
olley
Пользователи-
Постов
736 -
Зарегистрирован
-
Посещение
-
Победитель дней
25
olley стал победителем дня 26 июля
olley имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
Андромеда
Посетители профиля
Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.
Достижения olley

Старожил форума (4/5)
77
Репутация
-
Искать параллели между узбекскими кунгратами и кунгратами в других странах по частоте Y-хромосомных маркеров это неправильно. На территории современного Узбекистана исторически проживали оседлые и полукочевые сообщества разного происхождения. Социальные процессы, влияющие на их генетический профиль (прежде всего на частоту однолинейных маркеров), могли сильно отличаться. Поэтому ожидать ярко выраженного маркера по частоте, скажем выше 60–70 % не приходится. Кроме того, сегодня трудно выделить 'чистых' кунгратов, поскольку они давно ассимилировались в узбекский этнос. Согдийская область (север Таджикистана. Ранее часть Кокандского ханства, граничит с Ферганской областью). По политическим причинам власти Таджикистана видимо преднамеренно дробят узбеков на субэтносы. Согласно переписи 2010 года, в Согдийской области проживает около 38 тыс. кунгратов, а также представители других узбекских 'субэтносов'. Жители Ферганской долины уже давно идентифицируют себя просто узбеками, хотя разнообразные исторические топонимы сохранились и на современных и на исторических картах Кокандского ханства. По поводу происхождения единичного маркера R1a-M458. Предком носителя этого маркера мог оказаться кто угодно. Узбекистан находится на перекрёстке торговых путей и входил в состав разных государств. R1a-M458 встречается, например, у казанских татар, у предков которых связи со времен Волжской Булгарии , и позже , после прихода РИ. У татар скорее всего Z280, но M458 тоже встречается. Также маркер могли занести и русские военнопленные из восточно-европейских губерний Российской империи. Работорговля была источником внешнего генного притока. В Бухаре и Хиве в 18-19 веках существовали крупные невольничьи базары. Отдельные очевидцыуказывали на цифры 30–40 тыс. невольников одновременно и до миллиона за весь период согласно некоторым оценкам. Это большая цифра. Большинство пленников составляли персидские шииты, но встречались и христиане из Восточной Европы. Один случайный маркер не меняет общей картины. Детальное исследование мужской линии скорее всего покажет пёстрый набор гаплогрупп. Приблизительно такую же дифференциацию, как и других оседлых народов. Даже если привлечь кунгратов с хорошо документированной родословной, их Y-ДНК-профиль, скорее всего, окажется разнообразным вследствие смешений в городской среде.
-
Когда я был в Кыргызстане, на базаре можно было встретить кумыс на продажу в кожаном мешке. Их тогда можно было редко встретить, а сейчас наверное уже и нет. --- Я посмотрел видео о новом афганском базаре на узбекско-афганской границе со стороны Узбекистана. Так его рекламировали некоторые медиа. Я ожидал увидеть классический афганский базар и узнать, какие любопытные товары там предлагают. На самом деле этот 'афганский базар' оказался похож на duty-free-центр при границе. Таком ухоженным современным логистическим комплексом с кондиционерами, автоматикой и карами и большими упаковками ширпотреба. Бросилось в глаза изобилие энергетиков в банках и пластике - «Женьшень» и других 'целебных' китайских тоников. Видимо большинство товаров поступает на 'афганский базар' прямо из Китая по дороге через Афганистан. Такой вот 'афганский базар' с продукцией made in China, возможно, не самого хорошего качества. Формальной дифференциации китайского экспорта по принципу 'для богатых' и 'для небогатых' стран не существует, но на практике оно существует. Качество зависит от требований и платёжеспособности рынков. Для 'премиальных заказчиков' китайские продавцы стараются соблюдать более строгие стандарты и продавать товары лучшего качества. Подобные 'двойные стандарты' в Китае напоминает советскую систему 'товаров первой категории' для экспорта. Влияние Китая в нашем регионе продолжает усиливаться. Всё больше товаров идёт в пластике и дешёвой упаковке, не всегда высокого качества. Возможно, в этом отношении Монголия уже обошла нас, но это отдельная тема.
-
Рис попал в наши степные регионы из Хорезмского оазиса, а также Ферганскую и Зеравшанскую долины. В регионы где можно выращивать рис, в свою очередь, рис пришёл из северного Китая (не Индии) согласно результатам генетического анализа риса местных сортов. Под «нашими степями» я имею в виду территории Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Джизакской, Ташкентской, Бухарской, Навоийской областей. Кочевники жили здесь издавна. В глубокой древности, до распространения индоиранских языков, и позже, после перехода на ираноязычные языки. Затем тюрки кочевники (карлуки, огузы), позже - кыпчаки. Эти народы переняли городскую культуру, религию и многое другое. За это кочевники сперва сражались между собой, а потом защищали ценное от новых захватчиков со всех сторон, которые привели на хвосте калмаков , и поселили их на среднем течении Сырдарьи и южнее в борьбе с кокандцами в 18 веке. До сих пор сохранились калмакские топонимы в степных регионах Узбекистана. Между тем кокандские ханы строили мечети и крепости на юге современного Казахстана, и отправляли туда ремесленников. Это отдельная тема. Кашкадарьинская область - степь. Там при советах целину поднимали. Так что в степях Узбекистана тюрки плов готовят давно. Но мяса в рационе людей степных регионов заметно больше.
-
Трудно будет избавиться от заимствований и новоделов ставшими нормой. В Узбекистане в 1920–1930‑х годах пытались вытеснить персизмы, заменяя их тюркскими словами (ориентируясь на старочагатайский) и искусственно созданными неологизмами. Все равно разговорная речь сохранила персидскую лексику, а на фоне индустриализации и русификации, в язык вошло множество русизмов. В 1990‑х снова перешли на латиницу, однако кириллица используется в повседневной письменности. В Турции кампания по искоренению арабизмов и персизмов была ещё более целенаправленной. В официальной и научной речи заимствования маргинальны. При этом в бытовой речи сохранилось много заимствованных слов, и также появилось много новых из английского и французского. Другой радикальный пример из Хорватии. Всех подробностей не знаю, но утверждают, что у них давно (более 100 лет) усиленно борются за чистоту язык. Похожий результат, как и в Турции и Узбекистане - в быту продолжают пользоваться привычными заимствованиями и охотно принимают новые. Похожее происходило в Балтии: в Литве старались уменьшить влияние славизмов, а в Латвии - германизмов, вводя заимствования балтских или собственные неологизмы. Примеров много. Сложно это все с заимствованной лексикой в бытовой речи. Пока от одних избавишься , появятся другие. Хотя бы разобраться с алфавитом. Так что, если народ не захочет отказываться от названия бешбармак, то будет бешбармак. Молодежь сократит его до беша. ))
-
Шумерская цивилизация - одна из самых древних. Цивилизация возникла в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака). Шумеры разработали письменность минимум 5 тыс. лет назад, создали первые города, кодексы права, культовые храмы. Древнеегипетская культура оформилась немного позже. Культурные связи древнеегипетской с Шумером обсуждаются, однако прямых археологических доказательств их влияния мало. Древнегреческая религия и культура значительно моложе шумерской и древнеегипетской. На её становление древнегреческой повлияли Египет, Вавилон, Финикия: Астрономия и календарная система из Вавилона. Математика - под влиянием вавилонской арифметики и египетской геометрии. Классическая евклидова геометрия, которую до сих пор изучают шкодники в старших классах, была изложена Евклидом в Александрии - тогдашнем крупном научном центре эллинистической эпохи. Мифологические мотивы и ранние архитектурные формы заимствовали у древнеегипетской культуры. Мореплавание и торговлю греки переняли у финикийцев. Финикийская азбука легла в основу греческого алфавита. Греки