атыгай Опубликовано 12 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2012 Народ вряд ли придумал такое. Уважаемый alp-bamsi! А Вам не кажется, что происхождение легенды об убийстве Даир ходжи каракыпчаком Кобланды - северо-казахстанское и может датироваться временем Абылай хана 17-18 веках? Дружественные племена: аргыны и кереи, в СКО даже найманы массово не живут, а ближайшие "враги" это кыпчаки из Торгая и Костаная? У Абулхаира было множество племен и кыпчаки были у него вроде не самые главные. Может я не внимательно смотрел, но кыпчаков не видел среди сподвижников Абулхаира, а Кобланды так вообще мифическая личность, уходящая корнями во времена войны с кызылбашами: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ ШАЙБАНИ-НАМЕ РАССКАЗ О ВЕЛИКИХ ЭМИРАХ И БАХАДУРАХ ХАЗРАТ ШАЙБАНИ-ХАНА 1 |1б| Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана. Их имена таковы: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й'акуб и Кара-Кирай [и] Шайх-Суфи-бек; из эля кушчи — 'Али-Хаджи 2 и Даулат-ходжа; из людей [племени] найман — Кара-'Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из людей [племени] уйгур — Ходжа-Лак-бахадур; из людей [племени] курлаут — Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Это общество [эмиров Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура. Другие [были] из людей ички — Имин-ходжа и Сафар-ходжа, и из людей дурман — Кирайли-Тирчак-бахадур. Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны. О другом обществе эмиров Хан-и Бузурга, которые пришли со [всех] сторон после завоевания стран. Из людей [племени] [97] кыйат — Бузунджар-бек, 'Али-бек конграт и Мухаммад-бек; из людей [племени] туман — Тангри-Берды-бек; из людей [племени] мангыт 3 Идику-бек и Кази-бек 4 — эти эмиры также проявили соблюдение верности и дважды завоевали трон Саин [-хана]. В их времена жители областей жили весьма благоустроенной, спокойной и свободной от забот жизнью. Другое общество из казаков, [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кырк-Беш-Бахрам-ходжа, Тункачук-и-Тулун-ходжа; из людей [племени] туман — Кылыч-бахадур, Йоджи-Кара и Даулат-ходжа; из людей [племени] уйгур — Йапагу и Бахти-ходжа; из людей [племени] дурман — Инка-ходжа, Йумадук, Дарвиш-бахадур, Шайх-Мухаммад, Караугай и 'Усман-бахадур ; из людей [племени] конграт — Инак-Йаглы-ходжа [и] его брат Урус-бахадур. Некоторые другие эмиры Великого Хана (хан-и бузургвар): Мурад-Суфи-бек, Хаджи-бек, Суфи-бек и Йапагу-бек; из людей [племени] хитай — Шадман-бек и Кирай-ходжа-бек; из людей [племени] найман — Абу Бакр-бек, 'Умар-бек, 'Усман-бек и 'Али-бек ; из людей [племени] танкут — Мурад-Суфи-оглан и Шайх-Суфи-оглан; из людей [племени] чинбай — Хусайн-оглан 5; из людей [племени] шункарлы — Иди-Суфи-оглан; из людей [племени] шадбаклы — [Балх]-оглан; из людей [племени] иджанлик — Бишкант-оглан и его брат Хизр-Шайх-оглан. Это общество эмиров и бахадуров стало причиной могущества хана... Создателем "легенды" мог быть мой предок Шал-акын или Биржан сал, письменно записать и распространить мог Чокан Чингизович Валиханов. То ест "легенду" следует рассматривать, как художественное произведение, в основе которого лежал реальный исторический факт, но налаженный на актуальный во времена Абылай хана факт создания Казахского ханства. Легенда носит "локальный" характер, так как "врагом" указаны кыпчаки, а не, например, дурмены или туманы, то есть тех племен которых нет в составе казахов. С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 12 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2012 http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Kuchistani/frametext1.htm МАСУД БЕН ОСМАНИ КУХИСТАНИ ИСТОРИЯ АБУЛХАИР-ХАНА ТАРИХИ АБУЛХАИР-ХАНИ ...