Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

На мой взгляд правдоподобная причина, по которой "алтайская" гг C2b2a1a могла оказаться у Тобыкты,  указана юзером SuEr https://eurasica.ru/forums/topic/4383-казахский-днк-проект/?do=findComment&comment=297288

Кроме того, два казаха C-Y22653 и C-FTF23061 из того же алтайского кластера есть в этой базе https://www.familytreedna.com/public/karakalpak/default.aspx?section=ycolorized

Также один из них (214278) указан как Табын ранее Ж.Сабитовым: https://eurasica.ru/forums/topic/4383-казахский-днк-проект/?do=findComment&comment=132707

Про второй пишут что вроде бы Найманhttps://eurasica.ru/forums/topic/4383-казахский-днк-проект/?do=findComment&comment=363639

Цитата

Табыны включаются исследователями в число родоплеменных групп, связанных в прошлом с монголами[6]. Этническая связь табынов с монголами, как отметил Н. В. Бикбулатов, прослеживается по целому ряду различных источников[7]. По устным преданиям, табыны — потомки военачальника Чингисхана Майкы-бия[8].

Основная тамга найман (шомыш) совпадает с одной из тамг Табын. Однако другая тамга Табын это тарак и она совпадает с тамгой аргынских Таракты. 

Еще о генетике Табын:

Цитата

Один род в составе казахских табынов, а именно косеули-табын оказались генетическими родственниками башкирских табынов с доминированием гаплогруппы R1a1a, а среди подродов шомишти и таракты рода казахских табын доминирует C3[7]. Принадлежность башкирских табынов к гаплогруппе R1a, а казахских табынов к гаплогруппам С3 и J2a1 — подтвердил разноэтнический состав средневековых уйсунов (предков табынцев). Часть уйсунских родов такие как каратабын были R1a, другие рода — сарытабын и сарыуйсуны были из J2 и С3. 

У аргынских Таракты также преобладает C2-M217 (32%), т.е. C3 по старой номенклатуре.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Из книги Р. Темиргалиева "История казахских племен":

Цитата

По мнению Машхур Жусупа Копеева между Мамай батыром и Бокты батыром из рода Канжыгалы имел место конфликт, вследствии чего Тобыкты, отделившись от основной массы аргынов, ушли к Найманам.

У Ысты Старшего Жуза и Тарыкты (и возможно Тобыкты, см. пост ниже от юзера Bas1) вроде есть взаимно совпадающая гаплогруппа J1 (см. данные с молгена), а у племен Табын (агым-косеули) и Ысты есть общая тамга "косеу".

https://eurasica.ru/forums/topic/2183-аргын/?do=findComment&comment=471144

Данные из https://forum.molgen.org/index.php?topic=3466.15

Цитата

240759 Uysun Ysty Oyik Kyzylkurt-Alibek                      J1 12 23 14 10 12-18 12 13 11 13 12 28
K1904 Uysun Ysty Tilik Seksen                                        J1 12 23 14 10 12-19 12 13 11 13 12 28
K1950 Uysun Sirgely Borash Karabatyr-Akpan-Aytpay J1 12 23 14 10 12-20 12 13 11 13 12 28
K1956 Uysun Ysty Oyik Myrzabike-Otep                        J1 12 23 14 10 12-18 12 13 11 13 12 28 

240752   Argyn   Tarakty                                                  J1 12 23 14 10 12-19 12 13 11 13 12 28

K2147   Argyn   Tobykty                                                    J1 12 23 14 10 12-18 11 13 11 13  11  28
K1854   Argyn   Tobykty                                                    J1 12 23 14 10 12-19 11 13 11 13  11   28
K2000   Argyn   Tobykty                                                   J1 12 23 14  10 12-19 11 13 11 13 11   28
K2132   Argyn   Tobykty                                                    J1 12 23 14 10 12-18  11  13  11  13 11  28

То есть мы видим что J1 Уйсун Ысты наиболее близки к образцу Таракты, чем к образцам Тобыкты.

Цитата

Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына — Ойсыл и Уйсил. У Ойсыла было три сына: Жалмамбет (отец Ошакты), Жарымбет (отец Шапырашты), Жарас (отец Ысты). У Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Караш-би. У него сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла — сын Шакшам, у Байдибека — сын Сары Уйсун (от Байбише — старшей жены) и рппДулат[4].

Треугольник Ысты-Таракты-Табын (связанный через шежире, генетику и тамги) заставляет думать что основатель Таракты действительно был чингизидом (с тамгой "тарак" как у крымских Гираев?). Табыны по шежире идут от Майкы бия, а потому связаны с Ысты и Таракты генетически и через "тарак" тамгу. 

Цитата

При отсутствии Торе (потомки Чингиз хана) окружение должно подчиняться старшине рода Таракты. Аналогичный статус имеют род Табын в младшем жузе, а в старшем - Жалайыр.

Мажорная J1 Тобыктинцев связана с похожей J1 Таракты (торе-чингизидская?), но притом часть Тобыкты имеют C2, вероятно привнесенную позже (18 век?) найманами или уйсунами (например Табын, Сиргели или Ысты). Мажорная С2-M217 у Таракты вероятно связана с Табынами Таракты и Шомыш, а значит и с Найманами (через тамгу "шомыш").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

А как вы объясните присутствие найман баганалы, аргын суюндык и курлеут/курлаут в этой ветке? А также то, что J1 у тобыкты доминантная и они под аргынами, а не под кереями.

Я же вам ясно написал, что арғыны тобықты - это микс онгутов и кереитов тобаутов, который сложился в Улусе Хулагу, поэтому J1 тоже оттуда. Почему мог сложиться такой микс вы поймете, изучив историю становления Улуса Хулагу.

Откуда у найман баганалы, курлеут и т.д. надо разбираться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Zake сказал:

Я же вам ясно написал, что арғыны тобықты - это микс онгутов и кереитов тобаутов, который сложился в Улусе Хулагу, поэтому J1 тоже оттуда. Почему мог сложиться такой микс вы поймете, изучив историю становления Улуса Хулагу.

Откуда у найман баганалы, курлеут и т.д. надо разбираться.

Навряд ли это так. Вот несколько аргументов:

Связь С2 Тобыкты и С2 того китайца никак не доказана и не показана (по моим оценкам развилка задолго до Чингисхана).

С2 пришла к Тобыкты скорее всего гораздо позже, а именно когда они откочевали к найманам (18 век). Скорее всего это единичный или редкий случай на фоне мажорной J1.

Тот алтайский кластер C2... характерен для найманов и скорее всего древних курлеутов. Это классический монгольский кластер. Я связываю ваших кереит-тобаутов скорее с курлеутами/карлеутами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

Навряд ли это так. Вот несколько аргументов:

1. Связь С2 Тобыкты и С2 того китайца никак не доказана и не показана (по моим оценкам развилка задолго до Чингисхана).

2.С2 пришла к Тобыкты скорее всего гораздо позже, а именно когда они откочевали к найманам (18 век). Скорее всего это единичный или редкий случай на фоне мажорной J1.

Тот алтайский кластер C2... характерен для найманов и скорее всего древних курлеутов. Это классический монгольский кластер. Я связываю ваших кереит-тобаутов скорее с курлеутами/карлеутами. 

2. Кстати, почему на это не обратили внимание?

"По мнению Машхур Жусупа Копеева между Мамай батыром и Бокты батыром из рода Канжыгалы имел место конфликт, вследствии чего Тобыкты, отделившись от основной массы аргынов, ушли к Найманам"

Может отдельные тобыктинцы "просочились" в состав найманов, а не наоборот? 

Про кереитов-тобаут или тубеген читайте Рашид Ад Дина и ССМ.

1.  Эти юаньские китайцы примерно помнили откуда они и искали "родственников", поэтому и задавали вопрос  казахским генетикам. Нашли же к кому обращаться).

Тот китаец из Шаньси из "кели", т.е. кереит (тобаут). Есть и другие люди из того племени с таким же днк. 

Кстати, у тобаут (кереит) и тобықты (аргын) в названиях основа "тоб", "тобик" т.е. мяч, шар. У Кашгари "тоб" и "тобик" - это одно и то же. Коленную чашечку или надколенник из-за округлой формы тоже называют тобық. Могу и монгольские соответствия привести.

Развилка у тобықты и китайца до Чх и что с этого?

Дело  не только именно в этих китайцах-кереитах, Бог с ними, вообще забудьте о них. Как забыли про них ваши собратья по цеху. Они  вытаскивают "наружу" только то, что более менее соответствует проповедуемой ими картине мира. Я называю это упрощением и кастрированием истории.

Впрочем я еще развернуто не расписывал  почему считаю арғын тобықты ильханским миксом онгутов и кереит тобаут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

С2 пришла к Тобыкты скорее всего гораздо позже, а именно когда они откочевали к найманам (18 век). Скорее всего это единичный или редкий случай на фоне мажорной J1.

 

Не забывайте, что и в Южном Казахстане предостаточно тобыктинцев.

Кто из них, семейские или шымкентские, на своей родине никто ведь еще предметно не выяснял. Есть всего лишь версия, что на юг попали семейские при побеге от калмаков. Обратную миграцию никто ведь еще не рассматривало (кроме ув. Zake). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Zake сказал:

2. Кстати, почему на это не обратили внимание?

"По мнению Машхур Жусупа Копеева между Мамай батыром и Бокты батыром из рода Канжыгалы имел место конфликт, вследствии чего Тобыкты, отделившись от основной массы аргынов, ушли к Найманам"

Может отдельные тобыктинцы "просочились" в состав найманов, а не наоборот? 

В этой жизни конечно всякое бывает, но вероятнее всего наоборот: найманаская C2 просочилась к тобыктинцам, поскольку легче объяснить связь курлеутов, табынов (шомыш?), того китайцы-кереита с найманами, а не с тобыкты. Да и сам этот кластер не зря назвали "алтайским": в нём найманов кажется большинство.

7 часов назад, Zake сказал:

1.  Эти юаньские китайцы примерно помнили откуда они и искали "родственников", поэтому и задавали вопрос  казахским генетикам. Нашли же к кому обращаться).

Тот китаец из Шаньси из "кели", т.е. кереит (тобаут). Есть и другие люди из того племени с таким же днк. 

Где китаец говорил, что он тобаут? Я только нашел то, что он считает себя кереитом. По хорошему надо филогенетическое дерево строить, а так это всё вилами по воде писано...

7 часов назад, Zake сказал:

Развилка у тобықты и китайца до Чх и что с этого?

Время развилки очень важно. Например, все мужские линии ведут к Y-хромосомному Адаму, но если он жил 200-300 лет назад, то что эта информация даёт в плане обозримой истории?

7 часов назад, Zake сказал:

Впрочем я еще развернуто не расписывал  почему считаю арғын тобықты ильханским миксом онгутов и кереит тобаут.

Так распишите. Но на китайца-кереита (тобаута?) тут полагаться не стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Не забывайте, что и в Южном Казахстане предостаточно тобыктинцев.

Кто из них, семейские или шымкентские, на своей родине никто ведь еще предметно не выяснял. Есть всего лишь версия, что на юг попали семейские при побеге от калмаков. Обратную миграцию никто ведь еще не рассматривало (кроме ув. Zake). 

Всё может быть в этой жизни. Это предмет детальных обсуждений (или даже отдельной статьи), но я тут недостаточно информирован.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

 

1. Время развилки очень важно. Например, все мужские линии ведут к Y-хромосомному Адаму, но если он жил 200-300 лет назад, то что эта информация даёт в плане обозримой истории?

2. Так распишите. Но на китайца-кереита (тобаута?) тут полагаться не стоит.

1. Какое там время развилки?

2. А че там расписывать? Кому интересно глянет историю формирования Улуса Хулагу и сразу поймет как были связаны кереит тобауты и онгуты. 

И вообще кто опирается на этого китайца? Вы о чем? Я в отличие от вас вообще не опираюсь на данные генетики, я опираюсь  на ход истории. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

1. Какое там время развилки?

2. А че там расписывать? Кому интересно глянет историю формирования Улуса Хулагу и сразу поймет как были связаны кереит тобауты и онгуты. 

И вообще кто опирается на этого китайца? Вы о чем? Я в отличие от вас вообще не опираюсь на данные генетики, я опираюсь  на ход истории. 

Не знаю какое там время развилки с китайцем. Я только дал оценку для курлеута и тобыктинца по 67 маркерам.

Ну не расписывайте. Как хотите в общем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

Не знаю какое там время развилки с китайцем. Я только дал оценку для курлеута и тобыктинца по 67 маркерам.

Тогда не надо писать, что время развилки аргын тобықты с китайцем до Чх. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Не забывайте, что и в Южном Казахстане предостаточно тобыктинцев.

Кто из них, семейские или шымкентские, на своей родине никто ведь еще предметно не выяснял. Есть всего лишь версия, что на юг попали семейские при побеге от калмаков. Обратную миграцию никто ведь еще не рассматривало (кроме ув. Zake). 

Тобықты и тарақты из аргынов по моей версии изначальные, первые казахи Керея и Джанибека в западном Могулистане. Остальные арғыны к казахам позже присоединились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Тогда не надо писать, что время развилки аргын тобықты с китайцем до Чх. 

По моей грубой оценке до, но там у китайца маркеров не так много, из-за чего погрешность расчета увеличивается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

На мой взгляд правдоподобная причина, по которой "алтайская" гг C2b2a1a могла оказаться у Тобыкты,  указана юзером SuEr https://eurasica.ru/forums/topic/4383-казахский-днк-проект/?do=findComment&comment=297288

Кроме того, два казаха C-Y22653 и C-FTF23061 из того же алтайского кластера есть в этой базе https://www.familytreedna.com/public/karakalpak/default.aspx?section=ycolorized

Также один из них (214278) указан как Табын ранее Ж.Сабитовым: https://eurasica.ru/forums/topic/4383-казахский-днк-проект/?do=findComment&comment=132707

Про второй пишут что вроде бы Найманhttps://eurasica.ru/forums/topic/4383-казахский-днк-проект/?do=findComment&comment=363639

Основная тамга найман (шомыш) совпадает с одной из тамг Табын. Однако другая тамга Табын это тарак и она совпадает с тамгой аргынских Таракты. 

Еще о генетике Табын:

У аргынских Таракты также преобладает C2-M217 (32%), т.е. C3 по старой номенклатуре.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Из книги Р. Темиргалиева "История казахских племен":

У Ысты Старшего Жуза и Тарыкты (и возможно Тобыкты, см. пост ниже от юзера Bas1) вроде есть взаимно совпадающая гаплогруппа J1 (см. данные с молгена), а у племен Табын (агым-косеули) и Ысты есть общая тамга "косеу".

https://eurasica.ru/forums/topic/2183-аргын/?do=findComment&comment=471144

Данные из https://forum.molgen.org/index.php?topic=3466.15

То есть мы видим что J1 Уйсун Ысты наиболее близки к образцу Таракты, чем к образцам Тобыкты.

Треугольник Ысты-Таракты-Табын (связанный через шежире, генетику и тамги) заставляет думать что основатель Таракты действительно был чингизидом (с тамгой "тарак" как у крымских Гираев?). Табыны по шежире идут от Майкы бия, а потому связаны с Ысты и Таракты генетически и через "тарак" тамгу. 

Мажорная J1 Тобыктинцев связана с похожей J1 Таракты (торе-чингизидская?), но притом часть Тобыкты имеют C2, вероятно привнесенную позже (18 век?) найманами. Мажорная С2-M217 у Таракты вероятно связана с Табынами Таракты и Шомыш, а значит и с Найманами (через тамгу "шомыш").

В составе  подразделения Тобыкты Мусабай имеются племена: Сиргели и Табын (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тобыкты). Возможно это тот самый табынский C2 из алтайского кластера. Нужно вплотную сравнить его с уйсунскими С2 у Сиргели и Табын. 

Также отрывок из Шакарима "Тобыкты шежиреси":

Цитата

В одной из старинных легенд рассказывается: При нашествии джунгаров Анет би и шесть его сыновей попали в руки врага, сыновья его погибли. В живых осталась только беременная невестка. Она родила сына. Мальчику, как единственному потомку Анет баба, дали имя «Бакай». От Бакая происходит род Айтек ата. От старшей жены Айтека родился Олжай, от младшей жены – Байбори, Калкаман. Байбори правил народом и пользовался большим уважением. Его прозвали «Бакен». Нынешние «Бакены» – это потомки Байбори. Калкаман был мужественным джигитом, батыром. Он провинился, влюбившись в свою младшую сестру Мамыр. Анет би приговорил его к смертной казне. По приказу бия, Калкаман проскакал перед джигитом, который прицеливался в него из лука. Калкаман был тяжело ранен, но выжил. Обидевшись на свой род, он ушел в горы Алатау. Калкаман нашел убежище в ауле рода уйсин, в Жетысу, где проживали его родственники по линии матери. Нынешнее село «Калкаман» вблизи города Алматы – это местность, где в настоящее время проживают потомки Калкамана. Анет баба – один из семи знаменитых биев, участвовавших в составлении свода законов «Жети жаргы» («Семь уставов»). Он принадлежит к роду Тобыкты. В юные годы закончил медресе Шариф в Бухаре вместе с уйсун Сарышуаш, в совершенстве знал шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов. Он был известен своей справедливостью и набожностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

По моей грубой оценке до, но там у китайца маркеров не так много, из-за чего погрешность расчета увеличивается.

Там он писал что таких три китайца из Ганьсу, один с полным сиквенсом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Zake сказал:

Там он писал что таких три китайца из Ганьсу, один с полным сиквенсом.

 

Не казахи ли кереи это? В Ганьсу их немало.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Zake сказал:

Там он писал что таких три китайца из Ганьсу, один с полным сиквенсом.

Там одни китайцы в ветке C-Y138372 Китайцы эти скорее всего дунгане/хуэй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Там одни китайцы в ветке C-Y138372 Китайцы эти скорее всего дунгане/хуэй.

Там совпаденцы с китайцем кереитом и тобықты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Zake сказал:

Там совпаденцы с китайцем кереитом и тобықты?

Не совпаденцы, но скорее всего они из того же "алтайского кластера" С2....., что и казахи.

Хотя больше похоже на то, что у этих китайцев вообще свой собственный кластер C-Y138418, отдаленный от казахского C-F12970.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Не совпаденцы, но скорее всего они из того же "алтайского кластера" С2....., что и казахи.

Хотя больше похоже на то, что у этих китайцев вообще свой собственный кластер, отдален от казахского.

Короче пока ничего не ясно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Короче пока ничего не ясно

Вот этот кластер (в котором большинство казахи) я отождествляю с "алтайским кластером": https://discover.familytreedna.com/y-dna/C-F12970/tree

Однако те китайцы находятся совсем в другом кластере C-F8472, который очень далек от казахского. Иными словами те китайцы совсем из другой оперы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Не казахи ли кереи это? В Ганьсу их немало. Целый автономный район Аксай.

В проекте FTDNA могли записаться китайцами.

 

Казахи Ганьсу и Цинхая.

1938 г.

92830707-1676924889137758-88292204184946

image.jpg

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В группу тюркских наречий Аргу входит и халаджский язык

Цитата

В собственном смысле слова аргу в исторических трудах (таких, как «Словарь тюркских наречий» Махмуда ал-Кашгари) используется для обозначения племен, проживавших в пределах Караханидского государства, тогда как для племен, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) примерно в 1050 г. с территории Казахстана и прилегающих, используется название калач (или его варианты), от которого происходит современное название халаджи.

В то же время Аль-Хорезми писал о том, что тюрки Каладж и Кангина были потомками могущественного племени Аль-Хайатила , правившего Тохаристаном. Кангина было одним из сакских племен, позже включенных в состав эфталитов. Подробнее у Ашина Шэни:

https://eurasica.ru/forums/topic/93-эфталиты/?do=findComment&comment=179424

Можно предположить, что тюркизированные Аргу также были потомками восточно-иранских племен (Тохаристана?), ранее включенных в состав Эфталитов aka Белых Гуннов.

Ассимиляция завоевателей тюрков-эфталитов в среде Тохаристана. Цитата из поста https://eurasica.ru/forums/topic/93-эфталиты/?do=findComment&comment=227333

Цитата

Ассимиляция эфталитов

Что эти китайские тексты, хотя и неточные, могут поддержать гипотезу выводимую из эфталитской ономастики в Тохаристане, в которой по крайней мере некоторые имена, например Акшунвар, один из наиболее ранних эфталитских царпй, были определенно иранскими, было осознано Хеннингом. Это не значит что они были иранцами с самого начала, как пытался доказать Еноки, но лишь что скорость ассимиляции для племени или клана не на вершине политической иерархии была быстрой после одного века в Бактрии. Китайские тексты не противоречивы и не лишены смысла - различные китайские дворы были в постоянном контакте с эфталитами в 6 веке - но они отражают тот факт что в самой эфталитской империи, старое этническое происхождение было запутанным или даже вовсе бессмысленным вопросом, в то время как с точки зрения лингвистики, эволюция уже началась когда эфталиты пришли к власти и продолжалась в течение периода фиксированного китайскими источниками.

[De la Vaissière, Étienne. Is there a "Nationality of the Hephtalites ? //M. Ghose, É. de la Vaissière (ed.), Hephtalites, Bulletin of the Asia institute, 17, 2007 - p.120-122]

О смене согдийских господ на Эфталитов в нач. 6 века. Цитата из https://eurasica.ru/forums/topic/93-эфталиты/?do=findComment&comment=249797

Цитата

КАК ПОБЕДЫ ЭФТАЛИТОВ (БЕЛЫХ ХУННОВ) ОБОГАТИЛИ СОГДИЙЦЕВ

Этьен де ла Вэссьер

В 509 году, эфталиты завоевали страну, где кидаритская династия, ослабленная поражениями в войне с Сасанидами и эфталитами, без сомнения погибла в 470х. Хотя источники не говорят об этом завоевании напрямую, взамен, начиная с 509 года, смена согдийских посольств при имперских дворах Китая эфталитскими является сильным свидетельством такового, так как в реальности речь идет о замене одних другими: ни одно эфталитское посольство не прибывало между 456 и 509, тогда как согдийские посольства той эпохи многочисленны; ситуация затем резко переворачивается с полным исчезновением согдийских посольств и неожиданным появлением посольств эфталитских. Это завоевание не прошло без последствий: в Пенджикенте, единственное место, по которому был изучен данный вопрос, городской вал и храм II частично разрушены, потом немедленно восстановлены, и казарма в три этажа добавляется к толщине внешней стены. Тюркское завоевание, имевшее место 50 лет позже, было таким же быстрым и едва ли нанесло ущерб. В целом, в течение века, предшествовавшего этому завоеванию, военные годы крайне редки в Согдиане по данным источников, действительно очень фрагментарных, которыми мы располагаем.

Эфталиты были баснословны богаты на момент их утверждения в Согдиане. В нескольких битвах они разбили сасанидских суверенов и в 484 году убили в сражении Пероза. Следующий шах Кавад I (484, 488-497, 499-531) был их протеже, и в результате нескольких побед они посадили его на трон Ирана. В течение десятилетий, по меньшей мере до правления Хосроя Ануширвана (531-579), Сасаниды платили колоссальную дань эфталитам. Однажды Перозу пришлось отлить столько серебряных монет, сколько могли унести тридцать мулов, и такие монеты тысячами даже в наши дни на афганских рынках. Эта огромная часть сасанидской монетной массы устремилась в то время в Среднюю Азию и Восточный Иран. Согдийцы извлекли выгоду из этого богатства. Апокалиптические сасанидские тексты упоминают согдийские войска среди разорителей Ирана (“Занд и Вахман Ясн” перечисляет следующих врагов Ирана: “Гунны (Хионы), Тюрки, Эфталиты (? искаженная форма), жители пустынь и гор, Китайцы, Кабульцы, Согдийцы, Византийцы, Гунны Красные, Гунны Черные”). Полное замещение согдийских посольств эфталитскими показывает, что согдийцы продолжили свою деятельность в направлении Китая, сменив господ. Расположенные в самом сердце эфталитской империи, они распространяли эти монеты по всей эфталитской империи, которая на момент своего апогея в 520 году контролировала по меньшей мере номинально всю Среднюю Азию от Мерва до Турфана и Гандхары. Именно тогда серебряные сасанидские монеты стали привычным способом оплаты по всей Средней Азии, вплоть до Ганьсуйского коридора включительно, на почти два века. В придачу к новому внутреннему рынку, которым они располагали, согдийские торговцы смогли найти в эфталитском серебре капитал, позволивший им умножить число их предприятий.
[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.116-118]

Всего лишь пол века спустя Согдиана и Тохаристан переходят в руки тюркского клана Ашина:

Цитата

В 561563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов[1][2][12]. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой.[2] После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.

------------------------------------------------------------------------------------

Согласно С.Г. Кляшторному, западнотюркские каганы из рода Ашина управляли Тохаристаном при Тон-ябгу кагане (618—630), передавшим власть своему сыну Тарду-шаду, ставка которого находилась в Кундузе. Наследниками Тарду-шада стала династия ябгу Тохаристана из дома Ашина. 

-----------------------------------------------------------------------------

С III—V вв. существовали тесные контакты между предками Ашина и согдийцами. Эти связи выявляются тем, что первым послом, прибывшим в 545 г. в ставку Бумына, китайский двор сделал Аньнопанто, согдийца из Ганьсу. В 630 г. упоминаются имена вождей согдийцев в каганате — самаркандец Кан Су-ми и бухарец Ань Ту-хань, который привёл с собой 5 тыс. согдийцев. Его отец Ань У-хуань, служил тюркским каганам и носил титул эльтебер. Число согдийцев оказалось тогда настолько значительным, что китайский историограф рассматривал их как одно из племён каганата[35].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отмечу сходство тамги тюркского клана Баян-Ашидэ (вероятно смесь кланов Ашидэ и Баянь) с тамгой казахских аргынов ∞ 

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

На мой взгляд, это наблюдение может еще раз (наряду с племенем Аргу) свидетельстовать о связи аргынов (и аргынской G1a) c ранними тюрками (Западного или Восточного?) Тюркского каганата и согдийцами. Или более конкретно: аргынская G1a и есть суть согдийская/тохарская ветка из среды древних тюрков.

Update: скорее всего просто совпадение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В статье "Ancient genomes reveal complex genetic history of an international metropolis at Kublai Khan's Upper Capital (Xanadu)" (2022) анализируются 9 скелетов из погребения Zhenzishan cemetery близ города Шанду/Xanadu периода династии Юань.

Среди 9 скелетов один имеет европеоидные/кавказоидные черты, по аутосомному геному ближе к современным северным кавкацам (кабардинцам) и узбекам, его Y гаплогруппа G1a1a/Z3175/BY1124.

Вот он в базе: https://www.theytree.com/sample/3b2736ca077dc8486876fca9f527f0ff.html

Существует ненулевая вероятность, что он предок или родственник аргынов или этого товарища из Монголии https://www.theytree.com/sample/316e08321b91071fb7933166e4f75c40.html

Цитата

 

У образцов с кладбища Чжэньзишань (Zhenzishan) определены Y-хромосомные гаплогруппы G1a1-Z3175 (образец ZZS26), I2a1b1a2a2a2b~-S23937, J2b2b~-CTS6812>Z42957*, L1a1b3c~-SK1433 (xY24982, xY28521, xY31217), O2a2b1a2a1a1b1b2b2a-CTS335, Q1a1a1a1~-Y551, R1a1a1b2a2~-Z2121, R1a1a1b2a2-Z2124>R1a1a1b2a2b1d1~>F1019, T1a1a-L208 и митохондриальные гаплогруппы F1a1, D4o2a, D5b1, B4a3, B5a2a1, H6a1a, T2d1, N9a1, Z4. Выявлены явные различия в происхождении по отцовской и материнской линиям. Материнские линии этих жителей были в основном восточноазиатскими с некоторыми западно-евразийскими чертами, в то время как отцовские линии были в основном западно-евразийскими с меньшим количеством восточноазиатских черт. Этот погребальный комплекс, вероятно, использовался для захоронения потомков местных жителей и людей, прибывших в Шанду из разных уголков Евразии. По всей видимости, по крайней мере часть людей из исследованного некрополя была потомками местных женщин и пришлых мужчин[2].


В 1275 году город посетил венецианец Марко Поло, со слов которого его название было записано на старофранцузском языке как Chandu, однако затем в европейской картографии более распространённым стал португалоязычный вариант Xandu[3][4]. Благодаря описанию Марко Поло город стал символом богатства и роскоши и был увековечен в европейской литературе в 1797 году в знаменитом стихотворении британского романтика С. Т. Кольриджа «Кубла Хан» под названием Xanadu (произносится За́наду, в русской передаче производных названий чаще используется транслитерация Ксанаду; в переводе К. Д. Бальмонта — «страна Ксана́д»).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...