Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

В 1856 г. через киргизов-богинцев было известно, что китайские калмыки кочевали по ту сторону гор Лобасы и Кушмурун. Это были представители родов аргун-суун и зурган-суун.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В 1856 г. через киргизов-богинцев было известно, что китайские калмыки кочевали по ту сторону гор Лобасы и Кушмурун. Это были представители родов аргун-суун и зурган-суун.

Не роды наверное а административное деление Арбан сумон и Зургаан сумон. 10 эскадрон и 6 эскадрон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не роды наверное а административное деление Арбан сумон и Зургаан сумон. 10 эскадрон и 6 эскадрон.

Нет, именно роды Аргун и Зурган. А в Суун можно заподозрить казахский Суан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, именно роды Аргун и Зурган. А в Суун можно заподозрить казахский Суан.

Ничего себе, новые кровные родственники у нас!

Рахмат, никогда не слышал!

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1856 г. через киргизов-богинцев было известно, что китайские калмыки кочевали по ту сторону гор Лобасы и Кушмурун. Это были представители родов аргун-суун и зурган-суун.

Уважаемый АксКерБорж!

Эти аргуны не могли бюыть настоящими каламак-ами (оставшимися), после того, как основная часть аргунов ушла на Запад, Север и ЮГ?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж!

Эти аргуны не могли бюыть настоящими каламак-ами (оставшимися), после того, как основная часть аргунов ушла на Запад, Север и ЮГ?

С уважением,

Лично моя точка, что вполне могли, точно также, как и другие монгольские хэрээ, хонгодор, залайр, хушин, баяут, найман и мн. др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири" (Томск, 1987).

Гл: Чулымские тюрки в конце 16 - первой четверти 19 вв. (Н.А.Томилов):

...в составе чулымских тюрков имеется группа аргын, которая, как считает Л.П.Потапов, продвинулась на Чулым "в последней четверти 16 в. с Тобола вместе с частью сибирских татар".

...что большинство живущих на Чулыме и Кие татар происходят от Кучум-хана и что они в древности были одинаковым с казахской ордой народом.

...Возможно, прав Л.П.Потапов, когда считает, что именно тогда на Чулыме оказалась часть группировки аргынов, продвинувшаяся сюда приблизиельно в последней четверти 16 века...В составе таких переселенцев могли оказаться и северные чаты, генетически связанные с казахами...

...В составе Больше-Аргунской волости в 1897 г. находились юрты калмацкие, название которых происходит явно от этнонима телеутов "калмак".

...Э.Л.Львова приводит второе название Аргунской волости - калмах...

...Д.Г.Мессершмидт прямо указывал в 1720-х гг., что в устье р.Яи живут калмаки, т.е. телеуты.

...Он же в своем дневнике путешествия в 1721-1722 гг. писал, что аргунов он нашел по Чулыму, недалеко от устья реки Кии, и далее по р.Тай вместе с жителями Ячинской волости, а также в районе Божьего озера, в селении Урюпе...

...В 1620-1640 гг. более 50% чулымского населения вольно или невольно мигрировали к соседям, в киргизские земли из-за частых набегов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не роды наверное а административное деление Арбан сумон и Зургаан сумон. 10 эскадрон и 6 эскадрон.

В Или у олётов есть деление арвн сумн и зурһан сумн.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири" (Томск, 1987).

Гл: Чулымские тюрки в конце 16 - первой четверти 19 вв. (Н.А.Томилов):

...в составе чулымских тюрков имеется группа аргын, которая, как считает Л.П.Потапов, продвинулась на Чулым "в последней четверти 16 в. с Тобола вместе с частью сибирских татар".

...что большинство живущих на Чулыме и Кие татар происходят от Кучум-хана и что они в древности были одинаковым с казахской ордой народом.

...Возможно, прав Л.П.Потапов, когда считает, что именно тогда на Чулыме оказалась часть группировки аргынов, продвинувшаяся сюда приблизиельно в последней четверти 16 века...В составе таких переселенцев могли оказаться и северные чаты, генетически связанные с казахами...

...В составе Больше-Аргунской волости в 1897 г. находились юрты калмацкие, название которых происходит явно от этнонима телеутов "калмак".

...Э.Л.Львова приводит второе название Аргунской волости - калмах...

...Д.Г.Мессершмидт прямо указывал в 1720-х гг., что в устье р.Яи живут калмаки, т.е. телеуты.

...Он же в своем дневнике путешествия в 1721-1722 гг. писал, что аргунов он нашел по Чулыму, недалеко от устья реки Кии, и далее по р.Тай вместе с жителями Ячинской волости, а также в районе Божьего озера, в селении Урюпе...

...В 1620-1640 гг. более 50% чулымского населения вольно или невольно мигрировали к соседям, в киргизские земли из-за частых набегов.

Уважаемый АксКерБорж!

Большое спасибо! Сибирские аргуны это точно мои родственники - Айлы, одно из 4 подразделений Кучума, которые после поражения Кучума отошли на перефирию Сибирского ханства. Выходит это они вместе под руководством джунган опять пришли в Казахстан!

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Атыгай.Как я понял вы из племени аргын.Наверно оно носит монгольское(ойратское) название.Но у самих калмыков волжских нет такого подразделения созвучное слову аргын.А об ойратах времен ДХ говорить еще рано,никто не занимался этнологией на уровне аймаков .Даже названия отоков-областей не возможно перевести с китайского на ойратский из-за сильных искажений.Если исходить,что аргыны носят монгольское название,то они как этническая группа оформились скорее всего при каракитаях.

Здесь я приведу еще 2 слова созвучные слову аргын.

Ар-задняя(тыловая) сторона;северная сторона;зад;тыл;север 2.уживчивость 3.одна сотовая часть гегтара(100 кв.метра)4.словаре нет,но дома у нас понимали как-простой народ(ар хальмг-простой калмыцкий народ)

Арhул-тихий,спокойный,медленный

Ранее я приводил перевод слов-арг,әрүн(аригун) и арh.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Атыгай.Как я понял вы из племени аргын.Наверно оно носит монгольское(ойратское) название.Но у самих калмыков волжских нет такого подразделения созвучное слову аргын.А об ойратах времен ДХ говорить еще рано,никто не занимался этнологией на уровне аймаков .Даже названия отоков-областей не возможно перевести с китайского на ойратский из-за сильных искажений.Если исходить,что аргыны носят монгольское название,то они как этническая группа оформились скорее всего при каракитаях.

Здесь я приведу еще 2 слова созвучные слову аргын.

Ар-задняя(тыловая) сторона;северная сторона;зад;тыл;север 2.уживчивость 3.одна сотовая часть гегтара(100 кв.метра)4.словаре нет,но дома у нас понимали как-простой народ(ар хальмг-простой калмыцкий народ)

Арhул-тихий,спокойный,медленный

Ранее я приводил перевод слов-арг,әрүн(аригун) и арh.

Большое спасибо уважаемый dovuki!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/frametext2.htm

ИБН ХОРДАДБЕХ

КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН

КИТАБ АЛ-МАСАЛИК ВА-Л-МАМАЛИК

...Страна тюрок-тугузгузов (ал-атрак ат-тугузгуз) — самая обширная из тюркских стран. Граничат они с ас-Сином, ат-Туббатом и карлуками. [Затем идут] кимаки (ал-кимак), тузы (ал-гузз), чигили (ал-джигир), тюргеши (ат-туркаш), азкиши (эдкеши, азкиш), кыпчаки (хифшах), киргизы (хирхиз), которые имеют мускус, карлуки (ал-харлух) и халаджи (ал-халадж) [обитающие] по ту сторону реки 259. Что касается города Фараба 260, то там гарнизон состоит из воинов мусульман и тюрок-карлуков.

Всего тюркских городов — 16 260а.

(с. 32) § 17. Дорога от Марва аш-Шахиджана до Тухаристана

От Марва до Фаза 261 7 ф, далее до Махдиабаза 262 6 ф, до Йахйабаза 263 7 ф, до ал-Каринайна 264 5 ф, до Асадабаза 265 7 ф вдоль реки [Марв-аб — Мургаб], до Хаузана 266 6 ф вдоль реки, до Каср ал-Ахнаф ибн Кайса 267 4 ф вдоль реки, до Марварруза 268 5 ф, до Араскана 269 5 ф, до ал-Асраба 270 7 ф, до Канджа-база 271 6 ф, до ат-Талакана 272 6 ф, до Кисхаба 273 5 ф, до Аргына 274 5 ф, до Каср Хута 275 5 ф, до ал-Фарйаба 276 5 ф, до ал-Ка'а 277 — одного из [сел] области ал-Джузаджан 278 — 9 ф, до аш-Шабуркана 279 9 ф, до ас-Сидры 280 — из числа [сел] Балха 6 ф, до Дастакирда 281 5 ф, до ал-Гура 282 4 ф, до Балха 3 ф. Всего от Марва до Балха 126 ф 283.

Ал-Ахвас 284 сказал:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж!

Большое спасибо! Сибирские аргуны это точно мои родственники - Айлы, одно из 4 подразделений Кучума, которые после поражения Кучума отошли на перефирию Сибирского ханства. Выходит это они вместе под руководством джунган опять пришли в Казахстан!

С уважением,

Вот, вот интересно. После разгрома Сибирского ханства многие кочевые племена присоединились к Казахскому ханству. А, именно к аргынам... вопрос: Какие именно племена присоединились к казахам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, вот интересно. После разгрома Сибирского ханства многие кочевые племена присоединились к Казахскому ханству. А, именно к аргынам... вопрос: Какие именно племена присоединились к казахам?

Уважемый Kaztughan!

На мой скромный взгляд из аргынов, это самые северные среди аргынов - "атыгай". Пришел к этому выводу, потому, что атыгай раскладывается на "аты" и "ай". Айлы - один из 4 отрядв Кучума и до сих пор присутстовали среди тюменских татар. Айлы - крупное племя среди восточных башкир. В Иркутской области имеется поселок Атагай, среди хакасов отмечаются аргыны (ссылки есть выше). Из кереев, скорей всего ашымайлы и уаки.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважемый Kaztughan!

На мой скромный взгляд из аргынов, это самые северные среди аргынов - "атыгай". Пришел к этому выводу, потому, что атыгай раскладывается на "аты" и "ай". Айлы - один из 4 отрядв Кучума и до сих пор присутстовали среди тюменских татар. Айлы - крупное племя среди восточных башкир. В Иркутской области имеется поселок Атагай, среди хакасов отмечаются аргыны (ссылки есть выше). Из кереев, скорей всего ашымайлы и уаки.

С уважением,

Несколько раз перечитал сообщение, в Сибирском ханстве я не совсем разбираюсь...

Вопросы:

Каков был родоплеменной состав Сиб. ханства?

Что говорит шежире по этнониму "Атыгай"?

Если не ошибаюсь то племя Айлы с тамгой "Ай"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько раз перечитал сообщение, в Сибирском ханстве я не совсем разбираюсь...

Вопросы:

Каков был родоплеменной состав Сиб. ханства?

Что говорит шежире по этнониму "Атыгай"?

Если не ошибаюсь то племя Айлы с тамгой "Ай"?

Уважаемый Kaztughan!

Насколько я в курсе история Сибирского ханства наименее изученная среди осколков Золотой Орды. Связано это было с бюрократичекой организацией Академии наук СССР. Сибирское ханство "по подведомственности" не попадало в интересы Академии наук КазССР, ученых Татарстана и Башкирии. Местные краевоведы и московские ученые изучали в основном историю с момента освоения Сибири русскими переселенцами.

Недостаток научных изысканий в современное время восполнился (спасибо им за поднятие неизученной темы) публикациями не любимых на этом сайте казанских и казахских "фрольк-хистори", разумеется уровень их исследований, в следствии меньших возможностей, не достаточен.

Точный родоплеменный состав Сибирского ханства не известен. В состав населения и в войско Сибирского ханства входили остяки (ханты и манси) и татары. Татары назывались по местам проживания: барабинские, тюменские и т.д.

Родо-племенный состав кочевого населения практически неизвестен. Путем сопоставления думаю с большой степенью вероятности можно отожествить Айлы с современным башкирским родом Айлы и казахским Атыгай. Тамга, место расселения близки.

В устных преданиях сибирских татар и с их слов записанные в русских летописях (один из вариантов) говориться, что основную роль в основании Сибирского ханства сыграли кереи и Он-хан, то есть кераиты, однако, в составе войска Кучума кереи не упоминаются. Кереи и уаки упоминаются в ряде топонимов Сибирского ханства - названиях поселков. Не все казахские кереи входили в состав Сибирского ханства, так как основная часть кереев с момента связало свою судьбу с Казахским ханством с момента его возникновения. В казахских устных преданиях кочевое население Сибирского ханства называлось естеками (остяками) и ногаями. В состав Сибирского ханства входили жалаиры, по крайней мере Кадыргали, до занятия "должности" в Казахском ханстве был карачи у Кучума (где-то читал об остатках жалаиров в Костанайской области).

Неизвестен даже размер Сибирского ханства, так появление аргынов в составе хакасов в 16-17 веках многие связывают с разгромом Кучума, тогда получается, что оно простиралось так далеко на Восток? На юге Сибирское ханство скорей всего доходило до современной Карагандинской области, так как Кучум от Ермака скрывался в Кургальджино. На западе Сибирское ханство граничило с Казанским и даже грабило его территорию, возможно включало Восточную Башкирию.

С Сибирским ханством связан и знаменитый Едиге, и последние ханы Золотой Орды попеременно занимавшие трон в Астрахани были выходцами из Сибирского ханства. Культурно и экономически Сибирское ханство было соперник Казахского ханства и союзник шейбанидских среднеазиатких ханств.

Не могу найти, но читал, что официальное название Сибирского ханства, которым пользовался Кучум, было Туран.

Это фактически все, что я смог почерпнуть из источников, не густо, конечно. Может быть Вы найдете надежный и полный источник информации?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой скромный взгляд, атыгай - самые северные среди аргынов. Пришел к этому выводу потому, что атыгай раскладывается на "аты" и "ай". В Иркутской области имеется поселок Атагай.

Некоторые племенные названия восходят к военным терминам, обозначающим место отрядов при построении перед боем, их диспозицию (напр., djunğar - джунгар, ongğar - венгр, hungar[ian] и т.д.). Следовательно, можно предположить:

Alçın 'передний', т.е. авангард (иногда это имя исп. как название населения Младшего джуза);

Arğın 'задние'; т.е. основная часть войск либо арьергард (см. алтайск. arğın, букв. 'находящийся сзади, задний' - иногда исп. как обозначение Среднего джуза, ср. Üysin - общее название племен Старшего джуза).

Крупные войсковые части могли представлять из себя соединения разных отрядов, составленных из представителей определенных племен и родов.

Думаю, что в состав аргын входили племена и роды, разные по происхождению, сведенные в исторические времена в единую войсковую группу. Последнее из таких этнических единиц, объединяющееся с массивом аргын - небольшое племя taraqtı.

Слово atığay, вероятнее всего, является фонетической трансформацией трайбонима atağan через переходную форму atağay (ср. топоним Атагай). Племя атаган было или было и есть среди монголов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но что в основе этнонима Атығай? Аты-, Ата-, Ат-, Атты-?

Кажется в этих словах основа прозрачная:

Қарағай (сосна) - в основе қара - черное (ағаш - дерево)

Торғай (воробей) - в основе торы - гнедая, бурая (құс - птица)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые племенные названия восходят к военным терминам, обозначающим место отрядов при построении перед боем, их диспозицию (напр., djunğar - джунгар, ongğar - венгр, hungar[ian] и т.д.). Следовательно, можно предположить:

Alçın 'передний', т.е. авангард (иногда это имя исп. как название населения Младшего джуза);

Arğın 'задние'; т.е. основная часть войск либо арьергард (см. алтайск. arğın, букв. 'находящийся сзади, задний' - иногда исп. как обозначение Среднего джуза, ср. Üysin - общее название племен Старшего джуза).

Крупные войсковые части могли представлять из себя соединения разных отрядов, составленных из представителей определенных племен и родов.

Думаю, что в состав аргын входили племена и роды, разные по происхождению, сведенные в исторические времена в единую войсковую группу. Последнее из таких этнических единиц, объединяющееся с массивом аргын - небольшое племя taraqtı.

Слово atığay, вероятнее всего, является фонетической трансформацией трайбонима atağan через переходную форму atağay (ср. топоним Атагай). Племя атаган было или было и есть среди монголов.

Уважаемый Hadji-Murat!

Не встречал в источниках такой способ деления войск - выделение "задних частей": у Чингизхана? в Золотой Орде? у Темирлана? у Бабура? в Сибирском ханстве? в Ногайском улусе? в Казахском ханстве? Блатные какие-то, что-ли? :D

Тамга атыгаев - "Ай". Возможно есть близость "атыгай" и "атаган", тогда наверное и "адыгей - адыг" близко?

Велик соблазн все племена вывести из Монголии, но думаю в этом нет необходимости. Башкирские "Айлы" ближе, так как в казахских преданиях сохранились сведения о борьбе с "естеками" - "остяками" на Севере Казахского ханства. В одном из вариантов прародитель "Айлы" происходить из Перми, то есть из финно-угорских племен.

В Узбекистане среди дурменов присутствует подрод "Айтамгалы".

У Атыгаев в Казахском ханстве не было султанов -торе, на мой взгляд это тоже свидетельствует, что атыгаи одними из последних родов вошли в состав Казахского ханства. Первым султаном атыгаев был Сабаляк - Абилмансур, ставший Аблай-ханом.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Hadji-Murat!

Не встречал в источниках такой способ деления войск - выделение "задних частей": у Чингизхана? в Золотой Орде? у Темирлана? у Бабура? в Сибирском ханстве? в Ногайском улусе? в Казахском ханстве? Блатные какие-то, что-ли? :D

Тамга атыгаев - "Ай". Возможно есть близость "атыгай" и "атаган", тогда наверное и "адыгей - адыг" близко?

Велик соблазн все племена вывести из Монголии, но думаю в этом нет необходимости. Башкирские "Айлы" ближе, так как в казахских преданиях сохранились сведения о борьбе с "естеками" - "остяками" на Севере Казахского ханства. В одном из вариантов прародитель "Айлы" происходить из Перми, то есть из финно-угорских племен.

В Узбекистане среди дурменов присутствует подрод "Айтамгалы".

У Атыгаев в Казахском ханстве не было султанов -торе, на мой взгляд это тоже свидетельствует, что атыгаи одними из последних родов вошли в состав Казахского ханства. Первым султаном атыгаев был Сабаляк - Абилмансур, ставший Аблай-ханом.

С уважением,

Уважаемый Атыгай.

Это фактически все, что я смог почерпнуть из источников, не густо, конечно. Может быть Вы найдете надежный и полный источник информации?

Сау бол, за информацию. Я уже излагал выше что в Сибирском ханстве я не силен... Для меня лично это ханство "Terra Incognito")))

1) Я тоже не встречал деление войск на "передних" и "задних" =)))

2) Я думал что у всех аргынских племен тамга "коз", "два кругляшка"... То что тамга Атыгай- "Ай", слышу впервые. Весьма занимательно...

3) Не совсем понятна связь между финно-угорами, башкирскими "айле" и дурменами?

4) По племени "Айтамгалы", отмечу что это кипчакское племя, входящее в состав жеты-ру: Айтамгалы, Костамгалы, Сыргалы, Камшылы, Жуаналы, Саманатлы, Шомышлы. На исходе XV в. они ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбаниханом из восточного Дешт-и Кыпчака в составе группировок жиделыбайсынских сары-кипчаков

Вот что пишут в башкирских источниках, автор Р.Г.Кузеев.АЙЛЕ (эй, эйле, эйзе, айзы), племя в составе айлинской группы башкир.

В 7-9 вв. предки айлинских родов входили в состав печенежско-огузско-кыпчакских племен Сырдарьинских и Приаральских степей. Массовая миграция айлинцев на северо-запад, на Урал, относится к 9-12 вв. Первоначально они заняли территорию водораздела рр. Ай, Белая, Уй, Миасс и верхнего течения р. Яик. Затем под давлением табынских родов (см. Табын) переселились в долину р. Ай. В 16-18 вв. значительная часть айлинцев мигрировала в Зауралье и в Западную Башкирию. В Зауралье они заняли верховье Миасса и междуречье Миасса и Течи и образовали две группы - северную и южную. Южная группа расселилась на прежних айлинских землях и закрепила свои вотчинные права на них. Северные айлинцы расселились на табынских землях в качестве припущенников. В Западной Башкирии айлинцы заняли территорию по течению рр. Дема и Усень. В середине 18 в. часть айлинских родов мигрировала на восток, в приуйские и притобольские степи. На территории расселения айлинцев ныне находятся Салаватский, Мечетлинский, Нуримановский, Иглинский районы РБ, Аргаяшский район Челябинской области.

Лит.: Янгузин Р.З. Башkорт kэбилэлэре тарихынан. Эфэ, 1995; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Мне неизвестно на каких документах основана вышеизложенное... Поэтому сложно говорить о чем либо утвердительно...

Вот такая вот каша)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Атыгай.

2) Я думал что у всех аргынских племен тамга "коз", "два кругляшка"... То что тамга Атыгай- "Ай", слышу впервые. Весьма занимательно...

Тоже удивлен и присоединяюсь. Насколько мне известно у аргынских родов и подродов нет особых тамг, все аргыны имеют одну тамгу "ОО көз таңба". По этому вопросу был такой пост в соседней ветке:

Н.А.Аристов (Опыт выяснения ….Этнический состав большой орды):

«…когда род становится многочисленным и делится вследствие этого на постоянные родовые части, то с течением времени (АКБ: в «Шежіре» Х.Аргынбаева, М.Муканова, В.Вострова отрезок времени для отпочкования и создания нового рода определен промежуток в 13 поколений или 325-350 лет) обнаруживается отличать скот каждой родовой части путем тамги. Самый простой и ближайший для достижения цели способ представляется естественно в добавке дополнительного знака к основной родовой тамге. Можно думать, что именно так и совершалось вообще образование тамг у родовых подразделений, благодаря чему изучение тамг может определять происхождение родов (идет ссылка на исследования П.М.Сорокина).»

АКБ: Но судя по имеющимся тамгам казахских племен, процесс этот завершился весьма в далекие времена и низшие роды (таксономы), к примеру ответвления от основных, своих тамг и уранов уже не имеют.

Примеры: отделения двенадцати родов абак кереев, все роды ашамайлы кереев, аргынов, кыпшаков и т.д.

К тому же лично мое мнение, что корень в этнониме Атыгай это первый слог, а второй лишь суффикс как изменяемая часть слова, т.е. как сказал уважаемый Hadji-Murat, atağan-atağay. А я добавил бы и другие возможные формы: atağasch, atagen и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО: корень этнонима Атығай связан с:

Атақ - имя, прозвище, звание, слава, известность.

Атығу - привыкать, свыкаться с именем, прозвищем, званием.

Атағы (шығу) - прославиться, стать известным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2) Я думал что у всех аргынских племен тамга "коз", "два кругляшка"... То что тамга Атыгай- "Ай", слышу впервые. Весьма занимательно...

Уважаемый Kaztughan!

Тамга "Ай" атыгаев - источник Казахская советская энциклопедия на букву "А" на казахском языке, год издания или начало 70 или конец 60-х годов, под рукой ее нет.

В советское время в Северном Казахстане по-моему не говорили, что атыгаи относятся к аргынам, то же самое слышал и в отношении самих себя и от тобыкты. Даже на могильных камнях (по крайней мере которые видел я) в советское время не писали аргын, а только атыгай. Лично я узнал, что атыгаи входят в состав аргынов только на Юге Казахстана. В мавзолеи Азрет Султан Кожа Ахмет Яссауи, после сноса древнего кладбища раньше висел плакат с похороненными там казахами. Так вот, на плакате есть аргыны и отдельно от них записаны атыгаи. Поэтому я был уверен, что атыгаи поздно вошли в состав аргынов.

(Кстати срели керев Северного Казахстана: кошебе, сибан, балта и т.д., все твердо знают, что они кереи, а потом уже идет подрод).

Однако, когда осмыслил, что среди Хакасов имеются аргыны, и эти аргыны, скорей всего бывшие подданные Кучума. А среди аргынов на подданых Кучума с большим основанием могут претендовать атыгаи, как жители современной Тюменской, Омской и Северо-Казахстанских областей (ну и айлы Кучума и сибирских татар), то сделал вывод, что атыгаи уже в составе Сибирского ханства были аргынами.

То же читал, что одним из башкирских вариантов происхождения Айлы из Алтая, еще есть гипотеза из Туркестана. Не видел, даже близко похожие рода ни среди Тюркского каганата, ни Тюркешского, ни Уйгурского и т.д. Придерживаюсь финно-угорской версии (ханты-манси и т.д.), только по той причине, что не могут все тюрки происходить из Алтая и Монголии.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть многотомный труд "Шежіре" (Кереку - Баянаула өлкесі) о родословных племен Павлодарской области и знаменитых личностях, из которых по праву большую часть занимают роды и подроды арғынов. Автор краевед Жеңіс Марданов (Тілеке), г.Павлодар, 1990-е гг.

В свое время посчастливилось помогать ему (марқұм) составлять схемы родословных на бумажных носителях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...