Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

12 минут назад, Samatq сказал:

Те же. Средн. кыргызы были в составе токуз огузов? Где располгалася коренной юрт токуз огузов?

ЧХ перемешал все роды. Некоторая малая часть как указывается во всех санжыра воссоздали старый известный бренд.  

Ну как те же?

Географ. ориентиры тех кыргызов следующие: Селенга, Ангара-мурен, Баргуджин-токум, Кем, Кем-Кемджиут (вернее Кум-Кибчак), Шишкит и т.д.

Моя локализация несколько отличается от общепринятой https://forum-eurasica.ru/topic/6424-этимология-кем-кемджиут-усы-ханьхэна-солонкай-и-прочих-владений-и-топонимов-связанных-со-средневековыми-кыргызами/

 

но всё равно это не ВТ!

Куда вы денете соседей кыргызов: урасутов, кори, тулас, ойратов, куштеми, ханьхэна и т.д?

Тем более пограничной рекой с монголами по Джувейни была Селенга (или близкой к границам кыргызов), т.е. кыргызы были севернее Селенги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Zake сказал:

Ну как те же?

Географ. ориентиры тех кыргызов следующие: Селенга, Ангара-мурен, Баргуджин-токум, Кем, Кем-Кемджиут (вернее Кум-Кибчак), Шишкит и т.д.

Моя локализация несколько отличается от общепринятой https://forum-eurasica.ru/topic/6424-этимология-кем-кемджиут-усы-ханьхэна-солонкай-и-прочих-владений-и-топонимов-связанных-со-средневековыми-кыргызами/

 

но всё равно это не ВТ!

Куда вы денете соседей кыргызов: урасутов, кори, тулас, ойратов, куштеми, ханьхэна и т.д?

Тем более пограничной рекой с монголами была Селенга, т.е. кыргызы были севернее Селенги.

могут ли они быть позднейшими приобретениями ср кыргызов?

Мне кажется надо в терминологии уточниться. 

Я делю носителей этнонима кыргыз на

1) древних которые жили в Боро-Хоро, Восточный ТШ. Река Манас.

2) средневековых которые жили там же и распространили свою власть в том числе на Селенгу, Ангара-мурен, Баргуджин-токум, Кем, Кем-Кемджиут (вернее Кум-Кибчак), Шишкит -- их условно назвали енисейскими.

Средневековые были в ВТ с 9 века. Вот на чем основываю происхождение совр. кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake

с 50х годов историки и этнографы не могут распутать появления кыргызов на совр. территориях. даже придумали термин "енисейские" хотя во всех источниках используется только "кыргыз". термин "енисейские"  вводит в заблуждение. 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Samatq сказал:

могут ли они быть позднейшими приобретениями ср кыргызов?

Мне кажется надо в терминологии уточниться. 

Я делю носителей этнонима кыргыз на

1) древних которые жили в Боро-Хоро, Восточный ТШ. Река Манас.

2) средневековых которые жили там же и распространили свою власть в том числе на Селенгу, Ангара-мурен, Баргуджин-токум, Кем, Кем-Кемджиут (вернее Кум-Кибчак), Шишкит -- их условно назвали енисейскими.

Средневековые были в ВТ с 9 века. Вот на чем основываю происхождение совр. кыргызов.

Так как раз логично, что кыргызы сокрушившие Уйгурский каганат завладели и их владениями в ВТ. И поэтому фигурируют в источниках кыргызы в ВТ (Марвази, дорожник Вань Яндэ и т.д.). 

Но как правильно указал Админ, эти земли ближе к Алтайскому региону чем к нынешнему Кыргызстану. 

Далее Кашгари не  отмечает  уже кыргызов в ВТ. 

Во времена средн монголов они определенно были севернее их. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
06.03.2021 в 13:33, Samatq сказал:

От версии в Истории Киргизской ССР.

Юдин и Абрамзон были против алтайского этапа.

Караев, Ю. Худяков, В. Бутанаев тоже.

Кыргызы с самого начала были в гос-ве Моголистан. Жили между Турфанским идикутством и Караханидами на нейтральной территории. И на противоречиях двух государств проживали веселую интересную жизнь:kg2:

«Не кафиры и не язычники»

Абрамзон С.М.