воспринимали Египет как колыбель древней мудрости. Геродот писал, что некоторые греческие божества восходят к египетским культам, а многие мыслители того времени (Пифагор, Фалес, Платон, Геродот) посещали Египет, чтобы изучать там математику, астрономию, религию. Древний Рим впитал значительную часть греческого наследия: философию, религию, искусство. Начало кораблестроению дало соперничество с Карфагеном - финикийской колонией в северной Африке. Римляне копировали и совершенствовали карфагенские корабли. Позже распространились семитские религии - иудаизм, христианство, ислам, - сосуществуя с более ранними традициями и культурами шумерского и других народов региона. Классический арабский и культура сложились на западе и северо-западе Аравийского полуострова. Ранние арабы впитывали традиции и культурное наследие Месопотамии, Сирии и Финикии. После создания исламского халифата арабы стали посредниками персидских, греческих и знаний. Добрались до западной Африки и юга Испании. Со временем на Ближнем Востоке распространились семитские религии (иудаизм, христианство, ислам), сосуществуя с досемитскими традициями и религиями. Хараппская цивилизация Индской долины почти не повлияла на Западную Евразию. Её духовное наследие, прежде всего буддизм, распространилось главным образом в Восточную и Юго‑Восточную Азию. За исклечением отдельных моментов - цифры вероятно пришли к арабам, а затем в Европу и по всему мир. Выдающиеся учёные исламского Золотого века с территорий современного Узбекистана: Аль‑Хорезми (8-9вв). Книга об алгебре. Его латинизированное имя Algoritmi дало слово 'алгоритм. Осенью 1979 г. профессор Стэнфордского университета Дональд Кнут (известная личность в некоторых кругах и автор книг по алгоритмам) посетил г. Ургенч (Узбекистан), посвящённом 1200‑летию аль‑Хорезми. Это в самый момент разгара противостояния между Западом и СССР. Это событие подчёркивает значимость трудов аль‑Хорезми в истории данной области науки. Ибн Сина (10 век). Место рождения - окрестности Бухары. Труд: канон врачебной науки. Главный мед. справочник Европы до 16 в. Аль‑Бируни (10 век). Астроном, географ. Место рождение (Бируни , Узбекистан (респ. Каракалпакстан)). Измерил окружность Земли. Аль-Бухари (9 век) . Окрестности Бухары. Собиратель хадисов. Аль-Фергани (9 век). Кува, Ферганская область. Астроном. Автор Книги об небесных движениях. Известный труд в Европе длительное время. Древнегреческая, позже Византийское утратили свое влияние в 15 веке. Вскоре в 'Белокаменной' зародилась идея 'Третьего Рима', претендовавшая на культурное и духовное наследие Византии. Видимо из-за комплексов неполноценности. Претензия на Третий Рим и духовное наследие это такой же оксиморон, как и претензия на сакральную легитимацию калмаков захвативших Тибет. История знает и другие примеры, когда державы, считавшиеся по меркам тогдашних центров менее развитыми - с небольшим числом городов, менее развитой письменной традицией, институциональной системой, стремились закрепить за собой формальный титул духовного покровителя или даже верховного главы той или иной религии. Я сейчас не рассматриваю Османскую империю. Османская империя уже обладала значительным духовным и культурным наследием на Ближнем Востоке в 15-ом веке, когда титул халифа принял Османский султан Селим I. И то во многом титул халифа у султана был во много символическим за пределами Османской империи. В итоге можно сказать, что значительная часть культурных и традиционных основ народов Западной Евразии восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока и Египта. У народов Восточной Азии сложилась собственная, во многом независимая цивилизационная традиция.
-
Пишут раньше казахи заказывали ножи у мастеров в долине - Коканде, Маргилане, Чусте. Заказывали или нет, но название присутствует. Для разделки рыбы.
