Перейти к содержанию
Гость sanj

этноним ТЮРК-TURK

Рекомендуемые сообщения

Йа барюсь за честату рускага йазыка :lol:

СплАшный АшЫПки в предлАжении...ИМХО!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СплАшный АшЫПки в предлАжении...ИМХО!!!

Да нет, вы не поняли. Это он иронично привёл нарочито ломанный текст. Такой подход популярен средь современной молодёжи. Ета наззывают языгом падонкафф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю куда поставить, щчень хорошая статья

А.Халид. Туркестан в 1917-1922 годах: борьба за власть на окраине России

Вот был у русских князь Долгорукий. Интересно сравнить его эпитет с тюркским uzun elig

uzun elig (букв. «длиннорукий») - получивший власть, располагающий властью

qalï bolsa elgiŋ bodunqa uzun

qamuq edgülük qïl

Если будешь располагать властью над народом

Делай только добрые дела

Qutadgu Bilig, Jusuf Has Hajib

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как и раньше говорил,слово Тюрк происходит от слова "Турук"-повстанец,"Туруклтар"-повстанцы,это же однозначно,а то какие там свернытые,ну и придумали же.

Хангылбай!!!,

Слово Туран имеет корень ТУР (Ан- есть окончание), таже как и Иран (Ар, Ир, Ан-окончание). Слово Тюрк или Тюрик ,Турик (окончание ИК принадлежность к территории, племени) переводится как Человек из Турана. Что появилось раньше в истории Туран или Тюрк думаю, что племя Туров или Тюров (возможно племенной союз или Имя предводителя) было в начале, а затем страна из которой они пришли получило имя ТУРАН. Позже выходцев из Турана используя корень ТУР стали называть Турик или ТЮРК. В Шах Наме, когда название Тюрк,Тюрик еще не закрепилось т.к. не было множества тюркских народов все наши предки были Туранцами в отличии от Иранцев. Казахи до сих пор дают имена своим детям древнее имя - Туран. После этногенеза Туранских (выходцев из Турана) народов языковая принадлежность к одному стволу языков получила название ТЮРК (Тюрик), перводится как выходец из ТУРАНА.

Название Тюрк (тюрик) идет от корня ТУР.

Нурлан5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Оймяконе, Верхоянье и в Колыме тюркский народ саха освоил арктическое скотоводство.

Там выращивают уникальных видов верхоянской породы лошадей, сплошной жир, самое вкусное блюдо! Там в хотонах в 70 градусов мороза держат коров!

Другой вид огузского племени туркмены освоили жаркие пустыни Копет-дага.

В непроходимых пустынях выращивают ахалтекинских лошадей и караваны верблюдов.

Тюрки это сыновья Досогоя, т.е.лошади. У них высокодоходное конное производство.

Благодоря этому они имели великолепных лошадей!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Оймяконе, Верхоянье и в Колыме тюркский народ саха освоил арктическое скотоводство.

Там выращивают уникальных видов верхоянской породы лошадей, сплошной жир, самое вкусное блюдо! Там в хотонах в 70 градусов мороза держат коров!

Другой вид огузского племени туркмены освоили жаркие пустыни Копет-дага.

В непроходимых пустынях выращивают ахалтекинских лошадей и караваны верблюдов.

Тюрки это сыновья Досогоя, т.е.лошади. У них высокодоходное конное производство.

Благодоря этому они имели великолепных лошадей!

Действительно. Братья саха даже коней призывают как мы, они "хур", мы "кур". Лошади от морозов охлахматились (даже наши в Сибири при 45 морозах лохматятся), но конина ведь та же. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Mroveli/text.phtml?id=959

ЛЕОНТИ МРОВЕЛИ

ЖИЗНЬ КАРТЛИЙСКИХ ЦАРЕЙ

В ту же пору явились турки, обращенные в бегство тем же Кайхосро. В количестве двадцати восьми домов переправились они через море Гургенское и вверх по Куре пришли во Мцхету. Обратились они к домовладыке Мцхеты, прося помощи против персов. Домовладыка Мцхеты оповестил об этом всех картлийцев 79. Изъявили 80 они желание подружиться с турками, ибо были в страхе перед персами. С целью взаимной помощи объединились они с пришельцами-турками и ввели их во все города.

