» бурятского этноса они не стали. Безусловно, это вызвано тем, что при такой реконструкции стоит привлекать специалистов различных отраслей: популяционных генетиков, специалистов по TMRCA, историков и этнографов, разбирающихся в истории и родовом делении изучаемого этноса («скелета»). Так как с точки зрения популяционной генетики исследование популяции бурятов (215 человек) было проведено идеально, автор, основываясь на их выводах, а именно гаплотипах, попытаемся реконструировать «скелет» бурятского этноса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
  В 15.12.2009 в 05:51, asan-kaygy сказал:

Наконец то вышла статья о ДНК-исследованиях бурят.

Хотелось бы узнать мнение участников форума о статье.

Какие возникли замечания?

http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/32

Этногенез бурятского народа с точки зрения ДНК-генеалогии

Жаксылык Сабитов

Abstract

В данной статье автор попытается продолжить исследования ученных Возняка М., Деренко М., Малярчука Б. и др. Ими были исследованы гаплотипы 215 бурят, что было отражено в статье Wozniak et al 2006 «Allelic and haplotypic frequencies at 11 Y-STR loci in Buryats from south-east Siberia» [1]. Но, к сожалению ученные только нашли «кости», а реконструировать «скелет» бурятского этноса они не стали. Безусловно, это вызвано тем, что при такой реконструкции стоит привлекать специалистов различных отраслей: популяционных генетиков, специалистов по TMRCA, историков и этнографов, разбирающихся в истории и родовом делении изучаемого этноса («скелета»). Так как с точки зрения популяционной генетики исследование популяции бурятов (215 человек) было проведено идеально, автор, основываясь на их выводах, а именно гаплотипах, попытаемся реконструировать «скелет» бурятского этноса.

Прочитал на одном дыхании. Было бы конечно здорово если бы те исследователи записывали родоплеменную принадлежность.

На мой взгляд эхириты и булагаты не так близко стоят к хоринцам. Тот массив как Вы верно замечаете безусловно хоринцы. Но насчет эхиритов и булагатов я не очень уверен. (Хотя как я понял внешние данные никак не отражается на ДНК, но все же упомяну. Эхириты очень белее, я бы сказал они похожи на якутов.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.12.2009 в 09:57, reicheOnkel сказал:

Прочитал на одном дыхании. Было бы конечно здорово если бы те исследователи записывали родоплеменную принадлежность.

На мой взгляд эхириты и булагаты не так близко стоят к хоринцам. Тот массив как Вы верно замечаете безусловно хоринцы. Но насчет эхиритов и булагатов я не очень уверен. (Хотя как я понял внешние данные никак не отражается на ДНК, но все же упомяну. Эхириты очень белее, я бы сказал они похожи на якутов.)

Ну насчет эхиритов и булагатов, несомненно ясность внесут только, если люди из этих родов протестируются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.12.2009 в 10:09, asan-kaygy сказал:

Ну насчет эхиритов и булагатов, несомненно ясность внесут только, если люди из этих родов протестируются.

А счет внешности и У-хромосомы.

Тут связь слабая.

Вот я например монголоид на фэйс, а гаплогруппа индоевропейская R1a (у киргизов и алтайцев то же самое)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.12.2008 в 06:52, Bas1 сказал:

Есть ли у монголов род Адай? Адай с монгольского как-то переводится?

У монголов АДАЙ нет, но есть у тувинцев - АДАЙ МОНГУШ. По-тувински адай произносится фаринализировано, и имеет семантическое значение как храбрый, величественный, древний.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 09.12.2008 в 05:22, reicheOnkel сказал:

Первые три как я понимаю взято из ССМ в переводе Козина.

Тогда первые две есть имена Цаган-Гоо Гун-Гоо гоо в смысле красивый. цаган-белый гун-глубокий

Увас это хубас или хоас. на современном монгольском это ухаа-каурый а -с это показатель мн. числа

Увс нуур- Убсу нагур Убсу гидроним тюркского происхождения. нуур это озеро на монгольском.

