Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Туран

    Туран

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      1495


  2. Bas1

    Bas1

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3859


  3. Адыг-Тулуш

    Адыг-Тулуш

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      97


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01/21/16 во всех областях

  1. Кроме монголизмов, много архаизмов. Собственно монголизмы какие, как мне говорят это слово монголизм, так я у этого слова нахожу корень на древнетюркском... И всегда удивляюсь, где это монголизмы. Кодекс Куманикус-это язык Чингизидов золотой орды. Если бы был это язык подчиненного народа, зачем им нужен этот язык христианам. Подчиненый народ не угрожал 1300 годах Европе, а угрожали захватом Европы государство созданный Чингизидами, только так понимаю. И не поверю сказкам что монголы потеряли язык течения 40-50 лет. Архаизм - наверное, самое точное определение. Думаю,предки монголоязычных людей жили в Туве. Одних только Баян-Колов не менее трех - в Улуг-Хемском, Каахемском и Тере-Хольском кожуунах. Доп.: в Барун-Хемчикском тоже есть.
    1 балл
  2. ССМ сохранился в виде китайского письма, передающего не фонетическую структуру слова, а его ассоциативное значение, образ. Поэтому ССМ можно было перевести с равным успехом на все языки мира. В ССМ описан предок ЧХ - Бодончар-простак (Козин, 1941). Бодончар - понятно, антропоним. А к чему сюда приплели "простака"? Скорее всего, это добавление, сделанное китайским переводчиком (со старомонгольского на китайский), с целью объяснить значение имени Бодончар, которое означает "простак". Смотрим русско-монгольский словарь: "простак" - гэнэн хүн, "простой" - дан, нэг терликн, энгийн, анхдагч, жирийн, ерийн, эгэл, бор, баазхан, бүдүүвтэр. Только в конце приводится что-то похожее - бүдүүвтэр. В тувинском языке "простой" - бөдүүн, а "простак" - бөдүүнчар (видимо, устаревшее название) - где-то читал тувинские слова с окончанием "чар", например, Эрзинчар, что означает "эрзинец", житель Эрзина. Монгольское "бүдүүвтэр" - скорее всего тюркизм(тувинизм). Там же, в ССМ, упоминается племя Будаад-кашники, где "кашники" - тоже китайское слово-пояснение "запутанные", "как каша". На монгольском "путать" -. будлиантуулах, самууруулах, на тувинском - "будаар", а "каша" - быдаа/будаа, тараа-быдаа. Таким образом, семантика имен Бодончар и Будаад раскрывается на основе тувинского языка, и не объяснима с позиции монгольского языка.
    1 балл
  3. Поговорка, подтверждающая то, что Телесы - царского рода. Верховный шаман Тувы Адыг-Түлүш Допчуң-оол оглу Кара-оол: "Имя аймаков Түлүш пошло от двадцати сыновей волчицы и Ашина, что на тувинском звучит "Көккаарак/Коккаарак" (Синеглазый), а кормилицей и защитницей сыновей волчицы и Көккаарака была священная птица Түлү, в честь которой они и стали называть себя Түлүш. Раньше старики называли всех двадцати сыновей: Көк-Түлүш, Кызыл-Түлүш, Сарыг-Түлүш, Сапык-Түлүш, Дүктүг-Түлүш, Улуг-Түлүш, Биче-Түлүш, Адыг-Түлүш ... От этих сыновей волчицы и Ашина началась тюркская царская династия - так как в те времена люди говорили по разному, то называлась по разному: түлүш, телес, тардуш, түрүк, түрүл и т.п." (имхо: окончание "с" - ностратическое, т.е. общее для древних языков - признак множ.числа, в тувинском варианте "с" перешло в "ш" - Түлүс > Түлүш) Кстати, Коккаарак в тувинском имеет значение "волк". Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, с. 25 Из книги Адыг-Түлүш Д.К.: "Түлү күш дээрге куш-куштуң хааны, куштарның хааны-дыр. Кончуг угаанныг куш дээр чораан, шаанда өгбелер. Деңгер-Дээрден Хүн бурганның чоруткан от селеме кужу бооп турар. Бо куш Өдүген тайгазының бажындан келген. Келирде, оттуг суг саарлып келген, ол черде Хамнар-Хеми (Камнар-Кеми) деп хем бар. Хевири кончуг коргунчуг, дидим, эзир дег ыргак, чидиг, шиш думчуктуг, кудуруу алдын-доос кудуруу дег калбак, чалгыннарында дыргактарлыг, калбак улуг чүглерлиг. Бо куштуң бажында бир тускай, дээрже угланган, аңгы улуг чүглер бар. Буттарының дыргактарында ийи куштарны көдүрүп алган. Думчуу хаайында Амырга-Моостуң оглун ызырып алган. Оң холунда көдүрүп алган куш ол Амырга-Моосту үзе дырттып чиир деп турар". Приводится описание птицы Түлү - это царь птиц, очень умная, послана из Тенгер Солнцем-богом, представляет собой "огненный меч". Птица пришла из Өдуген-тайги, когда летела - огненная вода шла, там есть речка Шаман-река. Вид птицы очень грозный, смелый, клюв как у орла, острый, хвост как у павлина широкий, на крыльях когти, большие широкие перья. На голове специальные, смотрящие на небо большие перья есть. На когтях ног двух птиц держит. В клюве держит сына чудовища Амырга-Мооса. Птица, которая в когтях правого крыла птицы Түлү, этого Амырга-Мооса хочет разорвав съесть. zarr - “Золотая птица ” сравните с русской Жар-птицей и тувинским "от-селеме кужу" (птица огненный-меч) Доп. Өдүген - видимо, от "От-үнген" (Огонь-выходящий). По данным геологов, в том месте Северо-Восточной Тувы, где находится Өдүген, расположено Восточно-Тувинское лавовое нагорье новейшего возраста, по геологическому времени.
    1 балл
  4. Монгольский язык содержит больше тюркизмов, чем тюркский монголизмов.
    1 балл
  5. Спасибо, ребята! То есть все-таки - с одной стороны это военно-административное обозначение части империи получается, с другой самоназвание царских династий. Тогда логично получается, что Телес/Делес/Тулуш (правое крыло) это потомки тех самых кёк-тюрков. И военно-административный термин в силу каких-то причин (переселение части орды, уменьшение численности вследствие войн и т.д.) стал самоназванием остатка тех кёк-тюрков может быть? Если это так, то есть ли вероятность, что существуют и Тардуши (левое крыло) в западной части Великой Степи и в настоящее время? "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище." - какой заложен смысл в этой поговорке? Просто не уразумел =)
    1 балл
×
×
  • Создать...