Однако большинство их [«турок»] облюбовало себе к западу от Мцхеты одно место, глубоко высеченное в скале, и выпросили его у мцхетского домовладыки. Тот уступил, и они обстроили его, обвели мощной оградой, и стало Это место называться Саркине.

Жили сии турки в согласии с картлийцами, и в ожидании персов [совместно] укрепляли они крепости и города. В ту пору откуда бы ни являлись гонимые, будь то из Греции или Сирии или Хазарети,— все они вступали в дружбу с картлийцами с целью помочь им [в борьбе] против персов 80.

.........................................................................................

В описании грузинского историка 11 века поселение турков на Кавказе до нашествия Александра Македонского при персидском шахе Кай Хосрове

Александр (Македонский) завоевал все края земные. Прошел он с запада на юг, на севере перевалил [горы] Кавказа и явился в Картли. И нашел он всех [28] картлийцев злейшими из всех племен и родов, ибо, прелюбодействуя, не блюли они родства при вступлении в брак, съедали всякую тварь, поедали прах, как звери бессловесные, и об образе действий их нет слов. И, видя этих насельников вокруг той реки Куры, жестокие языческие племена, каковых мы называем бунтурками 85а и кипчаками, дался диву Александр, ибо никакое из племен не творило [ничего] подобного 85. Возжелал он изринуть их из городов тех, но в ту пору не осилил, ибо нашел их крепости сильными и города мощными. [Вслед за этим] вновь пришли племена халдейские 86, и они также обстроились в Картли.

.....................................................................................

Примечание: Легенда об Александре Македонском в древнегрузинской литературе впервые зафиксирована в ”Обращении Картли” (X в.). (См.: Такайшвили Е. С. Описание рукописей Общества распространения грамотности среди грузинского населения, т. II, вып. 4. Тифлис, 1906-1912, с. 708). Затем она была использована Леонти Мровели, заимствовавшим ее, как предполагают, из ”Романа об Александре” Псевдо-Калисфена, автора III в. н. э. (Кекелидзе К. С. История грузинской литературы, т. II, Тбилиси, 1958, с. 283-284). В грузинской версии данной легенды отразились исторические факты борьбы картлийцев против преемников Александра Македонского в конце IV - начале III в. до н. э., в состав владений которых входила часть территории, населенной древнегрузинскими племенами. (Новосельцев А. П. К вопросу о македонском владычестве в древней Грузии. В кн.: Юбилейный сборник, посвященный 100-летию акад. И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1976, с. 104 и сл. Вероятно, эти рассказы послужили источником грузинских народных сказок об Александре Македонском).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно. Братья саха даже коней призывают как мы, они "хур", мы "кур". Лошади от морозов охлахматились (даже наши в Сибири при 45 морозах лохматятся), но конина ведь та же. :)

