Бозбет Шыны Опубликовано 8 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 8 часов назад В 21.02.2025 в 09:27, Zake сказал: В легенде Даравадари Улуг Ай Ата произошел из глины. Да турецкие историки связывают это с исламом, но в мифологиях происхождение человека из праха (глины) фиксировалось задолго до ислама и христианства. Тут стоит другой вопрос: а как называется глина в тюркских яыках? Есть варианты саз, балшық, а еще? Имхо прообраз Улуг Ай Ата - это либо отец Огуза (Ай каган, Кара хан) либо его дед (Диб Ябгу/ Йавку, Ил Улугу). Хотя кипчакская версия этой легенды навряд ли напрямую связана с Огузом и его предками. Если легенда имеет отношение к Огузу, то пещеру Улу Кара Даг я бы искал в сердце Западно-Тюркского каганата, например ущелье Каратаг в Таджикистане. Хотя в кипчакской легенде она расположена у границы с Северным Китаем: Цитата Легенда говорит о появлении первого человека – Ай Ата (Ay Atam – "Лунный отец"). История происходила "на огромной горе" Кара-таг (тюрк. Qara Tag – "Черная Гора"), расположенной в пограничных (axir) с Северным Китаем областях. Гора возносилась в небо на четыре фарсаха, ее восточная сторона, целиком состоявшая из "черного камня", была лишена растительности. Эта сторона возвышалась как "препятствие" для подступающего черного моря (океана) и солнца, жесткие лучи которого могли опалить землю "и не оставить на ней ни единого живого существа и не единого зеленого растения". На западной же стороне лились "водопады пресной воды, более сладкой чем мед, более холодной чем лед, более ароматной чем мускус", образовывавшие большое озеро, из которого брала начало река. На этой реке из вышеупомянутого черного камня впоследствии были построены два огромных, окруженных стенами города, названные Айдрмак и Асрмак.56 Камни настолько идеально подходили друг к другу, что "едва ли можно было разобрать, не будучи специалистом, где они соединяются ... каждый город имеет по сорок ворот". Эти два города простираются примерно на 17 фарсахов. Земли вокруг них обильны всякими природными богатствами. Ими управляют короли "одного рода (nasl) и одной кости",57 каждый из которых именуется Золотым ханом (Altun Xan). Эти люди не боятся никаких врагов, "при этом они не страшатся смерти (munazi’). Они ведут легкую, светлую жизнь, наполненную счастьем, весельем (fukaha), не зная недостатка в еде, питье и других плотских радостях (tanasul)...". В этой стране "сладких пастбищ, покрытых разнообразными травами, плодородной растительности, здорового воздуха и сладкой воды нет никаких болезней. Веселье преобладает в их сердцах... (Их) жизнь продолжительна. Едва ли был среди них хотя бы один, кто не дожил до ста лет". После описания этой древней земли рассказ вновь возвращается к горе Кара-таг, в ко- торой находится пещера. "В полости этой пещеры – большие ворота красноватого золота, украшенные различными драгоценностями. В ней есть хранители и служители. Эта пещера – святыня (mabud) людей этой страны". При даче клятвы люди здесь используют формулу ayyama Qara Tag.58 После этой длинной преамбулы, изображающей райский сад и сакральную силу, которую приобрели описываемые земли, рассказ обращается к теме происхождения первого человека. В пещеру проникала дождевая вода и приносила с собой грязь (turab), эта смесь стекала вниз и заполнила "углубление, напоминающее форму человека". Солнце, тогда находившееся в "созвездии Краба, грело в полную силу, иссушая эту смесь, и она стала подобной стихии огня. Ветры закончили этот период в течение девяти месяцев. "В результате этого процесса появился первый мужчина. Его "называли на тюркском языке Ay atam, что означает "Лунный отец"59 (alabal-qamar). Ибн ад-Давадари, или его источник, связывают эту фигуру с первым человеком персов – Гайомардом (в тексте: Кахумарт). "Этот человек по имени Ай Атам спустился на зем- лю благодатного воздуха и сладкой воды, и он находился там в течение сорока лет", накапливая силу. Однажды дождевая вода вновь собралась, принеся в имеющее форму человека углубление ту же самую смесь, как и ранее. На сей раз, однако, солнце было в созвездии Девы и не было столь жарким. В результате появилась первая женщина. "Ее именовали на тюркском языке Ай Ва (Ay wa),60 что означает "Лунное лицо". Они вступили в брак, и у них появились дети". После сорока лет совместной жизни с Ай Ва Ай Атам вступил в пору старения. Этот период продол- жался еще сорок лет до его смерти, наступившей в возрасте ста двадцати лет. Ай Атам и Ай Ва имели сорок детей, которые выросли и, в свою очередь, тоже стали мужьями и женами. Когда Ай Атам умер, его старший сын "унес его в пещеру и положил его в то самое углубление, наде- ясь, что он поднимется во второй раз. И когда его мать, Ай Ва умерла, спустя сорок лет после мужа, он тоже унес ее в пещеру, к отцу. При этом он обнаружил, что тело отца разорвано на ча- сти. Он поместил тело матери поверх тела отца, захоронил их и удалился. Потом закрыл вход в пещеру золотыми воротами и поставил там служителей и охрану". Потомки Ай Атама и Ай Ва умножались и, в конечном счете, почувствовали необходимость в правителе. Своим предводи- телем (rа’s) они выбрали старшего сына Ай Атама. По-тюркски его звали Ay Atam Kškrî, что означает "Малый Лунный отец" (= тюрк. Ay Atam Küčük/Kičik61 Eri, т.е "отпрыск Ай Атама")... Источник: "РЕЛИГИЯ КЫПЧАКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРАЗИИ" ГОЛДЕН П. Б. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться