Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 06/20/17 во всех областях
-
Исследования митохондриальной ДНК представителей хунну выявили большое сходство их женского генофонда с современными монголами. Реклама Хунну были конфедерацией кочевых племен, просуществовавшей около 300 лет приблизительно с 200 года до нашей эры до 100 нашей эры, и из них сформировалась первая кочевая империя в Центральной Азии. По данным археологов и историков, эти племена играли определяющую роль в этнических и культурных процессах центрально-азиатского и соседних евразийских регионов. Опубликованные до сих пор результаты генетических исследований хунну имеют отношение к останкам из захоронений с территории современной Монголии, которая была в южной части владений древних хунну. Однако палеоантропологический материал из ряда могильников и поселений Забайкалья, которое относится к северной части империи хунну, генетически не изучался. В недавнем номере международного журнала по археологии и антропологии (Archaeological and Anthropological Sciences) российские ученые представили вариации митохондриальной ДНК в забайкальских популяциях хунну. Авторы выделили древнюю ДНК из скелетных останков четырех захоронений и сравнили полученные последовательности с имеющимися данными о генетическом разнообразии хунну. «Сравнение митохондриальной ДНК забайкальских и монгольских хунну показало, что при похожей общей структуре их генофонды отличаются», – комментирует работу на сайте Института археологии и этнографии СО РАН руководитель исследования и сотрудник института, а также руководитель межинститутского сектора молекулярной палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН Александр Пилипенко. У забайкальских хунну, в отличие от монгольских, ученые не нашли компоненты западно-евразийского происхождения, а также выявили несколько восточно-евразийских вариантов митохондриальной ДНК, которых у монгольских не оказалось. Локальная вариабельность генофонда хунну, как пояснил Александр Пилипенко, имеет свое историческое объяснение. Ко времени, когда хунну появились в Забайкалье и Монголии (II в до н.э.), они уже представляли собой союз из многих племен – подчиненных, завоеванных и объединенных. Такая многокомпонентность объясняет генетические различия между отдельными группами хунну. Сравнительный анализ генетического материала хунну и современного населения Центральной Азии и других регионов Евразии показал, что, несмотря на «этнический калейдоскоп» в степях Евразии в гунно-сарматское время и последующие периоды, за две тысячи лет структура женского генофонда населения Забайкальских степей изменилась слабо, сохранив многие генетические черты хунну.2 балла
-
Раз уж есть такая тема о монгольской версии, должна быть и таковая о тюркской. Короче наш ответ Ермолаеву Размещу здесь все свои ключевые аргументы в пользу тюркоязычия сюнну, включая мнения ученых, данные по языку, немного по археологии, культуре и обычаям, и конечно же данные первоисточников (давно собирался собрать все отождествления сюнну с тюрками в китайских источниках, которые мне попадались). Начнем с первого1 балл
-
Совершенно точно, бесполезно. И не только про киданей. Многие люди приводили здесь разные доказательства, ссылки, он их благополучно пропускает мимо ушей и опять требует ссылки и обоснования. Это типа такой формы издевательства?и опять по новой заводит свою шарманку про быков, ишаков, шапки и т.д.любые аргументы бесполезны, словарь"татарского"языка, аа это киданские канцелярские крысы, и так во всем1 балл
-
Да уже тысячу раз здесь писали про киданей, приводилась их письменность, отдельные слова. Бесполезно.1 балл
-
Я попросил не употреблять терминов "фейковые", "бутафорские" в отношении одежды, культуры монголов. Что значит идти на их поводу? Кто идет? Весь научный мир?1 балл
-
