Aether Опубликовано 28 ноября Поделиться Опубликовано 28 ноября Не раз попадалась информация о том, что тюрки-кочевники выводили слово сарт от сары ит- рыжая собака. И в недавнем времени в1990-х годах кыргызские националисты уничижительно называли так жителей Ферганской долины. (Информация из французских источников) До кыргызов В Тенир-тоо проживали согдийцы- ираноязычный народ. Прочитал недавно, что их обряд захоронения как раз кремация и помещение праха в сосуды. Т.е. голубоглазое светлое население, которое истребили кыргызы при заселении Чуйской долины, согласно рассказу кыргызкой апай, вероятнее всего это были согдийцы. Выжившие их потомки, смешавшиеся с тюрками и перешедшие на тюркский язык - это и были сарты. Почему сары ит? Если у тюрков был культ волка и волк являлся тотемным животным многих тюркских племен, то достоверно известно, что у ираноязычных народов был общераспространен культ небесной собаки, который пришел и в Индию. В Махабхарате упоминается небесная собака бога Индры, мать всех диких животных-Сарама и ее два рыжих сына. Вероятнее всего у согдийцев или их предков тоже был культ небесной собаки и когда-то она была их тотемом, с именем Сенмурв и Симург: Цитата Симург обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов. Эта функция ярко отразилась в «Шахнаме» авторства Фирдоуси, где Симург выступает как охранитель рода эпических героев Сама — Заля — Рустама. Признано, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сармато-аланам азиатских восточноиранских по языку сакских племен. Это даёт основания полагать, что Семаргл у скифов и сармато-алан, как и Симург в сказаниях саков, мог считаться покровителем отдельных людей и их коллективов (родов, племён), что и стало причиной значимости его почитания какой-то частью этой ветви восточных иранцев[8]. Исходя из функции благого покровителя, Симурга часто изображали на талисманах. Сенмурв (Симург) был династийным символом Сасанидов. Изначально это была собака, но в последствии с приходом ислама собака стала считаться нечистым животным и сенмурва стали считать птицей, но продолжали изображать с головой собаки. Сами согдийцы по всей видимости были сары-русые или рыжие, потому как апай сказала, что люди, которых истребили кыргызы были голубоглазыми и светлыми. Собака и волк - заклятые враги и выбор таких тотемов очень согласуется с борьбой Ирана и Турана. Вот какое отношение было у зороастрийцев к собаке и волку: Цитата Собака пользуется у зороастрийцев особым уважением. Это во многом связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. За убийство собаки, даже нечаянное, полагалось очень строгое наказание[48]. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько «пород» собак: Пасуш-хаурва — стерегущая скот, овчарка Виш-хаурва — стерегущая жильё Вохуназга — охотничая (идущая по следу) Тауруна (Драхто-хунара) — охотничья, дрессированная К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов. Пазл начинает складываться. В интернете много источников об усунях, которые жили здесь до согдийцев, даже о сирийских христианах, а вот про предшественников кыргызов, согдийцев в Чуйской долине почти нет информации. Особо не упоминаются и не исследуются курганы с захоронением урн с остатками кремации. Не раскрывается происхождение сартов и история происхождения этнонима Сарт. Вот кто такие сарты, сары ит - рыжие собаки, заклятые враги волков - тюрок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 28 ноября Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября Теперь, возможно неправдоподобная гипотеза. Население Азии делилось на несколтко больших групп по тотемному признаку: собака, волк и какие--то еще. Племена, имевшие тотемом собаку добавляли суффикс ит в качестве множественного числа. Например обратим внимание как в казахском пишется племя керейіт, т.е. вначале имя родоначальника Керей, а затем название тотема iт-собака. Собаки керея. Казахи во многом производят от ираноязычных саков, которых можно идентифицировать по культу и тотему собаки. Если же в имени рода или племени встречается корень волк бор, бер, бур, то оно скорее всего произошло не от саков, а от тюрок или монголов. Теоретически, племена на оканчивающиеся iт должны теоретически чаще занимать в структуре тюркских народов младшие места, как покоренные волками-тюрками. Теленгит, меркит, керейит и другие возможно по этому принципу имеют общее происхождение от саков или других ираноязычных племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 28 ноября Поделиться Опубликовано 28 ноября Ну что за бред вы пишите 😓. Все смешалось: кони, люди, собаки... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 28 ноября Поделиться Опубликовано 28 ноября 28 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Ну что за бред вы пишите 😓. Все смешалось: кони, люди, собаки... это лучше не комментировать)) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 28 ноября Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября 46 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Ну что за бред вы пишите 😓. Все смешалось: кони, люди, собаки... Что конкретно Вам кажется бредом и смущает Вас? По-моему все логично и подкреплено ссылками и цитатами: на больших пространствах идет война Ирана и Турана (ираноязычных саков и тюрков) саки имеют тотемом собаку, тюрки-волка, тотемы в реальности дерутся друг с другом также как их носители. Известно, что названия многих тюркских племен и родов содержит слово волк. А почему бы не предположить, что существуют племена, содержащие слово собака, если собака как тотем была когда-то распространена столь же широко как и волк и до прихода ислама не была оскорблением, но по идее многие должны были включать слово собака в самоназвание своих родов и племен. Как Вы считаете, почему керейiт пишется в казахском именно так, а не кереит или керейт? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 28 ноября Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября Это сейчас, с приходом ислама, назвать человека или племя именем собаки может восприниматься оскорблением, но в древности у иранцев волк считался плохим животным и не относился к собакам, к которым иранцы относили даже ежей и дикобразов. Волк же происходил от дэаов- демонов, тогда как собака имела благую природу. Как думаете, почему такое негативное отношение к волку у иранцев, и почему его выбрали тотемом враждующие с иранскими племенами тюрки? Просто совпадение? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 28 ноября Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября А вот еще одно совпадение в эту тему. Прослушайте как по персидски называется и звучит слово собака: https://ru.glosbe.com/ru/fa/собака Слышится сакь и практически совпадает с названием племени сак. Т.е. саки вполне возможно и назывались собаками, т.к. имели тотемом собаку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 28 ноября Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября Теперь посмотрим на тотем собака у иранцев в другом разрезе: на обширных территориях ЦА живут иранрязычные племена, исповедующие зороастризм и имеющие культ собаки. И вот возникает ислам, и идет экспансия в ЦА. Чтобы успешно бороться с зороастризмом, ислам объявляет и высмеивает ценности и верования зороастризма в том числе и культ собаки, собака объявляется нечистой, а имеющие ее тотемом- высмеиваются и собака становится на обширных территориях ЦА оскорблением, вместо тотемного животного. В борьбе с культом собаки представителям ислама нужны союзники. Они идут к ЧХ и призывают принять ислам, чтобы добить зороастризм и уничтожить цивилизацию, связанную с ним. ЧХ это тоже выгодно, захватить ЦА и стать ее повелителем. Муллы и имамы тоже имеют выгоду, т.к. становятся при его правлении привелегированной кастой служителей культа, вместо зоррастрийских. Собака объявляется оскорблением, с подачи мусульман, а волки тем временем захватывают власть и волк не считается оскорблением. Мусульмане испольховали для своего укрепления противоречия между волками и собаками, существующие в ЦА. Они встурили в союз с волками против собак. А по сути против остатков верований зороастрийской империи Сасанидов. Исламизация ЦА шла вплоть до возникновения СССР. Но арабам так и не удалось внедрить ислам в чистом виде. Остатки доисламских верований и традиций сохранились в таких традициях как праздночание навруза, например. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 28 ноября Поделиться Опубликовано 28 ноября 2 часа назад, Aether сказал: Что конкретно Вам кажется бредом и смущает Вас? По-моему все логично и подкреплено ссылками и цитатами: на больших пространствах идет война Ирана и Турана (ираноязычных саков и тюрков) саки имеют тотемом собаку, тюрки-волка, тотемы в реальности дерутся друг с другом также как их носители. Известно, что названия многих тюркских племен и родов содержит слово волк. А почему бы не предположить, что существуют племена, содержащие слово собака, если собака как тотем была когда-то распространена столь же широко как и волк и до прихода ислама не была оскорблением, но по идее многие должны были включать слово собака в самоназвание своих родов и племен. Как Вы считаете, почему керейiт пишется в казахском именно так, а не кереит или керейт? Прошу прощения, с некоторых пор не участвую в форумных дискуссиях. Возможно со временем сами обнаружите изъяны в ваших рассуждениях... Цитата There are several theories about the origin of the term. It may be derived from the Sanskrit sārthavāha (सार्थवाह), meaning "merchant, trader, caravan leader", a term supposedly used by nomads to describe town-dwellers, according to Vasily Bartold, Gerard Clauson, and most recently Richard Foltz.[1][2] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 29 ноября Admin Поделиться Опубликовано 29 ноября Все эти рассуждения противоречат одному из основных преданий кыргызов о происхождении от красной собаки - "кызыл тайган". Какие кыргызы и какие согдийцы? После согдийцев в Чуйской долине кто только не проживал - тюрки, карлуки, огузы и т.д. Но виноватыми оказываются кыргызы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 29 ноября Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября 2 часа назад, Rust сказал: Все эти рассуждения противоречат одному из основных преданий кыргызов о происхождении от красной собаки - "кызыл тайган". Какие кыргызы и какие согдийцы? После согдийцев в Чуйской долине кто только не проживал - тюрки, карлуки, огузы и т.д. Но виноватыми оказываются кыргызы? Речи о чьей-либо вине не было. Была попытка восстановить последовательность событий и общий ход и процессы замещения саков тюрками. Предание о происхождении кыргызов от кызыл тайган не опровергает, а подтверждает все эти рассуждения. Во первых это предание говорит о том, что предки кыргызов некогда относились к ираноязычным сакам и имели тотемом собаку как и все остальные саки. Отсюда объясняются и иранизмы в кыргызском, которых нет у других тюрков, например асман-небо. Безусловно после усуней много кто жил на Тянь-шане. То, что кыргызы истребили светловолосое, голубоглазое племя, когда переселились на Тянь-шань, это не моя выдумка, а предание кыргызов. То, что кыргызы (и не только кыргызы) называют и называли ранее жителей ферганской долины сары ит- это тоже не моя выдумка. Веооятно использование слова собака в качестве оскорбления это общетюркская традиция, введенная еще ЧХ и арабскими завоевателями. Вспомним как ЧХ запретил некоторым племенам использовать нож при поедании мяса, сказав что-то вроде: "Пусть как собаки грызут кости". Вот кыргызы и перешли на культ волка и в общетюркской традиции продолжили оскорбительно называть сартов, а затем и их потомков рыжими собаками, видимо истоки этой традиции как раз в том, что ираноязычные предки этих людей дольше других имели культ собаки и не покорялись тюркам и ЧХ. Вот кстати кыргызы ушли из Монголии в Согд возможно именно потому, что сохраняли в своей памяти предание о своем происхождении от кызыл тайган. А согдийцы, как было сказано выше, тоже имели тотемом собаку. А ЧХ и тюрки считали слоуо собака оскорблением. С влиянием ислама и монголов/тюрок и кыргызы стали считать это слово оскорблением и применяли его так. Но при этом хранили предание о своем происхождении от кызыл тайган. Т.е. целым народом испытывали стокгольмский синдром. Вот и Вы, зная, что кыргызы по основному преданию произошли от кызыл тайган, обряжаетесь в шкуру волка хотя на дворе 21 век и давно пришел ислам, который все эти практики, мягко говоря, не приветствует. И генетика кыргызов R1a и Таджиков R1a говорит, что они родичи, только раньше не было генетического анализа, а вместо этого генетическая информация передавалась в виде тотемов и преданий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 1 декабря Автор Поделиться Опубликовано 1 декабря Вот еще подтверждение того, что у некоторых тюркских народов, как и у иранцев, был культ и тотем собаки, это аннотация к статье, так что кыргызы среди тюрок не одни имеют сказание о происхождении от собаки и культ собаки в древности был широко распространен, можно использовать его как маркер, определяющий связь с ираноязычными племенами. Цитата Статья посвящена анализу пережитков культа собаки у башкир, которая являлась одним из почитаемых животных в их древних религиозно-мистических воззрениях. В традиционном мировоззрении башкир лежат идеи тождества и родства человека и собаки, возможности взаимного перевоплощения и отсутствия принципиальной разницы между ними - все это составляет суть древнейших представлений человека о его месте в окружающем мире. В фольклорной прозе башкир имеются мотивы о сожительстве женщины с кобелем и о возможности разрешения женщины от такого брака ребенком или щенком. В родоплеменной этнонимии башкир сохранились мотивы о происхождении отдельных групп башкир от собаки - тотема и тотемического предка. В приметах, поверьях и девичьих гаданиях башкир отчетливо проступают реликты веры, что собака как мифологический родовой предок способствует продолжению рода, покровительствует семье и семейным отношениям, путешественникам, символизирует плодородие, приносит счастье и благополучие. В мифологических сюжетах и магических обрядах башкир имеются отголоски воззрений о собаке как об олицетворении души или вместилище для нее, о способности животного защищать от нечистых сил младенцев, охранять жизнь и души новорожденных. В башкирских легендах и родословных собака фигурирует как священное табуированное животное и объект поклонения. Аналогичные воззрения о собаке обнаруживаются в религиозно-мифологических воззрениях самых различных народов мира. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 1 декабря Автор Поделиться Опубликовано 1 декабря https://cyberleninka.ru/article/n/kult-sobaki-v-folklore-i-religiozno-misticheskih-vozzreniyah-bashkir/viewer Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 декабря Admin Поделиться Опубликовано 2 декабря В 29.11.2024 в 14:07, Aether сказал: Речи о чьей-либо вине не было. Была попытка восстановить последовательность событий и общий ход и процессы замещения саков тюрками. Предание о происхождении кыргызов от кызыл тайган не опровергает, а подтверждает все эти рассуждения. Во первых это предание говорит о том, что предки кыргызов некогда относились к ираноязычным сакам и имели тотемом собаку как и все остальные саки. Отсюда объясняются и иранизмы в кыргызском, которых нет у других тюрков, например асман-небо. Безусловно после усуней много кто жил на Тянь-шане. То, что кыргызы истребили светловолосое, голубоглазое племя, когда переселились на Тянь-шань, это не моя выдумка, а предание кыргызов. То, что кыргызы (и не только кыргызы) называют и называли ранее жителей ферганской долины сары ит- это тоже не моя выдумка. Веооятно использование слова собака в качестве оскорбления это общетюркская традиция, введенная еще ЧХ и арабскими завоевателями. Вспомним как ЧХ запретил некоторым племенам использовать нож при поедании мяса, сказав что-то вроде: "Пусть как собаки грызут кости". Вот кыргызы и перешли на культ волка и в общетюркской традиции продолжили оскорбительно называть сартов, а затем и их потомков рыжими собаками, видимо истоки этой традиции как раз в том, что ираноязычные предки этих людей дольше других имели культ собаки и не покорялись тюркам и ЧХ. Вот кстати кыргызы ушли из Монголии в Согд возможно именно потому, что сохраняли в своей памяти предание о своем происхождении от кызыл тайган. А согдийцы, как было сказано выше, тоже имели тотемом собаку. А ЧХ и тюрки считали слоуо собака оскорблением. С влиянием ислама и монголов/тюрок и кыргызы стали считать это слово оскорблением и применяли его так. Но при этом хранили предание о своем происхождении от кызыл тайган. Т.е. целым народом испытывали стокгольмский синдром. Вот и Вы, зная, что кыргызы по основному преданию произошли от кызыл тайган, обряжаетесь в шкуру волка хотя на дворе 21 век и давно пришел ислам, который все эти практики, мягко говоря, не приветствует. И генетика кыргызов R1a и Таджиков R1a говорит, что они родичи, только раньше не было генетического анализа, а вместо этого генетическая информация передавалась в виде тотемов и преданий. В казахском тоже "аспан", в узбекском "осмон". Так что версия про отсутствие у других тюрков - ерунда. Такого предания об истреблении "голубоглазых" на Тянь-Шане - я не встречал, есть пруфы, кроме слов какой-то бабушки? У меня двоюродный дед считал Томирис из кыпчаков. Относительно "сары ит" это народная этимология термина "сарт" - купец, торговец. Все остальное это информация без доказательств. Относительно шкуры волка - как то сфотографировался в Хакассии, мне что красную собаку убить и сохранить шкуру? Что за дикий бред? R1a у кыргызов менее половины, это действительно древнее ядро с Енисея, но есть и другие гаплогруппы. Относительно передачи генетической информации в виде тотемов (?) и преданий - не уверен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 декабря Admin Поделиться Опубликовано 2 декабря Цитата Почтительное отношение к собаке наблюдалось и у многих сибирских народов. Так, по археологическим данным, они еще с мезолитической эпохи (около 10 тысяч лет назад) нередко хоронили этих животных по человеческому обряду. Одно из таких погребений, как пишет М.Ф. Косарев, было исследовано на стоянке Усть-Белая в Прибайкалье, где собака «была положена на животе, вытянута при ориентировке северо-восток - юго-запад. Голова слегка повернута направо и положена на лапы. На шее животного были обнаружены восемь подвесок из зубов благородного оленя, расположенных по четыре слева и справа, которые были, видимо, нашиты на ошейнике собаки. С запада она была обложена обломками крупных костей быка и рогами быка и косули» [Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. - М.: Ладога-100, 2003. , с. 65]. Культ собаки был на севере Евразии, был в Китае и т.д. Т.е. нужно ли связывать именно с индоевропейскими народами? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 2 декабря Поделиться Опубликовано 2 декабря 2 часа назад, Rust сказал: В казахском тоже "аспан", в узбекском "осмон". Так что версия про отсутствие у других тюрков - ерунда. Такого предания об истреблении "голубоглазых" на Тянь-Шане - я не встречал, есть пруфы, кроме слов какой-то бабушки? У меня двоюродный дед считал Томирис из кыпчаков. Относительно "сары ит" это народная этимология термина "сарт" - купец, торговец. Все остальное это информация без доказательств. Относительно шкуры волка - как то сфотографировался в Хакассии, мне что красную собаку убить и сохранить шкуру? Что за дикий бред? R1a у кыргызов менее половины, это действительно древнее ядро с Енисея, но есть и другие гаплогруппы. Относительно передачи генетической информации в виде тотемов (?) и преданий - не уверен. В уйгурском и туркменском языках слово "асман" также заимствовано. В узбекском языке используется слово "осмон". Надоели обсуждения о сартах с явным стремлением выразить неприятное, завуалированное выдумками и фетишем о голубоглазых и носителях однородительского маркера R1a, ссылаясь при этом на бабушку. У других народов тоже найдётся, что написать. Нe скатываются до этого. У вас много терпения это читать. Ресурс у вас хороший и информативный. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 2 декабря Автор Поделиться Опубликовано 2 декабря 3 часа назад, Rust сказал: Культ собаки был на севере Евразии, был в Китае и т.д. Т.е. нужно ли связывать именно с индоевропейскими народами? Саму по себе эту связь в отрыве от всего искать неинтересно. А вот если рассматривать ее в смысле обоснования борьбы ирана и турана, как борьбы носителей тотема волков и собак, рассматривать эти культы как маркеры турана и ирана, и может быть даже провести статистический анализ, лингвистические, этнографические и генетические исследования, то можно наверое и докторскую защитить на этой теме. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 2 декабря Автор Поделиться Опубликовано 2 декабря 2 часа назад, olley сказал: У других народов тоже найдётся, что написать. Нe скатываются до этого Ну вон в соседней теме пишут, что у татар есть прверье о том, что их предки были голубоглазыми блондинами. Я такое слышал от кыргызов и казахов, что их знать была сары и они это рассказывали ничуть не комплексуя. Вообще есть сказания о совокуплении с собакой и происхождении от нее целых народов. Никто же не смеется над этим, а рассматриваем это в разрезе этнографии и поискк взаимосвязей. Как выяснилось кыргызы, башкиры, чуваши и алтайцы имеют этот культ, другое ядро культа было на Тянь-шане. Народная этимология сарт от сары ит может быть и народная, также как и предания о происхтждении многих тюркских народов от желтой собаки. Вот на примере сегодняшних кыргызов и других тюрков, которые презрительно используют в отношении каких-то групп выражение "желтая собака" в отношении других тюркских народов, очень хорошо становится понятно, что борьба ирана и турана- это как раз борьба культов. С одной стороны культ волка +ислам, с другой стороны культ собаки и осколки зороастризма. По всей видимости эта борьба происходила даже внутри народов. Как и любая смена культов подразумевает борьбу между носителями старого и нового культов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 декабря Admin Поделиться Опубликовано 2 декабря 1 час назад, Aether сказал: Саму по себе эту связь в отрыве от всего искать неинтересно. А вот если рассматривать ее в смысле обоснования борьбы ирана и турана, как борьбы носителей тотема волков и собак, рассматривать эти культы как маркеры турана и ирана, и может быть даже провести статистический анализ, лингвистические, этнографические и генетические исследования, то можно наверое и докторскую защитить на этой теме. Иран и Туран это единое лингвистическое целое, с различным видом хоз. деятельности - земледельцами и кочевниками. В отношении кыргызов, которые прибыли на Тянь-Шань в послемонгольский период - говорить про Туран не приходится. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 2 декабря Поделиться Опубликовано 2 декабря Бори vs Шие бори (красные волки, шакалы). У Киплинга отражена битва между волками (моголами) и рыжими собаками. Однако последние вряд ли были оседлыми. Это битва людей одного уклада, но с разными фенотипами. Иран здесь в сторонке курил. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 2 декабря Автор Поделиться Опубликовано 2 декабря 4 часа назад, Rust сказал: Иран и Туран это единое лингвистическое целое, с различным видом хоз. деятельности - земледельцами и кочевниками. В отношении кыргызов, которые прибыли на Тянь-Шань в послемонгольский период - говорить про Туран не приходится. Иран можно идентифицировать по культу собаки. Если он был у алтайцев, как утверждается в статье, то он был и у кыргызов, что подтверждается сказанием о кызыл тайган. Он же был у согдийцев и других народов. Т.е. распространение этого культа было шире, чем Дешт и кыпчак. Древние кыргызы на Енисее имели оросительное земледелие. Действительно, земледельцы привязаны к земле, не бросишь среди лета урожай и не перекочуешь с засеенным полем. Поэтому земледельческое население оседлое. Чтобы противостоять кочевникам оно было вынуждено строить защищенные поселения. В поселениях волки уже не могли наносить такой колосальный урон как кочевникам с их отарами в степи, чуткие собаки охраняли жилище и предупреждали лаем о надвигающейся опасности, о проникновении на их территорию. Т.е. волки большой опасности не представляли, а собаки приносили большую пользу, защищая имущество и скот от хищников, воров, набегов, помогая пасти скот и охотиться. Польза от собак существенно превосходила вред от волков. Поэтому Иран(оседлое насеьение) выбрал тотемом собаку. У кочевников была совсем другая ситуация. Волки могли вырезать за ночь всю отару и разорить целый род, причем собаки далеко не всегда могли это предотвратить, т.е. урон, который наносили волки мог ощутимо превосходить пользу от собак. Поэтому кочевники стремились породниться с волками, брали их себе в тотем. Таким образом культ собаки, существовавший в древние времена у кыргызов подтверждает, что их предки когда-то были оседлыми земледельцами. Борьба Ирана и Турана в какой-то момент стала резко ожесточенной на обширных территориях, причем Туран одерживал верх. Это могло произойти вследствие массового притока кочевников откуда-то. Вследствие демографическогт взрыва в каком-то регионе, связанного с кардинальными изменениями в кочевом мире. Например появлением государственности и централизацией власти. Или какими-то технологическими достижениями. Или в связи с развитием торговли. Возможно совокупность этих факторов повлияла на демографическую обстановку и позволила кочевым народам успешно вести борьбу с оседлыми народами и подчинять их. Одна из таких волн наката кочевого мира на оседлый и была борьбой Ирана и Турана. И сегодня идентифицировать этот Туран можно с помощью культа волка. Народы, имеющие этот культ, как раз и есть потомки Турана. Они вовлекли в свою среду предков кыргызов и других оседлых народов, уничтожили в значительной степени оседлость и земледелие на больших пространствах. Завоевательные походы ЧХ -это продолжение борьбы Ирана и Турана. Кочевников и оседлого населения, Волков и собак. ЧХ накатывался уже на тюркоязычные племена. Но на периферии оседлого мира еще оставались ираноязычные оседлые племена, загнанные в горы предыдущими вторжениями кочевников: аланы, согдийцы и другие, предки и параллельные ветви которых когда-то занимали обширные территории ЦА и Сибири. Т.е. народы, имеющие культ желтой собаки- это в значительной степени потомки этих иранских племен (саков, скифов, аланов, роксаланов), которые уже во времена ЧХ сами нападали на ираноязычные и оседлые племена, перейдя на кочевой образ жизни и переняв культ волка, как например кыргызы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 2 декабря Автор Поделиться Опубликовано 2 декабря 5 часов назад, Bas1 сказал: Бори vs Шие бори (красные волки, шакалы). У Киплинга отражена битва между волками (моголами) и рыжими собаками. Однако последние вряд ли были оседлыми. Это битва людей одного уклада, но с разными фенотипами. Иран здесь в сторонке курил. Рыжие собаки потомки ирана. Например кыргызы в значительной степени потомки саков. Саки ираноязычный народ. По поводу Асман, Осмон, Аспан у тюрков, это иранизм, который они переняли от иранских предков с которыми они ассимилировались. У тюрков изначально небо от кок- синий. Например турецкий: gökyüzü, gök-это синий, небесный а yüzü- это господин или человек, т.е. то же что германское Асман= небесный человек. Турки меньше взаимодействовали с саками и ираноязычными племенами, поэтому и небо у них звучит по тюркски. А кыргызы, казахи, это потомки саков, которые еще и с согдийцами и прочими ираноязычными народами смешивались. Поэтому и Аспан, Асман, Осмон. Кстати османская империя с этой точки зрения небесная империя. Хотя ее название пытаются выводить из арабизмов. А на самом деле она отлично выводится как иранизм. Осы- это не только ираноязычные осетины, но осами называли и тюркские племена. Это все те же Асы. Также как Асман превратилось у узбеков в осмон, также и асы превратились в осов. Но основа и этимология ирано-германская. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 2 декабря Поделиться Опубликовано 2 декабря 15 минут назад, Aether сказал: Рыжие собаки потомки ирана. Например кыргызы в значительной степени потомки саков. Саки ираноязычный народ. По поводу Асман, Осмон, Аспан у тюрков, это иранизм, который они переняли от иранских предков с которыми они ассимилировались. У тюрков изначально небо от кок- синий. Например турецкий: gökyüzü, gök-это синий, небесный а yüzü- это господин или человек, т.е. то же что германское Асман= небесный человек. Турки меньше взаимодействовали с саками и ираноязычными племенами, поэтому и небо у них звучит по тюркски. А кыргызы, казахи, это потомки саков, которые еще и с согдийцами и прочими ираноязычными народами смешивались. Поэтому и Аспан, Асман, Осмон. Кстати османская империя с этой точки зрения небесная империя. Хотя ее название пытаются выводить из арабизмов. А на самом деле она отлично выводится как иранизм. Осы- это не только ираноязычные осетины, но осами называли и тюркские племена. Это все те же Асы. Также как Асман превратилось у узбеков в осмон, также и асы превратились в осов. Но основа и этимология ирано-германская. Как по кыргызски детеныш сурка ( сурчонок) ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 2 декабря Автор Поделиться Опубликовано 2 декабря 36 минут назад, Steppe Man сказал: Как по кыргызски детеныш сурка ( сурчонок) ? Сурок суур, а сурченок- суурчен, возможно, я не знаток кыргызского. Кстати, обычно сурок у тюрков байбак, а у кыргызов суур. Очень уж созвучно с Су́рья (санскр. सूर्य Sūrya «солнце») — Бог солнца в индуизме. Сурок и круглый такой же и желтый, как солнце. Вот тут стоит сопоставить корень сур, который в кыргызском и санскрите и сары, который у тюрков. Думаете сурок- это и есть желтая собака? И солнце? А культ желтой собаки- культ солнца? Но на изображениях симурга именно собака с крыльями, а не сурок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 2 декабря Автор Поделиться Опубликовано 2 декабря Суур кучук- щенок сурка, но говорят ли так кыргызы. К тому же в их сказаниях говорится о кызыл тайган. А тайган- это вид собаки, борзая. У меня кстати в детстве был тайган, белый, с голубыми глазами.))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться