Дело в том, что это вариант рассказов Нижних каракалпаков середины 18 века и, главным образом, это рассказ представителей кипчакского племени Ябы (Жабы), тесно контактировавшие с русской администрацией от лица ханов Нижних каракалпаков. Сам Мурат Шейх в 20-е годы (до нашествия Джунгар) являлся соправителем Ишим Мухаммеда по Нижним каракалпакам, а в 40-е годы стал служить детям Ишим хана как главный духовный наставник, а Оразак батыр, тоже ябинец, выполнял особые поручения Нижних ханов по внешним вопросам, в том числе по вопросам каракалпакско-казахских взаимоотношений. Он умер примерно в 1740 году, до войны с казахами. То есть, если оттолкнуться именно из этих рассказов, то получается, что каракалпаки это бывшие ногайцы, тем более зарафшанские Муйтены по сведениям Магидовича также называют себя ногайцами, прежде проживавшие в России, но узбеками по их утверждению они никогда не были (а в чем смысл акцентировать на это внимание, кто нибудь догадывается?). Кстати, сейчас эти зарафшанские Муйтены тоже частью стали узбеками, частью каракалпаки, а о своем прошлом "ногайстве" напрочь забыли, хотя по Гребенкину они каракалпаками и были, чего и Кузеев подтверждает. Скорее всего, они представились Магидовичу как бывшие ногайцы из-за того, что часть ногайцев на тот момент являлись российскими подданными, с кем каракалпаки когда-то составляли единый союз, не знаю.
Но есть и другие рассказы, один из них со слов каракалпакского бия Ережепа (Ириджаб) записан Соболевым в 1873 году, когда каракалпаки правого берега низовья Амударьи вошли в состав РИ. По нему, каракалпаки разделены ещё задолго до оседания части каракалпаков на средней и нижней Сырдарье, а ключевое в этом рассказе то, что Ережеп говорит, что 360 лет назад ногайцы остались с русскими, а каракалпаки оставили Казань и Астрахань и ушли на юг. То есть, он разделяет каракалпаков от ногайцев, а не говорит, что каракалпаки это бывшие ногайцы. Этот рассказ есть в "материалах по истории каракалпаков":
МАТЕРИАЛЫ ПО ИС Т О Р ИИ КАРАКАЛПАКОВ
Когда зашла речь о том, где были каракалпаки до того времени, когда они образовали особое владение на низовьях Сыра,Ириджаб сказал, что тому 360 лет назад, по мусульманскому счислению, каракалпаки были в Казани. Город Казань был выстроен каракалпаками.1 Затем в город пришли ногаи, а вскоре явился государь урусов со своим войском, и город был взят. Каракалпаки ушли в степь, ногайцы же остались у русских. Долго кочевали каракалпаки в степи, ища места для своего постоянного жительства. Кочевали они 130 лет, пока наконец остановились у Азрет Султана (г. Туркестан). Мы жили там 50 лет. Тому 180 лет назад произошла война. Каракалпаки оставили Туркестан и расселились в трех местах: часть ушла в низовья Сыра и на Яны-дарью; другая часть заняла правый берег Зеравшана; шестьдесят же тысяч кибиток ушло в верховья Аму-дарьи...2 Если Вам интересна история каракалпаков, сказал старик, то прочтите книгу „Мувлан Джаали".3 По словам Ириджаба, 64 года тому назад, каракалпаки массой перешли из низовьев Сыра в дельту Аму. Хивинским ханом в то время был Мухамед Рахим, а самому Ириджабу было тогда 9 лет. Придя на новые места, каракалпаки уже застали там некоторое количество своих сородичей. В те времена население дельты было незначительное; теперь же главное ядро его состоит именно из каракалпаков, которые здесь полные хозяева. Все земли их составляют мильк.* М 172 Соболев. Л. Письма.