вы видимо невнимательно читаете меня: район к югу от гоби непременно был в ареале кочевников - многочисленные источники никуда не денешь. но было это в древности. династия Хань, точнее яркий ее представитель У-Ди положил этому конец и навсегда выгнал оттуда кочевников. моя же точка зрения: кроме этих районов также и Халха, Забайкалье, Маньчжурия, Саяны входили в этот ароеал. более того - позже стали основным местом их локализации. вы же отрицая последнее всех кочевеников генерируете у Хуанхэ и оттуда отправляете в многочислкенные экспансии на запад (против ветра как вы выразились) прдоставьте хоть один малюсенький аргумент, выдержку, изображдение и т.д. в пользу того, что древние тюрки и например кереиты в век своего расцвета обитали на территории "черной дыры" к югу от Гоби(Ордос и прилежащие территории до западной части Ганьсу)1 балл
-
А кто здесь писал о том, что лишь у казахов сохранились легенды о ЧХ? Ув. АКБ, я Вам черным по белому написал, что Ваше изложение исторических фактов это простая подгонка фактов, выдернутых из контекста. Поэтому еще раз повторюсь - не стоит традиции братского монгольского народа изображать как "фейковые и бутафорские", это издевательство на мой взгляд. Надеюсь понятно написал?1 балл
-
У сюнну скорее все таки это притяжание, ибо суввикс даже в животной терминологии встречен: западно-ханьское "kwjāt-dē" (駃騠 - "скаковая лошадь") <= западно-протомонг. "kаtаr-tа" (рысистый; рысак; скакун)? Также, возможно это же гипотетическое слово из гипотетического же западно-протомонгольского мы видим в имени "ɣā-dāt-dē" (烏達鞮). Сравните восточно-протомонг. "kаtаr-tаj", совр. халха-монг. "хатир-тай" (рысистый; рысак). Образовано от "kаtаr" (рысь; бег рысью). Отсюда и имя Хуянь-ти скорее уж лучше переводить "хуяньский", аналогично "Меркитай", "Борджигидай" и т.д. Ну, возможно. Также титул "nak-dē" (若鞮), который нам переводят как "почтительный к старшим; почтительный сын" (т.е. к ханьскому императору), т.е. видим, что "-dē" в данном случае никакого отношения к локативности-аблативности не имеет, а, скорее, именно образует прилагательное от существительного. Думаю, здесь западно-протомонг. "nаk-tа/nek-te" (услужливый?). В восточно-протомонг. это было бы как "nekun-tej". Образовано от ЗПМ "nаk/nek" и ВПМ "nekun" (слуга). К тому же, например, бурятские этнонимы Шаралдай, Онхотой, Боролдой, Эрхидэй, Холбутай, Хамнагадай, Харбатай, Баяндай, и т.д. - везде притажательный суввикс с разных сингармонических вариациях. Впрочем, в монгольском дательно-местный (датив-локатив) падеж обозначается суввиксами "-t/-d", что в раннем письменно-монг. (по Поппе) было как "-te(-tа)/-de(-dа)". То есть, например, совр. монг. "аймагт" (в районе) в древности звучало как "аjimаg-tа" (в районе). Отсюда, Хуянь-ти может (впрочем, сомневаюсь, что с местом тут связано) быть и "[живущий/родившийся/происходящий] в/из Хуяне/Хуяна". У сяньби и ухуань, скорее, просто не завиксировано. Скорее уж общеалтайское, ибо у монголов притяжание более никак не обозначается (только в письм.-монг., довольно позднем, имеется еще "-луга" <= тюрк., скорее всего). Вообще интересные дела все таки с этой грамматикой хуннского языка. Вот еще интересная деталь: имена/титулы "dā-grjǝj-dāŋ" (屠耆堂), "mūh-twə̄nh" (冒頓), "rhə́̄w-daŋh" (老上). Нет ли здесь монг. "-ten/-tаn" (обозначает категорию животных и людей, которые обладают тем, что указано в основе). То есть, титул "dā-grjǝj-dāŋ" по идее переводится как "обладающий [кем/чем] dā-grjǝj". P.S. Хочу просто поделиться веселой этимологией Тоуманя: западно-ханьское "dhwā-m(h)anh" (頭曼) <= западно-протомонг. "tüm-aŋ" (десять тысяч дыр; множество дыр) <= западно-протомонг. "tüm" (десять тысяч; множество) + "aŋ" (дыра; щель; расщелина). Вспомните, что Тоуманя убили люди тумена (десятка тысяч) Маодуня. Веселое имя. Это как Курта Кобейна назвать "Мозги навылет", например.1 балл
-
Из статьи "Тартары" в энциклопедии Дидро. Тартары или татары - народ, заселяющий почти весь север Азии. В настоящее время этот народ делится на три различные нации: 1) татары в собственном смысле; 2) калмыки; 3) монголы. Остальные языческие племена, рассеянные по всей Сибири и по берегам Ледовитого океана, являются, собственно говоря, племенами дикими, разъединенными, хотя и происходящими от древних татар. Татары в собственном смысле исповедуют магометанство, хотя у большинства из них в религии больше языческого, чем магометанского. Все татары подразделяются на множество народностей. Главные из них: 1) барабинские татары; 2) татары-башкиры и уфимские татары; 3) татары будзинские; 4) татары-калмыки; 5) татары Казачьей орды; 6) крымские татары; 7) татары черкесские; 8) татары дагестанские; 9) татары кубанские; 10) татары-монголы; 11) татары-ногаи; 12) татары-телангуты; 13) татары-тунгусы; 14) татары великой Бухарин; 15) татары-узбеки. 5) Татары Казачьей орды - одна из ветвей татар-магометан, обитающих в восточной части Туркестана, между реками Эмбой и Сырт [Сыр-Дарьей ]. Они - среднего роста, очень смуглые, с маленькими черными блестящими глазами и с густой бородой. Они стригут свои волосы, чрезвычайно густые и черные, на четыре пальца от головы и носят круглые шапки в четверть аршина высотой из грубого сукна или из черного войлока, с меховыми полями. Одежда их состоит из хлопчатобумажной рубашки, из брюк бараньей кожи и из хлопчатобумажного же стеганого халата, называемого русскими китайка. Зимой сверх этого халата они надевают длинную шубу из бараньей шкуры, служащую им летом в качестве тюфяка. Чрезвычайно тяжелые сапоги их из лошадиной кожи сделаны таким образом, что каждый из них может изготовить их сам. Оружие их состоит из сабли, лука и пики, так как огнестрельное оружие вплоть до настоящего времени у них весьма мало употребительно. Они всегда на лошади, в пути или на охоте, представляя заботу о своих стадах их женщинам и нескольким рабам. Они живут по большей части в палатках или юртах, кочуя в направлении калмыцкой границы и реки Эмбы, чтобы быть всегда готовыми к набегам. Летом они весьма часто забираются высоко в горы и проникают далеко в Сибирь к западу от реки Иртыша (Iris). Кара-калпаки, заселяющие западную часть Туркестана около побережья Каспийского моря являются верными союзниками и родственным народом татар Казачьей орды, сопровождая, обычно, последних в их кочевках, если имеется в виду какое-либо большое дело. По вероисповеданию татары Казачьей орды - магометане, но у них нет ни корана, ни мулл, ни мечетей, так что их религия выражается в немногих вещах. Они имеют хана, который живет, обычно, зимою в городе Ташкенте, а летом кочует по берегам Сыр-Дарьи и у калмыцкой границы. Однако, их особые мурзы, весьма могущественные, оставляют хану немного власти. Эти татары могут вооружить самое большее 30 тысяч, а совместное с каракалпаками -50 тысяч конных воинов.1 балл
-
Ув. Поводок , берите пример с меня и не лезьте в дебри(языковые коллизии имею ввиду), а то Вы появляясь мимоходом дёргаете слона за причиндалы и исчезаете в тех краях куда "хунны телят не гоняли". Скажите какой версии вы придерживаетесь?(серьёзно).1 балл
-
Вы не поняли самого главного моего посыла! Мой посыл гласит, что никто из потомков родо-племенных обществ не может быть в 21 веке продолжать быть керейтом, найманом или еще кем-то в чистом виде. Любой их потомок будет иметь уже другой этноним, произошедший от общего предка, но который по генеалогической линии восходит на самой своей вершине к тому или иному племени. У вас же как будто-то все племена хранили в морозильных камерах, за 800 лет племена не разрастались, ни в талии, ни в плечах, так и остались стройненькими. Это юмор, а то начнете сейчас дудеть в дудки и ломать кнопки. Вообщем такого имхо быть не может в родо-племенной структуре!1 балл
-
Так чем же можно объяснить сходство между кушанами и древними тюрками в различных аспектах (иконография монет, титулатура, антропологический тип, письменность), с какими историческими и этническими процессами это было связано? Основатели Кушанского государства юечжийские племена прибыли в Среднеазиатское междуречье из южных отрогов Алтая и северной части Восточного Туркестана в последние столетия I тыс. до н.э. С этой же территорией был связан один из ранних этапов этногенеза древних тюрок [СИГТЯ 2006: 405]. Вместе с тем, на соседних с ней территориях проживали и индоевропейские (тохарские, иранские?) племена и народности. В особенности, это наблюдается в оазисах Восточного Туркестана. С древнейших времен данная тeрритория была местом симбиоза различных, в т. ч. тюркских, тохароязычних и иранских народностей. Этот симбиоз нашел свое яркое проявление в их культуре, мифологии, мировоззрении, титулатуре, идеологии, традициях государственности и др. [3уев 2002: 20-48]. В письменных источниках на различных языках кушаны часто называются «тюрками», или оба этноса упоминаются в качестве синонимов друг-друга. Например, в произведении Калхани «Раджатарангини» (XII в.), написанном на санскрите, упоминаются такие имена кушанских правителей, как Huška, Yuška, Kaniška, и говорится, что они происходят от Turuška, т. е. тюрок (Stein 1990: 169 - 171; Tezcan 2002: 789 - 814]. Беруни называет доисламских правителей Кабула «Туркшахами» и называет одного из них Каник [Бируни: 359 - 360; ал-Бируни: 27), который отождествляется с кушанским правителем Канишкой (правил в пер. пол. II в. н.э.) [Dani 1995: 71). Армянские источники VII - VIII вв. употребляют этнонимы к’ушан, т’етал (эфталит) и тюрк в качестве синонимов [Тер-Мкртичян 1979: 57 - 62]. В «Истории Бухары» Наршахи встречается термин кашкашан/каш-кушан [Наршахи: 40- 41], употребляемый в отношении особой группы знати Бухары иноземного происхождения, которую можно отождествить с кушанами, а также с тюрками6. Некоторые исследователи не воспринимают упомянутые выше сведения серьезно, считая их анахронизмом. Но тут вновь возникает вопрос: почему же этот анахронизм повторяется в различных по языку и времени источниках? На наш взгляд, это указывает на наличие каких-то зтногенетических связей между кушанами и древними тюрками. В эпоху раннего средневековья правители ряда областей Средней Азии возводили свою родословную к Кушанам. Р.Фрай по этому поводу писал, что «слава Кушан была столь громкой, а законность власти их династии в Восточном Иране и в Северо-Западной Индии казалась столь неоспоримой, что их наследники - эфталиты и цари Кабула из династии Шахи - вплоть до арабского завоевания возводили свои родословные к кушанам» [Фрай 2002: 279]. Л.Ю. Тугушева также полагала, что в пeриод Тюркского каганата авторитет Кушанских правителей еще не был потерян и правители западной части Каганата считали себя их преемниками [Tuguşeva 2002: 155]. Вышеприведенное сообщение Беруни указывает на родственные связи тюркских Тегиншахов Кабула с кушанами. Пакистанский исследователь А. Дани считает, что Беруни ошибся, правители Кабула происходили не от тюрок, а от Кушан: в действительности, династия «Туркшахов» была не тюркской, а кушанской [Dani 1995: 71, 72], что вытекает из надписи правителей Забулистана, относящейся к 862 г., в которой они называют себя Kojanaputra, т. е. «потомками Кушанов»7 . Имеются также сведения, указывающие на происхождение династии Тегиншахов Кабула от правящего рода Тюркского каганата - Ашина [Кляшторный 2006: 449-453]. Как можно объяснить то, что Тегиншахи связывали себя с Кушанами? На наш взгляд, это можно объяснить следующими причинами: 1) Славная память о власти Кушан в этом регионе требовала от пришедших на их место династий связывать свое происхождение с ними, чтобы обеспечить легитимность власти; 2) Тегиншахи считали себя потомками Кушанов, потому что последние, вероятно, были тюркской династией; 3) В письменной традиции Индии термин Турушка, употреблялся для обозначения как кушан [Вайнберг 1977: 10, 34], так и тюрок [Markwart 1938: 112; Thakur 1967: 59, 219; Konukçu 2001: 25]. Этот термин, содержащий древнеиндийский суффикс -ушка или -ишка, мог быть передачей этнонима тюрк или тюрук. Исходя из того, что содержащее этот суффикс имя одного из кушанских царей Канишки Беруни приводит в форме Каник, слово Турушка может быть восстановлено как пракритская форма *Тurukha=Türk, т. е. тюрк [Marquart 1901: 239 - 240]. В некоторых письменных памятниках VIII - IX вв. на индийских языках из Восточного Туркестана, этот термин также означает тюрков. Именем Typyшкa индийцы называли также основателя одного из мусульманских тюркских государств Сабук Тегина, отца Махмуда Газнави [Esin 1972: 341]. В тибетских источниках IX в. слово Турушка употребляется в отношении карлуков, проживавших на северо-западе Тибета, а также к некоторым другим тюркским племена [Hoffmann 1950: 191 193]; 4) Тюркский каганат, как и Кушанская империя, включал в себя южные регионы Средней Азии и Северную Индию, и господствовал в ряде областей, где было сильно влияние индийской (буддийской) культуры. Возможно, под влиянием индийской культуры тюрки отразили на своих монетах характерные для нее мотивы; этим можно объяснить и сходство иконографии монет Кушанской империи и Тюркского каганата [Babayarov 2008: 22- 26]. Индийское влияние прослеживается и в Чаче, который был одним из главных регионов чекана собственных монет Западнотюркского каганата. Таким образом, в нашем распоряжении имеется целый ряд данных, указывающих на наличии определенных этнических связей между основателями Кушанского государства и древними тюрками: 1) письменные данные источников (индийск., армян., араб.-перс.), 2) название (этноним; Турушка - «тюрк», Kojanoputra - «потомки кушанов»), 3) антропологический тип (монголоидные или смешанные признаки), 4) титулатура (ябгу, кара и др.), 5) имена (Куджула, Токто, Герай), 6) тамговые знаки (), 7) монетные особенности (сюжеты, символы), 8) прародина (Юго-Западний Алтай - Турфанский оазис), 9) письменность? (руноподобная с преобладанием геометрических форм), 10) сходство в пантеоне — женское божество (Омо - Умай). Однако окончательный вывод делать еще рано. Вопрос о наличии этнических связей между кушанами и древними тюрками должен стать темой специального исследования.1 балл
-
Из параллелей в области титулатуры особое внимание обращает на себя то, что главным титулом верховного правителя как у Кушан, так и у западных тюрков на ранних этапах их истории был ябгу, встречающийся на монетах обоих государств [Ртвеладзе 2002: 135, 140; Бабаяров, Кубатин 2005: 97 - 105]. Особый интерес представляет кушанская ономастика. Имена кушанских правителей, такие как Токто, Куджула и Герай, имеют параллели в тюркской ономастике. Многие исследователи считают титул ябгу4, так же как и имена первых кушанских правителей иранскими. Так, первая часть сложносоставного имени Куджула Кара Кадфиз, которая встречается у саков в форме Kuzulaa или Kusulaka, связывается со словом Kujula и производится от др. Иран. kûçek или kûçelû - «малый». Вторая часть этого имени, Кара, исследователи связывают с др. иран. ka'ra - «господин», «сила», «мощь», «войско», и интерпретируют через слово kala, встречающееся в надписи из Нии в Восточном Туркестане, точное значение которого не установлено. Третья часть этого имени, Кадфиз, производится от др. Иран. kad-pise/paisa - «великий предводитель». Этимология имени Кадфиз приемлемо, но этого нельзя сказать относительно слов Кара и Кудзула. Во-первых, употребление двух противоположенных по смыслу слов «малый» и «великий» в одном имени представляется мaлoвероятным. Во-вторых, хотя некоторые исследователи пытались интерпретировать имя Кудзула на основе тюркского слова küçlü - «сильный» [Togan 1981: 39,419] или külçur/kül-çor (др. тюрк. титул), нам представляется более заманчивым его связь с именем Каджули/Качули, широко представленным в тюрко-монгольской ономастике. А слово Кара, на наш взгляд, более логично связывать с др. тюрк. эпитетом qara - «великий», широко употреблявшимся в титулатуре ряда тюркских государств. Имя династийного предка кушан Герая и вторую часть имени Вимы Такто/Токто можно этимологизировать на основе тюркского слова keräy (girey, giray, giräy, kiräy, kiräy) - «бритва (для бритья головы)» и глагола toqta/toxta - «(при)останавливаться», широко представленных в ономастике тюркских народов [СИГГЯ 2001: 674 - 676, 695 - 696]. Второе имя у тюрок обычно являлось именем-пожеланием. По Г.Ф.Саттарову, имена с компонентом тукта давались, когда прежде родившийся в семье мальчик умер, с цепью предотвратить смерть новорожденного, или, когда, напротив, в семье много детей, с пожеланием приостановить рождение последующих детей. А. фон Лекок отмечал, что имена toxta, toxtamïš давали новорожденным в семьях, где дети не выживали, и полагал, что этот глагол передавал пожелание «остаться (в живых)» [СИГТЯ 2001: 695 - 696). Имя Токта/Тохта широко употреблялось в качестве личного имени правителей у различных тюркских народов, а у дунайских болгар оно известно в форме Тοκτος [Moravcsik 1958: 316]. На наличие определенных этнических связей между Кушанами и древними тюрками указывает и их антропологический облик, нашедший отражение в памятниках искусства - скульптуре и живописи. Некоторые исследователи уже обращали внимание нa то, что представители царствующего рода кушан имели явные монголоидные признаки (см. Таб. II) [Sarianidi 1985: Fig. 142, Cat. 3, 56, Fig. 44, 2, 7; Абдуллаев 2010: 242 - 244]. Сравнение кушан и тюрок-Ашина, изображенных в памятниках материальной культуры (монеты, скульптура, настенная живопись и т.