Цитата

Имеющиеся  в распоряжении исследователей материалы дают основание предположить, что на территорию  современного Киргизстана пришли преимущественно не киргизы, жившие на Енисее, а некоторые, главным образом тюркоязычные, племена, проживавшие ранее в пределах  Восточного Притяньшанья, отчасти Прииртышья  и Алтая. Для многих из  них  название «кыргыз» было вначале не этнонимом, а названием того политического союза, к которому они принадлежали.

Юань-Ши:

Цитата

Цзюань 18, раздел бэнь цзи. стр 150, Правление Тимура.

"В 1295 г. киргизов, проживающих в горах Цзинь-шань [Алтай], переселили в Шаньдун и дали им поля, быков и семена".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Rust сказал:

Абрамзон С.М.

 

 

Цитата

этническим ядром киргизской народности не стали древнекыргызские племена Енисея, ходя их потомки, по-видимому, принимали участие в этногенезе киргизов. Этим ядром могли стать прежде всего тюркоязычные племена южной окраины «кыргыз». Оно было, очевидно, сохранено этими племенами в качестве названия для нового этнического и социально-политического объединения — образованной ими народности, приобрело постепенно этническое значение и стало самоназванием этой народности.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Zake сказал:

Так как раз логично, что кыргызы сокрушившие Уйгурский каганат завладели и их владениями в ВТ. И поэтому фигурируют в источниках кыргызы в ВТ (Марвази, дорожник Вань Яндэ и т.д.). 

Но как правильно указал Админ, эти земли ближе к Алтайскому региону чем к нынешнему Кыргызстану. 

Далее Кашгари не  отмечает  уже кыргызов в ВТ. 

Во времена средн монголов они определенно были севернее их. 

Другой вопрос что нынешние кыргызы - не только потомки средн. кыргызов.

Нынешние кыргызы (30-40%) не только потомки средневековых кыргызов - но вопрос каких конкретно? Эти средневековые кыргызы имеют отношение к ВТ, не к Минусе. Они были в Чагатайском улусе с самого начала. До монголов жили в соседстве с уйгурами Турфанского идикутства и чигилями и ягма Караханидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Samatq сказал:

Нынешние кыргызы (30-40%) не только потомки средневековых кыргызов - но вопрос каких конкретно? Эти средневековые кыргызы имеют отношение к ВТ, не к Минусе. Они были в Чагатайском улусе с самого начала. До монголов жили в соседстве с уйгурами Турфанского идикутства и чигилями и ягма Караханидов.

В Чагатайском улусе с самого начала из пришлых средневековых монголов были: джалаиры, барласы, дулаты, арлаты и т.д. Список племен не такой большой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Rust сказал:

Юзерам Самату и АКБ теперь следует определиться кто же жил на севере ВТ - монголы ЧХ или кыргызы :))))

это как Toyota и Lexus:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

В Чагатайском улусе с самого начала из пришлых средневековых монголов были: джалаиры, барласы, дулаты, арлаты и т.д. Список племен не такой большой. 

в санжыра нынешних кыргызов упоминаются только Чагатайский улус (я приводил санжыра багыш и сарыбагыш) и вроде Жуучу емнип.

Минусинские (алтайские) были в Юань

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Samatq сказал:

в санжыра нынешних кыргызов упоминаются только Чагатайский улус (я приводил санжыра багыш и сарыбагыш) и вроде Жуучу емнип.

Минусинские (алтайские) были в Юань

Нужна фиксация в  источниках. А так всё это может быть новоделом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Zake сказал:

Нужна фиксация в  источниках. А так всё это может быть новоделом. 

зафиксированный санжыра МаТ не воспринимаете за источник где все разложено что кыргызы автохтонный народ.

санжыра это же паспорт. искажение санжыры имело за собой последствия. поэтому есть все основания доверять санжыре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Samatq сказал:

зафиксированный санжыра МаТ не воспринимаете за источник где все разложено что кыргызы автохтонный народ.

санжыра это же паспорт. искажение санжыры имело за собой последствия. поэтому есть все основания доверять санжыре.

На источниках покажите какие из племен кыргызов изначально были в Чагатайском улусе. 

Лучше в соответ-й теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую всех юзеров

Если кто может,скиньте мне пожалуйста различные книги,на тему Алтайцев Джунгарского периода.

Просто часто на сайтах упоминаются т.н. "южные Алтайцы". Однако как таковых я найти не могу. Есть лишь Телеуты, Саяны,Кыргызы и более мелкие племена (Чаты например). 

 

А возможно я неправильно понимаю,что мне под этим хотят сказать

 В любом случае буду благодарен

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё. Мне интересно ваше отношение к книге "Теленгеты" за авторством Тенгерекова 

Опять же с уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, кылышбай сказал:

:DВам там не тесно, Татары Мунголистана и Древние Кыргызы? 

 

Молодой человек, вам следует больше читать и тогда всё встанет на свои места.

 

4 часа назад, Samatq сказал:

ЧХ перемешал все роды. 

 

Всегда удивляюсь откуда и почему родился этот слух.

Чингизхан перемешал состав своего войска введя десятичную систему взамен этнической системе, но сами татарские-монгольские родоплемена и их исконные земли он не мешал, я не встречал такого в источниках, да и не смог быть он этого сделать.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Тем более пограничной рекой с монголами по Джувейни была Селенга (или близкой к границам кыргызов), т.е. кыргызы были севернее Селенги.

 

Сегодняшняя ли это Селенга? Вот в чем вопрос!

 

2 часа назад, Rust сказал:

Юзерам Самату и АКБ теперь следует определиться кто же жил на севере ВТ - монголы ЧХ или кыргызы :))))

 

Ваш вопрос с ироническим оттенком, но ответ на него совсем не иронический. ;)

В Алтай-Саянском межгорье однозначно кочевали кыргызы и все остальные так называемые "лесные племена", имена которых хорошо известны по источникам. Некоторые из них до сих пор населяют тот регион, а некоторые фиксировались вплоть до 18 века.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Южные алтайцы могут быть потомками моголов и кыргызов Моголистана которые пришли в 1380-1400. Потом вернулись с ойратским союзом.

1) Саяк род который пришел из Сырдарьи

2) Мурат это мюрид ученик суфия

3) Азык, кушчу, сарт — тяньшанские роды

4) Моодор, могол, чоро— Моголистан

5) Зулум — арабизм

Пересечения по родам:

жарике (саяк) - йарык (алтай кижи), кабели (бугу) - кобалы (алтай кижи), мурат (басыз, саяк, чекир саяк) - мерет (алтай кижи), найман - найман (алтай кижи), азык (төрт тамгалуу азык уруусу) - төрт ас (теленгит). кара найман (найман) - кара найман (алтай кижи), моңолдор - моодор (алтай кижи), могол (оргу) - могол (алтай кижи), меркит (дөөлөс) - меркит (алтай кижи), муркут (дөөлөс) - меркүт (алтай кижи), коткор мундуз (мундуз) - кочкор мундуз (алтай кижи, туба кижи), туба (саруу) - туба кижи, мундуз - мундус (алтай кижи, туба кижи), зулум мундуз (мундуз) чулум мундуз (мундус), чулум кашка (дөөлөс) - чулум мундус (мундус), сакалды (кушчу) - сагал (алтай кижи, теленгит), төрт таз (солто) - дорты (теленгит), сарттар (адигине уруулук тобундагы уруу) - сарт (алтай кижи), чулман (дөөлөс) - чалман (телеут), кара тон (жедигер) - тон (алтай кижи), кара чоро (генеоним) - чорос (алтай кижи), дөөлөс (төөлөс) - төөлөс (теленгит), ак тонду (басыз) - тон (куманды), улаан (коңурат) - улан (куманды), кебек (дөөлөс) - көбөк (телеут), кара сакал (баргы) - кер сакал (куманды), калдар (тейит) - каал (алтай кижи), куран найман (найман) элик (алтай кижи), туума тукум (найман) - тумат (алтай кижи, телеут), тогуз (багыш) - тогус (туба кижи), татар (муңгуш) - татар (алтай кижи), таздар (нойгут) - тастар (куманды), төрдөш (кытай) - төдөш (алтай кижи), кара төөдөш (алтай кижи, телеут), жакшылык (бугу) - чакшылык (куу кижи), көкө найман (найман) - көгөл найман (найман), байат (тейит) - байат (теленгут), ак кийиз (саруу) - кийис бөрүк (туба кижи) ж.б.у.с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самаев Г. Горный-Алтай в 17-18 . Проблемы политической истории и присоединение к России 

