Перейти к содержанию
Rahmetov

Татарская кухня

Рекомендуемые сообщения

20 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Это наша общая история и от нее вы никуда не денетесь, дорогие наши противники древних казахских традиций, Думан Лимфоцитович с Боранбаем.

 

Пара извлечений.

Казахский этнограф Узбекали Джанибеков, 19 век:

«… Поминки «ас» составляют одно из характеристических празднеств киргизского народа. Они совершаются по умершим через три дня, через неделю, в сороковой день после смерти, и, наконец, празднуется годовщина.

Киргизы устраивают годовые поминки с большим блеском; тут бывает обыкновенно скачка лошадей с крупными призами.

Киргизы, являющиеся на «ас», если не все, то, по крайней мере, вблизи кочующие, по получении известия о поминках, начинают готовить «кмыз», кумыс, подливая каждый день по немного свежего молока в «сабу», кожаный мешок, в котором они обыкновенно держат этот напиток]. Каждый из следующих на поминки с кумысом старается привести к назначенному времени лучший кумыс, так сказать, не ударить лицом в грязь. Кроме того, близкие родственники привозят главе семейства, который устраивает праздник, подарки, состоящие из лошадей, верблюдов, меховых халатов, бухарских ковров, русских и бухарских материй и т. п.

Наконец, настает начало поминок - обыкновенно они продолжаются с неделю, а иногда более, и вот киргизы, со всех сторон, в праздничных нарядах, на лучших скакунах, едут в тот аул, где готовится праздник.

Я опишу поминки одного довольно богатого киргиза, по имени Чальдика (в западно-сибирской степи), которых был свидетелем в июне месяце 1869 года, через два года после смерти покойного.

Аул Чальдика, бывший на летней кочевке, к назначенному времени принял праздничный вид. С приготовленными в стороне от аула кибитками, числом до 30, обыкновенно устраивающие поминки ставят кибитки для гостей совершенно отдельно от аула, шагах в 50 или 100, -аул Чальдика ожидал к себе близких и дальних гостей. Окрестные аулы, уступив для этого торжества свои кибитки, под «джабпа».

 

Казахский этнограф А. Букейханов, 19 век:

«… Ас  у киргизов - поминовения покойников. Ас один из самых древних обычаев кочевого населения.

Более или менее серьезный ас сопровождается конским бегом в 60-100 лошадей.

Режут на асе такой скот, который, по фигуральному выражению киргизов, виновен. Вся эта жертва собирается в своем роде или в более обширной территории бесплатно от родных или знакомых или по дешевке покупается, обменивается у посторонних.

В главный приз идет верблюд: приз в 100 верблюдов, 100 лошадей».

 

Вот видите давали на 3 день ас , а не в день похорон , и не было четвергов до 40 дней , как сейчас делают 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Татарский слоёный сладкий пирог - губадия.


Сталик Ханкишиев нашёл бабушку в Лаишевском районе Татарстана, и она поделилась своим рецептом пирога. Он собирал рецепты в Татарстане для книги татарских блюд. 

Ее зовут Шамсия апа. Она проработала поваром 38 лет и теперь печёт пирог дома.
Шамсия
 апа живёт в сельской местности и, похоже, немного стесняется камеры, но готовит отлично.

Начинка пирога - татарский корт, рис, кишмиш, натёртое варёное яйцо, много сливочного масла, сахар. Очень много сливочного масла. Пирог - настоящая «бомба».

Видео полчаса. Можно сразу в конце посмотреть результат. Если кому интересна история гастрономии, то Шамсия апа немного рассказывает. 

 

https://www.youtube.com/watch?v=KCxIS9BuAjU

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, boranbai_bi сказал:

давайте не будем мешать культурные предпочтения и мировоззрения людей

верить в Деда Мороза и дарить подарки "от деда Мороза" - это разные вещи

допустим Наурыз языческий праздник, но он никому не мешает, или даже поминки 7 дней, 40 сорок, год... тоже ничего страшного, лишь бы не в кредит

а вот просить помощи от умерших людей - это уже перебор

и я нормально отношусь к неоязычникам, типа тенгрианцев, но они по сути атеисты и в потусторонние силы редко веруют

Мировоззрение - не часть культуры?)) 

Странный вывод.

Не нужно буквально воспринимать традиции или обычаи - это в первую очередь часть культуры, среда, которая формирует народ.

Отрицание, порицание части культуры, которая не совпадает с догмами фанатиков - вот уже точно не поведение богоугодных, миролюбивых людей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, s_kair сказал:

Мировоззрение - не часть культуры?)) 

не обязательно. изменение мировоззрения большинства может поменять культуру, культура может сформировать мировоззрение у индивидуума, но каждый отдельный человек может иметь мировоззрение не совпадающее с местной культурой.

12 часов назад, s_kair сказал:

Не нужно буквально воспринимать традиции или обычаи - это в первую очередь часть культуры, среда, которая формирует народ.

когда буквально просят помощи у умерших людей, как это можно воспринимать не буквально?

12 часов назад, s_kair сказал:

Отрицание, порицание части культуры, которая не совпадает с догмами фанатиков - вот уже точно не поведение богоугодных, миролюбивых людей.

так и "топить" за любые обычаи тоже своего рода фанатизм.

культура же это не мавзолей и не стена, она меняется.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В любой популяции есть как традиционалисты (консерваторы), так и новаторы (либералы). Те или иные взгляды индивида, как правило, зависят от его характера (генетика, врожденные особенности), условий окружающей среды (социум, воспитание, благосостояние и тд.) и возраста (старые люди тяготеют к стабильным паттернам, молодые -  к новаторству).

Также в популяции всегда имеется небольшая доля как фанатиков-традиционалистов (например религиозных), так и фанатиков-революционеров, но их как правило меньшинство в силу закона больших чисел (распределение Гаусса) и принципа естественного отбора.

Тем из вас, кто думает, что его склонность к тем или иным взглядам является единственно верной, т.е. объективной оценкой реальности (то есть восприятие себя как проактивного субъекта и источника свободы воли), советую подумать еще раз :) 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.04.2025 в 07:58, boranbai_bi сказал:

не обязательно. изменение мировоззрения большинства может поменять культуру, культура может сформировать мировоззрение у индивидуума, но каждый отдельный человек может иметь мировоззрение не совпадающее с местной культурой.

когда буквально просят помощи у умерших людей, как это можно воспринимать не буквально?

так и "топить" за любые обычаи тоже своего рода фанатизм.

культура же это не мавзолей и не стена, она меняется.

Вы занимаетесь буквоедством и уходите в сторону. Изначально речь шла про религиозность, а точнее, что мы смотрели на мир без буквального следования догмам Ислама в силу других условий, быта и тд. Такое мировоззрение народа и формирует свою культуру. Частности могут отличаться, тут не надо быть шибко умным, чтобы это понимать. Сейчас вера в духов, взывание к ним - это часть нашей культуры или вы думаете, что современный человек всерьез рассчитывает изменить жизнь с помощью духов?)) Если вы верите в это - ваше дело.  Культура меняется, это видно невооружённым глазом, опасения лишь вызывает, что можно впасть в фанатизм или радикализм из-за лозунгов некоторых поборников религии. Больше отвечать не намерен, ибо это спор не о чем, словесный пинг-понг ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, s_kair сказал:

Вы занимаетесь буквоедством и уходите в сторону. Изначально речь шла про религиозность,

изначально АКБ возмущался по поводу татарских поминок

и я ни в какую сторону не уходил, отвечаю по делу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...