Перейти к содержанию
Чорос Эрдэнэчулуун

Письмо Энхтөр /Инка Тюри/батура из Чагадайд. 1388

Рекомендуемые сообщения

29 минут назад, Samatq сказал:

Че за “йанги тура”

могулы просили Мин возобновить торговые отношения

Слова йанги тура номос номун идут подряд в тексте Натанзи и эти слова в базовых версиях переводчики трактуют как "законы,обряды , обычаи". С переводчиками я согласен, потому что нашел этому потвердждение в словарях.

Вы просто прочитайте статью Ким Ходонга или тему с самого начала, тогда и поймете все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Намун гураган Енге тура батур

Законый зять Анка торе батыр

По всей видимости Анка торе приходился не только тестем, но и зятем

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Samatq сказал:

 

могулы просили Мин возобновить торговые отношения

Не только. Инги Тура и Намун спрашивали Гунашири у китайцев, так как дуглаты окружили своей любовью Хизр-Ходжу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Zake сказал:

Не только. Инги Тура и Намун спрашивали Гунашири у китайцев, так как дуглаты окружили своей любовью Хизр-Ходжу.

Дуглат это титул

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Samatq сказал:

Намун гураган Енге тура батур

Законый зять Анка торе батыр

По всей видимости Анка торе приходился не только тестем, но и зятем

Это два разных человека судя по статье Ким Ходонга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Samatq сказал:

Дуглат это титул

Я как раз не против, если вы внимат-но читаете мои посты.

Но также оно являлось родоплеменным названием. Главный вопрос какое истинное название скрывалось за этим титулом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

В ваших санжыра имя Инга Тура  сохранилось? 

Маджму ат Таварих это и есть санжыра. Он проходит там как отец Көк Буги (Мухамад бека). 
в генеалогиях тоже встречается его имя Анка Төрө

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Samatq сказал:

Маджму ат Таварих это и есть санжыра. Он проходит там как отец Көк Буги (Мухамад бека). 
в генеалогиях тоже встречается его имя Анка Төрө

А имя Баймурат?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Samatq сказал:

Анка Торе был тестем Хизр Ходжи

Можете ссылку дать насчет того что он был тестем?

Еще мне интересно, что вы накопали по арканутам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к монгольским юзерам, в первую очередь 

Касательно отца Мандухай Сэцэн хатан. 

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mandukhai

Имя отца Мандухай фигурирует в двух вариантах Чоросбай Тимур и Чорукбай Тимур.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Dajan_chan/primtext2.phtml

38. Мандухай-Сайн-хатун - дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: "Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm

79. Мандухай Сэцэн-хатун (род. 1448 г.) — одна из немногих женщин, вошедших в историю монголов. Много потрудилась над объединением феодально-раздробленной Монголии. Была дочерью мелкого феодала Чорук-бая Тэмур-чинсана, владевшего только одним отоком Энкэгут улуса Тумэт (Алтан Тобчи, стр. 82.), и второй женой Мандагул-хагана (Sanang Setsen, стр. 174, 176.). 

The Precious Summary: A History of the Mongols from Chinggis Khan to the Qing Dynasty

https://books.google.com/books/about/The_Precious_Summary.html?id=Nf58EAAAQBAJ#v=onepage&q=Chorogbai Temür Chingsang&f=false

...Enggud Chorogbai Temür Chingsang...

Вопросы:

1. Почему имя отца в источниках фигурируют в двух вариантах а) Чоросбай -Тэмур-чингсанг б) Чорукбай-Тэмур-Чингсанг

2. В этой связи как вы можете обьяснить Чорос и Чорук, тем более они относятся к одному и тому же человеку? 

2. Какое есть обоснование, что оток Чоросбая-Чорукбая Энкэгут - Enggud - это есть онгут? 

3. Каково было племя Чоросбая-Чорукбая по вашему? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чоросбай Тэмур (чингсанг)

Enggud Chorogbai Temür (Chingsang)

Энкэгут Чорук-бай Тэмур (чинсан)

----------------------------------------

Инга Тура Баймурад Чорук?

Прежде чем получу ответы на свои вопросы, хочу отметить

 1. Чорукбай (Чоросбай) и Инга Тура Баймурад Черик (Чорук) - разные люди и жили в разные эпохи (вернее Чорукбай жил на 1-2 поколения позже Инга Туры). Меня заинтересовали их прозвания 

2. Enggud - Энкэгут - это множ-собират. форма йанг-йанги, а не онгут. Вспомните  күшлик и гучугуд найманов.

3. Чорук - это не "черик".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Чоросбай Тэмур (чингсанг)

Enggud Chorogbai Temür (Chingsang)

Энкэгут Чорук-бай Тэмур (чинсан)

----------------------------------------

Инга Тура Баймурад Чорук?

Прежде чем получу ответы на свои вопросы, хочу отметить

 1. Чорукбай (Чоросбай) и Инга Тура Баймурад Черик (Чорук) - разные люди и жили в разные эпохи (вернее Чорукбай жил на 1-2 поколения позже Инга Туры). Меня заинтересовали их прозвания 

2. Enggud - Энкэгут - это множ-собират. форма йанг-йанги, а не онгут. Вспомните  күшлик и гучугуд найманов.

3. Чорук - это не "черик".

Энгүд - это не имеет ничего с вашими "йанг-йанги", а это потомки "онгут"-ов вообщем среди монгольских племен разными написаниями или произношениями встречется. И Мандухай чечен хатун относится именно к роду энгүд - онгуд.

Почему "энгкэ"?  Это согласно по правилу написания монгольской письменности. Например мое имя состоит из двух слов. Первое составляющее это "энх" (согласно по кириллик-монгольской грамматике), но по клаасик монгольскому пишется как "энгкэ".

И на нашей кириллик-монгольской грамматике  если после буквы "н" нет гласного то мы произносим как "нг" или "ң". Это наш грамматический закон. 

То есть, если написано:  "байна"  - это будет байн (на русском или казахском произношении);  "байн" - это будет байң  (как наказахском произношении ң).  Это я просто имел виду для того чтобы люди разумели когда приводят здесь кириллик-монгол текст и стараются разбираться с произношением слова как буквы звучат если прочитать например русские.

И ещё одно замечание на кириллик-монгольской письменности буква "ж"  не тот как русское или казахское "ж" - а это другое что на русском передают как "дж". То есть совсем другое.

И далее замечание: как я заметил в зарубежных письменних источниках (древних, средневековых или даже современных) все монгольские слова в большинстве написаны или примечаны как раз на основе транслитерации из монгольского написания (книгу пишут всё таки ученые люди ведь :)). Поэтому надо искать эти слова как пишутся на классик-монгольском...

Итак слово "энгкэ" - инга, энгке и т.п. есть более менее правильные транслитерации.

И ещё раз скажу Вам что имя "Инга-тюря" не имеет связь с "йанг-йанги", т.е. это монгольские слово которое означает "мир, спокойствие, благодушие".

И современном у нас очень распространенное имя "Энхтөр" - "Энгкэтөрү" - "Ингатюря".

Энхтөр - МирноеПравление (энх - мир, төр-правление, правительство).

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

Слова йанги тура номос номун идут подряд в тексте Натанзи и эти слова в базовых версиях переводчики трактуют как "законы,обряды , обычаи". С переводчиками я согласен, потому что нашел этому потвердждение в словарях.

Вы просто прочитайте статью Ким Ходонга или тему с самого начала, тогда и поймете все.

Значит ошиблись, ведь они монголисти или нет?

А Вы можете мне ссылку дать где они расшифровали так и оригоналы которые они изучали. Арабские честно скажу не могу никогда разобраться, если латинские транслитерации то хорошо.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Лимфоцит сказал:

24 процентов кыргыз старкластер 

А ну это известно. Даже до 35%, но что это означает? Что вы хотели сказать интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Можете ссылку дать насчет того что он был тестем?

Еще мне интересно, что вы накопали по арканутам.

В Зафар наме вроде. Это точное инфо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, enhd сказал:

И ещё раз скажу Вам что имя "Инга-тюря" не имеет связь с "йанг-йанги", т.е. это монгольские слово которое означает "мир, спокойствие, благодушие".

Я тоже думаю, что Йанг и Анка/Эңке не имеют связи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, enhd сказал:

Значит ошиблись, ведь они монголисти или нет?

А Вы можете мне ссылку дать где они расшифровали так и оригоналы которые они изучали. Арабские честно скажу не могу никогда разобраться, если латинские транслитерации то хорошо.

Конечно, ошибаться могут все, нужно смотреть на саму аргументацию.

Почему востоковеды ошиблись, а вы монголы со своим "энх" - "мирный" не ошиблись? Как раз в профессионализме Акимушкина и прочих востоковедов я не сомневаюсь и по смыслу/логике тексту этот каскад терминов анке (йанги), тура, номос, номун в тексте Натанзи совершенно верно перевели как "закон, традиции, обычаи". 

С каких пор "законы" были мирными? Они же как раз карали и держали людей в жесткой узде.  Во все времена и у всех народов.

Я не против того, что у монголов много имен имеют значение "енх" - "мирный", я не пойму с чего вы это значение относите и к прозванию могольского эмира Инга Тура.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Samatq сказал:

В Зафар наме вроде. Это точное инфо

Можете дать конкретную ссылку про Анка торе что он гураган?

Я не нашел таких данных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, enhd сказал:

Энгүд - это не имеет ничего с вашими "йанг-йанги", а это потомки "онгут"-ов вообщем среди монгольских племен разными написаниями или произношениями встречется. И Мандухай чечен хатун относится именно к роду энгүд - онгуд.

