Активность
- Последний час
-
@asan-kaygy Ну так специально отключил свои комментарии. А с вами есть обратная связь. Какие именно источники сейчас переводите помимо Бахр аль асрар?
-
Мы много разных источников начинаем переводить. Но это долгий процесс.
-
Спрашивайте его сами. Не надо меня тэгать по поводу и без.
- Сегодня
-
@asan-kaygy Как обычно ваш любимый сотрудник Адильбек Каратаев сливает инфу о процессах ваших переводов восточных источников. Интересно, в каком таком источнике говорится, что уйсуны вошли в состав казахов именно при Касыме? Раз вы озвучили, что переводите "Бахр аль асрар", может озвучите и этот чудесный не изданный источник?
-
Не знаю кто это, откуда родом и мне это не интересно, зачем мне это? Но я прекрасно знаю одно, что на севере и северо-востоке в блюде традиционно не бывает картофеля, овощей, зелени, казы в виде колбасы, теста маленькими квадратиками или ромбиками и сырого лука. Ты, Думан, не молодых парней ищи в Инсте, а взрослых женщин казашек и желательно из сельской местности, вот кто в наших краях постоянно готовит еду для семьи и гостей и знает наши традиции. Чтоб ты впредь не путался, он в наших краях такой и никакой не другой. Зимой из конины: Здесь наш казы (на самом верху лежит): Летом из баранины:
-
Посмотрел ДТС: Qutuz не только про собак, qutuz - это бешеный. По-казахски құтырған. по ДТС: Köpäk не кобель, köpäk это собака. Мальчика навряд ли бы назвали во множественном числе "собаки". Представляю Думана назвали бы при рождении Иттер. )) Думан Алдар-Косе по совместительству кыпшаковедом стал что ли? ))
-
Лайтфак от северных казахов , казахский бутерброд https://www.instagram.com/reel/DQHZm8tiITw/?igsh=MjZhdmwweGFsczlh
-
Важное место в религии кыпчаков занимали собаки. Многие вожди имели собачьи имена – Qutuz (бешеный пес), Köpek (кобель), Itul или Itlar. Собаки использовались во время произнесения клятв Вы скорей всего , Кипчак из рода керей
-
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХАКАСОВ О СОБАКЕ (конец XIX – середина XX века) В традиционном мировоззрении хакасов особое место отводилось представлениям о собаке (хак. адай, iт). Термином «традиционное мировоззрение (представления)» мы обозначаем характерный для конца XIX – середины XX в. комплекс архаических воззрений и обрядов, «передаваемых из поколения в поколение». В данный период мифологические представления и обрядность имели наиболее широкое бытование в жизни народа. Впоследствии в силу объективных причин их мифо-ритуальный комплекс был существенно редуцирован. Однако его отдельные элементы в виде реликта сохраняются и в наши дни. В культуре хакасов собака входила в круг доместицированных животных адай-хус (букв. ‘собакаптица’). В героической эпике и мифах этого народа лай собак и рев животных наряду с горящим очагом были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей. Собака, будучи домашним животным, была тесно связана с системой жизнеобеспечения человека. Ее использовали для охраны жилища и домашнего хозяйства. Эта функция собаки нашла отражение в хакасском фольклоре. В сказании о богатыре по имени Ах Молат делается акцент на наличие у героя сторожевого пса: «Была у него одна только черная собака, верный страж всего стойбища». Собака являлась незаменимым помощником при выпасе скота. Отдельные пастушеские собаки могли самостоятельно управлять стадом, при необходимости искусно маневрировать – прогонять гурт, производить развороты, разделять животных, находить и возвращать отошедших и др. Собаке отводилась особая роль на охоте. В прошлом она наряду с охотничьим снаряжением и конем была неотъемлемой составляющей промысловой деятельности. Енисейский губернатор А.П. Степанов, описывая быт хакасов в XIX в., отмечал: «Татары (хакасы. – В.Б.) поднимаются на охоту дружно, большими обществами и всегда налегке, несмотря на продолжительное отсутствие из своего кочевья. Несколько заводных лошадей или просто своя верховая, котел, кое-какой запас для пищи, винтовка со всем снарядом и собака – вот все, что они имеют с собой» [1997, с. 77]. Среди охотников высоко ценились собаки сагайской и тоджинской охотничьих пород. Эти обладатели бесстрашного характера были невысокого роста, с острой лисьей мордочкой и стоячими ушами. Они умело загоняли зверя на дерево или в камни и сторожили его до прихода охотника [Яковлев, 1900, с. 64]. С такими собаками предпочитали охотиться и на медведя. А.А. Ярилов отмечал: «На медведя ходят с собаками, артелью в 3–7 человек, с Успенья до Покрова. Хороших собак на медведя очень мало, и они ценятся дорого. Один из рассказчиков купил, напр., такую за пять рублей» [1890, с. 98]. Наличие собаки (и коня) подчеркивало материальную состоятельность человека. У хакасов есть такая поговорка, характеризующая убогость жизни человека: Ат палғачаң сарчыны даа чоғыл, ÿрiп сыхчан адайы даа чоғыл – ‘У него нет даже коновязи, куда привязывают коня, у него даже нет лающей собаки’ [Бутанаев, 1999, с. 109]. Включенность собаки в жизнь и быт людей получила отражение в мировоззрении и обрядовой практике хакасского народа. Символическое и ритуальное значение собаки у хакасов было велико. Однако отношение к этому животному нельзя считать однозначным, в сознании народа оно наделялось, как правило, амбивалентными характеристиками. Собака как положительный персонаж Собака пользовалась особым уважением благодаря практической пользе, которую она приносила человеку. В этом животном больше всего ценились такие качества, как ум, преданность, сила, выносливость и др. Мифологическим сознанием собаке нередко приписывались черты, присущие самому человеку, – сознание, воля, любовь и т.п. Почтительное отношение к этому животному нашло отражение в поговорках: Алған хатыңа iзенме, азыраан адайға iзенiс − ‘Не надейся на взятую жену, надейся на вскормленную собаку’, Чабал кiзiдең чöргенче чахсы адайнаң чöр − ‘Чем дружить с плохим человеком, лучше ходить с хорошей собакой’. Не случайно в хакасском мифе о происхождении человека именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей. Отметим, что подобные мифы были распространены среди алтайцев, монголов и самодийцев. Идея взаимозависимости и тесной связи собаки и человека прослеживается в мифе о первом хлебе. Благодаря заступничеству собаки, говорится в мифе, удалось сохранить некоторые злаковые растения, которые позже хакасы стали называть адай ÿлÿзi – ‘собачья доля’. Данный миф стал основой для формирования убеждения, что «собак надо сытно кормить, иначе не будет хорошей жизни» [Бутанаев, 2003, с. 112]. На семантическую связь собаки и хлеба недвусмысленно указывает загадка: «Если выйдет на улицу − сворачивается калачом, если войдет в дом – сворачивается пирогом (собака)». Согласно верованиям хакасов, собака могла принести талан – ‘счастье, удачу’. В фольклоре весьма распространен такой сюжет: герой за предоставленную услугу духу-хозяину воды (горы) или другому мифическому персонажу в качестве вознаграждения получает (чаще – выбирает сам) маленького невзрачного щенка (собаку). Это животное является воплощением талан для фольклорного персонажа. В дальнейшем щенок (собака) чудесным образом преображается в прекрасную деву, становится супругой героя и приносит ему счастье и богатство. Аналогичные фольклорные сюжеты известны у шорцев и северных алтайцев. По мифологическим представлениям, отдельные собаки могли свободно перемещаться в воздушной и водной среде. Воплощением данной идеи был известный среди хакасов мифологический персонаж – крылатая собака Хубай-хус (‘птица Хубай’). Считается, что она появилась из яйца турпана (вид уток). Благодаря своим чудесным способностям Хубай-хус стала непревзойденной охотничьей собакой. Она могла преследовать добычу как на земле, так в воде и небе. Крылатая собака принесла в дом своего хозяина достаток и процветание. После смерти она вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Ÿлгерi). В фольклоре хакасов собака, как и конь, выступает незаменимым и верным другом и советчиком человека . Она помогает герою во всех испытаниях, нередко спасает ему жизнь. Так, в богатырском сказании «Чил Саппа» собака Ах адай ‘Белая собака’, преодолев все препятствия, отыскивает волшебное средство и оживляет доброго богатыря.
-
Если не ошибаюсь, те средневековые лесные племена позже попали в состав разных народов, обитавших и нынче населяющих этот регион и смежные с ним районы - алтайцев, кыргызов, бурятов, монголов Китая (северо-восточные группы СУАР) и Монголии (северо-западные этнические группы страны) и даже казахов.
-
Ув. Bir bala, Boroldoi вам не ответил, с вашего разрешения я выскажу свое мнение. В ССМ в переводе П. Пельо упоминается "qasaq tärgän", у Л. Лигети "qasaq tergen". С. Козин переводит это словосочетание на русский как "казачья телега". В тексте ССМ под этим термином упоминается 2-колесная легкая крытая тележка/повозка для быстрой езды, в которую запряжен вороной верблюд, которого впустили рысью. Кстати, вороных верблюдов, если честно, я не встречал, если кто-то встречал, то пусть напишет, я не знаток, в наших краях верблюдов нет лет как 100 )). Поэтому, возможно, какая-то ошибка в переводах, ведь в тексте есть упоминания также вороных быков и вороных коней-скакунов, которые в природе существуют. Но это не суть важно, сейчас не об этом. Наш ув. маньчжуровед Энхд несколько раз настойчиво пытался в незнакомое ССМ-ское слово «касак» упаковать современное монгольское значение «железный обод на тележных колесах» (будто-бы бывают телеги с колесами без металлического обода)). Но это он на форуме так балуется, а вот в своем переводе ССМ на тувинский язык он далек от фантазий и солидарен с С. Козиным и прописал как «казак тергээ». Если в Монголии такое название емнип не сохранилось, то можно сказать, что оно сохранилось у бурятов как «хаһаг тэргэ» - это 2-колесная легкая тележка/повозка (рус: «бестужевка»). По-баргутски «хаах тэргэ» (бурятское «хаһаг» это, собственно, и есть «хасаг», емнип они, как и башкиры с якутами, нередко «с» заменяют на «һ»). Наглядно 2-колесная легкая, быстрая, маневренная тележка/повозка, которая могла быть крытой с открываемым верхом: "Бестужевка" в музее Бурятии, г. Кяхта: Такая же карета зафиксирована у халха-монголов на фото 1910 года, сейчас их емнип давно нет, оригинальное название наверно тоже забыто: Поэтому у кого какие есть предположения по этимологии средневековой легкой, быстрой 2-колесной кареты "касак / казак" у карататарских-монгольских племен времен и событий вокруг Чингизхана? Вопрос мега интересный.
-
Ну вы конечно главное мерило истины. Корона спать не мешает?
- Вчера
-
https://www.bestiary.us/nokhoi-erte Оказывается широкоизвестное предание о собакаголовых людей известное с многих источников, а не предание о прародителей монголов. Название “Нохой эртэн” без всяких тире и означает дословно “люди у которых мужчины собаки”.
-
@asan-kaygy Да хоть 1000000 раз опубликуйте, что откочевки не было и Керей с Жанибеком были в Могулистане изначально или другие сомнительные свои гипотезы, оно от этого не станет истиной.
-
Как ожидал плохо знаете народный фольклор https://www.google.com/search?q=собака+тотем+у+маньчжур&oq=со&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqBggDEEUYOzIGCAAQRRg5MgYIARBFGDsyBggCEEUYOzIGCAMQRRg7MgYIBBBFGDsyBggFEEUYPTIGCAYQRRg9MgYIBxBFGD3SAQg0MTkwajBqN6gCD7ACAQ&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8 Известно, что тотем-собака является мифологическим прародителем монголов, о чем писал в свое время Г.Н. Потанин, приводя монгольское предание «Нохой-эр-тенъ» [Потанин, 1887]. Во многих бурятских родах имеется подрод нохой «собака» [Цыдендамбаев, 1972]. К тому же этимологический анализ таких родовых названий хори-бурят, как Батнайский и Худай, предполагает «собачье» начало, объясняемое из самодийских языков [Жамсаранова, 2009, 82-110]. Сохранились легенды у некоторых групп селькупов о том, что их предком в далеком прошлом была большая черная собака [Быконя, 2007; С. 13].
-
Как и ожидал наврали значит. У монголов нету легенды о предках собаках. Слова «Тэнъ» нету в монгольском.
-
Перепост: "В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Олкуту - сыном Кутуку и внуком Орду. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду. В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Хулкуту – внуком Орду и сыном Кутуку. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду." https://www.academia.edu/144795624/Джучидские_владения_в_Газне_и_борьба_за_власть_в_улусе_Орду_на_рубеже_XIII_XIV_веков?fbclid=IwY2xjawN6ToxleHRuA2FlbQIxMQBzcnRjBmFwcF9pZBAyMjIwMzkxNzg4MjAwODkyAAEe9UZ1Zvr1C4yNVMaPqQaKr-HxvFQ4PF2lCRb4PDu1hEFPF2SMlC6EmhzM-TQ_aem_QlZSi5IAA8a7aeIkBwnbgg (1) Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII XIV веков
-
Перепост: "В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Олкуту - сыном Кутуку и внуком Орду. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду. В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков". Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения. После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции. После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера. Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Хулкуту – внуком Орду и сыном Кутуку. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу. Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром. Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье. Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию. Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду." https://www.academia.edu/144795624/Джучидские_владения_в_Газне_и_борьба_за_власть_в_улусе_Орду_на_рубеже_XIII_XIV_веков?fbclid=IwY2xjawN6ToxleHRuA2FlbQIxMQBzcnRjBmFwcF9pZBAyMjIwMzkxNzg4MjAwODkyAAEe9UZ1Zvr1C4yNVMaPqQaKr-HxvFQ4PF2lCRb4PDu1hEFPF2SMlC6EmhzM-TQ_aem_QlZSi5IAA8a7aeIkBwnbgg (1) Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII XIV веков
-
Напишите статью опровержение. И не надо фантазировать насчет веществ.
-
Я говорил конкретно про Иртышских кипчаков, они еще в 15-16 веках ушли туда. Из тех племен кто тогда ушли вернулись Куланы, Ульмесы, Жетикашка не возвращались. Кара-кипчаки имели немного другую судьбу, что видно по картам Ремезова и Страленберга. В Фергане вы читали про кара-кипчаков?
-
Вы тут столько мифологических тезисов сразу выдвинули. Хотел бы почитать если когда-нибудь сможете написать статью про уйсунов.
-
Это описание объективной реальности. Вы мне приписали глупый тезис, который я не озвучивал
-
Это не то жен самое, что ваш тезис "ферганскими кыпчаками были только куланы из казахских кыпчаков". Или вы разницу не видите? Попытайтесь концентрироваться когда мне какие то тезисы пытаетесь приписать.