Разве не "МОХ-МОХ"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тюрки (точное значение слова неизвестно) — группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое распределение, классификация, численность. Тюрки рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. часть Африки, — начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) и от берегов Колыми и Желтой реки (йегуры, салары) до Центральной России (татары касимовские) и Македонии (османы). Отдельные оазисы Тюрки племени встречаются и за этими пределами: колонии якутов на берегу Охотского моря, на Сахалине, татар в Литве и др., а племена, принявшие в себя значительную примесь Тюрки крови, встречаются не только среди населения Восточной Европы, но даже в Индии (джаты). Ввиду смешанного этнического состава Тюрки племени самой правильной классификацией его является лингвистическая (см. Турецкие языки); самой лучшей считается система академика В. Радлова, значительно совпадающая с этническими данными. Ни одна лингвистическая классификация не охватывает, однако, всех Тюрки народностей, так как не все диалекты еще изучены. В последнее время Н. Аристов сделал попытку классифицировать Тюрки на основании историко-этнических данных, по главнейшим племенам, из которых образовались все современные Тюрки народности, а именно: 1) племя канглов и родственное ему племя кипчаков, послужившие главным элементом для образования юго-западных Тюрки народностей (османов, адербейджанов, туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.), общая численность которых превышает 17 млн. душ, и в значительной мере участвовавшие в образовании узбеков, сартов и киргиз - казаков, так что 2/3 всех Тюрки происходит от этих двух главных племен; 2) племена: дулат (преобладающий элемент большой орды), алчин (главный элемент малой орды), аргын, найман, кирей (составляющие с кипчаками среднюю орду) — вместе с первыми двумя, участвовавшие в образовании киргиз-казаков; 3) племя кыргыз, отдавшее часть своих родов в среднюю орду, но продолжающее самостоятельное существование в горной части Западн. Тянь-Шаня, численностью около 225 тыс. душ; 4) племя якутов (230 тыс. душ), остаток древнего Тюрки племени, жившего некогда под именем саха в Зап. Тянь-Шане, закончившего свое существование в Индии и оставившего следы в Зап. Тянь-Шане в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай; о) древние племена теле (оно же гаогюй) и турок-тукю, которые после падения их владычества в Монголии — сначала турков, а потом ветви теле, уйгуров, — вошли в состав племен кирейского, найманского и аргынского, а также лесных племен между Байкалом и Черным Иртышом; они же вошли в состав китайско-тюркской помеси дунганов, первоначально образованной гуннами. Остатками турков-тукю служат ныне телесы на Алтае, а остатками теле — телеуты; 6) племя карлык, слившееся с канглами и иранским населением Вост. и Зап. Туркестана; память о нем сохранилась только в наименованиях узбекских родов вместе с именами уйгуров и тюрков. Остальные тюркские племена или родовые союзы (онгуты, татары, меркиты), почти целиком омонголенные или истребленные во времена Чингисхана, а также ушедшие за Урал гунны, болгары, хазары, печенеги, гузы (они же команы, половцы) частью слились с другими нетюркскими народностями, частью вошли в состав Тюрки Восточной России. Мелкие племена Алтая и Саяна играли весьма незначительную роль в образовании главнейших Тюрки народов. В гео- и этнографическом отношении Тюрки делят на следующие 3 группы. I. Восточную, в которую входят якуты, сибирские татары и алтайцы (см. Тюрки-татары); сойоты или туба (самоназвание) в Сев.-Зап. Монголии; Тюрки Восточного Туркестана: чистые Тюрки — таранчи Кашгара, Гами и Кульджи, дунганы, кара-курчины; смешавшиеся с арийцами и монголами мачины и полу из Куен-Луна; Тюрки Китая — йегуры, салары, далды, обитающие в верховьях Желтой реки, между Куку-Нором и Лан-чеу, также и к С от Наншаня. Сюда же можно причислить дардов и джатов Индии, утративших родной язык, но по физическим признакам сохранивших связь с тюркским племенем. II. Центральную, в которую входят: татары Юго-Вост. России (см. Тюрки-татары); киргизы (чистые — кара-киргизы, или буруты, и смешанные — киргиз-казаки и кара-калпаки); узбеки (чистые — собственно узбеки, кипчаки, тюруки и др.; смешанные с иранскими элементами — сарты); башкиры (чистые — собственно башкиры, смешанные [финно-угорские] — мещеряки, чуваши; первые почти совершенно обрусели). III. Западную, в которую входят: туркоманы или туркмены (см.); кавказские татары (см. Тюрки татары); Тюрки иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские; Тюрки средиземного типа — османы (см. Турки) и крымские татары (см. Тюрки-татары). Численность Тюрки сведена у Аристова в следующих цифрах. Тюрки Сибири и Монголии — 391192 душ об. пола; киргиз-казаки (в рус. влад., Хиве и Бухаре и китайск. влад.) — 3236394; кара-киргизы — 318388; Тюрки востока Европ. России — 3550543; юго-зап. Тюрки (османлы Турции, Закавказья и Персии и адербайджаны) — 13238251; туркмены (в рус. влад., Хиве и Бухаре, Афганистане и Персии) — 545347; узбеки (в рус. влад., Хиве, Бухаре и афганские) — 2037240; сарты (в рус. влад., Бухар, афган. влад.) — 1428000; Тюрки Восточного Туркестана (таранчи рус. влад., Тюрки китайских Кульджи и Вост. Туркестана) — 1 0 97911. Всего 25843266 душ об. пола — цифра ниже действительной вследствие устарелости одних данных и отсутствия других. Исходя из этих итогов, нужно принять, что Тюрки составляют 2% всего населения земного шара. В России они составляют свыше 9% всего населения, будучи сосредоточены главным образом в Туркестане, в степных и Закаспийской областях, в Закавказском крае и в вост. губерниях Европ. России; в степных областях, туркестанских, Амударьинском отделе и Закаспийской обл. они составляют сплошную массу населения — 4913030 из 5427098 (по переписи 1885 г.).

Антропологические признаки. Тюрки выступили на арену истории более чем за 2000 л. до Рождества Христова и претерпели за период своего исторического существования непрерывный ряд столкновений и слияний с главнейшими расами Азии и юго-востока Европы: тунгусской, монгольской, енисейской — на востоке, и иранской, семитской, средиземной — на западе. Это — сильно смешанная раса. Самые ранние помеси, судя по историческим данным, согласующимся и с антропологическими, были с сев.-азиатской длинноголовой расой (динлины), самоедскими и финно-угорскими племенами. Более поздние произошли с среднеазиатскими арийцами, потом иранцами и различными народами Западной Азии и Восточной Европы, коснувшись главным образом племен кангли и кипчаков, участвовавших в образовании 2/3 Тюрки народностей (Аристов). Более или менее чистый тюркский тип находят в центральной группе Тюрки народов, в особенности у киргизов, кара-киргизов, узбеков и некоторых татар Европ. России. Тип этот характеризуется следующими признаками: рост выше среднего (1,67—1,68), голова весьма круглая, гипербрахицефальная (голов. указ. на живых: 85—87), лицо удлиненное, овальное; глаза расположены горизонтально, без монгольской складки, но с характерным заворачиванием верхнего века по направлению к внутреннему углу глаза, почему щель кажется очень маленькой и напоминает глаз монгольский. Волосы без исключения черные, прямые. Волосяной покров более развит, чем у монголов, не достигая пышности иранского; на лице волосы особенно обильны на губах и подбородке (клиновидная бородка), почти отсутствуют на щеках; скулы широкие, но менее выступающие, чем у монголов; губы толстые, нос прямой, достаточно высокий. В отличие от монголов заметна наклонность к тучности. По степени уклонения от этого типа можно судить о степени и качестве смешанности той или другой Тюрки народности. В то время как, напр., кара-киргизы имеют в средн. рост в 1,67 м и голов. указатель 87, узбеки — в средн. рост 1,68 и указатель 85, киргиз-казаки уже имеют в средн. рост в 1,64 и, несмотря на высокий голов. указатель (87), обнаруживают монгольский глаз, выступающие скулы и другие признаки монгольской примеси. Русские татары имеют еще более низкий рост (1,63) и головной указатель 83 (влияние финнов, отличающихся низким ростом и мезоцефалией). Башкиры при достаточно высоком росте (1,66) субрахицефалы, как и татары. Мещеряки, более смешанные с финнами, еще более низкого роста (1,65) и еще менее брахицефальны (головной указатель 81,1); наконец, чуваши являются настоящими финнами по их малому росту (1,61) и головному указателю, почти мезоцефальному (80,5). Из восточной группы сибирские татары и сойоты обнаруживают смесь с енисейцами, якуты — с тунгусами. Таранчи хорошо сохранили свой первоначальный тип в Кульдже и северной части Туркестана (рост — 1,66, головной указатель — 85,6), на юге же смешались с иранцами. Китайские Тюрки — йегуры-кансу, — являющиеся вместе с северными таранчами прямыми потомками древних уйгуров (см.), по отзывам Потанина и Пясецкого, очень напоминают волжских татар. Дунганы представляют черты смешения с китайцами, сарты — с иранцами. Западная группа — наиболее смешанная. Туркмены, напр., в особенности племя текке, имеют рост 1,70, голов. указатель 75,64 (субдолихоцефалы) и пышную растительность на лице (результат смешения с иранцами и индоиранцами); османы — городские жители Малой Азии — малы ростом и долихоцефалы (см. Турки); европейские турки совсем мало общего имеют с тюркским типом, в громадном большинстве случаев представляя по головному указателю то субрахицефалию, то долихоцефалию. Брахицефалия и рост выше среднего сохранились среди изолированных туркменов Анатолии, среди Тюрки ахалцихских и акалкалакских на Кавказе, имеющих рост в 1,66, голов. указатель 84,7, между тем как соседние с ними адербайджаны при таком же высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлиненному лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам. Приняв в себя много посторонних примесей, Тюрки в свою очередь дали свою кровь и свои типические черты многим народам и племенам в Азии (персам — некогда светловолосой и брахицефальной расе, некоторым монгольским и тунгусским народностям, тибетцам, а в Европе финно-уграм, значительной части населения Поволжья и Южной России, Балканского полуострова и т. д.).

Этнографические особенности и религия. Различные народности Тюрки племени живут при таких различных условиях и столь различны по степени культуры (оседлый, кочевой, полукочевой, охотничье-бродячий образ жизни), что можно только указать на некоторые черты, некогда общие всем Тюрки, насколько они сохранились у более первобытных племен (киргизы, узбеки, туркмены) и рисуются в литературных памятниках, надписях Орхона и т. п. Исконная черта Тюрки — кочевничество, пастушеский образ жизни, с которым они расстаются крайне неохотно. Даже переходя к оседлому быту, еще долго сохраняют обычай номадов иметь два жилища: летнее (яйлак) и зимнее (кишлак). Вынужденные в некоторых местах перейти к земледлию, они все-таки при всяком удобном случае готовы променять его на кочевничество (туркмены) или заняться торговлей, ремеслами (татары, якуты). Настоящие земледельческие народности, как сарты, таранчи, дунганы, представляют население сильно смешанное. Типичным жилищем Тюрки-номадов считается кибитка, отличающаяся от кибитки монгольского типа тем, что жерди, составляющие крышу, изогнуты и потому верх куполообразный, а не конусообразный, как у монголов. По типу летних кибиток некоторые Тюрки народности строят себе и зимние жилища — круглые юрты из дерна, крытые жердями, тип надземных жилищ, приведший к искусству строить каменные здания. Известен еще тип пещерного жилища Тюрки, в котором три стены образуются скалой, а четвертая — пристроенная, с окном для света и выхода дыма (у татар на Кавказе, у алтайских Тюрки, у телеутов в XVIII в.). Особенностью зимнего жилища является чувал-камин (очаг с трубой из прутьев или досок, обмазанных глиной). Пищу варят над огнем, и потому котел вмазывается в очаг. Основа пищи Тюрки-номада — мясо, которое употребляется исключительно в вареном виде, но типичные продукты питания — молочные. Сыворотка — любимая пища даже и оседлых османлы. Национальный напиток — кумыс. Из культурных растений, известных Тюрки с древнейших времен, только просо носит чисто тюркское название, остальные — заимствованные. Хлебопашество было известно Тюрки еще в VIII в., как указывает на орхонских надписях чисто тюркское слово екинлиг — пашня, от екин — посев, поле. В национальном костюме Тюрки при всем его разнообразии есть некоторые общие черты, сохранившиеся со времен статуй тукю до настоящего времени у многих тюркских народностей: остроконечная шапка мужчин, цилиндрический убор женщин с вуалью, опускающейся на лицо, длинный халат с развевающимися полами и т. д. Искусство обрабатывать металлы Тюрки переняли от племен финно-самоедских и енисейских, но уже с древнейших времен славились в китайских летописях как кузнецы. Енисейские татары до сих пор называются "кузнецами"; многие тюркские племена отличаются искусным выделыванием оружия. В социальном отношении характерна типичная родовая организация, устои которой создали кочевое государство. Важнейшим элементом последнего после рода служил так назыв. эль — союз родов и племен, во главе которого впоследствии стали "каганы", или ханы, управлявшие элями на основании обычного права. Их власть развилась в ущерб народным правам вследствие войн, сначала за независимость (от китайцев и др. народов), а затем и завоевательных. Обычай набегов (аламанов) с целью грабежа, увода скота и женщин объясняется столкновениями из-за пастбищ и притеснениями со стороны соседних оседлых племен, а иногда случайной скудостью территорий, как у туркменов. Первобытная религия Тюрки была проникнута тотемизмом (см.) и шаманством. Каждый род имел своего тотема (онгона), обыкновенно животное, которому он воздавал поклонение и от употребления которого в пищу воздерживался. Орхонские надписи сохранили названия некоторых божеств: "тенгри" (небо и его хозяин), "йер-суб" (земля), женское божество "умай" (сохранившееся до сих пор у шорцев); там же встречаются родовые боги, названия идолов ("бэль"), священные места (леса, горы), словом, типичный культ антропоморфированной природы. Душа, по этим надписям, представлялась в виде птицы или мухи, как у многих современных диких народов. Тело предавалось земле обыкновенно спустя несколько месяцев после смерти. Похороны сопровождались трехкратными торжествами, вырыванием волос, изрезанием лица и т. д. Гадание на лопатках — типичный шаманский прием Тюрки, перешедший от них ко многим другим народам, даже народностям Южной Европы. — Буддизм был распространен в древности среди уйгуров (см.); в настоящее время он держится в виде ламаизма между некоторыми колунами урянхайцев в Сев. Монголии. Христианство с IV по XII в. исповедовали Тюрки на пространстве от Семиречья и Кашгара до Мерва; оно было принесено сюда сирийцами-несторианцами. Христиане были также среди гузов. С XIII в. христианство уступило буддизму и исламу. Теперь громадное большинство Тюрки исповедуют ислам; только некоторые китайские племена остались формально шаманистами, и некоторые народности — чуваши, якуты и часть татар приняли христианство, большей частью номинально, оставаясь по своим обычаям фактически шаманистами. Другие особенности быта Тюрки — см. отдельные тюркские народности: Киргизы, Башкиры, Туркмены, Турки, Тюрко-татары и пр. Историю Тюрки см. Турецкие языки, Сельджуки, Турция, Киргизы, Башкиры, Татары, Хунны, Гузы, Уйгуры, Половцы, Печенеги, Ногайцы и пр. Кроме литературы, указанной к словам Турки, Туркмены, Киргизы, Турецкие языки, см. ст. Turcs (в "Nouveau dictionnaire de G eographie universelle", par Vivien de Saint-Martin et Rousselet, т. VI, П., 1894; весьма богата по содержанию), W. Radloff, "Ethnographische Uebersicht der Turkstamme Sibiriens und der Mongolei" (Лпц., 1883); его же, "Aus Sibirien" (1884); Г. Потанин, "Очерки Северо-Зап. Монголии" (1881—1883); его же, "Письма о путешествии в Кансу" ("Известия Геогр.Общ.", 1885—1888); Deniker, "Les populations turques en Chine" ("Bul. de la Soci été d'Anthropologie", 1887); Howorth, "History of the Mongols" (Л., 1880—1888); C astren, "Ethnologische Vorlesungen ü ber die altaischen Volker" (СПб., 1885); H. Катанов, "Этнографический обзор турецко-татарских племен" (Казань, 1894); П. Мелиоранский, "Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1898); H. Харузин, "Этнография" (СПб., 1901).