"Представляются ошибочными существующие в Историко-этнографической литературе взгляды о появлении этнонима «алтай» («алтай-кижи») в резуль­ате глобального смешения в середине X V III в. раз-личных алтайских и тувинских этнических групп (Л. П. Потапов, В. Н. Владимиров) или теленгитов и ойротов (Л. П. Шерстова), приведшего к образованию нового этноса

В ряде работ, в частности в исследованиях Л. П. Потапова и В. А. Моисеева, встречается утверждение о том. что в XV III в. в центральных и южных районах Горного Алтая вместе с алтайцами обитали родо-племен-;ые объедиа1ения тувинцев^®. Указанное утверждение npиведено без аргументации, и является, на наш Взг.'яд, неубедительным."

"Одним из важных вопросов в этногенезе алтайцев является проблема возникновения этнонима «алтай», или «алтай-кижи». По интерпретации Л. П. Потапо­ва, «алтай-кижи» — новая общность, сформировав­шаяся после вхождения Горного Алтая в состав РосИм из конгломерата «различных телеутских, теленгитских, телесских сеоков и тувинских родо-племенных групп*^‘. Этого же взгляда придерживается В. И. Владимиров^^. Л. И. Шерстова полагает, что впервые этноним «алтай» появился в источниках се­редины X IX в.*^. Иная точка зрения содержится в ра­боте Н. С. Модорова, который полагает, что указан­ный этноним существовал уже в X V III Однако он оставил свое мнение без аргументации.

Обращение к архивным источникам сер. X V III в. 
показывает, что в документах того времени интересу­
ющий нас этноним отмечен неоднократно. Так, в ра­порте сибирского губернатора Мятлева в Коллегию 
иностранных дел от 1756 г. упоминается письмо «взя­тое от алтайского зайсана Номки»^\ В донесении ко­
мандующего сибирскими войсками Крофта в Военную коллегию от 1753 г. встречается выражение «зайсаны алтайские»’\ «Алтайскими зайсанами» называют себя 
также зайсаны Горного Алтая, пославшие в 175и г. 
обращение к русским властям^^. Можно оспаривать 
употребление этнонима в приведенных словосочета 
ниях, утверждая, что «алтайские зайсаны» нужно по­нимать как «зайсаны Алтая». Однако регион обитания алтайцев сибирскими властями в X V III в. не было при­нято называть Алтаем или Горным Алтаем. Единого 
понятия для определения всего Горного Алтая не су­
ществовало"

 

Его северная и северо-западная части объе­
динялись под названием «двоеданческие волости». 
Если р>ечь шла о северо-западе Горного Алтая, то упот­
реблялось обычно понятие «Таутелеуцкая волость». 
Для общего обозначения центрального и юго-запад«ого районов Горного Алтая употреблялись обычно вы­
ражения «Кан», «Каракол», «Канская Каракольская 
волость», «Канские (Каракольские) зенгорские во­лости», «Урянхайские волости» или «Урянхай».
Более бесспорным представляется присутствие ис­следуемого этнонима в донесении сибирских властей 
Коллегии иностранных дел от 1757 г. Здесь упоминает­
ся письмо ясачного зайсана Намыкая, в котором он 
называл своих более южных соседей, старшин Ибеля 
и Кокшина, «алтайскими зайсанскими детьми»^®. 
В приведенном случае действие происходит в пределах 
Алтая: русские командиры находились на погранич­
ной линии в поелгопьях. Намыкай старшины
линии в предгорьях, памыкай и упомянутые
— в горах. Намыкаю не требовалось указы­
вать, что Ибель и Кокшин обитают на Алтае. А вот 
уточнить к какой именно группе теленгитов они отно­
сятся, было не излишним. На наш взгляд, Намыкай 
подчеркнул принадлежность Ибеля и Кокшина к той 
группе теленгитов, которые называли себя алтай-те- 
ленгитами, или просто алтайцами. Приведенные ниже сообидения путешественников 
X IX в. свидетельствуют, что в прошлом столетии но­
сители этнонима «алтай» не составляли отдельного 
этноса. Они представляли собой часть теленгитов, на- 
зывавпшхся алтай-теленгитами, или «алтай-теленгит кижи» (дословно «алтай-теленгитские люди»). Нередкоупотребляется усеченный вариант этого сочетания 
«алтай КИЖИ» или просто «алтай»"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
24.04.2021 в 21:23, Samatq сказал:

Южные алтайцы могут быть потомками моголов и кыргызов Моголистана которые пришли в 1380-1400. Потом вернулись с ойратским союзом.

