Активность
- Сегодня
-
О мясе с рисом ("с сорочинским пшеном") писали Я. Гавердовский (о западных казахах), Н. Дубровин. (о кара-ногаях), ссылки выше. Ты словно не казах вовсе. )) Лук не "сыпят" на мясо, а мясо поливают туздуком, в котором варился лук. Покажите что приводил Steppe Man, вместе посмотрим. Выше я, например, привел слова Бларамберга за 1836 год, что в юрте у калмыцкого князя Тюменя: "… бешбармак («пять пальцев») - рубленое мясо в соусе, которое калмыки едят руками". Но по названию можно же понять, что калмыки заимствовали его у соседей, вероятно, у кара-ногаев или у западных казахов. Точно не казак. ) Қуырдақ емес пе? Құртты сорпаға қоспай ма? Не путайте. Все зависит какой регион и это логично. Если был оседлый или полуоседлый, то издревле использовали плоды земледелия, если кочевой - то продукты скотоводства. Если в оседлых и полусоедлых регионах рис, мука/тесто, овощи использовались издавна, то в кочевые регионы они пришли недавно, начиная с сер. 19 века по 20 век.
-
У нас особых мясных блюд немного, основные - это каурдак (куырдак, куурдак) и мясо по-казахски, или ет или ас. Злаковые культуры стали использоваться на территории Казахстана очень поздно, поэтому само блюдо представляло собой отваренные куски мяса, к нему подавался бульон, мясо поливалось соусом "туздук", который состоял из бульона, соли и специй, иногда в него добавляли курт. Тесто появляется позже, где-то уже в XIX веке, а до этого было просто мясо в большом количестве", - говорит Асанова. Видите без теста называли ет или ас ,вопрос закрыт , разобрали его Итог ,с тестом беш , без теста или риса вашем случае ет или ас
-
Изначально он у вас был рисом как пишут источниках , что заметил у вас много сыпят лук, зачем ? У нас в шашлык столько лука не добавляют По поводу заимствование , есть упоминание о беше за 1722 г у джунгар привел Степ Мэн , есть ранее источник ? Хоть с ЗО , если нет таких источников , то вам остаётся признать что оно заимствованное
-
Обрусевших как таковых казахов не бывает, это байка. Даже казахи исконно населяющие российские регионы не являются таковыми. Правильно выражаясь, есть казахи, окончившие школу на русском языке, живущие и работающие в окружении русскоговорящей среды. Но даже они не едят мясо сурков. В Монголии он широко продается для кого, для Пушкина что ли? Я вас спрашиваю )
-
Судя по вашим постам у вас искаженное понимание ингредиентов и названия блюда. В том оригинальном виде, каким оно было у казахов Степного края вплоть до сер. 19 - 20 в.в. (мелко нарезанное/накрошенное варенное мясо конины или баранины с соляным соусом), оно конечно же исконное казахское. Кстати, вы автор нового термина "джунгарский бишпармак", поздравляю. ) У вас разве не называют палау? "еттің кусогы" )
- Последняя неделя
-
Бешбармак хоть нац.блюдо , оно заимствованное , скорее всего от джунгар К примеру плов мы же не называем куриш ас или куриш пысыру
-
19-летний торгууд. 1883 год. Интересно какой у них днк? Предполагаю, что ничем не связан с халхасцами. Предполагаю, что близок к керейскому старкластеру. Слово за нашими спецами - asan-kaygy, лимфоцит и др.
-
Дорогой наш инстаграмщик, Думанщчик. Казахское региональное разнообразие коснулось даже названия этого национального блюда и названия его теста. В прошлые годы я попытался сделать их подборку, пусть даже не полную. Из списка у казахов Павлодарской, Омской, Новосибирской, Тюменской областей и Алтайского края само блюдо - ет, реже - ас, а тесто - қайыс нан, просто нан, реже - жәйма. У вас в ЮКО, если я не ошибаюсь, само блюдо по-разному - бешбармақ, ет ауқат, қамыр ауқат, қамыр тамақ, а тесто - қамыр (беш - это на каком языке? ауқат - на каком языке? қамыр - на каком языке?)
-
Кулак Нан ? https://www.instagram.com/reel/DPGs2zljIJq/?igsh=MXJyb2o3eXd1cXhobQ== Поесть кулак нан, у вас это как событие , у нас бешом никого не удивишь
-
Подача трех видов плова на одном лягане в ташкентском "Kamolon osh labzak" - Чойхона, Зигир, Чунгара: https://youtu.be/_KylN4Y16cU
-
Разница большая, все кроется в традициях, жир - для лечения, мясо - это еда. Это не так. Казахи для лечения употребляют жир барсуков и сурков, но их мясо не едят. Хороший пример монголы, они употребляют барсучий жир, но в отличие от сурчиного барсучье мясо не едят.
-
Наш инстаграмщик опять всё напутал. )) По моей ссылке автор из Шымкента пропагандирует мясо сурка. По твоей ссылке казахи в наших горах Ерейментау охотились на сурков ради полезного жира и меха (кстати, до сих пор некоторые охотятся только ради жира). Об этом была даже отдельная тема:
-
Сурок. Суыр. Сурок был довольно распространен в Акмолинском уезде. Его можно было встретить во всех горных и холмистых местностях уезда, в особенности же в Еременских горах и во всех горах, находящихся к югу от верхнего течения реки Нура и в Засарысуйской горной части уезда. Казахи охотились на сурков с ружьем, тоже выжидая выхода сурка из норы. Шкуры сурков выделывали на мех, для подбивки зимних бешметов, a сало употребляли так же, как и барсучье. Однако в сравнении с салом барсуков, жир сурков считался более действенным и как лекарство, и как смазка кожаных предметов седловки. Заяц беляк. Қоян. Заяц беляк довольно часто встречался по течению реки Нура, имея защиту от хищников в зарослях тала, покрывавших берега этой реки, и встречая всегда в долине Нуры обильную пищу Беляк водился в довольно большом количестве в северной части уезда, где у него было много мест для укрытия от множества врагов, одинаково усердно его преследовавших. Чем южнее, тем реже он встречался. К югу от течения реки Сарысу и в долине этой реки беляка не водился. Поэтому одним из самых южных мест его местообитания в Акмолинском уезде считали урочище Караагач, в лесных зарослях которого беляка нередко видели.Казахи охотно употребляли в пищу и тот, и другой вид зайца
-
Для инфы по ссылке: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2349992001948985&id=1881885992092924&set=a.1888314924783364 более подходящая тема эта: Как считаете, Думан?
-
Череп возрастом в миллион лет может переписать эволюцию Цифровая реконструкция раздробленного черепа, найденного в Китае, указывает на то, что ключевой этап эволюции человека мог произойти в Азии на сотни тысяч лет раньше общепринятой даты.  Екатерина Альбова Автор Наука Mail  Результаты исследования основаны на реконструкции раздробленного черепа, обнаруженного в Китае в 1990 годуИсточник: Unsplash Цифровая реконструкция черепа возрастом около миллиона лет, обнаруженного в Китае, может кардинально изменить представления об эволюции человека. Согласно исследованию наши предки отделились от более древних гоминидов на 400 000 лет раньше, чем считалось, и это могло произойти в Азии, а не в Африке. Выводы основаны на анализе черепа, обозначенного как Юньсянь 2, который был найден еще в 1990 году, но только современные технологии позволили его полностью восстановить. Используя методы компьютерной томографии и виртуальной реконструкции, международная группа ученых создала целостную модель черепа. Ранее его относили к Homo erectus. Однако новый анализ выявил комбинацию черт, сближающих его с более поздними видами, включая Homo sapiens и недавно открытого Homo longi. Антрополог Крис Стрингер из Музея естественной истории в Лондоне, участвовавший в работе, заявил, что это открытие во многом меняет научные представления. Оно свидетельствует, что около миллиона лет назад предки человека уже разделились на отдельные эволюционные линии. Это указывает на более раннее и сложное разделение. Исследователи полагают, что реконструированный череп возрастом миллион лет принадлежал виду Homo longi, открытому в 2021 годуИсточник: Исследователи полагают, что реконструированный череп возрастом миллион лет принадлежал виду Homo longi, открытому в 2021 году Если выводы верны, это означает, что такие группы, как неандертальцы и денисовцы, могли сформироваться значительно раньше. Кроме того, открытие ставит под сомнение давнюю парадигму о том, что ранние люди расселились по миру исключительно из Африки. Майкл Петралья, директор Австралийского центра исследований эволюции человека, не участвовавший в исследовании, отметил, что работа вносит путаницу в традиционные взгляды и повышает роль Восточной Азии в истории гомининов.
-
Славная миграция. Что генетика рассказала о происхождении и расселении ранних славян
-
Славная миграция. Что генетика рассказала о происхождении и расселении ранних славян
-
«Китайская компания уничтожила наше наследие»: археологи бьют тревогу в Туркестанской области https://orda.kz/kitajskaja-kompanija-unichtozhila-nashe-nasledie-arheologi-bjut-trevogu-v-turkestanskoj-oblasti-407073/
-
Отказался от датировок Кенжеахмета 1447 и 1453. Раньше поддерживал их
-
Кто такие узбеки Курама. Судя по всему, ответ один – это узбеки казахского происхождения. Можно процитировать отрывки про них: 1. «Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек». 2. «В 1964 году Т.Файзиев упоминает о том, что есть следующие кураминские племена и рода: япалоқ, самарчуқ, кўчартўп, бойтўп, қалмоқтўп, қатағон, жағалбойли, сувти, ойтамғали, бештамғали, қўштамғали, саритамғали, элтамғали, ачамайли, қонжиғали, самсирак, жалойир, уйшун, керайит, олчин, арғин, кебанак, чиликчи, чилкор, қорасийрак, қайсар, тортувли, болғали, қайтмас, санам, шийқа, галаботир, жунбош, обиз, мўғул, бўрончи, эйвалак, керовчи, тама, телов, таракли, дўлот и другие. Предки этих кураминцов живут до сих на этом регионе и части этих племени проживают Ферганском, Наманганском, Самаркандском, Сурхандарьинском вилоятах Узбекистана». 3. В.В.Радлов писал: «Между Ташкентом и Ходжентом живет небольшое татарское племя, называющее себя курама. Оно состоит из пяти родов: джалаир, телеу, тама, жагалбайли, тараклы. Название курама было дано им как раз потому, что они составлялись из многих племен («Курама» – «сшивать, собирать из кусков»)» 4. «По сведениям Н.Турсунова, в источниках Кураминские узбеки точно родственны казахам, даже роды одинаковые. Кураминские роды: Катаганы, Дурмен-Барласы, Баршалыки, Мангитайи, Моголтайи, Кунграды (Байсыновские кунграды), Кыпчаки, Таракты, Ногайлы, Алтай-Карпыки.В современной топонимике Северного Таджикистана можно встретит названия селений Найман, Мангит, Парчаюз, Турк, Киргиз, Кенагаз, Чагатай, Катаган, Кипчак, Курама, Кирк и другие отражают названия родовых племён и групп. У подножия хребта Кураминских гор (Ходжентский район) располагались аулы Такмак, населённый курама групп карокуйли и каросийрак. В ауле Уткансай жили курама, килич, баявут. Джангилик - место расселения курама группы бешкал, уста, каракуйли» В общем отметив немного их историю, хотелось бы перейти к первому результату ДНК, которому мы сделали Биг У700. Шохрух (BP91141), узбек-Курама из Таджикистана, относится к племени Балгалы, сдал ДНК и он попал в гаплогруппу R1a. Субклад ZQ-651 https://discover.familytreedna.com/y-dna/R-ZQ651/story На 37 маркерах 2 совпаденца оба казахи: Кердери-Култай и еще один казах (род надо выяснить, видимо Кердери также, так как этот субклад у них есть повсеместно) На бигах вышло, что в их субладе сидят еще 2 дополнительных человека (видимо они поставили настройки, чтобы их не видели ДНК-совпаденцы), один из них также из Казахстана. Субклад возник в 1650 году. Самый ближайший к этому кердерийскому субкладу какой-то араб из Кувейта. Возраст жизни первого общего предка 3250 лет назад. Как мне видится вкратце история данного субклада и представителей племени Кердери, кто относится к данному субкладу. Кердери входит в список 92 узбекских племен, так что родоначальник данного племени (возможно его звали Кердери) служил Узбек-хану в Золотой орде и вместе с ним принял ислам (все кочевники Золотой орды, принявшие ислам с Узбек-ханом, далее стали называться узбеками). Далее если следовать гипотезе Радика Темиргалиева, конфедерация Жетиру, куда входили Кердери, после пресечения Батуидов, служили Шибанидам. После краха Сибирского ханства в конце XVI века, отдельные Шибаниды, вместе с Жетиру перешли в состав Казахского ханства На карте Иоганна фон Страленберга (реалии первой трети XVII века), племя Кердери большое и живет на северо-востоке Казахского ханства. Восточнее Сузака и Карнака, севернее Ташкента и западнее Балхаша (современная Жамбыльская область) Кердери на этой карте живет прям на границе с джунгарами, которые заняли Жетису. По моему мнению, Кердери в XVII-первой четверти XVIII века сильно пострадали от джунгар как ближайшие соседи, поэтому их численность так сократилась, а также именно в этот период предок Шохруха из подразделения Балгалы, ушел на территорию южнее Ташкента и стал жить среди новой этнополитической общности кураминцев. Остальные Кердеринцы ушли на запад и сейчас они живут в основном в Западном Казахстане. Вот такая вот генетическая история.
-
Мда. Нурлан Атыгаев это конечно нечто. Алшыны Барак хана у него почему то из Ногайской Орды появились при этом 0% аргументации. Та же старая концепция, что Старший жуз это местные могульские племена. Короче ничего нового, те же старые ошибки кочующие из года в год.
-
Летопись тюркской цивилизации. Том 1. Тюркский мир в VI–XII вв. Коллективная монография / отв. ред. В. И. Молодин, С. В. Землюков ; Алтайский государственный университет, Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». — Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2023. — 480 с. https://www.academia.edu/114926064/Chronicle_of_the_Turkic_Civilization_Volume_1_The_Turkic_World_in_the_Sixth_and_Twelfth_Centuries?fbclid=IwY2xjawNCyxFleHRuA2FlbQIxMABicmlkETFmdFd6VVZ4b2lONDFhTFVFAR6dcVtKpp71RoM2x5Gkst9X1SYyj-gV09CN7j_aAqhcp1WgTQJvVliT8oGeog_aem_nbP1EEJymAwe5JvyVpjPng