Перейти к содержанию
Steppe Man

Значение 40 лучей на флаге Кыргызстана

Рекомендуемые сообщения

Говорят,что эти солнечные лучи означает 40 племен кыргызов Кыргызстана, которые боролись против татаро-монгольского нашествия. На сколько это правда? :D

pkqnnz_kyrgyz_flag_x974.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История Кыргызстана

КИРГИЗИЯ В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА МОНГОЛЬСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

Установление над киргизами господства монголов.

В начале XIII в. из среды монгольских князей выдвигается Темучин, которому удалось к этому времени покорить меркитов, майманов, татар и другие племена.. Успешные войны Темучина привели к тому, что в 1206 г. курултай (съезд) монгольских феодалов провозгласил его императором и дал ему имя Чингиз-хана.

В 1207 г. Чингиз-хан отправил своих послов к киргизским племенам, обитавшим в верховьях Енисея, требуя покориться ему. Феодально-родовая знать киргизов без сопротивления признала власть Чингиз-хана.

Беспрерывные войны монгольских захватчиков и ясак (налоги) ложились тяжёлым временем на плечи трудящихся масс киргизов, разоряя хозяйство бедняков. Недовольство киргизов становилось всё сильнее.

В 1218 г. они открыто выступили против владычества монгольских завоевателей..

Чингиз-хан, считая восстание киргизов опасным для упрочения господства монголов на севере, решил быстро и жестоко подавить его. С этой целью на Енисей было отправлено сильное монгольское войско под командованием старшего сына Чингиз-хана - Джучи. Монголы прошли через всю территорию киргизов и жестоко подавили восстание.

Через своего наместника Чиг-ная он выкачивал из страны киргизов продовольствие, одежду и коней.

Под гнётом монгольских завоевателей киргизам жилось очень тяжело. Многочисленные поборы и притеснения монгольских правителей вызывали неоднократные восстания. Крупное восстание было в 1261 г.- в год вступления на престол внука Чингиз-хана - Мунке-хана. Киргизы отказались признать его власть и попытались избавиться от монгольского ига.

Для расправы с непокорными Мунке-хан отправил 20-тысячный отряд. Восстание было жестоко подавлено, и киргизы вынуждены были признать власть Мувке-хана/ Серьёзные волнения среди киргизов были и в конце XIII века.

В 1293 г. брат и преемник Мунке, Хубулай, опасаясь новых восстаний, выселил часть киргизов в Маньчжурию, в область Наян. С этого времени киргизы потеряли своё былое значение на Енисее и стали играть всё меньшую роль в жизни народов Южной Сибири.

 Нашествие монголов на Семирекье и Среднюю Азию было исключительно жестоким. Монгольские войска уничтожали селения, разрушали каналы, даже храмы превращали в руины, непокорных жителей убивали или уводили в плен. Экономика народов, живших на территории современной Киргизии, была сильно подорвана. Завоеватели захватили много скота, а жителей насильно заставляли работать для нужд монгольских войск.

В результате завоеваний Чингиз-хана образовалась обширная военная империя, простиравшаяся от Тихого океана до Чёрного моря. Чингиз-хан считал её собственностью своего рода и ещё при жизни разделил между сыновьями на «улусы». Территория современного Кир-гизитана и большая часть Средней Азии составляли владения его второгосына - Чагатая. Коренные земли монголов, земли енисейских киргизов находились под управлением самого Чингиз-хана. Эту часть Монгольской империи наследовал его младший сын - Тулуй.

https://www.for.kg/kyrgyzstan_history-4-ru.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Борьба кыргызов против джунгарских завоевателей (XVII-XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

  • Бийлибаев Кайнарбек Шеримкулович

 

Рассматриваются пути самостоятельного становления кочевой культуры среднеазиатских народов их борьба против джунгарских завоевателей. В первой половине XVII в. с северо-востока на кыргызов и казахов стала надвигаться грозная сила войска джунгарских ханов. Кыргызы, казахи, кыпчаки, узбеки и горные таджики были на грани разгрома. Начиная с 60-х годов XVII в. набеги становятся систематическими. Начались сильные миграционные процессы. Этот период относится к самым тяжелым временам в истории народов Центральной и Средней Азии. Отмечается их сильная народная идеология, воинская храбрость, сила духа. Все это способствует отстаиванию независимости в тяжкие времена в истории. В целом показана история этих народов периода XVII XVIII вв. и рассмотрены события, связанные с их борьбой против джунгарских завоевателей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызстан под монгольским игом

Автор: Турусбек Мадылбай

Выход на историческую арену монголов и образование в начале XIII в. Монгольской империи оказали огромное влияние на судьбы многих народов и государств половины мира того времени. Правителем ее на съезде представителей феодальной верхушки был провозглашен Чингиз-хан. Консолидация Монгольского государства под властью Чингиз-хана завершилась разгромом сопротивлявшихся крупных объединений татар, меркитов, найманов и подчинением всех остальных монголоязычных племен.

Отмечая последствия вселения кочевых монгольских племен на восточный Тянь-Шань, В. Рубрук, проезжавший по Илийской долине в 1253 г., писал, что здесь «прежде находилось много городов, но по большей части они были разрушены монголо-татарами, чтобы иметь возможность пасти там свои стада, так как там были наилучшие пастбища». (Рубрук, с. 126.) Монголы действовали, писал в связи с этим К. Маркс, «сообразно с их способом производства, пастбищным скотоводством, для которого большие необитаемые пространства являются главным условием». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 724.)

В погоне за лучшими пастбищами монголы все больше вытесняли оседло-земледельческое население, разрушая города и селения, встречавшиеся им на пути. «Разоренное оседло-земледельческое население уходило с территории Киргизии в Восточный Туркестан, к Сыр-Дарье и в Мавераннахр, где монголов было сравнительно меньше. Нашествие монголов при Чингиз-хане и его преемниках на Среднюю Азию сопровождалось гибелью многочисленного населения и разрушением производительных сил». (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 384.)

Вот почему, приняв первый удар от монголов, города и селения на территории Кыргызстана оказались наиболее разрушенными или почти уничтоженными. Кочевникам нужны были пастбища, им не нужны были города, поэтому они уничтожали их, сравнивали их с землёй и шли дальше, полагая, что на обратном пути, когда они будут возвращаться через несколько десяток лет, здесь уже будут пастбища с обильными травами. И ещё вот почему остались в сохранности некоторые города нынешней территории Узбекистана и Туркмении. Это потому, что они находились в пустынях Кызыл-Кума и Кара-Кума, а кочевникам не нужны были пески, там негде было пасти стада. Например, будь Самарканд с Бухарой в горах и долинах Кыргызстана, их тоже постигла бы та же участь. И даже будь египетские пирамиды в наших благодатных землях, то монголы с ними расправились бы в два счета. Только этим объясняется тот факт, что на территории Кыргызстана менее сохранились города и селения, а не тем, что у нас культура была на низком уровне. Я бы посмотрел, что сталось бы, скажем, с древним Римом или Вавилоном, окажись они на пути монголов в то время: они бы стерли их в порошок.

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:756

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Число 40 - священное число у многих народов и во многих культурах.  В Тибете, Древнем Египте, Древней Греции, в Христианстве это число связано с погребальной обрядностью.  Изначальный смысл этого числа был утерян. 

Почему в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд? И каков смысл числа 40? 

 

Итак, в Древнем Вавилоне, а затем Египте использовали 60-ричную систему счисления. Странно, с чего бы вдруг? Не пятеричную, не десятичную. Ответ прост как все гениальное: Вспоминаем религию египтян, вся она наполнина триадами божеств. Триада - это Отец, Мать, Сын, - единица жизни, это родители, дающие новую жизнь ребенку.  3 человека - это 60 пальцев - это основание всего, это древнее выражение восточных ценностей: создать семью, посадить дерево и вырастить сына. Создать семью - это значит соединить мужчину и женщину. посадить дерево - это обеспечить блага своему потомству, а родить и воспитать сына - это значит победить смерть.  В древности верили в реинкарнацию, когда человек умирает, то он должен возродиться в новом теле.  Для его возрождения должно произойти соединение мужчины и женщины.  мужчина и женщина - это 40 пальцев.  Сорок, после соединения превращается через 9 месяцев в 60.  Отсюда  9 также- священное число.  20 - это просто человек. 

 

40- это смерть и возрождение, соединение  мужчины и женщины. 

известны 40 витязей Манаса  и 40 севастийских мучеников, они были убиты и здесь 40 - это смерть. Чоро(соро, шоро - это и есть сорок, символ смерти. Всем известно, что сорока - птица-падальщица, первая прилетающая на смерть)  

Но сорок - это в первую очередь символ соединения мужчины и женщины. Т.е. символ возрождения и победы над смертью.  Об этом все давно забыли в результате перехода на авраамические религии: ислам, христианство, иудаизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я считаю,что войлочная юрта кыргызам  достались от каракытай или татаро-монголов.

Вот исконное жилище средневековых киргизов.

52b85188ba9d6fcd0c83a9aae7791de647dde6b2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Сопоставление типично кочевнической одежды, изображенной на каменных изваяниях тюркского времени, указаний на одежду из валя­ной шерсти у древних тюрков Семиречья (Сюань-Цзан, VII в.) и описа­ний одежды древних кыргызов (хагасов) в «Тан Шу» (белые валяные шляпы, платье из овчины и шерстяных тканей) с одеждой современных киргизов не оставляет сомнений в преемственности типов одежды на протяжении по крайней мере 1300—1400 лет. 

Т.е. на протяжении 1400 лет кыргызы знали войлок и одежда их не менялась в течение 1400 лет, а жилище поменялась только в средневековье? И что за жилище изображено на картинке? Оно из шкур? Похоже на чум:oblozhka2_ca02f78a0b.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Aether said:

Т.е. на протяжении 1400 лет кыргызы знали войлок и одежда их не менялась в течение 1400 лет, а жилище поменялась только в средневековье? И что за жилище изображено на картинке? Оно из шкур?

Где написано,что на протяжении 1400 лет кыргызы жили во войлочных юртах?:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Steppe Man сказал:

Где написано,что на протяжении 1400 лет кыргызы жили во войлочных юртах?:D

Написано, что их одежда практически не поменялась за это время. Почему должно поменяться жилище? Ведь войлок они знали очень давно, если одежда не менялась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чьи это жилища на последнем фото? Видно, что там стены не из прямых жердей сделаны и покрыты войлоком, а не шкурами. Видно по тени, что сначала вертикально вверх стена идет, затем переходит в потолок, который  имеет уклон примерно 45 градусов, т.е. это уже войлочные юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это тоже войлочная юрта, но еще без кольца под крышей похоже. Чум на первом фото, собран из прямых жердей. Возможно многие кочевники строили и чумы , т.к. сделать юрту намного сложнее, чем собрать чум. Надо гнуть элементы. Но это было например временным жильем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Aether сказал:

Написано, что их одежда практически не поменялась за это время. Почему должно поменяться жилище? Ведь войлок они знали очень давно, если одежда не менялась.

Почему тогда лесные тюрки (алтайцы, хакасы, якуты) не знают технологии юрты? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Steppe Man сказал:

images?q=tbn:ANd9GcR_u9psUSuI6idM3XvSuIb

 

 

13 минут назад, Steppe Man сказал:

1c982d1bee902e13d2633063604caa8f.png

1356088682_pogranichniki.jpg

de61250f50892fcc4039bf0919ade33f_500_0_0

Настоящие лесные тюрки (алтайцы, хакасы и т.д.) не знают и не живут в юртах. Они живут в чумах наподобия вигвамиов индейцев.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Скриптонит сказал:

Почему тогда лесные тюрки (алтайцы, хакасы, якуты) не знают технологии юрты? 

 

Может потому, что в их условиях она не нужна?  Они совершали дальние кочевки???  Юрта - дорогое удовольствие и сложная конструкция, требующая точности.  Ее ценность в том, что она легкая, т.к. войлок легкий, и пригодна для постоянных дальних кочевок по степи. А шкуры - тяжелые и с ними тяжело далеко кочевать. У лесного жителя леса вокруг полно и он может вырубить каркас в любом месте  не думая о его весе и форме, а степняку надо возить каркас с собой. Поэтому он должен быть легким, прочным, иметь точную форму, чтобы подходил хорошо войлок. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чум в моем понимании - это жилище, сделанное из прямых жердей и покрытое  шкурами, а юрта - это жилище, имеющее вертикальные стены, покатую крышу и покрытое войлоком. То, что показываете Вы - больше походит на юрту, а не на чум, чум - на первой фотографии: 

53 минуты назад, Steppe Man сказал:

 

52b85188ba9d6fcd0c83a9aae7791de647dde6b2

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще чум может иметь преимущество в северных краях в том, что лучше сохраняется тепло у пола.  В юрте при той же площади будет больше объем и поверхность стен, чем у чума, поэтому тепло от огня в чуме будет сохраняться лучше.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Aether сказал:

Чум в моем понимании - это жилище, сделанное из прямых жердей и покрытое  шкурами, а юрта - это жилище, имеющее вертикальные стены, покатую крышу и покрытое войлоком. То, что показываете Вы - больше походит на юрту, а не на чум, чум - на первой фотографии: 

 

По мне таки это обычный вигвам как у индейцев, нежели юрта

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Скриптонит сказал:

По мне таки это обычный вигвам как у индейцев, нежели юрта

А как называется у лесных тюрков такое жилище?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Основной тип жилища хакасов - нерешетчатая юрта (чарга иб). Эта постройка имела в основе вертикальные столбы с развилками наверху, в другом варианте - колья, поставленные по кругу (См. Прил., рис.3). Венчал конструкцию дома обруч, к которому крепили в наклонном положении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом, упирающимся в землю чуть далее нижнего основания сооружения. Наверху эти два наклонных шеста соединялись вторым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стены юрты изготавливались из сшитой коры или выделанных шкур, прикрытых сверху жердями.

Существовала еще решетчатая юрта (тирмелиг иб, киис иб), основным ее отличием была, складывающаяся как решетка, конструкция. Практически у всех кочевых народов Южной Сибири были похожие элементы жилища.

Разнообразие типов жилищ прямо отражает, разнообразие локальных вариантов хозяйственно-культурных типов местного населения. Поэтому весьма трудно дать характеристику дома в тюркском мировоззрении, не прибегая к обобщенному образу жилища.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...