АксКерБорж Опубликовано 26 октября Автор Поделиться Опубликовано 26 октября 1 час назад, Лимфоцит сказал: Крупы (гречка , перловка , горох итд ) Гавердовский не упоминал же у младшего жуза По словам Барданеса «... кладут в таковую похлёбку немного каких ни есть круп или простаго пшена» мы не можем судить точно о каких крупах вел речь Барданес описывая блюдо Младшего джуза. Но если отталкиваться от древних традиций казахов, то вероятно, под словом"крупа" он имел в виду просо, а что имел в виду под "пшено" мы с вами уже знаем, это рис. У Гавердовсокго крупа не упоминается, но зато есть у В. Даля в его Толковом словаре: "… Бешбармак (или бишбармак) у башкиров и киргизов, в переводе пятипалое (блюдо), вареное и крошеное мясо, обыкновенно баранина, с прибавкою к навару муки, круп; едят горстью, о дурно приготовленном кушанье говорят (оренб.): это какой-то бишбармак, крошево". Ведь Даль родился и жил именно в областях, соседних с калмыками, ногаями, башкирами и северо-западными казахами Младшего джуза! Так что Гавердовский, Барданес, Даль и другие - это сведения о Младшем джузе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 октября Автор Поделиться Опубликовано 26 октября История Казахстана в русских источниках. Т. 5. Стр. 186: Мы видим, что в Младшем джузе, по территории которого пролегали древние торговые и прочие маршруты, уже тогда (Гавердовский посетил в 1803 году, а значит все это было уже в 18 веке), в рационе были среднеазиатские продукты земледелия, пусть даже редко, чаще у богатых - рис, изюм - и даже такое специфическое блюдо как плов. Что не упоминается этнографами при описании казахов степного края и сибирских казахов. Хотя я вполне допускаю, что у богатых казахов нашего края в рационе мог быть рис и мука, пусть даже в малых количествах и редко. Рис мог приобретаться от торговли с бухарцами, всегда ходившими из среднеазиатских оседлых областей в Сибирь и обратно через наши края (здесь Сибирь в узком, историческом смысле, а не в расширенном понимании 19-20 веков). А мука и зерно пшеницы от торговли с русскими. Просо наверняка было местное, от джатаков. Клали ли казахи нашего края рис в свое главное блюдо "ет", "ас" (по Алдар-Косевскому "бишбармак")), неизвестно, потому что источники и этнографы об этом молчат, в отличие от упоминаний про северо-западные области, про Младший джуз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 26 октября Поделиться Опубликовано 26 октября 46 минут назад, АксКерБорж сказал: Хотя я вполне допускаю, что у богатых казахов нашего края в рационе мог быть рис и мука, пусть даже в малых количествах и редко. Рис мог приобретаться от торговли с бухарцами, всегда ходившими из среднеазиатских оседлых областей в Сибирь и обратно через наши края (здесь Сибирь в узком, историческом смысле, а не в расширенном понимании 19-20 веков). А мука от торговли с русскими. Клали ли казахи нашего края рис в свое главное блюдо, в ет, ас (по Алдар-Косевскому "бишбармак")), неизвестно, потому что источники и этнографы об этом молчат, в отличие от упоминаний про северо-западные области. Он мог быть у вас сложным , из разных круп 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 октября Автор Поделиться Опубликовано 27 октября 16 часов назад, Лимфоцит сказал: Он мог быть у вас сложным , из разных круп Зачем предполагать то, чего не знаешь и подтвердить ничем не можешь? На форуме принимаются только подтвержденные факты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 октября Автор Поделиться Опубликовано 27 октября 21 час назад, АксКерБорж сказал: Хотя я вполне допускаю, что у богатых казахов нашего края в рационе мог быть рис и мука, пусть даже в малых количествах и редко. Рис мог приобретаться от торговли с бухарцами, всегда ходившими из среднеазиатских оседлых областей в Сибирь и обратно через наши края (здесь Сибирь в узком, историческом смысле, а не в расширенном понимании 19-20 веков). А мука и зерно пшеницы от торговли с русскими. Просо наверняка было местное, от джатаков. Клали ли казахи нашего края рис в свое главное блюдо "ет", "ас" (по Алдар-Косевскому "бишбармак")), неизвестно, потому что источники и этнографы об этом молчат, в отличие от упоминаний про северо-западные области, про Младший джуз. Большую роль играло как обстояли дела у соседей различных казахских регионов, с которыми шла меновая торговля. Отрывок из труда Мейендорфа "Путешествие из Оренбурга в Бухару", 1820 г. (это примерно родина Думана): "... По ту сторону Джаныдарьи мы совершали путешествие, как я уже говорил, по часто посещаемой дороге. Почти ежедневно мы встречали киргизские караваны, направлявшиеся из Бухары. Киргизы, продав баранов, везли из города ячмень, крупу, табак, одежды и хлопчатобумажные ткани". А это отрывок из труда Андреева "Описание Средней Орды киргиз-кайсаков", 1795 - 1800 г.г. (это примерно моя родина): "... Лето 1796 г. в Омске. Начало сего года пришло с дороговизною хлеба, продавалися: ржаная по 95 к., пшеничная 1 р. 25 к., а круп никаких". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано Четверг в 06:13 Поделиться Опубликовано Четверг в 06:13 В 27.10.2025 в 09:56, АксКерБорж сказал: Зачем предполагать то, чего не знаешь и подтвердить ничем не можешь? На форуме принимаются только подтвержденные факты. То что у вас использовали крупы это неоспоримый факт 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано вчера в 05:53 Автор Поделиться Опубликовано вчера в 05:53 В 30.10.2025 в 11:13, Лимфоцит сказал: То что у вас использовали крупы это неоспоримый факт Это и есть методология круповеда Алдара-Косе? )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано вчера в 09:56 Поделиться Опубликовано вчера в 09:56 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Это и есть методология круповеда Алдара-Косе? )) Вам дал источник , не сам же придумал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано вчера в 12:51 Автор Поделиться Опубликовано вчера в 12:51 2 часа назад, Лимфоцит сказал: Вам дал источник , не сам же придумал Яуже ответил почему упоминание Х. Барданеса нельзя уверенно использовать в нашем споре. Так что пока титул круповеда Алдара-Косе в силе. ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано вчера в 13:32 Поделиться Опубликовано вчера в 13:32 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Яуже ответил почему упоминание Х. Барданеса нельзя уверенно использовать в нашем споре. Так что пока титул круповеда Алдара-Косе в силе. ) Он как раз таки был в Абацком остроге , туда казахи среднего жуза приезжали для меновой торговли Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 16 часов назад 18 часов назад, Лимфоцит сказал: Он как раз таки был в Абацком остроге , туда казахи среднего жуза приезжали для меновой торговли Я уже писал вам, что Барданес в 1770 году сперва побывал в калмыцких владениях, откуда в 1771 году двинулся в северо-западный Казахстан и дальше к Оренбургу и Троицку, затем еще дальше к вашему Абатску на нижнем Ишиме. Установить о каком конкретно регионе он дал описания про еду не сможет ни один исследователь, а тем более мы с вами. Поэтому не надо ничего додумывать в текстах, где нет конкретных локаций. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 14 часов назад Поделиться Опубликовано 14 часов назад 1 час назад, АксКерБорж сказал: Я уже писал вам, что Барданес в 1770 году сперва побывал в калмыцких владениях, откуда в 1771 году двинулся в северо-западный Казахстан и дальше к Оренбургу и Троицку, затем еще дальше к вашему Абатску на нижнем Ишиме. Установить о каком конкретно регионе он дал описания про еду не сможет ни один исследователь, а тем более мы с вами. Поэтому не надо ничего додумывать в текстах, где нет конкретных локаций. Он был младшем и среднем жузе , так что не отпирайтесь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 13 часов назад 13 минут назад, Лимфоцит сказал: Он был младшем и среднем жузе , так что не отпирайтесь Прямых указаний у него нет, но по имеющимся скудным фактам можно лишь предположить, что речь он вел про Младший джуз, например, сходство с описаниями Гавердовского, обоснования выше. Повторяю, это лишь предположение, достоверных доказательств нет. И вообще "джуз" понятие растяжимое чтобы оперировать им в таких вопросах, потому что в Среднем джузе, протянувшимся от Шымкента до Сибири нравы, порядки и быт были разные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 13 часов назад Поделиться Опубликовано 13 часов назад 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Прямых указаний у него нет, но по имеющимся скудным фактам можно лишь предположить, что речь он вел про Младший джуз, например, сходство с описаниями Гавердовского, обоснования выше. Повторяю, это лишь предположение, достоверных доказательств нет. И вообще "джуз" понятие растяжимое чтобы оперировать им в таких вопросах, потому что в Среднем джузе, протянувшимся от Шымкента до Сибири нравы, порядки и быт были разные. Он же пишет кто граничит с русскими , те добавляют крупы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 12 часов назад 1 час назад, Лимфоцит сказал: Он же пишет кто граничит с русскими , те добавляют крупы Слова Барданеса "живущие поближе к пределам российским" можно понять на тот период (1771 год, Троицк) как северо-западный Казахстан, разве нет? Повторяю, истину мы здесь не найдем, причину я указал выше. По моему, у вас, Думан, пошел уже бессмысленный спор ради спора (флейм). Так что давайте другие источники кроме Х. Барданеса, если конечно они у вас есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться