Jump to content

Recommended Posts

 

Доп. к спору про двери в теме Устройство юрты.

Все больше становлюсь увереннее в своем предположении, что само наличие и конструкция юрточной двери напрямую зависели в прошлом от окружающего климата, где климат суровый - обязательное наличие деревянной двери и теплоизоляционность конструкции (детали подогнаны плотно, без щелей), где климат мягкий - наличие деревянной двери не обязательное, но если даже они присутствовали, то их роль была не сохранение тепла (с окошками и большими щелями), а другая.

Музейные экспонаты.

2.jpg

1.jpg

99402.jpg

Тункинский район Бурятии (на границе с самым северным аймаком Монголии, Хубсугульским).

 

Link to comment
Share on other sites

 

Гэры с санузлом.

Наверно для туристов при кемпингах.

С таким гэром уже не переедешь, если только оставить каменную кладку, канализацию и трубы на месте.

GNLKr-L5b-IAAXtd-C.jpg

GNLKrrwas-AAy0-X7.jpg

GNLKs-Dubc-AAyl4h.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Steppe Man сказал:

казахо-ойратская юрта.

 

Нехорошо мужчине быть вруном, тем более мечтающему стать найманом. )

Это не ойратская и не казахская юрта.

Это казахская кладовка "жаба-салма".

Вот такая же из нашей области конца 19 века.

Для них характерно отсутствие "шанграка".

kipchak.png

 

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Нехорошо мужчине быть вруном, тем более мечтающему стать найманом. )

Это не ойратская и не казахская юрта.

Это казахская кладовка "жаба-салма".

Вот такая же из нашей области конца 19 века.

Для них характерно отсутствие "шанграка".

kipchak.png

 

Это алтайская ,кыргызская ,ойратская и казахская юрта .ибн АКБ.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Это алтайская ,кыргызская ,ойратская и казахская юрта .ибн АКБ.

 

У алтайцев разве не деревянные срубы?

Плохой с вас чумовед. ))

 

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Нехорошо мужчине быть вруном, тем более мечтающему стать найманом. )

 

kipchak.png

 

Я настояший найман в отличии от ваших каракитайских найманов.  :lol:

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Steppe Man сказал:

Я настояший найман в отличии от ваших каракитайских найманов.  :lol:

 

Если вы настоящий найман, то как ваши предки из исторической территории Найманского улуса попали за Алтай, в юго-восточную Монголию, сохранились об этом сведения?

И если вы себя позиционируете себя найманом, то из какого вы найманского рода, какая родословная (шежыре) рода-племени и какая тамга?

 

23 часа назад, Steppe Man сказал:

1356088682_pogranichniki.jpg

 

Это походные "джуламейки" (от казахско-кыргызского "джолым уй" - букв. "жилище для дороги").

Они как и жаба-салма тоже без шанграка.

Ими широко пользовались русские отряды в Средней Азии при походах на Туркестан, Хиву, Памир.

Вам, монголам, такое разнообразие казахских и кыргызских юрт непривычно, потому что монголы знакомы лишь с обычным гэром для проживания семьи и каких-либо гэров для военных походов, для пастухов, охотников, кладовых, гэров на телегах и пр. у вас нет.

 

Link to comment
Share on other sites

Я давно говорил что я ар найман..😀 А вы АКБ какому роду керейтов Ван-хана относитесь из этих?  (хиркун, альмад или албат, дунгхоит, конкайт, джиркин, сакаит, тумаут)

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Steppe Man сказал:

Я давно говорил что я ар найман..😀 

 

Не слышал про таких.

 

23 часа назад, Steppe Man сказал:

А вы АКБ какому роду керейтов Ван-хана относитесь из этих?  (хиркун, альмад или албат, дунгхоит, конкайт, джиркин, сакаит, тумаут)

 

Мы тайбугинские.

 

Link to comment
Share on other sites

21 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Не слышал про таких.

 

 

Мы тайбугинские.

 

Кажется, ары найман есть среди ногайцев.

Тайбуга -такой род небыл среди керейтов Ван-хана.

Link to comment
Share on other sites

46 минут назад, Steppe Man сказал:

Тайбуга -такой род небыл среди керейтов Ван-хана.

 

Есиповская летопись.

Глава 2. О сибирских царех и князех.

"... И воста на него его же державы от простых людей имянем Чингис, и шед на него, яко разбойник, с прочими, и уби царя Она, и царство сам приемлет Чингис. Некто же от слуг царя Она соблюде от Чингисова убийства сына Она царя, ему же имя Тайбуга. По неколицех же летех уведано бысть царю Чингису про Тайбугу, яко сын есть царя Она, и приемлет ceгo, и великою честию почте его, дарует же сему княжение и власть в людex. По сем же князь Тайбуга прося у царя Чингиса отпущения: идеже хощет царь, он же да идет тамо с воин[с]твом. Царь же Чингис собрав вои[н]ство много и вооружено и отпусти его по реце Иртишу, идеже живяху чюдь. Князь же Тайбуга, шед с воинством, многия царю покори по реце Иртишу и по великой Оби живущих тамо и оттоле возвратися восвояси с радостию. Царь же Чингис, слыша от Тайбуги, яко покори [ему] многия и подруч[ны] сотвори, наипаче честь ему дарует. Паки же Тайбуга [прося] от царя Чингиса, яко да отпустит его, [и]деже хощет, тамо да пребывает. Царь же отпусти его: «Идеже,— рече,— хощеши, тамо да пребывавши». Изыде же князь Тайбуга со всем домом своим на реку Туру, и тамо созда град, и нарече его Чингиден; ныне же на сем [месте] град Тюмень. Жит же Тайбуга во граде [сем] много лет; ту и умре".

 

46 минут назад, Steppe Man сказал:

Кажется, ары найман есть среди ногайцев.

 

Вы ногаец?

 

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, Steppe Man сказал:

Вы ворон?  Кере в тунгусском языке тоже ворон.:lol:

 

У вас монгольская "народная" этимология, хотя племя тюркское. ))

Почитайте этимологию ув. Zake, она не связана с монгольской лексикой.

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

У вас монгольская "народная" этимология, хотя племя тюркское. ))

Почитайте этимологию ув. Zake, она не связана с монгольской лексикой.

 

Бутаны шинэ хаан өргөмжлөгдөв

На шапке короли Бутана -ворон.:lol:

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

У вас монгольская "народная" этимология, хотя племя тюркское. ))

Почитайте этимологию ув. Zake, она не связана с монгольской лексикой.

 

 

Link to comment
Share on other sites

§ 232. Basa Čiŋķis-qağan uķulerun: Ordo-in čerbin okid-i, ķerun kout, temeečin-i, hukerčin-i kebteul basaalaĵu, Ordo-in ķer terķen-i asaratuqai (??). Tuq, ķuurķe, doro ĵida kebteul asaratuğai. Ayağa-saba kebteul-ķu asaratuqai (??). Bidano undan ideeni kebteul daruğalatuqai (??). Otkan ber miqan ideen-i kebteul daruğalaĵu bolğatuğai. Undan ideen-i qor qomsa boluasu, daruğalaqsat kebteul-eče eriya! keeba. Qorčin undan ideen tuķeerun daruğalaqsat kebteul-eče eye uķai bu tuķeetuķai. Idee tuķeerun, urida kebteul-eče teriulen tuķeetuķai! keeba. Ordo ķer-tur oroqu ğarqu-i kebteul ĵasatuğai! Euden-tur kebteulun eudečin ķer čaada baituğai! Kebteul-eče qoyar oroĵu yeke Tusurķe barin atuğai! Kebteul-eče Nuntuučin yabuĵu, Ordo ķer baoultuğai! keeba. Bidani šibaoulaqui abalaqui-tur, kebteul Bidan-lua šibaoulaldun yabutuğai! Terķen-tur ĵarimudiyan čaqlaĵu talbituğai! keeba.

§ 233. Basa Čiŋķis-qağan uķulerun: Bidano Beye čerik ese ğaruasu, kebteul Bidanača aŋğida čerik bu ğartuğai! keeba. Ein keeuluet, ĵarlik (??) dabaĵu kebteuli naidaĵu čerik ğarğaqun čerik medeķu čerbin aldaltan boltuqai (??)! ķeen (??) ĵarliq bolba. Kebteulun čerik ker ulu ğarğaqdamui? keemui ĵe ta. Kebteul-lu Mino Altan Amin saqimui. Šibaoulan, abalan yabuqui-tur ĵoboldumui. Ordo qadağalauldaĵu noukui-tur, oruktur terķe asaramui. Mino Beye saqiĵu qonoqu qilbar-u bi? ķer-terķen Yeke Auruq noukui-tur asaraqui qilbar-u bi? Tein dabqur qaqas qaqas yabudaltan keeĵu, Bidanača aŋğida oere čerik bu yabutuğai! keekui teimu bi ĵe! keeĵuui

§ 234. Basa ĵarliq bolurun: Šiķi-Qutuqu-lua ĵarğu kebteul-eče ĵarğu sonosulčatuğai! keeba. Kebteul-eče qor, numu, quyaq, ĵebe asaraĵu tuķeeldutuķai. Aqtas-ača ačaraĵu hoošin ačiĵu yabutuğai! keeba. ķebteul-eče čerbin-lue aurasu tuķeeldutuķai. Qorčin turqaudun nuntuq ĵiarun, Yesuntee Bukidai tan qorčin Alčidai, Oķole, Aqutai tan turqaut Ordo-in baraun eteet yabutuğai! keeba. Buqa, Dodai-čerbi, Doqolqu-čerbi, Čanai tan turqaut Ordo-in ĵaoun eteet yabutuğai! keeba. Arqai-in baatut Ordo-in urida yabutuqai (??)! keeba. Kebteul Ordo ķer terķe asaraat, Ordo-in derķede ĵaoun eteet yabutuğai! keeba. Burin kešikten turqaudi Ordo horčin Ordo-in ķer-un koud-i, aduučin, qoničin, temeečin, hukerčin-i Ordo darun Dodai-čerbi uqaĵu atuğai! keen tušiba. šDodai-čerbi darun aĵu, Ordo-in qoinača

 

 

Qoq ideĵu,

Qomaul tuleĵu,

 

 

yabutuğai!” keen ĵarliq bolba.

 

Ордо кер теркен- Орд гэр тэрэг.

Ng6wsiUPjW8k7C0MKLmh59j-ca3nwohzgacg6BI6

Link to comment
Share on other sites

30 минут назад, Steppe Man сказал:

ger.png

 

Судя по характерным головным уборам, мальчика и сидящих женщин, это племя керей, вероятно, в Монголии.

 

Link to comment
Share on other sites

53 минуты назад, Steppe Man сказал:

Казахи в трудах Ельницкого

 

Судя по выделенным деталям он побывал не в Степном крае, не на севере.

image.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

29 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Судя по выделенным деталям он побывал не в Степном крае, не на севере.

image.jpg

 

Казашки носили бешмет, украшенный обычно костяными или металлическими пуговицами и блестками. Голову замужние женщины повязывали большим белым бумажным или холщевым покрывалом, концы которого опускали на плечи и спину. На лоб, под покрывало, они надевали накладку, обритую мехом и украшенную серебряными монетами. Девушки носили на голове шапочку из лисьего меха, верхушка которой покрывалась различного рода украшениями. Волосы свои как замужние, так и девушки, заплетали, первые - в три косы, а вторые - в несколько тоненьких кос, унизанных монетами и блестками. Шею казашки, особенно девушки, любили украшать бусами, монетами, а пальцы - перстнями с камнями.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...