Акцентируя внимание на вышеуказанном жанре тюркской народной музыки, я обратил внимание, что узбеки СурКаша исполняют гортанное пение не на кобызе, а на дутаре, в то же время Сырдарьинские казахи играют на кобызе, но не поют гортанным голосом. А каракалпаки легко совмещают гортанное пение с игрой на кобызе, более того, этот вид каракалпакского народного музыкального искусства, только к 21 веку начал давать "осечку". Молодым исполнителям еще далеко до уровня мастеров даже 20 века, хотя желание продолжить такое уникальное искусство предков, это уже много.
Среди каракалпакских мастеров 20 века был один казах, включенный в список жырауов, но в отличие от каракалпаков-жырауов, он пел исключительно на дутаре или домбре. Почему так? Наверное это потому, что по народной легенде, исполнителями песен на кобызе или хранителями кобыза, избраны каракалпаки. Недаром в звуке кобыза есть что-то сверх естественное, а когда звук кобыза и гортанный звук сливается в унисон, это непередаваемое чувство. Лично мне посчастливилось слушать великих мастеров.
К слову, все жырау как один, говорили о своем даре как о сверхестественном, будто это пришло к ним во сне.