Л. Ш—г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые участники форума, хотел задать вопрос...Если он покажется глупым прошу прощение.Но все же осмелюсь озвучить его.Какой из всех ныне существующих тюркских языков можно назвать самым близким к древне тюркскому?

Заранее Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые участники форума, хотел задать вопрос...Если он покажется глупым прошу прощение.Но все же осмелюсь озвучить его.Какой из всех ныне существующих тюркских языков можно назвать самым близким к древне тюркскому?

Заранее Спасибо!

Я думаю, не обидятся на меня представители других братских тюркских народов, но таковым языком, судя по фонетике и лексике, является карачаево-балкарский язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, не обидятся на меня представители других братских тюркских народов, но таковым языком, судя по фонетике и лексике, является карачаево-балкарский язык.

Так почему же, не карачаево-балкарцы а казахи громче всех говорят о древных турках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так почему же, не карачаево-балкарцы а казахи громче всех говорят о древных турках?

Все тюркские народы могут в равной степени говорить о своих древних предках. Что касается тюрков - основателей Тюркского каганата, то это, конечно же, ближе казахам. Понятие "древние тюрки" имеет два разных значения: первое - древние предки вообще всех тюркских народов, а второе - наименование тюрков (тюркютов) - основателей Тюркского каганата (6-9 вв.), которые являются предками далеко не всем тюркским народам. Говоря о сохранности древнетюркского языка, его фонетики и лексики, можем сказать, что все тюркские языки, благодаря своей грамматической структуре, достаточно прекрасно сохраняются, но есть основания говорить о том, что карачаево-балкарский язык сохранил наиболее архаичные черты древнейшего тюркского языка. В то время как, другие тюркские языки, вследствие более интенсивных контактов с другими народами и между собой, немного изменяли фонетику, карачаево-балкарский язык, находясь в относительной консервации в ущельях Кавказа, сохранил свои архаичные черты.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Я думаю, не обидятся на меня представители других братских тюркских народов, но таковым языком, судя по фонетике и лексике, является карачаево-балкарский язык.

Если брать во внимание рунические надписи, то ближе к древнетюркскому окажется тувинский и далее огузские языки. "Кипчакский" карачаево-балкарский на мой взгляд далек от языка надписей. Это мое личное мнение нелингвиста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если брать во внимание рунические надписи, то ближе к древнетюркскому окажется тувинский и далее огузские языки. "Кипчакский" карачаево-балкарский на мой взгляд далек от языка надписей. Это мое личное мнение нелингвиста.

Карачаево-балкарский язык по мнению лингвистов архаичнее, чем язык орхоно-енисейских рунических надписей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда и казахский, кыргызский архаичны, раз балкарский язык им понятен процентов на 80-90. :) Речь же шла о близости к древнетюркскому. Орхонские надписи все же ближе к огузским языкам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карачаево-балкарский язык по мнению лингвистов архаичнее, чем язык орхоно-енисейских рунических надписей

Я понимаю что на это надо иметь определенное образование,но данный сайт на мой взгляд несет и просветительскую функцию(много чего почерпнул).Если вам не трудно могли ли бы вы пожалуйста, привести несколько примеров и сравнений вкратце.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все тюркские народы могут в равной степени говорить о своих древних предках. Что касается тюрков - основателей Тюркского каганата, то это, конечно же, ближе казахам. Понятие "древние тюрки" имеет два разных значения: первое - древние предки вообще всех тюркских народов, а второе - наименование тюрков (тюркютов) - основателей Тюркского каганата (6-9 вв.), которые являются предками далеко не всем тюркским народам. Говоря о сохранности древнетюркского языка, его фонетики и лексики, можем сказать, что все тюркские языки, благодаря своей грамматической структуре, достаточно прекрасно сохраняются, но есть основания говорить о том, что карачаево-балкарский язык сохранил наиболее архаичные черты древнейшего тюркского языка. В то время как, другие тюркские языки, вследствие более интенсивных контактов с другими народами и между собой, немного изменяли фонетику, карачаево-балкарский язык, находясь в относительной консервации в ущельях Кавказа, сохранил свои архаичные черты.

Нет, я считаю, что это лишь вежливость, этикет или ошибка, но историческая правда иная:

На мой скромный взгляд, язык у человека может меняться и это не признак чего-либо (как у шалаказаков :) ) и не главное в определении преемства.

Лично мое мнение, что самыми прямыми наследниками великих кочевых цивилизаций (хунну, сяньби, тоба-табгач, огуз, татар/монгол и др.) являются нынешние казахи. Говоря по-казахиски они "ұйытқы". Когда-то великая империя стала сужаться, ее части стали оседать и ассимилироваться. Ядро (ұйытқы) ушло в степи и/или осталось в степях и продолжили свой извечный скотоводческий кочевой быт. Тому свидетельство: язык, быт, традиции, обычаи, легендарное прошлое в эпосе и прочее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, я считаю, что это лишь вежливость, этикет или ошибка, но историческая правда иная:

На мой скромный взгляд, язык у человека может меняться и это не признак чего-либо (как у шалаказаков :) ) и не главное в определении преемства.

Лично мое мнение, что самыми прямыми наследниками великих кочевых цивилизаций (хунну, сяньби, тоба-табгач, огуз, татар/монгол и др.) являются нынешние казахи. Говоря по-казахиски они "ұйытқы". Когда-то великая империя стала сужаться, ее части стали оседать и ассимилироваться. Ядро (ұйытқы) ушло в степи и/или осталось в степях и продолжили свой извечный скотоводческий кочевой быт. Тому свидетельство: язык, быт, традиции, обычаи, легендарное прошлое в эпосе и прочее.

Я согласен с этим, поэтому различил два омонима "древние тюрки". О ком ты сказал, да, это больше к казахам относится, так же как и саки (хотя среди них были и предки других соседних с казахами тюрков). Но и у других тюрков есть свои славные предки. И в целом, наша тюркская история - это наше общетюркское достояние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда и казахский, кыргызский архаичны, раз балкарский язык им понятен процентов на 80-90. :) Речь же шла о близости к древнетюркскому. Орхонские надписи все же ближе к огузским языкам.

Да, все тюркские языки очень архаичны, но в древний свой период казахский и кыргызский языки были ещё более схожи с современным балкарским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я понимаю что на это надо иметь определенное образование,но данный сайт на мой взгляд несет и просветительскую функцию(много чего почерпнул).Если вам не трудно могли ли бы вы пожалуйста, привести несколько примеров и сравнений вкратце.

С уважением

К примеру, один довод для сравнения с языком орхоно-енисейских письмен:

"Известно, что в тюркских языках по признаку употребления в начале слова дж или й имеются две группы. Карачаево-балкарский относится к «джокающей» группе. Перед лингвистами стоял воп­рос: какой из этих звуков изначальный? Ссылаясь на орхоно-енисейские надписи VIII в., где в основном употреблялся й, считали этот звук древней формой [46, с. 39]. Однако это мнение считается малообоснованным. Еще А. Н. Бернштам писал, на основании данных византийских, армянских, арабских и персидских источни­ков, что существовали «отличия в произношении (и написании) терминов из западного и восточного домов тюрок, отражающих йокающий (восточный) и джокающий (западный) диалекты тюрк­ских языков» [51, с. 17—24]... А. М. Щербак вообще ставит под сомне­ние наличие в тюркских языках в древности звука й, отмечая, что в некоторых позиционных условиях он появился довольно поздно, либо в результате последовательного преобразования других язы­ков, либо спонтанно [23, с. 80—94].На все эти вопросы обратил серьезное внимание Ш. X. Акбаев, который на огромном материале из различных тюркских языков и данных письменных источников VI—VII вв., где вместо й имеется дж, пришел к выводу, что звук дж является древнейшей формой в тюркских языках, из которого позднее вышли звуки д, ж, з, с, й и т. п. [23; 51]. О том, что карачаево-балкарский язык сохранил древнейшие черты тюркского языка, писал и большой специалист по карачаево-балкарскому языку А.К. Боровков. По его словам, "в прошлом бесписьменный язык балкарцев и карачаевцев древ­нее с точки зрения типологии древнеписьменных мертвых языков турецкой системы, о котором сохранились письменные памятники, изучение карачаево-балкарского языка явится ключом во многих случаях для исследования древнеписьменных языков» [46, с. 50— 51]".

Из книги И. М. МИЗИЕВА "ШАГИ К ИСТОКАМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА" под редакцией доктора исторических наук профессора В. Б. Виноградова. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭЛЬБРУС». НАЛЬЧИК 1986 год

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

К примеру, один довод для сравнения с языком орхоно-енисейских письмен:

"Известно, что в тюркских языках по признаку употребления в начале слова дж или й имеются две группы. Карачаево-балкарский относится к «джокающей» группе. Перед лингвистами стоял воп­рос: какой из этих звуков изначальный? Ссылаясь на орхоно-енисейские надписи VIII в., где в основном употреблялся й, считали этот звук древней формой [46, с. 39]. Однако это мнение считается малообоснованным. Еще А. Н. Бернштам писал, на основании данных византийских, армянских, арабских и персидских источни­ков, что существовали «отличия в произношении (и написании) терминов из западного и восточного домов тюрок, отражающих йокающий (восточный) и джокающий (западный) диалекты тюрк­ских языков» [51, с. 17—24]... А. М. Щербак вообще ставит под сомне­ние наличие в тюркских языках в древности звука й, отмечая, что в некоторых позиционных условиях он появился довольно поздно, либо в результате последовательного преобразования других язы­ков, либо спонтанно [23, с. 80—94].На все эти вопросы обратил серьезное внимание Ш. X. Акбаев, который на огромном материале из различных тюркских языков и данных письменных источников VI—VII вв., где вместо й имеется дж, пришел к выводу, что звук дж является древнейшей формой в тюркских языках, из которого позднее вышли звуки д, ж, з, с, й и т. п. [23; 51]. О том, что карачаево-балкарский язык сохранил древнейшие черты тюркского языка, писал и большой специалист по карачаево-балкарскому языку А.К. Боровков. По его словам, "в прошлом бесписьменный язык балкарцев и карачаевцев древ­нее с точки зрения типологии древнеписьменных мертвых языков турецкой системы, о котором сохранились письменные памятники, изучение карачаево-балкарского языка явится ключом во многих случаях для исследования древнеписьменных языков» [46, с. 50— 51]".

Из книги И. М. МИЗИЕВА "ШАГИ К ИСТОКАМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА" под редакцией доктора исторических наук профессора В. Б. Виноградова. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭЛЬБРУС». НАЛЬЧИК 1986 год

Кутузов - на форуме уже пробовали переводить орхонские надписи, может и Вы попробуете перевести их с балкарского? Тем более и сами пишите про орхонский "й" и балкарский "дж".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...