Перейти к содержанию

Лидеры

  1. enhd

    enhd

    Пользователи


    • Баллы

      10

    • Постов

      7860


  2. Бахтияр

    Бахтияр

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3137


  3. maxim

    maxim

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      68


  4. kyrgyzdaar

    kyrgyzdaar

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      550


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 02/07/14 во всех областях

  1. You are welcome.Вообще-то среднемонгольский понятно монголам без труда, а если знает классическое монгольское письмо то вообще бегло читается. Если встречается слова устаревшие, или религиозные или арабские, персидские или китайские то возникают трудности если человек не специалист. Стараюсь по времени сделать переводы текстов. Если среднемонгольский понятен монголам без труда, тогда почему Д. Банзаров долго переводил надпись на Чингизовом камне? И почему такое разночтение :"Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке (Есунгу) получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских". "Когда Чингис-хан, по возвращении с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунке на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука"? Здесь ничего странного нету. Просто неправильное транскрипция одного двух слов (точнее букв) из за плохой сохранности, первые времена делалось свободное толкования насчёт хонгодорских воинов.А второй является общепринятой в научном мире монгольским текстом чингисово камня.
    1 балл
  2. Это все спекуляции, весомых аргументов нет в пользу этой версии. Достоверно ли вообще что ими правили ханы, может ими были беки племенные, а не ханы? Кыпчаки кроме языка и названия страны ничего практически не оставили, никаких кыпчакских преданий, генеалогий правителей, родо-племенной состав, своей истории не зафиксировали. Это все печально, и приводит к спекуляциям.
    1 балл
  3. существуют 2 основных варианта Манаса. в одном точно есть, у меня дома есть 4-томник сам Манас является потомком Байгура. сам эпос не однозначен, многих ставит в тупик. но говорится о родословной, значит сверялись то что уйгуры и кыргызы родственны(как и другие тюркоязычные народы) несомненно. почему то в предках не упоминаются другие народы, а именно адашки
    1 балл
  4. А что, ваш родной тадарский язык, или как его еще искусственно называют хакаский язык, так сильно отличается от других тюркских языков и прилетел с космоса, что постоянно ехидничаете над казахским языком? А если не отличается, то смейтесь и над хакаским сразу вместе, то есть на самим собой.
    1 балл
  5. Лашкар-и-караул, перс.-тюрк. сторожевое-войско (первая часть перс. «аскер» + вторая тюрк. «караул») Мал, ар. деньги, имущество, скот, налог, в частности земельный; при монголах то же, что харадж (общетюрк. «мал» - домашний скот или основное и единственное имущество и деньги тюрков степняков-кочевников-скотоводов) Манкыла, монг. авангард (тюрк. «Манклай - Мангдай» - лоб, передняя сторона, авангард) Мерген, монг. меткий стрелок (общетюрк. «Мерген» - меткач, меткий стрелок; у монголов «Мэргэн» - стрелок) Мунду, тюрк. колья или рогатины, установленные во рву вокруг лагеря (без комментариев) Мурчил, тюрк. определенный порядок, в котором следуют друг за другом отряды войск в походе и на смотрах (без комментариев) Нойон, монг., точнее “ноян", титул военачальников и вообще представителей монгольской аристократии, ср. бек, эмир (ошибочно, правильно не «нойон», а «Кой-Ёнг – Ной-Ёнг» - кит. титул равный улусному беку или главе области, региона) Нукер, монг., точнее “нокор", или “нйкар", дружинник, военный слуга, иногда воин вообще (сравните сами: в казахском «Нокер» - воин из личной охраны, гвардии, свиты; в монгольском же «Нохор» - это просто друг) Оглан. тюрк., букв. “сын", титул членов-рода Чингиз-хана, не занимавших ханского престола; встречается в текстах. конца XIV и XV вв.; по-персидски переводится “шахзаде" 'царевич'; ср. огул, султан (без комментариев, в казахском «Углан» - юноши, кадеты) Огул, тюрк., букв. “сын", употребляется в текстах XIII — начала XIV в. в том же значении, что “оклан" в более поздних; ср. оглан, султан (общетюрк: «Ул – Углы – Огул - Оглы - Оол» - сын или потомок) Онкол, тюрк. правая рука, одна из двух частей улуса Джучи; ср. бараункар (без комментариев) Орда, тюрк., собственно “орду", но встречается и “орда", ставка хана, царевича или иного владетельного лица (общетюрк., например в казахском «Орда» - ханская ставка,центр; в монг. его нет) Ортак, тюрк., букв. “товарищ компаньон", при монголах торговец, торгующий на капитал, выдаваемый из ханской казны и обслуживающий, главным образом, нужды двора (тюрк., например в казахском «Ортак» - дольщик, компаньон по вкладам) Орун, тюрк. место; в частности, определенное место, которое племя или род занимало в бою, на торжествах и на приемах ханов (без комментариев) Отак, монг. и тюрк. палатка (тюрк., в частности в казахском «Одак» - союз; «Отау» - гнездо, юрта, палатка молодоженов) Пайза, монг. металлическая или деревянная дощечка с именем хана, дававшаяся как знак власти должностным лицам (например в казахском «Пайза» аналогично) Сан, тюрк. число, списочный состав войска (без комментариев) Солкол (солгол), тюрк. левая рука, одна из двух частей улуса Джучи (без комментариев) Сом, тюрк. золотоордынская монетная единица; в современных тюркских языках — рубль (по сей день у ряда тюркских народов, у казахов применялось до 1991 года) Сукдамиши, тюрк. по-видимому, прием стрельбы с колена (без комментариев) Султан, ар. 1) зависимый или полузависимый владетель в мусульманских странах; 2) с конца XV в. член рода Чингиз-ханз, то же, что оглан; ср. оглан, огул (западнотюрк., без комментариев, в монгольских заимствование - сульден) Сурен, тюрк. военный клич (по-видимому «Уран» - так до сих пор у всех тюрков боевой клич) Сурумиши, тюрк. хвастовство (без комментариев) Суюргал, монг. и тюрк. 1) пожалование вообще, то же, что суюргамиши; 2) пожалование в лен земельного владения или улуса, — встречается в этом значении только при Тимуре и позднее (без комментариев) Суюргамиши, тюрк. пожалование (см: выше, аналогично) Продолжение следует...
    1 балл
  6. Каан, монг. великий хан Монгольской империи (обще тюрк. высший титул власти в различных наречиях и звучаниях: «кан – каан – хан – хаан – каган - хакан») Казак, тюрк. человек, отделившийся от своего государства, племени или рода и ведущий жизнь искателя приключении; человек, недовольный своим ханом и ушедший из-под его власти (без комментариев) Кака-ил, монг.-тюрк. год свиньи, двенадцатый год животного цикла («ил – йыл - джыл» - общетюрк. – год; «Кака»: в монг. «Гахай» - свинья; в казахском «Какай» - неуклюжий, неповоротливый) Камарга, монг. облава (это тюрк., например казахский гл. «Камау» - окружать, обступать, оцеплять, загонять) Караджу, монг. простой народ, чернь; по отношению к роду Чингиз-хана все остальные монголы, не исключая нойонов, также являлись караджу (общетюрк., например в казахском «Караша» - простолюдин) Караул, монг. и тюрк. сторож, сторожевой отряд, охранение (общетюрк. «Караул» - охрана, караул, стража, от гл. «карау» - смотреть, охранять) Кезиктан, монг. очередные телохранители, гвардия (тюрк. «Кезек» - очередь, смена, дежурство) Керекьярак (керек + ярак), тюрк. букв. “нужное и годное", заготовка всего нужного для двора (в казахском аналогично «Керек-Джарак» - необходимые принадлежности или «Кару-Джарак» - вооружение, оружие и доспехи) Кошун, монг. отряд войска; какой численности отряд назывался “кошуном" неясно; в текстах XIV—XV вв. “кошун" то равнозначущ. тысяче (хазара), то является ее составной частью (тюрк., в т.ч. казахское «Косын» - войско, армия, крупное воинское формирование) Кул (гул) монг. и тюрк. центр армии, корпус (общетюрк. «Кол» - центр войска, армии) Кумай, монг, и тюрк. наложница (в казахском «Кюнг» - наложница) Кун, тюрк. род, встречается только вместе с “иль"; ср. илькуни (без комментариев) Курен, монг; курень, самостоятельно кочующая племенная единица, стойбище, укрепленный лагерь (тюрк., в т.ч. кыпчако-половецкое «Курень» - кочевой стан из нескольких семей, род) Курилтай, монг. съезд членов рода Чингиз-хана и монгольской аристократии;в более поздних текстах употребляется иногда просто как “совещание" (общетюрк. «Курултай» - самый важный съезд, собрание, учредительный; в казахском от гл. «Куру» - устраивать, устанавливать; в монг. его нет, а есть заимствование, искаженное «Хурал») Курья, тюрк. и монг. ограда из камыша. внутри которой ставились палатки на зимовье (общетюрк. «Кора» - загон для скота, сарай, постройка) Кутарма, тюрк. юрта, передвигаемая па телегах в неразобранном виде (в казахском «Котерме» с аналогичным значением; в монг. его нет) Кутас, тюрк. хвост яка, украшение для лошади (без комментариев) Куч, монг. и тюрк. сила; с перс. глаголом “дадан" “давать" выражает феодальное понятие службы (общетюрк. «Куч» - сила, «Кучлук» - сильный; в монг. есть «Хуч», но его применение узкое и специфичное, что свидетельствует о его заимствовании) Кылауз, тюрк. проводник (тюрк. букв. Поводок за узды, не путать с юзером Поводком)))))))) продолжение следует...
    1 балл
  7. Ей боху , своей вольной выдумкой и сочинением Вы просто меня веселяете. Здесь говорится о четырех великих орд Чингиз-хана , а не ордах его сыновей. Надо изучать матчасть дорогой, а не выдумывать. Четыре старших (великих) жён - хатуны Чингис хагана: Бөртэ үжин, Хулан, Есүй и Есүгэн имели собственых орд, собственную гвардию и многочисленных слуг. Эти четыре орда считаются - четырмья великими ордами Чингис хагана. И собственно оплакивали в орде каждой жены (төрийн хатан - государственный хатун) по одному дню прах покойного.
    1 балл
  8. Ув. Рустам, про скифов и сарматов не стану писать, это далеко от этой темы. Но про монгольский или точнее татар-мугульский вопрос Вам отвечу. 1. С кара-китаями полностью с Вами согласен, я тоже об этом пишу, если Вы читаете мои посты. Уточню также, что именно монголоязычных (в современном понимании) кара-китаев я считаю хозяевами тех монгольских слов и речи, которые встречаются в памятниках 13 века, в ярлыках, грамотах, посланиях и глоссариях, о которых Вы упоминаете. 2. Про следующий компонент я категорично не согласен и в обоснование своего не согласия привел на форуме, и в данной теме в частности, массу подтверждений из источников! Согласно которым, средневековая страна Чингизхана и его племен располагалась западнее Алтайского хребта, в самом перешейке исторического и стратегически важного древнего пути (торгового, миграционного, завоевательного, наконец "Шелкового"), это пару сухопутных переходов из Китая на запад в горном массиве между Тянь-Шанем и Алтаем, это горный хребет Джунгарского Алатау, Тарбагатая и Саура. Согласно источникам, все татар-мугульские племена, или цзубу, или шато, или татары, или моалы, или Гог-Магог, или Крит-Меркит, или конкретно джалаиры, найманы, кереиты, меркиты, алматы, онгуты, конгираты, дуглаты, уйшины и др. "по установленным издревле обычаям" (как говорит