Почему "энгкэ"?  Это согласно по правилу написания монгольской письменности. Например мое имя состоит из двух слов. Первое составляющее это "энх" (согласно по кириллик-монгольской грамматике), но по клаасик монгольскому пишется как "энгкэ".

И на нашей кириллик-монгольской грамматике  если после буквы "н" нет гласного то мы произносим как "нг" или "ң". Это наш грамматический закон. 

То есть, если написано:  "байна"  - это будет байн (на русском или казахском произношении);  "байн" - это будет байң  (как наказахском произношении ң).  Это я просто имел виду для того чтобы люди разумели когда приводят здесь кириллик-монгол текст и стараются разбираться с произношением слова как буквы звучат если прочитать например русские.

И ещё одно замечание на кириллик-монгольской письменности буква "ж"  не тот как русское или казахское "ж" - а это другое что на русском передают как "дж". То есть совсем другое.

И далее замечание: как я заметил в зарубежных письменних источниках (древних, средневековых или даже современных) все монгольские слова в большинстве написаны или примечаны как раз на основе транслитерации из монгольского написания (книгу пишут всё таки ученые люди ведь :)). Поэтому надо искать эти слова как пишутся на классик-монгольском...

Итак слово "энгкэ" - инга, энгке и т.п. есть более менее правильные транслитерации.

И ещё раз скажу Вам что имя "Инга-тюря" не имеет связь с "йанг-йанги", т.е. это монгольские слово которое означает "мир, спокойствие, благодушие".

И современном у нас очень распространенное имя "Энхтөр" - "Энгкэтөрү" - "Ингатюря".

Энхтөр - МирноеПравление (энх - мир, төр-правление, правительство).

Почему вы убежали чоросов??? 

Читайте внимательно ссылки, я же привел данные что отец Мандухай был из чоросов. Причем его называли двояко: Чоросбай Тимур и Чорукбай Тимур.

Как были связаны чоросы и онгуты? Может "онгут" - это ваша неправильная трактовка "энкэгут", "энгүд"?

Мне вот интересно, почему если "энкэ", "энх" - это "мирный", то почему тогда "энкэгут", "энгүд" - не может быть тем же "мирным" во множ.-собирательном смысле по вашей же логике? Почему тогда "энкэгут", "энхуд" чудесным образом превращается в "онгут"?  Т.е. у вас "мирные" одновременнно и "онгуты". Не надо бегать за созвучиями!

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Dajan_chan/primtext2.phtml

38. Мандухай-Сайн-хатун - дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: "Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Zake сказал:

Вопрос к монгольским юзерам, в первую очередь 

Касательно отца Мандухай Сэцэн хатан. 

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mandukhai

Имя отца Мандухай фигурирует в двух вариантах Чоросбай Тимур и Чорукбай Тимур.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Dajan_chan/primtext2.phtml

38. Мандухай-Сайн-хатун - дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: "Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm

79. Мандухай Сэцэн-хатун (род. 1448 г.) — одна из немногих женщин, вошедших в историю монголов. Много потрудилась над объединением феодально-раздробленной Монголии. Была дочерью мелкого феодала Чорук-бая Тэмур-чинсана, владевшего только одним отоком Энкэгут улуса Тумэт (Алтан Тобчи, стр. 82.), и второй женой Мандагул-хагана (Sanang Setsen, стр. 174, 176.). 

The Precious Summary: A History of the Mongols from Chinggis Khan to the Qing Dynasty

https://books.google.com/books/about/The_Precious_Summary.html?id=Nf58EAAAQBAJ#v=onepage&q=Chorogbai Temür Chingsang&f=false

...Enggud Chorogbai Temür Chingsang...

Вопросы:

1. Почему имя отца в источниках фигурируют в двух вариантах а) Чоросбай -Тэмур-чингсанг б) Чорукбай-Тэмур-Чингсанг

2. В этой связи как вы можете обьяснить Чорос и Чорук, тем более они относятся к одному и тому же человеку? 

2. Какое есть обоснование, что оток Чоросбая-Чорукбая Энкэгут - Enggud - это есть онгут? 

3. Каково было племя Чоросбая-Чорукбая по вашему? 

@enhd Можете развернуто ответить на эти вопросы с ссылками на источники? Не надо просто тыкать на созвучное  слово "энх" из монгольских словарей или "онгуд", это так не работает, нужна аргументация. Вы же всё таки проф историк и переводчик. Не торопитесь, можно и попозже. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Samatq сказал:

Намун гураган Енге тура батур

Законый зять Анка торе батыр

По всей видимости Анка торе приходился не только тестем, но и зятем

А бывали "незаконные" гураганы?

По вашей логике Тимур гураган - это "железный" зять?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...