Когда содержание их речей дошло до слуха августейшего [Абулхаир-хана] и [у него] укрепилось намерение падишахское, равнозначное судьбе и року, сопутствующему завоеваниям и победам, он приказал, чтобы эмиры славные и багадуры испытанные в боях, такие, как Омар-бий-буркут 31, Махмуд-бек-конрат, Баглы-ходжа-конрат, Урус-конрат, Суфи-бек-найман, Кара-Гусман-найман, Омар, Абубекр-найман, Кара-Гусман-найман, Тули-ходжа-кушчи, Даулет-ходжа-диван-кушчи, Кунгур-бай-кушчи, Хаким-шейх-багадур 32, Акча-урус, Сарык-Шиман-мангыт, Ходжа-багазур-барак 33, Ташбект-оглан-ииджан 34, Шейх-Мухаммед-багадур-уйсун, [90] Кылыч-бай-багадур-уйсун, Хызр-шейх-багадур-ииджан, украсив [своим присутствием] левое крыло войска, направились на битву и сражение. Султан сейидов, источник могущества и счастья, Кыл-Мухаммед-сеид, Кара-сеид, Якуб-дурман, Каракедей-дурман, Дулятак-бий-дурман, Аникей-ходжа-дурман, Кара-тирчик-дурман, Мумын-дервиш-багадур-тубай, Хусейн-оглан-чимбай, Даулет-суфи-оглан-каан-байли, Сабир-шейх-багадур-уйгур, Ядыгар-багадур-уйгур и другие витязи и славные воины, украсив и укрепив [своим присутствием] правое крыло, направили поводья решимости в намерении сразиться с Махмуд-ходжа-ханом, который был одним из выдающихся государей своего времени... ______________________________________________________________________________________________________________ Стою на асфальте в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я ................ Может я что-то нибудь из источников не дочитал? Гораздо правдоподобнее было бы сочинить легенду, что уйсуни обиделись на конырат с найманами и поехали в Чуйскую долину создавать Казахское ханство. Можно понять жырау, во времена Абылай хана "государственообразующими" племенами были аргыны-атыгаи и кереи. Необходимо было художественное произведение, подчеркивающее роль аргынов и кереев, в то же время объединяющее казахов. Но в современное время принимать художественное произведение за документальный очерк? С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 12 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2012 Гораздо правдоподобнее было бы сочинить легенду, что уйсуни обиделись на конырат с найманами и поехали в Чуйскую долину создавать Казахское ханство. Можно понять жырау, во времена Абылай хана "государственообразующими" племенами были аргыны-атыгаи и кереи. Необходимо было художественное произведение, подчеркивающее роль аргынов и кереев, в то же время объединяющее казахов. Но в современное время принимать художественное произведение за документальный очерк? С уважением, 1. Вот именно, разозлившись на роль коныратов и найманов в Абулхаировском ханстве и ушли аргыны. Впоследствии в казахском Среднем жузе видим что, аргыны были статусом выше, чем найманы, коныраты и кыпшаки. Может быть мы неправильно переводим "Орта жуз", может это не Средний а "Центральный" (!) Жуз. Ведь большинство крупных племен сосредоточены здесь. 2. Кереи не были "государственообразующим" племенем. Малочисленность кереев, уаков, таракты и еще семи племен (ставшими впоследствии союзом Жетыру) отмечен во времена Тауке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 12 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2012 1. Вот именно, разозлившись на роль коныратов и найманов в Абулхаировском ханстве и ушли аргыны. Впоследствии в казахском Среднем жузе видим что, аргыны были статусом выше, чем найманы, коныраты и кыпшаки. Может быть мы неправильно переводим "Орта жуз", может это не Средний а "Центральный" (!) Жуз. Ведь большинство крупных племен сосредоточены здесь. 2. Кереи не были "государственообразующим" племенем. Малочисленность кереев, уаков, таракты и еще семи племен (ставшими впоследствии союзом Жетыру) отмечен во времена Тауке. 1.В "эпосе" указано, что аргыны откочевали в ответ на убийство Даир ходжи кара кыпчаком Кобланды, не от найманов, коныратов или уйсуней. В это же время в середине 15 века аргыны вместе с Абу Саидом восстанавливали (или как завоевывали) Тимуридское государство. Среди батыров, эмиров Абулхаира нет не только Даир Ходжи, Акжола или Кобланды, но и вообще нет аргынов и кыпчаков (по крайней мере около 5-6 источников просмотрел, если ошибся буду рад признать ошибку). 2.Кереи были "государственнообразующим" племенем при Абылай хане, когда мальчик Сабаляк стал Абылмансуром - султаном атыгаев, которые жили и живут в перемешку с кереями-ашымайлы. Согласен с переводом Орта жуз, как Центральный жуз. С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 12 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2012 "Убийство" аргына Дайыркожи каракыпшаком Кобыланды было или не было (а скорее всего было) - но это всего лишь повод для личных амбиций и целей Керея и Жанибека или аргынов. Как в свое время Абылай-султан управлял аргынами-атыгаями, а Барак-султан найманами и коныратами, наверняка и у Керей-султана и Жанибек-султана были свои подвластные племена, а в данном случае это аргыны и кереи (последние может быть абак-уйсыны и ашамайлы, которые впоследствии объединились в союз -керей). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 "Убийство" аргына Дайыркожи каракыпшаком Кобыланды было или не было (а скорее всего было) - но это всего лишь повод для личных амбиций и целей Керея и Жанибека или аргынов. Как в свое время Абылай-султан управлял аргынами-атыгаями, а Барак-султан найманами и коныратами, наверняка и у Керей-султана и Жанибек-султана были свои подвластные племена, а в данном случае это аргыны и кереи (последние может быть абак-уйсыны и ашамайлы, которые впоследствии объединились в союз -керей). Уважаемый alp-bamsi! Покажите еще хоть один альтернативный документ и хотя бы косвенно подтверждающий легенду об откочёвке аргынов и кереев с Джанибеком и Гереем. По вопросу борьбы Абулхаира с "мятежными" султанами, кроме Джанибека, там было еще несколько султанов (кстати обратите внимание, как написано "Кирай" это не одно сочинение). Читая источники пришёл к выводу, что это не была война племён у каждого султана был отряд храбрецов, они и бились между собой. Племена же, как занимались своей хозяйственной деятельностью, так и занимались. То есть переселения аргынов в Чуйскую долину фактически не могло состоятся, да и не было в этом никакой необходимости. http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ ШАЙБАНИ-НАМЕ ...Из числа султанов, которые пришли, повязав на талию пояс старания 11 с умыслом [овладеть] вилайетом Шайх-Хайдар-хана, был Саййидак-Айбак-хан, сын Хаджи-Мухаммад-хана, и был Джанибек-хак, сын Барак-хана, и был Буреке-султан, сын Кирай-'Араба; и из мангытских эмиров — 'Аббас-бек, Муса-бек и Йамгурчи-бек 12. Эти люди, многократно приводя в порядок оружие войны, с большим войском приходили против Шайх-Хайдар-хана и каждый раз [в ходе] великих битв погибало с обеих сторон много людей. Однако они ни разу не могли победить и каждый раз уходили обратно побежденными и разбитыми... С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Интересно, что казахские шежире начинаются не с Жанибека и Керея, а с Абулхаира. Это и понятно, большинство казахов были на стороне Абулхаира, и только после его смерти откочевали к двум султанам. Видимо из "мятежников" наиболее хорошим вариантом были Жанибек и Керей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Интересно, уважаемый alp-bamsi! Искал про кыпчаков, находящихся на службе у шейбанидов. Помогите разобраться. Если я правильно понял Конуш-кыпчак был эмиром Ахмад-хана сына Юнус хана правителя Моголистана. То есть кыпчаки были на службе у врагов шейбанидов: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ ШАЙБАНИ-НАМЕ РАССКАЗ О /5а/ ПОХОДЕ ХАЗРАТ [МУХАММАД ШАЙБАНИ-ХАНА], НАМЕСТНИКА ВСЕМИЛОСТИВОГО, С ТВЕРДЫМ НАМЕРЕНИЕМ СРАЗИТЬСЯ С АХМАД-ХАНОМ И О СРАЖЕНИИ, [СЛУЧИВШЕМСЯ] ПО ПУТИ [К НЕМУ], С КОНУШ-КЫПЧАКОМ ...В этом набеге молодцы отправлялись во все стороны конными отрядами для грабежа. Однажды ночью, [когда] в августейшей ставке оставалось только сорок человек, [им] повстречался один из эмиров Ахмад-хана по имени Конуш-Кыпчак с тысячью вооруженных людей. Когда хазрат, наместник всемилостивого, еще издали получил известие [об их приближении], он напал с сорока людьми на то войско и сражался с самого вечера до [наступления] дня с той тысячью людей и несколько раз обращал в бегство ту группу, [но они], снова, собравшись, вступали в бой. В конце концов они потерпели поражение и ушли... Аргыны же, напротив, к шейбанидам были лояльны (там же): ...