АксКерБорж Posted June 16 Share Posted June 16 Доп. к спору про двери в теме Устройство юрты. Все больше становлюсь увереннее в своем предположении, что само наличие и конструкция юрточной двери напрямую зависели в прошлом от окружающего климата, где климат суровый - обязательное наличие деревянной двери и теплоизоляционность конструкции (детали подогнаны плотно, без щелей), где климат мягкий - наличие деревянной двери не обязательное, но если даже они присутствовали, то их роль была не сохранение тепла (с окошками и большими щелями), а другая. Музейные экспонаты. Тункинский район Бурятии (на границе с самым северным аймаком Монголии, Хубсугульским). Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted June 30 Author Share Posted June 30 Гэры с санузлом. Наверно для туристов при кемпингах. С таким гэром уже не переедешь, если только оставить каменную кладку, канализацию и трубы на месте. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 2 Share Posted August 2 казахо-ойратская юрта. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 3 Author Share Posted August 3 11 часов назад, Steppe Man сказал: казахо-ойратская юрта. Нехорошо мужчине быть вруном, тем более мечтающему стать найманом. ) Это не ойратская и не казахская юрта. Это казахская кладовка "жаба-салма". Вот такая же из нашей области конца 19 века. Для них характерно отсутствие "шанграка". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 3 Share Posted August 3 7 минут назад, АксКерБорж сказал: Нехорошо мужчине быть вруном, тем более мечтающему стать найманом. ) Это не ойратская и не казахская юрта. Это казахская кладовка "жаба-салма". Вот такая же из нашей области конца 19 века. Для них характерно отсутствие "шанграка". Это алтайская ,кыргызская ,ойратская и казахская юрта .ибн АКБ. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 3 Author Share Posted August 3 2 минуты назад, Steppe Man сказал: Это алтайская ,кыргызская ,ойратская и казахская юрта .ибн АКБ. У алтайцев разве не деревянные срубы? Плохой с вас чумовед. )) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 3 Share Posted August 3 15 минут назад, АксКерБорж сказал: Нехорошо мужчине быть вруном, тем более мечтающему стать найманом. ) Я настояший найман в отличии от ваших каракитайских найманов. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 3 Share Posted August 3 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 3 Author Share Posted August 3 23 часа назад, Steppe Man сказал: Я настояший найман в отличии от ваших каракитайских найманов. Если вы настоящий найман, то как ваши предки из исторической территории Найманского улуса попали за Алтай, в юго-восточную Монголию, сохранились об этом сведения? И если вы себя позиционируете себя найманом, то из какого вы найманского рода, какая родословная (шежыре) рода-племени и какая тамга? 23 часа назад, Steppe Man сказал: Это походные "джуламейки" (от казахско-кыргызского "джолым уй" - букв. "жилище для дороги"). Они как и жаба-салма тоже без шанграка. Ими широко пользовались русские отряды в Средней Азии при походах на Туркестан, Хиву, Памир. Вам, монголам, такое разнообразие казахских и кыргызских юрт непривычно, потому что монголы знакомы лишь с обычным гэром для проживания семьи и каких-либо гэров для военных походов, для пастухов, охотников, кладовых, гэров на телегах и пр. у вас нет. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 3 Share Posted August 3 Я давно говорил что я ар найман..😀 А вы АКБ какому роду керейтов Ван-хана относитесь из этих? (хиркун, альмад или албат, дунгхоит, конкайт, джиркин, сакаит, тумаут) Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 4 Author Share Posted August 4 23 часа назад, Steppe Man сказал: Я давно говорил что я ар найман..😀 Не слышал про таких. 23 часа назад, Steppe Man сказал: А вы АКБ какому роду керейтов Ван-хана относитесь из этих? (хиркун, альмад или албат, дунгхоит, конкайт, джиркин, сакаит, тумаут) Мы тайбугинские. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 4 Share Posted August 4 21 минуту назад, АксКерБорж сказал: Не слышал про таких. Мы тайбугинские. Кажется, ары найман есть среди ногайцев. Тайбуга -такой род небыл среди керейтов Ван-хана. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 4 Author Share Posted August 4 46 минут назад, Steppe Man сказал: Тайбуга -такой род небыл среди керейтов Ван-хана. Есиповская летопись. Глава 2. О сибирских царех и князех. "... И воста на него его же державы от простых людей имянем Чингис, и шед на него, яко разбойник, с прочими, и уби царя Она, и царство сам приемлет Чингис. Некто же от слуг царя Она соблюде от Чингисова убийства сына Она царя, ему же имя Тайбуга. По неколицех же летех уведано бысть царю Чингису про Тайбугу, яко сын есть царя Она, и приемлет ceгo, и великою честию почте его, дарует же сему княжение и власть в людex. По сем же князь Тайбуга прося у царя Чингиса отпущения: идеже хощет царь, он же да идет тамо с воин[с]твом. Царь же Чингис собрав вои[н]ство много и вооружено и отпусти его по реце Иртишу, идеже живяху чюдь. Князь же Тайбуга, шед с воинством, многия царю покори по реце Иртишу и по великой Оби живущих тамо и оттоле возвратися восвояси с радостию. Царь же Чингис, слыша от Тайбуги, яко покори [ему] многия и подруч[ны] сотвори, наипаче честь ему дарует. Паки же Тайбуга [прося] от царя Чингиса, яко да отпустит его, [и]деже хощет, тамо да пребывает. Царь же отпусти его: «Идеже,— рече,— хощеши, тамо да пребывавши». Изыде же князь Тайбуга со всем домом своим на реку Туру, и тамо созда град, и нарече его Чингиден; ныне же на сем [месте] град Тюмень. Жит же Тайбуга во граде [сем] много лет; ту и умре". 46 минут назад, Steppe Man сказал: Кажется, ары найман есть среди ногайцев. Вы ногаец? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 4 Share Posted August 4 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы ногаец? Вы ворон? Кере в тунгусском языке тоже ворон. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 4 Author Share Posted August 4 31 минуту назад, Steppe Man сказал: Вы ворон? Кере в тунгусском языке тоже ворон. У вас монгольская "народная" этимология, хотя племя тюркское. )) Почитайте этимологию ув. Zake, она не связана с монгольской лексикой. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 4 Share Posted August 4 1 час назад, АксКерБорж сказал: У вас монгольская "народная" этимология, хотя племя тюркское. )) Почитайте этимологию ув. Zake, она не связана с монгольской лексикой. На шапке короли Бутана -ворон. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 4 Share Posted August 4 1 час назад, АксКерБорж сказал: У вас монгольская "народная" этимология, хотя племя тюркское. )) Почитайте этимологию ув. Zake, она не связана с монгольской лексикой. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 31 Share Posted August 31 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 31 Share Posted August 31 § 232. Basa Čiŋķis-qağan uķulerun: Ordo-in čerbin okid-i, ķerun kout, temeečin-i, hukerčin-i kebteul basaalaĵu, Ordo-in ķer terķen-i asaratuqai (??). Tuq, ķuurķe, doro ĵida kebteul asaratuğai. Ayağa-saba kebteul-ķu asaratuqai (??). Bidano undan ideeni kebteul daruğalatuqai (??). Otkan ber miqan ideen-i kebteul daruğalaĵu bolğatuğai. Undan ideen-i qor qomsa boluasu, daruğalaqsat kebteul-eče eriya! keeba. Qorčin undan ideen tuķeerun daruğalaqsat kebteul-eče eye uķai bu tuķeetuķai. Idee tuķeerun, urida kebteul-eče teriulen tuķeetuķai! keeba. Ordo ķer-tur oroqu ğarqu-i kebteul ĵasatuğai! Euden-tur kebteulun eudečin ķer čaada baituğai! Kebteul-eče qoyar oroĵu yeke Tusurķe barin atuğai! Kebteul-eče Nuntuučin yabuĵu, Ordo ķer baoultuğai! keeba. Bidani šibaoulaqui abalaqui-tur, kebteul Bidan-lua šibaoulaldun yabutuğai! Terķen-tur ĵarimudiyan čaqlaĵu talbituğai! keeba. § 233. Basa Čiŋķis-qağan uķulerun: Bidano Beye čerik ese ğaruasu, kebteul Bidanača aŋğida čerik bu ğartuğai! keeba. Ein keeuluet, ĵarlik (??) dabaĵu kebteuli naidaĵu čerik ğarğaqun čerik medeķu čerbin aldaltan boltuqai (??)! ķeen (??) ĵarliq bolba. Kebteulun čerik ker ulu ğarğaqdamui? keemui ĵe ta. Kebteul-lu Mino Altan Amin saqimui. Šibaoulan, abalan yabuqui-tur ĵoboldumui. Ordo qadağalauldaĵu noukui-tur, oruktur terķe asaramui. Mino Beye saqiĵu qonoqu qilbar-u bi? ķer-terķen Yeke Auruq noukui-tur asaraqui qilbar-u bi? Tein dabqur qaqas qaqas yabudaltan keeĵu, Bidanača aŋğida oere čerik bu yabutuğai! keekui teimu bi ĵe! keeĵuui § 234. Basa ĵarliq bolurun: Šiķi-Qutuqu-lua ĵarğu kebteul-eče ĵarğu sonosulčatuğai! keeba. Kebteul-eče qor, numu, quyaq, ĵebe asaraĵu tuķeeldutuķai. Aqtas-ača ačaraĵu hoošin ačiĵu yabutuğai! keeba. ķebteul-eče čerbin-lue aurasu tuķeeldutuķai. Qorčin turqaudun nuntuq ĵiarun, Yesuntee Bukidai tan qorčin Alčidai, Oķole, Aqutai tan turqaut Ordo-in baraun eteet yabutuğai! keeba. Buqa, Dodai-čerbi, Doqolqu-čerbi, Čanai tan turqaut Ordo-in ĵaoun eteet yabutuğai! keeba. Arqai-in baatut Ordo-in urida yabutuqai (??)! keeba. Kebteul Ordo ķer terķe asaraat, Ordo-in derķede ĵaoun eteet yabutuğai! keeba. Burin kešikten turqaudi Ordo horčin Ordo-in ķer-un koud-i, aduučin, qoničin, temeečin, hukerčin-i Ordo darun Dodai-čerbi uqaĵu atuğai! keen tušiba. šDodai-čerbi darun aĵu, Ordo-in qoinača Qoq ideĵu, Qomaul tuleĵu, yabutuğai!” keen ĵarliq bolba. Ордо кер теркен- Орд гэр тэрэг. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted September 14 Share Posted September 14 Үүр-Үй Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted September 15 Share Posted September 15 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted September 15 Author Share Posted September 15 30 минут назад, Steppe Man сказал: Судя по характерным головным уборам, мальчика и сидящих женщин, это племя керей, вероятно, в Монголии. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted September 15 Share Posted September 15 Казахи в трудах Ельницкого Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted September 15 Author Share Posted September 15 53 минуты назад, Steppe Man сказал: Казахи в трудах Ельницкого Судя по выделенным деталям он побывал не в Степном крае, не на севере. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted September 15 Share Posted September 15 29 минут назад, АксКерБорж сказал: Судя по выделенным деталям он побывал не в Степном крае, не на севере. Казашки носили бешмет, украшенный обычно костяными или металлическими пуговицами и блестками. Голову замужние женщины повязывали большим белым бумажным или холщевым покрывалом, концы которого опускали на плечи и спину. На лоб, под покрывало, они надевали накладку, обритую мехом и украшенную серебряными монетами. Девушки носили на голове шапочку из лисьего меха, верхушка которой покрывалась различного рода украшениями. Волосы свои как замужние, так и девушки, заплетали, первые - в три косы, а вторые - в несколько тоненьких кос, унизанных монетами и блестками. Шею казашки, особенно девушки, любили украшать бусами, монетами, а пальцы - перстнями с камнями. Link to comment Share on other sites More sharing options...