-
Город Чуст (Наманганская область) известен мастерами по изготовлению ножей. В городе мастера изготавливают ножи для разделки рыбы. Такой нож называется козоқча пичок. Не просто так дали это название ножу. --- Но ножами-пичаки такого типа любят использовать и рыбаки, живущие по берегам рек и озер на всей территории Средней Азии.Линия обуха клинка ножа "козоқча" при-мерно с середины длины образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находя-щемуся на линии обух-рукоять. Образовавшаяся выемка затачивается посредством небольших спусков, идущих по боковой поверхности клинка к выемке. Для этого металл клинка под выемкой. нимается с одной (односторонняя) или обеих сторон (двухсторонняя заточка).Как видим, ножи-пичаки с клинками типа "толбарги" и "козокча" -это функциональные узкоспециализированные ножи, при помощи которых выполняется вполне определенный тип работы. https://inlibrary.uz/index.php/doctors_herald/article/view/9126/9554 --- --- Узбекские ножи подразделяются по своим формам на: тугри – прямые, то есть с прямым полотном и лезвием (в Маргилане такие ножи называются «тугри пичок» - «прямой нож», в Асаке – «рибак», а в Намангане – «тугри пичок» или «ханжар» - «кинжал»), кайрли – изогнутые, с изогнутым к конечному острию полотном и лезвием (их называют «киличак пичок» - «саблевидный нож» или «чакмокли пичок» - «молниевидный нож»), и бодомча – с широким от рукояти и на тупой стороне ложа ближе к концу с выщербленными выбоинами в виде полукружий, называемыми в народе «камалак» - «бабочками» (в Коканде их называют «козокча», в Маргилане – «козоки», то есть оба - «казахские», в Намангане – «бодомли» - «миндальные, миндалевидные» или «козокча»). https://rizoakhmad.blogspot.com/2018/08/blog-post_52.html --- Казахские ножи для разделки рыбы сохранились, а казахские блюда из рыбы где? ))
-
Каков в Казахстане консенсус относительно названия? Новодел который давно стал нормой?
-
В Узбекистане люди, независимо от своего происхождения и культурных традиций, обычно относятся к процессу приготовления различных блюд с особым вниманием. Но это может быть предвзятое мнение. Похоже на семейный бизнес казахской семьи.Ташкентская область на границе с Казахстаном. Готовят бешбармак из конины на дровах. Баурсаки можно было бы сделать меньшего размера. Видео 15 минут.
-
Вернемся к обсуждению кыргызов Wen, Sq., Du, Px., Sun, C. et al. Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru’un Mongolian Y chromosomes. J Hum Genet 67, 175–180 (2022). https://doi.org/10.1038/s10038-021-00979-x Данные: https://static-content.springer.com/esm/art%3A10.1038%2Fs10038-021-00979-x/MediaObjects/10038_2021_979_MOESM1_ESM.xlsx Объём выборки кыргызов 298 человек (г. Урумчи, г. Кызылсу) Носители C2a1a1c1‑F3796: 69 чел. (23,2 %). Носители R1a1a‑M17: 143 чел. (48,0 %). За последние века население региона смешивалось и особенно это касается городских тюркоязычных мусульман СУАР. Исследователи справедливо отмечают в некоторых работах, что при обсуждении происхождения они учитывают самоидентификацию людей, и не участвуют в спорах их происхождения, которых исследователи тестируют.
-
Великий Туран и Ислам как тюрки стали мусульманами? Главные исторические процессы.
-
На видео называют этот плов Сайрамским. Город Сайрам, Туркестанская область.
-
Благотворительный плов во дворе мечети. Раньше пловом угощали бедных, сегодня всех желающих. Угощение готовят весной. Обратите внимание на резьбу по дереву на дверях. Город Шахрихан известен и своими мастерами ножей. Видео - 6 минут.
-
На вид - хороший плов.
-
@Лимфоцит Можно найти видео приготовления плова в Туркестанской области ? Он у вас на Ташкентский похож или вы плов редко готовите?