Перейти к содержанию
Zake

Шанышқылы-Катаганы. Откуда корни? Уруут-мангут (дарханы/тарханы) из империи Юань?

Рекомендуемые сообщения

Автор темы предлагают версию, что ядром обьединения Шанышқылы-Катаган являлись урууты-мангыты Юань и Улуса Хулагу, которые пересеклись в Могулистане в 15-16 веках и в состав которых входили другие племена.

 

В 05.10.2024 в 12:58, Zake сказал:

Раз заговорили про мета-ключ  добавлю про катаганов. Честно говоря не спора ради. 

Дуглатство я не рассматриваю в мета ключе (почему я разделяю чингизовских и чагатайских дуглатов, при чем тут Кайду, Дува, "баарины-адаркины-чоносы" Старца Усуна/Майқы бия, звание "дуглат" и почему сары уйсын - это вообще тотемный "желтый филин" и т.д. я уже много раз писал.) 

А вот уйсун и катаган я рассматриваю именно в таком расширительном, обобщающем ключе, это имхо именно нарицательные названия-девизы, олицетворявшие "чингисизм", несмотря на то что были и такие конкретные родоплеменные названия. 

Напр. про казахских катаганов ничего непонятно, откуда они вобще появились как снег на голову и еще в таком огромном количестве. Да были катаганы во времена Чх, и вполне возможно что часть их потомков вошла в поздних катаганов, но ведь из состава поздних катаганов видно что это было именно обьединение. Там и мангыты и кияты и катаганы и салджиуты и кипчаки и локайцы и т.д. В шежире катаганов вообще родоначальник Куилдар, анда Чингиза, который был из мангытов-урутов.

Чтобы понять почему они все могли обьединиться под девизом "катаган" надо сперва разобраться, а что означает само слово "катаган". Таким образом и подходим к расшифровке этого мета ключа. Увы, тут генетика вам не поможет, а наоборот запутает, ибо прежде всего нужно знать  исторический контекст.

Борнс, Александр. Путешествие в Бухару, ч 3, 1831-1833 г., стр 369

"Сами Узбеки думаютъ, что Калмыки и Катганские Узбеки
составляютъ одно племя. Они разсказывають, будто 
въ ихъ первобытном  отечествѣ одна орда , решившись 
кочевать, приняла названіе Катганъ , что значитъ мы 
идемъ; а большая часть оставшихся на местѣ назвалась 
Калмыками, что значитъ мы остаемся".

------------------------------------------

Здесь скорее всего представлена народная этимология катаган как "кеткан" - "ушедшие", в противовес "калмак" - "оставшиеся". 

Но важным является то, что катаганы представляли себя отделившимися от калмаков. Катаганов нет в ранних списках узбеков -илатия Ахсикенди, поэтому под сомнение ставится их исконное ордынство. Исконное могульство тоже под большим вопросам.

Гипотетически вижу два пути формирования ядра катаганского обьединения (под катаганским ядром я в первую очередь понимаю мангытов, киятов и т.д.):

1.Представленные Борнсом данные  могут свидетельствовать о том, что к казахам в районе 15- 16 в. катаганское ядро могло перейти из Калмака, т.е. с востока, 

2. Некая часть катаганского ядра могли оказаться вместе с переселенцами из Улуса Хулагу в Могулистане. 

По казахским шежире родоначальник мангыт Коелдер, кроме того составе шанышкылы кроме мангытов, есть также и кияты, катаганы и т.д.  По другим данным в состав катаганов входили салджиуты, кипчаки, локайцы и т.д. Видно, что это именно некое обьединение, которое со временем пополнялось новыми членами, а в рамках казахское проекта они как бы противопоставлялись алашам. 

P.S. @TaryTalkhan я не знаток и не историк, но попробую высказать свое сугубо субьективное мнение откуда могли выйти шанышкылы.

Что касается  названия Сұр[ым] это может быть  все что угодно) Могу позволить себе поспекулировать и вообще тыкать пальцем в небо и предположить что это могло быть даже среднемонгольским эквивалентом тюркского Шанышкы ("вертел") - Широ/Сиро/Сире -Сир[ым] ~Сұр[ым]? А если серьезно,  почему именно "вертел" и как это связано с катаганами читайте дальше

https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2fmonget&text_number=733&root=config

Mongolian etymology :

Search within this database

Proto-Mongolian: *siro
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: spit, skewer
Russian meaning: вертел, шомпол
Written Mongolian: siro, (L 756) šoru, siru
Middle Mongolian: širo (SH), širi'e (HY 21), sire (IM)
Khalkha: šor, širē
Buriat: šoro
Kalmuck: šor
Ordos: šoro
Dagur: šor (Тод. Даг. 184), šorti
Shary-Yoghur: šoro
Comments: KW 365, MGCD 722.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно почему именно Қaсым ханның қасқа жолы, Есім ханның ескі жолы и т.д.

Здесь казахи правильно понимают "жол" как Әдет-ғұрып (обычаи, традиции и т.д.)

Среди казахов и казахского проекта старались группироваться именно те, кто старались идти по чингизовскому пути, по старым обычаям и законом, адаптированных под ислам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Қaсым ханның қасқа жолы, Есім ханның ескі жолы

@Zake Этих вещей в действительности не существовало. Казахи жили обычном правом на основе которого и судили би. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.01.2025 в 14:11, Zake сказал:

Борнс, Александр. Путешествие в Бухару, ч 3, 1831-1833 г., стр 369

"Сами Узбеки думаютъ, что Калмыки и Катганские Узбеки
составляютъ одно племя. Они разсказывають, будто 
въ ихъ первобытном  отечествѣ одна орда , решившись 
кочевать, приняла названіе Катганъ , что значитъ мы 
идемъ; а большая часть оставшихся на местѣ назвалась 
Калмыками, что значитъ мы остаемся".

------------------------------------------

Здесь скорее всего представлена народная этимология катаган как "кеткан" - "ушедшие", в противовес "калмак" - "оставшиеся". 

Но важным является то, что катаганы представляли себя отделившимися от калмаков. Катаганов нет в ранних списках узбеков -илатия Ахсикенди, поэтому под сомнение ставится их исконное ордынство. Исконное могульство тоже под большим вопросам.

Гипотетически вижу два пути формирования ядра катаганского обьединения (под катаганским ядром я в первую очередь понимаю мангытов, киятов и т.д.):

1. Некая часть катаганского ядра могли оказаться вместе с переселенцами из Улуса Хулагу в Могулистане. 

2. Представленные Борнсом данные  могут свидетельствовать о том, что к казахам в районе 15- 16 в. катаганское ядро могло перейти из Калмака, т.е. с востока, 

По казахским шежире родоначальник мангыт Коелдер, кроме того составе шанышкылы кроме мангытов, есть также и кияты, катаганы и т.д.  По другим данным в состав катаганов входили салджиуты, кипчаки, локайцы и т.д. Видно, что это именно некое обьединение, которое со временем пополнялось новыми членами, а в рамках казахское проекта они как бы противопоставлялись алашам. 

Продолжу касательно изначального катаганского ядра (мангытов). Согласно данным Борнса А. катаганы пришли от калмаков, соответственно приводится народная этимология "кеткан" - "ушедшие" и "калмак" - "оставшиеся". Подчеркну, что в информации Борнса А. не подразумевается религиозная коннтация, речь идет о региональном факторе. Напомню, судя по источникам Калмак - это в первую очередь региональный термин и означал выходцев из восточных регионов, подконтрольных прежде Юань, а религиозное осмысление пришло позже. 

Теперь стоит задача разобраться как может быть связан термин Шанышкы и юаньские мангыты и урууты. 

У РАДа приводится история Джедэй-нойона, главы мангытов-уруутов из коренного юрта (позже юань)

Большинство племен урутов склонилось на сторону [племени] тайджиутов, кроме Куилдар-сэчэна, который со своими подчиненными и сторонниками примкнул к Чингиз-хану и оказал [ему] много содействия, как об этом будет подробно изложено. Чингиз-хан называл его побратимом [анда]. В то время было три брата из племени мангут; двое [из них] решили присоединиться к племени тайджиут; младший брат им сказал: «Что плохого мы видели от Чингиз-хана, что [дало бы повод нам] отдалиться от него и присоединиться к его врагам?!» Они [его братья] ушли от него возбужденными. Старший брат, рассердившись, пронзил его чресла широкой стрелою. Другой брат и все его нукеры [тоже] поразили его стрелами и убили. [Все] его имущество, детей, домочадцев и скот полностью разграбили.

[Этот убитый] младший брат имел грудного младенца от жены, которую он взял из племени баргут; это племя было поблизости к тем пределам, и родичи этой жены увезли мальчика к себе. Его дяди пытались и его прикончить, [но] его родные по матери спрятали его в шерсть. Дяди так тщательно его искали, что истыкали шерсть вертелами, однако всевышняя истина охраняла его и ему не было причинено никакого вреда. [185]

Спустя некоторое время они заподозрили, что этот ребенок у них [у родных матери]. Вторично они поднялись против него, а те его спрятали под котлом; но так как продолжительность его жизни была предопределена [свыше], они его не нашли.

Спустя несколько лет, когда всевышняя истина даровала Чингиз-хану силу обессилить племя тайджиут и другие племена, которые были подчинены и послушны им, – племя баркут, которое уберегло этого мальчика и назвало [его] Джэдай, привезло [его] к Чингиз-хану

Обратите внимание, что Джедэя спрятали под шерсть, которую протыкали  вертелами, а Джэдэй выжил и не получил никакого вреда. У номадов практиковалось ситуативное имянаречение, поэтому я считаю, что и Шанышқы и Джедэй (Джитай) связаны с названием  острых колющих предметов. 

На казахском языке вертел так и переводится как Шанышқы

https://classes.ru/all-kazakh/dictionary-russian-kazakh-term-4576.htm

ВЕРТЕЛ


Перевод:
 

1. істік, шанышқы (отқа ет қақтайтын істік);

Теперь касательно варианта имени Джэдэй - Джитай.

Согласно тюркским словарям Джити/Йити/Йитиг - это "острый" и общее название любых острых предметов.

Махмуд ал-Кашгарй 
Диван Лугат ат-Турк / Перевод, предисловие и комментарии 
З.-А . М. Ауэзовой

(стр 753)

4761. [йитик] йитик бижак — „острый нож”. То же о любом остром
предмете
наподобие меча и т. п

ДТС, стр 280

JITI  1. острый 2. перен. острый, проницательный

Ну и собственно и третий "колющий" вариант имени Кадаган.

https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2fturcet&text_number=252&root=config

Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 to stick into 2 nail
Russian meaning: 1 вонзать(ся) 2 гвоздь
Turkish: kada- 1, kadak 2 (dial.)
Tatar: qada- 1, qadaq 2
Middle Turkic: qada- (Abush., Pav. C., MA)
Uzbek: qada- 1, qadɔq 2
Uighur: qada- 1, qadaq 2
Sary-Yughur: qataɣ 2
Azerbaidzhan: GadaG 2
Turkmen: Gadaq 2
Oyrat: qada- 1
Chuvash: xudav 2 (Anatri)
Yakut: xatā- 1
Dolgan: katā- 1
Tuva: qada- 1, qadaɣ 2
Kirghiz: qada- 1, qadō 2
Kazakh: qada- 1, qadaq 2
Noghai: qada- 1, qadaq 2
Karakalpak: qada- 1, qadaq 2
Kumyk: qada- 1
Comments: VEWT 217-8, ЭСТЯ 5, 180-182, TMN 3, 420-422, Ашм. XIV, 257, Stachowski 141. Because of the lack of ancient attestation one cannot exclude a borrowing < Mong. (although the variant qadaɣa is very poorly represented there, and may itself be borrowed < Turk.).

На тюрко-монг. языках қада-қадақ означает "вонзаться", "протыкать", так и то, чем вонзают (гвоздь, острый кол и т.д.)

Основа тюрко-монгольское "қада"-"қадақ" плюс  диминутив "ган" получаем КАДА[ГАН]. (Сравните с предком дулатов Байда[ган], где "Байда" - это арабская калька тюрко-монг. "шлемных" терминов "Ашик"-"Дулыға"). Также термин кадаган в тюркских и других языках имеет то же  значение что и йасса (йасак=йосун/уйсун) https://eurasica.ru/forums/topic/6843-катаган/?do=findComment&comment=457265

но я думаю, что первичным было именно "колющее" значение. Наличие трех синонимичных имен главы уруутов-мангытов Джитай-Шанышкы-Ката[ган] входило в распространенную практику среднев. тюрко-монголов (примеров приводил очень много).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

Когда Чингиз-хан совершенно покорил племя тайджиут, а племена урут и мангут из-за [своего] бессилия и безвыходного положения смирились [перед ним], большинство их перебили, а оставшихся полностью отдали в порабощение [бэ бандаги] Джэдай-нойону [и], хотя они были его родичами, но в силу приказа [Чингиз-хана] стали его рабами, и до настоящего времени войско урут [и] мангут попрежнему – рабы рода Джэдай-нойона. Он был из числа старших эмиров правого крыла и постоянно находился на службе при особе Чингиз-хана. Во времена Угедея он был в живых и [состоял] приближенным Соркуктани-беги и сыновей Тулуй-хана. Впоследствии, во времена Кубилай-каана, его внук по сыну, Мангудай, занимал его место. В этой стране [т.е. Иране] из его рода Мангудай, отца Кутлуг-шах-нойона, был эмиром-тысяцким племени мангут; брат его, Хулкуту-курчи, был эмиром кезика и сделался также эмиром-темником караунасов; сыновья Хулкуту: Чапи и его брат Джелал-ад-дин; сыновья Мангудая: Кутлуг-шах-нойон, который является старшим эмиром государя ислама, и Тимур-Бука, являющийся эмиром-тысяцким; у них было [еще] два-три брата, [но] они скончались. Муртад 963 также из числа их двоюродных братьев. В эпоху Хулагу-хана Кудусун-нойон из этого племени мангут был старшим из эмиров кезика. Хулагу-хан его отставил от должности эмира кезика и назначил на его место его родственника, Тимура. А он был в живых до времени Аргун-хана. Хушидай, правитель [шихнэ] Багдада, также был из этого племени.

Как мы видим, что главой мангытов-уруутов в коренном юрте (позже юаньском) стал Джитай (Шанышқы-Ката[ган]). Также мангыты на уровне эмиров были хорошо представлены в Улусе Хулагу, номады которого тоже были переселены в Могулистан в 15 веке. 

В Юань ши согласно данным Р.Храпачевского (Аналы Хубилая, стр 160 ). "Урууты относились к так называемым «Пяти тарханствам (тоуся)». Обоки уруут и мангут считались основой улуса Чингисхана и имели привилегированное положение в его державе".

Я считаю, что хулагинские мангыты и юаньские урууты-мангыты пересеклись в Могулистан примерно в 15-16 веках и начали формировать свое обьединение в противовес могульским уйсынам, т.е. потомкам баарино-адаркино-чоноского микса Хорчи Усуна (Владение Баарин).

Наличие термина Катаган в составе каракалпакских мангытов говорит о том, что и ордынские мангыты помнили Джидай-нойона. Более того, я высказывал точку зрения что ордынские мангыты ушли из Юани в районе 13-14 века, т.е. не было одномоментного перемещения.

Таким образом, ядром казахских катаганов были урууты-мангыты Юани и Улуса Хулагу, которые включали в свой состав и другие племена. Поэтому предком Катагана в казахских шежире указан Коилдер,но на самом деде это имена двух великих уруутов-мангытов, т.е. Джидая (Шанышкы-Ката[ган]) и Коилдара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нағашинским родом Джитая (Шанышқы-Қатаган) были баргуты, которые уберегли его и дали ему это имя. Если баргуты - это нынешние кыргызские баргы, то возможно неслучайно в родоплеменном составе баргы есть Мангыт.

Потом юаньские катаганы (ядро) были в контакте с кыргызами еще до "казахского" периода их истории и вполне возможно что они переселялись в Могулистан вместе с кыргызами. Поэтому вполне понятно, почему в кыргызском фольклоре они "свои".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому совершенно правильно что нет названия катаган в ранних списках узбеков-илатия. Но и сам список мало о чем говорит, или вернее говорит только о том, что члены списка были под управлением джучидов, не более.

Неизвестно когда точно катаганы-шанышқы (юаньские урууты-мангыты) присоединились к казахам, скорее примерно 16 век плюс минус. Выходит, что ранние казахи в своей основе потомки ильханцев-могулов-юаньцев, которые управлялись ордынскими джучидами

До этого меня долго мучил вопрос: откуда появились многолюдные катаганы в составе казахов? Давно отметал могульский генезис,  связь с одноименными катаганами Чингиза, ордынский генезис и связь с Чаншиут  были под большим вопросом. Сведения британца Борнса А. сильно помогли мне решить этот пазл и устремить свой взор на Калмак -Юань. Я пишу об изначальном ядре казахских катаганов, которые в первую очередь исторически представляли собой урууты-мангыты, а имя Джидай-Шанышкы означало "острый вертел", который не принес вреда родоначальнику (вернее главе клана уруутов-мангытов) и он чудом уцелел. С течением времени это обьединение пополнялось новыми членами, кто из них сохранился в составе напр нынешних шанышкылы или узбекских или кыргыз. катаганов - понятия не имею, ибо это уже потомки конгромерата/обьединения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Поэтому совершенно правильно что нет названия катаган в ранних списках узбеков-илатия. Но и сам список мало о чем говорит, или вернее говорит только о том, что члены списка были под управлением джучидов, не более.

Неизвестно когда точно катаганы-шанышқы (юаньские урууты-мангыты) присоединились к казахам, скорее примерно 16 век плюс минус. Выходит, что ранние казахи в своей основе потомки ильханцев-могулов-юаньцев, которые управлялись ордынскими джучидами

До этого меня долго мучил вопрос: откуда появились многолюдные катаганы в составе казахов? Давно отметал могульский генезис и связь с одноименными катаганами Чингиза, а ордынский генезис был под большим вопросом. Сведения британца Борнса А. сильно помогли мне решить этот пазл и устремить свой взор на Калмак -Юань. Я пишу об изначальном ядре казахских катаганов, которые в первую очередь исторически представляли собой урууты-мангыты, а имя Джидай-Шанышкы означало "острый вертел", который не принес вреда родоначальнику (вернее главе клана уруутов-мангытов) и он чудом уцелел. С течением времени это обьединение пополнялось новыми членами, кто из них сохранился в составе напр нынешних шанышкылы или узбекских или кыргыз. катаганов - понятия не имею, ибо это уже потомки конгромерата/обьединения.

А как насчёт , что мы (казахи) правопреемники ЗО ? По мне это гонево 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Лимфоцит сказал:

А как насчёт , что мы (казахи) правопреемники ЗО ? По мне это гонево 

Казахи имеют отношение к ЗО, но не только.

Потомки исконных ордынцев в большинстве - это Средний жуз, ну и часть Младшего и скорее всего сиргелинцы-братья уаков из Старшего. Но в целом, да, выводить всех казахов из исконных ордынцев - это самое настоящее гонево и воровство своей истории. Надо тщательно разбираться в истории,  а не подводить огульно и безосновательно под один ордынский знаменатель. Не зря окрестные народы (ногайцы, татары и т.д.) все протестуют. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Zake сказал:

Казахи имеют отношение к ЗО, но не только.

Потомки исконных ордынцев в большинстве - это Средний жуз, ну и часть Младшего и скорее всего сиргелинцы-братья уаков из Старшего. Но в целом, да, выводить всех казахов из исконных ордынцев - это самое настоящее гонево и воровство своей истории. Надо тщательно разбираться в истории,  а не подводить огульно и безосновательно под один ордынский знаменатель. Не зря окрестные народы (ногайцы, татары и т.д.) все протестуют. 

Вопрос был другим о правопоеемственности казахов , вы понимаете смысл слова правопоеемник ? Если нет тогда понятно , учите юриспруденцию 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Лимфоцит сказал:

Вопрос был другим о правопоеемственности казахов , вы понимаете смысл слова правопоеемник ? Если нет тогда понятно , учите юриспруденцию 

Этот вопрос мы затрагивали здесь https://eurasica.ru/forums/topic/2340-улус-джучи-золотая-орда/?do=findComment&comment=473536

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Zake сказал:

Потомки исконных ордынцев в большинстве - это Средний жуз, ну и часть Младшего и скорее всего сиргелинцы-братья уаков из Старшего. Но в целом, да, выводить всех казахов из исконных ордынцев - это самое настоящее гонево и воровство своей истории. Надо тщательно разбираться в истории,  а не подводить огульно и безосновательно под один ордынский знаменатель. Не зря окрестные народы (ногайцы, татары и т.д.) все протестуют. 

@Zake Никакое это не воровство. 80-85% казахов это Золотордынцы. То, что Средний жуз это узбеки, младший жүз ногайцы, а старший жүз могулы это концепция человека слабоумного человека. Уже при Чингиз хане происходил процесс парциации племени, и в следствии этого Уйсуны, Конраты и другие племена одновременно существовали в 3-4 улусах. А в самой золотой орде конраты к примеру разделились на несколько этнографических групп. Одна откочевало с Батыем на запад, другая часть осталась вместе с Орда Эженом, другая часть была у Шибана. Казахи, ногайцы, үзбеки изначально формировались обособленно, а не появились от одного некоего народа с общим самоназванием. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Никакое это не воровство. 80-85% казахов это Золотордынцы. То, что Средний жуз это узбеки, младший жүз ногайцы, а старший жүз могулы это концепция человека слабоумного человека. Уже при Чингиз хане происходил процесс парциации племени, и в следствии этого Уйсуны, Конраты и другие племена одновременно существовали в 3-4 улусах. А в самой золотой орде конраты к примеру разделились на несколько этнографических групп. Одна откочевало с Батыем на запад, другая часть осталась вместе с Орда Эженом, другая часть была у Шибана. Казахи, ногайцы, үзбеки изначально формировались обособленно, а не появились от одного некоего народа с общим самоназванием. 

Тынышпаев перенял эту формулу у Я.Гавердовского, работой которого пользовался "Геродот казахской истории" Левшин.

Я придерживаюсь концепции этих "слабоумных" людей, как вы выразились. Даже если она не на все 100 %  отражает мою точку зрения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Ну так она не соответствует исторической действительности. Зачем придерживаться заведомо ошибочной трактовки?

11 минут назад, Zake сказал:

Я придерживаюсь концепции этих "слабоумных" людей, как вы выразились. Даже если она не на все 100 %  отражает мою точку зрения

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake Ну так она не соответствует исторической действительности. Зачем придерживаться заведомо ошибочное трактовки?

 

Соответствует в целом, но есть конечно нюансы. Если считаете, что уйсыны - это некие "девятки" из ЗО или катаганы пришли из ЗО и т.д., то приводите свою обьяснит. модель. Зачем зря ломать копья и ругаться? Каждая сторона пусть приводит свои аргументы в соответ-х темах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake я уже выше объяснил, что не было такого, чтобы одно племя существовало только в одном Улусе, а в другом не было. Исключение наверное барласы чоросы и другие находившиеся в Чагатайском Улусе. К примеру уйсуны были в Золотой Орде изначально, и выводить их из Могулистана искажение исторической действительности. 

8 минут назад, Zake сказал:

Соответствует в целом, но есть конечно нюансы. Если считаете, что уйсыны - это некие "девятки" из ЗО или катаганы пришли из ЗО и т.д., то приводите свою обьяснит. модель. Зачем зря ломать копья и ругаться? Каждая сторона пусть приводит свои аргументы в соответ-х темах.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

И что мы выяснили ? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

53 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake Никакое это не воровство. 80-85% казахов это Золотордынцы. То, что Средний жуз это узбеки, младший жүз ногайцы, а старший жүз могулы это концепция человека слабоумного человека. Уже при Чингиз хане происходил процесс парциации племени, и в следствии этого Уйсуны, Конраты и другие племена одновременно существовали в 3-4 улусах. А в самой золотой орде конраты к примеру разделились на несколько этнографических групп. Одна откочевало с Батыем на запад, другая часть осталась вместе с Орда Эженом, другая часть была у Шибана. Казахи, ногайцы, үзбеки изначально формировались обособленно, а не появились от одного некоего народа с общим самоназванием. 

Может быть наоборот 80 % не имеют отношения к ЗО ? А вы уверены что коныраты КЗ  , это коныраты РАДа ? или ушины РАДа старкластер итд 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Лимфоцит А как это? Казахи, как этнос(народность) в принципе сформировались на территории левого крыла Золотой Орды во второй половине XVI века. Казахские алшыны фиксируются при Барак хане. Один этот факт свидетельствует о том, что основное ядро Алшынов это не ногайские Алшыны. Поймите одну вещь. Чингиз хан разделил племена между своими родственниками относительно пропорционально. Джучи к примеру отдал 40 тысяч конратов, Чагатаю 5 тысяч, Угэдэю 10 тысяч, У Толуя остались основной костяк. Конраты отданные Джучи уже дальше разделились на Батыевских, Орда Эженских и Шибанских. 80-85% казахских родов происходят из племен Золотой Орды. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Bir bala сказал:

@Лимфоцит А как это? Казахи, как этнос(народность) в принципе сформировались на территории левого крыла Золотой Орды во второй половине XVI века. Казахские алшыны фиксируются при Барак хане. Один этот факт свидетельствует о том, что основное ядро Алшынов это не ногайские Алшыны. Поймите одну вещь. Чингиз хан разделил племена между своими родственниками относительно пропорционально. Джучи к примеру отдал 40 тысяч конратов, Чагатаю 5 тысяч, Угэдэю 10 тысяч, У Толуя остались основной костяк. Конраты отданные Джучи уже дальше разделились на Батыевских, Орда Эженских и Шибанских. 80-85% казахских родов происходят из племен Золотой Орды. 

Генетика казахов говорит об обратном , М407 к примеру выше ЮКО пока не фиксируется за исключением калмык , также найманы М48  , аргын G1 итд 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
58 минут назад, Zake сказал:

@Rust перенесите пож сообщения по теме, начиная с https://eurasica.ru/forums/topic/2340-улус-джучи-золотая-орда/?do=findComment&comment=477232

Перенес.

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Лимфоцит сказал:

Генетика казахов говорит об обратном , М407 к примеру выше ЮКО пока не фиксируется за исключением калмык , также найманы М48  , аргын G1 итд 

@Лимфоцит а как из генетики следует, что одно племя находилось именно на такой то территории? И во вторых генетика не всех казахов исследовано. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bir bala сказал:

@Лимфоцит А как это? Казахи, как этнос(народность) в принципе сформировались на территории левого крыла Золотой Орды во второй половине XVI века. Казахские алшыны фиксируются при Барак хане. Один этот факт свидетельствует о том, что основное ядро Алшынов это не ногайские Алшыны. Поймите одну вещь. Чингиз хан разделил племена между своими родственниками относительно пропорционально. Джучи к примеру отдал 40 тысяч конратов, Чагатаю 5 тысяч, Угэдэю 10 тысяч, У Толуя остались основной костяк. Конраты отданные Джучи уже дальше разделились на Батыевских, Орда Эженских и Шибанских. 80-85% казахских родов происходят из племен Золотой Орды. 

Разве можно говорить о неком основном ядре Алшын, если Алау якобы жил в 14 веке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алау жил не в 14 веке, а позже в Большой Орде. 

Были разные группы алчинов https://eurasica.ru/forums/topic/7015-абд-аль-кадир-беди́ль-алшын/?do=findComment&comment=467588

Но здесь надо по теме, давайте про шанышкылы писать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...