Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Моголы-Могулы-Моголистан-Могулия

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Имхо, не "обрели" или "позаимствовали" (как принято называть), а продолжили как прямые потомки. :)

Это Вам в специализированную тему надо. :ozbek:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как и казахи. :qazaq1: Да, кстати как и тюрки-найманы и тюрки-кереиты:

250862d40751.jpg

6d5132aebcf8.jpg

56d3e2d3f8ee.jpg

6096e5c43c8b.jpg

c5f5ee83cc22.jpg

Откуда эти цитаты, можете мне подасть всю книгу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть, не вводите людей в заблуждение, Алп-Бамси.

Қараушы - присматривающий, смотритель.

Ат қараушы - конюх

Мал қараушы - скотник

Опять -карау :lol:

Это же глагол!

Вы вообще смотрите по илк.кз

А в создик.кз - придуманных новых слов много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть к примеру гл. жалау - лизать, поэтому подхалима можно называть не только жалаушы, жалак или еще как-либо, но и жалаул. :)

Также и с гл. жасау и т.д.

Теперь ясно? :)

-жалауыл :lol:

никогда не будет такого слова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имею мнение, что все эти слова растут из одного слова "кара" - черный (цвет). Как указывал выше, к примеру в казахском карак - зрачок (по неизменному черному цвету), в саха тыла - глаза, в монгольских харах - смотреть..., т.е. чем дальше от основы, тем больше изменялось значение.

Потому как например: 1. Значение в казахском основано на цвете; 2. У якутов уже нет, т.к. понятно, что глаза не бывают неизменно черного цвета, но значение еще близко "зрачок-глаз"; 3. У монголоязычных народов оно еще более отдалилось от первоначального смысла и уже стало означать глагол, связанный со зрением...

А потому все перечисленные слова в монгольских являются заимствованиями из тюркских.

Да, прекратите вы сравнивать казахский и монгольские. Добавьте несколкько тюркских, а то некоторые будут думать что, казахский похож на монгольский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, прекратите вы сравнивать казахский и монгольские. Добавьте несколкько тюркских, а то некоторые будут думать что, казахский похож на монгольский.

Я привел слово, используемое у вас в ЮКО (караул), у нас же используется синоним кузет, кузетши. :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я привел слово, используемое у вас в ЮКО (караул), у нас же используется синоним кузет, кузетши. :ozbek:

У нас тоже используется кузет, кузетши. Карауыл это его синоним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда эти цитаты, можете мне подасть всю книгу?

Да, ув. профессор. Это История Казахстана в русских источниках. Т.5. С. 372 - 376.

Книга целиком здесь (за № 161), запостил ув. Eitutmush:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/610-%d0%ba%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b8/page__st__160

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По теме, как переводится с уйгурского Манглай субе?

По мне так это лобовое ущелье по-монгольски если дословно. ᠮᠠᠩᠯᠠᠢ ᠰᠦᠪᠡ

mojohead (23.5.2008, 18:22):

кстати, "манглай" - по-уйгурски "лоб". видно, заимствование.

есть еще "танглай" - нёбо.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/132-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%8F/page__st__120__p__53459#entry53459

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каз:

Маңдай (мангдай) - 1. лоб; 2. передняя, лобовая часть; 3. передовой, самый лучший

равно и -

Сүбе (сюбе) - лучший, наилучший, самый лучший, авторитетный

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что вначале центром Могулистана был Илийский край - Семиречье (Север современного СУАР и Юго-Восточный Казахстан).

да возmожно, потоm значенiе Алmалыка потерyaлось. вiдimо после войн с Тimуроm. Но ханоm Туглук-тimур-хан был провозглашен в Аксу.

Кстатi заmетьте, что хранiтелyami родословной-тазкiра (жiзнеопiсанiya) туглук-тimур-хана былi таранчi mестные, iз поколенiе в поколенiе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, ув. профессор. Это История Казахстана в русских источниках. Т.5. С. 372 - 376.

Книга целиком здесь (за № 161), запостил ув. Eitutmush:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/610-%d0%ba%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b8/page__st__160

Большое спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да возmожно, потоm значенiе Алmалыка потерyaлось. вiдimо после войн с Тimуроm. Но ханоm Туглук-тimур-хан был провозглашен в Аксу.

Кстатi заmетьте, что хранiтелyami родословной-тазкiра (жiзнеопiсанiya) туглук-тimур-хана былi таранчi mестные, iз поколенiе в поколенiе.