п.) обнаруживает близость антропологического типа представителей этих двух этносов. У тех и других наряду с монголоидными признаками (узкий миндалевидный разрез глаз) встречаются и европеоидные признаки: продолговатое лицо, нос с высокой переносицей (Халчаян, Ань-цзя, монеты Чача), возможно, свидетельствующие на их смешанность в расовом отношении (см. Таб. II). Скульптуры из Халчаяна, которые исследователи относят к членам «Гераева рода», изображают представителей правящей верхушки Кушан. У многих из них имеются монголоидные признаки, что свидетельствует о наличии тюркских элементов в этногенезе кушан, или, по крайней мере, их правящей династии. Кроме этого, имеется сходство и в письменности. С кушанами связывается т.н. «неизвестное письмо», имеющее некоторое сходство с древнетюркским руническим письмом. Не является ли это сходство свидетельством об этнической близости древних тюрков с кушанами? Однако этот вопpoc может быть решен только после расшифровки алфавита "неизвестного письма" и убедительного прочтения всех надписей, написанных этим письмом. Форма знаков «неизвестного письма», если не учитывать дополнительные элементы, в целом схожа со знаками древнетюркского рунического письма. «Неизвестное письмо» употреблялось, начиная с сер. I тыс. до н.э., а по мнению некоторых исследователей, с правления кушанского царя Вимы Токто. Большинство надписей, выполненных этим письмом, происходят из Бактрии, имеются единичные находки из Мерва и Семиречья (Курган Иссык)5. Использование «неизвестного письма» наряду с двумя другими языками и письменностями в стеле из Дашт-и Навура, указывает на то, что кушаны уделили ему особое внимание. По мнению некоторых исследователей, язык этого письма был близок к «сакскому», т. е. одному из древних восточноиранских диалектов [Tezcan 2002: 789- 814]. Возникает вопрос: если язык надписей, выполненных этим письмом, был одним из древнеиранских диалектов, почему до сих пор ми не имеем ни одной убедительно прочтенной надписи.1 балл
-
К ВОПРОСУ О СВЯЗИ КУШАН С ДРЕВНИМИ ТЮРКАМИ1 (по нумизматическим данным) Г.Б. Бабаяров, А.В. Кубатин (Вопросы этногенеза и этнической истории Средней Азии, 2016) (оригинал статьи: https://www.academia.edu/28789635/Бабаярoв_Кубатин_Кушан_Тюрк.каганат.pdf) Происхождение этноса, основавшего Кушанское государство, является одним из дискуссионных вопросов исторической науки. Большинство исследователей, идентифицируя юечжей с тохарами, считают последних ираноязычным этносом, и как следствие, таковыми и Кушан. В действительности, тохары не являлись ираноязычным этносом, а их язык принадлежал к особой группе индоевропейской семьи2. Сегодня в науке превалирует точка зрения об ираноязычности племен юечжи, но есть ряд учены, придерживающихся мнения об их тюркском происхождении. Если ранее исследователи на основании юечжийской ономастики и титулатуры говорили о возможной принадлежности их к тюркам [Togan 1981:39], то в последние годы китаевед А.Ходжаев в своих работах на основании сведений китайских источников приводит по этому поводу более убедительные доводы [Ходжаев 2005: 3 - 14]. Однако вопрос об этнической принадлежности юечжей до сих пор не решен окончательно и требует специального исследования. При этом следует иметь в виду, что в письменных источниках того времени нет никаких сведений об их языке. Иногда определенную ясность в некоторые аспекты этнической истории позволяют внести данные нумизматики. Это касается и вопpoca об этнической принадлежности Кушан, в частности, путем сравнения монет Западнотюркского каганата (568-742), чеканенных в Чачском оазисе и монет Кушанского царства (I в. до н.э. - III в. н.э.)3. Изучая разные аспекты монет Западнотюркского каганата, выявляются определенные параллели монет тюрков с кушанскими монетами, а именно, в таких аспектах, как иконография, тамговые знаки и титулатура. Так, в иконографическом аспекте на монетах тюрков нами выявлены следующие сюжеты, имеющие сходство с сюжетами на кушанских монетах: I. Сюжет сидящего на троне правителя. Данный сюжет имеется на двух типах монет Каганата: I) анэпиграфный тип, на л.с. изображен сидящий на троне праветель, на о.с. - тамга в форме , идентичная тамгам на монетах Западнотюркского каганата, относящихся к первому этапу его становления (Таб. I, 2.2); 2) один из типов монет известного правителя Западнотюркского каганата Тун ябгу-кагана (618-630), на л.с. которых изображен правитель, сидящий скрестив ноги на зооморфном троне, на о.с. - тамга в форме с согдийской легендой вокруг нее βγy twn cpγw x'γ'n - «Божественный Тун джабгу-каган» (Таб. I, 2.1). На данном типе монет правитель изображен сидящим со скрещенными ногами на своеобразном зооморфном троне в виде хищника из семейства кошачьих. На некоторых вариантах этих монет изображен барс, на других - лев [Ртвеладзе 2006: 61]. Изображение сидящего на троне правителя встречается также на медних монетах кушанского царя Хувншки (правил ок. 131 - 166 гг.), его подражаниях и др. (см. Таб. I, 1.1, 1.2, 1.3) [www.zeno.ru/Kushans: #41660, #43679,#617941]. II. Сюжет с изображением всадника. Среди с этим сюжетом выделяются следующие два типа: 1) на л.с. изображение сидящего на коне всадника идущего вправо, нa о.с. - тамга в форме и под ней согдийская легенда в две строки (см. Таб. I, 2.4); 2) изображение на л.с. повторяет предыдущий тип, на о.с. тамга в форме и согдийская легенда вокруг нее, читаемая нами как рnу cpγw x'γ'n - «Деньга джабгу-кагана» (см. Таб. I, 2.5). Сюжет с изображением всадника встречается также на монетах некоторых кушанских царей, начиная с первых праветелей Кушанского царства. В частности, он характерен для монет Санаба=«Герая» и т.н. Согер Meгасa [Ргвеладзе 2002: 132 - 135]. Особого внимания заслуживает явное сходство тамг на монетах западных тюрков и кушанских царей. Ранее некоторые исследователи уже отмечали схожесть тамг тюркского рода Ашидэ с тамгами Кушан, Эфталитов и тюркских династий долины Кабула VII - IX вв. [Göbl 1967 II: 256 - 258; Esin 1972: 349, Lev. VII А]. В частности, Ю.А.Зуев считает, что тамга рода Ашидэ и Кушанов имеют общее происхождение [Зуев 2002: 86]. По нашему мнению, сходство с отдельными элементами тамг кушанских царей обнаруживают не только тамга рода Ашидэ, но и тамги рода Ашина. Ранее мы же отмечали, что нижние части тамг на кушанских монетах имеют круглую (), лирообразную или дугообразную () и ромбообразную () формы. Подобные формы тамг () характерны и для монет западных тюрков [Бабаяров 2007: 34 - 35]. Мы считаем, что тамга рода Ашина имеет сходство с нижними частями тамг некоторых кушанских царей. Так, тамга на монетах Канишки I () и Хувишки () состоит из 2-х составных частей: верхней и нижней. Если верхняя часть имеет сходство с тамгой рода Ашидэ, то нижняя - с тамгой рода Ашина. Дугообразная () и ромбообразная () формы нижней части тамги на монетах Кушан имеют сходство с тамгами () на монетах западных тюрков. Хотя этот вопрос еще требует дальнейшего исследования, такое сходство может указывать на этнические связи между кушанами и тюрками.1 балл
-
Зачем от меня ждать то? Нам про енисейцев уже который год строчит Александр Вовин, вот от него и ждите дальнейших открытий. О монголоязычии слушайте самих монголов и китайцев. И речь все же шла о конкретно сюнну, а не о гуннах в целом. Кстати сказка про отюречение уже пустила корни: присоединившийся к Вовину Вэссьер пишет, что и эфталиты, и европейские гунны были уже отюречены, но ядро их оставалось енисейским. Разумеется мне это все очень не нравится, но без текстов решительно отвергнуть енисейскую версию увы никто не в состоянии. Как я буду пользоваться ими, если не знаю казахского? А специально учить казахский ради этого я точно не стану Внутренняя Монголия это тоже Монголия вообще то. Там была родина сюнну. Халха Монголия тоже была частью их владений, и туда им пришлось перенести базу после того как Уди выгнал их из Ордоса и Ганьсу. А, так вот что Набижан имел ввиду. Вообще говоря тут больше смысл говорить о современном СУАР, так как усуни то жили как раз в Илийской долине, а вовсе не в Ордосе. Вот я решил что речь о СУАР. Но если Набижан имеет ввиду изначальную родину усуней в Ганьсу то все встает на свои места.1 балл
-
Вопрос этнического и культурного (не языкового) наследия средневековых татарских племен с современными тюрко-монгольскими народами не такой однозначный как кажется с первого вида. Что уж там говорить, если давеча вы сами утверждали, что самые могущественные, многочисленные и государствообразующие два племени из всей совокупности татарских племен 12 - 13 веков, найманы и керейты - тюрки. А значит уже вопрос весьма и весьма спорный о наследии. К тому же, если четко отталкиваться от настоящей темы, то халхасцы, не говоря уже о калмыках и бурятах, не знали и не знают в отличие от казахов, юрт на телегах. К тому же изображенные на средневековых миниатюрах юрты татарских племен времен Чингизхана и Кубилая по всем признакам явно тюркского (казахского в том числе) типа, но не монгольского. Таких проблемных и спорных вопросов огромная масса. Поэтому, на мой взгляд, я, к примеру, имею больше прав апеллировать к своим прямым предкам - к средневековыым керейтам, чем к ним же калмыцкие, бурятские или халхаские юзеры. В соответствующей теме со ссылками на источники я обосновал на уровне форумного минимума, что истинное захоронение Чингизхана, его сыновей и внуков (даже Кубилая) находится в одной из горных долин в верховьях Черного Иртыша на западных склонах Алтая, которое в первое столетие традиционно охраняли уранхаи, потомки которых до сегодняшнего дня населяют тот регион совместно с казахами керей-керейтами. Не понимаю в связи с этим причем здесь провинция Китая АРВМ и монголы дархаты в том числе?! Причем здесь казахи? Повторюсь, это не оскорбления, а изложение исторических фактов со ссылками на источники. Они могут кому то нравиться, а кому то не нравиться. В данном случае не нравятся калмыцким, бурятским, халхаским юзерам, части казахских юзеров, а также вам, админу. Наоборот, с каждым новым обвинением меня в якобы оскорблении монгольских народов у меня нарастает желание открыть новую тему "Монголия 21 века. Возникновение моды на культурное наследие татарских племен Монгалистана. Связанные с этим исторические реконструкции и бутафории". Благо материала достаточно. Пока же в качестве экспромта привожу одну из тысячи монгольских фейковых театральных бутафорий 21 века. В погоне за модой халхасцы приватизировали специфическую прическу наших многочисленных найманов (или это тоже засчитается как оскорбление монголов с моей стороны? ): Такая прическа монголам совершенно не была знакома в прошлом и нет ее и поныне. Но эта же прическа была вплоть до первой четверти 20 века у казахов найманов: По моему, это мне в пору выдвигать претензии халхаским юзерам, что они оскорбляют культурное наследство наших предков, незаслуженно приписывая его себе!1 балл
-
1. Кто конкретно расселился до Минусы и Халхи? Будьте добры пояснить. 2. Зачем юг Ганьсу? Я веду речь о равнинных скотоводческих районах, примыкающих с северной стороны Великой стены. Понятное дело, что южная сторона стены это сугубо китайская сфера. Она в связи с номадами варварами не обсуждается. 3. Все это предположения. Хорошо что нет версии, что они марсиане, и на том спасибо ученым. А если серъезно, то китаи (кара-китаи) на форуме не обделены вниманием, их часто и подробно обсуждали. И взгляды по ним расходились, при этом тюркская версия тоже жизнеспособна. Но лично я склоняюсь к их монгольскости. Именно в них я усматриваю единственный монгольский и монголоязычный компонент среди всей массы татарских племен эпохи Чингизхана. В моей версии именно они проклятые канцелярские крысы накопипастили ярлыков и грамот на своем родном языке, родственном современным монгольским, а мы теперь здесь паримся и лишь один Ашина радостно потирает свои нежные ладошки. 4. Как быть со свининкой?-1 балл