Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Сегодня
  2. Ну если название из 19 века для вас новодел то ладно.
  3. Уберите тесто и называйте ет асу , какие проблемы ? В оригинале не было же тесто
  4. Ув. Рустам байке когда наши историки или специалисты снимут документальный фильм про монгольских кыргызов ? На ютубе смотришь, наши к ним ездят, но устно рассказывают и как то неинтересно. Хочется увидеть документальный фильм про них, как они живут, их рассказы как попали в Монголию, из каких родов состоят, знают ли они про фуюских кыргызов, про тарбагатайских кыргызов. Вообще они ответвление Тянь Шанских или Алтайских кыргызов ?? Также сняли бы документальный фильм про тарбагатайских кыргызов прекрасно было бы.
  5. Из фондов ГИМ Саукеле Северо-восточный Казахстан Сер. 19 века (приобретен у П.С. Кузнецова в 1899 г.)
  6. Вспомнились слова из айтыса Балгынбека Имаша: "... Атаңның басы бешбармақ, ет асу дейді қазақта". 😃
  7. Полностью с вами согласен. Но с оговоркой, что если сильно захотят власти, то какую-то часть (культуры, верований, обрядов, терминологии) уберечь можно.
  8. Трудно будет избавиться от заимствований и новоделов ставшими нормой. В Узбекистане в 1920–1930‑х годах пытались вытеснить персизмы, заменяя их тюркскими словами (ориентируясь на старочагатайский) и искусственно созданными неологизмами. Все равно разговорная речь сохранила персидскую лексику, а на фоне индустриализации и русификации, в язык вошло множество русизмов. В 1990‑х снова перешли на латиницу, однако кириллица используется в повседневной письменности. В Турции кампания по искоренению арабизмов и персизмов была ещё более целенаправленной. В официальной и научной речи заимствования маргинальны. При этом в бытовой речи сохранилось много заимствованных слов, и также появилось много новых из английского и французского. Другой радикальный пример из Хорватии. Всех подробностей не знаю, но утверждают, что у них давно (более 100 лет) усиленно борются за чистоту язык. Похожий результат, как и в Турции и Узбекистане - в быту продолжают пользоваться привычными заимствованиями и охотно принимают новые. Похожее происходило  в Балтии: в Литве старались уменьшить влияние славизмов, а в Латвии - германизмов, вводя заимствования балтских или собственные неологизмы. Примеров много. Сложно это все с заимствованной лексикой в бытовой речи. Пока от одних избавишься , появятся другие. Хотя бы разобраться с алфавитом. Так что, если народ не захочет отказываться от названия бешбармак, то будет бешбармак. Молодежь сократит его до беша. ))
  9. Да, так оно и есть. Где-то давно традиционно используется, а где-то начинает использоваться, особенно активно молодым поколением (обрусевшим). Власть все эти вопросы, культурного и религиозного характера, давно отправило в стихийное свободное плавание. А я считаю, что во всех этих вопросах обязательно нужно гос. регулирование, на самотек впускать их нельзя, это угроза сохранения традиционных ценностей, культуры и духовности предков. Такими темпами лет через 30-50 все будут называть главное национальное блюдо коротко "беш". )) В Чинозе я видел хорошие ножи ручной работы.
  10. Почему по другому? К числительным 3 и 4 добавлено числительное 100, как во многих языках, как и в казахском языке - гурван зуу, дөрвөн зуун. А вот 30 и 40 точно образованы по другому. О жабағы я не писал. Но раз вы затронули, то напишу. Нашим казахским жыйирманшыведам везде мерещатся монголизмы в родном языке.)) Жабағы у казахов это название свалявшейся шерсти у скота (линяющей), которая появляется у жеребят ближе к 1 году, поэтому жеребят в таком возрасте за такой свой вид казахи называют жабағы. В русской литературе 19 века много упоминаний о такой шерсти овец и верблюдов (джебага, джибага), закупаемой у киргизов (казахов). Жабагы у казахов - это самый ранний возраст у лошади, с которого казахи, пусть и редко, режут на мясо. Кулын не режут. Термин древний, зафиксирован в ДТС: Вот вам еще Этимологический словарь татарского языка: ЯБАГА [йаºбаға], диал. җабаға, җабағы (ДС I: 260) «линяющий; линяющий (однолетний) жеребёнок; шерсть-линька» > мар. (Саваткова: 235) явага «ике яшьлек бия», удм. ябалга «икенче яшьтәге колын; ябага», чув. (< кр.-тат. яки нуг.) йопах, йупах «ябага йон», йупах тыйха «ябага тай» < гом. кыпч. *йабаға, ком., нуг. ябағы, каз., к.-калп. жабаға, кырг. җабаға, к.-балк. җабағы, аз. йапағы, йапағи һ.б. < бор. төрки (ДТС: 221) japaγu, jabaqu id., к. ш. ук кар. йапаға «кыркылган йон», гаг. йапаа «йон, сүс», бор. төрки уapaγu qoj «куе йонлы сарык» (к. Clauson: 874–875); сүзлекләрдә бор. төрки jap «йон» сүзеннән икәнлеге күрсәтелә, әмма ясалышы аңлатылмый. Безнеңчә, сүзнең бор. яңгырашы удм. телендә сакланган йабалга сүзендә: йаб-а-л-ға; йап → йапа- «йонлау, йон үсү» (шуннан аз., төр. йапақ, yapak > тат. диал. йапақ «ябага») → йапал- «йонлану, үзендә куе йон үсү» → йапалки (төркичә) > *йабалгы яки *йапалга(й) (монголча) > ябагы, ябага-. Монг. дагаки «ябага» < ǯawақи < алт. дьябақы. Рус. ябага, ебага, джабага, чибага, джибага «язгы сарык йоны; ябага тай» тур. Аникин: 182, 195, 720; Räsänen 1969: 188; ЭСТЯ IV: 125–126; Ахметьянов 1989: 79. К. Ябык I. Кстати, в монгольских языках аналогичного термина для мохнатого годовалого стригунка я не нашел. Если у нас условно "от рождения до 0,5 года - ок. 1 года - перед 2 годами" это "құлын - жабағы - тай", то у них, емнип, "унага и сразу даага". Вот вам и монголизмы, ув. Jagalbay. ))
  11. Можно ссылку на эту информацию?
  12. Шумерская цивилизация - одна из самых древних. Цивилизация возникла в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака). Шумеры разработали письменность минимум 5 тыс. лет назад, создали первые города, кодексы права, культовые храмы. Древнеегипетская культура оформилась немного позже. Культурные связи древнеегипетской с Шумером обсуждаются, однако прямых археологических доказательств их влияния мало. Древнегреческая религия и культура значительно моложе шумерской и древнеегипетской. На её становление древнегреческой повлияли Египет, Вавилон, Финикия: Астрономия и календарная система из Вавилона. Математика - под влиянием вавилонской арифметики и египетской геометрии. Классическая евклидова геометрия, которую до сих пор изучают шкодники в старших классах, была изложена Евклидом в Александрии  - тогдашнем крупном научном центре эллинистической эпохи. Мифологические мотивы и ранние архитектурные формы заимствовали у древнеегипетской культуры. Мореплавание и торговлю греки переняли у финикийцев. Финикийская азбука легла в основу греческого алфавита. Греки воспринимали Египет как колыбель древней мудрости. Геродот писал, что некоторые греческие божества  восходят к египетским культам, а многие мыслители того времени (Пифагор, Фалес, Платон, Геродот) посещали Египет, чтобы изучать там математику, астрономию, религию. Древний Рим впитал значительную часть греческого наследия: философию, религию, искусство. Начало кораблестроению дало соперничество с Карфагеном - финикийской колонией в северной Африке. Римляне копировали и совершенствовали карфагенские корабли. Позже распространились семитские религии - иудаизм, христианство, ислам, - сосуществуя с более ранними традициями и культурами шумерского и других народов региона. Классический арабский и культура сложились на западе и северо-западе Аравийского полуострова. Ранние арабы впитывали традиции и культурное наследие Месопотамии, Сирии и Финикии. После создания исламского халифата арабы стали посредниками персидских, греческих и знаний. Добрались до западной Африки и юга Испании. Со временем на Ближнем Востоке распространились семитские религии (иудаизм, христианство, ислам), сосуществуя с досемитскими традициями и религиями. Хараппская цивилизация Индской долины почти не повлияла на Западную Евразию. Её духовное наследие, прежде всего буддизм, распространилось главным образом в Восточную и Юго‑Восточную Азию. За исклечением отдельных моментов - цифры вероятно пришли к арабам, а затем в Европу и по всему мир. Выдающиеся учёные исламского Золотого века с территорий современного Узбекистана: Аль‑Хорезми (8-9вв). Книга об алгебре. Его латинизированное имя Algoritmi дало слово 'алгоритм. Осенью 1979 г. профессор Стэнфордского университета Дональд Кнут (известная личность в некоторых кругах и автор книг по алгоритмам) посетил г. Ургенч (Узбекистан), посвящённом 1200‑летию аль‑Хорезми. Это в самый момент разгара противостояния между Западом и СССР. Это событие подчёркивает значимость трудов аль‑Хорезми в истории данной области науки. Ибн Сина (10 век). Место рождения - окрестности Бухары. Труд: канон врачебной науки. Главный мед. справочник Европы до 16 в. Аль‑Бируни (10 век). Астроном, географ. Место рождение (Бируни , Узбекистан (респ. Каракалпакстан)). Измерил окружность Земли. Аль-Бухари (9 век) . Окрестности Бухары. Собиратель хадисов. Аль-Фергани (9 век). Кува, Ферганская область. Астроном. Автор Книги об небесных движениях. Известный труд в Европе длительное время. Древнегреческая, позже Византийское утратили свое влияние в 15 веке. Вскоре в 'Белокаменной' зародилась идея 'Третьего Рима', претендовавшая на культурное и духовное наследие Византии. Видимо из-за комплексов неполноценности. Претензия на Третий Рим и духовное наследие это такой же оксиморон, как и претензия на сакральную легитимацию калмаков захвативших Тибет. История знает и другие примеры, когда державы, считавшиеся по меркам тогдашних центров менее развитыми - с небольшим числом городов, менее развитой письменной традицией, институциональной системой, стремились закрепить за собой формальный титул духовного покровителя или даже верховного главы той или иной религии. Я сейчас не рассматриваю Османскую империю. Османская империя уже обладала значительным духовным и культурным наследием на Ближнем Востоке в 15-ом веке, когда титул халифа принял Османский султан Селим I. И то во многом титул халифа у султана был во много символическим за пределами Османской империи. В итоге можно сказать, что значительная часть культурных и традиционных основ народов Западной Евразии восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока и Египта. У народов Восточной Азии сложилась собственная, во многом независимая цивилизационная традиция.
  13. Вчера
  14. Ну прямого отношения не имеет да. Но Месопотамия это по сути колыбель ближневосточной, а затем и европейской цивилизации. Месопотамия повлияла на древнеегипетскую и древнегреческую цивилизации. Древнегреческая на древнеримскую, а европейская цивилизация как мы знаем построена на принципах и наработках древнеримской и древнегреческой цивилизаций. Если Месопотамия косвенно появляла даже на европейцев, то на арабов она не могла не повлиять.
  15. Среди 40 батыров Крыма присутствует Манас. Он к какому роду принадлежал со слов Мурын жирау?
  16. причем тут 300 и 400, они по другому образованы
  17. Пишут раньше казахи заказывали ножи у мастеров в долине - Коканде, Маргилане, Чусте. Заказывали или нет, но название присутствует. Для разделки рыбы.
  18. Город Чуст (Наманганская область) известен мастерами по изготовлению ножей. В городе мастера изготавливают ножи для разделки рыбы. Такой нож называется козоқча пичок. Не просто так дали это название ножу. --- Но ножами-пичаки такого типа любят использовать и рыбаки, живущие по берегам рек и озер на всей территории Средней Азии.Линия обуха клинка ножа "козоқча" при-мерно с середины длины образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находя-щемуся на линии обух-рукоять. Образовавшаяся выемка затачивается посредством небольших спусков, идущих по боковой поверхности клинка к выемке. Для этого металл клинка под выемкой. нимается с одной (односторонняя) или обеих сторон (двухсторонняя заточка).Как видим, ножи-пичаки с клинками типа "толбарги" и "козокча" -это функциональные узкоспециализированные ножи, при помощи которых выполняется вполне определенный тип работы. https://inlibrary.uz/index.php/doctors_herald/article/view/9126/9554 --- --- Узбекские ножи подразделяются по своим формам на: тугри – прямые, то есть с прямым полотном и лезвием (в Маргилане такие ножи называются «тугри пичок» - «прямой нож», в Асаке – «рибак», а в Намангане – «тугри пичок» или «ханжар» - «кинжал»), кайрли – изогнутые, с изогнутым к конечному острию полотном и лезвием (их называют «киличак пичок» - «саблевидный нож» или «чакмокли пичок» - «молниевидный нож»), и бодомча – с широким от рукояти и на тупой стороне ложа ближе к концу с выщербленными выбоинами в виде полукружий, называемыми в народе «камалак» - «бабочками» (в Коканде их называют «козокча», в Маргилане – «козоки», то есть оба - «казахские», в Намангане – «бодомли» - «миндальные, миндалевидные» или «козокча»). https://rizoakhmad.blogspot.com/2018/08/blog-post_52.html --- Казахские ножи для разделки рыбы сохранились, а казахские блюда из рыбы где? ))
  19. Каков в Казахстане консенсус относительно названия? Новодел который давно стал нормой?
  20. Казахи Ирана. С 24-52 мин. мужчина говорит, что им незнакомо название "бишпармак" и что они всегда называют блюдо "ас":
  21. Отличия от привычного нам на севере: - мясо отделили от костей - тесто кубиками-ромбиками - колбасы начинили цельным мясом с жиром, причем проткнули их до варки - в деревянных блюдах с тестом много жидкости (сорпы) - добавили в него варенные морковь, сырой лук и стручковый острый перец - баурсаки по размеру как у нас, но тонкие, хотя у нас нередко бывают еще крупнее - чай по ходу зеленый, без молока Кстати, у ребят хороший аппетит ))
  22. В Узбекистане люди, независимо от своего происхождения и культурных традиций, обычно относятся к процессу приготовления различных блюд с особым вниманием. Но это может быть предвзятое мнение. Похоже на семейный бизнес казахской семьи.Ташкентская область на границе с Казахстаном. Готовят бешбармак из конины на дровах. Баурсаки можно было бы сделать меньшего размера. Видео 15 минут.
  23. Корень монгольского числительного 3 не "гу", а "гур", отсюда формы - гурав, гурван, гурбан и др. Корень числительного 4 тоже не "дө", а "дөр", отсюда формы - дөрвөн, дөрөв и др. (это, вероятно, косвенно подтверждается основой казахской параллели 4 "төр[т]", а не "тө"). Если все таки допустить факт заимствования этих 2-х терминов, то казахи должны были называть скот: вместо құнан - құрбан или шүдлэн, вместо дөнен - дөрбен или хазаалан. Такого нет и в помине. Кстати вопросы: - почему вы игнорируете числительные 3, 4 и 300, 400, а уцепились за 30 и 40, вам глаза мозолит "р" в первых двух парах? )) - и почему по вашей избирательной версии тюрки заимствовали у монголов лишь 2 термина поло-возрастной группы скота, құнан и дөнен? Почему не другие - унага, даага, соёлон (наши аналоги - құлын, тай, бесті). Ссылаться на Болд Лувсандоржа конечно уместно и правильно, но ведь нужно и на все другие вопросы дать ответы, а вопросов и нестыковок много.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...