Перейти к содержанию
Гость Prasha

Музыкальные инструменты народов ЦА

Рекомендуемые сообщения

1)Комуз в отличие от домбры, имеет три струны и гладкий гриф, без ладовых подразделений.Ну и форма..

На мой взгляд домбра - это разновидность комуза..Скорее всего в начале был комуз и уж потом от него видоизменившись образовалась домбра..

2)Комуз очень древний муз.инструмент..

Слово комуз, скорее всего, обозначает «музыкальный инструмент» или даже «музыку». Комуз только в кыргызском языке может относится к струнному щипковому инструменту («комуз черттим» – «я играл на комузе») и к варгану – ооз комуз/темир комуз («комуз кактым» – «я играл на варгане»). У казахов «кобыз» или «кыл кобыз» («кобуз» у узбеков и каракалпаков) похож на кыргызский «кыяк» смычковый инстурмент.

Скорее всего, название «комуз» изначально принадлежало струнному щипковому инструменту, каким его знаем мы, а затем перешло в разряд «музыкального инструмента» вообще. Какие есть аргументы идут в пользу этого утверждения?

Комуз (кобуз) упоминается в древнейшем тюркском эпосе Деде-Коркут, описывающем события VI–X вв. Комуз явно щипковый инструмент, с которым озаны (акыны): «с кобзой в руке, от народа к народу, от бека к беку идет певец; кто из мужей отважен, кто негоден, знает певец. В день праздника пусть, ударяя о струны, играет (тебе) певец; блуждающую (по свету и невзначай) приходящую беду да отвратит бог, хан мой!». Другие инструменты имеют уточняющие слова: «ооз комуз – ротовой комуз» (варган), «кыл кобуз – струнный комуз» (скрипка), «каныр комуз – арфа-комуз» (арфа)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не хочу спорить, но мое личное мнение такое, что история зарождения любого предмета идет от простого к сложному, то есть, совершенствуется со временем. Щипковые инструменты настолько древние, что мы даже и не знаем как древние люди называли свои детища и почему нынче вроде одинаковые с виду предметы имеют разные названия.

Лично у каракалпаков в обиходе была домбра, но мы сейчас играем только на дутаре, а все от того, что на нашей сегодняшней территории встретились две культуры смешавшись в один народ. Пришлые подчинились местной культуре, потому и у нас национальный инструмент - дутар, вместо прежней домбры. Но кобыз пришел вместе с пришлыми с берегов Сырдарьи - Родины Деда Коркыта. Значит, кобыз намного моложе, чем щипковые инструменты, в том числе комуза - в этом Вы скорее всего правы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самозвучащие кыргызские музыкальные инструменты

 

1415290227_samozvuchnye.jpg

 

Как известно, к разряду самозвучащих инструментов (идиофонов) относятся все те звуковые орудия, в которых источником колебаний является сам корпус или его часть, а не струна, мембрана или столб воздуха, заключенный в канале. К таковым в кыргызской музыкальной культуре относятся так называемые губные (ротовые) комузы нескольких видов, инструменты типа бубенчиков, колокольчиков, трещоток и т. п.
В инструментах этой группы, возможно, более чем в других, присутствует природное начало. Такая база как нельзя лучше соответствует пантеистическим представлениям человека, чья жизнь целиком зависела от окружающей его среды. Поэтому эти инструменты использовались не только в качестве источников собственно музыкальных образов, но и как амулеты, обереги, украшения, как атрибуты амуниции, снаряжения, костюма. По этой же причине им нередко приписывались магические свойства, отводилась важная роль в отправлении обычаев и обрядов. 
Производством инструментов, в которых важнейшие части были металлическими, занимались темир уста — железных дел мастера, кузнецы, основным занятием которых было изготовление сельскохозяйственных орудий, домашней утвари и конской упряжи.

