Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Сибирские татары

Рекомендуемые сообщения

10 лет назад, Ильяс вряд ли здесь появится и даст вам ответ. Общетатарский язык-это литературный, а говор  у нас может быть даже в одном районе у двух соседних деревень разный, тому послужили разные  исторические события. Хотя имея различные говоры, мы с легкостью друг друга понимаем, потому, как основа одна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 лет назад, Ильяс вряд ли здесь появится и даст вам ответ. Общетатарский язык-это литературный, а говор  у нас может быть даже в одном районе у двух соседних деревень разный, тому послужили разные  исторические события. Хотя имея различные говоры, мы с легкостью друг друга понимаем, потому, как основа одна.

я читал дату написания сообщения.

конечно одна основа - кыпчакская

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

конечно одна основа - кыпчакская

Кыпчакская, но скажем сибирских татар, по крайней мере некоторых, я легче понимаю, чем казахов. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

конечно одна основа - кыпчакская

Кыпчакская, но скажем сибирских татар, по крайней мере некоторых, я легче понимаю, чем казахов. :)

 

может это не местные сибирские, а переселившиеся еще во времена царской россии, волжские татары?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну  конечно, местные - не местные. :) Скажем так, в тоболо-иртышском татарском языке больше сходства с волжским татарским языком, чем с казахским . Это однозначно.

 

Больше других   отличается говор заболотных татар. Здесь действительно, его сложней понять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажем так, в тоболо-иртышском татарском языке больше сходства с волжским татарским языком, чем с казахским . Это однозначно.

Вот бабушка читает текст на сибирско-татарском:

 

 

Слышно характерное ц-оканье, и оглушение звонких согласных звуков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще есть группа бухарцев среди них.

наверное те самые, про которых была работа asan-kaygy: принесли R1a, который оказался позже в среде казахских аргынов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В работе Падюковой:


Исследование спектра гаплогрупп Y-хромосомы в популяции татар-бухарцев показало,что основной вклад в формирование их генофонда
вносит гаплогруппа G2a-P15 (39%). Примечательно, что эта гаплогруппа является частой у ряда народов Кавказа.

 

 

Интересно, что за этническая группа в составе бухарцев могла иметь эту гаплогруппу? Каково её происхождение у них?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В работе Падюковой:

Исследование спектра гаплогрупп Y-хромосомы в популяции татар-бухарцев показало,что основной вклад в формирование их генофонда

вносит гаплогруппа G2a-P15 (39%). Примечательно, что эта гаплогруппа является частой у ряда народов Кавказа.

 

 

Интересно, что за этническая группа в составе бухарцев могла иметь эту гаплогруппу? Каково её происхождение у них?

у аргынов какой субсклад? не этот?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В работе Падюковой:

Исследование спектра гаплогрупп Y-хромосомы в популяции татар-бухарцев показало,что основной вклад в формирование их генофонда

вносит гаплогруппа G2a-P15 (39%). Примечательно, что эта гаплогруппа является частой у ряда народов Кавказа.

Интересно, что за этническая группа в составе бухарцев могла иметь эту гаплогруппу? Каково её происхождение у них?
Может какая то группа таджиков? Предки которых в свою очередь были персами суннитами, оказавшиеся в Мавераннахре.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может местная группа согдийцев, потомки осевших в свое время ираноязычных кочевников. кстати об G1 - откуда предположительно они появились в золотой орде? какие варианты существуют?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kpfu.ru/staff_files/F1043349089/Kollektivnaya.monografiya.Akt..probl..dialekt..pdf

 

Монгольский этнический компонент входил в состав сибирских татар в основном с XIII века – времени покорения тюркских племен монголами. «Автохтонными тюркскими племенами в составе сибирских татар считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно древнетюркские племена, а не кыпчаки, составили основной этнический компонент в этногенезе сибирских татар. Последние появились позднее и в XI-XII вв. оказали наибольшее влияние на формирование некоторых современных тюркских языков. В IX-X столетиях на территорию Томского Приобья продвигались кимаки – носители сросткинской археологической культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В составе сибирских татар зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев (соседи – башкиры, казахи, ханты и манси именуют сибирских татар хатань, туралы, ногай, бараба, селькупы – тын, чулымские тюрки - цат. Прим. авт.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kpfu.ru/staff...l..dialekt..pdf


 


Факты казахского языка говорят, что как северо-восточный, так и остальные диалекты казахского языка еще до образования литературного языка заимствовали немало слов из арабского, персидского, русского и других языков. Но при всем этом каждый из диалектов по-своему ассимилировал новые слова. Так, например, русское слово «кровать» в первое время на западе Казахстана звучало керуерт, на юге - керует, а на северо – востоке – кереует.; русское слово «самовар» на западе звучало 102 самауын, а в южных и северо – восточных областях – самауыр; русское слово «печь» – на западе звучало беш, на северо- востоке – пеш [Ахметова 2010: 46]


 


Кроме того, особого внимания заслуживает русская речь тюркоязычных жителей юга Тюменской области, для которой характерно смешение русского и казахского, русского и татарского. Например: соображай жок – «несообразительный», прикол гой – «шутка» (где гой – усилительная частица казахского языка), жандыргалка – «зажигалка» (жандыру «жечь» + зажигалка), токтановись – «остановись» (токта «стой» + остановись) и т.п. [Беженцев 2011: 19].


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kpfu.ru/staff_files/F1043349089/Kollektivnaya.monografiya.Akt..probl..dialekt..pdf

 

[й] – среднеязычный щелевой звонкий сонант. Тоболо-иртышский диалект является йокающим, т.е. системно употребляющим в начале слова согласный [й]: йырлаучы – җырлаучы (лит.) – поющий, йән – җан (лит.) – душа, йәйәү – җәяү (лит.) – пешком, йемеш – җимеш (лит.) – плод, йылы – җылы (лит.) – теплый. Употребляется в абсолютном начале слова: йәй – лето, йастық – подушка, йән – душа, в корне: тайақ – палка, сыйыр – корова, в конце слова: май – масло, көй – мелодия, пай – богатый.

 

[ц] – переднеязычный аффрикативный согласный. Д.Г.Тумашева пишет: «Главной и наиболее яркой особенностью (тоболо-иртышского – М.Х.) диалекта является цоканье» [Тумашева 1977:53]. [ц] встречается во всех позициях в слове: в абсолютном начале слова: цац – волосы, цымылтық – занавес, цай – чай, цамлану – 92 обижаться; в середине слова: ацыу – обида, ацқыц – ключ, цыцқан – мышь; в конце слова: пурыц – долг, қалац – калач, ац – голодный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В литературном используется комбинация й-оканья и ж-оканья, с доминированием первого. Плюс й-оканье передаётся посредством современных графем "ю" и "я": вместо йул-юл(дорога) йангыр-янгыр(дождь)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Авторский коллектив; гл. ред. З.А. Тычинских, отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова История и культура татар Западной Сибири. Монография Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт» 2015
В монографии представлены материалы, связанные с формированием и развитием татарского населения Западной Сибири. В ней аккумулированы основные новейшие исследования ведущих ученых из научных центров России и зарубежья в области демографии, генетики, языкознания, истории, этнографии и социальных процессов у татар данного региона. Хронология охвата – с древнейших времен до современности. Монография сопровождается богатыми иллюстрациями, часть которых публикуется впервые. Книга может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется историей и культурой народов России.
http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries/original/2f023d5821ef2ec6dd6d1eca0984b851aca8fb21.pdf?1460973448
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сыбыр татар кызлары. Омск:

c9nzRKyoLac-620x330.jpg0188.jpgimage?id=864659056104&t=0&plc=WEB&tkn=*hXqJ2bSotgpE.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

На примере барабинских татар можно обнаружить процессы активного их смешения с мусульманскими (татарскими) переселенцами из-за Урала. Об этом пишет Л.И. Шерстова:

Цитата

"Исламизация барабинцев поддерживалась и государственной политикой, закрепленной в 1825 г.: ссылкой мусульман из Европейской России в татаро-мусульманские инородные управы, и никуда более. К концу 19 века в некоторых селениях численность таковых превосходила количество местных татар. К Теренинской управе было причислено 59 р.д. "инородцев-тарожил" (аборигенов) и 68 р.д. ссыльнопоселенцев".

Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Сибири. С. 208

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...