Перейти к содержанию
Steppe Man

племя Жүйд,Каракиданьские ,Татарские жуйны и казахские жузы

Рекомендуемые сообщения

6 минут назад, Steppe Man сказал:

Это видимо салджиуты. Салджиуты были в союзе с татарами.

Может быть. Я говорю о том, что есть схожие названия, но они входят в состав разных больших родов и даже отделений, где их не должно было быть. Другое дело, если это простое созвучие, или как ещё называют, тёзки.

Если конкретнее, то род как внешний элемент, который участвовал в формировании отдельно взятого народа, должен находиться в одном месте как целое звено в каком бы статусе оно ни было (подрод, род...), но примеров много, когда название какого-то рода встречается в нескольких местах одновременно, по крайней мере у каракалпаков так. Например, те же Казаяклы (Конрат и Кытай), или Карасийраки (Конрат и Мангыт), или Жагалтаи/Жагалы (Кипчак и Мангыт) и тд, и тп. Поэтому, вполне возможно, что Шуйит и Куйин изначально одно целое, но в формировании каракалпаков разделились таким образом, превратившись в два разные рода. Ну, я так, в качестве версии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

Может быть. Я говорю о том, что есть схожие названия, но они входят в состав разных больших родов и даже отделений, где их не должно было быть. Другое дело, если это простое созвучие, или как ещё называют, тёзки.

Если конкретнее, то род как внешний элемент, который участвовал в формировании отдельно взятого народа, должен находиться в одном месте как целое звено в каком бы статусе оно ни было (подрод, род...), но примеров много, когда название какого-то рода встречается в нескольких местах одновременно, по крайней мере у каракалпаков так. Например, те же Казаяклы (Конрат и Кытай), или Карасийраки (Конрат и Мангыт), или Жагалтаи/Жагалы (Кипчак и Мангыт) и тд, и тп. Поэтому, вполне возможно, что Шуйит и Куйин изначально одно целое, но в формировании каракалпаков разделились таким образом, превратившись в два разные рода. Ну, я так, в качестве версии.

Современность[править | править код]

Ныне в Монголии татары (татари) проживают в составе халха-монголов в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака[32]. На территории Внутренней Монголиипроживают носители родовых имен татар, татаруд, цаган татар (белые татары), айригуд, буйригуд[33][34].

Согласно Б. З. Нанзатову, потомки татар также проживают среди бурят. Согласно его исследованиям, бурятский род тэртэ — потомки татарского рода терат, другой бурятский род шошолог — потомки татарского рода тутуклиуд. Этнонимы шошолог и тутуклиуд сводятся к понятию “имеющие правителя”, но тутуклиуд — мирного (т. е. в мирное время), а шошолог — военного (т. е. в военное время). Часть средневековых приангарских татар-тутуклиутов могла сменить этноним по двум причинам: либо со сменой общинно-кочевого периода военно-кочевым, либо в связи с преследованием Чингисханом татарских племен. По второй причине татары-тутуклиут могли трансформировать этноним на близкий по значению и скрыться от преследований. Близкий сюжет о былой многочисленности шошолоков и почти полном уничтожении племени врагами упоминают устные предания данного рода[3]. Род чочолиг также отмечен в составе баргутов[35]. Также в числе потомков татар Б. З. Нанзатовым названы саганы, расселённые по Иркуту и Китою[30], один из хонгодорских родов тункинских бурят[31].

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: татар, татаар, цагаан татар, тэрт, тэртэ, шошолог, шошоолог, шошлог, алши, айраг, айраг боржигон, айраг боржигин, буйр, буйргууд, буйрууд, буйруут, тутаг, хуйд, хуйн, хуйт, хүйн, хүйтэн[36].

В состав хазарейцев входят племена, имеющие татарское происхождение: татар, алчин[37].

Племя татар участвовало в этногенезе ряда монгольских и тюркских народов: халха-монголов, бурят, баргутов, хазарейцев, как сказано выше, калмыков, узбеков, казахов, ногайцев, татар и крымских татар, которые унаследовали этноним. После вхождения государства Дешт-и-Кипчак в состав Монгольской империи, кыпчаки, отчасти смешавшись с татарами, переняли их самоназвание, после чего данный этноним закрепился за двумя тюркскими народами (татарами и крымцами), которые являются потомками кыпчаков. Вполне возможно, что племя татар участвовало в этногенезе чулымцев, хакасов, шорцев и телеутов. Эти народы используют в качестве этнонима термин татар (тадар), некоторые из них пользуются и другими этнонимами, например, чулым (у чулымцев), шор-кижи (у шорцев) и теленнет, байат-пачат (у телеутов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

Современность[править | править код]

Ныне в Монголии татары (татари) проживают в составе халха-монголов в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака[32]. На территории Внутренней Монголиипроживают носители родовых имен татар, татаруд, цаган татар (белые татары), айригуд, буйригуд[33][34].

Согласно Б. З. Нанзатову, потомки татар также проживают среди бурят. Согласно его исследованиям, бурятский род тэртэ — потомки татарского рода терат, другой бурятский род шошолог — потомки татарского рода тутуклиуд. Этнонимы шошолог и тутуклиуд сводятся к понятию “имеющие правителя”, но тутуклиуд — мирного (т. е. в мирное время), а шошолог — военного (т. е. в военное время). Часть средневековых приангарских татар-тутуклиутов могла сменить этноним по двум причинам: либо со сменой общинно-кочевого периода военно-кочевым, либо в связи с преследованием Чингисханом татарских племен. По второй причине татары-тутуклиут могли трансформировать этноним на близкий по значению и скрыться от преследований. Близкий сюжет о былой многочисленности шошолоков и почти полном уничтожении племени врагами упоминают устные предания данного рода[3]. Род чочолиг также отмечен в составе баргутов[35]. Также в числе потомков татар Б. З. Нанзатовым названы саганы, расселённые по Иркуту и Китою[30], один из хонгодорских родов тункинских бурят[31].

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: татар, татаар, цагаан татар, тэрт, тэртэ, шошолог, шошоолог, шошлог, алши, айраг, айраг боржигон, айраг боржигин, буйр, буйргууд, буйрууд, буйруут, тутаг, хуйд, хуйн, хуйт, хүйн, хүйтэн[36].

В состав хазарейцев входят племена, имеющие татарское происхождение: татар, алчин[37].

Племя татар участвовало в этногенезе ряда монгольских и тюркских народов: халха-монголов, бурят, баргутов, хазарейцев, как сказано выше, калмыков, узбеков, казахов, ногайцев, татар и крымских татар, которые унаследовали этноним. После вхождения государства Дешт-и-Кипчак в состав Монгольской империи, кыпчаки, отчасти смешавшись с татарами, переняли их самоназвание, после чего данный этноним закрепился за двумя тюркскими народами (татарами и крымцами), которые являются потомками кыпчаков. Вполне возможно, что племя татар участвовало в этногенезе чулымцев, хакасов, шорцев и телеутов. Эти народы используют в качестве этнонима термин татар (тадар), некоторые из них пользуются и другими этнонимами, например, чулым (у чулымцев), шор-кижи (у шорцев) и теленнет, байат-пачат (у телеутов).

Современность - это то, как мы уже сложились как отдельные народы, сохранив при этом свою родо-племенную структуру, существовавшую на определенный момент. Для народов бывшего СССР это первая четверть 20 века, когда мы стали нациями, а для монголов, которые не входили в этот Союз, я не могу назвать конкретную дату. Поэтому мы и обращаемся к имеющимся источникам и легендам. Только жаль, что кочевники не оставляли никаких письменных архивных данных, а письменные сведения о них могут быть только у тех оседлых народов, имевших свою письменность, и кто непосредственно сталкивался с ними, или в записках случайных путешественников, которые не могли охватить жизнь и быт отдельно взятого народа во всех его аспектах. Порой, даже наличие источниковой базы не даёт полной информации чего-либо. 

Например, каракалпаки, нынче живут только в Каракалпакстане и это одноименный народ, нация и это всем известно, можно поставить точку. Но, начинаешь знакомиться с их историей, то они вылезают и в Сибири, и на Волге, то есть, постзолотоордынский шлейф за ними тянется от Казани до Ферганы и даже Китая, и от Тобола до Амударьи. Вот и объясни всем, как так получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.01.2024 в 16:37, Kamal сказал:

Я не знаю, просто интересно, если это одно и то же, то в каком отрезке времени могло произойти их раздвоение?!

Пишу, что надо разведать самих Шуйитов и Куйинов, так как везде есть кто-то, кто хорошо знает происхождение своего рода. 

Ничего они не могут помнить такого, чего не зафиксировали русские и советские источники.

Русские источники надежные, потому что это письменно зафиксированный фольклор  прошлых поколений дореволюционного периода. При этом я отношусь к фольклору как к деградированному взгляду на прошлое, которое нужно воспринимать критично. Вот недавний пример, у Бларамберга я нашел то, чего нет ни в одном алшынском шежире, а это связывает казахских алшынов с ногайскими алчинами Исмаила. К слову, в Юань Ши я нахожу больше информации, чем кто-либо мог представить, в том числе по батырам, которым даже ставят памятники, а народ наивно думает, что это герои казахско-калмакских войн.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Ничего они не могут помнить такого, чего не зафиксировали русские и советские источники.

Русские источники надежные, потому что это письменно зафиксированный фольклор  прошлых поколений дореволюционного периода. При этом я отношусь к фольклору как к деградированному взгляду на прошлое, которое нужно воспринимать критично. Вот недавний пример, у Бларамберга я нашел то, чего нет ни в одном алшынском шежире, а это связывает казахских алшынов с ногайскими алчинами Исмаила. К слову, в Юань Ши я нахожу больше информации, чем кто-либо мог представить, в том числе по батырам, которым даже ставят памятники, а народ наивно думает, что это герои казахско-калмакских войн.

Могут запросто, правда, в виде преданий и легенд. А вот русские источники зафиксировали не всё, что нам очень необходимо сейчас. Советские источники как раз-таки использовали эти же русские и другие архивы на территории СССР. Дореволюционный фольклор хорош, один из них зафиксирован в беседе Ережеп бия (по источнику Ириджаб бий) с Соболевым в 1873 году, но его никто не использует. А ведь Ережеп бий рекомендует Соболеву прочитать книгу "Мувлан Джаали", где написана вся история каракалпаков. Под этой книгой я подразумеваю "Джагфар тарийхы" больше вариантов нет, что за книга это могла быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, Kamal сказал:

Могут запросто, правда, в виде преданий и легенд. А вот русские источники зафиксировали не всё, что нам очень необходимо сейчас. Советские источники как раз-таки использовали эти же русские и другие архивы на территории СССР. Дореволюционный фольклор хорош, один из них зафиксирован в беседе Ережеп бия (по источнику Ириджаб бий) с Соболевым в 1873 году, но его никто не использует. А ведь Ережеп бий рекомендует Соболеву прочитать книгу "Мувлан Джаали", где написана вся история каракалпаков. Под этой книгой я подразумеваю "Джагфар тарийхы" больше вариантов нет, что за книга это могла быть.

jit.png

https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекские_племена

джыиыт и джуйут -одно племя? И там еше чит и чувут есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад, Steppe Man сказал:

jit.png

https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекские_племена

джыиыт и джуйут -одно племя? И там еше чит и чувут есть.

Я этого не знаю. Зато в списке нет рода Куйин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Steppe Man сказал:

jit.png

https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекские_племена

джыиыт и джуйут -одно племя? И там еше чит и чувут есть.

Нет, конечно. Это уже разные генонимы, но название идет со времен Цзинь. Народ думает что это был какой-то человек или его лакаб, а это просто войска, в которых служили их предки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...