Убсу или по тюркскому произношению Упса это синоним этнонима Тыва (Туба). Есть река Упса в Хакасии, она также наз-ся Туба. Поэтому Убсу-Нур это Тыва-Коль или тувинское озеро.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот уже прошло более полувека, как было отнято в 1958 году, собственное имя народа и республики Бурят-Монголия. Несколько ранее в 1937 году, тоталитарный режим сталинизма, по ложному обвинению в пресловутом «панмонголизме», кощунственно разделил Бурят-Монгольскую АССР на пять частей. Как сказал выдающийся писатель Ч.Айтматов: «разделение состоялось по принципу колонизаторов «разделяй и властвуй», всегда беспроигрышному для владычества». Исходя из вышесказанного, невольно вспоминаешь то, что когда в начале 1990 годов в стране повеяло демократией, все народы стали возрождаться, многие республики приняли названия, которые у них никогда и не были. Например, Якутская АССР стала Саха-Якутией, Марийская АССР – Марий Эл, Северо-Осетинская АССР – Северной Осетией- Аланией и т.д. Единственной республике, т.е. Бурятской АССР, которая по сравнению с другими республиками гораздо раньше них имела название Бурят-Монголия, не дали восстановить первоначальное имя. Иначе говоря, название Бурят-Монголия в своей сущности было заблокировано пришлой диаспорой под абсурдным вымыслом все того же пресловутого «панмонголизма».

По этому поводу приведу слова, произнесенные выдающимся русским писателем А.Солженицыным: « Если хочешь уничтожить народ, то надо уничтожить его корни» А корни у бурят монгольские. Так что высказывание писателя вполне можно отнести и к названию Бурят-Монголия. В своей книге «Архипелаг Гулаг» А. Солженицын констатирует: «… только в 1929 году было репрессировано и уничтожено 35 тысяч бурят-монголов». В настоящее время бурятский народ стоит на грани вырождения как этнос. Бурятский язык, как исчезающий, занесен ЮНЕСКО в Красную Книгу. Как говорится, нет языка, нет и народа. С другой стороны, сыграло немаловажную роль и то, что многие из населения республики, в частности, её диаспора, не знают действительной истории происхождения коренного народа (искажалось тоталитарным режимом), и название республики Бурят-Монгольская АССР. Многие из пришлой диаспоры полагают, что Бурятия и Монголия составляли единую Бурят-Монгольскую АССР. Затем Монголия отошла и осталась Бурятская АССР. Этого, как известно, никогда и не было, а была Бурят-Монгольская АССР в составе СССР и суверенное государство МНР.

Чтобы понять и знать всю её суть правды, совершим экскурс в её древнюю историю. Крупный ученый, доктор исторических наук, профессор Т.М.Михайлов в книге «Цыбиковские чтения-6» констатирует: «К приходу русских в Восточную Сибирь, Забайкалье и Прибайкалье являясь окраиной Северной Монголии называемой Ара Монгол и составляла часть Монгольского государства. Никакой бурятской народности тогда не существовало. Преобладающим этническим массивом в регионе оказались монголо-язычные группы, племена и роды – икинаты, хонгодоры, булагаты, эхириты, хори, сонголы и т.д. Этноним «бурят» при активном содействии русской администрации стал символом складывающейся общности. Царская администрация образовывала новый народ буряты для того, чтобы закрепить за собой земли Ара Монгол и чтобы маньчжуры не говорили, что Забайкалье и Прибайкалье это монгольская земля и не притязали на нее. Вот как об этом в 1788 году свидетельствовал надворный советник Фридрих Ланганс: «Монголы, в российском подданстве находящиеся … объявляют, что будто бы им монголами называться от Российских правительств давно запрещено. В ревизиях действительно писаны братскими».

Но при всех этих обстоятельствах сравнения трудов Миллера и Георги, не говоря об официальных источниках, позволяет установить тенденцию замены названия монгол именем бурят. «Но никакого племени или рода именуемого бурятским к XVII веку не было» (Е.М.Залкинд «Присоединение Бурятии к России»), доктор философских наук И.С.Урбанаева в книге «Человек у Байкала и мир Центральной Азии», утверждает: «Лишь волей случая этноним «бурят» стал общим для северных монголов, предпринявших отчаянную попытку спасти осколки монгольского мира». Выдающийся русский ученый, академик А.П.Окладников в книге «Очерки из истории западных бурят-монголов», пишет: «Судьбы эхирит-булагатов XVII в. – монголов по языку… принадлежит к числу древнейших, собственно монгольских племен».

В «Сборнике летописей» великого историка, древности Рашид-ад-дина, описавшего все племена и роды Байкальской Азии, нет ни племени, ни рода, именуемого бурятами. Например, он пишет, что: «На Ангаре- реке живет монгольское племя усату-мангут». Единственно, где ошибочно упоминается слово «бурят», это в «Сокровенном сказании монголов» в §239: «В год Зайца (1207г.) Чжочи был послан с войском правой руки к лесным народам. Проводником отбыл Буха… Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов…Чжочи подступил к Тумен-Киргизам». Здесь очевидна ошибка переводчика, так как Чжочи вошел в Шихшит, где жили буряты, а предки бурят представляли из себя монгольские племена – икиресов (эхиритов), хонгиратов (хонгодоров), хори-туматов (хоринцев), булагачинов (булагатов), никогда не живших в Шихшите, а живших в Баргуджин Тухуме (Бурят-Монголии). Естественно напрашивается вопрос, так откуда же произошел этноним «бурят». Этноним «бурят» произошел от искажения слова все тех же бурутов, племени проживающего по реке Енисею, в районе республики Хакасия, от произнесенного с акцентом енисейскими киргизами – «пюрат», «бюрат», в русском произношении перефразированные в «брат», «братский», «бурят». В дальнейшем царская администрация в своих корыстно-колонизаторских целях распространила этот этноним, на монгольские племена Ара Монгол (Бурят-Монголия). В Российской империи все нерусские народы унизительно назывались «инородцами» (т.е. без роду и племени), в том числе и бурят-монголы. И, как называть прибайкальских и забайкальских «инородцев» у русского правительства возник после 1728 года, когда были определены границы между Российской и Цинской империями.

Вначале их даже хотели называть калмыками из-за сходства языка и обычаев. Но бурятская делегация в Санкт-Петербурге этому воспротивилась, хотя и признала родство с калмыками. Тогда им было предложено именоваться «брацкими мунгалами», и это название бурятским депутатам понравилась». («Международная жизнь» – 1993г. – №5-6 с.124). В русском языке ХХ века брацкие мунгалы XVIII века, превращаются в бурят-монголов. Но надо сказать о том, что официально бурят-монголы в Российской империи так и оставались «инородцами» вплоть до Октябрьской революции. При образовании республики было оставлено название определенное еще в XVIII веке царским правительством «брацкие-мунгалы» (бурят-монголы). Известны слова великого В.И.Ленина, что: «В первую голову дать автономию бурят-монголам и калмыкам».

И республика стала называться Бурят-Монгольская АССР. Исходя из вышеизложенного, как пишет А.Хамарханов: «Название бурят-монголы не придумано бурятскими националистами начала ХХ века, как представляли недоброжелатели возрождения коренного бурят-монгольского народа, а царским правительством Российской империи». Если исходить из исторической достоверности, то республика могла бы называться Ара Монгол (Северная Монголия) ввиду того, что до присоединения к Российской империи она называлась так, а коренной народ монголами, в дальнейшем переименованные царской администрацией в «братских» (бурят). Но, исходя из первоначального названия республики Бурят-Монголия, ее коренной народ, возлагает большие надежды на правительства России и Республики Бурятия, по реабилитации бурят-монгольского народа в границах 1937 года и восстановлению первоначального имени Республики Бурят-Монголия!

По всем параграфам закона Российской Федерации о репрессированных народах – бурятский народ является репрессированным народом. Да восторжествует историческая справедливость!!!

Бакалин Васильев,

ветеран труда.

http://buryat-mongolia.info/?p=1212

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизы еще 150 лет назад называли себя бурутами. Происходит это слово, как указывалось в других темах, от "бёрю"-волк и "ут"-множ. число.

Так что, вероятней всего, название "бурят" произошло от "бёрут", а не от искаженного "брат".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Встречал интересные сведения о категориях казахских ханов кажется в 19 веке: кіші хан - младший по уровню, ұлы или аға хан - старший и бірат или біратты хан - одного уровня, равнозначные, одноименные, т.е. братья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буряты интересный народ - у каждого более менее крупного тюрко-монгольского народа есть в составе бурятские племена. У якутов хоролоры, у узбеков - среди их 70 родов есть род бурят, у казахов - род тама, у алтайцев - тумат (хори-туматы - предки хори бурят), у калмыков - род шарат, один из 11 хоринских родов (вспомним фамилию Буратевой - чей предок Бурат, т.е. бурят) и т.д. Все мы в чем то буряты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.08.2010 в 18:21, Tengeribeki сказал:

Буряты интересный народ - у каждого более менее крупного тюрко-монгольского народа есть в составе бурятские племена. У якутов хоролоры, у узбеков - среди их 70 родов есть род бурят, у казахов - род тама, у алтайцев - тумат (хори-туматы - предки хори бурят), у калмыков - род шарат, один из 11 хоринских родов (вспомним фамилию Буратевой - чей предок Бурат, т.е. бурят) и т.д. Все мы в чем то буряты

Имеете в виду наверно Буратаева.Вряд ли этимология от слова бурят.А рода бывшие бурятские есть,и не одно .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.08.2010 в 18:21, Tengeribeki сказал:

Буряты интересный народ - у каждого более менее крупного тюрко-монгольского народа есть в составе бурятские племена. У якутов хоролоры, у узбеков - среди их 70 родов есть род бурят, у казахов - род тама, у алтайцев - тумат (хори-туматы - предки хори бурят), у калмыков - род шарат, один из 11 хоринских родов (вспомним фамилию Буратевой - чей предок Бурат, т.е. бурят) и т.д. Все мы в чем то буряты

Я тоже сомневаюсь, что от Бурат, скорее от Буратай: "бұра" - верблюд самец-производитель и "тай" - аффикс. Аналогично живописной местности близ Кокшетау (курорта) Бұрабай (искаж: Боровое).

Сомнения и о поводу тама=тумат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дашийн Бямбасурэн: «Государство, которое не понимает ценности этнических меньшинств, обречено на распад»

29 декабря 2009 г., 16:57

“Ничего плохого буряты российскому государству не сделали”

В начале 1990-х Монголия вопреки всем ожиданиям и прогнозам выбрала демократический путь развития. Одним из влиятельных политиков, стоявших у истоков монгольской независимости был глава совета старейшин Бурятского культурного общества Монголии, член Политсовета Демократического союза Монголии, занимавший в 1990-1992 гг. пост премьер-министра страны Дашийн Бямбасурен. БМИ публикует интервью с одним из авторов экономических реформ в Монголии, возглавлявшим правительство этой страны в самые трудные первые годы становления демократической системы.

- Уважаемый господин Бямбясурэн, прежде всего, большое спасибо, что нашли возможность встретиться. Мой первый вопрос касается конца 1980-х – начала 1990-х годов. Когда Монголия, после коллапса СССР, оказалась предоставленной самой себе, вы уже возглавляли кабинет министров страны и были членом МНРП. Почему вы приняли решение покинуть партию и поддержать демократов?

- Когда я был мальчишкой, в моем родном селе не было ни одного старого бурята. Их всех уничтожили, расстреляли, отправили на каторгу в Россию. В Дотыл сомоне, например, в 1937 году забрали всех бурят, начиная с 17 лет. Когда летом наш айл (община – ред.) хотел зарезать барана, звали мужчин-халхов из другого села. Я никогда не забуду, как женщины потом пели песни и плакали всю ночь. Вот так было. Потом бурят забирали в армию и заставляли воевать с казахами. На казахско-монгольской границе до 1953 г. было не спокойно. С тех пор в моем сердце остался горький осадок и вопрос: почему так было? В 1986 г. в Чехословакии собирались представители социалистических стран, обсуждали разные проблемы, в том числе ставился вопрос о том, как нам развиваться дальше. Я тогда возглавлял монгольскую делегацию. Мы пришли к выводу, что нельзя совершенствовать социализм, ограничивая права собственности и права человека. И когда в МНР в конце 80-х начались острые дискуссии о том, какой должна стать новая Монголия, внутренне я уже был готов к принятию демократических процессов.

23 октября 1989 года был создан Демократический союз Монголии, я его поддержал и до сих пор придерживаюсь демократических взглядов и являюсь членом Политсовета этой партии.

- Как вы оцениваете современную политическую ситуацию в Монголии? Демократия уже принесла свои плоды стране и ее народу?

- Демократия – это большое пространство. Там можно идти по-пиратски, по-умному, и по-дурацки. Коррупция на разных уровнях монгольской власти представляет сегодня самую большую опасность для страны. Ситуация когда все сверху донизу коррумпировано близка к тому, что власть может продать Монголию. Причем среди потенциальных продавцов есть и демократы, и старые коммунисты.

- Есть надежда, что ситуация изменится?

- Есть. Монголы – непредсказуемый народ. В 1990 году американские военные докладывали Конгрессу США, что Монголия не представляет для Штатов никакого интереса, что она пойдет за Союзом, немного изменит социализм и этим ограничится. Но прогноз не оправдался. Монгольская демократия – это не социализм. Мы уже 20 лет избираем парламент на свободных прямых выборах. В Монголии действуют тысячи общественных организаций, сохраняется свобода слова и печати.

- Во время кампании по объединению Усть-Ордынского округа с Иркутской областью в интернете появилось письмо, в котором якобы Вы обращались к президенту РФ и высказывались против укрупнения бурятских автономий.

- Я не писал это письмо. Его написали за меня, не поставив меня в известность. Но это уже не так важно. Если бы я это сделал, то написал бы намного жестче. Если ты поднимаешь голову, надо поднимать ее высоко и мужественно, а не просить.

Государство, которое не понимает ценности этнических меньшинств, обречено на распад. Ничего плохого буряты российскому государству не сделали. Пусть этот цветок будет маленьким, но его надо сохранить. Каждый цветок в степи уникален, каждый имеет свое значение в экологии. Сейчас идет процесс глобализации. Но если понимать под этим только то, что все будут говорить по-китайски или по-английски, это просто нелепо. Российская политика зря пытается все выровнять и насадить везде одинаковые подсолнухи. В советское время тоже говорили, что есть только одна нация – советский народ, но время все расставило по местам.

- Некоторые бурятские исследователи и ученые-выходцы из Южной Монголии, утверждают, что в Монголии существует халхасский этнический национализм. Что вы об этом думаете? Действительно ли в Монголии есть такая проблема?

- Я думаю, что это сильно преувеличено. В Монголии нет такой проблемы. Я, бурят – сонгол могу сказать, что ко мне относятся также как к любому другому монголу: халху, баяуту, дербету. Есть немного другая проблема – отношение русских и китайских монголов к монголам Монголии. Простому монголу не понятно, почему его братья, например, российские буряты, с одной стороны очень на него похожи, с другой – совсем не знают своего языка и относятся к нему свысока за то, что он живет сегодня так, как жили наши общие предки. И не какие-то пращуры, а отцы наших отцов. Да, наши люди живут в гырах (юртах – ред.) и Улаанбаатар – не Нью-Йорк. Но это наша страна и наш образ жизни. У нас до сих пор нет электричества в некоторых сомонах, но мы говорим на своем языке, развиваем свою культуру. Я думаю, что если есть такая проблема, то скорее на бытовом уровне и то, как ответная реакция на заносчивость, особенно некоторых русских монголов.

- Кого вы называете русскими монголами?

- Орос монголнууд: это буряты, калмыки, тувинцы.

- Но тувинцы ведь тюрки?

- Я знаю. Но мы рождены одной землей. Обычаи, образ жизни, пища, одежда, праздники, вера у нас общие. Урянхайский край – это бывшая территория Монголии. В приграничных сомонах Тувы до сих пор говорят по-монгольски. Я думаю, что мы если не родные, то точно двоюродные братья.

- Получается кровь и почва важнее всего?

- Кровь важна, но важнее самосознание. То, кем ты себя считаешь. Никакими законами или директивами не определено ведь, что значит быть монголом. Каждый ищет свой ответ на этот вопрос. Я считаю монголами не только жителей своей страны. Буряты, калмыки, тувинцы, жители Южной Монголии тоже монголы. Они часть общей культуры, истории. Но они должны сохранять своеобразие, оставаться не похожими.

- В современной Монголии есть политические силы, разделяющие идеи панмонголизма?

- Возможно, некоторые движения несут такую идеологию, но я думаю, у них нет перспектив. Ставить такой вопрос в современном мире нелепо. Я считаю, что основная причина геноцида бурят в Монголии была связана именно с панмонголизмом. Кому-то показалось, что буряты хотят, некоторые даже думали, что смогут, создать одно большое монгольское государство. До сих пор цифры о числе расстрелянных и высланных из страны бурят не стали достоянием общественности. Мы потеряли десятки тысяч сынов, а сколько детей не было рождено…

- Известное своими антикитайскими погромами движение «Даяр Монгол» считает, что в Монголии должна быть одна нация – нация «чистых» монголов. Что Вы об этом думаете?

- Несмотря на то, что кто-то пытается проводить параллели, «Даяр Монгол» не похожи на русских скинхедов. Как вы правильно заметили, например нас, бурят-монголов как и другие монгольские ястан (племена – ред.), они признают монголами и выступают только против китайцев. К другим иностранцам, насколько я знаю, они относятся спокойно. Но я их все равно не поддерживаю. Китайцы тоже иностранцы, а все иностранные граждане должны чувствовать себя в безопасности в моей стране. И потом, надо бороться не с китайскими лавочниками, а противостоять китайскому экономическому экстремизму.

- На одной научной конференции в Элисте я познакомилась с очень интересным исследователем из Хух-Хото (КНР). Но мы, две монголки, даже внешне похожие друг на друга, не могли общаться. Она знала только китайский, я – русский и английский…

- Я знаю, что многие буряты и калмыки не владеют родным языком. Южные монголы обычно напротив не испытывают трудностей с монгольским. Правда, в последнее время в Китае действительно появились городские монголы, которые не знают родного языка. Что сказать? Это политика великих держав, которые всегда стремятся навязать свой язык, культуру тем народам, кого они завоевали. В Бурятии много ученых, в Калмыкии мало. Но проблема с родным языком все равно есть и там, и там.

- Как вы думаете, русские и китайские монголы, в конце концов, потеряют свой язык?

- А в конце-концов – это когда? (Смеется). Надеюсь, что нет. Но понимаю, что это серьезная проблема и ее трудно решить. Нельзя заставить людей учить язык, который им не нужен в повседневной жизни. Это надо понимать. Но не надо сильно переживать, пока есть Монголия, монгольский язык будет жить и развиваться. Приезжайте к нам учить родной язык!

- В Улан-Баторе можно выучить только монгольский.

- А вы хотите учиться только в столице? В любом бурятском сомоне вас научат бурят-монгольскому и монгольскому заодно. (Улыбается).

- Согласно официальным данным, сегодня в Монголии проживает 46 тысяч бурят. Но есть и другие, не совпадающие с официальной статистикой цифры. С чем это связано?

- Когда в 1921 году Сухэ-батор встречался с Лениным, он предложил обсудить семь вопросов, один из них касался бурят. Монгольская делегация настаивала на том, чтобы Советы не препятствовали их переселению в Монголию. Примерно 100 тысяч тогда откочевали из России. В 30-е годы большинство были репрессированы: одних казнили, других отправили в ГУЛАГ. Мой дед был казнен, отца матери отправили в лагерь на 25 лет. Поэтому после репрессий люди боялись называть себя бурятами. По моим данным сегодня в Монголии живет 80 тысяч бурят.

- Бурятские монголы как-то поддерживают друг друга?

- Да, поддерживают, но это не выходит на политический уровень. Никакого бурятского лобби в правительстве или парламенте нет. Буряты сегодня разбросаны по всей стране, раз в год на Сагаалган они обходят друг друга. Но это кровные отношения, это традиции, а не политика.

- Как Вы относитесь к вопросу о двойном гражданстве?

- Я думаю монгольское государство должно быть открытым. Я всегда выступал за то, чтобы все монголы мира могли стать гражданами Монголии, не теряя статуса гражданина там, где они родились и выросли. Нас не так много в мире. Было бы хорошо, если бы, например, буряты, калмыки приезжали к нам, приобретали недвижимость, землю, развивали бизнес.

БЕСЕДОВАЛА МАРИНА РОМАНОВА-САЙДУКОВА

http://buryat-mongolia.info/?p=1000#more-1000

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю тут проблема в общем происхождении бурятов.

У меня лежит история Сибири от Зуева. И что он пишет? <_<

Он считает что буряты это буруты, омонголенное тюркское племя :ozbek:

Они остались от киргизов и подверглись монгольскому нападению.

Тогда хакасское племя Хори распространила свою территорию от Забайкалья

до Красноярска. Они вместе с сахаэтами, кереитами и хунгиратами поработили

страну Кыргызов. :asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурятов кыргызы Енисея называли пырат. Саха бырааскай, быраат.

Откуда слово брат происходит в русском словаре от Даля?

Не означает ли это что буряты относились к младшим братьям тюрков?

Старший брат у нас убай. Это однозначно увас-меркиты, тунгусский

народ, заселявший Забайкалье до появления джунгарского Чингиса.

Т.е. тунгусы для нас старшие братья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.10.2010 в 23:06, Урянхаец сказал:

Я думаю тут проблема в общем происхождении бурятов.

У меня лежит история Сибири от Зуева. И что он пишет? <_<

Он считает что буряты это буруты, омонголенное тюркское племя :ozbek:

Они остались от киргизов и подверглись монгольскому нападению.

Тогда хакасское племя Хори распространила свою территорию от Забайкалья

до Красноярска. Они вместе с сахаэтами, кереитами и хунгиратами поработили

страну Кыргызов. :asker28it:

оооооо :blink:

Что это за Зуев на нашу голову, какое отношение к моей теме имеет этот набор замысловатых тезисов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.10.2010 в 22:55, gure сказал:

ага, еще есть городок Улёты в 120 км от Читы, где-то слышал, что название от олётов происходит

А еще река недалеко от меня Уленты (Өлеңті).

  В 18.10.2010 в 23:06, Урянхаец сказал:

Я думаю тут проблема в общем происхождении бурятов.

У меня лежит история Сибири от Зуева. И что он пишет? <_<

Он считает что буряты это буруты, омонголенное тюркское племя :ozbek:

Они остались от киргизов и подверглись монгольскому нападению.

Тогда хакасское племя Хори распространила свою территорию от Забайкалья

до Красноярска. Они вместе с сахаэтами, кереитами и хунгиратами поработили

страну Кыргызов. :asker28it:

Зуев отличный исследователь, а самое главное без стереотипов. Мне нравятся его труды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.10.2010 в 23:18, Урянхаец сказал:

Бурятов кыргызы Енисея называли пырат. Саха бырааскай, быраат.

Откуда слово брат происходит в русском словаре от Даля?

Не означает ли это что буряты относились к младшим братьям тюрков?

Старший брат у нас убай. Это однозначно увас-меркиты, тунгусский

народ, заселявший Забайкалье до появления джунгарского Чингиса.

Т.е. тунгусы для нас старшие братья.

Ещё что выдумаете? Скажите бурятам, что они младшие братья тюрков. В глаза скажите, как мужчина:):D:D:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПРи чем тут? В якутском слово быраат - младший брат, что наши предки не

имели понятия о младшем брате, что позаимствовали это слово у русских?

Пырат - хакасское бурят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 19.10.2010 в 22:13, Урянхаец сказал:

ПРи чем тут? В якутском слово быраат - младший брат, что наши предки не

имели понятия о младшем брате, что позаимствовали это слово у русских?

Пырат - хакасское бурят.

У казахов в недавнем прошлом были своего рода ханы разного ранга: Кіші хан, Ұлы хан и Бір атты хан! Здесь "Біратты хан" - одного уровня, одинаковые по статусу, т.е. братья. По-моему отсюда и рус. брат...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.10.2010 в 12:03, АксКерБорж сказал:

У казахов в недавнем прошлом были своего рода ханы разного ранга: Кіші хан, Ұлы хан и Бір атты хан! Здесь "Біратты хан" - одного уровня, одинаковые по статусу, т.е. братья. По-моему отсюда и рус. брат...

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 23.10.2010 в 20:51, Tengeribeki сказал:

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Они готовы что угодно к чему угодно за уши приитянуть и гвоздями приколотить. Сорри за оффтоп.

ЗЫ: подпись шикарная:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 23.10.2010 в 20:51, Tengeribeki сказал:

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Очень любопытное созвучие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 23.10.2010 в 20:51, Tengeribeki сказал:

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

  В 23.10.2010 в 21:12, Чагдор сказал:

Они готовы что угодно к чему угодно за уши приитянуть и гвоздями приколотить. Сорри за оффтоп.

ЗЫ: подпись шикарная:)

Уважаемые, я привел факт из истории о реальном существовании у казахов титула "Бір атты хан", а про связь с русским подчеркнул, что "по-моему", т.е. имхо.

Откуда у Вас столько желчи по пустяку?

Кроме казахского быратты/биратты/братты, в саха тыла есть (Урянхаец):

быраат - младший брат

убай - старший брат

И вполне возможно, что англ. broth-er с нем. brudd-er и тюркское "брат ер" чем-то связаны. Разве это что-то необычное? Не надо округлять глаза на допустимые вещи.

Скорее Ваш страх связан с этнонимом бурят/буриат/бурут/брат(-ск)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите пожалуйста, Кто такой Ормузд (Хормуста) в бурятских источниках, какую роль он занимает в верованиях бурят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...