1) Саяк род который пришел из Сырдарьи

2) Мурат это мюрид ученик суфия

3) Азык, кушчу, сарт — тяньшанские роды

4) Моодор, могол, чоро— Моголистан

5) Зулум — арабизм

Пересечения по родам:

жарике (саяк) - йарык (алтай кижи), кабели (бугу) - кобалы (алтай кижи), мурат (басыз, саяк, чекир саяк) - мерет (алтай кижи), найман - найман (алтай кижи), азык (төрт тамгалуу азык уруусу) - төрт ас (теленгит). кара найман (найман) - кара найман (алтай кижи), моңолдор - моодор (алтай кижи), могол (оргу) - могол (алтай кижи), меркит (дөөлөс) - меркит (алтай кижи), муркут (дөөлөс) - меркүт (алтай кижи), коткор мундуз (мундуз) - кочкор мундуз (алтай кижи, туба кижи), туба (саруу) - туба кижи, мундуз - мундус (алтай кижи, туба кижи), зулум мундуз (мундуз) чулум мундуз (мундус), чулум кашка (дөөлөс) - чулум мундус (мундус), сакалды (кушчу) - сагал (алтай кижи, теленгит), төрт таз (солто) - дорты (теленгит), сарттар (адигине уруулук тобундагы уруу) - сарт (алтай кижи), чулман (дөөлөс) - чалман (телеут), кара тон (жедигер) - тон (алтай кижи), кара чоро (генеоним) - чорос (алтай кижи), дөөлөс (төөлөс) - төөлөс (теленгит), ак тонду (басыз) - тон (куманды), улаан (коңурат) - улан (куманды), кебек (дөөлөс) - көбөк (телеут), кара сакал (баргы) - кер сакал (куманды), калдар (тейит) - каал (алтай кижи), куран найман (найман) элик (алтай кижи), туума тукум (найман) - тумат (алтай кижи, телеут), тогуз (багыш) - тогус (туба кижи), татар (муңгуш) - татар (алтай кижи), таздар (нойгут) - тастар (куманды), төрдөш (кытай) - төдөш (алтай кижи), кара төөдөш (алтай кижи, телеут), жакшылык (бугу) - чакшылык (куу кижи), көкө найман (найман) - көгөл найман (найман), байат (тейит) - байат (теленгут), ак кийиз (саруу) - кийис бөрүк (туба кижи) ж.б.у.с.

1) по санжыра саяки вообще с Нила (!) :)

2) мерет - не вижу связи с мурат, так как может быть множество других вариантов - например ал. мёрёй и т.д.

3) азы или асы - изначально жили в Сибири. В СА появились в результате экспансии тюрков, стали потом частью тюркских он ок будун.

4) моодор - это маторы - самодийское енисейское племя, есть также и хакасов.  Алтай вообще был родовым доменом чоросов. 

5) сарт или сартактай - есть даже у монголов, это со средних веков широкое понятие - выходец из СА.

6) зулум - это не арабизм, а термин "чулум". Река Чулым течет их Хакассии далеко на север.

Так что определить то, что южные алтайцы якобы выходцы с Тянь-Шаня, не получится. Они там никогда не были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Rust сказал:

1) по санжыра саяки вообще с Нила (!) :)

2) мерет - не вижу связи с мурат, так как может быть множество других вариантов - например ал. мёрёй и т.д.

3) азы или асы - изначально жили в Сибири. В СА появились в результате экспансии тюрков, стали потом частью тюркских он ок будун.

4) моодор - это маторы - самодийское енисейское племя, есть также и хакасов.  Алтай вообще был родовым доменом чоросов. 

5) сарт или сартактай - есть даже у монголов, это со средних веков широкое понятие - выходец из СА.

6) зулум - это не арабизм, а термин "чулум". Река Чулым течет их Хакассии далеко на север.

Так что определить то, что южные алтайцы якобы выходцы с Тянь-Шаня, не получится. Они там никогда не были.

1. В санжыре Ныл это Сырдарья. Байыш взаимодействует с мавераннахрскими ханами. 

 

2. «Мюрид» один из вариантов. Мы не можем его отвергнуть. 

3. Азык могли переместиться ранее на Тянь Шань (до монголов). 

4. У них есть не только моодор, есть и моол и могол.

5. Наличие «сарт» как раз подтверждает гипотезу.

6. ~ Ar ẓulm ظلم  [ẓlm]

Как объяснить арабские слова в южноалтайском языке как абыс (хафиз) и агыл (акыл)?

Алтай-кижи называли ойротами. Это могут быть моголами и кыргызами Тянь Шаня, которые вошли в ойратский союз.

У южноалтайского языка возможно больше общего с современным уйгурским чем с тувинским. Или я ошибаюсь? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
26.04.2021 в 17:50, Samatq сказал:

1. В санжыре Ныл это Сырдарья. Байыш взаимодействует с мавераннахрскими ханами. 

 

2. «Мюрид» один из вариантов. Мы не можем его отвергнуть. 

3. Азык могли переместиться ранее на Тянь Шань (до монголов). 

4. У них есть не только моодор, есть и моол и могол.

5. Наличие «сарт» как раз подтверждает гипотезу.

6. ~ Ar ẓulm ظلم  [ẓlm]

Как объяснить арабские слова в южноалтайском языке как абыс (хафиз) и агыл (акыл)?

Алтай-кижи называли ойротами. Это могут быть моголами и кыргызами Тянь Шаня, которые вошли в ойратский союз.

У южноалтайского языка возможно больше общего с современным уйгурским чем с тувинским. Или я ошибаюсь? 

Мусульманские имена присутствуют даже у ойратов. Например Ибрахим и Ильяс - сыновья Амансанджи-тайши.

Народ "Аз" упоминается в числе племен "он ок будун" - "десятистрельных" тюрков.

Народ модор - это моторы/модоры, известный енисейский народ, вошедший в состав хакасского народа.

Название "сарт" у алтайцев не говорит о том, что они прибыли с Тянь-Шаня. Повторюсь сартуулы есть у монголов, значит монголы тоже пришли с Тянь-Шаня???

Чулум-кашка это один из родов у алтайских мундусов, такой же персонаж упоминается у кыргызских мундузов. Связывать термин "чулум, чулым" с арабским зулм - неправильно.

Некоторые мусульманские термины присутствуют у современных хакасов, о них мне рассказывал историк Матос Черпаков. Мусульманские купеческие кладбища были даже в далекой Туве:

Цитата

Свидетельство обширных культурных контактов с исламской «составной» культурой сохранилось в соседнем регионе: один из самых восточных памятников ислама в мире расположен на берегу реки Хемчик в Республике Тыва — это кладбище Саадак-Терек. В 1991 г. там обнаружен кайрак «Умара б. Мухаммада б. «Али ал-Балхи — местного имама и смотрителя за могилой «святого» сайида Рашид ад-Дина. Надпись выполнена на фарси и датирована джумада ал-ахира 590 г. х. (май-июнь 1194 г.). Проанализировав сам объект, так и трассы, ведущие к нему, Л. Р. Кызласов написал: «.. .скорее всего, этот могильник был кладбищем торговой фактории мусульманских купцов, избравших долину Хемчика для своего поселения, которое играло роль перевалочного пункта. Для этих целей именно долина Хемчика представляет наибольшие удобства, ибо в ней скрещиваются древние караванные пути в Северо-Западную Монголию, на Алтай и в Хакасско-Минусинскую котловину» [Кызласов, 1984: 115].

По южным алтайцам нет данных, что они жили ранее где-то на юге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Мусульманские имена присутствуют даже у ойратов. Например Ибрахим и Ильяс - сыновья Амансанджи-тайши.

так Махаму, Эсен, Тогон и Амасанджи чоросы. Амасанджи настоящее имя Эсмет - и есть Семетей скорее всего. 

1 час назад, Rust сказал:

Народ модор - это моторы/модоры, известный енисейский народ, вошедший в состав хакасского народа.

Они моодор. есть еще могол и моол. 

1 час назад, Rust сказал:

сартуулы есть у монголов

Сартуулы откуда пришли?

1 час назад, Rust сказал:

По южным алтайцам нет данных, что они жили ранее где-то на юге.

По южным алтайцам вообще мало внятных данных. Так что данная гипотеза вполне имеет на существование. 

Или они потомки кыргызов которых ойраты или джунгары пригнали из Тянь Шаня. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...