Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

Насчет кереев и Сибирского ханства, тут нет никаких источников, только записанные легенды про Онсом, которого отождествляют с Ван-ханом.

Происхождение династии я думаю тут все ясно. если есть вопросы могу ответить по этому вопросу.

аргынов западными племенами не назовешь кочевники не имели четкой локализации постоянной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд описание образования Казахского ханства, его наименование, происхождение правящей династии, племенной состав, образование жузов, как раз характеризуется недостатком источников.

Например, если сомневаюсь в отсутствии "руководящей" роли аргынов в образовании Казахского ханства, то в участии кереев вообще сомневаюсь. Племя керей считаю основой Сибирского ханства, то есть если аргыны - западные племена Золотой Орды, то кереи - северные, западно-сибирские. Приплюсовали племя "керей" к образованию Казахского ханства скорей всего из-за упоминания хана Керея.

Если аргыны и кереи - первооснователи Казахского ханства, то почему они в Среднем (а не Старшем жузе) жузе? Почему султаны (или султан) Джанибек и Керей бежали не на исконные земли аргынов и кереев (район Астрахани или Западную Сибирь)? Как маленькое место могло прокормить целые 2 племени? Как можно убежать со скотом? Чем кормить и поить скот 2 племен в местечке Козы-Баши Чуйской долины?

Предполагаю, что султаны Джанибек и Керей бежали только со сподвижниками (а не конкретно с каким-то племенем)в Моголистан к племенам старшего жуза: дулатам, уйсуням и жалаирам - они же и составили первыми ханство Джанибека и Керея. Аргыны в это время в Маверанахре восстанавливали с Абу Саидом тимуридскую империю, а кереи принимали участие в политической жизни Сибирского ханства. Аргыны присоединились к Казахскому ханству чуть позже, возможно, когда шейбаниды пришли в Маверанахр, освободив Деш-и-Кыпчак для потомков Джанибека и Керея. Часть аргынов от шейбанидов ушла в Афганистан (аргыны Зун-н-Нун Аргуна), а другая часть в Деш-и-Кыпчак (может быть к Касим-хану), поэтому аргыны и попали в Средний жуз. Кереи же с уаками вошли в Казахское ханство после смут и распада Сибирского ханства.

1. У Керея и Жанибека наверняка были свои подданные. Несколько племен как ашамайлы и др. были подданными Керея, поэтому эти племена получили название - керей. А аргыны подданные Жанибека.ИМХО.

2. Племена Старшего жуза (кроме дулатов и части канглы) наоборот были в Абулхаировской Орде. После смерти Абулхаира большинство его подданных стали "казахами". В шежыре старшего жуза мы видим таких племен как мын, жуз, кырык. Наверняка они и уйсыны (точнее сарыуйсыны, албаны и суаны), сиргели, канглы и жалайыры составляли Старший Жуз. Ш. Уалиханов свидетельствует и о наличии кереитов в Старшем Жузе. Правда они потом ушли к узбекам. Наверно с ними и ушли кырык, мын, жуз. (Кереиты впоследствии вернулись, но не в Старший, а Младший жуз). Позднее к албанам и суанам присоединились дулаты, к сырдарьинским канглы присоединились жетысуские (моголистанские) канглы. К уйсынам присоединились еще ысты, ошакты, шапырашты. И после катаганской войны к канглы добавились еще шанышкылы. Кереи (и уаки) какое-то время наверно находились в Старшем жузе, потому-что предания их и уаков считает "кирме" Среднему Жузу. В составе уаков мы можем увидеть род - сиргели, наверняка это старшежузовские сиргели, которых прихватили с собой при переходе из старшего в средний.

Считаю, у истока казахского ханства стояли уйсыны и аргыны. Поэтому уйсыны стали основой Старшего жуза, а аргыны среднего. (Позднее появились не менее крупные канглы, дулаты и найманы, но старшими в своих жузах остались "первые казахи"). Уйсыны делится на абак и тарак. Кереи делятся на абак и ашамайлы. Абак безусловно уйсыны. Имя Керей-хана стало для уйсынов и ашамайлы объединяющим названием. И появилось тезка кереитов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется гадать какие рода были не серьезно. Возможно отрывок из Кадырали Жалаири сможет пролить свет на рода в ту эпоху.

ЕМНИП самыми большими там названы катаганы и алшины

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется гадать какие рода были не серьезно. Возможно отрывок из Кадырали Жалаири сможет пролить свет на рода в ту эпоху.

ЕМНИП самыми большими там названы катаганы и алшины

Это ж в 1600 году. Потом была у казахов междуусобица, и катаганы ушли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это ж в 1600 году. Потом была у казахов междуусобица, и катаганы ушли.

Да, но до этого они играли видимо большую роль. Не помню сколько им санов насчитывал Кадыргали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут у вас фантазии, мы точно знаем какие источники взяты были за основу при написании ТГНН, если и есть там фантастика науч-поп то это про времена Чингиз-хана, а вот по временам рождения самого Мухаммеда Шейбани там почти все аутентично.

Верно, всё-что я написал это фантазии. Не фантазии это то, что аргыны с Абу Саидом восстанавливали Тимуридскую империю (есть множество имён, упомянуты в нескольких независимых истчниках).

Фантазии, в том числе это и откочевка аргынов и кереев с султанами Джанибеком и Кереем, ни в одном письменном источнике этого нет. :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Верно, всё-что я написал это фантазии. Не фантазии это то, что аргыны с Абу Саидом восстанавливали Тимуридскую империю (есть множество имён, упомянуты в нескольких независимых истчниках).

Фантазии, в том числе это и откочевка аргынов и кереев с султанами Джанибеком и Кереем, ни в одном письменном источнике этого нет. :o

Не восставнавливали имеприю а помогли Абу Сеиду завоевать ее, с ними вместе также были войска Абулхаир-хана.

про Джанибека и Кирея сказано у Хайдара Дулати, но там не было упомянуто про кереев и аргынов ни слова. Позже уже в конце 19 века Шакарим записал легенду о убийстве Акжола.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фантазии, в том числе это и откочевка аргынов и кереев с султанами Джанибеком и Кереем, ни в одном письменном источнике этого нет. :o

"Жел турмаса шоптин басы кимылдамайды"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не восставнавливали имеприю а помогли Абу Сеиду завоевать ее, с ними вместе также были войска Абулхаир-хана.

про Джанибека и Кирея сказано у Хайдара Дулати, но там не было упомянуто про кереев и аргынов ни слова. Позже уже в конце 19 века Шакарим записал легенду о убийстве Акжола.

Поэтому предполагаю, что скорей всего 2 разных события (произошедших в одно время с двумя разными предводителями с одним именем Абу Саид)слились в одной легенде: откочевка аргынов с тимуридом Абу Саидом в Мавераханхр и образование Казахского ханства Джанибеком (Абу Саидом?) и (?) Керея в Моголистане.

П.С. Уважаемый Асан Кайгы! Как аргыну мне льстило, что Казахское ханство было образовано аргынами. Но из-за этой всеми признанной в Казахстане легенды было заслонено другое большое событие документально зафиксированное событие: участие аргынов в политической жизни Маверанахра и образование аргынами собственного государства в Северном Пакистане и Западной Индии.

Вы сами прекрасно знаете, что не только казахская история строится на легитимизированных легендах, вся мировая история, а в особенности безписьменных кочевых евразийских племен, строится на мифах и легендах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не сливались они.

ИМХО: Джанибек и Кирей оказались в Моголистане в 1429 году, после смерти их отцов Барака и Пулада в битве с потомками едиге. причем Керей там был старшим ханом, а Джанибек ему подчинялся и потом подчинялся Бурундуку.

убийство Акжола с этим событием вряд ли связано было.

Абу Сеид же тимурид вообще получил поддержку от Султан-Баязида и его аргынов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1469-1470 годах на 1 год Моголистан оказался под властью аргына Шайх-Джамал Хара.

_________________________________________________________________________

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm

МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР

ТА'РИХ-И РАШИДИ

...Короче говоря, этот Шайх-Джамал Хар был одним из эмиров Султан Абу-Са'ид-мирзы, а в Ташкенте он был хакимом. Он признавал себя зависимым от Мирза Султан-Ахмада и Самарканда, однако в надлежащей мере не повиновался ему. [Йунус-]хан пришел на территорию Ташкента.

Между ханом и вышеупомянутыми мирзами установились родственные отношения, [основанные] на доверии и повиновении. В отношении друг друга у них не было никаких сомнений и нерешительности. [Поэтому] без всяких колебаний [Йунус-]хан [200] пришел в Ташкент. Однако могулы, что были на службе у хана, тайно отправили человека к Шайх-Джамал Хару [с посланием], содержащим в себе [предложение] о противодействии хану. После многочисленных убеждений он [т. е. Шайх-Джамал Хар] отправился к [Йунус-]хану, как бы заявляя этим: «Я слуга хана». Но как только Шайх-Джамал Хар приблизился к [Йунус-] хану, люди, которые были подле хана, поспешили к нему навстречу. Хан остался один. Каждый, у кого он ни спрашивал, куда придут эти люди, отвечал ему, что они придут встречать Шайх-Джамала. Шайх-Джамал Хар приблизился к ханским литаврам (наккара) и знамени (туг) и остался сидеть верхом на коне. Около хана /52б/ не было ни одного человека. [Шайх-Джамал] послал человека взять хана. Его же, хана, слуги схватили его. Вот так легко взял [Йунус-] хана Шайх-Джамал. Он посадил его в тюрьму, где тот пробыл один год. Весь могульский улус подчинился Шайх-Джамалу.

...Спустя один год со времени заключения [Йунус-]хана в тюрьму Эмир Абд ал-Куддус, племянник Эмира Карим-Берды доглата, вместе с группой своих людей напал на Шайх-Джамал Хара и убил его. Голову его он принес к [Йунус-]хану /80/ и освободил его из тюрьмы. Все могульские эмиры, которые прежде ушли к Шайх-Джамалу, теперь вернулись к хану и заявили ему: «Причина нашего враждебного отношения к хану заключается в том, что хан старается [поселить] нас в городе и вилайете 67...

___________________________________________________________________________________________________________________

65. Шайх-Джамал Хар. — В Т ***, ниже ***. В Л *** пропущено. По «Бабур-наме», Шайх ад-Дин Джамал Хар происходил из рода аргун («Бабур-наме», стр. 29-30).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто не сталкивался читая источники были ли среди мамлюков Египта аргуны?

Наместник мамлюков, правитель Дамаска был Аргун аль-Камиль.

С его именем связаны: в Иерусалиме:

http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel13.htm

5. Железные ворота. По-арабски – Баб аль-Хадид (на иврите Шаар а-Барзель). Восстановлены эмиром Аргуном аль-Камили, правителем Дамаска (1354-1357) и называются иногда его именем (см. фото). Слева от ворот, над могилой короля Хусейна, находится медресе аль-Аргуния, построенное эмиром в 1357 году и также названное его именем. Некие “Железные ворота” упоминаются также в Деяниях апостолов (12:10), через них прошли Петр с ангелом и эти ворота отворились перед ними сами собой, но там речь, по-видимому, шла не о Храмовой горе, а об обычной городской стене.

в Халебе:

http://www.islam.ru/content/kultura/2148

В отличие от него, знаменитый бимаристан Аргун аль-Камили, построенный внутри стен старого Халеба близ ворот Киннесриин в 1354 году наместником Мамлюков и носящий имя этого правителя, функционировал около 600 лет. Причину долголетия здания видят в использовании простой, но остроумной конструкции из горизонтальных поясов – деревянных балок, положенных на колонны, несущие арки.

Аргун аль-Камили считается одним из наиболее значительных госпиталей средневекового исламского мира. Оставаясь в рамках сложившейся традиции, он, однако, отличается большими размерами и необычной ассиметричной планировкой, удачно решающей проблему соединения в одном здании психиатрической лечебницы, клиники для бедных, благотворительной аптеки и медицинского института.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/91-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D0%B8/page__st__40

Значительный вклад в развитие культурных связей между Волгой и Нилом внесли мамлюки, занимавшие военные или гражданские посты в Египте и в то же время бывшие улемами, как, например, Аргун-наиб. Занявшись изучением фикха, он даже заслужил право издавать фетвы. Аргун в тонкостях знал школу Абу Хани-фы81. Халиль ибн Киклади аль-Алаи (умер в 761 г. х.-1359/60 г.) также сперва носил солдатскую форму, потом одеяние факиха. О нем слыла молва как о крупном знатоке фикха, грамматики и основ мусульманского права; его называли "хранителем Востока и Запада"82.

Постоянную связь между своей страной и Египтом, который в то время был центром культурной жизни на Ближнем Востоке, поддерживали также свободные татарские торговцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это уже имена личные как аргун-ака ойрат и т.д.

племенная атрибуция обычно шла после имени личного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это уже имена личные как аргун-ака ойрат и т.д.

племенная атрибуция обычно шла после имени личного.

А Арслан Аргун — сын Алп-Арслана, брат султана Мелик-шаха, который еще и сульджук и огуз?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж!

Как я понял Вы занимаетесь сбором этнографического материала по ВКО. Не могли ли прояснить вопрос название села и озера Атыгай возле Павлодара, атыгая вроде там не живут? Может Вы в курсе и в названии перевал Атыгай возде Усть-Каменогорска?