Разумеется, ведь современные уйгуры являются прямыми наследниками Могулистана, ведь если бы инициатива по созданию ханства в Дешт-и-Кыпчаке была в руках кочевников Семиречья - дулатов и уйсуней, то Казахское ханство называлось бы Могулистан.

Кочёвое население Семиречья вошло в состав Казахского ханства, но, на правах СТАРШЕГО жуза, чем казахские племена и ханы выразили дань традиции и уважения - родственникам и сподвижникам Чингизхана, "гражданам" старшего государственного образования - улуса Могулистана.

Сами же взяв золотоордынское и кавказское наименование для государственного объединения "казак", которое принесли в Дешт-и-Кыпчак аргыны с запада.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется, ведь современные уйгуры являются прямыми наследниками Могулистана, ведь если бы инициатива по созданию ханства в Дешт-и-Кыпчаке была в руках кочевников Семиречья - дулатов и уйсуней, то Казахское ханство называлось бы Могулистан.

Уйсуны не из Могулистана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уйсуны не из Могулистана.

дулаты тоже часть уйсуней

кстати, читал работу асан-кайгы по старшежузовским племенам, вроде как пока происхождение от могулов также не подтверждено, а близость к уйсуням несомненна. по шеджере ведь тоже самое. ну не может ведь быть такого чтоб дулаты совсем забыли о своих предках творящих дела в могулистане.

причисление племен старшего жуза допустил Юдин, другие же эту идею подхватили, никто критически не отнеся к его утверждениям.также никто ими (могулами) серьезно не занимался после него, так попутно. серьезных работ по ним до сих пор нет.

я склонен к мнению, что могулы тюркизировались в среде языков близких к лингвистическим группам из эпохи караханидов, как и чагатайцы в мавераннахре.мы ведь знаем что ко времени прихода монголов, в этих регионах жили племена даже имевшие что то типа государственного объединения - карлуки во главе с Арслан ханом (Илийский край), владение тюрка Бузара, где то там же, племена говорящие на этих языках жили также на всей территории Кыргызстана, и Мавераннахра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дулаты тоже часть уйсуней

кстати, читал работу асан-кайгы по старшежузовским племенам, вроде как пока происхождение от могулов также не подтверждено, а близость к уйсуням несомненна. по шеджере ведь тоже самое. ну не может ведь быть такого чтоб дулаты совсем забыли о своих предках творящих дела в могулистане.

причисление племен старшего жуза допустил Юдин, другие же эту идею подхватили, никто критически не отнеся к его утверждениям.также никто ими (могулами) серьезно не занимался после него, так попутно. серьезных работ по ним до сих пор нет.

я склонен к мнению, что могулы тюркизировались в среде языков близких к лингвистическим группам из эпохи караханидов, как и чагатайцы в мавераннахре.мы ведь знаем что ко времени прихода монголов, в этих регионах жили племена даже имевшие что то типа государственного объединения - карлуки во главе с Арслан ханом (Илийский край), владение тюрка Бузара, где то там же, племена говорящие на этих языках жили также на всей территории Кыргызстана, и Мавераннахра.

К шежире, как к продукту народного устного творчества не стоит доверять, хотя какая-то истина конечно в них завуалирована. К примеру теперь м ы прекрасно знаем, что уйнуни, аргыны и алчины вовсе не братья, а совсем разного происхождения.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1840-1860/Zharkov/text1.htm

ЗАПИСКИ КУПЦА ЖАРКОВА

...У этого Алача-хана было трое сыновей, одного звали Юйсюн, другого Аргын, а меньшого Альчин. Вот их то потомки, разродившись, и называются теперь одна — Юйсюнцами, другие Аргынцами, третьи Альчинцами; первые составляют старшую сотню, Улу-джуз, или, как в старые годы говорили — Большую Орду, вторые — среднюю сотню, Урта-джуз, или, как в старые годы говорили, —Среднюю Орду, а третьи — [218] младшую сотню, Копи-джуз, или, как в старые годы говорили, Меньшую Орду...

Но вот мифического предка казахов Алача-хана, кроме, как в Могулистане не зафиксировано, даже близко похожего нет.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1780-1800/Taskent/text.htm

СКАЗАНИЕ О ТАШКЕНТЕ

/л. 354а/ 1... В те счастливые, благословенные времена в странах кипчакской степи [и] в городе Ташкенте от четырех частей ташкентской округи на украшающем власть престоле [пребывали] четыре вельможи этого города, знатного Аулайкулиханского 2 рода. Происхождение их отцов и дедов, через лиц, записанных в родословной по степеням их [174] достоинства, возводится непосредственно к Алача-хану 3, Юнус-хану 4 падишаху, Бабур-хану 5 до эмира Тимура Гургана, до Чингиз-хана кипчакской степи, Огуз-хана 6, Бузанчар-хана, Кара-хана 7 кипчакской степи и до потомков святого Нуха, привет ему, Сама и Яфета, как мы записали, приведя в порядок, в предисловии к славной генеалогии, включающей эту длинную родословную. От «их произошли правившие в те дни в этом городе их сыновья и внуки, герои того времени, воины-/л. 354б/ богатыри...

