Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Ашина Шэни

    Ашина Шэни

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      4058


  2. Hungar

    Hungar

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      598


  3. Бахтияр

    Бахтияр

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3137


  4. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      11026


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 07/11/17 во всех областях

  1. Каким боком вообще татары стали булгарами? В татарском языке есть булгарская лексика? Мне кажется эти теории о татарах-булгарах придуманы специально, чтобы отодвинуть современных татар от истории дешт-и-кипчака. 'Татар' - это исконо тюркский этноним или термин. Восточные тюрки звали себя 'татар'. Уже скидывал цитату ув. Igor какие именно тюрки. Татаро-монголы пришли в совр часть России. Там в золотой орде и кипчакизировались. Какие ещё татары монголы? Только чёрные и дикие татары. Белые татары - тюрки. Не имею понятия как был принят этноним 'татар'. Но одно время русские даже азербайджанцев звали 'татар'. И тюрков сибири тоже. Значит во времена зо тюрки звали себя 'татар'. Русские не ровном месте стали называть именно тюрков 'татарами'. Калмыков, бурятов и других ведь не называли. При этом, прочие тюркские народы которых именовали 'татар' имели свои этнонимы [азери и прочие]. А татары остались татарами, видимо, потому что сами себя так и называли. Я думаю в татарском должен быть некий огузский субстрат, если моя гипотеза верна.
    1 балл
  2. 1. Ну как сказать, тюркизм термин больше политический. То что вы пишите, это тюркоязычие, но не тюркизм. 2. Рядом в списке были вроде и персы и согдийцы. 3. Слово турок, все же не было оскорбительным у османов. Если бы это слово было оскорбительным, оно бы некогда не стало бы самоназванием, как это было со словом сарт.
    1 балл
  3. Вы совершенно правы, они разные, картинка которую постили раньше, в ней калмыки, алтайцы, тувинцы практически идентичны, меня это поразило, а щас Кылышбай запостил другие картинки, более подробные, и сразу все встало на свои места.
    1 балл
  4. ВЭЙ ЧЖЭН. ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ СУЙ 1 СУЙ ШУ (гл. 84, л. 20б-21б) [Шивэйцы] относятся к ветви киданей: живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами. Делятся на пять кочевий, которые не управляют друг другом и не составляют единого целого. Они называются нань шивэй (южные шивэй), бэй шивэй (северные шивэй), бо шивэй, шэньмода шивэй и да шивэй (большие шивэй). Ни у одного из кочевий нет правителя, народ беден и слаб, поэтому туцзюэсцы всегда управляли им с помощью трех тутуней 2. Южные шивэй живут в 3 тыс. ли к северу от киданей. Земля низкая и сырая. Летом переселяются на северо-запад 3, к горам Дайбо и Цяньдуй. Здесь много травы и деревьев, обилие птиц и зверей, но много комаров и мошкары, поэтому все живут в гнездах на деревьях, чтобы спастись от причиняемых ими страданий 4. Постепенно [южные шивэй] разделились на 25 кочевий. В каждом кочевье имеется юй мофуманьдо, соответствующий вождю кочевья. В случае его смерти вместо него к власти приходит его сын ил.и младший брат, а при отсутствии наследника выбирают мудрого и храброго и ставят у власти. По существующим обычаям все взрослые мужчины носят неуложенные волосы 5, а женщины укладывают их кругами. Одежды такие же, как и у киданей. Ездят на запряженных крупным рогатым скотом повозках с жилищем из грубой циновки (вероятно, это кошма, неизвестная китайцам. — В. Т.), похожих на войлочные кибитки туцзюэсцев. При переправах через реки делают плоты, связывая в пучки хворост, или же мастерят лодки из кожи. Для лошадей плетут потники из травы, а уздечки вяжут из веревок. Для ночлега гнут [деревья] 6, делая жилища, накрывают их грубой циновкой. Эти жилища при переезде грузят на повозку и везут с собой. Из свиных шкур делают циновки (подстилки. — В. Т.) [на пол], а подстилки для сиденья плетут из дерева. Женщины сидят обнявши колени. Здесь держатся продолжительные холода. Урожайность зерновых очень низкая. Нет овец, мало лошадей, но много свиней и крупного рогатого скота. Делают вино. Пища такая же, как и у мохэ. При бракосочетании две семьи договариваются между собой, после чего [будущий] зять выкрадывает девушку, увозит ее, а затем посылает в качестве сговорных даров крупный рогатый скот, лошадей и возвращается [с девушкой] в ее семью, [137] а когда она забеременеет, возвращается к. ней обратно, в свое жилище. Женщины не выходят вторично замуж, а считаются женами умерших [мужей]. Поскольку они испытывают, затруднения во многом необходимом для жизни, кочевье общими .силами строит для них большие балаганы. Труп умершего кладут на балаган и три года соблюдают траур, оплакивая покойного только четыре раза в год. В их владении нет железа, они получают его из [владения] Гаоли. Много соболей. Поехав на север от южных шивэй, через 11 дней пути прибываешь в [земли] северных шивэй, которые делятся на девять кочевий и живут вокруг горы Тухэшань. Вожди их кочевий называются циинь мохэдо, [кроме них] у каждого кочевья имеется три мохэфу, которые помогают им. Климат [по сравнению с другими местами] самый холодный. Снег настолько глубок, что в нем тонут лошади. Зимой шивэйцы уходят в горы и живут в земляных норах (презрительное название китайцами землянок.— В. Т.). От холода замерзает много рогатого скота. Обилие сайги и оленей. Занимаются охотой, используя луки. Едят мясо, одеваются в кожи. Долбят лед, погружаются в воду и добывают сетями 7 рыбу и черепах. На земле скапливается много снега, поэтому, опасаясь провалиться в ямы, передвигаются верхом на дереве 8. Их обычаем является ловля соболей. Головные уборы делают из меха лисиц и енотов, а одежду из рыбьих кож. . ... Еще проехав 1000 ли на север, прибываешь в [земли]., бо шивэй, которые живут около горы Хубушань. Эти кочевья по сравнению с северными шивэй более многочисленны, но, сколько имеется кочевий, неизвестно. Жилища строят из коры березы, а во всем остальном сходны с северными шивэй. Через четыре дня пути на юго-запад от бо шивэй прибываешь в [земли] шэньмода шивэй, которые называются так по названию реки. В зимние месяцы они живут в норах, которые спасают их от сильного холода. Далее, через несколько тысяч ли на северо-запад [от шэньмода шивэй] прибываешь в земли больших шивэй. Дорога к ним труднопроходима. Язык непонятен. [В их землях] особенно много соболей и белок. Северные шивэй иногда присылали послов с данью и подношениями, но от остальных никто не приезжал. Комментарии 1. Если все племена и народы, о которых рассказывается в «Суй-шу», выделяются в специальные разделы, сведения о щивэй приводятся в одном разделе с киданями и начинаются даже не с красной строки, это подчеркивает этническое родство между шивэй и киданями, о котором говорит автор «Суй-шу». 2. Тутунь (tutug) кит. тутунь— название должности (правитель области) и титул у тюрок [8, с. 593]. 3. В тексте «Бэй-ши» вместо «северо-запад» указано «на север». 4. Как отмечает .В. А. Анучин, «летом в этих районах Маньчжурии (в горах Большого и Малого Хингана, где жили шивэй. — В. Т.) жизнь человека и животных буквально отравляется бесчисленным количеством комаров и мошкары» [1, с. 86]. 5. В «Вэй-шу» указывалось: «Взрослые мужчины заплетают волосы в косы» [34, гл. 100, л. 13а], поэтому, когда в «Суй-шу» говорится: «Все взрослые мужчины носят неуложенные волосы», под этим, очевидно, надо понимать, что волосы заплетались в косы, но коса свободно свешивалась, а не укладывалась на голове. 6. В тексте «Суй-шу» пропущен иероглиф му («дерево»), имеющийся в аналогичном тексте «Бэй-ши» [41, гл. 94, л. 22а]. 7. В тексте «Суй-шу» ошибочно вместо иероглифа цюй — «добывать» стоит иероглиф шэ — «стрелять из лука». Эта ошибка исправлена в «Бэй-ши» [41, гл. 94, л. 22б]. 8. Н. Я. Бичурин переводит эту фразу так: «Опасаясь попасть в звериные ямы, ходят на лыжах» [3, т. 2, с. 78]. Б. Я. Владимирцов указывает, что «лесные» монгольские племена пользовались лыжами [6, с. 34]. Однако стоящий в тексте иероглиф ци означает только «ездить верхом», поэтому вполне возможно, что речь идет о примитивных санях в виде бревна, на которое садились верхом. (пер. В. С. Таскина) Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. М. Наука. 1984
    1 балл
  5. Советский иранист Сергей Толстов "Китайское "и-да" или "е-да", греческое ´Εφθαλιται, арабское xaytāl дает нам возможность реконструировать звучание этого имени в устах носившего его народа как gwta -> gwta-āli при тюркской семантике второго составного элемента имени "народ gwta". Право на дешифровку второй, нарицательной части имени, исходя из тюркского лексического материала, дает нам вся совокупность эфталитской ономастики, позволяющей утверждать, что если эфталиты говорили не на сложившемся тюркском языке, - язык их весьма был близок к тюркским и вернее может быть отнесен к той группе палеотюркских языков, средневековыми представителями которой были болгарский и хазарский, а современный - чувашский язык". [С.П.Толстов. Древний Хорезм. - М.: МГУ, 1948 - стр. 276-277] Советский тюрколог Александр Бернштам "Тюркизация малоазийских племен, от которых произошли огузы-туркмены, началась с гуннов Средней Азии. Эти гунны, двигаясь на запад, сформировали основу среднеазиатских гуннов, позже эфталитов". [А.Н. Бернштам, Некоторые данные к этногенезу туркмен //Советская этнография, 4, 1951 - c.201] Цит. по: [Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.21-22] Немецкий историк Франц Альтхейм Ф. Альтхейм предполагал тюркское происхождение эфталитов. В его работах он подтверждает что эфталиты были тюркоязычным алтайским племенем. Этноним "Эфтал" исходит от тюркского корня: yap, означающее делать, созидать плюс вербально-номинальные суффиксы т и л. Реконструированное слово яп-т-ил означает "создатель, деятель" (“Schaffender, Tätiger”). Язык эфталитов был тюркским и присутствие иранских слов объясняется элементами проникшими в язык эфталитов от покоренных ираноязычных народов. Альтхейм отождествляет хионитов и эфталитов, предполагая что эфталиты были членами королевского клана, а хиониты было народным именем. [F. Altheim, R. Stiehl. Ein asiatischer Staat. Feudalismus unter den Sasaniden und ihren Nachbarn I. Wiesbaden, 1954 - р.276-277] [F. Altheim. Geschichte der Hunnen I. Berlin, 1959 - р.44, 31-56] Цит. по: [Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.14] Американский историк Дэвид Кристиан Миграции последовавшие за распадом империи Хунну направили ранних носителей тюркского языка на запад. Поэтому возможно в составе эфталитской и гуннской конфедераций было много носителей тюркского языка”. [Christian, D. A history of Russia, Central Asia, and Mongolia - Oxford: Basil Blackwell, 1998 - p.248] Канадский синолог Эдвин Пуллиблэнк "Что в их империи должны были присутствовать иранские элементы лишь ожидаемо поскольку подчиненное население было преимущественнно иранским. Куда более значительны доказательства алтайских связей в самих правивших эфталитах". Пуллиблэнк также считал что хиониты были гуннского происхождения и были близки к эфталитам. [E.G. Pulleyblank. The consonantal system of old Chinese. Asia Major IX. I, 1962 - р.258, 260] Британский историк Адриан Бивар А. Бивар отмечает что кидариты были доминирующей конфедерацией хуннских племен и обозначали политическую, нежели этническую группировку. В 380 году нашей эры Кидара, бывший вождем хионитов преуспел в овладении контрлем над сасанидской кушанской провинцией и взял сасанидский титул кушаншах (король над кушанами), его имя появляется бактрийским письмом на золотых монетах кушано-сасанидского типа как Кидаро и позже на индийских драхмах, как Кидара письмом брахми. Эфталиты были второй гуннской волной вторгшейся в Бактрию в раннем V веке. [A.D.H. Bivar. Hephthalites //E. Yarshater (ed.), Encyclopaedia Iranica XII. 2 - New York 2003 - p.199] Британский историк Дэниэл Поттс "Это не означает что они были иранцами с самого начала... но лишь что скорость ассимиляции племени или клана не на вершине политической иерархии была быстрой через один век в Бактрии... Эфталиты стали бактрийцами". Изначально, "Эфталиты могли быть огурами и определенно происходили с Алтая". [Daniel T. Potts. Nomadism in Iran: From Antiquity to the Modern Era-Late Antiquity - Ixford Univeristy Press, 2014 - p.139] Американский иранист Ричард Фрай В других работах он (Фрай) уравнивает хионитов и кидаритов, считая что один из правителей хионитов по имени Кидара начал чеканить монеты декларируя себя королем кушан, а эфталиты были племенами говорившими на алтайских яхыках и пришедших с Алтая-Монголии, через Центральную Азию в Индию под давлением жужаней. [R. N. Frye. The Heritage of Central Asia. From Antiquity to the Turkish Expansion - Princeton, 2001 - p.173] В другой работе, он (и его со-автор А. Сайили) пишет что эфталиты были тюрками по происхождению: "Доступные доказательства говорят что эфталиты были тюрками". [R. N. Frye, A. M. Sayili. Turks in the Middle East before the Saljuqs //Journal of the American Oriental Society 63.3 (1943) - р.207] Американский монголист Кристофер Атвуд Как показал де ла Вэссьер, сюнну не сталкивались напрямую с носителями восточно-иранских языков до 350 годa нашей эры. Контакт с Хуна/Сюннну или по крайней мере с теми кого они и их соседи идентифицировали с таковыми стал более близок в середине 4 века. После периода кочевого существования в южной Центральной Азии, около 350 года нашей эры Бактрия вновь возвысилась, как это было при кушанах/юэчжи, как база для расширяющейся империи основанной новыми насельниками. [Atwood C.P. Huns and Xiongnu. New Thoughts on an Old Problem //Dubitando: Studies in History and Culture in Honor of Donald Osfrowski. Brian J. Boeck , Russell E. Martin, and Daniel Rowland, eds. Bloomington, IN: Slavica Publishers, 2012 - р.46] Французский согдолог Этьен де ла Вэссьер "...начиная с 350 годов Сасаниды противостоят на своих границах вторжению кочевников неиранского происхождения (практикующих в качестве погребального обряда кремацию), которые звались хионитами; за 80-90 лет до 452 года, где-то около 360-370 года, племена, в состав которых входили эфталиты, ушли с Алтая в направлении на юг и в Среднюю Азию; в 370 году или позднее хуннские племена появляются между Волгой и Доном. В итоге, принадлежность этих этносов к хуннам не вызывает сомнения, учитывая название, которое они сами носят в Европе и которым они называются в текстах, повествующих о событиях в Средней Азии, что сразу же отвергает возможность считать это название обобщающим, но надо быть точным в смысле этой идентичности. Китайские источники, с одной стороны, позволяют подтвердить, что группы номадов, обитающие поблизости от Средней Азии, продолжают прокламировать себя политическими наследниками северных сюнну, которые были далеко вне поля видимости китайских источников между II и IV веками". [De la Vaissière, Étienne. Huns et Xiongnu. - Central Asiatic Journal. Vol. 49, No. 1 (2005) - р.23] Связь устанавливаемая изначальным Вэйшу между эфталитами и гаоцзюй может означать что эфталиты были тюркским племенем и, точнее, огурским племенем поскольку гаоцзюй считаются наследниками старой телесской конфедерации предположительно давшей начало различным огурским племенам. [De la Vaissière, Étienne. Is there a "Nationality of the Hephtalites ? //M. Ghose, É. de la Vaissière (ed.), Hephtalites, Bulletin of the Asia institute, 17, 2007 - p.121]
    1 балл
  6. Потомки эфталитов (белых гуннов) среди тюркских народов Каладжи Аль-Хорезми писал: "Аль-Хайатила есть племя что прежде было могущественным и правило Тохаристаном, тюрки Каладж и Кангина это их потомки". Кангина были одним из сакских племен, позже включенных в состав эфталитов. Птолемей также упоминает сакское племя Комедой. Каладжи упомянуты в связи с кампанией Якуба ибн Саффара против Забула во второй половине 9 века. Истахри упомянул каладжей в районе Кабула. Йакут пишет: "Каладжи есть род тюрок. Они пришли на эту землю в древности. Они владеют землей этой и являются тюрками по внешности, одеяниям и языку". Согласно Фраю и Сайили, каладжи были потомками эфталитов и имели тюркское происхождение. Бивар пишет: "Племенем претендовавшим на преемственность от эфталитов были средневековые каладжи". Есть сведения что часть этого племени изначально была тюркоязычной, но в раннее средневековье смешалась с пуштуноязычными племенами. Противоположно этому, некоторые исследователи считают каладжей тюрками двирувшимися на запад до коллапаса государства эфталитов в третьей четверти 6 века. В персидском анонимном источнике Худуд-ал-Алам (10 век) мы обнаруживаем информацию что каладжи располагались на территории Газны и были тюрками. Также возможно было встретить каладжей в районах Балха, Тохаристана, Буста и Джузджана. Одна из ветвей каладжей правила в Кабуле и Забулистане со второй половины 7 века по 9 век. Позже каладжи изменились этнически став одним из афганских племен по имени гильзай. Джелал-ад-Дин Фируз из каладжей захватил власть в Делийском султанате в 1290 и основал династию Каладжей. Другая каладжская династия правила в центральной Индии (Мальве) в 1436-1531 годах. Династия Лоди в Лелийском султанате (1451-1526) также была каладжского происхождения. Следует отметить что каладжей не найти среди туркменских родов, лишь в Иране и Турции. Симс-Вильямс сообщает что в одном из бактрийских документов, в договоре о продаже 678 года, упоминается раб по имени Каладж. На данный момент это наиболее раннее упоминание данного этнонима. В другом документе, датируемом 710 годом, упомянута принцесса Калас. По Сим-Вильямсу эти факты не поддерживают теорию о каладжах как последних действительных потомках эфталитов. Начиная с 10 века каладжи упоминаются в регионе к югу от Амударьи, как правило в северной Индии и восточной части Иранского плато. Абдалы Многие ученые видят потомков эфталитов в туркменском роде абдал. Г. Васильева считает что некоторые имена туркменских родов такие как Абдалы, Языры, Оламы указывают на то что до-огузские народы, такие как эфталиты, приняли участие в этногенезе туркменского народа. Немногие абдалы остались на территории Туркменистана. Большинство из них ныне проживает в Астраханском регионе РФ, куда их переселили на пару с частью човдуров из северо-восточного Прикаспия во второй половине 17 века в связи с давлением со стороны калмыков и хивинского хана. Процесс этот продолжался вплоть до первой половины 18 века. В 1802-1803 годах некоторые туркменские рода, среди них и абдалы, вновь были переселены в Астраханский регион. Позже, в 1813 году еще 606 туркменов-абдалов прибыло в Астрахань. Русский царь Александр I дал туркменам-абдалам Мангышлака документ принимавший их в российское подданство. Астраханские туркмены-абдалы поделились на курбан, менгли-ходжа, огры и бурунжик. Помимо этого абдалы вошли в состав туркмен-сойнаев Ставрополя. Абдалы в есть и в составе прочих туркменских родов: сарык, ата и ерсары. Некоторые абдалы живут в мангыстауском районе Казахстана. Согласно В.Вострову и М.Муканову, "Возможно что туркменские и казахские абдалы это остатки эфталитов, разделивгиеся на две части: первая вошла в состав туркмен, а вторая через туркмен в состав казахов". Некоторые абдалские элементы можно найти и в составе башкортов, узбеков-локайцев, азербайджанцев и турок. В Восточном Туркестане мы также находим абдалов, известных под именем "адана-абдаллар". Среди булгарских племен формировавшихся на основеволжских савиров, упоминаются авары и абдалы. [Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.239-242]
    1 балл
  7. Наследие эфталитов в Индии В 7 веке, западный Пенджаб, согласно индийским источникам, назывался "страна Хуннов" - Хуна-Деша. Следует также обратить внимание на любопытный факт что во времена не позже 9 века индийский правитель Дэвапала (810-850) из династии Пала, имевший владения в восточном Пенджабе, разбил "Хуна" (т.е. Эфталитов) на севере. Индийский поэт Раджасекара (9 век) воспевает красоту женщин "Хуна". Также в 9 веке, к северо-западу от Малвы располагалось владение Хунамандала, управляемое королем Джаджаппа. Даже в 11 веке мы до сих пор обнаруживаем следы "Хуна". Бхерагатская каменная надпись, например, сообщает калачурский правитель Карнадэва женился на "Хунской" принцессе Авалладэви. Память о Хунах была свежа и в более поздней Индии: писатель 16 века Брахмана приравнивал португальцев к Хунам. По традиции раджпутов, Хуны включались в число 36 раджпутских кланов. Один из них до сих пор хранит имя "Хун". [Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.181-182, 243]
    1 балл
  8. Почитал Ш. Марджани и других, вернее пробежался, все чрезвычайно запутанно,с наскоку не одолеешь, нужно время. Но есть разные мнения, почитайте более современного М.З. Закиева: болгары, а не татары. Пожалуй ещё сами татары не определились.
    -2 балла
×
×
  • Создать...