С уважением,

Уважаемый Атыгай, у меня к сожалению иная профессия. Горькосоленое озеро Атығай действительно есть прямо под самим Екибастузом, но его, как и многие другие отравили шлаками, отвалами и прочей химией ГРЭСов и угольных разрезов.

От озера происходит и название небольшой ж/д станции неподалеку.

Откуда происходит название название мне к сожалению неизвестно. Атығаи здесь в обозримом прошлом кажется не проживали.

Хотел перепроверить с дружелюбно предоставленной мне ув. Дауреном уникальной картой Алтыбаевской волости 1890 года, но к сожалению карта в своей западной части оканчивается близлежащим озером Құдайкөл. Но судя по другим озерам этой местности (Қарасор, Қалқаман, Құдайкөл и др.) озеро Атығай носило свое название и тогда.

У меня версия, что при разделе кочевий после ухода джунгар в какой-то период там обосновалась какая-то часть атығаев (около середины 18 века)), но затем долго не задерживаясь ушла. Почему - вероятно из-за стычек с другими родами из-за кочевий, куда - вероятно к своим родственникам (в Кокшетауские степи?).

Т.к. аналогична история с моим родом. Старики раньше рассказывали, что приблизительно в те же времена наш род (его часть) пришла сюда, в березовый край на границе Омской и Новосибирской областей (Железинский район) из Бескарагая (Семей) и отвоевала здесь пастбища у кочевавших здесь до них кыпшаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а кереи принимали участие в политической жизни Сибирского ханства.

Кереи же с уаками вошли в Казахское ханство после смут и распада Сибирского ханства.

И я того же мнения.

1. Несмотря на возражения уважаемых Асана Кайгы и Дарк_Амбиента, что в политической жизни Сибири кереи не принимали участия и что основными фигурантами в ней были неведомые буркуты-баргуты, сибирские летописи и труды Г.Ф.Миллера никуда не выкинешь;

2. Кереи кроме всего прочего именуются в Среднем жузе "кірме" - пришлыми или вошедшими в жуз позже остальных. Этот период я отношу к завоеванию Сибири русскими и оттком основной массы кереев из Сибири к территории Среднего жуза;

3. Я уже приводил цитату из поэмы Кожабергена жырау о том же;

4. Нынешнее расселение ашамайлы кереев свидетельствует о том же.

Прим: здесь под кереями имеются в виду исключительно ашамайлы или северные кереи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Керея и Жанибека наверняка были свои подданные. Несколько племен как ашамайлы и др. были подданными Керея, поэтому эти племена получили название - керей. А аргыны подданные Жанибека.ИМХО.

Аха, а подданные Жанибека, аргыны, получили название Жанибек. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это уже имена личные как аргун-ака ойрат и т.д.

племенная атрибуция обычно шла после имени личного.

у казахов наоборот:

Қарақыпшак Қобыланды

Қанжығалы Бөгенбай

Қаракерей Қабанбай

Шақшақ Жәнібек

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереи кроме всего прочего именуются в Среднем жузе "кірме" - пришлыми или вошедшими в жуз позже остальных. Этот период я отношу к завоеванию Сибири русскими и оттком основной массы кереев из Сибири к территории Среднего жуза;

Кереи и уаки от Старшего Жуза.ИМХО

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аха, а подданные Жанибека, аргыны, получили название Жанибек. :)

У Жанибека были только аргыны, а у Керея ашамайлы, сарыуйсыны (абак). Нужен был общее название союза.ИМХО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Жанибека были только аргыны, а у Керея ашамайлы, сарыуйсыны (абак). Нужен был общее название союза.ИМХО

Уважаемый alp-bamsi!

Фантастично. Отсутствуют всякие письменные упоминания о племенах откочевавших с Джанибеком и Кереем.

Читал названия сёл и улиц в Омской и Тюменской областях, связанных с племенем керей и его родами.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В конце 20 века, когда еще не было Интернета, читал, что хаким Ташкента аргын Шайх-Джамал Хар построил в Туркестане рядом с мавзолеем Кожа Ахмет Яссауи башню Рабия хатун усыпальницу дочери Абу Сеида, которую еще называли Каракоз бегим. В связи с этом шейхи Туркестана дали право аргынам быть похороненными возле мавзолея Яссауи.

Где читал - забыл, вчера попробовал найти в интернете подтверждение и не смог. Может кто-то встречал?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый alp-bamsi!

Фантастично. Отсутствуют всякие письменные упоминания о племенах откочевавших с Джанибеком и Кереем.

Читал названия сёл и улиц в Омской и Тюменской областях, связанных с племенем керей и его родами.

С уважением,

Народ вряд ли придумал такое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...