 

1415290284_temir-ooz-komuz-s-futlyarom.j

 

Темир ооз комуз (сокращенно — темир комуз или ооз комуз, от «темир» — «железный» и «ооз» — «рот») — металлический губной (ротовой) щипковый инструмент. Он имеет дугообразную форму, длина его 6—7 см, вытянут в средней части, конец сужен.
Материалом для него служат железо, латунь, бронза или медь (жез комуз). Составными частями инструмента являются чаша (по-кыргызски — чара), примыкающая к ней двухколышковая конусообразная вилка (жаак) и тонкий упругий стальной язычок-пластинка (тил), один конец которого припаян к нижней части чаши, а другой сги¬бается перпендикулярно, под прямым углом.
Исполнителей на этом инструменте называют темир комузчу или ооз комузчу. Традиционными исполнителями на темир комузе были женщины и дети, но с 30-х годов XX в. на нем стали играть и мужчины.
Тембр инструмента мягкий, серебристый, с воздушным, флажолетным оттенком.
Темир комуз — один из древнейших инструментов. Он известен во всех регионах республики. Имеет многочисленных «родственников» (около 800 названий) в других регионах мира. Его российское название — варган, немецкое — Maultrommel, итальянское — scaccia-pensieri, у французов это Guimbarde, у испанцев — birimbao, у украинцев — дрымба, молдаван — дромбуле, казахов — шан кобыз, узбеков — чангкобуз и т. д.
Игра на темир комузе — перебор обертонов в спектре возбуждаемого пальцем язычка — регулируется изменениями формы и объема резонирующей полости рта, куда помещен зажатый в зубах инструмент. Каждому звуку соответствует отдельная позиция исполнительского аппарата, включающего губы, рот, гортань и легкие. Поэтому нередко в звуках темир комуза слышатся фонемы кыргызского языка.
Прием pizzicato (защипывание язычка) выполняется обычно указательным пальцем правой руки, реже средним или большим. При этом исполнитель может производить рукой эффектные пассы — фигурные движения, рассчитанные на зрелищные впечатления слушателей.
В технологии звукоизвлечения на темир комузе меняются, перемещаются резонансные зоны-форманты, регулируемые объемом полости рта. Благодаря этому из ряда обертонов, из неподвижной спектральной решетки выхватываются поочередно отдельные слагаемые. Каким бы, однако, затейливым наигрыш ни был, в звучании темир комуза слышится что-то первозданное, фундаментальное, ибо статичны бурдонный звук и весь подчиненный ему обертоновый ряд. В этом необычном распределении ролей мобильного и стабильного между генератором колебаний и резонатором заключено для восприятия и нечто большее — особый тип звукосозерцания и мироощущения, связанный с представлениями о Востоке, о медитации, с иллюзиями остановившегося времени, с образами природы и вечности.
Основной тон инструмента определяется толщиной, длиной и шири-ной стального язычка. Партия темир комуза нотируется октавой ниже реального звучания. Общий звуковой диапазон — дуодецима, рабочий диапазон — октава. На приводимой ниже схеме строя темир комуза «соль» основной тон находится в большой октаве. Мелодия звучит во второй- третьей октавах, где, по законам акустики, находятся поступенные обертоны натурального звукоряда.

 

1415290743_38-2.jpg

 

Следует заметить, что приведенная схема не вполне точно отражает реальные звукоряды темир комузов, которые подчинены не равномерной темперации (именно с нею и ассоциируется обычная нотная запись), а так называемому натуральному звукоряду и широко понимаемому чистому строю. Так, все звуки, отстоящие на кварту от основного тона (до в строе «соль», ре в строе «ля» и т. д.), звучат выше, чем на темперированных инструментах, иначе говоря, они соотносятся как восьмой и одиннадцатый обертоны. Поэтому группа таких инструментов позволяет получать созвучия и интонации, близкие к натуральным, природным. Пользуясь распространенной терминологией, ладовый строй темир комуза (и жыгач ооз комуза) можно назвать лидийским, а искомый интервал — увеличенной квартой.
Вместе с мелодией, которая возникает в результате чередования обертонов, образующих тембровый спектр темир комуза, постоянно звучит и низкий, неизменный по высоте основной тон. Поэтому музыкальная фактура пьес для этого инструмента обязательно включает в себя два пласта — мелодию и бурдонный бас. Бурдон как бы выносится за скобки и принимается во внимание как особый фоновый, сугубо красочный компонент, выполняющий вместе с тем функцию основного тона не только в акустическом, но и в ладовом смысле. 
К этому следует добавить, что при игре к мелодии и бурдонно-органному пункту добавляются два-три едва слышных, прилегающих снизу (относительно мелодии) обертона. В сумме образуется своеобразное диатоническое трехголосие, которое трудно зафиксировать в нотной записи в полном звуковом объеме. Фольклористы с этой целью пользуются одно-двухстрочной системой.
Известный мастер народных инструментов О. Кенчинбаев сконструировал семь различных видов темир комуза (от «до» до «си»). Чоц темир комузы с основным тоном до, ре ими имеют длину соответственно 7,5 и 7 см. Темир комуз «фа» (6,5 см) используется редко. Кичине темир комузы «саль» (6,2 см) и «ля» (5,8 см) — самые распространенные в исполнительской практике. Наконец, кичинекей темир комуз «си» (5,6 см) является редким инструментом. Тип инструмента обычно соответствует типу наигрыша-куу. Например, на чон темир комузе в строе «ре» исполняются преимущественно медленные пьесы.
В последние годы произошли заметные сдвиги в эволюции темир комузного исполнительства и репертуара. Во-первых, наряду с народной (безнотной), появилась нотная методика исполнения на этом инструменте.
Во-вторых, с помощью двух-трех инструментов с разным строем, умещающихся в одной руке, вводится хроматическая система.
В-третьих, моноинструментальные унисонные ансамбли темир комузистов, распространенные в республике, дополнились ансамблями с многоголосной практикой игры. Благодаря введению новых темир комузов с различным строем стало возможным исполнение наигрышей с четырьмя-пятью различными партиями. Введение нетемперированной полифонии в исполнительскую практику открывает множество новых возможностей.

 

1415290464_zhygach.jpg

 

Жыгач ооз комуз (деревянный губной или ротовой комуз) — ближайшая разновидность темир ооз комуза, распространенная в основном на юге Кыргызстана. Жыгач ооз комуз представляет собой деревянную пластину с суженным концом. Длина инструмента в его разновидностях от 13 до 20 см. Ширина узкой части около 1 см, широкой — в пределах 2 см. Язычком служит вибрирующая тонкая пластинка, вырезанная из тела самого инструмента. Для изготовления жыгач ооз комуза используется древесина барбариса, абелии щитковидной и жимолости.
Перед игрой жыгач ооз комуз узким концом прижимается левой рукой ко рту. Инструмент располагается между губами, движениями которых регулируется резонирующая полость рта в соответствии со звуковысотными параметрами наигрыша. Правая рука сильно и четко дергает язычок с помощью крепкой нити длиной до 30 см, привязанной к его правому концу. Приведенный таким образом в колебание язычок издает звук, который усиливается благодаря воздушному резонансу полости рта.
Играют на этом инструменте, как правило, женщины. В наше время появились и исполнители-мужчины.
Тембр этой разновидности — менее звонкий, по сравнению с тембром темир комуза, но глубокий. Звучание его производит впечатление толчкообразного из-за акцентированной начальной части (атаки) звука, что не позволяет достигать на инструменте эффектов legato. Так как звук быстро затухает (дерево менее упруго, чем стальной язычок темир комуза), для наигрышей жыгач ооз комуза характерен относительно подвижный темп. Тесситура довольно низкая, строй натуральный. Наигрыши звучат в диапазоне децимы, в который укладываются с пятого по двенадцатый обертоны натурального звукоряда, но более приемлем диапазон сексты. Физические характеристики основного тона зависят от толщины и длины язычка инструмента.
В практике современного кыргызского народного инструментального творчества функционируют четыре вида жыгач ооз комуза — со строем «соль», «ля», «си», «до». Соответственно, их основные тоны: соль, ля, си контроктавы (мелодия звучит в первой октаве) и до большой октавы (мелодия — во второй октаве).
При игре на инструменте, как и на темир комузе, возникают бурдонный органный пункт и дополнительные призвуки, которые с трудом классифицируются обычным слухом.
В настоящее время сфера применения жыгач ооз комуза расширилась. Это не только сольная музыка, но и участие в ансамблях, как однородных, так и смешанных.
 