…Когда он прибыл в окрестности Хорезма — а в то время тот вилайет находился во владении Султан Хусайн-мирзы и даругой того вилайета был Эмир 'Абд ал-Халик ибн Ахмад ибн Фируз-шах, — он [этот последний] получил известие [о прибытии хана] и тотчас же преподнес дары и подношения. В Кара-Куле Эмир [108] Султан Хусайн аргун также встретил его таким же образом... С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Интересно, что казахские шежире начинаются не с Жанибека и Керея, а с Абулхаира. Это и понятно, большинство казахов были на стороне Абулхаира, и только после его смерти откочевали к двум султанам. Видимо из "мятежников" наиболее хорошим вариантом были Жанибек и Керей. Какие шежире. Шежире рода торе начинается с Джаидика и Усека, имя Джанибенка к этому времени подзабыли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Интересно, уважаемый alp-bamsi! Искал про кыпчаков, находящихся на службе у шейбанидов. Помогите разобраться. Если я правильно понял Конуш-кыпчак был эмиром Ахмад-хана сына Юнус хана правителя Моголистана. То есть кыпчаки были на службе у врагов шейбанидов: Он был эмиром ахмада, сына Кучук Мухаммеда из Большой орды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 По моему мнению Джанибек и Кирей оказались в Моголистане около 1429 года после смерти их отцов Барака и Пулада в битве с мангытскими эмирами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Кстати предок атыгаев Даут по многим пренданиям жил в Бухаре, а потом его дети и внуки перекочевали на север Казахстана. С Кучумом могли в Сибирское ханство, но нет источников, а то вот уважаемый Берік всё удивлялся северо-казахстанскому диалектизму "рахмат", сходному со среднеазиатским, вместо общеказахского "рахмет". "Большая орда" - это что Астраханское ханство? Согласен: ссора аргынов с кыпчаков и мангытскими эмирами более правдоподобна! То есть кыпчаки - подданные не шейбанидов, а потомков Едиге. Так же более правдоподобна откочевка аргынов на Мангышлак, а затем к Абу Саиду правнуку Тимура, а не Абу Саиду - Джанибеку. С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 С Кучумом могли в Сибирское ханство, но нет источников, а то вот уважаемый Берік всё удивлялся северо-казахстанскому диалектизму "рахмат", сходному со среднеазиатским, вместо общеказахского "рахмет". "Большая орда" - это что Астраханское ханство? Согласен: ссора аргынов с кыпчаков и мангытскими эмирами более правдоподобна! То есть кыпчаки - подданные не шейбанидов, а потомков Едиге. Так же более правдоподобна откочевка аргынов на Мангышлак, а затем к Абу Саиду правнуку Тимура, а не Абу Саиду - Джанибеку. С уважением, Большая Орда предшественник Астраханского ханства. Из потомков Едиге там был Тимур сын Мансура, а остальные были при Ваккасе, сыне нуреддина. Мне кажется была ссора кипчаков и аргынов но Абулхаир там рядом не стол. Откочевки к абу Сеиду не было, наоборот сам он пришел к ним и потом они вместе с ним пошли в Среднюю азию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 С Кучумом могли в Сибирское ханство, но нет источников, Есть два косвенных свидетельства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Согласен: Мне кажется была ссора кипчаков и аргынов но Абулхаир там рядом не стол.Откочевки к абу Сеиду не было, наоборот сам он пришел к ним и потом они вместе с ним пошли в Среднюю азию. Есть два косвенных свидетельства. и какие же? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Имена из шежире, которые пересекаются с именами сподвижников Кучума. Один из них Бабасан из атыгаев, как известно среди сибирских татар был Бабасан-мурза и Бабасанская волость. Жду результатов других бабасанов вполне возможно по ДНК что-то интересное выплывет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Имена из шежире, которые пересекаются с именами сподвижников Кучума. Один из них Бабасан из атыгаев, как известно среди сибирских татар был Бабасан-мурза и Бабасанская волость. Жду результатов других бабасанов вполне возможно по ДНК что-то интересное выплывет. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_4/text19.phtml?id=10298 ...Озеро Бабасанское, или Байкальское, по-татарски Bobasan-bueren, на восточной стороне р. Тобола, в 7 верстах от деревни Куманок. Простирается в длину вдоль р. Тобола на 10 верст, с шириной примерно в 50 саженей, в виде полумесяца, острия которого обращены к Тоболу. Из нижнего конца озера имеется исток в Тобол, верхний конец находится по соседству с вскоре последующей ниже татарской деревней Пехтеровы юрты. Бабасанские юрты, по-татарски Bobasan-tamak-aul, на устье истока из предыдущего озера в р. Тоболс. Имеет 8 дворов. Еще на озере Bobasan имеются следующие деревни: дер. Куприна, в 2 верстах от устья; дер. Байкалова, в 4 верстах от предыдущей; Байкальские юрты, по-татарски Artka-aul, в 3 верстах от предыдущей. Все на восточной стороне озера. Дер. Шестакова, на восточном берегу /л. 6/ р. Тобола, в 9 верстах от Бабасанских юрт. Имеет 10 дворов. Здесь вновь имеется почтовая станция, в 39 верстах от предыдущей в деревне Дехтеревой... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Какие шежире. Шежире рода торе начинается с Джаидика и Усека, имя Джанибенка к этому времени подзабыли. Я имел ввиду общеказахское шежире, которое начинается с Абулхаира. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 Я имел ввиду общеказахское шежире, которое начинается с Абулхаира. А кто автор этого шежире? Где издано? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 13 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2012 http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext8.htm ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР БАБУР-НАМЕ …Узнав об этом, я приказал приближенным и йигитам, во главе с Гада-и Тагаем, Пайанда Мухаммед Капланом, /239а/ Абу-л-Хасан Курчи и Мумин Атка, скакать во весь опор и сам тоже помчался за ними. Мумин Атка раньше всех ударил одного афганца копьем, отрезал ему голову и принес ее мне. Абу-л-Хасан Курчи, без доспехов, тоже храбро поскакал вперед, встал перед афганцами и, устремив на них своего коня, ударил одного афганца саблей, свалил его, отрезал ему голову и принес ее. Сам он получил три раны, а его конь — одну. [242]… http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Allami/Tom_I/frametext19.htm АБУ-Л-ФАЗЛ АЛЛАМИ->АКБАР-НАМЕ …На левом крыле находились Сайид Махди Ходжа, Мухаммад Султан мирза, Адил султан, сын Махди султана, Абд-ал-азиз Мирахур, Мухаммад Али Джанг-Джанг, Кутлук Кадам Караул, Шах Хусейн Барги [Яраги], Джанбек Атка. А из индийских вельмож там были Джалал-хан и Камал-хан, сыновья Султан Ала-ад-дина, Али-хан Шейхзада Фармули, Низам-хан из Бианы и многие другие храбрые воины, несшие службу с безупречной преданностью. А в качестве флангового отряда в правом крыле находились Тарди Икка [Тардика], Малик [Мулк] Касим, брат Баба Кашки, и многие моголы. Мумин Атка и Рустам Туркмен [167] [Туркоман] со многими личными телохранителями правителя были определены в левое крыло… Аргуны Зун-н-Нуна имели ли родовоые подразделения? В качестве гипотезы посмотрел Бабур-наме и Акбар-наме: есть такие личности "Мумин Атка" похоже на "Момын Атгай", есть Джанбек Атка, а "Караул" однозначно читается Кутлук Кадам Караул Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2012 И я того же мнения. 1. Несмотря на возражения уважаемых Асана Кайгы и Дарк_Амбиента, что в политической жизни Сибири кереи не принимали участия и что основными фигурантами в ней были неведомые буркуты-баргуты, сибирские летописи и труды Г.Ф.Миллера никуда не выкинешь; 2. Кереи кроме всего прочего именуются в Среднем жузе "кірме" - пришлыми или вошедшими в жуз позже остальных. Этот период я отношу к завоеванию Сибири русскими и оттком основной массы кереев из Сибири к территории Среднего жуза; 3. Я уже приводил цитату из поэмы Кожабергена жырау о том же; 4. Нынешнее расселение ашамайлы кереев свидетельствует о том же. Прим: здесь под кереями имеются в виду исключительно ашамайлы или северные кереи. Пусть и небольшая, но добавка: 5. Сибирские кереи согласно устным казахским преданиям славились искусными мастерами по дереву. По этому поводу существует поговорка: «Керейде ұл туса, ағаштың күні туады» (букв: если у кереев родится сын, дерево солнцем засияет). В частности роды ветви Ашамайлы славились лучшими домостроителями и плотниками. Отсюда, видимо, одним из уранов кереев было «Үйшібай» (от «үй» - дом, жилище, постройка). Это объясняется наверно географическими и климатическими условиями их расселения - Юго-Западная Сибирь и Северо-Восточный Казахстан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2012 По сабжу: Слыша наряду со списком казахских родоплемен о торе (чингизидах) ошибочно рождается представление о их компактном проживании сродни обычным родоплеменам. Но это вовсе не так. Казахские торе не были обособленной группой, а относились к разным родоплеменам по местам своего расселения. Так и назывались казахами: «Керей төресі» (торе керейские), «Арғынның төресі» (аргынские), найманские и т.д. По этому поводу приведу цитату из М.Ж.Копеева, который упоминает старую традицию чурчутского (джунгарского) Ежен хана: «Керей төресіне күңлік, найман төресіне уәзипалық, Арғын төресіне хандық берілген» – Шүршіт ханы Еженнің ескі жорасы. Арғында хандық алған екі төре: бірі – Абылай, бірі – Бөкей». Перевожу: «Керейские торе-чингизиды имеют пленных женщин, найманские - долги и обязательства, аргынскип - ханство» [М.Ж.Көпеев. Сочинения. На каз. языке. Т.10, С.102] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 15 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2012 Может кого-нибудь заинтересует сей факт.В Иркутской области есть географические наименования с названиями Керей, Карлук и Аргун. Предполагаю. что именно сюда на восток Сибирского ханства могли отойти войско Кучума или его верных сторонников после захвата столицы ханства казаками. Так как коктейл из кереев, аргынов и карлуков мог образоваться толлько в Сибирском ханстве. Выше писал про село "Карлуга" под Петропавловском СевКазовским. поселок Кирей (аул №1) Россия, Омская область, Называевский район поселок Кирей Россия, Иркутская область река Кирей Россия, Иркутская область река Кирей Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район река Левый Малый Кирей Россия, Иркутская область река Малый Кирей Россия, Иркутская область река Правый Малый Кирей Россия, Иркутская область река Большой Кирей Россия, Иркутская область река Левый Большой Кирей Россия, Иркутская область река Правый Большой Кирей Россия, Иркутская область река Средний Большой Кирей Россия, Иркутская область поселок Карлук Россия, Иркутская область, Качугский район поселок Большой Карлук Россия, Иркутская область, Заларинский район поселок Аргун Россия, Иркутская область, Качугский район Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2012 Вот еще связанные с Керей: река Керей – приток реки Ия в Иркутской области России (одна из отмеченных ув. Атыгаем?) горная вершина Кингерей – в Центральном Казахстане, возле гор Улытау река Керей – на юге Акмолинской области Казахстана, близ гор Арганаты озеро Керей – также в Акмолинской области, в неё впадает р.Керей н.п.Керей в Кургальджинском районе Акмолинской области н.п.Керей в Аксуском районе Павлодарской области н.п.Керей в Алтайском крае России н.п.Керейт в Тулькубасском районе Южно-Казахстанской области каньон Чон-Керей на юго-западном Тянь-Шане река Чон-Керей на юго-западном Тянь-Шане река Восточный Керей на юго-западном Тянь-Шане перевал Керей (высота 3540 м.) на юго-западном Тянь-Шане перевал Киги-Керей (высота 3860 м.) на юго-западном Тянь-Шане Связанные с нашим родом Аксары: н.п. Аксары в бывшем Ленинградском (ныне Акжарском) районе Кокшетауской (ныне Северо-Казахстанской) области н.п.Аксары в Куюргазинском районе Тюменской области Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 15 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2012 Останемся при своём мнении, уважаемый Асан Кайгы. Вот ещё тёзка основателя казахского ханства Джанибека Абу Саида (Бу Саида), правда жившего за 500 (?) лет до него и тоже "мятежника": http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Siaset_name/frametext5.htm НИЗАМ АЛ-МУЛЬК КНИГА О ПРАВЛЕНИИ ...Восстание Бу-Саида Джаннаби и сына его Бу-тахира в Бахрейне и Лахса... Самой интересное, что они не только сами были тёзками, тезками были и их сыновья, обоих звали Касим: ...У Абу-Саида было четыре сына: Абу-л-Касим Сайд, Абу-л-Аббас Фазл, Абу-Якуб Исхак, Абу-Тахир Сулейман...(там же). Разница в том, что бахрейнский Абу Саид Джанаби назвал сына Тахиром, а казахский Абу Саид Джанибек назвал Тахиром внука. Соответственно бахрейнский Тахир был братишкой бахрейнского Касима, а казахский Тахир племянником казахского Касима. Скорей всего это поздняя вставка в литературное сочинение Низам ал-Мулка и сделано уже после событий в Узбекском улусе. Тот кто "усовершенствовал" коллективное литературное сочинении отнес слышанное им сообшение о мятежнике (мятежниках) Абу Саиде В Маверанахре и Дешт-и-Кыпчаке, но перенёс события на остров карматов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться