Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Сегодня
  2. Вы хоть морковку добавляйте , для такого количества мяса (конина) несколько морковок для сорпы (тем более конина ) , чтоб оно не таким жирным было , морковка впитывает жир и даёт вкус сорпе , чем добавлять курт , айран , лимон , лучше морковка
  3. Из многочисленных палео авар , сяньби , ваших нету , если ваших не окажутся среди палео маньчжур , уйгур, тогда вариантов нету только кипчаки
  4. @asan-kaygy Ну так специально отключил свои комментарии. А с вами есть обратная связь. Какие именно источники сейчас переводите помимо Бахр аль асрар?
  5. Мы много разных источников начинаем переводить. Но это долгий процесс.
  6. Спрашивайте его сами. Не надо меня тэгать по поводу и без.
  7. @asan-kaygy Как обычно ваш любимый сотрудник Адильбек Каратаев сливает инфу о процессах ваших переводов восточных источников. Интересно, в каком таком источнике говорится, что уйсуны вошли в состав казахов именно при Касыме? Раз вы озвучили, что переводите "Бахр аль асрар", может озвучите и этот чудесный не изданный источник?
  8. Bir bala

    doc225490546_687884082.jpg

  9. Не знаю кто это, откуда родом и мне это не интересно, зачем мне это? Но я прекрасно знаю одно, что на севере и северо-востоке в блюде традиционно не бывает картофеля, овощей, зелени, казы в виде колбасы, теста маленькими квадратиками или ромбиками и сырого лука. Ты, Думан, не молодых парней ищи в Инсте, а взрослых женщин казашек и желательно из сельской местности, вот кто в наших краях постоянно готовит еду для семьи и гостей и знает наши традиции. Чтоб ты впредь не путался, он в наших краях такой и никакой не другой. Зимой из конины: Здесь наш казы (на самом верху лежит): Летом из баранины:
  10. Посмотрел ДТС: Qutuz не только про собак, qutuz - это бешеный. По-казахски құтырған. по ДТС: Köpäk не кобель, köpäk это собака. Мальчика навряд ли бы назвали во множественном числе "собаки". Представляю Думана назвали бы при рождении Иттер. )) Думан Алдар-Косе по совместительству кыпшаковедом стал что ли? ))
  11. Лайтфак от северных казахов , казахский бутерброд https://www.instagram.com/reel/DQHZm8tiITw/?igsh=MjZhdmwweGFsczlh
  12. Важное место в религии кыпчаков занимали собаки. Многие вожди имели собачьи имена – Qutuz (бешеный пес), Köpek (кобель), Itul или Itlar. Собаки использовались во время произнесения клятв Вы скорей всего , Кипчак из рода керей
  13. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХАКАСОВ О СОБАКЕ (конец XIX – середина XX века) В традиционном мировоззрении хакасов особое место отводилось представлениям о собаке (хак. адай, iт). Термином «традиционное мировоззрение (представления)» мы обозначаем характерный для конца XIX – середины XX в. комплекс архаических воззрений и обрядов, «передаваемых из поколения в поколение». В данный период мифологические представления и обрядность имели наиболее широкое бытование в жизни народа. Впоследствии в силу объективных причин их мифо-ритуальный комплекс был существенно редуцирован. Однако его отдельные элементы в виде реликта сохраняются и в наши дни. В культуре хакасов собака входила в круг доместицированных животных адай-хус (букв. ‘собакаптица’). В героической эпике и мифах этого народа лай собак и рев животных наряду с горящим очагом были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей. Собака, будучи домашним животным, была тесно связана с системой жизнеобеспечения человека. Ее использовали для охраны жилища и домашнего хозяйства. Эта функция собаки нашла отражение в хакасском фольклоре. В сказании о богатыре по имени Ах Молат делается акцент на наличие у героя сторожевого пса: «Была у него одна только черная собака, верный страж всего стойбища». Собака являлась незаменимым помощником при выпасе скота. Отдельные пастушеские собаки могли самостоятельно управлять стадом, при необходимости искусно маневрировать – прогонять гурт, производить развороты, разделять животных, находить и возвращать отошедших и др. Собаке отводилась особая роль на охоте. В прошлом она наряду с охотничьим снаряжением и конем была неотъемлемой составляющей промысловой деятельности. Енисейский губернатор А.П. Степанов, описывая быт хакасов в XIX в., отмечал: «Татары (хакасы. – В.Б.) поднимаются на охоту дружно, большими обществами и всегда налегке, несмотря на продолжительное отсутствие из своего кочевья. Несколько заводных лошадей или просто своя верховая, котел, кое-какой запас для пищи, винтовка со всем снарядом и собака – вот все, что они имеют с собой» [1997, с. 77]. Среди охотников высоко ценились собаки сагайской и тоджинской охотничьих пород. Эти обладатели бесстрашного характера были невысокого роста, с острой лисьей мордочкой и стоячими ушами. Они умело загоняли зверя на дерево или в камни и сторожили его до прихода охотника [Яковлев, 1900, с. 64]. С такими собаками предпочитали охотиться и на медведя. А.А. Ярилов отмечал: «На медведя ходят с собаками, артелью в 3–7 человек, с Успенья до Покрова. Хороших собак на медведя очень мало, и они ценятся дорого. Один из рассказчиков купил, напр., такую за пять рублей» [1890, с. 98]. Наличие собаки (и коня) подчеркивало материальную состоятельность человека. У хакасов есть такая поговорка, характеризующая убогость жизни человека: Ат палғачаң сарчыны даа чоғыл, ÿрiп сыхчан адайы даа чоғыл – ‘У него нет даже коновязи, куда привязывают коня, у него даже нет лающей собаки’ [Бутанаев, 1999, с. 109]. Включенность собаки в жизнь и быт людей получила отражение в мировоззрении и обрядовой практике хакасского народа. Символическое и ритуальное значение собаки у хакасов было велико. Однако отношение к этому животному нельзя считать однозначным, в сознании народа оно наделялось, как правило, амбивалентными характеристиками. Собака как положительный персонаж Собака пользовалась особым уважением благодаря практической пользе, которую она приносила человеку. В этом животном больше всего ценились такие качества, как ум, преданность, сила, выносливость и др. Мифологическим сознанием собаке нередко приписывались черты, присущие самому человеку, – сознание, воля, любовь и т.п. Почтительное отношение к этому животному нашло отражение в поговорках: Алған хатыңа iзенме, азыраан адайға iзенiс − ‘Не надейся на взятую жену, надейся на вскормленную собаку’, Чабал кiзiдең чöргенче чахсы адайнаң чöр − ‘Чем дружить с плохим человеком, лучше ходить с хорошей собакой’. Не случайно в хакасском мифе о происхождении человека именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей. Отметим, что подобные мифы были распространены среди алтайцев, монголов и самодийцев. Идея взаимозависимости и тесной связи собаки и человека прослеживается в мифе о первом хлебе. Благодаря заступничеству собаки, говорится в мифе, удалось сохранить некоторые злаковые растения, которые позже хакасы стали называть адай ÿлÿзi – ‘собачья доля’. Данный миф стал основой для формирования убеждения, что «собак надо сытно кормить, иначе не будет хорошей жизни» [Бутанаев, 2003, с. 112]. На семантическую связь собаки и хлеба недвусмысленно указывает загадка: «Если выйдет на улицу − сворачивается калачом, если войдет в дом – сворачивается пирогом (собака)». Согласно верованиям хакасов, собака могла принести талан – ‘счастье, удачу’. В фольклоре весьма распространен такой сюжет: герой за предоставленную услугу духу-хозяину воды (горы) или другому мифическому персонажу в качестве вознаграждения получает (чаще – выбирает сам) маленького невзрачного щенка (собаку). Это животное является воплощением талан для фольклорного персонажа. В дальнейшем щенок (собака) чудесным образом преображается в прекрасную деву, становится супругой героя и приносит ему счастье и богатство. Аналогичные фольклорные сюжеты известны у шорцев и северных алтайцев. По мифологическим представлениям, отдельные собаки могли свободно перемещаться в воздушной и водной среде. Воплощением данной идеи был известный среди хакасов мифологический персонаж – крылатая собака Хубай-хус (‘птица Хубай’). Считается, что она появилась из яйца турпана (вид уток). Благодаря своим чудесным способностям Хубай-хус стала непревзойденной охотничьей собакой. Она могла преследовать добычу как на земле, так в воде и небе. Крылатая собака принесла в дом своего хозяина достаток и процветание. После смерти она вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Ÿлгерi). В фольклоре хакасов собака, как и конь, выступает незаменимым и верным другом и советчиком человека . Она помогает герою во всех испытаниях, нередко спасает ему жизнь. Так, в богатырском сказании «Чил Саппа» собака Ах адай ‘Белая собака’, преодолев все препятствия, отыскивает волшебное средство и оживляет доброго богатыря.
  14. Если не ошибаюсь, те средневековые лесные племена позже попали в состав разных народов, обитавших и нынче населяющих этот регион и смежные с ним районы - алтайцев, кыргызов, бурятов, монголов Китая (северо-восточные группы СУАР) и Монголии (северо-западные этнические группы страны) и даже казахов.
  15. Один нехороший саха )) рассказывает про способ поедания мяса якутами до недавнего прошлого (по нашей теме). С 12 по 27 сек. ролика.
  16. Ув. Bir bala, Boroldoi вам не ответил, с вашего разрешения я выскажу свое мнение. В ССМ в переводе П. Пельо упоминается "qasaq tärgän", у Л. Лигети "qasaq tergen". С. Козин переводит это словосочетание на русский как "казачья телега". В тексте ССМ под этим термином упоминается 2-колесная легкая крытая тележка/повозка для быстрой езды, в которую запряжен вороной верблюд, которого впустили рысью. Кстати, вороных верблюдов, если честно, я не встречал, если кто-то встречал, то пусть напишет, я не знаток, в наших краях верблюдов нет лет как 100 )). Поэтому, возможно, какая-то ошибка в переводах, ведь в тексте есть упоминания также вороных быков и вороных коней-скакунов, которые в природе существуют. Но это не суть важно, сейчас не об этом. Наш ув. маньчжуровед Энхд несколько раз настойчиво пытался в незнакомое ССМ-ское слово «касак» упаковать современное монгольское значение «железный обод на тележных колесах» (будто-бы бывают телеги с колесами без металлического обода)). Но это он на форуме так балуется, а вот в своем переводе ССМ на тувинский язык он далек от фантазий и солидарен с С. Козиным и прописал как «казак тергээ». Если в Монголии такое название емнип не сохранилось, то можно сказать, что оно сохранилось у бурятов как «хаһаг тэргэ» - это 2-колесная легкая тележка/повозка (рус: «бестужевка»). По-баргутски «хаах тэргэ» (бурятское «хаһаг» это, собственно, и есть «хасаг», емнип они, как и башкиры с якутами, нередко «с» заменяют на «һ»). Наглядно 2-колесная легкая, быстрая, маневренная тележка/повозка, которая могла быть крытой с открываемым верхом: "Бестужевка" в музее Бурятии, г. Кяхта: Такая же карета зафиксирована у халха-монголов на фото 1910 года, сейчас их емнип давно нет, оригинальное название наверно тоже забыто: Поэтому у кого какие есть предположения по этимологии средневековой легкой, быстрой 2-колесной кареты "касак / казак" у карататарских-монгольских племен времен и событий вокруг Чингизхана? Вопрос мега интересный.
  17. Ну вы конечно главное мерило истины. Корона спать не мешает?
  18. Вчера
  19. https://www.bestiary.us/nokhoi-erte Оказывается широкоизвестное предание о собакаголовых людей известное с многих источников, а не предание о прародителей монголов. Название “Нохой эртэн” без всяких тире и означает дословно “люди у которых мужчины собаки”.
  20. @asan-kaygy Да хоть 1000000 раз опубликуйте, что откочевки не было и Керей с Жанибеком были в Могулистане изначально или другие сомнительные свои гипотезы, оно от этого не станет истиной.
  21. Как ожидал плохо знаете народный фольклор https://www.google.com/search?q=собака+тотем+у+маньчжур&oq=со&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqBggDEEUYOzIGCAAQRRg5MgYIARBFGDsyBggCEEUYOzIGCAMQRRg7MgYIBBBFGDsyBggFEEUYPTIGCAYQRRg9MgYIBxBFGD3SAQg0MTkwajBqN6gCD7ACAQ&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8 Известно, что тотем-собака является мифологическим прародителем монголов, о чем писал в свое время Г.Н. Потанин, приводя монгольское предание «Нохой-эр-тенъ» [Потанин, 1887]. Во многих бурятских родах имеется подрод нохой «собака» [Цыдендамбаев, 1972]. К тому же этимологический анализ таких родовых названий хори-бурят, как Батнайский и Худай, предполагает «собачье» начало, объясняемое из самодийских языков [Жамсаранова, 2009, 82-110]. Сохранились легенды у некоторых групп селькупов о том, что их предком в далеком прошлом была большая черная собака [Быконя, 2007; С. 13].
  22. Как и ожидал наврали значит. У монголов нету легенды о предках собаках. Слова «Тэнъ» нету в монгольском.
  23. asan-kaygy

    Хазарейцы

    Перепост: "В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Олкуту - сыном Кутуку и внуком Орду. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду. В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Хулкуту – внуком Орду и сыном Кутуку. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду." https://www.academia.edu/144795624/Джучидские_владения_в_Газне_и_борьба_за_власть_в_улусе_Орду_на_рубеже_XIII_XIV_веков?fbclid=IwY2xjawN6ToxleHRuA2FlbQIxMQBzcnRjBmFwcF9pZBAyMjIwMzkxNzg4MjAwODkyAAEe9UZ1Zvr1C4yNVMaPqQaKr-HxvFQ4PF2lCRb4PDu1hEFPF2SMlC6EmhzM-TQ_aem_QlZSi5IAA8a7aeIkBwnbgg (1) Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII XIV веков
  24. Перепост: "В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Олкуту - сыном Кутуку и внуком Орду. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду. В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Хулкуту – внуком Орду и сыном Кутуку. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду." https://www.academia.edu/144795624/Джучидские_владения_в_Газне_и_борьба_за_власть_в_улусе_Орду_на_рубеже_XIII_XIV_веков?fbclid=IwY2xjawN6ToxleHRuA2FlbQIxMQBzcnRjBmFwcF9pZBAyMjIwMzkxNzg4MjAwODkyAAEe9UZ1Zvr1C4yNVMaPqQaKr-HxvFQ4PF2lCRb4PDu1hEFPF2SMlC6EmhzM-TQ_aem_QlZSi5IAA8a7aeIkBwnbgg (1) Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII XIV веков
  25. Напишите статью опровержение. И не надо фантазировать насчет веществ.
  26. Я говорил конкретно про Иртышских кипчаков, они еще в 15-16 веках ушли туда. Из тех племен кто тогда ушли вернулись Куланы, Ульмесы, Жетикашка не возвращались. Кара-кипчаки имели немного другую судьбу, что видно по картам Ремезова и Страленберга. В Фергане вы читали про кара-кипчаков?
  27. Вы тут столько мифологических тезисов сразу выдвинули. Хотел бы почитать если когда-нибудь сможете написать статью про уйсунов.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...