Вот в этом источники, как понял 19 века "Аулайкули" предполагается вроде, как "Аблайхан" и предками называются и Алача-хан, соответственно Юнус-хан, Бабур, Темирлан, Чингизхан, Огуз-хан и Караханиды тоже. ну и Ной тоже. А ведь истина тоже есть: династии менялись, а люди оставались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карлук (Харлаг)тоже есть среди монголов.

Интересно былоб узнать их родословную, ну самое главное родственны ли они тем, первым карлукам, через ДНК сравнить со среднеазеадскими (которых по всей видимости еще надо выявить), предположу значительное доменирование R1а(б)..Карлуки слижком уж отличаются от тюрков того периода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно былоб узнать их родословную, ну самое главное родственны ли они тем, первым карлукам, через ДНК сравнить со среднеазеадскими (которых по всей видимости еще надо выявить), предположу значительное доменирование R1а(б)..Карлуки слижком уж отличаются от тюрков того периода.

Они уже монголы по всем параметрам.Только генетический гаплотип может быть не С3.

"Зулхар" такой род есть у среднеазиатских карлуков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они уже монголы по всем параметрам.Только генетический гаплотип может быть не С3.

"Зулхар" такой род есть у среднеазиатских карлуков?

Существует объяснение этнического названия из кыр - степь, кырлык - степняки. Тогда почему в Монголии харлаг, а не хээрлэг?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существует объяснение этнического названия из кыр - степь, кырлык - степняки. Тогда почему в Монголии харлаг, а не хээрлэг?

Обьяснение не правильно.Даже в ССМ написано Карлуут.А курлеут,курлаут тогда кто?

§ 235. Qubilai-Noyan-i Qarluut-tur čauraulba. Qarluud-un Arslan-qan Qubilai-tur elsen ireĵuui. Qubilai-Noyan Arslan-qan-i abuat ireĵu Čiŋķis-qağan-tur aulĵaulba. Ese bulqaba, keen, Čiŋķis-qağan Arslan-i soyürqaĵu, oki oķuye, keen, ĵarliq bolba.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обьяснение не правильно.Даже в ССМ написано Карлуут.А курлеут,курлаут тогда кто?

В ССМ все тюркские имена и этнонимы переданы (переведены?) на основе монголоязычной фонетики и потому ничего удивительного нет.

К примеру, в китайской династийной хронике Таншу этноним передан в звучании, близком к моей версии кыр/хэр - степь: гэлолу.

Наверно никто не станет отрицать наличие в этнониме суффикса -лыќ (к примеру казахи говорят алматы-лык, т.е. алматинец), тогда как основа "кар/кыр" может означать что угодно: кыр - степные, степняки, из степи; кару - вооруженные, сильные; кары - родственные; кары - толпа головорезов, банда разбойников и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существует объяснение этнического названия из кыр - степь, кырлык - степняки. Тогда почему в Монголии харлаг, а не хээрлэг?

В тюркских языках слово "кыр" имеет значение "поверхность, над чем то" то есть смысл "возвышенность".

Казахи, т.е. окипчакизированные халха-монголы :lol:, не правильно используют это слово. Может спутали из-за похожести монгольского слова "хээр, qeger".

Степь на тюркском "шөл".

И "кыр" и монгольский "хээр, qeger" не имеют связь.

Вообще-то на монгольском "хээр" - не степь, а что-то в обобщенном смысле можно понимать как дикая местность, безлюдная, конечно не лесистая.

Степь на монгольском - "тал".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то на монгольском "хээр" - не степь, а что-то в обобщенном смысле можно понимать как дикая местность, безлюдная, конечно не лесистая.

Степь на монгольском - "тал".

Уже неоднократно выясняли, ваши слова оказались необоснованными фантазиями. Вот и сейчас вы подтвердили, что заимствованное у казахов слово степь используется с измененным значением, как "хер" - дикая местность.

Вдобавок приводите и другой казахизм "тал" (дала).

http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/степь/

Основа слова гл. қыру - соскоблить, сбритьи сущ. қыр - ровная грань.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...