Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 07/19/13 во всех областях
-
Нукус – столица Каракалпакстана – город молодой, современный, основанный в 1932 году. Главной достопримечательностью этого города является каракалпакский Государственный музей искусств имени И.Савицкого. Известность этого «музея в пустыне», как его назвали ведущие искусствоведы и эксперты мира, давно вышла за пределы Узбекистана, настолько уникальна и своеобразна его коллекция. История создания и развития музея уникальна, так же как и его собрание. Отдел изобразительного искусства музея – это крупнейшее художественное открытие. В нем сосредоточена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, здесь – средоточие творений основоположников живописной культуры Узбекистана – многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ века. Музей был открыт в 1966 году. Изначально его коллекция ютилась в семи небольших комнатках и, лишь спустя двадцать лет было выстроено специальное здание. Музейная экспозиция состоит из трех отделов – древнего и средневекового искусства, посвященного культуре древнего Хорезма, на землях которого расположен Каракалпакстан, народного декоративно-прикладного искусства и изобразительного искусства. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого – это сокровищница, дающая представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры и до современности. Здесь представлены предметы материальной и художественной культуры древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков – немногочисленной в прошлом полукочевой этнической группы, проживающей на северо-западе Узбекистана, и имеющей древнейшую историю, самобытную культуру. Немногие музеи республики могут похвастаться столь уникальной коллекцией полотен русских художников и такой известностью во всем мире, как нукусский музей им. Савицкого. Музей носит имя московского художника Игоря Витальевича Савицкого. Создатель и первый директор музея Игорь Витальевич Савицкий учился в Московском художественном институте имени В.Сурикова, когда в годы Второй мировой войны был эвакуирован в Среднюю Азию. Знакомство с удивительной историей и древней культурой каракалпаков стало толчком к увлечению этнографией и археологией, а Каракалпакстан стал для него второй родиной. Одновременно И. В.Савицкий посвятил себя собирательству произведений искусства и спасению полотен художников русского авангарда, репрессированных и сосланных в эпоху сталинизма в приаральские степи. Благодаря его энтузиазму и бескорыстию были найдены и спасены от гибели многие картины и рисунки на чердаках и в подвалах, куда спрятали их владельцы, опасаясь преследований за связь с «формалистами от искусства». Игорь Савицкий приехал в Нукус в 50-х годах, а в 1966 году был назначен директором Нукусского музея. Тогда он и получил возможность приобретать произведения. Первоначально посвятивший себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, он заинтересовался приобретением произведений современного искусства, которое при существовавшем политическом режиме считалось запрещенным. Рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», И.В.Савицкий собирал запрещенные произведения мастеров, названных позже авангардистами. В результате коллекцию музея пополнили 50.000 единиц произведений авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства. Здесь в далеком от официальных центров Нукусе можно было увидеть то, что подвергалось гонениям в СССР в течение многих лет. Сегодня, коллекция музея им. Савицкого насчитывает свыше 90 000 экспонатов, включая коллекцию русского авангарда, изобразительное искусство Узбекистана, народно-прикладное искусство Каракалпакстана, искусство Древнего Хорезма, дополненное прекрасными копиями ряда экспонатов Парижского Лувра. Даже всемирно известные Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве признают, что им есть чему позавидовать в Нукусском музее. В экспозициях представлены археологические находки, рассказывающие об истории древнего Хорезма – родине «Авесты», о торговых связях хорезмийцев с античным миром, уникальные терракотовые статуэтки зороастрийской богини плодородия Анахиты, оссуарии – сосуды для хранения останков умерших предков огнепоклонников, изделия из керамики и бронзы. В основу отдела народного декоративно-прикладного искусства легла коллекция изделий каракалпакских мастеров, собранная в экспедициях Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана. Музей обладает богатейшим собранием национальных каракалпакских ювелирных украшений из серебра и сердолика, традиционных ковровых изделий, ручных вышивок и аппликаций. Отдел изобразительного искусства музея сформировался из живописных и графических произведений, собранных И.Савицким, произведений, подаренных молодому музею ведущими художниками страны, и полотен каракалпакских живописцев. Всемирную славу музею принесла коллекция русской авангардной живописи 20–40 годов ХХ века, вторая в мире по значимости после собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. В залах музея представлены картины автора «Гранатовой чайханы» А.Волкова, ранние, близкие по духу и стилистике авангарду, произведения У.Тансыкбаева, М.Курзина и Н.Карахана, полотна известных художников-импрессионистов, живших в Узбекистане, П.Бенькова и З.Ковалевской, русских авангардистов начала ХХ века А.Шевченко, П.Кузнецова, А.Куприна, Н.Ульянова, В.Рождественского, Р.Фалька, скульптурные композиции В.Мухиной и С.Лебедевой. Имена некоторых из них хорошо известны на Западе. Почти все они получили образование в студиях Парижа и Мюнхена, учились в художественных училищах и институтах Москвы и Петербурга, их имена включены в каталоги парижских выставок начала ХХ века. Большую роль в популяризации коллекции музея играет Клуб «Друзья Нукусского музея», членами которого являются дипломаты и представители международных организаций, работающие в Узбекистане. Выставки шедевров из коллекции музея экспонировались в последние годы в Швейцарии, Германии, Франции и Италии, музей имени И.Савицкого включен во многие престижные международные справочники. Однако с полным собранием музея, а оно насчитывает более 84 тысяч экспонатов, можно познакомиться только в Нукусе. Настоящее официальное признание деятельности Савицкого, собранной им коллекции пришло с новыми переменами в стране, а популяризация музея началась с 1991 года, когда в Нукус открылась дорога журналистам и экспертам, работникам иностранных посольств и международных организаций. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире. Корреспонденты ведущих вещательных корпораций мира, журналисты известных изданий начинают «раскручивать» парадоксальные факты о музее. Имя музея попадает во многие престижные справочники мира. http://lookuz.com/uz/node/791 балл
-
Игра по своим правилам напоминает американский бейсбол. Есть ли подобная игра у соседних тюркских народов? https://www.facebook.com/photo.php?v=476206675792092&set=vb.270788786390795&type=2&theater1 балл
-
Рахмет Камал ага! Увидев видео на некоторое время я попал в детство и в юношество когда играли Кашармана бегая босиком от Жатармана до Дарипа и обратно. Я плохо бегал, но хорошо был в подаче. Когда я сам сбивал мяч спокойно бегал от Жатармана до Дарипа и обратно. По – моему у некоторых СурКашских узбеков тоже есть детско-юношеский игра с таким же названием «Кашормон», но не все узбеки знает об этом игре. Интересное, игра «Кашармана» или подобное игра нет среди самих близких соседних народов к каракалпакам, как у туркмен и у узбеков хорезмитов и у казахов. Или я о них не слышал или не выдал что играют «Кашарман» или подобную игру. Ещё: Лапта́ — русская народная командная игра http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0 История бейсбола http://www.north-stars.narod.ru/history-world.html Мировая история бейсбола http://www.baseball.by/ob_igre/IstoriaXX.html К сожалению я не играл в эту игру. Я был фанатом советского хоккея. И зимой (с шайбой), и летом (с мячом) гонял хоккей с пацанами. Михайлов, Петров, Харламов - моими кумирами были. Правда иногда и в футбол играл - Блохин, Газзаев, а также болел за "Пахтакор" погибшего состава. А в старших классах в баскетбол меня взяли, тут уж новый кумир - Сабонис. Короче, советские наставники умели воспитывать в нас идейных, что на народные игры смотрели, как на примитивную, детскую и не нужную.1 балл
-
В собрании коллекции русского авангарда, огромную поддержку Савицкому оказал тогдашний Глава каракалпаков Каллибек Камалов. Он смело выделил из бюджета Каракалпакстана 3 миллиона рублей на первоначальной основе, как говорится - на риск (при этом, сам же мог оказаться "врагом народа"). По нынешним меркам эта цифра увеличивается в сотни раз и для малочисленного народа это немало. Я рад за Бабаназарову, что ее так достойно оценили. Хотелось бы и К. Камалов тоже получил хоть какое-то признание.1 балл
-
16 июля 2013 Директор музея искусств имени Савицкого награждена французским орденом Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Директор Каракалпакского государственного музея искусств имени Игоря Савицкого Мариника Бабаназарова стала кавалером ордена «За заслуги в области искусства и литературы». Об этом сообщает пресс-служба Посольства Франции в Узбекистане.Во время приёма в честь Национального праздника Франции Посол Франсуа Готье вручил знаки отличия Кавалера Ордена «За заслуги в области искусства и литературы» директору Каракалпакского государственного музея искусств Маринике Бабаназаровой.«Эта выдающаяся личность олицетворяет многие ценности, которыми дорожат Франция и Узбекистан, такие как уважение культурной идентичности и забота об охране и пропаганде национального наследия», - отмечает Посольства Франции.В своей речи Посол Франсуа Готье отметил, что Бабаназарова уже на протяжении многих лет возглавляет музей, который знают и ценят во Франции, которая, в частности, имела честь принять замечательную выставку несколько лет назад. Сегодня, как об этом мечтал Игорь Савицкий, и благодаря Маринике «люди приезжают из Франции, чтобы посетить этот музей».«Почитаемый и желаемый художниками, писателями, творческими личностями», согласно определению Андре Мальро, орден «За заслуги в области искусства и литературы» присуждается Министром культуры Франции «лицам, отличившимся своим творчеством в области искусства или литературы или своим вкладом в их распространение во Франции и в мире», - отметил он.Среди кавалеров этого ордена – директоры известных музеев, такие как директор Музея изящных искусств Бостона Малкольм Роджер и бывший президент-директор Музея Лувра Анри Луаретт.1 балл
-
Савицкий, Игорь Витальевич. И́горь Вита́льевич Сави́цкий (4 августа 1915, Киев — 27 июля 1984) — советский художник, реставратор, этнограф, искусствовед, засл. деятель искусств Узбекистана, народный художник Каракалпакстана, создатель и первый директор Музея искусств в Нукусе («среднеазиатский Третьяков»), один из последних подвижников русской культуры в Средней Азии. Биография Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве в 1915 году, в семье юриста. Его отец имел польские и еврейские корни (дед родился в польской семье, бабушка в еврейской). Его дед по линии матери — Тимофей Дмитриевич Флоринский был известным русским славистом, профессором Киевского университета, членом-корреспондентом Российской Академии Наук, автором многих исследований, создавшим свою научную школу. В детстве Игорь Савицкий получил хорошее образование, свободно говорил по-французски, так как в семье была гувернантка француженка. Родители Игоря часто бывали за границей, в Европе, были в курсе всех новостей культурной жизни Франции, Австрии, Германии и с детства привили отличный художественный вкус детям. После революции в 1920 году Игорь Савицкий с родителями переехал на жительство в Москву, здесь он увлекся рисованием. Во время учёбы в фабрично-заводском училище завода «Серп и молот», где получил специальность электроустановщика, он брал частные уроки рисования у московских художников Р. Мазеля и Е. Сахновской. С 1934 года Игорь Савицкий стал учиться на графическом отделении Московского Полиграфического института, а затем продолжил учёбу в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1938—1941 году он учился в Институте повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершал поездки на этюды в Крым и на Кавказ. В 1941 году он поступил на учёбу Московский государственный художественный Институт им. Сурикова[1]. Из-за болезни он не был призван в армию, и с 1942 года по 1944 год находился в эвакуации вместе со своим институтом в Самарканде. Здесь он впервые ознакомился со своеобразной и интересной культурой народов Средней Азии, а также познакомился с такими выдающимися художниками как Роберт Фальк и Константин Истомин, брал уроки живописи у Николая Ульянова. В декабре 1946 году Игорь Витальевич окончил графический факультет Института им. Сурикова, по специальности «офорт» (диплом от 3.XII.1946). В 1950 году по приглашению Т. А. Жданко[2] он приехал в Среднюю Азию, в Каракалпакию для работы в составе Хорезмской Археолого-Этнографической Экспедиции АН СССР[3], руководимой Сергеем Павловичем Толстовым, где под руководством Т. А. Жданко изучал и коллекционировал предметы каракалпакского народно-прикладного искусства. В годы работы в экспедиции, помимо прямых обязанностей художника, Савицкий участвовал в поездках по аулам Каракалпакии с целью сбора образцов народно-прикладного искусства. Эта деятельность захватила его настолько, что он в дальнейшем начал серьёзно интересоваться до этого малоизвестного искусства каракалпаков — малого народа, живущего среди пустынь, в низовьях Амударьи. В 1950 году Игорь Витальевич окончательно переехал на жительство в Каракалпакию, посвятив себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, а позже увлекся и коллекционированием произведений современного искусства, впоследствии ставшей основой художественного музея, созданного им в Нукусе. Он был, по словам людей хорошо с ним знакомым, поистине гениальным собирателем, за что, по словам его знакомых, «с легкой руки каракалпаков, извечных шутников и балагуров, прослыл „старьевщиком“, причем народ вкладывал в это прозвище скорее положительный, нежели отрицательный смысл». С 1956 года стал работать научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры, с 1957 года получившего название — Комплексный научно-исследовательский институт. С 1959 года И. В. Савицкий работал в Институте истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана, а позднее — в Каракалпакском историко-краеведческом музее. 27 июля 1984 года И. В. Савицкий после продолжительной болезни умер в больнице в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с ним в Государственном Музее Искусств Народов Востока. Похоронен Игорь Витальевич Савицкий на русском кладбище в Нукусе, где на его могиле установлен памятник: «Гениальному спасителю красоты от благодарных потомков». Но лучшим памятником ему стал созданный им музей в Нукусе. Оценка его деятельности В многообразной деятельности И. В. Савицкого можно обозначить по крайней мере шесть основных направлений: художник-живописец, собиратель предметов искусства, реставратор, искусствовед-исследователь традиционного искусства каракалпаков, создатель и администратор музея, воспитатель и Учитель. Масштаб его деяний сопоставим с деятельностью таких фигурам, как В. Ф. Войно-Ясенецкий, С. В. Стародубцев, В. А. Успенский, Е. Е. Романовская, А. Ф. Козловский, С. П. Толстов, И. А. Райкова и многими другими, то есть теми, кто оказался в Средней Азии волею судеб или по зову сердца, и посвятил всю свою жизнь служению науке и культуре этого края. Именно стараниями этих людей создавались первые научные школы и закладывались новые культурные традиции ныне независимых стран бывшей советской Средней Азии, сохраняющие свое значение и в наши дни. И. В. Савицкий принадлежит к третьему, послевоенному поколению подвижников с момента прихода русских в Среднюю Азию, то есть тогда, когда по разным причинам уже стали иссякать мотивы и движущие силы для альтруистской деятельности, когда стал отступать и мир «загадочного Востока», уходить в тень вместе со старой традиционной культурой и её обесценившимся предметным миром. Жизненный выбор Савицкого, даже в сравнении с выбором людей культуры двадцатых-тридцатых годов XX в., кажется удивительным. Он отказался от блестящих перспектив карьеры в Москве, от материального достатка и удобств столичной жизни, и переехал жить в «богом забытый край» — Каракалпакию. В его творческой жизни прежде всего поражает стойкая убежденность в необходимости своей деятельности, вера в будущее значение производимой им работы. Без такого твердого убеждения едва ли был бы возможен повседневный подвижнический труд на далекой окраине огромной страны. Савицкого как художника и искусствоведа навсегда покорило увиденное. Участница экспедиции М. И. Земская припоминает его слова: «Кто бы здесь ни жил… а художники здесь жили гениальные, — бормотал ошеломленный Савицкий…». Он пишет изумительные пейзажи земли, ставшей для него тем, чем была Полинезия для Гогена. Игорь Витальевич писал виды с древних крепостей. Над золотистыми песками высились сиреневые замки. «Я никогда не думал, что ваши пески так нежны и красивы». Он открыл для нас пепельно — серебристьй колорит земли каракалпакской. Игорь Витальевич — «среднеазиатский Третьяков» — не мучился дилеммой между традиционным и современным, не разделял их в своей деятельности, как это нередко делалось в ту пору отечественным искусствоведением. Он собирал не только самое ценное в художественном отношении, но и все, что имело хоть какое-либо историко- культурное значение. Ситуация не оставляла времени на раздумья. Будучи свидетелем происходящего в культурной политике со времен сталинизма, он не мог пройти мимо и игнорировать целый пласт погибающей русской культуры, практически никому не нужной в СССР в то время (1960-е годы, период «бульдозерных» выставок). Игорь Савицкий начинает вывозить из Москвы и других городов Союза сотни, тысячи, десятки тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев в далекий от политических центров Нукус. Постоянно рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», Савицкий разыскивал объявленных вне закона художников или их наследников, приобретая по всей Стране Советов осужденные и отвергнутые режимом произведения. Его целью было создать необычный музей, не повторять повсеместно распространенный принцип малых Третьяковок. В результате кредита доверия от местных властей, Савицкий за 10-15 лет собрал коллекцию музея. В 1966 году Игорь Витальевич Савицкий открыл совершенно уникальный музей. Там ярким пламенем сверкали картины Волкова. Это новое искусство было названо авангардным. Собранная им коллекция музея опровергает суждения соцреализма о теории искусства и возвращает к жизни художников школы поставангарда, чьи диссидентские работы были вызволены из подполья, изгнания, лагерей и забвения. Благодаря усилиям лишь одной личности целая эпоха была спасена. Более 50.000 единиц пополнили коллекцию музея- произведения авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства, ценнейший архивный материал (фотографии, документы, воспоминания художников). Само появление Нукусского музея — загадка и парадокс истории. Зачем нужно было создавать музей (равно как и филиал Академии Наук, многие другие научные и культурные структуры) для народа численностью всего-то в пределах одного миллиона? Ныне, касаясь этого вопроса, нередко пишут о неких коварных «тайных замыслах» советской власти, ставке на пропаганду для зарубежного Востока, других идеологических расчетах. Возможно, эти моменты и существовали, но все же нельзя не видеть главного: в этом был один из парадоксов советской культурной политики. В ней отсутствовали материальный расчет, идея самоокупаемости и ставилась задача реального подъема культуры у всех населяющих страну народов. Музей Савицкого стал центром культурной жизни, куда потянулась интеллигенция Каракалпакии. Музеи и личность его создателя начали оказывать огромное влияние на развитие современной художественной культуры этого региона, на формирование каракалпакской творческой интеллигенции. Можно сказать, что на «нукусский период» жизни Савицкого пришлась эпоха расцвета каракалпакского искусства. Он воспитывал первых каракалпакских художников. Он также хотел показать молодым каракалпакским художникам, по какому пути шли их предшественники в Москве и в Ташкенте в 1920-1930- е годы. В первые же годы существования нукусское собрание получает известность. В 1968—1969 годах его коллекция показана в Москве, в Музее Востока. Затем было парадное шествие по городам СССР: Таллин. Львов, Ленинград, Алма-Ата, Уфа, Казань, Ташкент и др. Авторитет Савицкого вырос настолько, что с ним считаются и в Москве. Министерство культуры СССР начинает оказывать ему поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открываются двери архивов художественных ценностей. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства, переданные в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже. И теперь коллекцию музея дополняют десятки великолепных копий экспонатов Лувра. Даже в последние месяцы жизни, находясь в больничной палате, превращеной в рабочий кабинет, Савицкий занимался научными описаниями, писал статьи в журналы, письма с очередными просьбами в различные учреждения и к руководству республики, вел переговоры с владельцами по вопросу новых приобретений, решал музейные проблемы. 27 июля 1984 года И. В. Савицкий после продолжительной болезни умер в больнице в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с ним в Государственном Музее Искусств Народов Востока. Его тело было погребено на нукусском русском кладбище, где установлен памятник: «Гениальному спасителю красоты от благодарных потомков». Но лучшим памятником ему стал созданный им музей. Когда Игоря Витальевича не стало, его признал весь мир. Его признали как Спасителя, который сохранил целую эпоху авангардного искусства и огромный пласт прикладного искусства каракалпаков. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире. Музей, дополненный историческими экспонатами и произведениями декоративно-прикладного искусства, несомненно, является одним из лучших в стране и в Центральной Азии. «Один из лучших музеев мира» — назвали его Ф.Миттеран и А.Гор. В 2002 г. Указом Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова И. В. Савицкий был посмертно награждён одной из высших наград страны — орденом «За великие заслуги». Наследие Савицкого составляют 7.452 произведения живописи; 25.223 графики; 1.322 скульптуры; 7.562 произведения народно-прикладного искусства; 1.902 монеты; 8.618 находок археологических исследований. Краткая справка о жизни и деятельности И. В. Савицкого 1915, 4 августа — родился в Киеве в семье юриста. 1920-е годы, — переезд семьи в Москву. 1934 — учёба на графическом отделении Полиграфического института, затем в Художественном училище имени 1905 года. 1938—1941 — учёба в Институте повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершает поездки на этюды в Крым, на Кавказ. 1941—1946 — студент Московского государственного художественного Института им. Сурикова]. 1942—1944 эвакуация в Самарканд вместе с Институтом им. Сурикова; знакомство и общение с Робертом Фальком, Константином Истоминым, занятия у Николая Ульянова. 1946 — окончил графический факультет Института им. Сурикова, по спец. «офорт» (диплом от 3.XII.1946). 1950 — переезд в Каракалпакию в составе Хорезмской Археолого- Этнографической Экспедиции (по приглашению Т. Жданко). 1950—1956 — работает экспедиционным художником в ХАЭЭ под руководством Т. А. Жданко, изучает и собирает предметы народно-прикладного искусства каракалпаков. 1956 — работает научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно- исследовательского института экономики и культуры, с 1957 г. — Комплексного научно-исследовательского института, с 1959 г. — Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана; затем — в Каракалпакском историко — краеведческом музее. 1957—1966 — собирает образцы народно- прикладного искусства каракалпаков с организацией многочисленны экспедиций по районам ККАССР. 1963 — вышла единственная книга И. В. Савицкого «Народное прикладное искусство каракалпаков. Резьба по дереву». 1966, 5 февраля — открытие по инициативе И. В. Савицкого Государственного музея искусств Каракалпакской АССР в г. Нукусе и его назначение директором этого музея. 1968- Лауреат республиканской премии нм. Бердаха «За собирательскую деятельность уникальных произведений каракалпакского народного прикладного искусства и за книгу „Резьба по дереву“. 1966—1984 — организация художественных выставок из собрания Музея в Нукусе, Москве, Ташкенте, Ленинграде, Таллине, Алма-Ате, Казани, Уфе, Львове, Махачкале и др. Ежегодные экспедиции по сбору предметов народного искусства каракалпаков; сбор произведений живописи русских, советских, среднеазиатских художников- авангардистов. 1984, 27 июля — Скончался в московском клинике — Всесоюзном центре гипербарической оксигенации, похоронен в Нукусе на русском кладбище. 1986 — Персональная выставка И. В. Савицкого (живопись, графика) в Государственном музее искусства народов Востока, Москва. 2002, 23 августа — Указ Президента Республики Узбекистан о награждении И. В. Савицкого (посмертно) орденом „Буюк Хизматлари учун“ (за великие заслуги») за огромный вклад в развитие науки и культуры каракалпаков.1 балл
-
Рахмет Камал ага! Увидев видео на некоторое время я попал в детство и в юношество когда играли Кашармана бегая босиком от Жатармана до Дарипа и обратно. Я плохо бегал, но хорошо был в подаче. Когда я сам сбивал мяч спокойно бегал от Жатармана до Дарипа и обратно. По – моему у некоторых СурКашских узбеков тоже есть детско-юношеский игра с таким же названием «Кашормон», но не все узбеки знает об этом игре. Интересное, игра «Кашармана» или подобное игра нет среди самих близких соседних народов к каракалпакам, как у туркмен и у узбеков хорезмитов и у казахов. Или я о них не слышал или не выдал что играют «Кашарман» или подобную игру. Ещё: Лапта́ — русская народная командная игра http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0 История бейсбола http://www.north-stars.narod.ru/history-world.html Мировая история бейсбола http://www.baseball.by/ob_igre/IstoriaXX.html1 балл