Перейти к содержанию
Бозбет Шыны

Тотем быка, марала у древних Уйгур, Огузов, Найманов, Отуз-Татар и Хунну. "Бычьи" имена тюрко-монголов.

Рекомендуемые сообщения

22 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

Связан ли Котур - брат Буку-хан из легенды Джувейни - с Огузом (Угузом)?

Oduz, Uduz - монг. "як" (ЭСТЯ)

Котур, котуз, котаз -  "як"

Котур->Котуз-->Одуз-->Огуз

Из турфанской легенды не совсем понятно: Ай каган - это отец Огуза (Кара-хан) или его мать?

Некоторые переводчики интерпретируют нарисованного в турфанской рукописи быка как отца Огуза, а не как его самого. Могло ли его имя и быть Котур (як)?

У имени Кара-хана есть несколько альтернативных трактовок:

1) Северный хан

2) Хара на бурятском "луна"

3) Скорее всего это редуцированный "Лунный бык" или "Черный бык". Исламизированная версия Огуз-наме "выкидывает" тотемную часть.

А теперь можно попробовать связать Котуза с Лунным быком (Караханом, Ай каганом):

Котуз - животное из рода быков, занимающее важное место в мифологии и искусстве турок. Турецкие шахи-каганы сделали изображение этого животного короной на голове, что означает, что оно так важно. Его можно увидеть на монетах турецкого шаха и Ак Гунна. Голова быка изображена в виде полумесяца. Луна возвышается в Тельце, и с астрологической точки зрения они также неотделимы друг от друга. Рога быка - аллегория полумесяца.
Оригинал цитаты:
Цитата
ATA BOĞA
Kotuz; Boğa-Öküz cinsinden hayvandır ve Türklerin Mitolojisinde ve Sanatında önemli bir yere sahiptir. Türk Şahi Kağanları bu hayvanın tasvirini, başlarına taç yapmışlardır, yani bu kadar önemlidir. Türk Şahi ve Ak Hun paralarının üzerinde görülebilir. Öküz başı bir Hilal içinde tasvir edilir. Ay Boğa Burcunda yücelir ve Astrolojik açıdan da birbirlerinden ayrılmazlar. Boğanın boynuzları Hilalin alegorisidir. Oğuz Kağanın da Atası Boğa, Anası Ay’dır. Türkler Ata hayvan olarak Boğa’yı kabul ettikleri gibi, Ay Işığından türediğimize dair efsaneler de mevcuttur. Bu yüzden Hun Kağan’lar Boğa ve Hilal simgesini kullanır.
No photo description available.
  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.02.2025 в 11:30, Бозбет Шыны сказал:

Из турфанской легенды не совсем понятно: Ай каган - это отец Огуза (Кара-хан) или его мать?

Некоторые переводчики интерпретируют нарисованного в турфанской рукописи быка как отца Огуза, а не как его самого. Могло ли его имя и быть Котур (як)?

У имени Кара-хана есть несколько альтернативных трактовок:

1) Северный хан

2) Хара на бурятском "луна"

3) Скорее всего это редуцированный "Лунный бык" или "Черный бык". Исламизированная версия Огуз-наме "выкидывает" тотемную часть.

А теперь можно попробовать связать Котуза с Лунным быком (Караханом, Ай каганом):

Котуз - животное из рода быков, занимающее важное место в мифологии и искусстве турок. Турецкие шахи-каганы сделали изображение этого животного короной на голове, что означает, что оно так важно. Его можно увидеть на монетах турецкого шаха и Ак Гунна. Голова быка изображена в виде полумесяца. Луна возвышается в Тельце, и с астрологической точки зрения они также неотделимы друг от друга. Рога быка - аллегория полумесяца.
No photo description available.

В одной старой уйгурской сказке встречается выражение Котуз Окуз (kotuz öküz), которое букв. означает "як бык вол". Также в одной буддийской легенде Maitrisimit, kotuz öküz является переводов тохарского слова kayurṣ.

Источник: "A Tale from the Pañcatantra in Central Asia? The Lion, the Bull and the Fox" Jens WILKENS

Источник 2: "Ein weiteres alttürkisches Pañcatantra-Fragment"  Mehmet Ölmez

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Джагалбайлы сказал:

Ochse (нем.) и ox (англ.) интересные созвучия для өгіз 🙂

Это не совпадение)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

В одной старой уйгурской сказке встречается выражение Котуз Окуз (kotuz öküz), которое букв. означает "як бык". Также в одной буддийской легенде Maitrisimit, kotuz öküz является переводов тохарского слова kayurṣ.

Источник: "A Tale from the Pañcatantra in Central Asia? The Lion, the Bull and the Fox" Jens WILKENS

Источник 2: "Ein weiteres alttürkisches Pañcatantra-Fragment"  Mehmet Ölmez

Монеты с тамгой, изображающей рога и полумесяц. Вероятно относятся к тюркским шахам Кабулистана, т.е. ябгу Тохаристана (датируют началом 8 века) Лунный бык

Еще похожие монеты: https://data1.geo.univie.ac.at/projects/dasantlitzdesfremden/coins/coin122.html 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

Монеты с тамгой, изображающей рога и полумесяц. Вероятно относятся к тюркским шахам Кабулистана, т.е. ябгу Тохаристана (датируют началом 8 века) Лунный бык

Еще похожие монеты: https://data1.geo.univie.ac.at/projects/dasantlitzdesfremden/coins/coin122.html 

Зороастрийский культ Луны и Быка у Сасанидов:

https://www.bonhams.com/auction/19961/lot/177/a-sasanian-parcel-gilt-silver-dish/

https://en.wikipedia.org/wiki/Mah

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

В одной старой уйгурской сказке встречается выражение Котуз Окуз (kotuz öküz), которое букв. означает "як бык". Также в одной буддийской легенде Maitrisimit, kotuz öküz является переводов тохарского слова kayurṣ.

Источник: "A Tale from the Pañcatantra in Central Asia? The Lion, the Bull and the Fox" Jens WILKENS

Источник 2: "Ein weiteres alttürkisches Pañcatantra-Fragment"  Mehmet Ölmez

"Полярность светил проявляется в различении животных, по определенным признакам соотносимых с ними: солнечными и лунными называли некоторых животных. В животноводстве Монголии особое место занимают хайнаки, животные, не включенные в состав пяти видов скота, полученные в результате скрещивания яков и монгольских коров. Скрещивание осуществлялось по двум направлениям: быков монгольской породы и самок яка, а также яков и коров монгольской породы. Примечательно, что помесь монгольского быка с самкой яка называлась наран хайнаг «солнечный хайнаг», а помесь яка с монгольской коровой – саран хайнаг «лунный хайнаг» [БАМРС, 2002, с. 19]. Вероятно, здесь мы видим противопоставление коровам яка, как животного, чуждого кочевникам..."

Источник: Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов | Sodnompilova M.M. World in Traditional World View and Practices of Mongolian Peoples

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Бозбет Шыны сказал:

"Полярность светил проявляется в различении животных, по определенным признакам соотносимых с ними: солнечными и лунными называли некоторых животных. В животноводстве Монголии особое место занимают хайнаки, животные, не включенные в состав пяти видов скота, полученные в результате скрещивания яков и монгольских коров. Скрещивание осуществлялось по двум направлениям: быков монгольской породы и самок яка, а также яков и коров монгольской породы. Примечательно, что помесь монгольского быка с самкой яка называлась наран хайнаг «солнечный хайнаг», а помесь яка с монгольской коровой – саран хайнаг «лунный хайнаг» [БАМРС, 2002, с. 19]. Вероятно, здесь мы видим противопоставление коровам яка, как животного, чуждого кочевникам..."

Источник: Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов | Sodnompilova M.M. World in Traditional World View and Practices of Mongolian Peoples

"Лунный хайнаг" (сын яка/котура/котуза) будет стерильным быком, т.е. условно "огузом".

Продолжительность жизни хайнака больше, чем у яков.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хайнак

Огуз в турфанской легенде описан как гибридное животное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

"Лунный хайнаг" (сын яка/котура/котуза) будет стерильным быком, т.е. условно "огузом".

Продолжительность жизни хайнака больше, чем у яков.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хайнак

Огуз в турфанской легенде описан как гибридное животное.

"... В скалах Сибирской губернии Грач 58 видел много изображений быков и одно изображение «котуза», которого он узнал по хвосту в виде сорго. Подобные изображения и рисунки однорогих животных многочисленны в горах Алтун-ыйш (Алтай),59 а также в горах Кара-таг (Карачук), на родине сыновей Огуз-хана (пл. V/b).60 В эпосе об Огуз-хане один из онгунов «Ай-хана», завоевателя мира, представлен в виде «котуза» (пл. V/b) с хвостом цвета неба, имеющим форму соргука. По этой причине некоторые ученые связывают изображения «котуза» в гробнице правителя Сюн-ну в Нойн-ула и рогатых голов на металлических пластинах, найденных в Западном Огузе (пл. I/e), с эпосом огузских ханов62 (космический и патриотический смысл быка будет жить в потомках огузов с поразительной силой вплоть до османов)..."

"...«Эта «тамга» должна быть выражением термина «oplayu» (подобный быку), который является символом устрашающих нападений в гоктюркских надписях». 87 Гребень на конце хвоста пиктограммы также особенно выражен. Наконец, факт, не оставляющий сомнений: такая же «тамга» была нарисована на надгробии сына токуз-огузского правителя Баз-кагана, а рядом с ней гоктюркскими буквами было написано «котуз» (табл. V III/f)..."

Отрывки из статьи: "“K O T U Z ” ÎKÎNCÎ KÖK-TÜRK SÜLÂLESİNİN “TAMĞA”SI"  EMEL ESİN

P.S. В английской версии этой статьи имеется ввиду отец Огуза (Ай-хан), а не его сын. Автоперевод с турецкого не уловил этой детали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я искал недавно Кутуз в связи с арабским "шторм" и қарқ - кораблекрушение.

Ваше же направление заинтересовало теперь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Джагалбайлы сказал:

Я искал недавно Кутуз в связи с арабским "шторм" и қарқ - кораблекрушение.

Ваше же направление заинтересовало теперь

Еще было бы интересно узнать как будет (лунный) хаймак по тюркски. Котуз огуз?

Я сам себя убедил, что Котур - брат Буку хана - был отцом Огуза, но увы не хватает историзма. Витаем в туманном царстве легенд…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

"... В скалах Сибирской губернии Грач 58 видел много изображений быков и одно изображение «котуза», которого он узнал по хвосту в виде сорго. Подобные изображения и рисунки однорогих животных многочисленны в горах Алтун-ыйш (Алтай),59 а также в горах Кара-таг (Карачук), на родине сыновей Огуз-хана (пл. V/b).60 В эпосе об Огуз-хане один из онгунов «Ай-хана», завоевателя мира, представлен в виде «котуза» (пл. V/b) с хвостом цвета неба, имеющим форму соргука. По этой причине некоторые ученые связывают изображения «котуза» в гробнице правителя Сюн-ну в Нойн-ула и рогатых голов на металлических пластинах, найденных в Западном Огузе (пл. I/e), с эпосом огузских ханов62 (космический и патриотический смысл быка будет жить в потомках огузов с поразительной силой вплоть до османов)..."

"...«Эта «тамга» должна быть выражением термина «oplayu» (подобный быку), который является символом устрашающих нападений в гоктюркских надписях». 87 Гребень на конце хвоста пиктограммы также особенно выражен. Наконец, факт, не оставляющий сомнений: такая же «тамга» была нарисована на надгробии сына токуз-огузского правителя Баз-кагана, а рядом с ней гоктюркскими буквами было написано «котуз» (табл. V III/f)..."

Отрывки из статьи: "“K O T U Z ” ÎKÎNCÎ KÖK-TÜRK SÜLÂLESİNİN “TAMĞA”SI"  EMEL ESİN

P.S. В английской версии этой статьи имеется ввиду отец Огуза (Ай-хан), а не его сын. Автоперевод с турецкого не уловил этой детали.

Поскольку мой автоперевод с турецкого мог быть корявым, выкладываю эти два отрывка из английского варианта статьи:

Kotuz Котуз Огуз

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Бозбет Шыны сказал:

В одной старой уйгурской сказке встречается выражение Котуз Окуз (kotuz öküz), которое букв. означает "як бык". Также в одной буддийской легенде Maitrisimit, kotuz öküz является переводов тохарского слова kayurṣ.

Источник: "A Tale from the Pañcatantra in Central Asia? The Lion, the Bull and the Fox" Jens WILKENS

Источник 2: "Ein weiteres alttürkisches Pañcatantra-Fragment"  Mehmet Ölmez

Хотелось бы еще раз вернуться к этому староуйгурскому фрагменту Панчатантры. В ней описывается как львица вскормила двух братьев, льва и Котуз Огуза (Kotuz Öküz), и они очень быстро стали большими. Один из них (лев) стал царём диких зверей, а другой - ханом (всех яков?).

Цитата

...Dann ernährte diese Löwin ihre zwei Söhne, inzwischen, während nicht viel Zeit verging, (33-35) wurden die zwei Brüder groß, der eine ist der Herr von allen wilden Tieren, ein großer mächtiger , (35-36) der zweite ist der Khan der ganzen [Yak-Kühe] und nur wilde...

Источник: "Ein weiteres alttürkisches Pañcatantra-Fragment"  Mehmet Ölmez

Источник 2: https://vatec2.fkidg1.uni-frankfurt.de/vatecasp/Uigurische_Pañcatantra-Fragmente.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В легенде Даравадари Улуг Ай Ата произошел из глины. Да турецкие историки связывают это с исламом, но в мифологиях происхождение человека из праха (глины) фиксировалось задолго до ислама и христианства. Тут стоит другой вопрос: а как называется глина в тюркских яыках? Есть варианты саз, балшық, а еще? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Zake сказал:

В легенде Даравадари Улуг Ай Ата произошел из глины. Да турецкие историки связывают это с исламом, но в мифологиях происхождение человека из праха (глины) фиксировалось задолго до ислама и христианства. Тут стоит другой вопрос: а как называется глина в тюркских яыках? Есть варианты саз, балшық, а еще? 

Чопо на кыргызском

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Еще было бы интересно узнать как будет (лунный) хаймак по тюркски. Котуз огуз?

Я сам себя убедил, что Котур - брат Буку хана - был отцом Огуза, но увы не хватает историзма. Витаем в туманном царстве легенд…

Ветлицкую вспомнил "Лунный кот", а вчера Фазиля Искандера "Созвездие козлотура" ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.02.2025 в 18:37, Бозбет Шыны сказал:

Монеты с тамгой, изображающей рога и полумесяц.

Лунный бык

 

Почему "рога" на подставке?

Или это чаша? Или что?

 

В 19.02.2025 в 17:23, Бозбет Шыны сказал:

Связан ли Котур - брат Буку-хан из легенды Джувейни - с Огузом (Угузом)?   Oduz, Uduz - монг. "як" (ЭСТЯ)

Котур, котуз, котаз -  "як"                  Котур->Котуз-->Одуз-->Огуз

 

Вспомнились имена полководцев, мамлюкского султана Кутуза, сразившегося в Сирии с найманским Кит-Букой и Михаила Кутузова.

Как считаете, какой смысл изначально вкладывался в тюркское имя Кутуз?

ДТС показывает, что эпитет "буйный", "бешеный". Что перекликается с казахской формой кутур (құтыр[у], [ған]) тоже в том же значении/

Почему именно як?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Почему "рога" на подставке?

Или это чаша? Или что?

Хороший вопрос) Имхо это рога (котуза?). Сильно не вникал.

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вспомнились имена полководцев, мамлюкского султана Кутуза, сразившегося в Сирии с найманским Кит-Букой и Михаила Кутузова.

Как считаете, какой смысл изначально вкладывался в тюркское имя Кутуз?

ДТС показывает, что эпитет "буйный", "бешеный". Что перекликается с казахской формой кутур (құтыр[у], [ған]) тоже в том же значении/

Почему именно як?

Да, кутуз это "буйный", "бешеный" (обычно скот или собака). Но кОтуз (котур) это уже як. Такой вот тюркский язык)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Но кОтуз (котур) это уже як. Такой вот тюркский язык)

 

Не знаю про яка, но знаю, что котур это болячки на коже. В прошлом были известны имена Котыр, Котырша, Котырбай и пр.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Не знаю про яка, но знаю, что котур это болячки на коже. В прошлом были известны имена Котыр, Котырша, Котырбай и пр.

 

Я чуть не умер от смеха)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, АксКерБорж сказал:

Не знаю про яка, но знаю, что котур это болячки на коже. В прошлом были известны имена Котыр, Котырша, Котырбай и пр.

В казахском видимо нет Котуза или Котаза, поэтому ваше замешательство тут понятно)

А нет, он есть: Кодас - дикий бык (як)

Proto-Turkic: *Kotuŕ
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: yak
Russian meaning: як
Karakhanid: qotuz (MK)
Turkish: xotoz
Tatar: qutaz (dial.)
Middle Turkic: qotas (Pav. C.), qutuz (AH)
Uzbek: qọtas
Uighur: qotaz
Azerbaidzhan: Gotaz
Turkmen: Gotaz
Kirghiz: qotos
Karaim: qutas
Comments: EDT 608, ЭСТЯ 6, 81-82.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

В казахском видимо нет Котуза или Котаза, поэтому ваше замешательство тут понятно)

А нет, он есть: Кодас - дикий бык (як)

Proto-Turkic: *Kotuŕ
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: yak
Russian meaning: як
Karakhanid: qotuz (MK)
Turkish: xotoz
Tatar: qutaz (dial.)
Middle Turkic: qotas (Pav. C.), qutuz (AH)
Uzbek: qọtas
Uighur: qotaz
Azerbaidzhan: Gotaz
Turkmen: Gotaz
Kirghiz: qotos
Karaim: qutas
Comments: EDT 608, ЭСТЯ 6, 81-82.

на казахском як - қодас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.02.2025 в 09:27, Zake сказал:

В легенде Даравадари Улуг Ай Ата произошел из глины. Да турецкие историки связывают это с исламом, но в мифологиях происхождение человека из праха (глины) фиксировалось задолго до ислама и христианства. Тут стоит другой вопрос: а как называется глина в тюркских яыках? Есть варианты саз, балшық, а еще? 

Имхо прообраз Улуг Ай Ата - это либо отец Огуза (Ай каган, Кара хан) либо его дед (Диб Ябгу/ Йавку, Ил Улугу). Хотя кипчакская версия этой легенды навряд ли напрямую связана с Огузом и его предками.

Если легенда имеет отношение к Огузу, то пещеру Улу Кара Даг я бы искал в сердце Западно-Тюркского каганата, например ущелье Каратаг в Таджикистане. Хотя в кипчакской легенде она расположена у границы с Северным Китаем:

Цитата

Легенда говорит о появлении первого человека – Ай Ата (Ay Atam – "Лунный отец"). История происходила "на огромной горе" Кара-таг (тюрк. Qara Tag – "Черная Гора"), расположенной в пограничных (axir) с Северным Китаем областях. Гора возносилась в небо на четыре фарсаха, ее восточная сторона, целиком состоявшая из "черного камня", была лишена растительности. Эта сторона возвышалась как "препятствие" для подступающего черного моря (океана) и солнца, жесткие лучи которого могли опалить землю "и не оставить на ней ни единого живого существа и не единого зеленого растения". На западной же стороне лились "водопады пресной воды, более сладкой чем мед, более холодной чем лед, более ароматной чем мускус", образовывавшие большое озеро, из которого брала начало река. На этой реке из вышеупомянутого черного камня впоследствии были построены два огромных, окруженных стенами города, названные Айдрмак и Асрмак.56 Камни настолько идеально подходили друг к другу, что "едва ли можно было разобрать, не будучи специалистом, где они соединяются ... каждый город имеет по сорок ворот". Эти два города простираются примерно на 17 фарсахов. Земли вокруг них обильны всякими природными богатствами. Ими управляют короли "одного рода (nasl) и одной кости",57 каждый из которых именуется Золотым ханом (Altun Xan). Эти люди не боятся никаких врагов, "при этом они не страшатся смерти (munazi’). Они ведут легкую, светлую жизнь, наполненную счастьем, весельем (fukaha), не зная недостатка в еде, питье и других плотских радостях (tanasul)...". В этой стране "сладких пастбищ, покрытых разнообразными травами, плодородной растительности, здорового воздуха и сладкой воды нет никаких болезней. Веселье преобладает в их сердцах... (Их) жизнь продолжительна. Едва ли был среди них хотя бы один, кто не дожил до ста лет". После описания этой древней земли рассказ вновь возвращается к горе Кара-таг, в ко-
торой находится пещера. "В полости этой пещеры – большие ворота красноватого золота, украшенные различными драгоценностями. В ней есть хранители и служители. Эта пещера – святыня (mabud) людей этой страны". При даче клятвы люди здесь используют формулу ayyama Qara Tag.58 После этой длинной преамбулы, изображающей райский сад и сакральную силу, которую приобрели описываемые земли, рассказ обращается к теме происхождения первого человека. В пещеру проникала дождевая вода и приносила с собой грязь (turab), эта смесь стекала вниз и
заполнила "углубление, напоминающее форму человека". Солнце, тогда находившееся в "созвездии Краба, грело в полную силу, иссушая эту смесь, и она стала подобной стихии огня. Ветры закончили этот период в течение девяти месяцев. "В результате этого процесса появился первый мужчина. Его "называли на тюркском языке Ay atam, что означает "Лунный отец"59 (alabal-qamar). Ибн ад-Давадари, или его источник, связывают эту фигуру с первым человеком
персов – Гайомардом (в тексте: Кахумарт). "Этот человек по имени Ай Атам спустился на зем-
лю благодатного воздуха и сладкой воды, и он находился там в течение сорока лет", накапливая
силу. Однажды дождевая вода вновь собралась, принеся в имеющее форму человека углубление
ту же самую смесь, как и ранее. На сей раз, однако, солнце было в созвездии Девы и не было
столь жарким. В результате появилась первая женщина. "Ее именовали на тюркском языке Ай
Ва (Ay wa),60 что означает "Лунное лицо". Они вступили в брак, и у них появились дети". После
сорока лет совместной жизни с Ай Ва Ай Атам вступил в пору старения. Этот период продол-
жался еще сорок лет до его смерти, наступившей в возрасте ста двадцати лет. Ай Атам и Ай Ва
имели сорок детей, которые выросли и, в свою очередь, тоже стали мужьями и женами. Когда
Ай Атам умер, его старший сын "унес его в пещеру и положил его в то самое углубление, наде-
ясь, что он поднимется во второй раз. И когда его мать, Ай Ва умерла, спустя сорок лет после
мужа, он тоже унес ее в пещеру, к отцу. При этом он обнаружил, что тело отца разорвано на ча-
сти. Он поместил тело матери поверх тела отца, захоронил их и удалился. Потом закрыл вход в
пещеру золотыми воротами и поставил там служителей и охрану". Потомки Ай Атама и Ай Ва
умножались и, в конечном счете, почувствовали необходимость в правителе. Своим предводи-
телем (rа’s) они выбрали старшего сына Ай Атама. По-тюркски его звали Ay Atam Kškrî, что
означает "Малый Лунный отец" (= тюрк. Ay Atam Küčük/Kičik61 Eri, т.е "отпрыск Ай Атама")...

Источник: "РЕЛИГИЯ КЫПЧАКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРАЗИИ" ГОЛДЕН П. Б.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.02.2025 в 15:36, Бозбет Шыны сказал:

Имхо прообраз Улуг Ай Ата - это либо отец Огуза (Ай каган, Кара хан) либо его дед (Диб Ябгу/ Йавку, Ил Улугу). Хотя кипчакская версия этой легенды навряд ли напрямую связана с Огузом и его предками.

Если легенда имеет отношение к Огузу, то пещеру Улу Кара Даг я бы искал в сердце Западно-Тюркского каганата, например ущелье Каратаг в Таджикистане. Хотя в кипчакской легенде она расположена у границы с Северным Китаем:

Источник: "РЕЛИГИЯ КЫПЧАКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРАЗИИ" ГОЛДЕН П. Б.

...Легенда гласит следующее: «В пещере Кара-таг на границе с Китаем когда-то образовалась яма, напоминающая человеческое тело, когда из нее полились дождевые воды. Спустя 9 месяцев грязь в яме ожила под воздействием солнечного света. Так был создан первый мужчина Ай Ата, который прожил в одиночестве 40 лет; позже еще одно наводнение снова заполнило яму грязью, и таким же образом была создана первая женщина. Создание женщины было неполным, потому что солнечное тепло было не таким сильным, как в первый раз. От союза Ай Ата и Ай Ва родилось 40 детей. Ай Ата умер в возрасте 120 лет, а Ай Ва умер через 40 лет после него. Их старшие сыновья пытались оживить их, захоронив их тела в яме матери. Эта первая прародительская яма впоследствии стала культовым местом тюрков, потомков их первого правителя Ай Ата». Бахаэддин Огель Ходжа рассказывает ту же легенду, но в той же манере, что и легенду о сотворении мира, рассказывавшуюся во времена мамлюков. (Есть небольшие различия, я не буду сейчас вдаваться в подробности) Согласно легенде, эта священная пещера, которая послужила чревом для первого человека, считается пещерой предков, и каждый год там проводятся церемонии. (возможно, около озера Иссык-Куль)...

Источник: ulu han ata bitiği (автоперевод)

Гора Каратаг в Кыргызстане: https://wikimapia.org/27450168/ru/Гора-Каратаг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...