Перейти к содержанию

Лидеры

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 12/14/12 во всех областях

  1. Извини, я не в твой адрес выразился. Оба толгау являются детищем Жийен жырау, поэтому многие путают переведя "Поскан ел (Народ-скиталец)" как "Разоренный народ". А еще хуже, под "Поскан ел" многие подразумевают судьбу всего каракалпакского народа, хотя это касается только отдельных племен каракалпаков пересекавших пустыню, среди которых был и сам жырау. Он описывает события, которых сам пережил вместе со своими соплеменниками. В казахских школах в обязательном порядке должны были изучать каракалпакский язык и литературу, равно как в русских и других школах, находящихся на территории ККАССР, нынче в ККР. Правда, все зависит от порядочности педагогов. Например, в 8 классе по математике нам преподавал не каракалпак. Так он нас вообще не учил, а 45 минут подряд каждый раз рассказывал всякие небылицы и только задавал задачки на дом, решения которых никогда не проверял. Мне повезло, дома мне помогали с математикой, а многим в 9 классе приходилось тяжко, так как уже преподавала строгая каракалпачка.
    1 балл
  2. Д.Суворов. История и культура России. Мифы и реальность. том 1 (стр. 96). И тут нам напоследок надо вспомнить один момент, уже непосредственно подводящий нас к истории восточного славянства. Описанные свыше события привели к откочевке на запад и структурированию на новом месте целого ряда народов – бывших поданных тюрок. В частности, отделились и создали свою государственность тюркоязычные болгары – сперва на Кавказе, в районе Таманского полуострова, затем (под давление своих врагов) этот народ разделился. Одни отступили в горы (их потомки – балкарцы и карачаевцы), другие ушли на запад и там создали несколько эфемерных держав в Южной Италии и на Балканах (одна из них – современная Болгария, там тюркоязычная верхушка быстро ославянилась), третье подались на восток, на Волгу, где создали развитое процветающее осёдлое мусульманское государство – Волжскую Болгарию (современный Татарстан). В эти же годы обособились хазары: о них будет отдельный разговор в следующей лекции. И здесь же в западной части степи появляются три народа, о которых надо сказать отдельно, ибо их роль, в русской истории очень велика. Первые их них носили имя «канглы», «кангары» или «кенгересы». Прежним местом их проживания был южный Казахстан (который так и назывался: «Кангюй» – «страна канглов»). Засуха расколола этот народ: часть его двинулась на запад и осела в Средней Азии, часть двинулась дальше на Запад и достигла Русской равнины. Себя они называли по-прежнему, но византийцы называли их «пацзынаки», по-русски – «печенеги». С этим народом нам ещё предстоит познакомиться повнимательней, пока же отметим, что русичи впоследствии называли их ещё «чёрные клобуки» (т.е., шапки) – по характерному головному убору. По тюрски это звучит как «кара калпак». Каракалпаки – так и поныне зовутся потомки канглов, живущие в северной части Узбекистана. Потомками же западных печенегов являются современные гагаузы Молдавии. Вторым народом (кстати, как и печенеги, впоследствии вошедшим в племенной союз «чёрных клобуков») были торки, или гузы (от тюрского «огузы»). Это ни кто иной, как туркмены – потомки ираноязычных парфян, сменивших язык в эпоху ханов Ашина. Гузы (или огузы) стали составляющей множества тюркских народов – турок, туркмен, азербайджанцев, ставропольских туркмен и трухмен Дагестана; на Руси же они сыграли очень значительную роль (и политически, и этнически), о чём нам ещё предстоит поговорить. Наконец, третьи, и самым важным для нашей темы народам были кыпчаки– ответвление более древнего народа кимаков (или динлинов). Последние жили на огромном пространстве от верхней Оби до нижней Волги и от низовий Сырдарьи до сибирской тайги (вообще и кимаки, и кыпчаки были более лесостепным, чем чисто степным народом). Строго говоря, динлины были древним европоидным народом, кимаки же были ответвлением хуннов (упоминавшиеся выше чуйские племена). В целом облик кыпчаков был европоидный: китайцы описывали их как народ светловолосый и голубоглазый. Именно так выглядят сейчас т.н. «чанго» – прямые потомки кыпчаков, живущие в Венгрии, в области Кумания (в Европе кыпчаков называли «куманы»). На Руси этот народ называли «половцы» – от славянского «полова» – т. е., солома (намёк на цвет волос). http://89.252.24.138/sites/default/files/suvorov_dmitriy.pdf
    1 балл
  3. Ассалаума-алейкум, Полат! Здравствуйте, форумчане! Полат, спасибо тебе за такую тему. Каракалпакская поэзия безгранична и очень богата. Только маленькое замечание. Толгау "Разоренный народ" исполнен Жийен жырауом в поэтической форме, на основе народных сказаний каракалпаков и предусматривает ногайский период. Строки там начинаются "Бурынгы откен заманда..., Ормамбет бий олгенде..." и так далее. А "Разоренный народ" или в дословном переводе "Народ скиталец" (Поскан ел) это настоящее Жийен жырауа. Он был очевидцем переселения некоторых каракалпакских племен через пустыню Кызылкумы. Я сейчас с горечью вспоминаю моменты своего беспечного детства, когда для меня Родиной был могучий, нерушимый Советский союз. В те годы, наши аксакалы между собой всегда вели беседы о прошлом каракалпаков и я мог бы много чего извлечь для себя. Но я истинный идеолог коммунизма, примерный пионер, в это время изучал истории древнего Египта, Греции, Рима, СССР и т.д. Но я все ровно помню некоторые отрывки из их бесед. Например, каракалпаки, когда поняли, что им не противостоять превосходящим силам казахов, разделились на три части. Часть ушла в Ургенч (более богатые и мобильные), часть в дельту Амударьи пешком (бедные слои населения). Третья часть осталась на милость врагу на берегах Жанадарьи, как отвлекающая группа и по-видимому погибли все. Возможно, это правда, потому, что мы сейчас делимся на два Арыса (т.е. уцелевшие). К тому же в российских архивах есть такие документы: Из письма Ералы султана генерал-поручику Игельстрому от 1786 года: «Все руководители кыргыз-кайсаков вышли на тропу войны против каракалпаков. Здесь никого не осталось, и поэтому я тоже пошел с ними. С нашим приходом каракалпаки готовились к войне, но они потерпели поражение, некоторые из них ушли в сторону Ургенча, а большинство умерли вместе со своими семьями …». Увлеченные чувством легкой победы, казахи вырезали всех оставшихся, но не знали, что основная масса уже ушла. Поэтому, Полат, нельзя путать "Разоренный народ" с "Народом скитальцем", так как это разные эпохи.
    1 балл
×
×
  • Создать...