С одной стороны, -- можно согласиться с Вами. (Потому что на фоне того, что я не читал какой-то стройной работы о происхождении тюрков -- разногласия по миграции окуневцев являются вопросом третьестепенной важности.) И на этом дискуссия закончится. С другой стороны, -- можно из любви к прекрасному попробовать затянуть разговор. Хм, что же мне выбрать? ................. 1) Я читал, что тунгусы сформировались в рамках таежного культурно-хозяйственного типа. Если тюрки заимствовали от них "большинство продуктов животноводства", то это конечно круто! Что же получается? Тюрки заимствовали у монголов и тунгусо-маньчжур. А монголы и тунгусо-маньчжуры (согласно всем канонам науки) заимствовали у индо-иранцев (они также познакомили китайцев со словом "конь"). Где же в таком случае находились предки тюрков (явно не на линии Волга-Алтай)? В Ордосе, ок! Какой культурно-хозяйственный тип они использовали в Ордосе? И наконец, где индо-иранские заимствования в тунгусо-манчжурском и монгольском языках (ведь не сами же они приручили туров, овец, свиней и т.д.) Я не читал СИГТЯ, но скажите -- там наверняка написано, что слово "большинство" заимствовано из языка А, а слово "продуктов" из языка В, а слово "животноводства" из языка С. То есть наверняка складывается впечатление, что комплекс "Большинство Продуктов Животноводства" не пришел к тюркам в готовом виде, а скорее наоборот -- тюрки сами, шаг за шагом, его складывали и развивали. (?) 2) Про скифов. Как раз начал читать 1 том "Истории Татар" там написано, что в одном из абашевских могильников (это современники, а может и потомки фатьяновцев) нашли массовое захоронение воинов со следами скальпирования. И тут я вспомнил, что Геродот говорил, что скифы практиковали снятие скальпов (довольно редкий обычай в наших краях согласитесь). То есть у меня сложилось ощущение, что скифы довольно восточно-европепейские ребята. И частично потомки некоторых срубников или катакомбников. 3) Ибн-Фадлан говорил, что хазары посыпают свои могилы белым мелом. До них саргатская культура (манси и мадьяры?) посыпала свои могилы белым мелом. Недавно прочитал, что до них срубная культура посыпала свои могилы белым мелом. Живучая традиция на пространстве Урал-Иртыш -- не правда ли? Если [фатьяновцы-абашевцы] елунинцы (посыпали свои могилы красной охрой) вступили на территорию племен "посыпавших свои могилы белым мелом", то возможно им пришлось очень не просто и быстро бежать на Алтай. 4) Интересно, у фатьяновцев-елунинцев был R1a "западный" или "восточный" ("тюркский"). Вряд ли они R1b. (R1b скорее были среди "посыпавших свои могилы белым мелом".) 5) [Мне попалась на глаза что подготовлен доклад о связях угорских и монгольских языков. Вы не в курсе - чем там дело кончилось? Доказали убедительно?] 8034