Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Сегодня
  2. https://orda.kz/ostanki-hana-zhanibeka-perezahoronili-v-akmolinskoj-oblasti-406671/
  3. Прошлогодняя , здесь на форуме видел таблицу, писал об этом , что без малого 25% старклвстер
  4. https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941 ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail: madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ статье сравнительно рассматривается структура каракалпакских кунгратов, делается попытка выявить признаки родовой самоидентификации, определить регулирующую роль в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность определить степень участия различных этнических компонентов вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных родовых связей в условиях глобализации, а также прогнозировать будущее этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат», существуют различные варианты о его происхождении.Среди каракалпаков и узбеков широко распространено объяснение происхождения наименования «қоңырат» от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре
  5. https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941 ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail: madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ статье сравнительно рассматривается структура каракалпакских кунгратов, делается попытка выявить признаки родовой самоидентификации, определить регулирующую роль в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность определить степень участия различных этнических компонентов вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных родовых связей в условиях глобализации, а также прогнозировать будущее этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат», существуют различные варианты о его происхождении.Среди каракалпаков и узбеков широко распространено объяснение происхождения наименования «қоңырат» от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре
  6. https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941 ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail: madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ статье сравнительно рассматривается структура каракалпакских кунгратов, делается попытка выявить признаки родовой самоидентификации, определить регулирующую роль в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность определить степень участия различных этнических компонентов вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных родовых связей в условиях глобализации, а также прогнозировать будущее этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат», существуют различные варианты о его происхождении.Среди каракалпаков и узбеков широко распространено объяснение происхождения наименования «қоңырат» от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре
  7. Похоже на современные , посмотрим ,если 0,2 современные славяне это где то 200 тысяч таких
  8. Kamal

    Каракалпаки

    Есть ли какие-нибудь подробные сведения о каракалпаках Зарафшанской долины? Например, есть некие фрагменты о восстаниях Миянкальских каракалпаков и кытай-кипчаков против Субхан-Кули хана в 1681 году, а также есть сведения о восстаниях Миянкальских же каракалпаков и кытай-кипчаков против другого правителя в 1820-ых годах. Здесь интересны сами совместные восстания каракалпаков и кытай-кипчаков, которые, получается, в течение полутора столетия проживали компактно в одном месте, но историки склоняются к мнению, что кытай-кипчаки здесь не каракалпаки, а являются узбекскими племенами. Хотя, про другой эпизод, связанный с ногайцами 17 века, где в источнике рядом идут и ногайцы отдельно, и кытай-кипчаки отдельно, историки как аксиому принимают, что все они являются ногайцами. Вы как считаете?
  9. Вчера
  10. @Лимфоцит по исследованиям Исакова, Жабагина и Сабитова(вроде) у кыргызов 22% C2, из него 10.5% C-F1756, 8.2% F1918 (грубо говоря это старкластер) и 3.1 M48
  11. Kamal

    Каракалпаки

    То есть, чтоб внести окончательную ясность, повторюсь, что Верхние существуют в источниках по причине того, что это было отдельное государство-союзник Джунгарского ханства, а в прошлом, до 1723 года, Верхние были одним из трёх отдельных Улусов Каракалпакского ханства, которым управлял соправитель Ишим Мухаммед хана по Верхним каракалпакам Султан Мурат (позднее, в документах 1742 года он известен как самозванец). Ханами Средних каракалпаков, в 1742 году подвластные джунгарам, числятся Шайбак хан и Бабыт султан (сыновья самого Ишим Мухаммед хана), которые совместно со своим дядей Карасакалом (брат Ишим Мухаммед хана, является предводителем башкирских восстаний 1735-40 гг, провозглашен ханом башкир) боролись против самозванца Султан Мурата, которого поддерживали джунгарские власти. С чем же всё закончилось, к сожалению, после 1742 года нет никаких данных, а по Карасакалу известно, что через несколько лет умер во время пребывания в Казахском ханстве, скорее всего отравлен во избежание проблем со стороны как джунгар, так и русских. Упоминаемый в 1758 году Кучук Ходжа, скорее всего есть тот самый хан Ходжа, который как хан Верхних упоминается в письмах английского купца Гока 1742 года и, этот же Ходжа, скорее всего и есть некий Хазей, упоминаемый в башкирских восстаниях 1704-1711 годов, соратник настоящего Султан Мурата, предводителя восстания и который казнён в 1708 году. Скорее всего этот же Кучук Ходжа (по другим источникам хан Ходжа, Хазей) и раскрыл тайну самозванца Султан Мурата. Таким образом, Верхние это не какие-нибудь беженцы, которые уцелели под защитой Кокандского, Бухарского или Казахского ханств. К ним, конечно, тоже ушли несколько тысяч семей, но не в 1723 году, когда джунгары напали, а немного позднее и по другим причинам. А мы ищем следы Верхних каракалпаков, которые в исторических источниках, в одном числятся 60 тысяч кибиток, в другом 6 городов (или 6 Арысов?). Пока по ним есть письма самого Кучук Ходжи от 1758 года, где он просит подданства у китайского императора и, где указаны эти цифры 60 тысяч кибиток и 6 городов каракалпаков, от имени которых Кучук Ходжа просил подданства, но неизвестно, получил ли добро. Есть также рассказ Ережеп бия (в источниках Ираджаб бий) от 1873 года, где среди прочих приключений каракалпаков по пути следования с Казанского ханства до нижнего течения Амударьи, упомянуты также 60 тысяч кибиток, ушедшие вверх по течению (предположительно, речь о Верхних каракалпаках Кучук Ходжи). То есть, рассказ Ережеп бия также фрагментарно охватывает период с конца 15 века до конца третьей четверти 19 века, правда, он также посоветовал Соболеву прочитать книгу "Мувлан Джаали", где написана полная история каракалпаков. Но, что это за книга...?!, у меня есть только версия про булгарские летописи, в частности "Джафар тарийхы", где действительно есть сведения о каракалпаках времён правления Ногай хана.
  12. Kamal

    Каракалпаки

    В планах есть многое, но пока занят домом.
  13. Планирую в сл. году съездить в Каракалпакстан: надо обновить каркас юрты. Только в Ходжейли и Чимбае делают лучшие казахские юрты) Заодно по пути посмотреть на те края, там есть на что посмотреть. Дальше родного Чирчика не выезжал (поездка на 2 дня в Зарафшани не считается). Я бы вам посоветовал если будет возможность съездить к ногайцам на Кавказе и Астрахани, может что-то для себя полезное найдете. Но для этого надо найти тех стариков кто что-то сохранили из преданий
  14. Kamal

    Каракалпаки

    Побольше читайте мои посты. Там всё есть, кто откуда и как образовалось Каракалпакское ханство.
  15. Kamal

    Каракалпаки

    Никуда не собираюсь уезжать, здесь мне комфортно. Дом дострою, оборудую свой рабочий кабинет для нормальной работы. Это я имел ввиду.
  16. Вы уехали наконец из той страны?
  17. Я не оспариваю ханство кучумовичей у каракалпаков: это факт. Я про то что у кочевых этносов не могло быть "исконной" земли, на то они кочевые. Ваши предки возможно жили 500 лет назад в районе Каракумов, а может между Волгой и Уралом, но к моменту формирования совр. каракалпакской нации жили в Приаралье
  18. Kamal

    Каракалпаки

    Странный вопрос. Кочевой не означает, что люди всё время двигаются в одном направлении. Есть пределы кочевок.
  19. Kamal

    Каракалпаки

    Не желая признать свои ошибки, историки пошли ещё дальше и вовсе лишили каракалпаков своего ханства. Тем не менее, даже у Верхних каракалпаков были свои ханы, в источниках всё есть. В связи с переездом, я всё ещё не могу наладить себе личное пространство для нормальной работы, ссылки ранее скидывал, перетаскивать с одного на другое место сейчас для меня затруднительно.
  20. Какие еще "исконные" земли у кочевого народа?! Даже если "омолодить" историю каракалпаков до 300-400 лет
  21. Уверены что это оттуда, а не данные по славянам совр.?
  22. Kamal

    Каракалпаки

    Вы хорошие статьи подкидывали о жизни современных каракалпаков, проживающих в разных областях РУз. Если подобные ещё появятся, прошу поделиться, очень полезны. Возможно, появятся исследователи из каракалпакской молодёжи, которые захотят пообщаться, узнать что-то об их истории, что-то дополнить. Лично я считал, что к нынешнему времени все они обузбечились, так как, в 60-ых годах прошлого века этнограф Толстова, изучавшая происхождение некоторых каракалпакских родов, проживавших в Ферганской долине называла их термином узбек-каракалпак, что само собой разумеется говорит об их ассимиляции с местными, а получается в отдельных районах их всё ещё компактно проживает по 15-20 тысяч человек. Только, я не считаю их потомками Верхних каракалпаков, так как это в корне неверное утверждение. У Верхних отдельная судьба, которая пока что нам неизвестная. Историки, почему-то, будучи не в теме, ляпнули, что с нападением джунгар в 1723 году каракалпаки разделились на Верхних и Нижних, которые бежали одни вверх по течению, другие вниз по течению и на этом строили свои догадки даже не удосужившись проанализировать свою теорию. Ведь, бежавшие, особенно Верхние, которые якобы бежали в Кокандское и Казахское ханства, не могли называться Верхними, а просто приумножили бы численность Кокандского и Казахского ханств.
  23. С 48 минуты беш как беш , на наш похож , не переборщили с ингредиентами (морковка , картоха)
  24. чулымский язык - ну и от кого по вашему саусак пошел, что вытеснил бармак?
  25. Кстати, я видел видео о бешбармаке из риса. Если не ошибаюсь, его готовили в Западном Казахстане. Н точно не уверен. Казахи Ташкентской области готовят бешбармак из теста. И в национальных ресторанах, и в домашних видео бешбармак делают из теста. Комментарии казахов по поводу бешбармака из риса были разными: одни писали, что никогда такого не видели, другие - что встречали не раз. По поводу сокращённого названия бешбармака 'Беш'. Это не самое плохое слово. Я слышал, как казахская молодёжь на видео, хорошо владеющая русским, называла бешбармак. Это редко, но есть. 'Бешиком' - в уменьшительной форме, прибавляя славянский(?) суффикс. Мне немного слух режет такое название. У нас бешик - это традиционная детская колыбель. И про 'шагшаг': в узбекском шакшак - птица дрозд.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...