1415290924_zhylaazhyn-modernizirovannyy.


Жылаажын — один из редких ныне кыргызских инструментов — идиофон, представляющий собой небольшой, потряхиваемый во время игры бубенчик (одиночный или парный), со свободно движущимся внутри шариком. Диаметр бубенца 2—3 см.
Жылаажын использовался главным образом в быту: с одной стороны, как предмет музыкально-звукового украшения, с другой — как сигнальный инструмент, оповещающий охотника о местонахождении его ловчего сокола с добычей. Звуки жылаажына, прикрепленного к ноге птицы, помогали ориентироваться в поиске сокола в горном лесу или среди кустарников. Иногда жылаажын использовался для украшения женского головного убора или кос. Инструмент был широко распространен благодаря высокому серебристому, притягательному звуку, который, однако, быстро затухает.
Для изготовления жылаажына кыргызские мастера использовали железо, медь, бронзу и серебро, считая, впрочем, последнее лучшим материалом. С изменением социальных условий, эволюцией быта традиционный жылаажын стал крайне редким инструментом. Пара бубенцов, изготовленных потомственным мастером металлических изделий из Жаны- Жольского района А. Жаманкуловым, имеется в личной коллекции музыкальных инструментов С. Субаналиева.
Модернизированный жылаажын сохранил прежнюю форму и принцип звукоизвлечения, но крепится на новую основу в виде мягкого обруча, надеваемого на руку, или декоративную раму. Рама инструмента, принадлежащего музыкально-этнографическому ансамблю Кыргосфилармонии «Камбаркан», выполнена в форме древнего кыргызского сосуда «кеокор».
Конгуроо — колокольчик небольшого размера, который, как и жылаажын, служил у кочевников прежде всего утилитарным целям, отчасти — собственно художественным. Конгуроо звучал в основном во время перекочевки. Прикрепленный на конских уздечках, он создавал специфический, «нарядный» звуковой фон. Конгуроо подвешивали также на шею козла-предводителя, который вел овечью отару в нужном направлении. Понятно, что в народной памяти почти магическое звучание конгуроо ассоциируется с бытом кочевников.
Для изготовления конгуроо кыргызские мастера применяли медь, бронзу, железо и латунь, украшали их художественной резьбой и покрывали серебром. Размеры инструментов колебались в значительных пределах, что зависело от их функции. Каждый колокольчик-конгуроо обладал своим тембром.
В современной фольклорной и концертной практике конгуроо используется в ансамблях.
В эпосе описывается вышедший к настоящему времени из употребления большой колокол — бандуулу. Он был установлен в ставке Манаса. Набатный звук от удара по нему якобы раздавался на расстояние в целый день пути.
 

1415291002_8plgfactafy.jpg


Шалдырак — погремушка, состоящая из металлического стержня с ручкой, трех больших железных колец различного диаметра и мелких железных колечек, нанизанных на большие кольца. Звук извлекается потряхиванием. Этот ритмически-шумовой идиофон в качестве обрядового был распространен по всему Кыргызстану, а теперь встречается редко. Один из немногих экземпляров шалдырака хранится в фольклорном кабинете Кыргызской национальной консерватории. Длина его стержня 43 см, диаметр 1,5 см, диаметр больших колец 8 см, расстояние между ними 4 см, диаметр мелких колечек 2,8 см.
Аса-таяк (аса-муса) — рамный или посоховый идиофон. Источником звука служат различные подвески — самозвучащие тела, которые при-водятся в движение ударами инструмента о землю, пол и встряхиванием.
 

1415291306_trad.jpg


Традиционный аса-таяк — деревянная палка неправильной формы длиной около 50 см. В верхней ее части крепятся различные самозвучащие тела и украшения — металлические диски диаметром 3 см, пуговицы, бараньи кости (альчики), деревянные бруски, лоскуты ткани, конский волос. Аса-таяк относится к смешанному типу идиофонов.
Для кыргызских шаманов (бакшы) и дервишей (дувана) аса-таяк служил орудием, с помощью которого они проводили свои лечебные сеансы-камлания. Магическое воздействие звуков аса-таяка на психику больного человека обусловливалось, по-видимому, не только самими звуками, но и всем комплексом действий врачевателя.
 

1415291336_mod.jpg


В настоящее время изменились и функции, и конструкция инструмента. В мастерской О. Кенчинбаева он был усовершенствован и приобрел обновленную форму. Применяется в современных фольклорно-инструментальных ансамблях. Реконструированный аса-таяк представляет собой декоративно украшенный, фигурно оформленный деревянный шест длиной более 1.5 м. В верхней его части закреплены конские волосы, по бокам висят колокольчики, погремушки (конгуроо, шалдырак) и прочие шумовые приспособления. Посоховый аса-таяк используется, например, в ансамбле «Арашан» Аламединского районного дома культуры, в ансамбле «Камбаркан» Кыргосфилармонии.
Модернизированный идиофон узонгу находится в коллекции фольклорного ансамбля «Камбаркан». Внешне он напоминает конский хомут, но меньшего размера. Богато декорирован резьбой. Внутри него закреплены различные самозвучащие инструменты, в том числе жылаажын и конгуроо. Ширина узонгу около 30 см, высота 50 см.
 

1415291595_uzengu-modernizirovannyy.jpg


Дилдирек — также редкий металлический идиофон, состоящий из двух круглых пластинок диаметром 5—7 см и толщиной 1 мм. Дилдирек подвешивали на шею козы, овцы или коровы в сигнальных целях. Пластинки, ударяясь друг о друга под воздействием воздушных колебаний или при движении животного, издают слабый звук. Инструмент рассматривался не только как музыкально-бытовое украшение, но и как амулет, охраняющий скот от несчастных случаев и болезней.
Зуулдак более похож на звуковую игрушку, чем на музыкальный инструмент. Ранее он изготавливался из стебля камыша, теперь применяются деревянная деталь или пуговица. Ее раскручивают на двух ослаб-ленных нитях длиной 20—30 см в одну сторону, затем — на натянутых — в другую. Звук, длящийся несколько секунд, напоминает шипение или жужжание.
 

1415291589_zuuldak.jpg


Национальный музыкальный инструментарий многообразен и по конструктивным особенностям, и по художественным возможностям. Выделяются четыре типа инструментов, обладающих своеобразием социальных, эстетических и практических функций. Характерно, что в современной народной инструментальной практике идет заметный процесс развития музыкальных инструментов, с одной стороны, по пути сохранения основных принципов национальной традиции, с другой — по пути обновления конструкции инструментов и их выразительности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Комуз — в настоящее время самый популярный и распространенный струнный щипковый инструмент. В южных регионах Кыргызстана носит название «чертмек» («черт» — букв, «щелкать, стукать»). По преданию, его впервые сделал древний охотник Камбар, он и стал первым комузистом.
Комуз — трехструнный инструмент, в отли¬ие от однотипных двухструнных щипковых музыкальных инструментов народов Централь-ной Азии. Камузчу (исполнитель на комузе) держит инструмент в горизонтальном положении; играют на комузе чаще всего сидя, реже — стоя.
Народный (традиционный) комуз имеет грушевидную форму. Его корпус, шейка и головка изготавливаются из одного куска дерева, чаще урючного, арчового, реже орехового или красного. В головке располагаются три деревянных колка, на которые крепятся концы струн. Другие их концы привязываются к кожаному струнодержателю. На деке комуза имеется резонаторное отверстие, за которым, ближе к струнодержателю, находится деревянная подставка для струн. До XX в. струны изготавливались из бараньей кишки, позже стало возможным использовать заводские пластмассовые лески. Исполнители пользуются двумя системами порядковых наименований струн — от нижней к верхней и наоборот.
Величина комуза зависит от локальных традиций и от индивидуальной методики мастера-изготовителя. Так, комуз Токтогула Сатылганова, представителя юго-западной музыкальной традиции, отличается меньшим диаметром корпуса.
Длина комуза колеблется в среднем от 85 до 90 см. Комуз народной артистки Кыргызской Республики Самары Токтахуновой имеет следующие размеры: корпус — длина 90 см, наибольшая ширина 21 см; шейка — длина 35 см, наибольшая ширина 5 см; длина головки — 15 см.

 

1415277036_komuz.jpg  Схема традиционного комуза:
1. — корпус (чара);
2. — шейка (моюн);
3. — головка (башы);
4. — дека (капкак);
5. — резонаторное отверстие (кезенек);
6. — колки (кулактары);
7. — подставка (тепкек);
8. — струнодержатель (кут-кун);
9. — первая струна (биринчи кыл);
10. — вторая струна (экинчи кыл);
11. — третья струна (учунчукыл).

 

Многие выдающиеся исполнители играли на инструментах своей работы, например, Муратаалы, Карамолдо, Токтогул. Изготовлением комузов занимаются также народные мастера, они бывают и неплохими ко- музистами. Чалагыз Иманкулов, известный в 1950—19б0-е годы мастер-изготовитель инструментов, был отличным музыкантом. Одновременно с ним в столице работал Кузьма Верхоглядов. В 1970-е годы автором высококачественных образцов комуза стал мастер из с. Куршаб Узгенского района Ошской области Нуралы Тилебалиев, который и сделал для Самары Токтахуновой концертный инструмент. В 1980-е годы лучшим мастером-изготовителем комузов и других кыргызских народных инструментов признан Орозбай Кенчинбаев из с. Кожояр Иссык-Кульской области.
В 19б0-е годы сложилась также цеховая технология изготовления комуза. Для удовлетворения массового спроса при производственном комбинате Театрального общества республики была создана специальная мастерская. Здесь осуществлялось серийное производство комузов по установленному госстандарту. В настоящее время эту работу ведет мастерская народных инструментов Кыргосфилармонии.
Одним из уникальных свойств кыргызского народного комуза является многообразие видов его настройки, так или иначе связанных с интонационными, гармоническими и жанровыми особенностями пьес. А. Затаевич зафиксировал шесть ее видов. В современной комузной практике количество их доведено до одиннадцати. Каждый вид имеет свое традиционное название. Однако виды настройки неравноценны по частоте их применения. В зависимости от распространенности того или иного строя установились две категории комузной настройки: главная и побочная. К главным видам настройки относятся:

 

1415279281_img012.jpg

 

Наиболее часто используется следующий вид настройки народного комуза: первая струна — ре малой октавы, вторая — ля малой октавы, третья струна — ми малой октавы. Это позволяет строить все виды аккордов в любой тональности. Рабочий диапазон комуза — полторы октавы (в строе «ре»: ми-бемоль малой октавы — ля первой октавы). Его партия нотируется в скрипичном ключе, на октаву выше реального звучания.
Тембровая палитра инструмента чрезвычайно богата: от нежного, утонченного, камерного звучания до мощного, звонкого, полнозвучного. Одна из основных типовых черт комузной музыки — фактурно-гармонический тематизм, обладающий особой ударной фоникой.

Многообразна техника игры правой руки. Основными ее видами являются:

• защипывание струн одним, чаще всего указательным пальцем (терип чертуу — pizzicato);

• поочередное защипывание струн каждым из пальцев, начиная с указательного и обратно (иная форма pizzicato);

• удары по струнам указательным пальцем вниз и большим пальцем вверх (кагып чертуу — бряцание);

• удары по струнам четырьмя пальцами вниз и вверх (иная форма бряцания);

• кратковременное нажатие на все струны ладонью; vibrato, исполняемое движениями кисти, прижатой к деке (калтылдатып чертуу);

• pizzicato поочередно каждым из пальцев со стуком по деке;

• «летящие» движения руки вдоль шейки инструмента с защипыванием (pizzicato) струн;

• перенос вывернутой правой руки на левую сторону комуза в его вертикальном положении;

• бряцание с двусторонним вращательным движением руки; бряцание с широкой амплитудой движений и вращений руки (кол ойнотуп чертуу);

• тремолирование.

Наиболее употребительными приемами игры на комузе являются первые два: pizzicato при одноголосном изложении темы и бряцание в аккордовой фактуре кюу. В исполнении бряцанием для затушевывания нежелательного гармонического диссонанса бурдонирующей струны комузисты большим пальцем правой руки периодически слегка прикасаются к ней. Возможны также удары по деке инструмента, которые вместе с бряцанием создают дополнительный звуковой эффект.

 

1415277422_20120608071347komuz.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1415276990_21_10.jpg

 

Кыл кыяк (или кыяк) — традиционный струнный смычковый инструмент.

Изготавливается народный кыяк из урючного или орехового дерева. Имеет две струны и смычок (жаа). Форма кыяка ковшеобразная, короткая шейка слегка выгнута, к круглой головке прикреплены два деревянных колка. Верхняя половина корпуса открытая, нижняя — обтянута верблюжьей кожей.
Примерная длина инструмента 60—70 см. Наибольшая ширина корпуса 16—20 см. Струны изготавливаются из некрученых конских волос, которые внизу крепятся к ременному струнодержателю и, проходя через приподнятую угловидную подставку, привязываются к колкам. Смычок имеет дугообразную форму. На него также натягиваются конские волосы. Древко смычка нестандартно. Материалом для него служит прочное горное растение табылгы (спирея).
Арсенал исполнительских приемов у кыякчы не так богат, как у комузчу. Играют на кыл кыяке сидя, держа инструмент в вертикальном положении и опирая нижнюю часть корпуса о колено. Народные музыканты держат смычок снизу, вывернув ладонь правой руки вверх. Во время игры мизинец слегка натягивает струны на смычке. Пальцы же левой руки не прижимают струну к шейке инструмента, а лишь касаются ее, как при извлечении флажолетов.
Настройка народного кыяка осуществляется двумя интервалами: на чистую кварту и чистую квинту. В первом случае настройка следующая: правая струна — ре малой октавы, левая струна — ля малой октавы. Во втором случае — ми и ля малой октавы соответственно. Мелодической является первая струна, находящаяся слева от исполнителя. Она всегда настраивается выше, чем вторая. Рабочий диапазон инструмента — от ре малой октавы до ля второй октавы. Партия нотируется в скрипичном ключе, на октаву выше реального звучания (все народные кыяки — транспонирующие инструменты). Тембр кыл кыяка глуховатый, мягкий.

 

1415276941_komuz-2.jpg

 

Схема традиционного кыл кыяка:

1 — корпус (чара);
2 — шейка (моюн);
3 — головка (башы);
4 — дека (капкак);
5 — резонаторное отверстие;
6 — колки (кулактары);
7 — подставка (тепкек);
8 — струнодержатель (куткун);
9 — первая, или левая, струна (биринчи, сол кыл);
10 — вторая, или правая, струна (экинчи, оц кыл);
11 — древко смычка (жаа жыгач);
12 — струны смычка (жаанын кылы).

 

До 30-х годов XX столетия народный кыяк был распространен как сольный инструмент. С организацией филармонического оркестра кыргызских народных инструментов в 1936 г. в него был введен модернизированный кыяк. На концертной эстраде кыл кыяк появляется редко.

В результате модернизации народного кыяка, проведенной в экспериментальной лаборатории по усовершенствованию народных музыкальных инструментов под руководством А. Петросяна (Ташкент), оркестр им. Карамолдо Орозова получил семейство кыяков из четырех инструментов и укомплектовал одну из своих ведущих групп — квартет смычковых. В качестве ориентира были взяты струнные смычковые инструменты симфонического оркестра.
Волосяные струны традиционного кыяка были заменены металлическими, в результате чего усилилась их звучность, но изменился тембр. Поэтому некоторые народные музыканты характеризуют такие инструменты как «плохие скрипки». Четыре струны (вместо двух на традиционном кыяке) настраиваются по квинтам, у кыяка-контрабаса — по квартам. Нотируются партии семейства кыяков так, как группа смычковых симфонического оркестра. Рабочий диапазон всех оркестровых кыяков — от ми контроктавы до ми четвертой октавы. Оркестровые кыяки, кроме контрабаса, не являются транспонирующими инструментами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1415276990_21_10.jpg

 

 

....

1 — корпус (чара);

2 — шейка (моюн);

3 — головка (башы);

4 — дека (капкак);

5 — резонаторное отверстие;

6 — колки (кулактары);

7 — подставка (тепкек);

8 — струнодержатель (куткун);

9 — первая, или левая, струна (биринчи, сол кыл);

10 — вторая, или правая, струна (экинчи, оц кыл);

11 — древко смычка (жаа жыгач);

12 — струны смычка (жаанын кылы).

...

 

Монголизмы:

1 — корпус (чара); -  цар

4 — дека (капкак); - хавхаг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ср.: др.-тюрк. gapaq, башк. капкас, каз., кирг. капкак, як. хаппах 'крышка, покрышка', хак. хапхах, п.-монг. хавхаг, хавхасун, монг. хавхаг, бур. хабхаг 'крышка'.


 


Слово имеет соответствия во многих родственных языках, например, каз., ног. шара, кирг., узб. чара, башк., хак. сора, 'большая деревянная чаша', шор. шара 'низкое широкое блюдо', чув. чара 'большое деревянное блюдо, в котором месят тесто для лепешек', бур. сара 'чаша (с широким верхом)', монг. цар, чара 'тарелка, большая деревянная чаша' тунг.-маньч. чахара 'чашка'.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Богатейший лексический материал собран и опубликован в «Марийско-русском словаре» [Марийско-русский словарь, 1956], который представляет собой коллективный труд научных сотрудников МарНИИ. В словарь включена вся лексика марийского литературного(письменного) языка, в основе которого лежит луговое наречие. Слова восточного и горного наречий марийского языка также имеют место в словаре. Промысловая лексика представлена примерно 120 названиями, например:капкак ‘крышка борти’ [с.178]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1415276990_21_10.jpg

 

Кыл кыяк (или кыяк) — традиционный струнный смычковый инструмент.

 

Такой инструмент у нас называется Қыл ғобыз, а в просторечии - Ғобыз. Именно играя на нем, жырау исполняет свои эпические песни (дастаны). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно то, что варган есть у многих народов северной евразии: от западной европы до дальнего востока и крайнего севера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.06.2016 в 01:14, Kamal сказал:

 

Такой инструмент у нас называется Қыл ғобыз, а в просторечии - Ғобыз. Именно играя на нем, жырау исполняет свои эпические песни (дастаны). 

у казахов так же называется. интересно: есть ли кобыз у ногайцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, кылышбай said:

у казахов так же называется. интересно: есть ли кобыз у ногайцев?

Есть, название такое же, но строение отличается от оригинала - новодел. Другой вопрос - исполняют ли свои эпические песни играя на этом инструменте?! Казахи насколько я знаю играют, но не поют. Каракалпаки и играют, и поют, причем эпические песни исполняют играя именно на этом инструменте, у других народов такого я не видел. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, Kamal сказал:

Есть, название такое же, но строение отличается от оригинала - новодел. Другой вопрос - исполняют ли свои эпические песни играя на этом инструменте?! Казахи насколько я знаю играют, но не поют. Каракалпаки и играют, и поют, причем эпические песни исполняют играя именно на этом инструменте, у других народов такого я не видел. 

 

это ж арсланбек ага, знаю его) настоящий деятель и патриот своего народа. но в отличие от др ногайцев не дистанцируется от общности с казахами.

"строение отличается от оригинала - новодел" - в смысле данный экземпляр или кобызы у ногайцев вообще?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, кылышбай said:

это ж арсланбек ага, знаю его) настоящий деятель и патриот своего народа. но в отличие от др ногайцев не дистанцируется от общности с казахами.

"строение отличается от оригинала - новодел" - в смысле данный экземпляр или кобызы у ногайцев вообще?

Новодел, потому что в прошлом их кобызы не отличались от наших. Раз уж видоизменили (усовершенствовали) этот инструмент, то возврата к истокам уже не будет. Фактически это уже не кыл кобыз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Peacemaker, вы не знаете, монгольский художник случайно не Чингизхана изобразил в маньчжурском стиле на своей картинке?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...