Рашид-ад-дин) обитали, то есть кочевали по обе равнинные стороны этого хребта, то есть в современном приграничье Казахстана и Китая! Полагаю, что все они были тюркоязычны, но их язык имхо был с приличной примесью монгольских вливаний со стороны монголоязычных кара-китаев! А современные монголоязычные народы по моему большому убеждению, основанному на источниках, причастны к эпохе Чингизхана, к нему самому и к окружавшим его племенам лишь опосредованно, через монголоязычных кара-китаев, позднее отюреченных в сплошной тюркской среде и не вернувшихся обратно, а также причастны теми осколками перечисленных тюркских племен, которые по разным обстоятельствам вошли в состав современных монголоязычных народов - вероятно это остатки племен ушедших на запад до 11 века; вероятно это осколки племен, ушедших из улуса Чингизхана в результате междоусобиц при его борьбе при возвышении через Алтай и Ганьсу в АРВМ, Халху и далее в Прибайкалье; вероятно это осколки племен, бежавших из Китая после 1368 года. 3. В 17-18 веках взимовлияния естественно были, но они были, имхо, не значительными. Уважаемый Рустам, забыл подчеркнуть, что Рашид-ад-дин выводит Чингизхана из нирунов, нирунов из дарлекинов, дарлекинов из джалаиров (это для примера сродни ступеням моей генеалогии: я, елибай, аксары, тарышы, ашамайлы, керей; так и у Чингизхана его "алтын уруг" не не появился из воздуха, а закономерно и генеалогически происходит от головного племени!). А жалаиры ни кто иные как потомки каганского рода у кочевых степны йгуров - йаглагар (йағлағар, в стяжательной форме без "ғ" в середине - йалайар или йалаир, в джокающем тюркском наречии - жалаир, у монголоязычных - залайр). Никто не обращал внимания, что в Сборнике летописей буквально во всех повествованиях племя жалаир прописывается первым из всех племен?! Поэтому и среди казахов они самые почитаемые "ноқта ағасы"! Поэтому и тамга у них ханская и чингизидская - гребень или трезубец! Допускаю, что его племя было кара-китаизировано малость (т.е. частично монголизировано в языке), но от того тюркское происхождение ничем подменить нельзя! Да, ув. Рустам, он сейчас только Вам обращается потому что остальной мир ему в неравне.... Да, очень весомые аргументы. Значит, АКБ - ашамайлы из наших краев! Вот это есть настоящее старое имя племени. А, керей - это название приходящее из имени конкретнего человека где то XIV-XVI века как я думаю.
    1 балл
  9. Ха, ха... дорогой маньчжуро-эвенковед. Вы так рассмешили моих оставшихся пар тапочек. бас аяк - перешагивать :lol: на казахском: бас аяк - головная нога, тот который сделает ногу головом. чё то нелогично получилось. Или голово под ногой??? тоже не логично.
    1 балл
  10. Когда приводят пример и не подтверждают фактами - это называется чистейшей воды флуд... Казахи порог называют как табалдырык.
    1 балл
  11. Бүрх малгай -это другой вид шапки. Борик и малакай - это разные головные уборы... Проблема в том что слова "бөрик" и "малахай" - оба монгольские. Куда дели казахи своих слов - названии??? Ах, да забыл что оные же сильно окипчакизированные-халха монголы , так и ясно не забыли некоторые слова.
    1 балл
  12. Ха, ха ждем китайского казаха который сделает диаметрально другие термины в отличие от мирового общества заговорщиков которые имели только корыстные цели всего скрывать от АксКерБоржа и переиначить. :lol:
    1 балл
  13. Ха, ха ... недоверчиво относитесь да. Надо самому браться и изучать халха-монгольский - язык ваших предков. В ССМ: Здесь говорится что: Сыновъя из правой части (баруун гар - Baraun Qarun Kout) во главе с Чагатаем и Бату; сыновъя из левой части (зүүн гар - ĵaoun ğarun Kout; ) во главе с Отчигин-ноёон, Ихү, Есүнхэ; и сыновъя из центрального улуса (гол - ğol Kout) во главе с Тулуем собрались.... Вот разбирайтесь с великим монгольским государством того времени: где запад, восток и центр. ğolun Ulus - знаете что монгольское слово гол означает что "центральный, главный, основной, опорный". Вот откуда берет ваш терми колбасы - никак не слово "колбаса" во мн. числе, и никак не глава "рук-кол" - А именно происходит от монгольского слова и звания "главный ноёон, глава центра". Здесь говорится что Угедей сел на трон хагана и овладевал центральным улусом монголов, а не своим владением на Алтае и джунгарии.
    1 балл
  14. Ха, ха ... АКБ зажигает как всегда, просто как хороший анекдот для веселья души. С Вами полностью соглашусь, удалить!
    1 балл
  15. Наверно все давно заметили, что когда у Енхда нет аргументов, а это как я давно заметил случается у него в 99-ти случаях из 100, то он начинает флудить, троллить и енхидничать. Ему наверно как природному тувинцу везде мерещатся деревянные шалаши? Разве шалаш из прутьев удержится на телеге и откуда у него дымник? На приведенной мной древнерусской миниатюре четко видны лоскуты войлока, которым покрыта вежа и края которого отогнуты, приоткрыты. Почитайте приведенные мной в этой теме цитаты прямо свидетельствующие, что половецкие вежи это ни что иное как войлочные юрты. Ну насчет юрты халха-монголов я имею свой собственное мнение когда остальные монголы поехали завоевать и трудиться на "алтан урук"-ов они жили и баловались и построили себе красивые юрты ничуть не хуже дворцам оседлым народам. И это остаток прежних величии монголов как тежёлая и монументальная конструкция юрт которая осталось у забалованных детей монолов, когда другие ушли завоевать, бандитствовать и забирать у других кое-что... И ещё раз подчеркиваю у монголов юрты где деревянные конструкции сделаны из ивы не требуется никакой подпорки!
    1 балл
  16. В книгах по истории России или истории Золотой Орды авторства советских и постсоветских историков часто встречается мнение, что именно деспотия ханов Золотой Орды стала прообразом деспотического образа управления на Руси. Что русские князья именно у ханов научились жестко управлять своими подданными, а мусульманская патриархальность Золотой Орды повлияла на низкое положение женщины в русском обществе. (для примера: Юрганов А. Л. У истоков деспотизма//Знание — сила. 1989. № 3; Похлебкин В.В. Татары и Русь. 2000. с. 43;) Но так ли это на самом деле? Можно ли назвать деспотом хана, власть которого была ограничена сначала курултаем, а потом советом беев-карачи (которые, как я понимаю, изначально должны были представлять волю народа; карачи - это же "народ"?). К тому же, беклярибек (главный среди беев-карачи), в истории Золотой Орды, иногда имел даже больше власти, чем хан. (Почекаев Р.Ю. Суд и правосудие в Золотой Орде // Правоведение. - №2- 2004). Смертная казнь применялась только при полном признании вины обвиняемого (там же) Да и прозвища некоторых ханов не позволяют судить о них, как о деспотах: например Бату имел прозвище Саин-хан («Добрый Царь»)(Золотая Орда в источниках. Т. I. 2003, с. 78, 218;), а о хане Джанибеке в русской летописи говорится, что он был «добръ зело к христіаньству, многу лготу сотвори землѣ Русстѣй» (ПСРЛ, т. X. СПб, 1965. с. 229;). Что же касается женщин, то в Золотой Орде, судя по некоторым источникам, они пользовались "большим уважением, чем мужчины" (Ибн Баттута - Золотая Орда в источниках. Т. I Арабские и персидские сочинения. – 2003. с.131;), принимали участие в управлении государством... "… жены их участвуют с ними в управлении; повеления исходят от них (от обоих)"; "Право, мы не видали в наше время, чтобы женщина имела столько власти..." (ал-Омари - Золотая Орда в источниках. Т. I Арабские и персидские сочинения. – 2003. с.102;) ... и даже принимали участие в сражениях "Рассказывал очевидец этого сражения, что сестра его, Тугулджа, дочь отца его, Ногая, сидя на коне, сражалась против него (мужа своего) вместе с мужчинами" (Рукн-ад-Дин Бейбарс - Золотая Орда в источниках. Т. I Арабские и персидские сочинения. – 2003. с. 64;) Даже если предположить, что под деспотическим влиянием имеется в виду военно-политическое давление Золотой Орды на Русь, то тут тоже есть повод для сомнений. Некоторые русские князья не спешили явиться к хану, получив приглашение (Александр Ярославич Невский); некоторых приходилось приглашать по несколько раз ("многи послы посылах по тя и не приведоша тя" (Фрагмент Тверского летописного свода // Археографический ежегодник за 1957 г. С 39)); Некоторые отказывались пускать ханских представителей с ярлыками на великокняжение князей-конкурентов (Дмитрий Иванович Донской); некоторые сами имели некоторое влияние на окружение хана (Иван Калита - "вселися посредѣ беззаконных людей, учаше, аки своих домочадцевъ" (Фрагмент Тверского летописного свода. -//- С 39)). Как мне кажется, если Золотая Орда и стала участницей в деспотическом образе Руси, то только потому, что русские князья, прикрываясь "страшным имиджем" татаро-монгольских захватчиков, безнаказанно угнетали собственное население "ордынскими" налогами, а потом еще и избавили его от несуществующего "ига".
    1 балл
  17. Тавачи, тюрк, должностное лицо, ведавшее при Тимуре и позднее сбором, организацией и учетом войск, передававшее отрядам приказания и т.п. (без комментариев) Такику-ил, монг.-тюрк. год курицы, десятый год животного цикла (в казахском и в других тюркских будет «Таук джылы», «Таук илы», в монг. «Тахиа жил») Тамка, алая (ал-тамка), большая ханская печать, грамота, снабженная такой печатью (общетюрк. «Тамга» - печать, тавро, метка, знак) Тархан (дархан), тюрк. лицо, за особые заслуги освобожденное от налогов и имеющее ряд других привилегий (общетюрк. «Тархан» с аналогичным значением; в монг. «Дархан» - кузнец, вероятно позднее переосмысленное заимствование) Той, тюрк. пир, торжество, празднество (общетюрк.) Тузгу, тюрк. провиант и подарки для прибывающих владетелей или послов, вероятно то же, что “туску" в русской летописи: ср. тургу (в казахском есть близкое (?) «Тюз - Туз» - дальние, те, кто вне дома и страны, на чужбине; «Тузге» - для тех, кто прибыл из далека) Тук (туг), тюрк. знамя, точнее бунчук (общетюрк: «Туг – Ту – Бунчук») Тули-ил, монг.-тюрк. год зайца, четвертый год животного цикла (в казсхском «Толай» - степной заяц «кумкоян»; в монгольском «Толь» - зеркало, заяц – «Туулай») Тулумиши, тюрк. возмещение, слово в других источниках нам неизвестное (тюрк. «Тулеу» - оплачивать, платить, заплатить; «Толемши») Туман, монг. и тюрк., точнее “туман" 'десять тысяч', крупная войсковая единица, делившаяся на “хазара" 'тысячи и далее на “сада" 'сотни' и “даха" 'десятки' (в казахском «Тумен» - десять тысяч; в монг. «Тумт – Тумен» - десять тысяч) Туман, в Иране при монголах денежная единица —10 000 серебряных динаров (см: выше) Тура, тюрк. и монг. какое то передвижное защитное сооружение, применявшееся для укрепления лагерей (без комментариев) Тура, тюрк. закон, обычное право; ср. яса (в казахском «Тура» - справедливый, честный, прямой) Угрук, тюрк. тяжелый обоз, в котором находились палатки, женщины и скот (без комментариев) Уймак, монг., чаще “аймак", группа людей, племя (тюрк. «Уймак», «Аймак», «Уйым», «Уйыл», «Айыл», «Ауыл» - сгруппированная по местам или районам масса людей) Улаг, тюрк. подвода, вьючное или верховое животное, подводная повинность (без комментариев) Улуг-кул, тюрк. великий центр или великая рука, точное значение неизвестно (без комментариев) Улус, монг. народ, рассматриваемый как удел, владение; ср. иль (общетюрк., без комментариев) Унаган-богол (тюрк., в частности, казахское «Унаган-бугаул» - привилегированные угнетенные – закованные в кандалы) Уран, тюрк. военный клич, пароль для опознавания своих в бою (общетюрк., без комментариев) Уруг, (урук), монг. и тюрк. род, обычно подразумевается род Чингиз-хана (общетюрк. «Урук - Урык» - семя, дети, потомство) Продолжение следует...
    0 баллов
  18. А когда на Пасху пьете водку чем закусываете, салом или солеными огурцами?
    -1 балл
  19. Жалко тебя отделяет расстояние, потому ты всегда и не следишь за языком, а то бы я тебя давно отодрал по одному месту (прошу прощения у администрации, другой реакции у меня попросту нет).
    -1 балл
  20. А когда на Пасху пьете водку чем закусываете, салом или солеными огурцами? Не угадали, ув. АксКерБорж, я вообще не пью и сало не ем. Но всякие вкусности, что жена наготовить с удовольствием ем. Я пошутил.
    -1 балл
  21. Кончай клон Azы-Hookerа флудить, это же вы обсуждали тему про борьбу в казахском стиле на форуме "Видео по народам Евразии - Казахи".
    -1 балл
  22. Наш Енхд - цаатан не устает удивлять меня своими способностями, то он вечно ошибающийся, но очень любознательный казаховед, то он юртовед и большой специалист в киданьских юртах с сосновыми чердаками, то он тёзкист-этнонимист-иллюзионист, на те вам, а теперь дресс-кодник с перьями филина. Во дает всем жару охалхизированный тывинец.
    -1 балл
  23. ЛЕТОПИСЬ редкостных происшествий и событий, случившихся в упомянутое время. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ ОБ УГЕДЕЙ-КААНЕ И ЕГО ПОХВАЛЬНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И НРАВЕ, О НАСТАВЛЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ОН ИЗРЕКАЛ, О ХОРОШИХ ПРИГОВОРАХ И УКАЗАХ, КОТОРЫЕ ОН ИЗДАВАЛ, О СОБЫТИЯХ И ПРОИСШЕСТВИЯХ, КОТОРЫЕ СЛУЧИЛИСЬ В ЕГО ВРЕМЯ ИЗ ТЕХ, ЧТО ВОШЛИ В ПРЕДЫДУЩИЕ ДВЕ ЧАСТИ И СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ ПОРОЗНЬ ОТ РАЗНЫХ ЛИЦ И ИЗ РАЗНЫХ КНИГ К его величеству пришел один араб из тех, что отрицают святую мусульманскую веру, и преклонил колена: «Я видел во сне Чингис-хана, и он сказал: „Скажи моему сыну, чтобы он убил побольше мусульман, так как они очень дурные люди"». Подумав одно мгновенье, каан спросил: «Он сам тебе сказал или через келимчи?». Тот ответил: «Своими устами». Каан спросил: «Ты знаешь монгольский язык?». Тот ответил: «Нет». [Тогда каан] сказал: «Ты без сомненья лжешь, так как я [51] достоверно знаю, что мой отец (Чингис-хан) никакого другого языка, кроме монгольского, не знал», – и велел убить его. Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1. Вот Вы и прокололись, ув. Джамука. Вы как и все другие обмануты созвучием (всеми любимые "тёзки"). Но ведь созвучие то здесь не настоящее, у Рашид-ад-дина, как и у всех других авторов, по всему тексту не "монгол", а "мугул". Я же пишу всегда, что со временем квадратнын скобки перестают восприниматься и оних забывают. Или Вы станете спорить, что у халхов, калмыков, бурятов и других мугулские языки? По ходу Вы наоборот дополнили мой список еще одним тюркским словом в устах Угедей-Октай хана, это "келимчи" - посланник. Кроме того, в приведенной цитате четко видно баготворное отношение Угедея к исламу. Еще о языке Чингизхана, наверно опять не в вашу пользу: "Джами-ат-таварих": "... Тулуй-хан – четвертый сын Чингиз-хана, младший из четверых его влиятельных сыновей, которых называли четырьмя кулуками, то есть [бывших] на положении четырех столпов." На казахском язке "күлүк" (совр. литер. - күлік) - ласк. скакун. Может на халхаском есть другое объяснение? Еще о языке Чингисхана, увы опять не в вашу пользу. Речь хорезмийского султана Джалал ад-Дина, обращеная к грузинскому военачальнику Авагу, с целью заключения военного союза против монголов: "...известны ли вам род мой, племя мое, величие и обилие царства моего и то, что ни одному владыке непосильно было равняться со мною? Я сын высокого и великого царя хорезмшаха, и под властью моей была вся Персия от Адарбадагана до Джеона и от Джеона до Индии, а [а также] Туран, Хатаети, Чинмачин и весь Восток. Но по промыслу Всевышнего явились в стране Чинетской, в земле неведомой, называемой Каракурум, люди некие дивные, с ЧУЖДЫМ языком и с чуждым жизненным бытом, которые подчинили весь Восток и сокрушили множество государей. Царем же своим они сделали человека дивного, глубоко сведущего в делах, отважного в бою, по имени Чинги-каен". [Цулая Г. В. Грузинская книжная легенда о Чингис-хане//СЭ. 1973. No 5., с. 123-124] Можно я применю ваши же слова к вам самому? Вы по ходу вырвали фразу из контекста. Интересно, сам Гиви Васильевич Цулая или автор цитаты считали также как и вы? Отвечу вам, что "чуждым" языком может показаться даже любой из тюркских наречий. Пример: послушайте речь ув. Урянхайца и он тоже покажется вам "чуждым". И надо еще уточнить каков был язык самого мужественного Джалал-ад-дина. И почем у вы считаете, что Рашид-ад-дин приписал могол-татарам Чингизхана тюркскую речь? Какой источник в этом вопросе надежнее - приводимые Гиви Васильевичем цитаты или слова летописца Рашид-ад-дина? Лучше обратите внимание на такой важный момент в вашей вырванной из контекста фразе, что Чингизхан явился в стране Чин - Каракорум! Чин ведь это же современная юго-восточная Джунгария, а не Халха или Забайкалье!!!
    -1 балл
  24. Шато тут вообще ни при чем, то что они тюрки-онгуты сомнений нет. Писал же Игорь о надежном корпусе их эпиграфики.
    -1 балл
  25. Мне вас от души жалко, наверно кроме местного дархадского учебника по истории МНР ничего прочитать не успели, и на те, вдруг резко дорвались до интернета, поэтому в качестве гуманитарной помощи решил отправить вам на праздник 8 Марта посылку с хорошими книгами.
    -1 балл
  26. Какой наивный, разве не понятно, что в летописях описываются предки казахов? У монголоязычных народов этой традиции нет потому что их предки не могли охотиться с ловчими птицами в таежном лесу. Сдается мне что и Бодончар обыкновенное тюркское имя - Бодончар, Карачар...
    -1 балл
  27. Как много монгольских элементов в казахском языке.
    -1 балл
  28. На кой черт вам страница из книги в вордовском варианте? )))))) Лучше ответье почему в точности как Стас неравнодушны ко мне и наперегонки с ним постоянно меня минусуете? Любовь к ближнему?
    -1 балл
  29. You are welcome.Вообще-то среднемонгольский понятно монголам без труда, а если знает классическое монгольское письмо то вообще бегло читается. Если встречается слова устаревшие, или религиозные или арабские, персидские или китайские то возникают трудности если человек не специалист. Стараюсь по времени сделать переводы текстов. Если среднемонгольский понятен монголам без труда, тогда почему Д. Банзаров долго переводил надпись на Чингизовом камне? И почему такое разночтение :"Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке (Есунгу) получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских".[/size] "Когда Чингис-хан, по возвращении с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунке на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука"?[/size] Это называется "натянуть" чужую одежку...
    -1 балл
×
×
  • Создать...